Лимит оплаты наличных расчетов между организациями. Лимит расчета наличными

На практике государственные закупщики заключают различные сделки, в том числе в рамках внешней экономической деятельности (ВЭД). В данной сфере есть определение такой сделки. Однако нужно понимать, что прямые закупки ВЭД и прямые контракты по 44-ФЗ не имеют ничего общего. Прямой контракт ВЭД — это соглашение, которое заключено российским импортнером и непосредственным производителем товара. Соответственно, является предметом, скорее, таможенного законодательства, а не контрактной системы.

Прямые закупки по 44 ФЗ — это ни что иное, как заказ у единственного поставщика без проведения конкурсных процедур. Такой процесс регулируется . При этом предусмотрено два вида соглашений:

  • до 100 000 руб.;
  • до 400 000 руб.

Размещение информации в ЕИС о такой госзакупке не является обязательным. Однако заказчику рекомендуется вести журнал регистрации договоров и хранить всю документацию, так как в конце финансового года по таким закупкам необходимо будет отчитаться, путем составления отчетов, которые размещаются, в том числе и в ЕИС.

С 01.03.2019 заработал для закупок малого объема и госзакупок лекарств по решению врачебной комиссии.Название этой платформы — ЕАТ «Березка» На ней заключают прямые контракты органы исполнительной власти федерального уровня, в том числе и казенные учреждения, которые находятся в их ведении. Что же касается силовых ведомств, то они попали под исключения и проводят закупки по-старому.

Региональные и муниципальные заказчики обязаны использовать агрегатор, если это предписано специальными актами регионального или местного уровней.

«Березку» посадили на сайт agregatoreat.ru . Наряду с контрактыми до 100 000 — в рамках ч. 4 ст. 93, до 400 000 — по ч. 5 ст. 93 на Березку перенесли закупки лекарств до 200 000 рублей — по ч. 28 ст. 93.

Прямые контракты до 100 000 рублей

Соглашение на сумму до 100 000 рублей допускается в том случае, если по этому основанию не превышает 2 млн.руб. или не превышает 5% от СГОЗ и составляет не более 50 млн.руб. Указанные ограничения годового объема не действительны для процедур, проводимых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

Важной деталью заключения контракта до 100 000 рублей является включение в него основания, согласно которому госзаказчик осуществляет заказ, в данном случае это будет п. 4 ч. 1. ст. 93 44-ФЗ.Прямые контракты до 400 000 рублей

Такие госзакупки могут осуществлять заказчики, которые являются государственным или муниципальным учреждением культуры, основная деятельность которых — сохранение и популяризация объектов культурного наследия, а также иные государственные или муниципальные образовательные учреждения и иные учреждения, перечисленные в п. 5 ч. 1 ст. 93. При этом сумма договора не должна превышать 400 000 рублей, годовой объем закупок не должен быть выше 50% от СГОЗ и составлять более 20 млн. руб.

Учреждение планирует заключить с единственным поставщиком контракты на общую сумму 400 тыс. руб., разбив их на четыре контракта - до 100 тыс. руб. каждый. Правомерно ли это с точки зрения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"? Обязательно ли проводить конкурсные процедуры?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Формально заключение заказчиком на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ нескольких договоров с одним и тем же поставщиком на приобретение одних и тех же товаров на общую сумму более 100 тысяч рублей не противоречит Закону N 44-ФЗ, однако при определенных обстоятельствах может быть квалифицировано как нарушение.

Обоснование вывода:

Пункт 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусматривает возможность осуществить закупку товара, работы или услуги у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей.

В силу п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном этим федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Исходя из названной нормы, а также ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, закупка, осуществляемая у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 этого федерального закона, начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Таким образом, заключение и исполнение каждого из контрактов, заключаемых на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, представляет собой отдельную закупку.

Закон N 44-ФЗ не содержит понятия одноименности товаров, работ и услуг и не ограничивает возможность заключения с одним и тем же поставщиком нескольких договоров на приобретение одних и тех же товаров по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в течение какого-либо календарного периода времени. По смыслу п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ ограничение суммы закупки (сто тысяч рублей) установлено в отношении именно одной закупки товара, работы или услуги (то есть, по существу, в отношении цены одного договора), а не одного вида товара, работы или услуги, которые заказчик вправе приобретать на основании этой нормы у единственного контрагента в течение календарного года, в том числе на основании нескольких договоров.

Таким образом, формально заключение заказчиком на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ нескольких договоров с одним и тем же поставщиком на приобретение одних и тех же товаров на общую сумму более 100 тысяч рублей не противоречит Закону N 44-ФЗ.

Однако необходимо учитывать и вероятность иного подхода. Поскольку закупка у единственного контрагента допускается Законом N 44-ФЗ только в качестве исключения из общего правила, вполне возможно, что приведенная в вопросе ситуация может оцениваться с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 2518/11. Эта позиция предполагает, что искусственное разделение (дробление) единого заказа на группу однородных с целью ухода от проведения торгов недопустимо. Хотя эта позиция была сформулирована применительно к п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в настоящее время утратившего силу, она, как мы полагаем, может сохранять актуальность и в настоящее время, поскольку п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ связывает возможность осуществления одной закупки товара, работы или услуги без проведения конкурентных процедур (у единственного контрагента) с установленным в этой норме суммовым ограничением, фактическое превышение которого в результате искусственного дробления одного объекта закупки также может рассматриваться как уклонение от проведения конкурентных процедур, иначе говоря, избрание ненадлежащего способа закупки*(1). При таком подходе указанные в вопросе контракты, заключенные одновременно либо в пределах непродолжительного периода времени с одним поставщиком на поставку одних и тех же товаров, могут квалифицироваться как притворные сделки, прикрывающие сделку, направленную на приобретение общего количества товаров (п. 2 ст. 170 ГК РФ). Это дает основание рассматривать упомянутые в вопросе закупки как одну (на сумму свыше 100 тысяч рублей), в отношении которой заказчиком выбран ненадлежащий способ определения поставщика, что может быть квалифицировано как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Какую сумму наличных денег может потратить предприниматель, чтобы рассчитаться с контрагентом? Почему предпринимателю не нужно соблюдать лимит, тратя деньги на личные нужды? Какой штраф грозит бизнесмену за несоблюдение лимита наличных расчетов?

— неотъемлемая и значительная часть хозяйственной жизни любого предпринимателя. И эти расчеты подлежат особому контролю со стороны налоговых органов. Ведь рассчитаться наличными деньгами можно только в установленных законодателями пределах. На сегодняшний день этот лимит составляет 100 000 руб. по одному договору (п. 6 Указания Банка России от 07.10.2013 № 3073-У, далее — Указание № 3073-У). Все подробности о том, как соблюсти лимит наличных расчетов, вы узнаете из данной статьи.

Когда нужно соблюдать предел расчета наличными, а когда — нет

Соблюдать — 100 000 руб. по одному договору — вам следует при заключении сделок с организациями и другими предпринимателями. Причем применять этот лимит следует независимо от того, платите вы наличные или получаете их (п. 2 и 6 Указания № 3073-У).

А вот с гражданами, не являющимися предпринимателями, вы можете рассчитываться наличными без ограничения (п. 2 и 5 Указания № 3073-У). Аналогично нет ограничений и на выдачу наличных денег работникам. Например, под отчет сотруднику вы можете выдать любую сумму, хоть 500 000 руб.

Однако учтите следующее. Если работник на будет от вашего имени и на основании доверенности что-то покупать у организации или предпринимателя, то лимит соблюдать придется. То есть сотрудник не должен платить наличными более 100 000 руб. по одной сделке. Так как в этом случае получается, что сделка заключена не с ним как рядовым физлицом, а с вами как предпринимателем.

Если же сотрудник будет что-то покупать в магазине как частное лицо, то в этом случае сделка будет совершена между продавцом и физическим лицом. А значит, ограничение по расчету наличными применять не нужно. То есть ваш работник, выступая в качестве физического лица, может купить товары на любую сумму, в том числе и превышающую 100 000 руб.

Не нужно соблюдать какой-либо лимит, и когда вы изымаете деньги из бизнеса на свои . Дело в том, что предприниматель является полноправным и единоличным владельцем бизнеса. И деньгами, полученными от ведения деятельности и оставшимися после уплаты налогов, он вправе распоряжаться по своему усмотрению. Получается, что вы в любой момент можете взять из бизнеса любую сумму и потратить ее на личные нужды (ст. 209 и 861 НК РФ).

Примечание. Выдачу наличных денег предпринимателю на личные нужды не надо отражать в налоговом учете.

Наглядно о том, когда необходимо соблюдать предельный размер наличных расчетов, мы представили в таблице ниже.

Как быть, если сумма по договору превышает 100 000 руб.

Лимит расчетов в размере 100 000 руб. действует в рамках одного договора. При этом не имеет значения ни срок действия договора, ни периодичность платежей по нему. То есть даже если срок договора равен году, а деньги по нему вы перечисляете несколькими платежами, все равно общая их сумма не должна превышать 100 000 руб.

Поэтому если вы заключили договор на сумму, например, 600 000 руб., то сверхлимитный остаток в размере 500 000 руб. придется перечислять в безналичном порядке.

Примечание. Нельзя оплатить в разные дни несколькими платежами товары, отгруженные по одному договору, если их стоимость более 100 000 руб. В то же время в течение одного дня можно совершить несколько наличных платежей, не превышающих по сумме 100 000 руб., но по разным договорам.

Когда предпринимателю необходимо соблюдать лимит расчетов наличными

Возможные цели

Предельный размер наличных расчетов

Сделки купли-продажи с организациями или другими предпринимателями, включая возврат наличных сумм по таким договорам

100 000 руб. в рамках одного договора

Сделки купли-продажи с физическими лицами, не являющимися предпринимателями

Ограничений нет

Выплата заработной платы и иных выплат социального характера

Взятие наличных денег на личные нужды предпринимателя, не связанные с предпринимательской деятельностью

Выдача наличных денег работникам под отчет

Не пытайтесь обойти ограничение в 100 000 руб. путем заключения дополнительного соглашения к договору. Например, основной договор вы заключили на 70 000 руб. А потом подписали дополнительное соглашение на сумму 40 000 руб. В этом случае вы превысите предел наличных расчетов. Поскольку дополнительное соглашение к договору является его неотъемлемой частью. И общая сумма наличных по договору и по дополнительному соглашению не должна превысить 100 000 руб.

Лучше поступить так. Один договор разбить на несколько, каждый из которых будет заключен на сумму менее 100 000 руб. Только учитывайте следующее: во избежание разногласий с контролирующими органами заключайте такие договоры в разные дни (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.04.2010 № А33-20038/2009 и ФАС Северо-Кавказского округа от 30.04.2009 № А32-171/2009-51/18-9АЖ). Иначе налоговики могут признать подобные сделки притворными и переквалифицировать их в один договор (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 18.03.2008 № А28-9126/2007-90/18 и ФАС Поволжского округа от 03.12.2008 № А72-3587/2008).

Либо разбейте договор не только по суммам, но и по номенклатуре. Например, вместо одного договора на поставку комплектующих к оргтехнике на сумму 130 000 руб. заключите два договора. Один — на покупку мониторов на сумму 90 000 руб., другой — на приобретение клавиатуры и компьютерных мышей на сумму 40 000 руб.

Имейте в виду : лимит наличных расчетов применяется не только в период действия договора, но и после окончания его срока (п. 6 Указания № 3073-У). Это значит, что, например, нельзя оплатить наличными договорные санкции (неустойки), если наличными уже были оплачены товары, работы, услуги по договору в сумме 100 000 руб.

Какова ответственность за расчеты наличными деньгами сверх 100 000 руб.

Ответственность за наличные расчеты сверх 100 000 руб. установлена статьей 15.1 КоАП РФ. Штраф для организаций составляет от 40 000 до 50 000 руб., для должностных лиц — от 4000 до 5000 руб. Про штрафы для предпринимателей в статье 15.1 КоАП РФ не сказано. И многие считают, что предпринимателю за сверхлимитные расчеты ответственность не грозит.

Но, увы, это не так. За несоблюдение лимита наличных расчетов на предпринимателя может быть наложен штраф в размере от 4000 до 5000 руб., поскольку он приравнивается к должностным лицам (ст. 2.4 КоАП РФ, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.02.2010 № А28-16681/2009).

Однако наложить штраф налоговики вправе только в течение двух месяцев со дня совершения правонарушения. Момент, когда они обнаружат нарушение, при этом значения не имеет (ч. 1 ст. 4.5 и подп. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). То есть контролеры, обнаружив, что полгода назад вы выплатили другой организации или предпринимателю по одному договору, например, 150 000 руб., оштрафовать вас не смогут, поскольку два месяца с момента выплаты уже истекло.

Многих предпринимателей волнует вопрос: кто отвечает за превышение лимита наличных расчетов — тот, кто осуществил платеж, или тот, кто получил наличные деньги? К сожалению, в статье 15.1 КоАП РФ этот момент не оговорен. Но, несмотря на это, судьи считают, что за сверхлимитные наличные расчеты следует штрафовать обе стороны — как плательщика, так и получателя денежных средств. Об этом — постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2011 № 18АП-2577/2011, ФАС Волго-Вятского округа от 30.11.2010 № А28-2959/2010 и ФАС Уральского округа от 31.08.2010 № Ф09-5561/10-С1).

Выводы:

  1. Если вы рассчитываетесь с организацией или другим предпринимателем, вам необходимо соблюдать лимит наличных расчетов — 100 000 руб. А вот перечислить физическим лицам либо, наоборот, получить от них вы можете любую сумму денег.
  2. Помните, что ограничение в размере 100 000 руб. налагается на всю сумму расчетов в рамках договора, а не на каждый платеж в отдельности.
  3. Оштрафовать за сверхлимитные наличные расчеты вас могут, только если с момента правонарушения еще не прошло два месяца.

Сентябрь 2015 г.


Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 данного Закона. При этом заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее также — контрагент) может осуществляться заказчиком в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. По смыслу ч.ч. 1 и 5 ст. 24, ч.ч. 1, 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ этот перечень является исчерпывающим. Иначе говоря, при отсутствии оснований, предусмотренных ч. 1 ст.

Закупки малого объема (до 100 и 400 тыс)

Но при этом он должен вести журнал регистрации заключенных контрактов и соответствующую документацию. В конце отчетного периода формируются отчеты, которые уже публикуются в ЕИС. Но такие процедуры заказчик обязан включать в план-график закупок, вынося отдельной строкой.


Вести учет заказчик может как вручную, так и используя специальные программы, в которых будет отображаться вся информация: планируемые, проводимые и завершенные торги. При этом, есть возможность недобросовестного использования закупок малого объема. Некоторые заказчики намеренно разделяют более крупный контракт на несколько процедур до 100 тыс.
руб. и заключают несколько контрактов с одной и той же организацией. Такая сделка может быть признана как неправомерная, вследствие чего заказчик будет привлечен к административной ответственности.

Закупки малого объема 44-фз

В случае осуществления закупок товаров, работ, услуг малых объемов за наличный расчет выдача наличных средств под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, а также порядок и сроки предоставления подотчетным лицом авансового отчета с приложением подтверждающих документов определяются в соответствии с Указанием Банка России от 11.03.2014 г. N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства». 3. Осуществление приемки и проведение экспертизы По заключенному в рамках п.
4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г.

Заключение контрактов до 100 000 и до 400 000 рублей

Далее законодатель предлагает «вилку»: — годовой объем закупок по п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ не переходит верхний предел в 2 млн. руб.; — либо стоимость таких контрактов не превышает 5% (которые, в свою очередь, не могут быть более 50 млн. руб.) совокупного годового объема ВСЕХ закупок. Разбор будет производиться на нескольких примерах. Пример 1: Заказчику выделено на нужды 100 000 000 (сто миллионов) руб.

Для определения лимита, в пределах которого можно осуществить закупку товаров, работ, услуг без проведения торгов, рассчитаем 5% от совокупного годового объема закупок. 100 000 000 руб. * 5% = 5 000 000 руб. Проверяем сумму на соответствие норме закона, а именно в части: «составляет не более чем пятьдесят миллионов рублей в год». 5 000 000 < 50 000 000 Условие выполняется. Что делаем дальше? Проверяем, какая норма Федерального закона от 05.04.2013 г.

Форум института госзакупок (москва)

N 44-ФЗ контракту также проводится приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом. Проведение экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, является составной частью приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ). Экспертиза результатов контракта, заключенного по п.
4 ч. 1 ст. 93

Важно

Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, проводится в обязательном порядке. Выбор способа экспертизы является правом заказчика. В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заказчик вправе провести экспертизу результатов контракта, заключенного по закупкам до 100 тыс.


руб., своими силами.

Как заключить прямой контракт

Ниже в таблице прдставлены регионы РФ, в которых осуществлен максимальный объем малых закупок (в млрд. руб) от общего объема тендеров по плану закупок за 2017 год. Основания проведения малых закупок до 100 тыс. руб. Итак, заказчик вправе выбрать самостоятельно один из двух вариантов, которым будет руководствоваться при госзакупках до 100 тыс. руб:

  1. они не должны превышать 2 млн. руб. в год;
  2. они не должны превышать 5% от совокупного объема годовых закупок, и при этом быть меньше 50 млн. в год.

Особые условия касаются малых закупок для обеспечения нужд сельских поселений. Для таких муниципальных заказчиков снимаются вышеописанные требования к объему закупок до 100 тыс.
руб. и они могут применять этот метод без каких-либо ограничений. Учет закупок до 100 тысяч рублей Публиковать малые госзакупки до 100 тысяч рублей в ЕИС заказчик не обязан.

Закупки до 100000 рублей по 44-фз

Внимание

Проведение закупки, например, шариковых ручек и бумаги к принтеру быстро, не тратя время на выбор подходящего поставщика, не составляя тома закупочной документации, возможно при осуществлении закупки по п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»(далее — Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ). Очень часто сложность написания закона вызывает множество вопросов при осуществлении закупок малого объема.


Представленная справка доступно и понятно, на примерах пояснит, как заказчику применять норму п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ. В данном справочном материале Вы также можете ознакомиться с подробным описаниемпоследовательных действий по проведению закупки до 100 тыс.

«дробление закупок» до 100 (400) тысяч рублей: практика контроля

В некоторых случаях проводится экспертная оценка качества исполнения поставщиком своих обязательств.

  • Оплата заказчиком поставленных ему товаров или услуг.
  • При поведении закупок до 100 тысяч рублей на заказчика не накладывается обязательство по размещению в ЕИС соответствующего извещения. Все документы, касающиеся этой процедуры, заказчик обязан хранить. Сделка может быть оформлена в любой форме, предусмотренной действующим ГК РФ. Дробление закупок В некоторых случаях, пытаясь избежать проведения конкурсной процедуры, заказчики искусственно дробят закупку на несколько контрактов, сумма каждого из которых не превышает 100 тысяч рублей. Такие действия заказчика квалифицируются, как намеренное нарушение действующего законодательства. В случае выявления такого нарушения заключенные сделки признаются притворными.


    Следовательно, все договорные обязательства аннулируются.

Расчет возможного количества малых закупок и их отражение в план-графике При расчете лимитов на малые закупки необходимо учитывать все контракты, оформленные до наступления очередного финансового периода, но оплаченные уже после его начала. Если у компании достаточно большие обороты, то им лучше рассчитывать лимиты, исходя из 5% от СГОЗ. Для остальных организации наиболее предпочтительным считается фиксированная сумма в 2 миллиона рублей. Приведем показательный прием расчета такого лимита. Организации на проведение закупок выделено 100 миллионов рублей. Определяем 5% от СГОЗ. Эта сумма будет равна 5 миллионам рублей. При этом соблюдается правило, что 5% от СГОЗ не должно превосходить отметку в 50 миллионов рублей. Следовательно, 5 миллионов выгодней принять в качестве лимита.

Превышение предельных закупок до 100 000 100 000

Что делаем дальше? Проверяем, какая норма Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ выгоднее заказчику. Для этого применяем стоимостный критерий: 50 000 < 2 000 000 Что делаем дальше? На данном примере видно, что заказчику выгоднее использовать лимит в 2 млн руб. В течение года заказчик, при условии что ему выделили 1 000 000 руб., может осуществить закупки без проведения торгов на сумму в совокупности не более 2 000 000 руб. В данной ситуации обязательное требование «сумма одного договора НЕ превышает 100 000 рублей» должно также выполняться безоговорочно. Минимальное количество подобных договоров в течение года — это: 2 000 000 руб. / 100 000 руб. = 20 договоров. Во всех рассмотренных примерах количество договоров может быть увеличено, в случае если стоимость уже заключенных договоров по п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗменьше 100 000 руб. каждый.

У вас была проверка кассовой дисциплины в этом году?

90% Нет, не было пока

8% Да, без нарушений

2% Да, закончилась штрафом

Опрос на сайте glavbukh.ru

Налоговики на проверке кассовой дисциплины обнаружили, что за день один покупатель заплатил организации наличными больше 100 000 руб. Инспекторов не смутил тот факт, что контрагент вносил деньги по разным договорам. Ревизоры заявили, что фактически сделка одна, поэтому нужно суммировать все платежи. В целом они превышают лимит расчетов наличными. За это инспекция оштрафовала компанию на 40 000 руб.

Компания посчитала штраф незаконным, обратилась в суд и выиграла дело (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 7 сентября 2015 г. по делу № А41-27520 /15). Подробностями с нами поделился юрист, который защищал организацию.

Мнение проверяющих

Рассчитываясь наличными с контрагентом, компания должна соблюдать лимит в размере 100 000 руб. Он действует для платежей по одному договору (п. 6 Указания Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У). Все спорные договоры организации заключили на одинаковых условиях, в один день, на схожий товар. Оплата тоже прошла на одну дату. Это доказывает, что дробление фиктивно. По факту продавец и покупатель действовали в рамках одного договора. Платеж по нему превысил 100 000 руб. Расчет наличными сверх установленных размеров - нарушение, прямо названное в части 1 статьи 15.1 КоАП РФ. Штраф за него составляет до 50 000 руб.

ЮЛИЯ СИДНЕНКО,

советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса

Совет от редакции: считайте лимит по всем договорам за день и переносите платежи

В 2015 году только 1 из 10 ваших коллег столкнулся с проверкой кассовой дисциплины. Это показал опрос на сайте glavbukh.ru . Но штраф за ее нарушение не копеечный. Поэтому безопаснее, чтобы в течение дня расчеты наличными с одним контрагентом по всем договорам укладывались в 100 000 руб. Либо следите за тем, чтобы договоры максимально отличались один от другого. Можно на каждую сделку оформлять свой комплект документов: договор, накладную, счет-фактуру, приходник. А также заключать отдельные договоры на поставку разных групп товаров, устанавливать разные сроки платежа, санкции за опоздание с отгрузкой и оплатой, условия о стоимости доставки. Это убедит если не налоговиков, то судей, что компания получала деньги по разным договорам.

В данном споре судьи пришли еще к одному выводу. В статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях говорится о превышении лимита при расчетах наличными с другими организациями. Компания получает деньги от предпринимателей. Значит, оштрафовать ее нельзя. Этот вывод не стоит брать на вооружение. Другие судьи считают, что штраф правомерен и за превышение лимита при расчетах с предпринимателями (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 февраля 2010 г. по делу № А28-16681 /2009).

Аргументы компании

В заявлении об оспаривании административного штрафа мы указали, что вывод инспекции о единой сделке основан только на предположениях. В течение дня мы заключили с контрагентом несколько однотипных сделок на поставку товара. Но это не противоречит гражданскому законодательству, которое устанавливает принцип свободы договора (п. 1 ст. 421 ГК РФ). Мы не прикладывали к заявлению договоры и первичку на поступившие суммы, поскольку доказывать законность наказания должна инспекция (ч. 1 ст. 65 АПК РФ). Она и предъявила в суд эти документы. Из них видно: на каждый договор есть своя накладная, а также приходник. У каждого договора индивидуальный номер. Он значится в товарных накладных в качестве основания для отгрузки. Это свидетельствует о совершении нескольких сделок, по каждой из которых расчеты не превысили лимита.

ОЛЕГ НИКОЛАЕВ,

юрист ООО «Валерия Линджерие»

Ситуация Аргументы судей

Об уплате налога

Компания не обязана второй раз платить налог, зависший в проблемном банке
Компания отправила в банк платежку по налогам. Деньги ушли со счета организации, но по вине банка не попали в бюджет. Налоговики посчитали налог неуплаченным. Пояснили, что о проблемах банка налогоплательщик должен был знать из публикаций в СМИ. Раз несмотря на это компания обратилась в данный банк, она не планировала платить налог. Налоговики не правы. Статьи в СМИ не являются официальной информацией. Они появились после оформления спорной платежки. Нет и доказательств того, что компания узнала о проблемах банка из иных источников. Налог считается уплаченным, если в банк направили платежку, обеспеченную средствами на счете. Значит, у компании нет долга перед бюджетом (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2015 г. № 09АП-32935 /2015).

О страховых взносах

Отсутствие зарплаты у директора не основание начислять взносы
Организация не начисляла директору зарплату. Но он подписывал документы, выполнял другую работу. Чиновники решили, что директору нужно было назначить зарплату, равную хотя бы минималке. С нее проверяющие из ПФР начислили страховые взносы. Фонд заблуждается. База для взносов - это сумма начисленных в расчетном периоде выплат (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Но компания не начисляла зарплату. А закон не позволяет считать взносы исходя из МРОТ или других величин (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 августа 2015 г. № Ф09-5642 /15).

О НДФЛ

Компенсация освобождена от НДФЛ, даже если работник управляет машиной по доверенности
Инспекция на проверке потребовала удержать НДФЛ с компенсации за использование личного автомобиля. Налоговики обратили внимание на то, что работник управляет машиной по доверенности. А по их мнению, от налога освобождена только компенсация, которую платят собственникам имущества. Доначисления незаконны. Компенсация за использование личного имущества в служебных целях освобождена от НДФЛ. Законодатель не раскрывает термин «личное имущество». Поэтому им можно считать любое, используемое работником на законных основаниях. В том числе автомобиль, эксплуатируемый по доверенности (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 августа 2015 г. по делу № А56-4823 /2014).

О рентабельности

Убыточные компании тоже имеют право на вычет НДС
Проверяющие отказали в вычете НДС и его возмещении. Решили, что компания стремится к необоснованной налоговой выгоде. Недаром организация делает низкую наценку на товар, недостаточную для окупаемости расходов и получения прибыли. Организация имеет право на вычет. Он подтвержден документально и не зависит от убытков или наценки. В проверяемом периоде компания выходила на рынок, используя низкую наценку для формирования спроса. Потом цену повысили, деятельность стала прибыльной. Из этого ясно: низкая наценка оправдана деловой целью, а не налоговой выгодой (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 августа 2015 г. № 09АП-26910 /2015).