Должностная инструкция офис-менеджера и администратора: в чём различие? Кто старше менеджер или администратор. Социальная теория и кадровая политика

Менеджмент

Как явствует из приведенной классификации процессов управления, англоязычное понятие "менеджмент" нельзя однозначно заменить русскоязычным термином "управление", поскольку в первом случае речь идет лишь об одном из видов управления, а именно об управлении производством (хотя в последнее время некоторые исследователи склонны распространять это понятие на социальное управление в целом, что, как будет показано далее, не лишено основания).

Оксфордский словарь английского языка дает четыре трактовки термина "менеджмент": 1) способ, манера общения с людьми; 2) власть и искусство управления; 3) особые умения и административные навыки; 4) орган управления, административная единица. В то же время в чисто функциональном плане менеджмент можно оценить как процесс, посредством которого группа сотрудничающих людей направляет свои действия к общим целям . Итак, понятие "менеджмент" правомерно относить только к классу управления социальными системами и к его основным видам. В частности, различают менеджмент социально-политический, непроизводственной и производственной сфер. Как и управление, понятие "менеджмент" кроме основных видов включает соответствующие уровни, основные формы и подвиды (финансовый менеджмент, менеджмент персонала, маркетинговый менеджмент и т. д.). В целом менеджмент - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, направленный на то, чтобы сформировать и достичь цели организации через других людей .

Администрирование

В социальных науках администрацией принято называть любую крупномасштабную организацию профессиональных служащих, чья основная обязанность состоит в том, чтобы реализовывать политику тех, кто принимает решения . Администрация - это рациональная система или организованная структура, предназначенная для квалифицированного и эффективного исполнения общественной политики и имеющая достаточно строгую иерархию власти.

Схема 1.

В узком смысле администрирование означает профессиональную деятельность государственных чиновников, направленную на осуществление решений руководства. В широком смысле администрирование - это не только профессиональная деятельность чиновников, но и вся система административных институтов с достаточно строгой иерархией, посредством которой ответственность за выполнение государственных решений спускается сверху вниз. В этом случае понятие "администрирование" соответствует понятию "административно-государственное управление", представляющему собой особую социальную функцию, направленную на упорядочение развития в интересах всего общества, где государственный чиновник является социальным агентом власти. Государственное администрирование означает скоординированные групповые действия в государственных делах : 1) связанные с тремя сферами власти - законодательной, исполнительной, судебной и их взаимодействием; 2) имеющие важное значение в формировании государственной политики и являющиеся частью политического процесса; 3) в значительной степени отличающиеся от администрирования в производственной и культурной областях; 4) тесно связанные с многочисленными социальными группами и индивидами, работающими в различных компаниях и организациях.

Таким образом, администрирование представляет собой управленческий процесс более высокого и более масштабного уровня, чем менеджмент (в узком смысле). Административное управление направлено в основном на выработку и постановку масштабных и перспективных целей (организации, отрасли, региона, государства), а менеджмент - на реализацию поставленных задач и поиск оптимальных путей их решения. При этом администрирование, как и менеджмент, относится только к классу социального управления.

На первый взгляд, кажется, что для нас, практиков управления, не имеет большого значения, какими понятиями и терминами определяется то, чем мы ежедневно занимаемся, включаясь в круговорот дел и событий, происходящих в наших образовательных организациях. Работы и ответственности от этого меньше не становится:

Но прежде, чем мы начнем разбираться в терминологии, давайте определимся, для чего нам это надо, и каким путем мы пойдем в наших рассуждениях.

smile

Напутствие от капитана Врунгеля: Как вы лодку назовете, так она и поплывет!

Для чего же нам необходимо четко обозначать (означивать) в терминах и понятиях нашу деятельность? Означивание — это обретение текстом смысла, который пока скрыт от нас. А со смыслом связано понимание, которое согласно В. Далю, рассматривается как 1) способность, умение проникнуть в смысл чего-либо, усвоить, сознать его; 2) состояние сознания, которому ясен, открыт, известен смысл чего-либо.

А вот после того, как нам раскрывается СМЫСЛ, мы сможем с вами подняться еще на две важных ступеньки вверх, чтобы от смысла понятия перейти к ОСМЫСЛЕНИЮ действительности и придать ОСМЫСЛЕННОСТЬ нашим действиям:

Итак, нам предстоит пройти трудный путь через значение к смыслам, а затем от осмысления действительности и осмысленности действий — к формированию, а возможно, и принципиальному изменению своего отношения к тому, что мы называем «управленческая деятельность», и обретению личностного профессионального взгляда на реальность практических будней.

Облегчит ли нам тяжесть работы это понимание и осмысление? Не знаю, и не могу быть в этом уверенной. Но то, что, проникая в смысл, мы сможем увидеть разную направленность, а значит и разные (и важные) черты, и особенности нашей деятельности, — за это я ручаюсь.

Итак, перед нами четыре понятия:

УПРАВЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТ РУКОВОДСТВО АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Одни специалисты считают, что принципиальной разницы между ними нет, и все это синонимы понятия «управление», связанные, как правило, с различными трактовками перевода:

УПРАВЛЕНИЕ англ. managemen t англ. government англ. administration

При этом правда, редко когда уточняется, что в английском языке разным значениям по действию «управлять» соответствуют свои глаголы:

pen

В английском языке вообще нет общего термина «управление», а в каждой области деятельности используется своя терминология: управлять армией, предприятием, производством — control (direction); управлять страной — rule; управлять делами — manage; управлять машиной — operate, run; управлять автомобилем — drive; управлять оркестром — conduct; управлять , руководить — govern и т. д. [1 ]

Русский язык как уникальный смысловой язык, наоборот, позволяет нам улавливать различные смыслы одного и того же слова. Недаром, В. И. Даль назвал свой словарь толковым:

УПРАВЛЯТЬ — управить чем, править, давая ход, направленье; распоряжать, -ся, заведывать, быть хозяином, распорядителем чего, «Не управишь собою, не управишь и другим». «Кто сам собою не управит, тот и других не наставит». УПРАВЛЯТЬ ЧЕМ успешно, распоряжаться, делаться, ладить; одолевать препоны, трудности, своеволие, успевая в чем; приводить в порядок. УПРАВЛЕНЬЕ / управа/ — Место, управляющее, заведывающее чем-либо, правленье. | Управа= расправа. УПРАВЛИВАТЬ кого — давать право, власть, уполномочивать.

РУКОВОДСТВОВАТЬ И РУКОВОДИТЬ кого в чем, кем, чем, руководительствовать, управлять, советовать, указывать, наблюдать, наставлять в чем, в деле, работе, труде и пр. Руководствоваться кем, следовать чьему указанью; чем, принять что за правило, за наставленье; | быть руководиму. Руковод, -дец, -дитель, -тельница ж. руководящий чем, кем-либо, указатель, наставник.

Сейчас становится модным стараться избегать иностранных слов, и пользоваться только русскими обозначениями. Однако в науке, которая является общечеловеческим достоянием, уже невозможно изъять общепринятые термины. Поэтому лучше, не обкрадывая себя, наоборот, обогатить свои знания тем, что накопило человечество.

Другие специалисты считают, что понятие управление является более общим и представляет собой «элемент, функцию организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности» [2 ], а «менеджмент», «руководство» и «администрирование» — раскрывают различные аспекты именно социального управления.

Будем придерживаться этой точки зрения и выделим главные сущностные черты управления в социальных системах, различные взаимодействия между которыми позволят нам в дальнейшем отличать менеджмент от администрирования и видеть разные грани руководства через призму менеджмента и администрирования.

Итак, под социальным управлением понимается «сознательное, планомерно организованное, систематическое взаимодействие субъекта управления и объекта управления в целях его упорядочения, сохранения качественной определенности и развития» [3 ]. Более точно под взаимодействием субъекта и объекта мы будем понимать сложные отношения, связанные с воздействием субъекта на объект управления и получение обратной связи от объекта, влияющие на принятие субъектом управленческих решений по дальнейшему воздействию на объект. Здесь очень важно понимать, что объект управления представляет собой многогранное явление. Это могут быть не только различные виды деятельности, процессы и проекты, но и общности, группы людей и конкретные исполнители той или иной задачи, которая перед ними ставится.

Поэтому не надо обижаться педагогам, родителям и детям, если для директора или его заместителя любимый педагогами, родителями и детьми их 5«б» класс является только одним из объектов внутришкольного управления.

Поэтому не будем обижаться, если для вашего начальника образовательная организация № … со всеми ее «чадами и домочадцами», которой вы руководите, которую вы так любите и вкладываете столько жизненных сил, является лишь объектом управления, одним из элементом управляемой им системы.

Переиначим известную фразу из кинофильма: «Ничего личного, только бизнес» в нашем контексте: «Ничего личного, только объект управления».

Именно там, где действуют «безличные законы» управления, и где во главу угла поставлена ФУНКЦИЯ, простирается область АДМИНИСТРИРОВАНИЯ.

Так уж сложилось, что мы часто руководствуемся своим отношением к тому, чем занимаемся. И столкнувшись хоть раз с холодностью и бездушием какого-то управленца-администратора, для которого «бумага важнее человека», навсегда закрепляем в своем сознании негативное восприятие термина «администрирование». Да и определения в словарях только подкрепляют наше отношение:

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ:

  • формально-бюрократическое управление, осуществляемое лишь посредством приказов и распоряжений, командование, игнорирование роли масс в управлении [4 ];
  • «(от лат. administro -управляю, заведую) бюрократический метод управления посредством командования» [5 ];
  • обиходное и имеющее негативный оттенок наименование стиля деятельности какого-либо органа, должностного лица, характеризующегося преимущественно изданием директивных актов, приказов, распоряжений [6 ].

Но не будем столь категоричны в своем негативном отношении к администрированию, и обратимся к истории управленческих наук, раскрывающей перед нами уникальный мир исследований, которые начались в конце 19 века и уже к началу 20 века обогатили человечество трудами классической школы управления.

Вудро Вильсон, прежде, чем стать 28 президентом США, был профессором истории и политологии. Своей работой 1887 года «Изучение администрирования» положил начало теоретической разработке вопросов административно-государственного управления.

Анри Файоль прошел путь от горного инженера до родоначальника классической школы управления. Возглавив в 1888 г. горнорудную компанию, находившуюся на грани банкротства, за три дцать лет сделал её одним из самых процветающих предприятий Франции. На основе многолетних наблюдений и обобщений практики Файоль создал «теорию администрации». Его первая статья на эту тему вышла в 1900г., а книга «Общее и промышленное управление» - в 1916г.

(Henry Fayol. Administration Industrielle et Generale,1916. Анри Файоль. Общее и промышленное управление. Перевод на русский язык: Б.В.Бабина-Кореня. - М.:1923)

Классическая школа потому и называется так, что она не только заложила основы современного управления, но представила закономерности и принципы управления, которые работают и действуют до сих пор и представляют собой опору (основу, базис) любого управления.

Чтобы в нашем восприятии возник этот образ опоры, возьмем в качестве примера всем известную детскую пирамидку, в которой разные по цвету и диаметру кольца нанизываются на стержень. Вот этот «стержень» и олицетворяет собой те классические основы управления, которые представляют собой принципы и закономерности, не потерявшие своей актуальности и сегодня.

Речь, в первую очередь, идет о стержневых 14 принципах управления А. Файоля : Разделение труда. Власть. Дисциплина. Единство распорядительства (командования). Единство руководства. Подчинение частных интересов общему. Вознаграждение. Централизация. Иерархия. Порядок. Справедливость. Постоянство состава персонала. Инициатива. Единение персонала [7 ].

Вряд ли кто-либо из нас, кто связан с управлением, сможет сказать, что эти принципы за 100 лет устарели. И в каждой образовательной организации, и в каждом органе государственного и муниципального управления образованием эти принципы являются актуальными при построении отраслевого и внутриорганизационного управления.

Обратите внимание, что первым принципом А. Файоль обозначил именно РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, результатом которого «является специализация функций и разделение власти», обеспечивающее распределение работников по должностям и функциям (функционалу) с определением зоны ответственности.

Еще раз обращаем внимание на то, что администрирование — это «безличностное», сугубо функциональное управление, главная задача которого заключается в оптимальном распределении работ по выполнению задач и достижению целей организации. И в этой «безличности» при данной сложной управленческой задаче нет ничего негативного, поскольку речь идет о выстраивании рациональной структуры организации и структуры управления, оптимально рассредоточивающей ресурсы под цели.

Эффективная реализация разделения труда и выполнение работниками своих функций напрямую зависит от власти, единства руководства, дисциплины и порядка. Чего греха таить, каждый из нас знает и ежедневно ощущает на себе, что львиная доля управленческого времени как раз и приходится на поддержание единства распорядительства и установление дисциплины и порядка в ОО. И поддерживать это нам помогает иерархия и централизация управления в ОО.

Может быть именно поэтому, зная или не зная «основу основ» управления, мы усиленно наводим порядок в организации, добиваясь исполнения наших приказов и распоряжений нижестоящими в иерархии структуры управления, действуя по «формуле» администрирования: «кто Лев, тот и прав», не замечая, подчас, как становимся истинными бюрократами. Зато очень хорошо понимаем и ощущаем на себе, как действует эта формула на тех, кто находится внизу иерархической лестницы управления, когда сами являемся подчиненными и отвечаем перед вышестоящими органами за исполнение их распоряжений.

И тогда нам остается лишь уповать на исполнение таких файолевских принципов администрирования, как «Справедливость. Инициатива. Единение персонала», и ожидать, что новый начальник будет справедливым, поддерживающим инициативу и объединяющим людей на решение общих задач… и, главное, будет видеть в нас людей, а не «ходячие функции».

Вот только незадача-то и заключается в том, что живя и действуя только по законам администрирования, такого нам достичь будет вряд ли возможно, поскольку в этой области управления работает «формула» безликого, а точнее, безличностного управления.

Люди являются лишь трудовым ресурсом, работниками, в обязанности которых входит выполнение определенных функций (С=Ф), надлежащее исполнение совокупности которых и обеспечивает функционирование организации.

Чаще всего так мы и воспринимаем администрирование, когда сталкиваемся с ним «лицом к лицу», а точнее, лицом к функции, носителем которой и является человек, с которым мы общаемся по долгу службы, или обращаемся к нему как к должностному лицу. Это происходит чаще всего там, где мы ждем человеческого участия в нашей проблеме, понимания, сочувствия, поддержки, умного совета, и т. д., а вместо этого сталкиваемся с ответами: «это не в моей/не в вашей компетенции», «это не входит в круг моих должностных обязанностей», «ничем не могу вам помочь, у вас нет необходимых документов», «не вижу проблемы, поскольку так действовать предписано инструкцией» и т. д., и т. п.

А ведь мы знаем другие примеры и хотим, чтобы управление было «с человеческим лицом»!

Но прежде, чем мы перейдем к разговору о таком управлении, сделаем остановку и… реабилитируем администрирование.

А отдать должное этой составляющей управления мы сможем, если представим себе гипотетическую картину управления без администрирования, в котором:

  • нет начальников и подчиненных, а есть только соратники;
  • нет должностных инструкций, а есть поле деятельности, где каждый может проявить свои способности и таланты;
  • нет приказов и инструкций, а есть только просьбы, выполнение которых зависит от желания того, к кому обратились;
  • нет надоевших всем функций управления (и особенно нелюбимых нами анализа, планирования и контроля), а есть творческий процесс созидания;
  • нет авралов и мобилизации всех и вся на выполнение задачи, а есть размеренный ход событий и совместное решение проблем по мере их поступления с теми, кто хочет их решать;
  • нет никаких мониторингов, рейтингов, оценок, а есть только похвала и благодарность…

Хотели бы Вы руководить организацией, в которой действует только такое управление? А если хотели, то смогли бы эффективно управлять организацией?

Вот и ответ на наш вопрос. Эффективного управления без администрирования не бывает.

Но и только одним администрированием управление не может быть представлено. Как говорят математики, это условие необходимое, но не достаточное .

Не достаточно оно уже потому, что главным действующим лицом в управлении являются не функции, а люди, выполняющие эти функции. А люди бывают разными…

И чаще всего администрирование, такая важная составляющая управления, благодаря которой в организации существуют правила и порядок, наталкивается на то, что принято называть «человеческий фактор»:

Как только мы обращаемся к области взаимодействия, где значимыми становятся взаимоотношения между участниками управления, мы переходим на сторону менеджмента.

Что же такое «МЕНЕДЖМЕНТ», и чем менеджмент отличается от администрирования?

Об этом мы будем говорить в следующий раз.

Литература

[1 ] Франчук В.И. Основы общей теории социального управления./ Ин-т организационных систем. — М., 2000., — 180 c., C.14.

[2 ] Афанасьев В.Г. Управление //БСЭ.

[3 ] Слепенков И.М., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления: Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1990.

[4 ] Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978;

[5 ] Политическая наука: Словарь-справочник сост. проф. полит. наук Санжаревский И.И. 2010;>

[6 ] Юридический словарь //http://enc-dic.com/legal/Administrirovanie-913.html

[7 ] Анри Файоль. Общее и промышленное управление. Часть II. Принципы и элементы управления. Глава 1. Общие принципы управления//http://gtmarket.ru/laboratory/basis/5783/5787

Роли руководителя: Специалист или Администратор?

Специалист знает ЧТО делать и ему очень нравится делать это.
Администратор знает КАК управлять специалистами. И ему нравится ими управлять

Кажется, что управленцев-универсалов много и их легко подобрать и поменять, а вот специалисты – незаменимы. Но на самом деле толковые Администраторы встречаются не так уж и часто. Причем, в зале славы мирового бизнеса великих Администраторов пожалуй больше, чем великих спецов. Типичная фигура ставшего успешным бизнесмена – это Специалист, который с годами стал великим Администратором. Поменял свою ключевую роль, сумел так трансформировать себя.
Почему для успешного бизнеса Администратор должен взять верх над Спецом?
Потому что в долгосрочной перспективе управленческие функции гораздо весомее специальных. В долгосрочной перспективе система, порядок, процедуры берут верх над талантами, озарениями, идеями.
Иногда эта победа происходит на уровне смены руководителей, а иногда – возможно более драматично – внутри Директора-специалиста, который постепенно все больше становится Администратором. И такая внутренняя трансформация происходит в эту минуту с сотнями директоров, показывая их зрелость и готовность развивать свою компанию дальше.

Специалист
Директор-Специалист сделал типичную для многих карьеру. Он был хорошим специалистом, его сделали начальником профильного отдела, а позже выдвинули и на руководство. А возможно, все было и не так – надоело работать «на дядю» и он создал свою компанию и стал директором-Специалистом прямо со старта. Второй вариант встречается сегодня чаще – Специалисту не нравится быть в подчинении у «тормозящих» руководителей и он открывает свою фирму только ради этого – не тратить время на дураков.
Специалисту очень нравится то, чем занимается фирма, он сам с удовольствием выполняет наиболее ответственные заказы. Видно, что это ему в радость. В дни зарплаты он притворно удивляется: «Что, за все это удовольствие еще и деньги платят?».
Ему действительно не так уж важны деньги. Нет, хорошо, конечно, что их регулярно платят. Но на работу же ходят не за этим! Он со вкусом цитирует из старой книги Ли Яккоки: «Если бы я любил деньги, то занимался бы недвижимостью. Но я люблю автомобили!».
У него высокий авторитет в офисе, и не потому, что он -- директор. Ведь он здеcь – лучший, это очевидно! Все понимают, что многое в компании держится именно на том, что «наш директор -- Специалист с большой буквы», «таких еще поискать».
Совещания он не собирает. Зачем? Он-то все схватывает в первую минуту и действует быстрее, чем будет оформлено письменное распоряжение и его разнесут по кабинетам. И его подход дает гибкость, компания быстро подстраивается под ситуацию, клиенты довольны, что учтены их требования и нет формализма.
Специалист уверен, что в этом и есть секрет правильного руководства. Отбросить формальности и скучные процедуры! Обсуждать вопросы на бегу, в коридоре, и с теми, кто понимает! Подхватывать интересные идеи и сразу же внедрять! Разве лучшие решения рождаются на совещаниях?
Сотрудникам он предоставляет возможность самим организовывать свою работу. Он как бы говорит – Ну вы же умные, я вам доверяю, действуйте! И люди, действительно, самоорганизовываются. Ну, а если что-то идет не так, то он легко спускается с позиции руководителя на позицию авторитетного специалиста и делает, помогает делать другим. И постепенно у него складывается в голове картина своей роли – он должен вдохновлять и помогать, он доделает и дотянет то, с чем люди сами не справились. И это часто срабатывает, компания продолжает расти, завоевывать клиентов и репутацию на рынке.
Но чем крупнее и успешнее становится фирма, тем больше от Специалиста требуют совсем других ролей и действий. В какой-то момент, директор видит, что для адекватного руководства своей уже большой компанией он должен значительную часть времени уделить администрированию, менеджменту. И максимально сократить занятия своим любимым делом, тем, ради чего, он собственно и ходил на работу.
Он старается больше времени уделять административным вопросам, поступившись своими профессиональными амбициями. Но как замечательному Специалисту стать обыкновенным менеджером? Может лучше продолжать быть Специалистом, который заодно еще порешает и вопросы общего менеджмента? Предыдущий опыт подталкивает его именно к этому – продолжать быть хорошим специалистом. Ведь до сих пор он добивался успеха именно благодаря этому.
А в офисе нарастают проблемы и люди ведут себя не так, как он ожидает.
Специалист драматически переживает вхождение организации в период, когда уже не так важны его знания, а нужна четкость, порядок, требовательность и монотонность. Монотонность, которая его вообще сводит с ума. Директор, который привык быть в роли Специалиста, вдруг обнаруживает, что теперь фирме не очень нужны его уникальные знания – в организации есть кому быть спецами. Коллектив от него ждет правил игры. Справедливой системы мотивации, понятной системы планирования, жесткой системы контроля – от него ждут организации работы большой группы людей – а в этом он не специалист. Он умеет управлять техническими или химическими системами, а нужно управлять людьми.
Тут он вынужден отдать первые роли тем, кому нравится заниматься именно этим, наведением порядка и контролем, и выходит, что уже не он руководит своей организацией, а эти люди, которые представлялись ему не вредными, конечно, но и не очень далекими.
Он начинает вспоминать прошлое и жалеть о времени, когда он был так востребован, и все ему было ясно. Специалист не догадывается, что его ситуация типична и многие известные директора прошли через это. Вот, например, что об этом говорит в недавнем интервью Билл Гейтс: «Иногда я завидую тем, кто программирует. После того, как я перестал писать программы для Майкрософт, я часто полушутя говорил на совещаниях: Может заеду на выходных в офис, напишу эту программу сам. Теперь я так уже не говорю, но постоянно об этом думаю».
Постепенно Директор смиряется с тем, что теперь у него другая роль, не специалиста, а руководителя по общим вопросам. Он активнее сотрудничает с умелыми администраторами и все меньше появляется в специализированных подразделениях фирмы.
Получает ли он столько же удовольствия как и в начале своей директорской карьеры? Спросите у него.

Администратор

Администратор не проектирует дома, и не торгует одеждой, и не жарит бифштексы, и не ремонтирует автомобили. Он не умеет ничего этого делать! Но под его руководством люди делают это отлично. Компетенция Администратора -- организационный механизм -- и с этим делом он справляется лучше других в офисе.
В детстве он не мечтал стать Администратором, вряд ли кто-то в детстве вообще мечтает стать Администратором. Разве что, у него мама была Администратором в кинотеатре, и ему нравилось без билетов проходить на мультики. Но после, знаете как это бывает – ты хорошо организовал ремонт класса в школе, и взял на себя координацию выездов курса на пикники в институте - и все получалось, и тебя слушаются. И в армии поставили старшиной. То есть оказалось, что ты хорошо соединяешь других людей в согласованно работающие группы! И, что важно, это не требует у тебя какого-то напряжения, это происходит естественно.
Директор, который готов к роли Администратора, понимает, что с ростом организации возрастет неразбериха внутри, растет запрос на координацию усилий всех специалистов. Уже не хватает просто короткой договоренности – я сделаю так, а ты так. Слишком много людей и договаривающихся сторон, слишком много втянуто подразделений.
Конечно, упорядочить хаос ему так сразу не удается. Но постепенно в действиях сотрудников выделяются повторяющиеся действия и процессы. А это значит, что их можно описать и стандартизировать, а значит -- освободить себя от прямого контроля. Он-то мечтает о системе, которая действует без его вмешательства.
Директор-Администратор организует описание процессов, договаривается о способах измерения результатов. Он организует рассылку и разъяснение описанных процедур. Он знает -- процедуры спасут эту организацию. Точных данных нет, но с большой вероятностью можно утверждать, что систему стандартов ISO придумали Администраторы -- она им очень облегчает работу.
У него в кабинете висит цитата кого-то из великих: «Правила не обязательно любить, их достаточно выполнять и это сработает!». Он любит показывать на нее во время совещаний. Совещание -- это вообще ключевой инструмент Администратора и здесь уж он позволяет себе развернутся. Предварительные материалы, которые рассылаются участникам совещания за день раньше, четкая процедура обсуждения, протокол принятых решений – это становится нормой на фирме.
Администратор демонстрирует замашки бюрократа. Иногда ему говорят это с осуждением, но он-то понимает, что бюрократия -- это правильно, это работает. И он не рассчитывает, что все в офисе будут его любить. Меня не надо любить, -- как бы говорит он, -- но нужно выполнять инструкции, и я вас за это буду поощрять.
Сложности у Администратора возникают при общении с талантливыми неординарными сотрудниками, которые хотят работать «поверх» правил. Что делать с талантами, с гениями, которые не любят подчиняться и стандартизировать свой рабочий процесс?
Толковый Администратор не станет «всех стричь по одну гребенку». Он построить два подхода к сотрудникам -- общий (ко всем) и отдельный (к талантам). Возможно, талантам разрешат нарушать некоторые правила, возможно, их освободят от какой-то отчетности, наверняка им упростят доступ к руководству для обсуждения важных идей напрямую и т.д.
Если организация успешно проходит этап стандартизации и все у нее уже действует как в хорошо отлаженной машине, то снова растет спрос на нестандартные решения, неожиданные действия, то есть на Специалистов, которые могут нарушить систему, сделать по-другому, проявить гибкость. Администратор может начать сопротивляться этому. Ведь только-только все наладил и вот, пожалуйста, уже появились желающие все разрушить и снова вернуть компанию в хаос!
Но правильно было бы не бороться, а четко выделить участок, где проходят эксперименты и изменения. Тогда Администратор сотрудничает с новаторами и помогает им вписать новые подходы в общую систему, организует внедрение нового процесса в то, что уже отлажено. Умный Администратор понимает, что процедуры не должны стать самоцелью. В хорошей бюрократии люди знают -- кто именно принимает решения, каковы права и обязанности участников процесса. Это такой контракт, «общественный договор», который принимается в интересах организации в целом.

УПРАВЛЯЮЩИЙ САЛОНА КРАСОТЫ

Управляющий салона красоты относится к категории высшего управленческого персонала. Именно ему учредитель (владелец) вверяет управление своей компанией (салоном красоты).

Характеристика профессии

Профессия управляющий (руководитель, директор) относится к типу «Человек – Человек», так как она связана с общением и взаимодействием с людьми.

По своему характеру профессия управляющий является профессией руководящего класса, так как связана с планированием и организацией, управлением и координацией деятельности, контролем и принятием управленческих решений.

Описание профессии

Какими навыками должен обладать ваш управляющий салона красоты?

Управляющий салона красоты работает в интересах владельца салона и обеспечивает ему получение прибыли.

Управляющий салона красоты должен быть разносторонне развитым человеком, хорошо ориентироваться во многих областях знаний: менеджмент, маркетинг, финансы и учет, управление кадрами, психология, этика и эстетика и т.д.

Управляющий салона красоты должен уметь ориентироваться в тенденциях и перспективах развития индустрии красоты, знать ведущие бренды отрасли, а также модные тренды каждого сезона. Он должен иметь представление об особенностях финансово-хозяйственной деятельности, специфике внутренней структуры деятельности такой организации как салон красоты.

Управляющий салона красоты осуществляет общее руководство работы салона. Особенность работы управляющего салона красоты заключается в том, что в малом бизнесе основные направления работы такие же, как в крупном, только штата для выполнения этих обязанностей нет.

В деятельности управляющего салона красоты можно выделить пять основных направлений: руководство производственно-хозяйственной деятельностью, финансы и учет, руководство работой персонала, обеспечение высокого уровня сервиса и взаимодействие с внешними контрагентами, контролирующими и проверяющими организациями, органами власти.

Он несет полную ответственность за эффективное использование и сохранность имущества салона, содержание в исправном состоянии помещений и имущества в соответствии с правилами и нормами эксплуатации, санитарно-гигиеническими и противопожарными требованиями, обеспечивая тем самым благоприятные и комфортные условия работы для персонала салона, соответствующие нормам и правилам охраны труда.

Руководя финансово-экономической деятельностью, управляющий несет ответственность за результаты этой деятельности и достижение запланированных финансовых показателей, рост объемов предоставляемых клиентом услуг и увеличение прибыли и конкурентоспособности предприятия.

Управляющий салона красоты ведет весь документооборот: издает приказы по организации деятельности и кадровым вопросам, оформляет и визирует всю финансовую и кадровую документацию, в установленные сроки представляет отчеты о финансовой деятельности салона владельцу компании.

Управляющий должен уметь распределить и делегировать полномочия по операционному управлению салоном администраторам, чтобы освободить время для решения других, в первую очередь, стратегических задач.

В отличие от администратора управляющий должен уметь представить салон красоты не только посетителям, но и потенциальным и\или действующим партнерам, уметь грамотно и корректно отстраиваться от конкурентов, взаимодействовать со специалистами по продвижению и рекламе, участвовать в разработке вопросов по стратегии развития бизнеса.

Управляющий салоном красоты не должен работать с клиентами салона, заменяя администратора, но он должен много времени проводить в зале: встречать клиентов, интересоваться их мнением о салоне, знакомиться с новыми клиентами, тепло приветствовать постоянных клиентов.

Хороший управляющий салоном красоты встречает клиентов, как радушный хозяин дома встречает гостей. Он стремиться к тому, чтобы у всех гостей было хорошее настроение, им было уютно и комфортно.

Управляющий должен обеспечить в салоне высокий уровень клиентоориентированного сервиса. Создавать и организовывать проведение различных программ и акции, направленных на повышение лояльности клиентов, заботиться о расширении клиентской базы и увеличении числа постоянных посетителей салона.

Особое внимание управляющий уделяет разрешению конфликтных ситуаций с клиентами. Если клиент предъявляет претензии к качеству сервиса или качеству проведенных процедур, управляющий должен сделать все возможное, чтобы разрешить эту проблему так, чтобы не пострадала репутация салона, а у клиента осталось благоприятное впечатление о компании.

Большую часть времени управляющий салона красоты отводит на работу с персоналом салона. Управляющий салона красоты непосредственно занимается подбором, тестированием, повышением квалификации, аттестацией сотрудников, анализирует их деятельность по качественным и количественным показателям.

Основная часть сотрудников относится к натурам «творческим», поэтому очень часто демонстрируя высокое качество работы, у некоторых сотрудников бывают проблемы с соблюдением трудовой дисциплины. Иногда мастера, стремясь к большей самостоятельности, просто «уводят клиентов из салона». Поддержание высокого уровня лояльности персонала к компании – одна из важнейших задач управляющего салоном красоты. Этому способствуют как различные корпоративные мероприятия, так и правильно построенная система мотивации персона, направленная на повышение эффективности и построение системы внутреннего взаимодействия сотрудников.

Таким образом, хороший управляющий салоном красоты должен быть одновременно и стратегом и тактиком. Так как с одной стороны он вместе с владельцем разрабатывает стратегию развития бизнеса, а с другой стороны должен уметь выполнять тактические задачи и решать текущие проблемы.

Что должен знать ваш управляющий салона красоты?

Управляющий салона красоты должен знать:

  • Правила бытового обслуживания населения РФ
  • Трудовой кодекс РФ
  • Закон о защите прав потребителей
  • тенденции развития рынка индустрии красоты, актуальные направления его развития;
  • основы менеджмента
  • основы экономики, организации труда и управления;
  • правила учета товарно-материальных ценностей и ведения финансовой отчетности;
  • основы маркетинга и организации рекламы;
  • основы этики и эстетики;
  • правила делового этикета;
  • основы психологии;
  • правила работы с ПК (MS Office: Word, Excel, 1C 8салон и др.).

Что должен уметь ваш управляющий салона красоты?

Опираясь на свои знания, управляющий салона красоты руководит работой салона красоты.

Основные виды деятельности:

  • Руководит производственно-хозяйственной деятельностью салона красоты;
  • Руководит финансово-экономической деятельностью салона красоты;
  • Обеспечивает уровень клиентского сервиса, соответствующий классу салона красоты, организует комплекс мероприятий по постоянному улучшению качества обслуживания клиентов;
  • Обеспечивает соблюдение технических и санитарно-гигиенических норм, пожарной безопасности;
  • Рассматривает претензии, связанные с неудовлетворительным обслуживанием клиентов, предпринимает меры по профилактике, предупреждению и возникновению возникновений конфликтных ситуаций, связанных с обслуживанием клиентов;
  • Обеспечивает выполнение салоном красоты всех обязательств перед поставщиками, заказчиками, кредиторами и пр., включая учреждения банка, а также выполнение хозяйственных и трудовых договоров;
  • Принимает меры по обеспечению салона красоты квалифицированными кадрами, обеспечивает рациональное и эффективное использование трудовых ресурсов, обеспечивает их безопасными и благоприятными условиями труда, способствует их саморазвитию и повышению их квалификации;
  • Основываясь на утвержденных руководителем организации (владельцем салона) правилах, стандартах и регламентах работы сотрудников салона красоты осуществляет управление персоналом, организует и контролирует выполнение их работ, обеспечивает при необходимости их эффективное взаимодействие;
  • Контролирует соблюдение сотрудниками салона красоты трудовой и производственной дисциплины, правил пожарной безопасности, норм охраны труда, техники безопасности и санитарно-гигиенических правил;
  • Обеспечивает своевременное ведение и предоставление отчетности руководителю организации (владельцу салона) о финансово-хозяйственной деятельности салона красоты;
  • Осуществляет взаимодействие с проверяющими организациями, представляет интересы салона в государственных учреждениях, органах государственной власти и управления, в суде, арбитраже и пр.

Условия труда

Управляющий салона красоты самостоятелен в своей деятельности и несет полную ответственность за принятые им решения. Принимая решения в соответствии с ситуацией, приоритетными для управляющего являются интересы владельца салона красоты.

Не смотря на наличие графика работы (обычно 5\2), рабочий день управляющего чаще не нормирован.

Управляющий осуществляет свою деятельность в помещении за рабочим местом, мобилен. В салоне у управляющего чаще всего есть свой кабинет, однако ежедневно определенное время он проводит в зале или гостевой зоне салона. Профессиональное общение проводит непосредственно или с помощью технических средств связи.

Медицинские ограничения:

  • Заболевания опорно-двигательного аппарата
  • Заболевания нервной системы
  • Заболевания сердечнососудистой системы
  • Заболевания органов слуха, речи и зрения
  • Психические расстройства
  • Различные формы аллергий (особенно на косметические средства)

Индивидуальные особенности специалиста

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности управляющего салона красоты:

Способности

  • Хорошие организаторские способности (воля, целеустремленность, решительность, настойчивость, творческий подход и др.)
  • Способность руководить
  • Способность проявлять качества лидера в общении с подчиненными
  • Коммуникативные возможности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения, развитость каналов вербального и невербального общения, профессиональная компетентность и др.)
  • Способность управлять собой (способность к саморегуляции в процессе самоуправления и рефлексии)
  • Умение проявлять деловые качества предпринимателя: ставить перспективные цели, использовать благоприятные возможности, гибко реагировать на изменения окружающего мира и т.д.
  • Хорошо развитые аналитические способности (умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать, анализировать ее)
  • Способность к абстрагированию
  • Высокий уровень понятийного мышления.

Личностные качества, интересы и склонности

  • Эрудированность
  • Энергичность
  • Внешняя привлекательность (опрятность, элегантность, хорошие манеры, воспитанность, четкая, ясная и живая речь)
  • Уверенность в себе, в принимаемых решениях
  • Целеустремленность (приоритет мотивов организаторской деятельности)
  • Тактичность (способность проявлять чувство меры и находить наилучшую форму взаимоотношений)
  • Действенность (умение увлечь за собой людей, активизировать их деятельность, найти наилучшие средства эмоционально-волевых воздействий и правильно выбрать момент их применения)
  • Требовательность
  • Критичность (умение обнаружить и выразить значимые для деятельности отклонения от установленных норм)
  • Гибкость (способность гибко реагировать на разные изменения в управленческих ситуациях)
  • Креативность (умение творчески подходить к решению управленческих задач, склонность к импровизации)
  • Наличие развитой интуиции
  • Стремление к постоянному личностному росту
  • Наличие чувства юмора (оказание положительного влияния на психологический климат в коллективе)

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • Низкий уровень интеллектуального развития
  • Отсутствие организаторских и коммуникативных способностей
  • Неуверенность в себе
  • Нерешительность
  • Неорганизованность
  • Недисциплинированность
  • Безынициативность
  • Беспринципность, отсутствие чувства долга
  • Неуравновешенность
  • Бестактность
  • Ригидность (неумение, нежелание изменяться, изменять поведение под влиянием окружающей среды)
  • Склонность перекладывать ответственность на других.

Для большинства крупных и серьезных компаний введение должности офис-менеджера давно уже стало необходимой для успешного функционирования мерой. Более того, большинство фирм, относящихся к категории среднего и малого бизнеса, сегодня все чаще стали вводить в штат сотрудников данную структурную единицу. Соответственно должностная инструкция офис-менеджера, полностью раскрывающая функционал данного работника, становится в последнее время все более актуальной.

В чем заключается функционал офис-менеджера?

Вакансия управляющего офиса любой компании часто подразумевает выполнение множества разнообразных функций. Поэтому в качестве дополнения к трудовому договору довольно часто требуется составление такого документа, как должностная инструкция офис-менеджера, где четко прописываются все обязанности такого сотрудника. В первую очередь необходимо понимать, что основные требования, предъявляемые к такому работнику, - это осуществление управления и контроля за административным подразделением компании. Таким образом, под «офисом» подразумевается не определенное помещение, а отдел предприятия, специалисты которого занимаются выполнением административно-управленческих функций. Должностная инструкция офис-менеджера должна охватывать весь диапазон контрольных обязанностей, возлагаемых на соответствующего специалиста. В частности, к ним может относиться следующий функционал:

  • планирование деятельности сотрудников административного подразделения;
  • составление и внедрение корпоративной культуры и этики общения с контрагентами компании среди специалистов предприятия;
  • организация и контроль за функционированием системы делопроизводства, формируемой между подразделениями фирмы;
  • постоянный контроль за наличием материалов, необходимых для полноценного функционирования офиса;
  • составление отчетов для руководства по установленным ранее формам.

Разница между офис-менеджером и администратором

Должностная инструкция офис-менеджера может быть расширена по усмотрению начальства компании и дополнена всеми необходимыми обязанностями, которые предписано выполнять специалисту, занимающему соответствующую должность, для нормального функционирования существующего административного подразделения. Такой документ формируется несколько отлично, чем должностная инструкция администратора офиса. В последнем случае, как правило, на специалиста должны быть возложены хозяйственные функции, связанные с организацией работы подразделения. Необходимо помнить, что менеджер выполняет в первую очередь обязанности, связанные с управлением деятельности сотрудников.

Администратор же несет ответственность за организацию условий, позволяющих всем специалистам полноценно осуществлять присвоенный им функционал.

Обязанности специалиста отдела кадров

Кроме того, существует еще такой документ, как должностная инструкция отдела кадров. Обязанности, прописываемые в данной бумаге, также связаны с организацией работы персонала. Разница заключается в том, что сотрудник отдела кадров несет ответственность в первую очередь за найм работников, контролирует должностные перемещения специалистов в пределах компании. Организация работы на местах сотрудников в его обязанности не входит.