Что значит полароид. История компании Polaroid

Это одна из многих невеселых историй о бизнесе из числа тех, в которых стремительный взлет и процветание компании сменяется медленным угасанием с отчаянными попытками реанимации. Таких компаний сотни и тысячи, однако, сегодня речь пойдет о живой легенде, о Polaroid.

Основатель компании, Эдвин Лэнд, родился в 1909 году в Бриджпорте (Коннектикут, США). Известно, что его предки были родом из России (не он один – стоит вспомнить только конструктора Сикорского, изобретателя Зворыкина, актеров Юла Бриннера, Майкла Дугласа и многих других, заканчивая Сергеем Брином и многими, менее именитыми и удачливыми бизнесменами).

Предки Лэнда, Соломоновичи, эмигрировали с территории Российской Империи (с Украины) в США в конце XIX века. Известно, что потомок Соломоновичей не бедствовал - во всяком случае, денег хватало на обучение в Гарвардском университете. Там Эдвин Лэнд и изобрел первый в мире синтетический поляризационный материал, а идея, послужившая основой для создания фирмы, потом использовалась везде - как в гражданских, так и в военных целях.

Стартап

В 1937 году разработки Лэнда, наконец, нашли коммерческое применение - была основана фирма Polaroid. Первоначально, фотоаппаратами она не занималась, выпуская солнцезащитные очки, поляризационные стекла различного назначения для приборов и военной техники.

Эдвин Лэнд

На сайте фирмы утверждается, что Polaroid имела непосредственное отношение к изобретению приборов ночного видения, рентгеновской пленки и многого другого. В это нетрудно поверить - за свою жизнь Лэнд запатентовал более 500 изобретений. Говорят, больше числится только за Томасом Эдисоном.

Добиться успеха исследователю помогли не только научные достижения, но и железная бизнес-хватка. По словам одного из бывших сотрудников предпринимателя, Питера Венсберга (Peter Wensberg), «Лэнд как медведь. Вы можете восхищаться медведем. Вы можете иметь дела с медведем. Но вы должны быть очень осторожны, чтобы медведь вас не съел». Эдвин Лэнд бессменно управлял компанией на протяжении 43 лет.

Всю силу характера Лэнда испытала на себе компания Kodak , о чем мы расскажем чуть ниже.

В 30-е же годы и в начале - середине 40-х гг. прошлого века основным источником фирмы компании были поляризационные очки. В отличие от многих других современных «изобретений» Polaroid, солнцезащитные очки под этой маркой до сих пор пользуются большим спросом среди знатоков.

Фото? Подождите минуту!

Как гласит легенда, идею «моментальных» фотографий подала дочь основателя фирмы, будучи почти в младенческом возрасте. «Почему нельзя получать готовые фотографии сразу?» – якобы однажды спросила она отца. И тот серьезно задумался. В результате, пришлось серьезно задуматься и его сотрудникам.

Вскоре после Второй мировой войны, в 1948 году, компания, наконец, представила первый фотоаппарат, делавший моментальные снимки - т. н. Polaroid Land.

Стоить заметить, что каждый снимок, сделанный первыми фотоаппаратами Polaroid, обходился недешево - 1 доллар, что, по тем временам, было очень приличными деньгами - классический, среднестатистический гамбургер, например, стоил в разы дешевле. Время дешевых снимков еще не пришло.

Однако, камеры и другая продукция Polaroid пользовались большим спросом. В 1963 году Эдвард Лэнд удостоен Президентской медали свободы.

Расцвет империи

В 1972 году в продаже появляется камера Polaroid SX-70 Land Camera, первая полностью «моторизованная» модель, не требующая точной наводки и делавшая цветные «моментальные» снимки.

С тех пор моделей становилось все больше, цена на них и расходные материалы - все ниже, и уже в 70-е - 80-е годы Polaroid стал действительно «народным» фотоаппаратом, о котором с ностальгией вспоминает вся Америка и большая часть мира. По крайней мере, граждане старше 30 лет.

В конце 70-х над Polaroid начали сгущаться тучи. В 1979 году Kodak анонсировала собственную камеру для мгновенных фотоснимков. Компания по всем параметрам была в разы крупнее и могущественнее Polaroid, однако Эдвин Лэнд принял вызов, через шесть дней после анонса модели подав иск о нарушении патентных прав.

Процесс длился десять лет и закончился полной победой Polaroid – Kodak обязали выплатить компенсацию более 600 млн. долларов. Ей еще повезло. Эксперты оценивали возможный размер компенсации от $2 млрд. до 16 млрд. В 1986 году Kodak была вынуждена выйти из бизнеса моментальных фотографий - ее разработки оказались менее эффективными.

До и после этих событий ряд компаний в всем мире выпускал Polaroid-совместимые фотоаппараты, способные использовать соответствующие фотоматериалы от известной фирмы. Это Fuji , Keystone Camera Corporation, Konica , Minolta , китайские нелегальные клоны начала 90-х… Отметился даже СССР с двумя моделями: «Момент», в некоторых отношениях - полный клон модели Polaroid Model 95, выпускавшийся в 50-е годы, совместимый с фотоматериалами Polaroid. За отсутствием последних, граждане пользовались, в основном, продукцией местного производства. В 60-е Красногорским механическим заводом выпускался фотоаппарат «Фотон», как и предыдущая модель, совместимый с кассетами 40-й серии Polaroid и советскими «Момент».

Кроме злополучной Kodak, оригинальными разработками занимались Fuji, Continental Camera Corporation, Camera Corporation of America и др., однако их технологии и модели не получили настоящего признания. Империя Polaroid достигла пика могущества и растирала конкурентов в порошок.

Наш, советский Polaroid

Мало кто знает, что Polaroid производился и в СССР. Причем, не только «клоны» собственной разработки, а фотоаппарат под соответствующей торговой маркой. СП (совместное предприятие) Светозор просуществовало с 1989 по 1999 гг., и выпускало совместно с Polaroid модели 635 CL и Polaroid 636 Closeup. У некоторых до сих пор хранятся в чуланах камеры с гордой надписью “Assembled in USSR”.

Закат империи

Великие люди иногда совершают великие ошибки. Вспоминается история Самюэля Кольта , поначалу наотрез отказавшегося вкладывать ресурсы в разработку револьверов со сквозными «патронными» барабанами и уволившего предложившего идею сотрудника. После его смерти наследники рвали на себе волосы, глядя, как процветает Smith & Wesson, купившая соответствующий патент.

Ошибся и Эдвин Лэнд. Прототипы цифровых фотоаппаратов имелись в Polaroid еще с 80-х гг., однако владелец фирмы принял волевое решение: «мы не занимаемся электроникой».

Начнем, пожалуй, с пожелтевших газетных страниц:-) Вот что в мае 1989 года писал журнал издательского дома "Коммерсантъ" "Власть" в статье под названием "«Поляроид» за рубли"

"16 мая в Москве открылся магазин «Светозор», в котором будет осуществляться розничная продажа фотоаппаратов «Поляроид Суперкалор 635L» и фотопластинок «Поляроид 600 плюс». В тот же день в Центре международной торговли на Красной Пресне состоялась презентация совместного советско-американского предприятия «Светозор», которое будет осуществлять сборку фотоаппаратов в нашей стране. Партнер с американской стороны — фирма Polaroid Europa BW (филиал американской Polaroid Corporation). С советской стороны — предприятия Министерства атомной энергетики СССР: нарвское производственное объединение «Балтиец», обнинское предприятие «Сигнал» и московский ВНИИ радиационной техники".

Откуда же растут ноги истории нашего "Полароида"? F5 выяснил все подробности!

В конце 80-х годов знаменитый советский физик-ядерщик, академик Евгений Павлович Велихов, будучи в Соединенных Штатах, пообщался с тогдашним президентом компании Polaroid, и тот предложил ему наладить совместное производство. Велихов привез идею в СССР и подкинул ее министру машиностроения Льву Рябеву (к слову, инженеру-физику в прошлом). Тому идея понравилась, он дал отмашку в приборостроительный главк, и в результате появилось пресловутое СП с древнерусским прозвищем — повальное создание совместных предприятий с недавними идеологическими врагами в те годы было самым модным трендом! :-)

Как уже сказано, в СССР производство "Полароидов" стало коллективным трудом трех предприятий с атомной направленностью. В немногочисленных упоминаниях о тех событиях говорится, что внутри "Светозора" роли их были распределены так: обнинский завод "Сигнал" — сборка электронных плат, нарвский завод "Балтиец" — изготовление деталей из пластмассы, московский ВНИИ радиационной (!) техники — финальная сборка камер.

Много воды с тех пор утекло, но F5 разыскал тех, кто в 90-е занимался производством знаменитых фотоаппаратов!

Начали следствие мы с эстонского завода "Балтиец", что в городе Нарва. На некоторых сайтах, посвященных ретрофото, говорится, что он производил пластиковые корпуса для фотокамер. Сей факт вызвал у нас большое сомнение — советская промышленность тех лет совершенно не умела делать качественные пластиковые детали! Получалось жуткое уродство с заусенцами и облоем, которое на безрыбье годилось для товаров народного потребления, но никак не соответствовало стандартам всемирно известного "Полароида".

И небольшое расследование F5 эти сомнения подтвердило — в списке советских полароидостроителей "Балтиец" занимает весьма условное место, ибо никаких корпусов отродясь не делал!

Предприятие из города Нарва действительно участвовало в процессе, но весьма недолго и непосредственного отношения к фотоаппаратам не имело вовсе! Все дело в том, что компании "Светозор" нужна была валюта. Американский Polaroid дал добро на сборку своих камер в СССР, согласился продавать для них комплектующие, но советские деревянные ему были не нужны. А долларов у "Светозора", (как и у большинства коммерческих структур в 1989 году) разумеется, не водилось. Поэтому пришлось строить многоходовку — запускать на заводе "Балтиец" линию по производству... пластиковых коробок для видеокассет, которые, в свою очередь, продавались за рубеж и приносили валюту, необходимую на первое время для закупки деталей для сборки фотоаппаратов! Процесс был мудрен, но продолжался недолго — через пару лет Эстония стала самостоятельным государством, а годом позже и сам завод приказал долго жить...

Следующим пунктом путешествия по следам русского "Полароида" стал приборный завод "Сигнал", и по сей день существующий в городе Обнинске Калужской губернии и занимающийся изготовлением электронных систем управления и контроля работы реакторов атомных электростанций. Вот что рассказал F5 Вячеслав Анисимов, бывший в те годы главным инженером предприятия:

— В 1989 году мы начали выпускать электронику для фотоаппаратов "Полароид" в рамках совместного предприятия с американцами. Мы были одним из трех предприятий в мире, которые делали компоненты для моментальных фотокамер "Полароид" помимо заводов в Малайзии и Шотландии. В Обнинске же собирался один небольшой узел — электронный блок управления фотовспышкой.

Выпуск электроники для фотокамер продолжался без малого десять лет, после чего прекратился — как известно, моментальные фотокамеры не выдержали конкуренции с цифровыми аппаратами... За все это время мы сделали электронные платы для приблизительно 1,2 млн фотоаппаратов. Больше половины из них шли за рубеж, на тамошние сборочные предприятия, а часть использовалась в камерах, собираемых в СССР и впоследствии в России.

Трудно сказать, для чего было налажено производство в нашей стране. Едва ли оно было лучше и дешевле того же малазийского. Возможно, это было нужно для того, чтобы на деле, а не на словах, показать сближение СССР и США — как символ perestroyki i novogo mishleniya...

Конечная остановка наших копаний в русско-американской истории мгновенного фото — московский ВНИИ радиационной техники. (Ныне он называется НИИ технической физики и автоматизации.) На радиоактивном предприятии под руководством Анатолия Алексеевича Трусова осуществлялась финальная сборка фотокамер.

— Начинали производство мы с десятков штук и всего двух мастеров-сборщиков, — рассказывает Анатолий Алексеевич. — Оборудование было выставлено в конвейер, но поначалу работать было некому, два человека попеременно меняли операции — от сборки до тестирования. Но в 1995 году мы уже отмечали выпуск полумиллионного аппарата, произведенного в России!

Все компоненты шли из Шотландии, за исключением того, что делали в Обнинске, и качество сборки было очень высоким — некоторые партии даже уходили для продажи за рубежом.

В 1994 году "Полароид" тонул, и выкарабкивался фактически за счет российских продаж — у нас тогда был бум на эти аппараты. При том что фотокамеры продавали фактически с убытком, ниже себестоимости, в расчете на прибыль за счет продажи фотопленки для них.

В нашей стране выпускались две модели моментальных камер Polaroid — 635 и 636. Планировалось добавить третью модель, но не успели — компания стремительно "сваливалась в штопор"... В 1997 году закрылось и российское производство — за эти девять лет мы сделали более 600 000 фотоаппаратов...

P.S. Polaroid — это, без сомнения, эпоха с большой буквы в истории фотографии. И по причудливому совпадению, рассвет и закат этой эпохи тесно связаны с нашей страной — основатель компании Эдвин Герберт Лэнд родился в семье выходцев из России, и Россия же оказалась последним серьезным рынком сбыта для знаменитых моментальных камер...

Мгновенную фотографию сейчас может снять любой смартфон. Пара прикосновений и где-то в другом городе мама знает, что вы покушали. Но, несмотря на это, руки тянутся к старым добрым Полароидам, которые с приятным скрежетом выдают настоящую аналоговую фотографию.

Интерес к ретро коснулся всех сфер. Во многом это связано с тем, что люди, родившиеся в восьмидесятых-девяностых сейчас достигли возраста «раньше трава была зеленее» и им хочется вернуться к вещам, что когда-то оставили воспоминания на всю жизнь. Эти люди сегодня платежеспособны, а такой шанс акулы маркетинга упустить никак не могут. Ну а что до рожденных в двухтысячных и ностальгирующих по временам, в которых никогда не жили… Ну, психологи говорят, что это нормально.

Но есть здесь кое-что еще. Многие изменения, навязанные технологическими компаниями, незаслуженно вытеснили своих прародителей. Как моноблок убил раскладушки, так и цифра вытеснила аналоговое фото в касту фетишистов. Но предпосылки для возвращения моды на мгновенную фотографию есть, особенно в общем потоке моды на ретро.

На такой благоприятной волне было объявлено о возрождении компании Полароид Ориджиналс, которая остановила свою деятельность в 2008-м году. Предприниматели, поверившие в возможность вернуть Полароиду часть былой славы, говорят, что в сегодняшнем цифровом мире все больше растет спрос на реальные вещи, существующие за узкими рамками смартфона. Остин Клеон в книге «Кради как художник» описывал десять уроков креативности, один из которых касался именно противопоставления аналога и цифры.
Остин говорит: «работайте руками».

Человеческому мозгу важно получать результат своей работы. Когда художник создает в неосязаемом пространстве, творческий заряд может быстро иссякнуть. Эту проблему еще только предстоит решить евангелистам виртуальной и дополненной реальности.

История

Компания Полароид была основана Эдвином Лэндом, внуком русских эмигрантов и выпускником Гарварда, в 1937-м году. В основном, компания выпускала товары с поляризационным покрытием: солнцезащитные очки, настольные лампы и другие. Во время Второй Мировой войны компания выпускала ряд товаров для американской армии, включая инфракрасные приборы ночного видения, прицелы для орудий и вектрографы. А вот камеры для моментальных фото стали выпускаться лишь спустя 11 лет в 1948-м.

Однажды в 1943-м году во время отдыха в Санта-Фе трехлетняя дочь Лэнда Дженнифер поинтересовалась, почему нельзя посмотреть фотографию сразу после съемки. Именно этот наивный детский вопрос стал отправной точкой в работе Лэнда над новым типом пленки. Позже Лэнд вспоминал, что разложил в голове все необходимые для реализации технологии условия и компоненты в течение часа. Именно тогда он решил заняться разработкой мгновенной фотографии. Получение патента и реализация идея заняли пять лет.

С 1943-го по 1946-й год разработка мгновенной камеры Полароид держалась в строгом секрете. Одной из главных проблем была прочность кассеты: чтобы добраться до конечного покупателя, ей предстояло проделать путь от конвейера, через склады, грузовики, магазины, сумки и многочисленные кривые руки, при этом не треснув и не испортившись от удара или нажатия. Не говоря уже о перепадах температур и других факторах.

Но решение было найдено и 21 февраля 1947-го года была представлена первая камера для мгновенной фотографии. А уже в 48-м году в центральный универмаг Бостона поступила первая коммерческая модель «Model 95», которая была способна делать лишь снимки в серых оттенках и имела важное ограничение: необходимо было ждать ровно 60 секунд до того, как отклеить слой негатива с фотографии. Не смотря на то, что по качеству камера не превосходила уже существующие системы, а от фотографа требовала крайней внимательности, покупатели были довольны. Первая партия была раскуплена за считанные минуты.

По настоящему контрастная черно-белая (а не серо-серая) пленка Полароид вышла два года спустя в 1950-м году. Переход к черно-белому цвету требовал дополнительного ручного вымачивания проявленного изображения с использованием полимерного покрытия, чтобы предотвратить потемнение фотографии. А уже в 1957-м году Нью-Йорк Таймс назвал мгновенную фотографию равной по качеству лучшим работам, вышедшим из обычных проявочных комнат.

Несмотря на небывалую популярность моментальной камеры, Лэнд не верил в маркетинг. Он говорил, что маркетинг нужен для заведомо плохих товаров. Его подход был таким: нужно показать людям что-то новое и ненужное до этого момента так, чтобы к концу демонстрации те непреодолимо захотели получить этот продукт. Поэтому он превратил ежегодные собрания в компании Полароид в своего рода шоу. Лэнд поднимался на сцену, показывал новую камеру, рассказывал о ее возможностях. И к концу собрания зрители просто мечтали получить такую камеру.

Возможно вы заметили здесь некоторое сходство с презентациями продуктов Эппл. Стив Джобс следил за развитием компании Полароид в молодости, и однажды даже подтвердил, что в основе Эппл лежит та же бизнес-модель. В семидесятых и начале восьмидесятых он несколько раз посещал штаб-квартиру компании Полароид, чтобы пообщаться с Лэндом.

Производство Полароид в СССР

Фотоаппараты Полароид собирались в СССР, а затем и в России. В 80-х годах, во время одной из командировок в США, советский физик-ядерщик вицепрезидент Академии Наук СССР академик Евгений Велихов на одной из встреч познакомился с тогдашним президентом компании Полароид Макалистером Буфом, и тот предложил ему наладить совместное производство в СССР.

Так, в 1989-м году, по инициативе Академии Наук СССР было организовано совместное предприятие Светозор, которое на протяжении последующих десяти лет выпускало модели Supercolor 635CL и 636 Closeup. Эти модели не отличались функционально и имели различия только в форме корпуса. Производство началось всего с десятка штук и двух мастеров-сборщиков, оборудование было выставлено в конвейер, но поначалу работать было некому. Два человека попеременно меняли операции от сборки до тестирования.

Изначально планировалось выпустить 350 000 камер в течение шести лет, но спустя пять лет предприятие рапортовало о том, что объемы производства достигли двухсот тысяч фотоаппаратов в год. Но и этого не хватало, потому что продажи собранных на Западе Полароидов на территории бывшего СССР дотягивали до одного миллиона штук в год, не считая произведенных Светозором партий.

Кстати, не все компоненты для сборки доставлялись из-за границы. Например, электронный блок управления вспышкой производился на обнинском заводе Сигнал, который был единственным, помимо заводов в Малайзии и Шотландии, где производили электронику для Полароида.

Наши дни, Impossible Project

В 2001-м году Полароид объявил о своем банкротстве дважды и был перепродан трижды. Казалось, что эре Полароида пришел конец. Но все же находились энтузиасты, проявлявшие интерес к устаревшим фотографиям. И в 2009-м году последний завод по производству Полароидов был куплен тремя предпринимателями и получил название Невозможный Проект (The Impossible Project). Его все еще можно назвать экспериментальным, но у проекта уже сейчас много сторонников и почитателей. И тут стоит вспомнить еще одну фразу Эдвина Лэнда: «Не нужно делать то, что может сделать каждый»
Благодаря Импоссибл Проджект, в 2017-м году, впервые за долгое время, вышла новая камера с хорошо знакомой надписью «Полароид». Она называется OneStep 2. Камера делает моментальные фотографии, в ней есть таймер, вспышка и USB порт для зарядки. OneStep 2 еще не поступила в продажу, но доступна для предзаказа. В камере используется пленка Ай-тайп, которая изначально создавалась для оригинальной камеры Impossible Project I-1.

В период с 2008-го года различные компании могли получить лицензию на использование патента на технологии Полароид. Но в 2017-м году компания-учредитель Импоссибл Проджект выкупила все патенты Полароид, а также все права на интеллектуальную собственность. Что все это значит? Это значит, что скоро можно будет купить новую камеру Полароид всего за 99 $.

Технология

Желание дочери Лэнда потребовало не только создания нового типа пленки, но и камеры с иным механизмом производства фотографии. Главным элементом системы стала пленочная кассета, содержащая как негатив, так и приемный слой позитива, соединенные резервуаром с реагентами (включая гидроксид натрия) для проявки. Этот резервуар называли коконом. При выходе из камеры пара роликов в основании камеры сжимали пленку, разрушая стенку резервуара, после чего реагент растекался по области изображения. По мере распространения реагентов химикаты удаляли незасвеченный галогенид серебра с негатива, выводили его на слой позитива в меньшем количестве, создавая конечное изображение. И по по сей день процесс существенно не изменился.

Снаружи снимок защищен прозрачной пленкой.
Ниже - фиксаж.
Еще ниже находится буферный слой. Он задерживает проникновение веществ фиксажа, пока ниже проходит реакция с реагентом.
Следующим идет приемный слой бумаги, где формируется финальное позитивное изображение из красителей с нижних слоев.
Под ним - реагент.
Шесть следующих слоев - это чередующиеся эмульсионные слои и слои с проявляющей краской.
Три эмульсионных слоя чувствительны к красному, зеленому и синему цветам. Они работают как негативы для слоев с голубой, пурпурной и желтой красками (или, если в более привычных терминах, циана, мадженты и желтого), лишая тех способности к переносу на бумагу. Например, фотография синего неба затронет синюю эмульсию, которая заблокирует всю жёлтую краску, находящуюся под ней, что позволит пурпурному и голубому слоям перейти на поверхность позитива, сформировав синий цвет.

Ролик

В формате статьи эту историю Полароида я подготовил для Гиктаймс, но изначально мы делали ролик, который оставил ниже. В нем закадровый текст с историческими и техническими иллюстрациями, а также с чуть более расширенный сценарий.

Эдвин Герберт Лэнд (1930-е годы).

В 1883 году в России после восшествия на престол Александра III начались преследования евреев. Именно тогда вся семья Лэнда: дедушка Авраам Соломонович, бабушка Элла, дяди Сэм и Луис и его отец Гарри - эмигрировали из Одессы в Америку. Предприимчивый дед начал собственный бизнес по скупке и переработке металлолома. 7 мая 1909 года в Бриджпорте (штат Коннектикут) у Гарри Лэнда и его жены Матхи Голдфаген родился сын - будущий всемирно известный изобретатель, которого назвали Эдвином. В семье мальчика звали Дином (Din), поскольку младшая сестра Хелен не могла выговорить полное имя Эдвина. Это короткое прозвище осталось с Лэндом на всю жизнь - так называли его и друзья, и партнеры по бизнесу. С юных лет Эдвин много экспериментировал со светом, калейдоскопами и стереоскопами и часто бегал в местную библиотеку, чтобы поглазеть на установленный там телескоп. А как-то раз в порыве любознательности разобрал на детали отцовский фонограф, за что и был выпорот строгим родителем. В тринадцать лет родители отправили Эдвина на летние каникулы в лагерь неподалеку от Нориджа (штат Коннектикут). Там он увидел эксперимент-демонстрацию разложения светового луча на спектральный пучок с помощью стеклянной пирамидки из исландского шпата. Это событие сильно повлияло и определило дальнейшую сферу интересов Лэнда. В этом возрасте Эдвин впервые прочитал учебник по оптической физике знаменитого учёного Роберта Уильямса Вуда (Robert Williams Wood), и эта книга на долгие годы заменила ему Библию. В школе Эдвин особое предпочтение отдавал естественным наукам. После окончания школы родители мальчика оплатили обучение в Гарвардском университете. Однако, спустя несколько месяцев, Лэнд неожиданно бросил университет. Ему казалось, что учеба в Гарварде только сковывает его научную инициативу; Лэнд чувствовал, что уже готов делать открытия - причем точно знал, в какой именно области. Направление исследований подсказала сама жизнь. Однажды ночью, когда Эдвину было тринадцать, его разбудил страшный шум. Это было столкновение автомобиля и фермерского фургона. Став взрослым, Лэнд много размышлял об этом случае: как сделать фары мощными, но чтобы при этом их свет не слепил водителей встречных автомобилей? Было принято решение: изготовить поляризующие фильтры, с помощью которых можно было бы "приглушать" яркий свет. Проблема была в материале. После ряда экспериментов Лэнд остановился на пластике, который в результате соответствующей обработки приобрел необходимые свойства. Так Эдвин Лэнд изобрел поляризующие линзы для автомобильных фар, которые освещали дорогу, не ослепляя встречные машины. В 1929 году, доведя изобретение до ума и получив свой первый патент, Эдвин Лэнд триумфально вернулся в Гарвардский университет. Результаты его работы настолько впечатлили Теодора Лаймана (Theodore Lyman), руководителя кафедры физики, что он выделил перспективному студенту отдельную лабораторию для исследований. А в 1932 году Лэнд самостоятельно вёл семинары по поляризации света - небывалая честь для человека, который даже не получил еще диплома. Однако, вопреки уговорам коллег, Лэнд не стал замахиваться на научную степень, а попытался реализовать свой второй талант предпринимателя. Скооперировавшись с преподавателем физики Джорджем Уилрайтом, он основал компанию Land-Wheelwright. Ее задачей было коммерческое продвижение изобретения, которым к тому времени заинтересовались исследовательские лаборатории таких гигантов, как General Motors, General Electric и Eastman Kodak. Что же касается учёных степеней, то в 1957 году Гарвард всё-таки сделал Лэнда почетным доктором. В 1930-е годы началось и сотрудничество Эдвина Лэнда с юристом Дональдом Брауном, которое продолжалось более 40 лет. Коньком Брауна считалось патентное право, благодаря чему все идеи Лэнда были окружены несокрушимой стеной патентов, исключавших возможность любого копирования изобретений. В 1934 году Kodak стала первым клиентом новой компании, решившим использовать поляризаторы Лэнда в качестве фильтров для фотоаппаратов. В следующем году American Optical Company купила лицензию у Land-Wheelwright на производство солнцезащитных очков. Эдвин Лэнд всегда проявлял творческий подход при продвижении своих изобретений. Будучи сторонником персональных презентаций, для продажи своих поляризационных светофильтров Лэнд снял отель для встречи с топ-менеджерам из American Optical Company, поставил на подоконник аквариум с золотой рыбкой, а когда пришли гости, вручил каждому по поляризационной пластине. Трюк состоял в том, что в солнечный день из-за бликов золотая рыбка внутри аквариума была не видна, а с помощью поляризационной пластины топ-менеджеры смогли ее сразу увидеть. Впечатлённые гости сразу согласились инвестировать в эту идею. Уже в конце 1930-х годов была продана первая пара очков. В 1937 году на вырученные деньги Лэнд смог преобразовать свою компанию в корпорацию Polaroid. Термин polaroid впервые использовал профессор Кларенс Кеннеди в 1934 году, когда он рассказывал о работах Лэнда по поиску материала, поляризующего свет. Лэнду это слово сперва страшно не понравилось. Сам он хотел назвать придуманный им материал эпиболлиполом (epibollipol, от греческих слов «плоский» и «поляризатор»). Но коллеги Лэнда убедили его, что легкопроизносимое слово polaroid подходит для его изобретения лучше. Первоначально компания Polaroid фотоаппаратами не занималась, выпуская солнцезащитные очки, поляризационные стекла различного назначения для приборов гражданского назначения и военной техники. Спрос возрастал, и вскоре продукция Polaroid пересекла границы Европы и Азии. 1939 год ознаменовал новый этап развития молодой компании. Polaroid получила от американского правительства $7 млн. на разработку самонаводящихся снарядов. Работа на оборону продолжалась и в годы второй мировой войны. Polaroid наладила производство приборов ночного видения, перископов, биноклей, устройств для воздушной разведки и другой подобной техники. В 1944 году все военные летчики получили новые очки Polaroid. Линзы этих очков, похожие на большое ветровое стекло, были выполнены из небьющегося пластика. Они обеспечивали отличную видимость и защищали глаза летчиков от переохлаждения и вспышек огня. В 1944 году Лэнд проводил отпуск вместе с трехлетней дочкой Дженнифер в Санта-Фе, где на прогулках они много фотографировали. И как-то раз девочка спросила отца, почему она не может сразу посмотреть на готовую фотографию. Уже через час Эдвин Лэнд в общих чертах сформулировал концепцию моментальной фотографии.

На воплощение идеи в жизнь ушло около трех лет. Работа по поиску нового фотоматериала, который позволял получить фотографию за несколько десятков секунд, продвигалась медленно и чем-то напоминала поиски подходящего материала для ламповой нити накаливания Эдисоном. Сам Эдисон говорил об этом так: "Я не терпел поражений. Я просто нашел 10 000 способов, которые не работают". Лэнд позже тоже вспоминал тот период поисков: "Придумывая что-то, важно не бойтесь потерпеть неудачу. Ученые делают великие открытия лишь потому, что выдвигают гипотезы и проводят эксперименты. Неудача следует за неудачей, но они не отступают, пока не добиваются тех результатов, которые им нужны". Он добился того, что фоточувствительная поверхность выступала и как пленка, и как фотография. В феврале 1947 года Лэнд продемонстрировал прототип нового фотоаппарата на собрании американского оптического общества. Суть изобретения состояла в следующем: после экспозиции пленка прокатывалась между специальными валиками, с помощью которых на нее наносились реактивы для проявки и закрепления изображения. Из фотоаппарата она извлекалась уже готовой для печати. Особое внимание изобретатель всегда уделял удобству использования придуманного им приспособления. Говорят, что перед тем как запустить очередную модель фотоаппарата в производство, он приносил ее домой и показывал жене и детям - дабы удостовериться, что даже домохозяйки смогут самостоятельно зарядить пленку или кассету и сделать нормальный снимок. В 1948 году было запущено производство фотоаппаратов Polaroid Land 95, которые сразу после съёмки выдавали готовый снимок. Дополнительно компания выпускала и специальные кассеты к ним. Кассета содержала фотографический материал или комбинацию из фотографических материалов и реактивов, дающих в результате позитивный снимок на бумажной основе. Снимок, сделанный первыми фотоаппаратами Polaroid, обходился недешево - 1 доллар. По тем временам это очень приличные деньги, например, классический гамбургер стоил в разы дешевле. И хотя время дешевых снимков еще не пришло, но воплощение в жизнь идеи мгновенной фотографии принесло компании, которую с тех пор прозвали "фабрикой изобретений", огромную популярность. Впервые модель Land 95 появилась в продаже 26 ноября 1948 года в бостонском универмаге Jordan March. Стоила она $89,75. Лэнд сознательно не стал превышать рубеж в $100. Основной потребительской группой Лэнд считал средний класс, который после войны охотно тратил деньги на развлечения и на товары такого рода.

Расчет оказался верным: камеры имели огромный успех на рынке. Уже в следующем году "поляроидов" продали на $9 млн. с лишним, а в 1950 году был куплен миллионный ролик пленки. Купить Polaroid можно было без труда, его продавали чуть ли не "на каждом углу". Изобретение Эдвина Лэнда во многом изменило стиль вечеринок, свадеб и прочих торжеств в Америке. Теперь каждый гость мог унести с празднества собственный набор снимков - вместо того чтобы неделями, а то и месяцами дожидаться, когда хозяева пришлют ему фото.

В 1958 году Polaroid открыла первые зарубежные представительства в Канаде и Западной Германии, потом филиалы компании появились в Великобритании, Франции, Италии, Японии, а в 1989 году - даже в изолированном железным занавесом СССР. В 1963 году компания выпустила первый фотоаппарат, который даёт возможность получать сразу цветные снимки. Исследование по созданию системы цветной фотопечати началось одновременно с началом продаж самых первых камер, которые выдавали моментальные черно-белые снимки, и только спустя почти 15 лет сотрудникам Polaroid удалось добиться успеха. Вышедшая в 1965 году камера Polaroid Swinger обозначила следующий виток популярности мгновенной фотографии. Поскольку фотоаппарат Polaroid Swinger стоил всего 20 долларов, то быстро стал самым коммерчески успешным продуктом компании. К середине 1960-х примерно половина американских семей пользовалась фотоаппаратами Polaroid.

Polaroid 20 (Swinger) (1965)

В 1968 году японская компания Mikami разработала задник для получения мгновенной фотографии Speed Magny 100 для первой зеркальной камеры Nikon серии F. Длинный оптический путь "съедал" около 5 ступеней света, поэтому выдержка 1/250s соответствовала 1/8s. Конструкция Speed Magny полностью заменяла стандартную заднюю крышку камеры. В устройстве применялся стандартный формат Polaroid 8,5 х 10.8 см. , в том числе 669, 665 P / N и 679. Были разработаны аналогичные устройства практически для всех популярных марок, таких как Hasselblad, Mamiya и другие. Задники для мгновенной фотографии Speed Magny прекратили выпускать в начале восьмидесятых.

Через десять лет в 1978 году уже сама компания Polaroid совместно с японской Mamiya наладила выпуск модели Polaroid 600 SE, разработанной на базе модели Mamiya Press. Камеру среднего формата 6х9 Mamiya Press имела конструкцию, основанную на модульном принципе: сменными был не только объектив, но и задник. Один из вариантов корпуса, оснащённый задником для мгновенной фотографии, продавался на рынке под маркой Polaroid.

Изобретение мгновенной фотографии Эдвин Лэнд старался сделать частью современного искусства. Он убеждал известных фотографов своего времени пользоваться камерами Polaroid. Самый известный любитель моментальной фотографии был знаменитый Энди Уорхол. Правда, благодаря Уорхолу "полароидные" снимки приобрели скорее скандальную известность - одним из хобби Уорхола, который считался настоящим "наркоманом" Polaroid, было фотографировать в стиле "ню" приходивших к нему гостей. Музей современного искусства в Нью-Йорке начал собирать и выставлять знаменитую коллекцию фотографий Polaroid Photography Collection, в которой на настоящий момент насчитывается около 20 тыс. работ. После того как мгновенная фотография стала доступной с финансовой точки зрения, все силы были брошены на автоматизацию процесса. Настоящий прорыв произошел в 1972 году. Миру была представлена камера Polaroid SX-70 Land Camera, первая полностью "моторизованная" модель. В предыдущих фотоаппаратах Polaroid фотограф должен был самостоятельно удалять слой негатива с фотографии. Теперь же весь процесс получения изображения протекал автоматически: после нажатия спуска фотография выезжала из фотоаппарата и в течение нескольких минут полностью проявлялась. Первая презентация SX-70 состоялась 25 апреля 1972 года на ежегодном собрании акционеров компании Polaroid. Эдвин Лэнд вышел на сцену и, закурив трубку, начал свое выступление со слов: "После сегодняшнего дня фотография больше никогда не будет как прежде."

В 1972 году Лэнд с фотоаппаратом в руках был снят на обложку журнала Life, в номере которого была статья посвящённая выходу новой камеры Polaroid SX-70. Статья называлась:"Instant Karma: Edwin Land and His ‘Magic …", что означает: "Мгновенная карма: Эдвин Лэнд и его магия...". В июне того же года на обложке другого популярнейшего журнала - Time. В номере в разделе "Маркетинг" была статья "Polaroid"s Big Gamble on Small Cameras", что можно перевести как "Большая игра Polaroid на рынке маленьких камер". Рекламировать камеру компания пригласила популярного актера сэра Лоуренса Оливье. Это был его первая и последняя рекламная кампания. Модель ожидал оглушительный успех, на который моментально отреагировала и Уолл-стрит: акции корпорации за год выросли в 90 раз, что позволило Polaroid войти в Nifty Fifty - рейтинг 50-ти самых привлекательных для инвесторов компаний. В 1970-е Polaroid стала одной из самых успешных компаний в мире.

С тех пор число моделей становилось все больше, цена на них и расходные материалы - все ниже. В 70-е - 80-е годы Polaroid стал действительно "народным" фотоаппаратом, о котором с ностальгией вспоминает вся Америка и большая часть мира. Модель стала эпохальной, спровоцировав очередной бум увлечения фотографией. Сам Лэнд так комментировал работу над созданием Polaroid SX-70: «Моей главной задачей было создание камеры, которая стала бы частью вас, которая бы всегда была с вами». Самой известной моделью семейства SX-70, разработанной в 1977 году, стала камера 1000 OneStep, в конструкции которой впервые появилась фирменная правая кнопка. Построенная на технологии SX-70 и используя тот же формат плёнки, камера воплощала новую стратегию сокращения расходов. Инженеры компании стремились разработать массовый товаров, а не футуристический чудо. Фотоаппарат OneStep использовал объектив с фиксированным фокусом, что заставляло фотографа вести съёмку с расстояния четырёх шагов. Вместо прежней отделки корпуса натуральной кожей был использован пластик с весёлой радужной полосой. Дизайн серии стал легендарным и лёг в основу представления образа Polaroid. У истоков формирования фирменного стиля стоял дизайнер Paul Giambarba, который появился в команде Polaroid в 1958 году для разработки нового визуального бренда. Необходимо было отделить продукцию компании Polaroid от заполонивших торговые прилавки товаров от Kodak. Одно из условий, выдвинутых Эдвином Лэндом, это присутствие доминирующего белого цвета. Так был разработан простой, красивый и уникальный визуальный язык.

Supercolor 1000 / Polatronic 1 (1977).

В апреле 1976 года компания Eastman Kodak попытались обойти патентные запреты и представила свою первую мгновенную камеру Kodak EK4. Это был аварийно завершённый проект, частично вызванный страхом компании Kodak. Успех камер серии SX-70 был настолько оглушительным, что это действительно могло определить будущее фотографии. Спустя два года вышла автоматическая версия - Kodak EK6. Камеры Kodak имели вертикально ориентированный корпус со сложным оптическим путём, использовавшим систему внутренних зеркал. Затем появилась версия Kodak EK 100, имевшая немного другой дизайн корпуса. Серия выпускалась и под другим названием Colorburst. Камеры серий PLEASER и HANDLE имели более простую конструкцию: теперь будущий снимок располагался в фокальной плоскости. Выход конкурента на рынок мгновенной фотографии, который практически единолично создал Polaroid, положил конец безмятежным отношениям между компаниями. Компания Kodak была намного больше, чем Polaroid. В распоряжении гиганта были сосредоточены неограниченные ресурсы. Но камеры Kodak были неуклюжими, непривлекательными и тяжелыми. Камеры Polaroid весили почти вдвое меньше и обладали смелым дизайном и новаторскими техническими решениями. Лэнд не стеснялся признавать, что патентная стена, выстроенная юристами вокруг его изобретений, сделала Polaroid монополией. Это право на монополию Polaroid в течение многих лет успешно отстаивала в тяжбах с разнообразными плагиаторами. Так Эдвин Лэнд принял вызов и через шесть дней после анонса компанией Kodak о выходе своей камеры для мгновенной фотографии подал иск о нарушении патентных прав, отреагировав очередным афоризмом: "Единственное, что сохраняет нам жизнь - наша исключительность. А единственное, что защищает нашу исключительность, - патенты". К тому времени, Kodak уже подала в суд на Polaroid о нарушении антимонопольного законодательства. Потребовалось пять лет, пока иск Polaroid против Kodak дошёл до суда. Спустя четыре года был вынесен вердикт, который установил, что Kodak нарушила семь патентов Polaroid. Компания Kodak была вынуждена прекратить производство своих фотоаппаратов для мгновенной фотографии. Так же был наложен запрет на выпуск плёнок для уже проданных камер Kodak. В июле 1991 года, через четыре месяца после смерти Лэнда, компания Kodak выплатила компании Polaroid $ 925 миллионов в качестве возмещения ущерба - рекордную сумму по такого рода искам. Эксперты оценивали возможный размер компенсации от $2 млрд. до 16 млрд.

За ходом этой патентной войны с особым интересом следили в японской компании FujiFilm, поскольку против них тоже был выдвинут судебный иск. Камера FujiFilm Fotorama во многом копировала конструктив Kodak, и имела тот же форм-фактор. В японской компании понимали, что Polaroid не станет продавать лицензию. В итоге было достигнуто соглашения по обмену технологиями: Polaroid начал производить VHS кассеты и Floppy диски, используя многолетние разработки в области магнитных носителей японского концерна, а FujiFilm получила возможность дальше развивать технологию мгновенной фотографии под собственным брендом. По условиям соглашения продукция FujiFilm была представлена только на азиатском рынке и в отдельных странах вроде Канады и Австралии, а самые большие рынки США и Европы по условиям договора были для них закрыты на срок действия патента Polaroid. В 1998 году патент Polaroid на территории CША истек и FujiFilm представила свою новую линейку фотоаппаратов мгновенной фотографии Instax. После прекращения монополии на рынке моментальной фотографии, акции американской компании упали на 44%. До банкротства Polaroid оставалось 3 года.

В 1978 году Polaroid совместно с японской компанией Mamiya выпустил модель Polaroid 600 SE. Такое сотрудничество было выгодным обеим сторонам: японская Mamiya не претендовала на рынок мгновенной фотографии, а Polaroid обозначил своё присутствие в сегменте профессиональной фотографии.

SX-70 Time-Zero Model 2 (1978).

Polaroid One Step 600 (1983). Polaroid Spirit 600 (1988).

С 1977 по 1979 год Polaroid выпускала и обращаемую киноплёнку Polavision формата Super 8, а c 1983 года 35-мм обращаемую фотоплёнку Polachrome. Во второй половине 1980-х вышла новое семейство фотоаппаратов одноступенного фотопроцесса - Polaroid Impulse. Линейку представляли три модели, отличавшиеся только фокусировкой (наводкой на резкость). Модель Polaroid Impulse был оснащён жестко встроенным объективом, сфокусированным на гиперфокальное расстояние от 1,2 метра до "бесконечности". В моделе Polaroid Impulse Portrait была предусмотрена возможность изменить минимальную дистанцию фокусировки от 0,6 до 1,2 м. При выдвижении насадочной линзы в поле зрения видоискателя появлялась рамка с видимым овалом. В этот овал при визировании наблюдалось лицо человека. Надпись Portrait наносилась не на каждый корпус фотоаппарата, но отличительным признаком было наличие клавиши выдвижения насадочной линзы. Фотоаппарат Polaroid Impulse Autofocus (Polaroid Impulse AF) был оснащён автофокусировкой. После предварительного нажатия на спусковую кнопку происходила фокусировка, о чем сигнализировал световой и звуковой сигналы, после чего, нажав кнопку до конца, можно было сделать резкий фотоснимок. В СССР пик популярности моментальной фотографии пришелся на 1980-1990-е годы. Было налажено производство камер Polaroid на заводе "Светозар". Выпускались модели Polaroid 635 CL и Polaroid 636 Closeup с размером кадра 78 х 79 мм. Затвор имел тип центрального. Непросветленный объектив(14,6/109) был изготовлен из оптической пластмассы. Фокусировка была настроена на гиперфокальное расстояние. Экспозамер - автоматический. Встроенная вспышка находилась на поворотном кронштейне. Видоискатель параллаксный, оптический. Материал корпуса - ударопрочная пластмасса. Зарядка фотовспышки осуществлялась после перемещения из транспортного положения в рабочее. О готовности к работе фотокамеры свидетельствовал горящий светло-зеленый светодиод. Без полной зарядки фотовспышки не срабатывал фотографический затвор. Автоматический счетчик кадров показывал количество оставшихся снимков. Для фотографий форматом пошире 9.2 x 7.3 см. существовала довольно редкая в СССР, но всё равно достаточно известная модель - Polaroid Impulse, выполненная не в виде привычной "раскладушки", а в едином корпусе с выскакивающей вспышкой.

Polaroid Impulse Portrait (1988).

В 1983 году на японский рынок вышла камера Konica Instant Press, которая через год стала продаваться за пределами Японии. Это была первая удачная копия модели Polaroid 195. Камера Konica Instant Press обеспечивала достойное профессиональное качество и имела неплохой коммерческий успех. Камера была оснащена задником моментальной фотографии. Формат используемой плёнки был стандартом Polaroid CB103, который обеспечивал размер снимка 3 ¼ × 4 ¼ ". На камеру был установлен превосходный объектив Hexanon 110mm f/4.0, затвор Copal отрабатывал от 1 секунды до 1/500, а также Т-и В, настройка экспозиции осуществлялась только в ручном режиме. Минимальное расстояние до объекта съёмки 0,6м. Это гораздо ближе, чем профессиональные модели Polaroid (180, 190, 195), у которых этот показатель был равен 1,3м. Также ближе, чем Fuji FOTORAMA FP-1 - 0.8м. Эргономичная конструкция Konica Instant Press образца середины 20-го века позволяет складываться объективу в прочный корпус.

В конце 1970-х компания Polaroid попыталась совершить очередной прорыв, выпустив на рынок систему Polavision - устройство для создания моментальных фильмов. Комплект Polavision включал камеру, картридж мгновенного киноролика, и экран настольный просмотра. Результатом работы Polavision были немые фильмы длинной две минуты сорок секунд. Систему Polavision ожидал провал. Ещё каких-нибудь десять лет назад это было бы чудо. Но в то время технология видеозаписи на магнитных носителях оказалась перспективнее и интереснее для массового потребителя, поскольку обеспечивали возможности фиксации звука, а длинна ролика не имела ограничений. Polaroid понесла значительные убытки и была вынуждена признать свое поражение в этом сегменте рынка. Эдвин Лэнд, которому исполнилось 68 лет через пару недель после презентации Polavision, страстно верил в новую технологию и надеялся повторить успех модели SX-70. Он остро воспринял свое поражение и не сопротивлялся своей отставке с поста президента Polaroid. Лэнд управлял компанией в соответствии со своими принципами. Он не признавал слияний, которые в конце XX века стали одними из способов остаться на рынке в условиях развития новых технологий, считал, что инвестировать надо только заработанные деньги, а не заемные, ни в грош не ставил маркетинговые исследования и мало верил в маркетинг и рекламу. Стиль управления был основан на колоссальном авторитете изобретателя. Уйдя в отставку, Лэнд наблюдал за своим детищем без всякого умиления. Дизайн фотоаппаратов претерпел, как может показаться на первый взгляд, небольшие изменения - исчезла надпись "Land camera". Это был знак огромного неуважения к создателю Polaroid, который разочаровавшись в новом руководстве компании, продал все принадлежавшие ему акции и даже отказался присутствовать на праздновании 50-летнего юбилея Polaroid в 1987 году. Он так никогда и не вернулся в Polaroid. В 1980 году он основал некоммерческий исследовательский институт науки "Роулэнд" (The Rowland Institute for Science), где и стал работать после увольнения научным сотрудником. 1 марта 1991 года в возрасте 81 года Эдвин Герберт Лэнд ушел из жизни.

Широко известная в 80-90-е годы компания Polaroid не смогла найти своё место на фотографическом рынке в новый век цифровых технологий. У компании был свой взгляд на будущее цифровой фотографии. По мнению компании потребитель желал получить сразу готовую фотографию, поэтому разработчики сосредоточились на совершенствовании процесса печати, а не на разработке самих цифровых камер. Это заблуждение было основано на том факте, что большую часть своей прибыли компания получала от продажи плёнок для моментальной фотографии, а не камер. Исходя из этого, к 1989 году 42 процента бюджета исследований и разработки приходилось на долю технологии печати фотографии. Правда, еще один раз компании Polaroid все же удалось выстрелить - в 1999 году было продано почти 10 млн. экземпляров цифрового фотоаппарата I-Zone. Но в следующем году продажи резко упали, компания закончила год с убытками, накопились долги. Чтобы расплатиться, компании пришлось брать кредит за кредитом, но догнать конкурентов и принять участие в разделе рынка цифровой фотографии ей так и не удалось.

К 2000 году компания более не могла выдерживать конкуренцию с участниками рынка цифровой фототехники. Новое руководство Polaroid, много лет следуя принципу "мы не занимаемся электроникой", отказывалась инвестировать в развитие цифровых технологий. Свою роль сыграли и набиравшие популярность лаборатории экспресс-печати, лавинный рост которых наблюдался на рынке фотоуслуг во всём мире. Локомотивом повсеместного распространения экспресс-печати был все тот же Kodak - бывший партнер, а потом заклятый враг. Преимущества моментальной фотографии начали постепенно сходить на нет. В фотолаборатории автоматической проявление негативной фотоплёнки и печати фотографий фотолюбитель мог напечатать свои снимки за час - потеря по времени уже не была такой существенной. Отпечатки получались более дешевыми, качественными и долговечными.

Набравшие популярность цифровые фотоаппараты окончательно вытеснили с рынка моментальные камера Polaroid. От прежней компании осталось, разве что, одно название - "Polaroid". В течении предыдущих трёх лет акции компании упали с почти $ 50 за акцию до 28 центов. В октябре 2001 года, набрав слишком большое количество кредитов, компания Polaroid объявил о своем первом банкротстве. После этого большая часть бизнеса Polaroid была продана компании Imaging Corporation, принадлежавшей Bank One. В 2003 году компания вышла на рынок бытовой электроники и начала выпускать портативные DVD-плееры и LCD-телевизоры. В 2004 году совместно с американской компанией Foveon, первоначально известной под названием "Foveonics", объявили о выпуске цифровой компакт-камеры x530. Производство новинки было размещено на заводе гонконгской компании World Wide Licenses Ltd. (подразделением The Character Group PLC). Вышедшая под торговой маркой Polaroid камера была оснащена 4,5 Мп сенсором Foveon X3. До этого матрицы Foveon в любительских аппаратах не встречались, фигурируя лишь в составе D-SLR аппаратов Sigma SD9/SD10 одноимённой японской корпорации. Кстати, с 11 ноября 2008 года 100 % акций компании Foveon принадлежат Sigma Corporation. В апреле 2005 года компания Petters Group Worldwide приобрела Polaroid за 426 миллионов долларов у фирмы Imaging Corporation. А 19 декабря 2008 года компания Polaroid во второй раз объявила о своём банкротстве, прибегнув к 11-й статье закона США. В самой компании утверждали, что банкротство носит технический характер и Polaroid продолжит работать, а 11-я статья позволит компании провести финансовую реструктуризацию. ФБР вела следствие в отношении генерального директора Тома Петтерса (Tom Petters), который обвинялся в мошенничестве на сумму в $ 2 млрд. К самой Polaroid следствие не имело никаких претензий. Виновником проблем компании Polaroid федеральные власти считали не финансовый кризис, а её собственного владельца. Бывшего главу американской компании Polaroid Тома Петтерса жюри присяжных признало виновным по 20 эпизодам обвинения, включающих в себя мошенничество, преступный сговор и отмывание денег. По словам прокурора, Петтерс виновен в организации мошеннических схем, позволивших ему украсть $3,5 миллиарда. В начале 2008 года было объявлено о прекращении производства плёнок для мгновенной фотографии. На упаковке кассет Polaroid была размещена наклейка с предупреждением потребителей, что в настоящее время производство прекращено. Сами камеры перестали выпускать еще в 2007 году: были остановлены конвейеры на заводах компании в США, Мексике и Нидерландах. В том же году книга «The Polaroid Book» впервые представила собранную коллекцию снимков широкому кругу зрителей. Кроме того, издание стало единственным подробным техническим справочником, содержащим обзор всех когда-либо выпущенных камер Polaroid. Книга продавалась в оригинальной фирменной светозащитной упаковке, в которой продавались кассеты Polaroid.

Книга "The Polaroid Book" (2008). Упаковка книги "The Polaroid Book".

Компания прекратила свое существования, но бренд не умер. Новым владельцем Polaroid стал фонд непрямых инвестиций "Patriarch Partners". Несмотря на проблемы и неудачи, сопровождающие Polaroid долгие годы, новый владелец компании смотрит в будущее с оптимизмом. Фонд "Patriarch Partners" планирует полностью возродить бренд и продолжить выпуск уже цифровых новинок. В январе 2009 года на выставке потребительской электроники Consumer Electronics Show 2009 компания сделала попытку возродить интерес к моментальной фотографии в эпоху цифровых технологий, представив цифровой фотоаппарат "Polaroid PoGo Instant Digital Camera". Отличительная особенность этой модели - встроенный в неё цветной принтер. В последние годы глобальные корпорации, в особенности крупные IT-компании, начинают жить по законам шоу-бизнеса. Сотрудничество со звездами кино и популярными музыкальными исполнителями позволяет приковывая к своей деятельности внимание все большего количества публики. Певица Леди Гага стала креативным директором особой линии фотокамер Polaroid. Генеральный директор компании «Polaroid» Джеми Солтер сообщил о том, что они остановили выбор на знаменитой певице, так как у Леди Гага есть великолепный креативный талант, с помощью которого звезда сможет вдохнуть новую страсть в марку фотоаппаратов. В 2011 году всё на той же выставке Consumer Electronics Show певица Леди Гага в качестве креативного директора Polaroid представила сразу три новых продукта: солнцезащитные очки со встроенной камерой и двумя 1,4-дюймовыми OLED-дисплеями, мобильный принтер GL10, а также обновленный фотоаппарат Polaroid Grey Label GL30.

Polaroid GL10 (2011).

В 2012 году компания Polaroid выпустила на рынок новые моментальные фотокамеры - Polaroid Z340 и Polaroid PIC300, а также упомянутый выше карманный принтер Polaroid GL10. Приняв новый формат, Polaroid не потерял своей изюминки: моментальные фотографии стали более качественные, камеры спроектированы с учётом самых последних технических новинок, а дизайн по-прежнему выделяет продукцию компании среди конкурентов. Появилась возможность предварительно отредактировать понравившийся снимок: использовать фильтр, наложить рамку, надпись и т.д. Новая технология быстрой печати ZINK позволяет получить готовый снимок гораздо быстрее, по сравнению с традиционной фотографией Polaroid. В том же 2012 году представлен Polaroid SC1630 Android HD Smart Camera - фотоаппарат на Android. Устройство оснащено 16-мегапиксельным сенсором и трехкратным оптическим зумом. Скорость затвора - 1/1400, максимальное значение ISO - 3200. Имеется поддержка геотегов, система стабилизации изображения и возможность записи видео в формате 720p.

Популярность моментальной фотографии по-прежнему велика, несмотря на стремительное развитие цифровых технологий. Предпринимается множество попыток возродить моментальную фотографию. В 2000 году американский производитель задников для мгновенной фотографии компания NPC выпустила камеру NPC 195, которая являлась копией Polaroid 195. На камеру был установлен тот же объектив - Tominon 114mm f/4.5 и затвор Copal 0, работающий в диапазоне от 1/500 до 1 секунды. В Японии камера продавалась под брендом Polaroid. Основная продукция компании это задние крышки NPC Proback, в которых использовалась волоконно-оптическая пластина для передачи изображения с 35-мм камеры на мгновенную пленку Polaroid (на одной плёнке могли разместиться два снимка). Крышки NPC Proback изготавливались всех известных форматов для установки на камеры большинства фирм производителей.

В 2009 году один из закрывшихся заводов, располагающийся в Голландии в городе Энсхеде, на котором производили кассеты, был выкуплен группой бывших сотрудников-энтузиастов, которые в одиночку решили продолжать это дело. Они основали собственную компанию с названием The Impossible Project и уже через несколько месяцев производство кассет для моментальной фотографии было возобновлено, но уже по новой собственной технологии. Кассеты производились с учетом полной совместимости с камерами старого образца. Чтобы все поклонники Polaroid могли запечатлевать мгновения как и прежде. Энтузиасты совместно с инженерами, потерявшими тогда работу, не раз пытались восстановить производство расходных материалов, но постоянно сталкивались с отсутствием тех или иных химических веществ. Новая разновидность расходных материалов пока сможет обеспечить ретро-качество, по эффекту похожее на то, чего удавалось добиться довоенным фотографам с помощью хлорида серебра.

Impossible Project Black & White Film. Impossible Project Instant Film. FUJI FP-1 Professional (1995).

В 2013 году Polaroid представила новое приложение Polamatic. Новое приложение позволяет редактировать фотоснимки и обмениваться ими. При желании можно стилизовать фотографии под снимки со знаменитого Polaroid - в приложение входит в том числе и знаменитая фирменная "белая рамка". Также Polamatic позволяет отправлять фото по электронной почте, выкладывать их в соцсети - такие как Facebook, Twitter, Instagram и Flickr. В 2014 году разработан прототип, получивший название Instagram Socialmatic Camera. Концепт-камера располагает двумя объективами, один из которых предназначен для обычной съемки, а второй для трехмерных фильтров. Кроме того, у камеры есть приложение, с помощью которого она может стать вебкамерой, и приложение для захвата и распознавания QR кодов. Socialmatic будет работать под управлением операционной системы Android. Только что сделанную фотографию можно будет обработать на своей Instagram Socialmatic Camera точно так же, как с помощью Instagram на мобильном телефоне. После обработки, можно сразу запостить результат на Facebook. Разница в том что Instagram Socialmatic Camera оснащена лучшей оптикой, чем оптика мобильного телефона.

Подушка "фотоаппарат Polaroid".

Легендарный дизайн - весёлая радужная полоса на белом фоне, лёг в основу представления образа компании Polaroid, которая до сих пор ассоциируется с чем-то необычным, модным и креативным.

Составные части товарного знака. Логотип Polaroid Electronic Imaging. Новый логотип Grey Label "G Pixel".

Всем известно, что Polaroid — это снимок, готовый через несколько минут после нажатия кнопки фотоаппарата. Но, с другой стороны, он обладает и ещё одной крайне значимой особенностью: каждый полароидный снимок уникален, его нельзя повторить. Разница между ним и обычной фотографией — как между рисунком и гравюрой. Полароид фиксирует мимолётную реальность всего лишь один раз, поэтому он вызывает некоторые импрессионистические порывы — мгновенно запечатлеть момент, сразу же получить результат и понять, что за секунды всё уже изменилось.

Still Life Blue Guitar David Hockney

По общепринятой легенде, идея фотоаппарата, выдающего моментальные снимки, пришла как-то в голову одной трёхлетней девочке, которая захотела увидеть снимок сразу после того, как ее сфотографировали, и стала спрашивать, почему это невозможно. Вероятно, многим детям приходил на ум подобный вопрос, но не у всех отцом был гений Эдвин Лэнд, который давно занимался проблемой поляризации света, основал компанию Polaroid и разрабатывал не только линзы для фотоаппаратов и оптику солнцезащитных очков, но и устройства для воздушной разведки и самонаводящихся снарядов. Идея у Лэнда появилась почти сразу же, но на её реализацию ушло около трёх лет.

Cássio Vasconcellos

В 1947 году Эдвин Лэнд представил первую модель аппарата моментальной фотографии, где плёнка после экспозиции прокатывалась между специальными валиками, с помощью которых на неё наносились реактивы для проявки и закрепления изображения: таким образом, она уже была готова для печати. Изобретение было удобным и легким в обращении. Новый фотоаппарат Land 95 уже на следующий год вышел в продажу по цене 89,75 долларов, то есть с ориентацией на потребителей среднего класса.

Стоит заметить, что Эдвин Лэнд всё-таки хотел вывести полароид из рамок бытового обращения. Он отлично понимал, что имидж значит многое, и совсем не лишним будет вписать свое детище в историю искусства, поэтому он всячески агитировал знаменитых фотографов пользоваться своим изобретением, помогал им устраивать выставки, скупал работы. С конца 1950-х начинает постепенно формироваться знаменитая Polaroid Photography Collection. Уникальное собрание снимков, которые, как уже говорилось, существовали только в единственном экземпляре.


David Levinthal

Первым на призыв Лэнда откликнулся пейзажист Ансель Адамс, он тестировал возможности фотоаппарата и впоследствии помогал в формировании коллекции. Были куплены произведения Эдварда Вестона, Поля Странда и т. д. Также коллекцию полароидов начал собирать нью-йоркский МоМА. Это сыграло свою роль в установлении статуса полароида. Далее собрания могли формироваться уже и из малоизвестных, новых имен.


David Levinthal

Стоит сказать, что одной из особенностей полароидной фотографии и является тот факт, что по ней трудно определить, профессиональный фотограф ее сделал, начинающий или просто любитель. Полароид не студийная фотография. Она интимная и оттого всегда какая-то тёплая и близкая. Она зависит лишь от взгляда, света и одного нажатия кнопки.


Joyce Tenneson

Первые чёрно-белые полароиды из-за плотности карточки и уже забытого, трепетного отношения к новинке напоминают старые дагерротипы. Отсюда возникает и винтажная стилистика, например, как у Карла Бадена. Конечно, со временем это чувство проходит, и полароид становится ценен именно своей динамичностью и импрессионистической способностью выхватывать кусочки жизни.


Joyce Tenneson

Что касается цветных полароидов, которые появляются с начала 1960-х вместе с пленкой Policolor, то, конечно, интересной является их цветопередача (особенно узнаваема Time Zero Film). Популярность полароидных снимков даже формирует особый стереотипный образ 1960-х годов: кажется, что все тогда было особенно ярким и тёплым.


Joyce Tenneson

В 1970-е годы начинается фаза технических и эстетических экспериментов. Из снимков складывают полотна, их царапают или исписывают поверхность полароида, как бы споря с его прошлым статусом необратимости и самодостаточности. Позднее открывается возможность перенесения изображения с карточки на другие материалы. При этом были возможны особые эффекты фактуры и объема, как, например, у рыбок Сержио Торнаги.

Полароид даже до сих пор считается чем-то стильным и модным. Работа с ним носит некий соревновательный характер: фотоаппарат распространён и доступен, условия у всех равны, а при этом хочется получить оригинальный результат. Полароид активно использовали Энди Уорхол, Хельмут Ньютон, Роберт Мэпплторп, мастер ню Люсьен Клергю. Существуют портреты Сальвадора Дали работы знаменитого Филиппа Халсмана. Самые известные коллажи принадлежат Дэвиду Хокни, который умело играет с дроблением пространства на ровные полароидные квадратики, создавая при этом удивительную многослойную реальность.


Devil"s Backbone II Anna Tomczak

Благодаря своей точной геометричной форме некоторые модели полароидных карточек порождают идеи супрематической абстракции, как у Брела Бруно, фотографирующего, в частности, различные части автобусов. Классикой полароидных снимков являются, конечно, сюжетные «домашние» сценки, как, например работы Барбары Хичкок, ставшей впоследствии директором Polaroid Collection.


Equus Anna Tomczak

Наверное, всеми существующими моментальными фотографиями можно было бы покрыть половину земного шара. Ведь полароид, несмотря на банкротство выпускающей компании, популярен и по сей день, и именно не новый аппарат, а старый — чем старее, тем интереснее, поскольку всё это отлично вписывается в ностальгическую моду на винтаж и в общий постмодернистский дискурс как особо значимый бренд прошлого.