Организационно методическая работа в лпу. Проблемы и задачи организационно-методического кабинета (отделения) поликлиники: нормативное обеспечение, рекомендации по оптимизации работы

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Хабаровского края

Об инструкции по планированию организационно-методической работы


В целях совершенствования планирования организационно-методической работы по основным направлениям охраны здоровья населения и организации выездной медицинской помощи, а также установления единых требований к процессу подготовки и процедуры принятия плана организационно-методических мероприятий в системе здравоохранения Хабаровского края

утверждаю:

1. Инструкцию по планированию организационно-методической работы и организации выездной учреждениям Хабаровского края (далее - Инструкция) (прилагается).

Приказываю:

1. Руководителям структурных подразделений министерства здравоохранения использовать прилагаемую Инструкцию в работе при планировании организационно-методических мероприятий и организации выездной медицинской помощи населению Хабаровского края.
2. Руководителям органов управления здравоохранением муниципальных образований, лечебно-профилактических и образовательных учреждений здравоохранения края руководствоваться прилагаемой Инструкцией при планировании организационно-методических мероприятий и выездной медицинской помощи лечебно-профилактическим учреждениям края.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра здравоохранения Хабаровского края В.Е. Тропникову.


Министр здравоохранения
В.М. Савкова

Приложение. Инструкция по планированию организационно-методической работы и организации выездной помощи лечебно-профилактическим учреждениям

Приложение
к приказу
Министерства здравоохранения
Хабаровского края
от 14 мая 2003 года N 130

1. Общие положения

В соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации дальнейшее совершенствование организационно-методической работы в здравоохранении всех уровней нацелено на:
- повышение качества медицинской помощи населению;
- на усиление профилактического компонента в деятельности учреждений здравоохранения;
- обеспечение государственных гарантий в предоставлении квалифицированной медицинской помощи сельскому населению на основе укрепления первичного звена здравоохранения и развития выездных форм медицинского обслуживания;
- повышение эффективности использования ресурсов, формирование рациональных систем поэтапного медицинского обслуживания и внедрение ресурсосберегающих технологий;
- расширение влияния здравоохранения на формирование и реализацию государственной политики в области охраны здоровья населения на всех уровнях власти;
- координацию взаимодействия различных служб и ведомств в решении комплексных медико-социальных проблем.
Целью настоящей Инструкции является установление единых требований по планированию организационно-методической работы, являющейся составной частью управленческой деятельности системы управления здравоохранения всех уровней. Инструкция разработана на основании Методических рекомендаций Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.2002 N 2002/107 "Планирование организационно-методической работы и организация выездной помощи лечебно-профилактическим учреждениям".
Понятие организационно-методической работы включает:
- осуществление аналитической работы по оценке состояния и динамики развития системы здравоохранения муниципального образования края, состояния здоровья населения, медико-демографической ситуации и других факторов внешней среды, оказывающих влияние на уровень здоровья населения;
- организацию и совершенствование системы учета и отчетности о деятельности органов управления и учреждений здравоохранения, результатах функционирования;
- разработку перспективных и текущих планов деятельности системы здравоохранения муниципального образования края, целевых программ по приоритетным направлениям развития, организацию их реализации, контроль и оценку эффективности выполнения;
- организацию и проведение целевых проверок, экспертной оценки деятельности отдельных служб и учреждений здравоохранения с выездом экспертов на места и оказание организационной, методической и консультативной помощи;
- определение потребности медицинских кадров в различных формах непрерывного обучения, планирование совместно с кадровыми службами органов управления здравоохранения работы по повышению квалификации медицинских работников, организацию и проведение конференций, семинаров, выездных коллегий, медицинских советов, совещаний и др.;
- организацию выездной помощи сельским жителям.
Наиболее важной функцией органа управления здравоохранения муниципального образования является разработка планов деятельности подведомственной системы здравоохранения, организация, контроль и оценка их выполнения. В этом аспекте оказание организационно-методической помощи сельскому населению, в том числе и выездной помощи, планируются самостоятельно организационно-методическими отделами указанных уровней.

2. План организационно-методической работы

План организационно-методической работы (далее - План) представляет собой перечень конкретных заданий, определяет порядок, сроки, последовательность проведения мероприятий на планируемый период времени, устанавливает конкретных исполнителей и предусматривает ресурсное, в том числе финансовое, обеспечение планируемых мероприятий, его величину и источники инвестирования.
План состоит из основной части и приложений.
Основная часть Плана включает разделы:
1. Развитие материально-технической базы подразделения здравоохранения.
2. Подготовка и повышение квалификации кадров.
3. Профилактическая работа.
4. Организация выявления социально значимой патологии.
5. Совершенствование диагностической, лечебной, реабилитационной помощи, внедрение современных технологий.
6. Санитарно-гигиеническое образование.
7. Научные исследования и инновационная деятельность.
8. Контроль выполнения Плана.
Приложения должны представлять собой набор следующих документов:
- аналитическая справка о состоянии медицинской помощи населению и деятельности учреждений здравоохранения на момент разработки Плана;
- отчет о выполнении Плана и целевых программ за предыдущий год;
- концептуальные положения стратегического развития здравоохранения на перспективный период;
- перечень основных плановых показателей (ориентиров) и обоснование вероятности их достижения в планируемом периоде;
- проекты регламентирующих документов, необходимых для реализации плановых мероприятий;
- проекты новых целевых комплексных программ по решению проблем межведомственного характера.

2.1. Развитие материально-технической базы здравоохранения

Раздел развития материально-технической базы здравоохранения охватывает мероприятия по укреплению и поддержанию в рабочем состоянии основных фондов учреждений здравоохранения (зданий, автотранспорта, систем обеспечения, технического и медицинского оборудования, инвентаря), а также перечень мероприятий в рамках реструктуризации системы медицинской помощи.
В качестве основных мероприятий по первому подразделу могут планироваться:
- строительство новых учреждений, корпусов;
- проведение капитального и текущего ремонтов зданий, помещений;
- работы по благоустройству территории;
- развитие парка автотранспорта;
- техническое переоснащение и обновление устаревшего оборудования и инструментария.
Ко второму подразделу могут быть отнесены:
- мероприятия по ликвидации (перепрофилированию) маломощных стационаров, неукомплектованных медицинскими кадрами, плохо оснащенных медицинских учреждений;
- укреплению амбулаторно-поликлинического звена на основе открытия новых учреждений, кабинетов, приемов, развития новых форм обслуживания в поликлиниках;
- внедрению стационарозамещающих технологий (дневные стационары, стационары дневного пребывания, стационары на дому);
- дифференциации коечного фонда по интенсивности лечебно-диагностического процесса, созданию коек (отделений) сестринского ухода, хосписов, формированию учреждений или отделений медико-социального характера.
Плановые задания необходимо составлять в соответствии со стратегическими целями системы здравоохранения, нацеленных на переориентацию медицинской помощи со стационарного на поликлинический уровень. Целесообразно проводить укрепление и модернизацию диагностической, лабораторной и реабилитационной базы амбулаторно-поликлинических учреждений, открытие специализированных кабинетов по профилям врачебных специальностей, соответствующих реальной потребности населения, изменение характера деятельности действующих кабинетов в соответствии с внедрением новых технологий медицинского обслуживания (амбулаторной хирургии, дневных специализированных стационаров, профилактических подразделений и т.д.).

2.2. Подготовка и повышение квалификации кадров

Этот раздел Плана включает перечень основных мероприятий по подготовке медицинских кадров и прочих специалистов системы здравоохранения (экономистов, бухгалтеров, техников по обслуживанию медицинского оборудования и др.):
- целевая подготовка специалистов на основе целевых заказов региональных и муниципальных органов управления;
- повышение квалификации работников на центральных базах, в системе институтов повышения квалификации специалистов здравоохранения, в заграничных медицинских центрах и прочих учебных учреждениях с отрывом от производства;
- повышение квалификации без отрыва от производства на цикловых, прерывистых, очно-заочных курсах, семинарах;
- проведение врачебных и сестринских конференций, совещаний;
- организация конкурсов по профессии;
- участие в организации работы научных обществ.
Работа по подготовке кадров планируется организационно-методическими отделами в согласовании с кадровыми службами здравоохранения в районе (муниципалитете).

2.3. Профилактическая работа

Планирование профилактической работы должно быть направлено на сохранение и укрепление здоровья населения, усиление профилактической направленности в деятельности всех служб здравоохранения и социальной сферы в целом, совершенствование информационной системы, оптимизации ресурсов и финансирования профилактических мероприятий государственными и негосударственными структурами, совершенствование информационной системы, усиление роли научных исследований в области сохранения и укрепления здоровья и профилактики заболеваний, своевременное адекватное и широкое использование новых разработок при планировании данного раздела работ, своевременная и качественная подготовка кадров, занимающихся профилактической работой среди населения, в том числе методами и средствами гигиенического обучения и воспитания.
Планирование профилактической работы предусматривает формирование перечня мероприятий по следующим разделам:
01.01. - мероприятия, направленные на первичную медицинскую, социальную и социально-гигиеническую профилактику заболеваний с целью снижения заболеваемости;
01.02. - мероприятия, направленные на повышение эффективности вторичной медицинской и социальной профилактики заболеваний, с целью снижения потерь по временной и стойкой нетрудоспособности, снижения смертности, улучшения качества жизни;
01.03. - мероприятия по внедрению программ профилактики, обеспечению норм физического развития, укреплению нервно-психологического статуса, обеспечению доступности мер социальной и медицинской профилактики (создание центров и школ здоровья, центров физического развития и т.д.).
Кроме того, при планировании профилактической работы необходимо предусмотреть мероприятия по подразделам:
- вакцинопрофилактика;
- химиопрофилактика;
- противоэпидемические и профилактические мероприятия в очагах инфекции;
- профилактические мероприятия на сельскохозяйственных объектах.
Эти мероприятия проводятся в контакте с органами госсанэпиднадзора в соответствии с действующими инструкциями и методическими рекомендациями по установленному графику.

2.4. Санитарно-гигиеническое образование

Мероприятия санитарно-гигиенического образования включают:
- создание, распространение, контроль деятельности, развитие различных организационных форм санитарного образования населения ("Университеты здоровья", "Школы здоровья" в поликлинических учреждениях, "Школы выздоравливающих" для стационарных больных);
- подготовку профилированного санитарного актива по уходу за больными на дому, в первую очередь из числа родственников;
- использование различных форм массового распространения гигиенических знаний среди населения (выступления в СМИ, организация выставок, публикация образовательных материалов);
- организацию встреч с медицинскими работниками (лекции, беседы, разъяснения, рекомендации);
- распространение современных форм привлечения населения к здоровому образу жизни.

2.5. Организация выявления социально значимой патологии

Мероприятия по организации выявления и диспансеризации населения с социально значимыми заболеваниями (туберкулез; ВИЧ/СПИД; заболевания, передаваемыми половым путем (ЗППП); различные формы наркомании; психические расстройства) включают:
- ежегодное обследование контингентов, подлежащих периодическим осмотрам и диспансерному наблюдению;
- ускоренное клиническое обследование лиц с выявленной патологией;
- практическую помощь краевых (районных) учреждений при обследовании населения районов;
- регистрацию обследованных и полицевой учет выявленной патологии;
- проведение систематических консультаций по выявлению заболеваний и оказание консультативной помощи по диагностике, лечению и реабилитации этой группы больных, в том числе в краевых, районных и специализированных учреждениях муниципальных образований.
План строится в разрезе вида патологии по перечисленным направлениям работы.

2.6. Совершенствование диагностической, лечебной, реабилитационной помощи

В состав основных направлений организационных мероприятий этого раздела входят:
- мероприятия по углубленному обследованию лиц с низким уровнем здоровья в центрах (кабинетах) медицинской профилактики, диагностических центрах (кабинетах), поликлиниках или других медицинских учреждениях, располагающих необходимыми диагностическими возможностями;
- осуществление контроля качества диагностики и лечения по результатам консультаций, проводимых высококвалифицированными специалистами в краевых (муниципальных) учреждениях (подразделениях), а также при выездах в подведомственные учреждения здравоохранения;
- планирование и внедрение оздоровительных технологий (нормализация образа жизни, обеспечение сбалансированным питанием, исключение вредных привычек, оптимизация двигательной активности с использованием тренирующих нагрузок и доступных видов физкультуры и спорта и т.д.);
- фармакологические методы укрепления здоровья;
- организация диспансерного наблюдения и контроль эффективности проводимой диспансеризации больных;
- организация централизованного контроля правильности оформления свидетельств о смерти.
Планирование может осуществляться:
- по объектам, подлежащим контролю (учреждения, службы, подразделения, специалисты);
- по формам контроля (проведению экспертной оценки медицинской документации);
- по показателям, характеризующим состояние процесса оказания помощи (выполнение индивидуальных планов лечения, обеспечение преемственной медицинской помощью, своевременной госпитализацией, консультацией, по обоснованности отбора больных для лечения в учреждениях другого уровня, на стационарозамещающие технологии);
- по активности медицинского вмешательства (оперативное лечение);
- по результатам (восстановление трудоспособности больных, своевременности направления на МСЭК).

2.7. Научные исследования и инновационная деятельность

Планирование тематики научных исследований осуществляется в соответствии с прикладными задачами практического здравоохранения, которые могут включать отдельные вопросы общественного здоровья, оказания медицинской помощи и разработку стратегически важных направлений развития системы здравоохранения.
Инновационная деятельность реализует научно-технические, социально-экономические, организационные и другие мероприятия, направленные на внедрение и тиражирование научно-медицинской документации, новых медицинских технологий, разрешенных к применению. При планировании инновационной деятельности необходимо учитывать персональную ответственность за полноту, качество и своевременное получение главных результатов, клинико-экономическое обоснование, ресурсное обеспечение деятельности, подготовку специалистов для освоения передового отечественного и зарубежного опыта по профилактике, диагностике и лечению заболеваний.
Раздел внедрения новых медицинских технологий освещает современные технологии профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, подлежащие внедрению в деятельность учреждений здравоохранения.

2.8. Контроль выполнения Плана

Текущий контроль по количественным и качественным критериям за исполнением Плана осуществляет организационно-методический отдел (кабинет) организации, составившей данный План.
Разделы Плана, в которых приводится перечень мероприятий, уровни их исполнения, сроки, ответственные, даты планируемого исполнения, целесообразно дополнять графами "дата реального исполнения" и "затраты на их проведение". Для контроля используют данные государственной статистической отчетности.
Важным инструментом контроля служит полугодовое (промежуточное) заслушивание исполнения Плана в аппарате управления здравоохранения, например:
- организация и результативность осмотров населения и диспансеризации;
- лечение больных хроническими заболеваниями;
- проведение противоэпидемических мероприятий;
- анализ работы лечебно-профилактических учреждений и т.д.

3. Процесс подготовки проекта Плана и процедура его принятия

План разрабатывается с участием главных специалистов соответствующего уровня и по окончании разработки визируется ими. Целенаправленность планов и эффективность плановых заданий зависят от правильности постановки целей, выбора стратегий их достижения, концентрации усилий на выбранных приоритетах с учетом территориальных особенностей и ресурсных возможностей ЛПУ.
План организационно-методической работы краевой больницы, ЦРБ является структурной составляющей единого плана развития регионального (муниципального) здравоохранения, определяющего иерархическую систему перспективного и текущего планирования деятельности органов управления и учреждений здравоохранения.
Процедура принятия плана включает его обсуждение на медицинском совете учреждения либо в качестве самостоятельного вопроса, либо в качестве составной части обсуждения итогов работы учреждения, хода выполнения целевых программ за истекший период.
Регламент процедуры принятия плана предусматривает обязательное участие в обсуждении представителей аппарата органа управления здравоохранения соответствующего уровня, а для ЦРБ - представителей администрации района. После обсуждения План утверждается руководителем (заместителем) администрации соответствующего уровня.
Утвержденный План является руководящим документом, обязательным для исполнения.

4. Итоговый отчет о выполнении Плана

Итоговый отчет о выполнении плана составляется в табличной или в описательной форме по разделам и включает следующие рубрики:
- плановые решаемые задачи;
- исходные показатели на начало планируемого периода;
- проведенные мероприятия (а, б, в...);
- результаты текущего года;
- оценка эффективности.
По отчету составляется пояснительная записка с анализом достигнутых результатов, а при отсутствии или недостаточной результативности принятых мер с анализом причин, критической оценкой дефектов и возможных мер по повышению их качества.
Отчет о выполнении мероприятий по плану организационных мероприятий подразделениями учреждения, осуществляющими курацию подведомственных лечебно-профилактических учреждений, предоставляется по требованию организационно-методического отдела (кабинета) в установленные сроки согласно профилю отделения с указанием исполнителей по следующим аспектам:
- подготовка вопросов для заслушивания на совещаниях, коллегиях аппарата управления (плановые/внеплановые, уровень);
- написание конъюнктурных обзоров по профилю подразделений;
- выпуск методических материалов по зоне курации (какие);
- педагогическая работа (курсы, семинары, лекции, индивидуальная подготовка специалистов);
- командировки в курируемые территории (куда, цель, длительность, плановые/внеплановые, бригадные/индивидуальные, какая оказана помощь);
- участие в совещаниях, конференциях, съездах и т.д.

5. Организационно-методическая помощь учреждениям здравоохранения

Ведущие учреждения краевого уровня оказывают организационно-методическую помощь муниципальным учреждениям, практически помогают как ЦРБ (межрайонным центрам), так и учреждениям первичной медицинской помощи по широкому профилю вопросов, касающихся организации и повышения качества лечебно-диагностического процесса, улучшения профилактики, технологического совершенствования деятельности, оптимизации управления, в том числе повышения уровня планирования.
Организационно-методический отдел (кабинет) ведущего (головного) ЛПУ призван решать три крупных блока задач:
1. Формирование из сотрудников учреждения комиссий и выездных бригад. Плановый выезд кураторов и бригад кураторов в подведомственные учреждения, районные центры для организационной, методической, консультативной и практической помощи; заслушивание их отчетов, учет проведенной работы, создание и поддержание в рабочем состоянии районной картотеки рекомендаций.
2. Разработка материалов стратегического (программы), оперативного (планы), директивного (приказы) значения для аппарата управления здравоохранением:
- по контролю за выполнением директивных документов аппарата управления различных уровней;
- по организационному обеспечению работы медицинских советов, комиссий (совместно с администрацией учреждения);
- по популяризации передового опыта оздоровления населения (совместно с ведущими специалистами).
3. Составление сводного годового отчета, анализ его, оформление заключений по итогам работы, конъюнктурных обзоров, сборников основных показателей работы медицинских учреждений и здоровья населения (с участием ведущих специалистов).
Диагностическая, лечебная и реабилитационная медицинская помощь обратившимся в учреждения больным регулируется должностными инструкциями соответствующих подразделений и правилами внутреннего распорядка учреждения.

6. Организация выездной медицинской помощи жителям сельских районов

Малая плотность сельского населения, занятость личным подсобным хозяйством, сезонность и срочность основных сельскохозяйственных работ, удаленность врачебной (особенно специализированной) помощи от мест проживания больных, слабое развитие транспортных коммуникаций при значительных расстояниях, высокая стоимость проезда - все это снижает уровень обращаемости и госпитализации сельского населения.
Неудовлетворительные условия труда в аграрном секторе, в большинстве производств не отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям из-за несоблюдения санитарных норм и правил, способствуют возникновению заболеваний, что при низкой выявляемости и недостаточном лечении приводит к развитию запущенных случаев, хронизации патологических процессов, высокой смертности населения. Чаще, чем в городах, на селе встречаются бруцеллез, кишечные инфекции, болезни опорно-двигательного аппарата, заболевания органов дыхания (пылевой бронхит), вибрационная болезнь. Отсюда следует необходимость активизации выездных форм организационной, консультативной и практической помощи сельскому здравоохранению.
При этом следует учитывать длительный отрыв квалифицированных специалистов от исполнения своих обязанностей по основной работе, неустроенность их быта при выезде, ненормированный рабочий день.
Экстренную и неотложную помощь больным со сложной патологией, требующей оперативных вмешательств, оказывает круглогодично отделение экстренной и планово-консультативной помощи краевых больниц или Центра медицины катастроф средствами санитарной авиации (самолет, вертолет) или закрепленным автотранспортом.
Плановая помощь специалистам ЦРБ оказывается врачами-кураторами, специалистами краевых больниц и консультативных поликлиник. Для оказания помощи сельским ЛПУ приказом органа управления здравоохранения закрепляются как штатные, так и внештатные специалисты краевых лечебных учреждений (взрослых и детских), родильных домов, диспансеров, центра борьбы со СПИДом и медицинской профилактики, других диагностических и лечебных центров.
К выездной работе привлекаются самые опытные, высококвалифицированные специалисты.
Большое практическое значение имеет участие специалистов краевых учреждений в работе призывных комиссий.
Содержание помощи, которую оказывают краевые учреждения районным ЛПУ, составляет:
- координация управления здравоохранения;
- реализация стратегических решений аппарата управления здравоохранения;
- систематизация организационно-методической работы муниципальных систем здравоохранения;
- практическая помощь руководству и специалистам ЦРБ, другим учреждениям муниципального уровня;
- укрепление внутриведомственного контроля качества медицинской помощи;
- усиление экспертной работы всех уровней;
- проведение семинаров и т.д.
Куратор оказывает организационно-методическую помощь, внедряет стандарты медицинской помощи и организует контроль за их соблюдением.
Кроме выездов главных специалистов, курация сельских ЛПУ осуществляется специалистами кафедр высших образовательных учреждений медицинского профиля. С участием преподавательского состава кафедр медицинских ВУЗов проводятся выездные конференции, в т.ч. научно-практические, семинары, совещания.
Консультативная помощь по вопросам диагностики, лечения и реабилитации больных оказывается в поликлиниках ЦРБ, в участковых больницах, на дому, в стационаре.
По заданиям аппарата управления края в ходе подготовки медицинских советов, выездных коллегий, совещаний, конференций контролируется качество медицинской помощи сельскому населению в муниципальных учреждениях (ЦРБ, УБ, ФАПах); изучается материально-технический и кадровый потенциал, возможности лицензирования служб ЦРБ; контролируются результаты реагирования на жалобы населения. Параллельно оказывается методическая помощь.
Оправдывают себя выездные больничные медицинские советы с участием глав администраций и медицинской общественности районов, на которых обсуждаются результаты экспертной оценки деятельности служб района, а также организуется консультативный прием больных специалистами краевых учреждений.
В ходе оказания преимущественно практической помощи организуются комплексные, целевые, профилактические осмотры и диспансеризация населения. Специалисты ЦРБ ежемесячно осматривают население, обслуживаемое участковыми больницами и ФАПами.
Возможные формы выездной работы:
- индивидуальные выезды специалистов, в том числе экстренные, по заявке муниципального ЛПУ; за счет принимающей стороны;
- выезды бригад из 2 - 5 специалистов (взрослых и детских), которым отдается предпочтение при плановой работе, так как они более рентабельны по сравнению с индивидуальными выездами;
- передвижные (выездные) амбулатории (поликлиники).
Прочно утвердилась бригадная форма обслуживания населения. Сформированные в структуре передвижных амбулаторий бригады обслуживают больных согласно плану, утвержденному главным врачом и согласованному с территориальными органами управления здравоохранения.
Бригада из 5 - 7 специалистов комплектуется с учетом пожеланий районов и работает в среднем четыре дня (первый и четвертый - в ЦРБ, по одному - в участковых больницах). Население заранее оповещается о составе бригады через средства массовой информации (районные газеты, радио), через фельдшеров.
В среднем численный состав выездных бригад состоит из 5 - 6 специалистов (терапевт, хирург, педиатр, акушер-гинеколог, невролог, офтальмолог, специалисты параклинического профиля, по организационно-методической работе). Состав бригады специалистов комплектуется с учетом интересов района, в случае необходимости расширяется за счет других специалистов, в частности, фтизиатров, дерматовенерологов и др.
При подготовке к плановому выезду в районы проводится анализ эпидемической ситуации в районе; изучение качества и эффективности амбулаторно-поликлинической помощи, в частности, сельскому населению, по уровням (ЦРБ, РБ, УБ, сельские врачебные амбулатории); оценка обеспеченности кадрами врачей и сестринского персонала, их квалификации.
В районах области до приезда бригады формируется поток больных, преимущественно диспансерной группы, а также группы для получения оперативной помощи у окулиста, травматолога, онколога из расчета 2 - 3 операции за выезд. Необходимо оснащение выезжающих бригад оборудованием для обследования и лечения взрослых и детей.
В ходе выезда осматриваются больные в центральной районной больнице, а при необходимости - на фельдшерско-акушерских пунктах, в сельских врачебных амбулаториях и участковых больницах.
Длительность командировочной работы колеблется от нескольких часов до 10 суток, в среднем составляя 2,4 дня.
Все более широкое применение находит практика замещения по заявке главного врача соответствующего ЛПУ длительно (от 7 до 35 дней) отсутствующих специалистов ЦРБ, в основном хирургического профиля (отпуск, учеба, специализация).
Работники ЦРБ по плану-графику оказывают помощь населению, закрепленному за участковыми больницами, врачебными амбулаториями, ФАПами. Бригады комплектуются врачами ЦРБ так, чтобы обеспечить в год от 6 до 12 выездов в сельский район; в состав их чаще всего входят педиатр, гинеколог, терапевт, невролог. В ходе выездов специалистами ЦРБ оказывается, прежде всего, консультативная помощь, в первую очередь беременным и детям. Число консультаций обычно колеблется от 25 до 30 на один выезд.
Особого внимания требует диспансерное наблюдение за больными язвенной болезнью, сахарным диабетом, гастритом, нефритом, ревматическими заболеваниями сердца, ревматоидным артритом и т.д. Целенаправленный выезд бригады 2 - 3 раза в год позволяет осмотреть практически всю диспансерную группу. В ходе выезда также производится отбор больных для терапевтического и оперативного лечения в ЦРБ и в краевых учреждениях, а в ряде случаев оказывается практическая помощь непосредственно на месте. В обязательном порядке анализируется работа сельских медицинских работников, контролируется ход диспансерного наблюдения, ход лечения после предыдущей консультации, а также даются рекомендации по совершенствованию медицинской помощи.
Перспективное значение для здравоохранения имеет внедрение телекоммуникационных технологий, что позволяет использовать новые принципы передачи медицинской информации между клиническими центрами и ЦРБ, способствует развитию "Интернет"-технологий, хотя организационный опыт внедрения и использования только накапливается.
Возможна и такая форма работы, как выездные фельдшерские пункты для обеспечения в малонаселенных пунктах наблюдения за больными в стационарах на дому, доставки больным необходимых медикаментов.
Технический отчет специалистов составляется по разделам:
- осмотрено всего;
- выявлено заболевших, в т.ч. с впервые в жизни установленным диагнозом;
- по месту жительства рекомендовано лечение амбулаторное;
- по месту жительства рекомендовано лечение стационарное;
- направлено в краевые поликлиники на дообследование, "Д" учет;
- отправлено в краевые стационары.

7. Эффективность использования метода

При оценке характера и объема организационно-методической помощи учитывается информационно-аналитическая помощь в подготовке, издании и распространении различных материалов (методические рекомендации, информационные письма, сборники показателей здоровья и работы, бюллетени; подготовка справочных материалов по запросу вышестоящих организаций; информация для санитарного просвещения населения и больных через СМИ, в т.ч. внутрибольничная, с помощью специальных стендов, консультативные приемы и участие в профилактических осмотрах населения (отдельно взрослых и детей), число обследованных больных инструментальными методами (эндоскопия, УЗИ, ЭКГ и т.д.).
Серьезные объективные трудности в организации выездной помощи муниципальным и районным учреждениям усугубляются недостатками организации, в частности, недостаточной преемственностью выездной работы специалистов краевых учреждений различного профиля из-за несовершенства координации их деятельности в районах.
Повышение эффективности организационно-методической работы на всех уровнях организации здравоохранения, планирование структуры расходов на формирование выездных бригад, длительности выездной работы, ориентировочного уровня обслуживания сельского населения санитарной авиацией позволит повысить качество, оперативность и доступность медицинской помощи, в первую очередь, сельскому населению.

Приложение 1. Папка куратора ЛПУ

Приложение 1
к Инструкции
по планированию
организационно-методической
работы и организации выездной
помощи лечебно-профилактическим
учреждениям


Досье на лечебно-профилактические учреждения здравоохранения включает разделы:
1. Оценка здоровья населения города, района (демографическая ситуация, показатели деятельности муниципального органа управления здравоохранения по данным годового отчета, материалы предыдущих проверок, рекомендаций, письменные обращения граждан).
2. Сеть учреждений здравоохранения, организационная структура, наличие лицензий на право занятия медицинской деятельностью.
3. Материально-техническая база (состояние лечебно-профилактических учреждений, процент износа медоборудования и мединструментария, перспективы медико-технического оснащения, соответствие программы развития муниципального здравоохранения (город, район) положениям концепции развития здравоохранения Российской Федерации).
4. Обеспеченность населения врачами и средними медицинскими работниками, укомплектованность административного аппарата; работа с резервом; наличие должностных инструкций сотрудников, предоставление жилья медработникам; контроль плана повышения квалификации персонала (конференции, семинары, курсы усовершенствования).
5. Наличие организующих приказов и контроль за их исполнением.
6. Состояние противопожарной безопасности (наличие приказа, плана противопожарных мероприятий, инструкций, проведение инструктажа, наличие средств пожаротушения).
7. Соблюдение техники безопасности: создание аттестационной комиссии по охране труда; наличие журнала вводного инструктажа при приеме на работу; инструкций; замера сопротивления заземляющего контура и изоляции электропроводки; наличие приказа на работников, ответственных за электрохозяйство; эксплуатация кислородного хозяйства под давлением.
8. Соблюдение охранного режима ЛПУ (результаты проверок состояния зданий и его помещений на наличие подозрительных посторонних предметов, возможности въезда постороннего транспорта; проверка целостности и сохранности пломб и печатей, замков в неиспользуемых помещениях, сдача в аренду зданий, сооружений и помещений ЛПУ, взаимодействие с органами УВД в части оповещения о случаях проникновения посторонних лиц на территорию или в помещения ЛПУ; выявление лиц, находящихся на стационарном лечении, чья личность не подтверждена документами; обращений в ЛПУ лиц с травмами и ранениями, не исключающими криминального происхождения, корректировка и инструктаж дежурного персонала учреждения; готовность ЛПУ к оказанию помощи пострадавшим с травмами и ожогами, наличие неснижаемого запаса медикаментов и расходных материалов; состав, адреса и телефоны бригад усиления дежурной службы, порядок оповещения и сбора сотрудников в ЛПУ, наличие приказа по больнице об ограничении свиданий больных с родственниками до 18 часов.
9. Работа с администрацией города, района по охране здоровья населения. Результативность межведомственных комиссий по социально обусловленным заболеваниям.
10. Выполнение решений коллегии территориального органа управления здравоохранением.
11. Организационно-методическая работа.
12. Соблюдение стерилизационно-дезинфекционного режима в учреждении.
13. Лечебно-профилактическая помощь:
а) качество и доступность амбулаторно-поликлинической помощи:
- внедрение новых технологий и форм медицинского обслуживания (дневные стационары, стационары на дому, стационар дневного пребывания);
- работа отделений профилактики и реабилитации, перепрофилирование коек участковых больниц в отделения сестринского ухода для лечения больных по медико-социальным показаниям, врачебных амбулаторий с дневным стационаром; своевременность перевода больных, нуждающихся в медико-социальной помощи в дома-интернаты;
- режим работы учреждения; предоставление платных услуг населению, предприятиям, организациям;
- преемственность в обследовании, лечении и реабилитации больных между поликлиникой и стационаром;
- реструктуризация коечного фонда стационара;
- оснащение стационара диагностическим и лечебным оборудованием;
- система помощи при неотложных состояниях, госпитализации и выписки больных;
- организация лекарственного обеспечения;
- организация реанимационной помощи женщинам и детям, анализ показателей материнской и детской смертности;
б) система контроля за оборотом наркотических средств:
- приказ о допуске к работе с наркотическими лекарственными средствами;
- разрешение УВД;
- журнал учета, хранения наркотических лекарственных средств и психотропных веществ согласно требованиям МЗ РФ;
- журнал приема и уничтожения использованных ампул;
- работа комиссии по использованию наркотических и психотропных веществ;
- работа со специальными рецептурными бланками.
14. Организация качества работы скорой и неотложной медицинской помощи.
15. Организация работы муниципального органа управления здравоохранения в условиях ОМС и ДМС:
- протоколы лицензионно-аккредитационной комиссии;
- контроль сроков и качества лечения застрахованных;
- постатейное ежемесячное использование средств бюджета и ОМС.
16. Внедрение стандартов объема и качества оказания медицинской помощи на различных этапах и уровнях ЛПУ города, района.
17. Работа клинико-экспертной комиссии.
18. Работа вспомогательных служб (прачечная, связь, транспорт).
19. Санитарное состояние учреждений здравоохранения.
20. Выводы и предложения.

Примечание.
При разработке Приложения N 1 использован приказ МЗ Саратовской области N 101-п от 20.01.2001 "О курации муниципальных учреждений здравоохранения городов и районов области, областных ЛПУ Министерством здравоохранения на 2001 год".

Приложение N 2. Отчет о плановом (внеплановом) выезде куратора (специалиста) для оказания методической и практической помощи муниципальным, районным учреждениям здравоохранения

Приложение N 2
к Инструкции
по планированию
организационно-методической
работы и организации выездной
помощи лечебно-профилактическим
учреждениям


1. ФИО, должность, место работы.
2. Дата выезда.
3. Населенный пункт, учреждение, которому оказана помощь.
4. Цель выезда:
- внедрение новых методик, технологий;
- обучение;
- практическая помощь;
- проведение профилактических осмотров.
5. Результаты (заполняются в соответствии с рубриками Папки куратора в рамках компетенции специалиста).
Характер помощи по разделам:
- организационно-методическая работа включает результаты проверок амбулаторных, стационарных учреждений, скорой медицинской помощи по статистическим показателям, по ведущейся документации, стандартам ведения больных и т.д.;
- лечебно-консультативная работа (число больных, проконсультированных по возрастным группам, число проведенных операций, манипуляций, пособий);
- педагогическая работа (лекции, конференции, семинары, практические занятия; их темы, число участников).
6. Рекомендации.
Отчет составляется в двух экземплярах и заверяется подписями командированного специалиста и руководителей учреждения, которому оказывалась помощь. Один экземпляр остается в ЛПУ для реализации рекомендаций, другой передается в оргметодотдел учреждения, направившего сотрудника в командировку.


Первый заместитель министра
В.Е. Тропникова

Текст документа сверен по:
Официальная рассылка

Время проведения: с 16-03-2009 по 19-03-2009

Место проведения: Учебный комплекс ЦНТИ

Специализация: Организация здравоохраненияОписание события:

ПРОГРАММА СЕМИНАРА (4 дня):

1. Организационная структура и организационно-правовая форма медицинского учреждения. Нормативно-правовая база и оптимизация деятельности. Юридическая защита медицинского учреждения: организационно-методическая работа.

2. Организационно-методическая работа в медицинском учреждении: цели и задачи; участие в стратегическом планировании; стратегия и тактика планирования; методики планирования; разработка регламентов и внутрифирменных стандартов; участие в планировании подразделений ЛПУ; взаимоувязка планов, мероприятий; организация обучения; организация корпоративных мероприятий, приема гостей, делегаций, развитие внешних связей с учетом потребностей медицинского учреждения.

3. Организация работы оргметодотдела. Положение об организационно-методическом отделе, кабинете.

4. Организация работы заместителя главного врача по организационно-методической работе. Положение о заместителе главного врача по организационно-методической работе. Должностные и функциональные обязанности.

5. Внутренний документооборот медицинского учреждения для упорядочения организационной структуры. Принципы составления, схемы движения. Организация работы с документами: требования и рекомендации.

6. Организационно-распорядительная документация. Работа с положениями, инструкциями; подготовка аналитических обзоров, справок, материалов и др.

7. Работа с нормативными документами (приказами, распоряжениями и т.д.); работа с методической и нормативной литературой; работа с письмами, обращениями.

8. Виды комиссий в медицинском учреждении. Организация заседаний комиссии в ЛПУ.

9. Организационно-методическое обеспечение работы по управлению качеством оказания медицинской помощи.

― осуществляет организационно-методическую работу ЛПУ;

― организует плановые выезды врачей специалистов в СУБ для консультации, оказания практической помощи врачам этих организаций по вопросам организации лечебно-диагностической и профилактической работы;

― изучает основные показатели работы медицинских организаций района (уровень заболеваемости, летальности, детской и общей смертности);

― организует и проводит необходимые мероприятия (семинары, медико-санитарные советы, повышение квалификации врачей и средних медицинских работников);

― оказывает организационно-методическую и консультативную помощь медицинским учреждениям района.

Возглавляет организационно методический кабинет заместитель главного врача ЦРБ по организационно-методической работе.

Задачи ЦРБ:

1. Обеспечение населения района квалифицированной, специализированной стационарной и поликлинической медицинской помощью.

2. Оперативное и организационно-методическое руководство, а также контроль за деятельностью организаций здравоохранения, находящихся на территории района.

3. Планирование, финансирование и организация материально- технического снабжения организаций здравоохранения района.

4. Разработка и проведение мероприятий по повышению качества медицинского обслуживания, снижению заболеваемости, инвалидности, младенческой и общей смертности и укреплению здоровья населения.

5. Внедрение в практику работы всех лечебно-профилактических организаций района современных методов и средств профилактики, диагностики и лечения.

6. Разработка, организация и осуществление мерпо расстановке, рациональному использованию и повышению квалификации медицинских кадров учреждений здравоохранения района.

Руководит ЦРБ главный врач, он же - главный врач района. На него возложена ответственность за состояние медицинского обслуживания населения района. У главного врача ЦРБ имеются заместители по поликлинике, по медицинской части, медицинскому обслуживанию населения района, медицинской экспертизе и реабилитации, по административно-хозяйственной части.

Непосредственной организацией квалифицированной и специализированной медицинской помощи занимаются районные специалисты. Как правило, это заведующие соответствующими отделениями ЦРБ. Районный педиатр занимает штатную должность, все другие районные специалисты работают внештатно. В районах с численностью населения 70 000 человек и более вместо штатной должности районного педиатра введена должность заместителя главного врача по родовспоможению и детству.

Руководитель ЦРБ осуществляет управление и контроль за деятельностью участковых больниц и других медицинских организаций района, систематически организует выезды бригад врачей-специалистов на сельские врачебные участки, ФАПы, заслушивает отчеты о работе руководителей медицинских организаций района, анализирует их планы, статистические отчеты, истории умерших больных, акты патологоанатомических вскрытий и другую медицинскую документацию для правильной организации медицинской помощи населению. ЦРБ обеспечивает организацию скорой и неотложной медицинской помощи населению района.

Основные критерии оценки качества и эффективности деятельности медицинских организаций сельского района:

― показатель заболеваемости населения (общая, с временной утратой трудоспособности, детская);

― первичного выхода на инвалидность;

― смертности (в том числе детской смертности);

― число жалоб населения на доступность, качество и своевременность медицинской помощи;

― распределение больных по результатам лечения (выздоровление, улучшение, без перемен, ухудшение);

― расхождение клинического и патологоанатомического диагнозов;

― больничная летальность при отдельных заболеваниях и по отделениям;

― своевременность госпитализации и начала лечения.

Областные медицинские организации.

Ведущей лечебно-профилактической организацией, организационно-методическим и консультационным центром здравоохранения области является областная клиническая больница, для детского населения - областная клиническая детская больница.

Структура областной больницы:

― стационар с приемным отделением (специализированные отделения);

― консультативная поликлиника (может быть отдельной);

― лечебно-диагностические отделения, кабинеты, лаборатории;

― организационно-методический отдел и отделение медицинской статистики;

― отделения экстренной и плановой консультационной помощи;

― рентгено-радиологическое отделение;

― патологоанатомическое отделение;

― хозяйственные подразделения (пищеблок, склады и т. д.).

Задачи областной больницы:

1. Оказание консультативной, специализированной или высококвалифицированной медицинской помощи, которая не может быть оказана в других медицинских организациях области.

2. Помощь организациям и органам здравоохранения области в повышении качества лечебно-профилактической работы на местах, обобщении передового опыта и совершенствовании форм и методов медицинской деятельности.

3. Координация лечебно-профилактической и организационно-методической

работы, осуществляемой всеми специализированными медицинскими организациями области.

4 Выделение санитарной авиации и наземного транспорта для экстренной и плановой консультативной помощи больным.

5 Систематический анализ состояния здоровья населения области и деятельности лечебно-профилактических организаций, разработка совместно с главными специалистами областного управления здравоохранения необходимых мероприятий по снижению заболеваемости и повышению качества медицинского обслуживания.

На базе областных больниц проводятся первичная специализация и тематическое усовершенствование медицинских работников области. Коечная мощность областной больницу зависит от численности населения области. Средняя мощность областной больницы в Республике Беларусь составляет 700―1 000 коек.

Во всех областях организованы специализированные диспансеры (противотуберкулезный, онкологический и т. д.), а также другие специализированные медицинские организации (областная психиатрическая больница), которые являются областными центрами по оказанию специализированной медицинской и организационно-методической помощи.

ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЦГЭ и ОЗ:

СТРУКТУРА, УПРАВЛЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ

Цель: изучение студентами деятельности государственного санитарно-эпидемиологического надзора по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения, ознакомление студентов со структурой и содержанием работы Центров гигиены и эпидемиологии и общественного здоровья (ЦГЭ и ОЗ), государственным характером санитарно-эпидемиологического надзора, его местом в системе здравоохранения.

Задачи :

1. Ознакомить студентов со структурой ЦГЭ и ОЗ, административно-правовыми основами деятельности ЦГЭ и ОЗ, содержанием работы отделов и отделений.

2. Ознакомить с организацией работы врачей, правилами составления планов работы, оформления административно-правовых актов.

3. Ознакомление со структурой и задачами отдела общественного здоровья.

II. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ

1. Основные направления деятельности государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

2. Законодательство Республики Беларусь, регламентирующее деятельность государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

3. Структуру государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

4. Основные направления деятельности организаций государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

5. Задачи организаций государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

6. Структуру и организацию работы ЦГЭ и ОЗ.

7. Организацию работы санитарно-гигиенического отдела ЦГЭ и ОЗ.

8. Организацию работы эпидемиологического отдела ЦГЭ и ОЗ.

9. Организацию работы отдела социально-гигиенического мониторинга.

10. Организацию работы лабораторий ЦГЭ и ОЗ.

11. Административно-правовые основы деятельности ЦГЭ и ОЗ.

12. Систему учёта и отчётности в организациях государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

13. Роль гигиенического обучения и работы по формированию здорового образа жизни в санитарно-эпидемическом благополучии населения.

14. Структура отдела общественного здоровья и его основные задачи.

III. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ

1. Составить план работы врача ЦГЭ и ОЗ на месяц.

2. Оформлять административно-правовые акты.

3. Анализировать деятельность ЦГЭ и ОЗ на основе годового отчёта.

4. Решать ситуационные задачи.

IV. МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ

Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение» изучается студентами высших медицинских учреждений образования в соответствии с образовательным стандартом «Высшее образование», типовой и рабочей программами.

Целью учебного процесса на кафедре общественного здоровья и здравоохранения является подготовка врача-специалиста, отвечающего инновационным запросам современного общества. Особая значимость в этой связи придается формированию высокого профессионального уровня студентов-медиков в вопросах организации санитарно-противоэпидемической деятельности ЦГЭ и ОЗ.

V. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Что входит в понятие «Санитарно-эпидемиологический надзор»?

2. Какова структура санитарно-эпидемиологической службы в Республике Беларусь.

3. Основные директивные документы, регламентирующие деятельность государственной санитарно-эпидемиологической службы, ее задачи.

4. Права и обязанности граждан Республики Беларусь и должностных лиц, осуществляющих государственный санитарный надзор, по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения.

5. Функции государственной санитарно-противоэпидемической службы, формы и методы работы санитарного врача.

6. Структура Центра гигиены и эпидемиологии, категории ЦГЭ и ОЗ.

7. Организация и основные направления работы ЦГЭ и ОЗ. Предупредительный и текущий санитарный надзор.

8. Формы и методы планирования работы. Социально-гигиенический мониторинг.

9. Связь ЦГЭ и ОЗ с лечебно-профилактическими организациями и взаимодействие санитарно-эпидемиологической службы с другими ведомствами и учреждениями. Административно-правовые основы деятельности ЦГЭ и ОЗ.

10. Система учета и отчетности в организациях санитарно-эпидемиологического надзора. Методика анализа деятельности ЦГЭ и ОЗ.

11. Роль санитарного просвещения в санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: Администрирование ОТРАСЛЬ: Фармацевтика, медицина ФОРМАТ: Открытый

Как не плодить лишней документации и выполнять требования к законной и безопасной деятельности медицинской организации. Как обеспечить качество медицинской деятельности и медицинской помощи. Как обезопасить медицинскую организацию в части грамотного документооборота, информирования пациентов. Организационно-методическое обеспечение медицинской организации. Работа с письмами, жалобами, обращениями граждан. Ответы на все вопросы.

Для кого

для руководителей медицинских организаций, заместителей по организационно-методической работе, руководителей структурных подразделений и всех заинтересованных специалистов.

ПРОГРАММА

  1. Обзор и анализ изменений в законодательстве, влияние новых проектов Минздрава. ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан РФ» и его реализация. Программа госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам.
    • Работа в системе ОМС. Обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности.
    • Как избежать ошибок при проверках.
    • Введение профстандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья».
  2. Документооборот и ведение документации.
    • Разработка новых локальных нормативных документов.
    • Ведение организационно-распорядительной документации.
    • Разработка и исполнение планов, ведение отчетности.
    • Обеспечение информированности работников в медицинской организации новыми приказами, новой правовой информацией. Организация обучения, формирование единой базы знаний и доступа к ней. Сбор и анализ информации.
    • Информирование пациентов и законных представителей. Новые формы ИДС.
  3. Внедрение электронного документооборота (новые поправки), в том числе ЭМК (электронных медицинских карт), ЭЛН (электронных листков нетрудоспособности).
    • Электронные обращения - новые основания для проверок.
    • Опыт успешной автоматизации и внедрения ИС. Выезд в медицинскую организацию.
  4. Ошибки и правовой анализ ведения медицинской документации.
  5. Работа с письмами, обращениями. Обеспечение защиты персональных данных, врачебной тайны.
  6. Правила и алгоритмы безопасного делопроизводства. Правила предоставления информации относительно деятельности медицинской организации и информации, содержащей врачебную тайну. Основания для отказа. Ответы на запросы.
    • Жалобы, споры, основания для проверок. Порядок выдачи справок и медицинских заключений.
    • Информация на сайте.
  7. Ответственность руководителя, должностного лица, работника. Защита медицинского учреждения.
  8. Система стандартизации в здравоохранении РФ как часть государственной системы стандартизации. Стандартизация медицинских технологий, номенклатура работ и услуг в здравоохранении. Использование стандартов в процессе тарификации медицинских услуг. Применение МЭСов, КСГ. Переход на электронные формы учета первичных данных медицинской статистики лечебно-профилактических учреждений на основе учетных форм.
  9. Организационно-методическая работа - неотъемлемое звено для повышения эффективности деятельности медицинской организации.
    • Задачи, содержание и методы организационно-методической работы. Нормативно-правовые документы по работе организационно-методических отделов.
    • Организационно-методический отдел (кабинет) как штаб главного врача и главных специалистов.

Удостоверение о повышении квалификации в объеме 32 часов (лицензия № 3053 от 03.07.2017).

Для оформления удостоверения необходимо предоставить:

  • копию диплома о высшем или среднем профессиональном образовании (в случае получения диплома не в РФ просим уточнить необходимость процедуры признания иностранного диплома в РФ по телефону, указанному на сайте)
  • копию документа, подтверждающего изменение фамилии (если менялась).

В пакет участника входит:

  • обучение по заявленной программе;
  • сборник информационно-справочных материалов;
  • ежедневные обеды и кофе-брейки.

Посмотреть полную программу семинара и зарегистрироваться на него Вы можете на сайте .

Возможно корпоративное обучение (для сотрудников только Вашей компании) или специальные предложения для корпоративных клиентов.

СТОИМОСТЬ: 31500 руб.

1. Общие положения

1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность начальника организационно-методического отдела учреждения здравоохранения.
2. На должность начальника организационно-методического отдела назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в области организационно-методической работы или управления здравоохранением не менее 5 лет.
3. Начальник организационно-методического отдела должен знать основы законодательства РФ о здравоохранении; нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения; основы организации лечебно-профилактической помощи в больницах и амбулаторно-поликлинических учреждениях, скорой и неотложной медицинской помощи, службы медицины катастроф, санитарно-эпидемиологической службы, лекарственного обеспечения населения и ЛПУ; теоретические основы, принципы и методы диспансеризации; организационно-экономические основы деятельности учреждений здравоохранения и медицинских работников в условиях бюджетно-страховой медицины; основы социальной гигиены, организации и экономики здравоохранения, медицинской этики и деонтологии; правовые аспекты медицинской деятельности; общие принципы и основные методы клинической, инструментальной и лабораторной диагностики функционального состояния органов и систем человеческого организма; этиологию, патогенез, клиническую симптоматику, особенности течения, принципы комплексного лечения основных заболеваний; правила оказания неотложной медицинской помощи при угрожающем жизни состоянии больного; основы экспертизы временной нетрудоспособности и медико-социальной экспертизы; основы санитарного просвещения; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
По своей специальности начальник организационно-методического отдела должен знать основы социальной гигиены и организации здравоохранения; историю становления и развития здравоохранения; организацию амбулаторно-поликлинической помощи населению; организацию стационарной помощи населению; организацию лечебно-профилактической помощи рабочим промышленных предприятий; организацию специализированной помощи населению; организацию медицинской помощи сельскому населению; организацию акушерско-гинекологической помощи; организацию медицинской помощи подросткам; организацию медицинской помощи детям; организацию скорой и неотложной помощи населению; организацию диспансеризации населения; основы управления здравоохранением; основы планирования и экономики здравоохранения; теорию и методы санитарной статистики; статистику здоровья населения; статистику здравоохранения; вопросы международной статистики; основы медицинской кибернетики; демографические и экономические особенности региона (района); перспективы развития региона (района); состояние здоровья населения в регионе (районе); санитарно-эпидемическую и экологическую обстановку в регионе (районе); показатели, характеризующие состояние здоровья населения в регионе (районе); основные показатели, характеризующие деятельность ЛПУ региона (района); функции, права, обязанности, организацию работы сотрудников организационно-методического отдела.
Начальник организационно-методического отдела должен уметь рассчитать показатели здоровья населения и показатели деятельности медицинского учреждения, подразделения; составить проект плана развития здравоохранения региона, района, учреждения для включения его в план социально-экономического развития региона (района); планировать на основе анализа конкретной ситуации в регионе (районе) развитие различных видов медицинской помощи населению; организовать работу по внедрению передового опыта в учреждениях здравоохранения района; организовать внедрение элементов научной организации труда в медицинские учреждения района; организовать систему контроля исполнения запланированных мероприятий; провести инструктаж работников ЛПУ по вопросам организационно-методической работы, методических совещаний, конференций по обмену опытом; провести анализ и дать оценку первичной статистической информации.
4. Начальник организационно-методического отдела назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя учреждения в соответствии с действующим законодательством РФ.
5. Начальник организационно-методического отдела непосредственно подчиняется руководителю учреждения или его заместителю.

2. Должностные обязанности

Организует работу организационно-методического отдела. Оказывает организационно-методическую помощь сотрудникам учреждения, подведомственным ЛПУ и их работникам. Оказывает консультативную помощь по своей специальности. Участвует в подготовке статистических отчетов, в т.ч. годового отчета, информационно-аналитических материалов. Организует выезды врачей-специалистов в подведомственные ЛПУ. Руководит работой подчиненного ему среднего и младшего медицинского персонала, содействует выполнению им своих должностных обязанностей. Контролирует выполнение правил техники безопасности и охраны труда средним и младшим медицинским персоналом. Участвует в проведении занятий по повышению квалификации медицинского персонала по своей специальности. Планирует свою работу и анализирует показатели своей деятельности. Обеспечивает своевременное и качественное оформление медицинской и иной документации в соответствии с установленными правилами. Проводит санитарно-просветительную работу. Соблюдает правила и принципы врачебной этики и деонтологии. Квалифицированно и своевременно исполняет приказы, распоряжения и поручения руководства учреждения, а также нормативно-правовые акты по своей профессиональной деятельности. Соблюдает правила внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности, санитарно-эпидемиологического режима. Оперативно принимает меры, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности учреждения здравоохранения, его работникам, пациентам и посетителям. Систематически повышает свою квалификацию.

Начальник организационно-методического отдела имеет право:
8. отдавать распоряжения, обязательные для исполнения работниками организационно-методического отдела;
9. участвовать в подборе и расстановке кадров по своей специальности;
10. вносить предложения руководству учреждения по поощрению и наложению взысканий на работников учреждения по своей деятельности;
11. вносить предложения по развитию и совершенствованию деятельности учреждения;
12. запрашивать у руководства, получать и пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;
13. принимать участие в конференциях и совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой;
14. проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующей квалификационной категории;
Начальник организационно-методического отдела пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

4. Ответственность

Начальник организационно-методического отдела несет ответственность за:
9. своевременное и качественное осуществление возложенных на него должностных обязанностей;
10. организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений вышестоящего руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности;
11. рациональное и эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов;
12. соблюдение правил внутреннего распорядка, санитарно-противоэпидемического режима, противопожарной безопасности и техники безопасности;
13. ведение документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми актами;
14. предоставление в установленном порядке статистической и иной информации по своей деятельности;
15. обеспечение соблюдения исполнительской дисциплины и выполнения своих должностных обязанностей подчиненных ему работников;
16. готовность отдела к работе в условиях чрезвычайных ситуаций.
За нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов начальник организационно-методического отдела может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.