Основные части токарного станка для обработки древесины. Токарные станки по дереву

Устройство токарных станков для деревообработки схоже по основным параметрам с оборудованием по металлообработке. У них так же есть передняя и задняя бабки, суппорт, шпиндель с резцами. От назначения оборудования зависят его масса, оснащение дополнительными приспособлениями и автоматизированными системами управления.

Устройство деревообрабатывающего токарного станка

Устройство токарного станка по дереву отличается от оборудования по металлу тем, что система охлаждения ему не требуется, благодаря этому отсутствует система подачи охлаждающей жидкости. Мощность деревообрабатывающего токарного станка для с ручным управлением меньше, но регулировка скоростей вращения у него есть. Для работы на токарных станках по дереву с ручным управлением, не предназначенных для выпуска одного типа товаров, применяются специальные приспособления – резцы и съёмная планшайба.

Основные узлы

Планшайба служит для надёжного закрепления материала максимально допустимого диаметра, а резец используется для ручной работы на оборудовании, не имеющем стационарно установленного суппорта. Они чаще используются для изготовления незамысловатых заготовок под роспись, вытачивания необходимых в хозяйстве черенков для лопат, топорищ и прочего бытовой утвари.

Школьный токарный станок по дереву даёт полное представление о том, как можно сделать предметы домашней утвари, красивые сувениры. Работающий на небольших оборотах станок даст начинающему мастеру понять основной принцип работы всех токарных узлов и механизмов. Полученные в школе навыки помогут освоить и более сложное токарное оборудование с ЧПУ.

Одним наиболее часто встречающимся, в массовом производстве оборудованием деревообрабатывающих цехов, можно назвать токарно-копировальный станок по дереву. Для его работы необходимы приспособления – трафареты, по очертанию которых будет создаваться абрис предмета.

Классификация деревообрабатывающих станков

Много разновидностей оборудования используется в деревообрабатывающей отрасли. Основными признаками, по которым производится классификация – это технологический процесс и особенности конструкции.

Технологические признаки:

  1. Режущие;
  2. Клеильно-сборочные;
  3. Прессы;
  4. Отделочные;
  5. Сушильные.

Различное по конструкции оборудование для проведения одних и тех же операций может различаться по технологии работы.

  • Обрабатывающие 1 или много предметов;
  • Количество потоков;
  • 1-координатные или 4-координатные;
  • По количеству шпинделей;
  • По траектории перемещения обрабатываемого материала;
  • По характеру подачи.
  • По цикличности.

Схема работы на токарно-копировальном станке такова:

  1. Вверху станины на специальных креплениях устанавливается трафарет, выполненный из дерева – копир.
  2. Обкатной ролик движется по внешней стороне копира.
  3. За счёт соединения ролика с режущим инструментом методом жёсткого крепления, резец переносит с точностью движение ролика по копиру на дерево. Там где на копире углубление, на дереве будет выпуклый элемент, а выступ на трафарете скажется выемкой в готовом деревянном предмете.

Для производства одинаковых элементов деревянного декора станок с копиром наиболее удобное решение.

Токарный станок, на котором происходит обработка с помощью ручных инструментов: рейера, мейселя, скребка, не отличается особой точностью. При изготовлении нескольких аналогичных деталей из дерева с одинаковыми характеристиками плотности приходится надеяться только на мастерство токаря и его глазомер, но всё равно дать 100% гарантию в том, что они будут идентичными очень сложно. Использование в производстве дерева различных пород подразумевает, что резцы и приспособления потребуются отличные друг от друга.

Токарно-копировальный станок по дереву отличается точностью воспроизведения заложенных данных. Копир является своеобразным прототипом ЧПУ. Один копир позволяет бесконечное количество раз изготавливать идентичные вещи, что необходимо для изготовления балясин для перил или ножек к гарнитурам корпусной мебели. В цехах, где производство поставлено на поток, целесообразнее использовать копировальные станки оснащённые ЧПУ.

При работе с деревом, всегда остаётся ручной процесс доведения детали до совершенства при помощи наждачной бумаги. Шлифовка производится на стадии, пока предмет находится в закреплённом виде между бабками токарного станка. Вращение программируется на меньшие обороты, чем те, на которых производилась резка.

Токарные станки используются для вытачивания деревянных элементов продолговатой формы. Заготовка крепится на шпинделе с примерно равным распределением веса. Для этого в центре торцевых концов деревянной заготовки высверливаются отверстия – это необходимо для того, чтобы вращение вала было равномерным. Чаще всего используются дерево цилиндрической формы или брус с оструганными углами. Резание проводится не только внешней, но и внутренней поверхности заготовки. Формы готовых изделий могут быть сложными, коническими, цилиндрическими – симметричными относительно центра изделия.

Высокой точностью воспроизведения сложного рисунка обладает настольный токарный станок по дереву, оснащённый системой компьютерного программирования. На нём можно создавать очень сложные элементы резьбы.

Классификация

Токарные станки делятся на:

  • центровые, имеющие механизированную подачу. Есть возможность выполнять на этом оборудовании работы с применением ручных режущих инструментов (при установке на станине специального подручника). Продолговатый кусок древесины удерживается шпинделем и подвижной задней бабкой. Продольная подача суппорта механизирована. На этих станках можно работать с копиром. При работе с короткими лёгкими заготовками крепление задней бабкой может не использоваться. При обработке внутренней стороны деревянной детали креплением служит планшайба. Движущимися элементами в рабочем режиме на этих токарных станках являются резцы, перемещающиеся вдоль обрабатываемого куска дерева и вращающийся шпиндель.
  • лоботокарные станки используются для производства деталей на плоской широкой деревянной основе. Красивая многоуровневая резьба, барельефы, горельефы – это то, что можно произвести на станках, работающих с широкой планшайбой, на которой и крепится заготовка. Работа проводится только на лицевой части детали. Остальная доработка будет проходить в ручном режиме.
  • круглопалочные обрабатывают дерево, придавая ему форму с круглым сечением. При работе на этом оборудовании заготовки не вращаются и не движутся. Единственными движущимися деталями станка являются головки с резцами. Есть и станки в этой группе для обработки длинных изделий. Тогда в них будет подача заготовок вальцами под резцы.

Придание формы дереву происходит при вращении обрабатываемого материала и применении режущего инструмента.

Устройство и оснастка

Токарные деревообрабатывающие станки различаются по типу подачи суппорта и форме изготавливаемых предметов.

  1. На токарном станке с подручником обрабатываются деревянные болванки, не превышающие в диаметре 40 см, а по длине 1 м, 60 см.
  2. Токарные установки с механической подачей суппорта приспособлены для обработки деревянных заготовок с теми же ограничениями по размерам, что и приспособления для ручной резки.
  3. Приспособление для дискообразных деревянных заготовок имеет возможность размещения на рабочей поверхности деталей до 3 м в диаметре. Толщина дерева при этом ограничивается параметрами, заложенными изготовителем станка.

Схема токарного станка имеющего механическую подачу суппорта, оснащённого приставным лобовым устройством:

  • станина на 2 тумбах;
  • передняя и задняя бабки;
  • суппорты;
  • шпиндель, вращаемый 2-скоростным двигателем;
  • клиноременная передача, соединяющая 3-ступенчатую коробку передач с мотором;
  • шкив, закреплённый на шпинделе, приводит в движение продольный суппорт;
  • резцы крепятся в поворотном держателе;
  • основной – поперечный и дополнительный – продольный суппорты задают направление хода резцов.

При работе ручными резцами необходимо на направляющие станины устанавливать подручник. Суппорт на этом этапе обработки отводится за пределы рабочей зоны до упора.

Оснастка для токарных станков Инструмент для токарного станка по дереву

Лобовое устройство также имеет поворотный держатель. Используется это приспособление для обработки заготовок с диаметром до 60 см, закрепляемых с одной стороны на планшайбе, соединённой со шпинделем, и фиксируется задней бабкой станка. При обработке короткой заготовки зажим может не использоваться, что упрощает внутреннюю обработку деталей.

Скорость срезания кромки дерева в разных точках разная, что определяется удалённостью резца от оси вращения. Наиболее наглядно это прослеживается при работе с копиром. Частота вращения шпинделя определяется по диаметру обрабатываемого древесного материала и его прочности.

ТЕМА: Устройство токарного станка по обработке древесины.

ЦЕЛЬ: Закрепление знания правил техники безопасности при выполнении работ в

столярной мастерской. Ознакомление учащихся с устройством токарного

станка по обработке древесины.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Правила безопасной работы в столярной мастерской.

2. Составные части машин.

3. Устройство токарного станка по обработке древесины. 4. Пр.р «Изучение

устройства токарного станка по обработке древесины».

ОБОРУДОВАНИЕ: Инструкции по технике безопасности, учебники, плакат, токарные

стамески, токарный станок СТД – 120 М.

МЕТОД: Беседа; рассказ; инструктаж; практическая работа..

МЕСТО: Столярная мастерская.

ВРЕМЯ: 2*40.

М.С. Природоведение, математика.

Р.К.Деревообрабатывающие предприятия г.Георгиевска.

Ход занятия.

В.Ч. Организационный момент.

Повторение: - что такое технология;

Задачи раздела.

О.Ч. 1. Правила техники безопасности при выполнении практических работ в столярной мастерской (согласно инструкций № 27, 22 по технике безопасности).

2. Составные части машин.

Основные части технологической машины: двигатель, кнопочная станция, механизм передачи, исполнительный механизм – рабочий орган (шпиндель).

Механизмы передачи движения: зубчатый (цилиндрический, конический), ременный (с плоским ремнем, с клиновидным ремнем), реечный, цепной, фрикционный.

Стойка – неподвижное звено механизма или машины.

Ведущее – одно из звеньев, которое передает движение другому. Ведомое – звено, которое получает движение от ведущего звена.

Передаточное отношение i отношение частоты вращения ведущего звена к частоте вращения ведомого звена или диаметра ведомого звена к диаметру ведущего звена

i = n 1 /n 2 = D 2 /D 1,

где n 1 – частота вращения ведущего колеса (оборотов в минуту, т.е. мин -1); n 2 – частота вращения ведомого колеса (оборотов в минуту); D 1 – диаметр ведущего колеса, D 2 – диаметр ведомого колеса (мм).

3. Устройство токарного станка по обработке древесины.

Токарные станки предназначены для изготовления (точения) деревянных изделий, имеющих в поперечном сечении форму круга.

Основные части станка: 1 – основание; 2 – электродвигатель; 3 – станина; 4 – ограждение ременной передачи; 5 – кнопочная станция; 6 – светильник; 7 – передняя бабка; 8 – шпиндель; 9 – подручник; 10 – задняя бабка; 11 – защитный экран.

Шпиндельные приспособления для крепления заготовок при точении: патрон, планшайба, трезубец.

Инструменты, применяемые для точения древесины – стамески:

Желобчатые полукруглые выпуклые и вогнутые применяют для черновой обработки древесины;

Косые применяют для чистовой, окончательной обработки поверхностей, а также для подрезания торцов и вытачивания конусов.

4. Практическая работа «Изучение устройства токарного станка по обработке древесины».

З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ташлинская средняя общеобразовательная школа»

Оренбургская область, Тюльганский район, село Ташла

Учитель технологии Самсонов Евгений Васильевич

Методическая разработка урока по технологии в 7 классе

Тема

«У СТРОЙСТВО ТОКАРНОГО СТАНКА СТД-120М.»

2010 г.

Тема урока:

У СТРОЙСТВО ТОКАРНОГО СТАНКА СТД-120М.

Цель урока : способствовать изучению устройства моделей токарного станка по дере­ву СТД-120М;

рассмотреть кинематическую схему станка и операции, выполняемые на станке; способствовать развитию бережного отношения к оборудованию и инструментам.

Оснащение урока: Токарный станок по дереву, инструменты и приспособления для станка; проектор, компьютер, учебник, рабочая тетрадь. Заготовки.

Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, презентация, практическая работа.

Тип урока: комбинированный.

Опорные понятия: Токарный станок по дереву, инструменты для станка, оснастка станка.

Ход урока

1. Организационный момент : Подготовка к уроку. Назначение дежурных. Проверка готовности класса к уроку.

2.Повторение пройденного материала: (Слайд 3)

Назовите три составляющие части машины и их назначение.

Приведите пример цепной передачи.

Из каких звеньев состоит цепная передача?

Чем отличается шлицевое соединение от шпоночного?

Итоги повторения:

Сообщение темы и цели урока

3. Изложение нового материала.

    Иллюстрированный рассказ.

Учитель: На предыдущих уроках вы убедились, что изгото­вить деталь или изделие цилиндрической формы вручную - до­вольно сложная задача.

Гораздо быстрее и проще сделать это на токарном станке по дереву.

Токарный станок предназначен для обработки заготовок из древесины и других материалов в виде тел вращения. На токарном станке производятся основные операции: точение поверхностей, шлифование поверхностей. Глав­ное, движение (вращательное) осуществляется заготовкой, движе­ние подачи (поступательное) - режущим инструментом.

История токарных станков по дереву уходит в далекую древ­ность. Они использовались для изготовления посуды, деталей сто­лов, стульев и других предметов домашнего обихода. (Слайд 4)

Различают следующие токарные станки:

Винторезные;

Револьверные;

Карусельные;

Многорезцовые;

Центровальноотрезные;

На coвpeмeнных промышленных предприятиях применяются

станки различных конструкций и назначений, в том числе: - станки-автоматы;

Станки с числовым программным управление (ЧПУ). (Слайд 5)

Подробнее с устройством таких станков некоторые из вас, кто выберет профессию станочника деревообрабатывающей промыш­ленности, смогут ознакомиться в ПТУ, колледже или техникуме.

школьные мастерские обычно оборудованы токарными стан­ками моделей СТД-120М.. Далее учитель рассказывает об основных узлах станка СТД-120 . (Слайд 6.)

Рис. 1

1) На направляющих станины установлена каретка с подручни­ком и задняя бабка.

2) Задняя бабка состоит из выдвижной втулки, винтовой пере­дачи, маховика и центра задней бабки (ПИНОЛИ). (Слайд 7)

3) Шпиндель станка установлен в передней бабке на шарико­подшипниковых опорах. (Слайд 8)

4) Включение и выключение осуществляется кнопками «пуск» и «стоп».

Рассмотрим устройство СТД-120.

Особенностью станка является шпиндель, на который могут навинчиваться следующие детали: (Слайд 9)

Патрон - применяемый для крепления коротких заготовок;

Трезубец - применяемый для крепления длинных заготовок с поджатием центром задней бабки

Планшайба - применяемая для обработки заготовок небольшой длины и большого диаметра Крепление заготовки к планшайбе производится шурупами.

Рис.2.

Приспособления для закрепления заготовки при точении: а - патрон; б - планшайба; в- трезубец.

Учитель показывает образцы крепления. (Слайд 10)

Правила крепления:

Рис. 3. Крепление детали:

а - в патроне винтом; б - трезубцем с поджатием центром задней бабки

Рис. 4. Крепление (а) и точение (6) заготовки на планшайбе

Вращательное движение заготовки при точении называется главным.

Поступательное движение заготовки при точении называется вспомогательным.

Вначале заготовку обрабатывают на малой частоте вращения 710-770 об/мин, а уже чистовую обработку выполняют при частоте вращения 1000-1450 об/мин. (Слайд 11-12)

Учащимся демонстрируются резцы для работы на токарном станке (Слайд 13)

Регулировка частоты вращения осуществляется установкой

ремней ременной передачи на шкивы разных диаметров.

Учитель демонстрирует смену скорости вращения шпинделя. Обратимся к кинематической схеме станка. (Слайд 14)

2. Объяснение схемы:

1) Шпиндель приводится во вращение от электродвигателя че­рез клиноременную передачу.

2) Винтовой механизм задней бабки преобразует вращение ручки маховика в поступательное движение центра задней бабки.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ: (Слайд 14-15)

    Не включать станок без разрешения учителя.

    Надежно крепить заднюю бабку станка.

    Перед установкой на станок проверить заготовку, чтобы она не имела трещин.

    Надежно крепить заготовку в специальном приспособлении и центре задней бабки токарного станка.

    Перед работой на токарном станке подготовить рабочее место: убрать все лишнее со станка и вокруг него, подготовить и разложить только нужные инструменты и приспособления.

    Проверить рабочий инструмент. Ручки не должны иметь трещин, должны быть прочно насажены.

    Заправить одежду. Застегнуть все пуговицы. Длинные волосы убрать под берет.

    Перед пуском станка надеть защитные очки.

    В процессе точения периодически останавливать станок и поджимать деталь центром задней бабки (маховиком), устраняя зазоры.

    Периодически, по мере срезания поверхности, при остановках станка подводить подручник к поверхности заготовки на 2-3 мм, проворачивать заготовку вручную на 2-3 оборота и надежно крепить подручник.

4 . Практическая работа (Слайд 16).

Выполнение заданий:

1. Ознакомьтесь с устройством станка.

2. Убедившись, что станок отключен:

1) переместите заднюю бабку в крайнее правое положение;

2) замерьте:

а) расстояние между центрами;

б) расстояние от линии центров до станины; в) величина вылета пиноли.

3. Заполните таблицу.

Частота вращения

шпинделя

Расстояние между

центрами в мм.

Расстояние от линии

центров до станины

Величина вылета

пиноли в мм.

4. Поупражняйтесь в креплении заготовок на станке (в патроне, центрах, на планшайбе).

5. Текущий инструктаж: Постоянное напоминание о технике безопасности при работе на токарном станке по дереву.

6. Подведение итогов урока:

Повторение и закрепление материала. Контрольные вопросы: (Слайд 17)

1. К каким машинам относится СТД-120?

2. Приведите примеры рабочих и энергетических машин.

З. Каково назначение рабочего органа? двигателя? передаточного механизма?

4. Назовите основные части токарного станка по обработке древесины.

5. Какие приспособления применяются для закрепления заготовки? Чем определяется их выбор?

6. Как осуществляется подача вращения к заготовке?

Оценка практической работы.

Общий итог урока:

7. Домашнее задание: Знакомство с материалом в учебнике и таблицей в рабочей тетради. §10. Стр.40

8. Уборка рабочих мест

В разделе Элементы машиноведения изучается устройство и принцип действия токарновинторезного станка представителей огромного семейства машин предназначенных для обработки материалов дается представление о широко применяемых в технике типовых деталях и механизмах. Овладеть техническими знаниями и умениями глубже понять материал осознать его значение для практической деятельности людей поможет правильная работа с учебным пособием. Это поможет вам глубже понять материал выделить в нем самое главное и осознать значение технических...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


У.О. Пинский государственный

Курсовой проект

по предмету:

«Организация и методика трудового обучения»

Пинск 2007 г.

У.О. Пинский государственный

индустриально – педагогический колледж

Пояснительная записка

Тема:

«Устройство токарного станка

по обработке древесины»

Изм

Лист

№ докум

Подп

Дата

Методика трудового обучения

Лит

Масса

Масшт

Выполнил

Муравейко

Проверил

Разумец

Лист

Листов

Введение

В VII — VIII классах завершается изучение предмета «Технический труд», совершенствуются умения и углубляются знания, полученные в IV — VI классах.

При изучении раздела «Обработка древесины» расширяются графические знания, дается представление о способах определения влажности и сушке древесины, о процессе резания, об основных методах обработки древесины резанием. Вы научитесь затачивать деревообрабатывающие инструменты, изучите устройство ручных электрифицированных инструментов и приемы работы ими, на токарном станке будете изготовлять изделия с наружными и внутренними коническими и фасонными поверхностями.

В разделе «Элементы машиноведения» изучается устройство и принцип действия токарно-винторезного станка — представителей огромного семейства машин, предназначенных для обработки материалов, дается представление о широко применяемых в технике типовых деталях и механизмах. Вы познакомитесь с органами управления станков и технологическими приспособлениями, которые используются при станочной обработке материалов.

В разделе «Электротехнические работы» вы познакомитесь с устройством электромагнитов, широко используемых в автоматических устройствах, и будете изготовлять некоторые из них. Большинство современных машин невозможно представить без электродвигателей — очень выгодных источников движения. Поэтому рассматривается их устройство и принцип действия, изучается аппаратура управления электродвигателями, способы включения их в сеть, технический осмотр и ремонт.

В школьных мастерских вы будете изготовлять изделия по заказам промышленных предприятий, а из учебного пособия узнаете, как организуется труд рабочих, по каким показателям оценивается качество продукции, что такое производительность труда и как ее повысить, что такое хозрасчет и рентабельность, познакомитесь с управлением современным предприятием и организацией социалистического соревнования.

Овладеть техническими знаниями и умениями, глубже понять материал, осознать его значение для практической деятельности людей поможет правильная работа с учебным пособием.

Изучив новый материал, постарайтесь ответить на все вопросы и выполнить все задания, помещенные в конце параграфов и разделов. Это поможет вам глубже понять материал, выделить в нем самое главное и осознать значение технических знаний для практической деятельности людей.

В науке и технике для обозначения различных явлений, устройств, понятий применяются специальные слова и словосочетания— термины, например рубка металла, фрезерный станок, качество продукции и т. п. Для удобства запоминания все новые термины напечатаны в учебном пособии курсивом. Если при чтении нового материала вы встретите термин, значение которого забыли, обратитесь к «Указателю терминов». В нем возле каждого термина указана страница, где дается его пояснение. Обращайте внимание на проставленные ударения. Разъяснение основных технических понятий, которые изучаются на уроках труда, дано в «Словаре технических терминов».

После большинства параграфов в рубрике «Это интересно» сообщаются сведения из истории техники, дается информация о ее новостях, объясняется происхождение терминов, рассказывается о выдающихся деятелях техники.

Вы вступаете в ту пору жизни, когда необходимо всерьез задуматься о выборе своего жизненного пути. В Конституции СССР записано: «Граждане СССР имеют право на труд... включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей». Чтобы с полной ответственностью осуществить это великое право, надо прежде всего ознакомиться с миром профессий и специальностей.

В учебнике приведены краткие сведения о многих технических профессиях и специальностях, таких, как столяр, станочник, отделочник, слесарь, токарь, фрезеровщик, термист, наладчик, слесарь механосборочных работ, электромонтер, электрослесарь и др. Занятия в школьных мастерских помогу! нам проверить наличие у себя тех или иных качеств и развить многие из них.

При работе в школьной мастерской необходимо соблюдать следующие правила внутреннего распорядка, организации рабочего места, культуры и безопасности труда.

На занятия приносить спецодежду, дневник, тетрадь, учебник, ручку и чертежные принадлежности.

Входить в мастерскую, начинать и заканчивать работу, а также оставлять свое рабочее место только с разрешения учителя.

Не нажимать кнопки и не вращать рукоятки станков без разрешения учителя.

В начале урока проверить состояние рабочего места, наличие и исправность инструментов.

Во время выполнения трудового задания постоянно осуществлять самоконтроль.

Строго соблюдать установленные для каждого вида работы специальные правила безопасности труда.

При получении травмы немедленно обратиться за помощью к учителю.

По окончании работы очистить инструменты, убрать рабочее место, снять спецодежду, почистить ее, вымыть руки, привести себя в порядок,

Приобретенные знания и умения надо постоянно совершенствовать. Оборудуйте у себя дома рабочий уголок для изготовления полезных вещей и выполнения несложных ремонтных работ.

Календарно – тематический план

№ п\п

Название темы

Колич часов

Тип урака

Обеспечение

Примечание

Заготовка древесины

Строение древесины

Получение и применение пиломатериалов

Получение и применение листовых древесных материалов

Чертеж детали призматической формы

Конструирование изделий

Моделирование изделий

Разметка заготовки призматической формы

Строгание

Изготовление детали цилиндрической формы ручным инструментом

Отделка изделий маслеными красками

Механизмы передачи и преобразования движения

Машины и ее основные части

Изготовление деталей на токарном станке

Лесная и деревообрабатывающая промышленность

Охрана природы

Излож. нов. матер.

Комбинир.

Излож. нов. матер.

Комдинир.

Комдинир.

Комдинир.

Комдинир.

Излож. нов. матер.

Комдинир.

Комдинир.

Излож. нов. матер.

Комдинир.

Комдинир.

Комдинир.

Комдинир.

Комдинир.

Плакат. Учеб.

Плакат. Учеб.

Плакат. Учеб.

Плакат. Учеб.

Плакат. Учеб.

Плакат. Учеб.

Учебник

Плакат. Учеб.

Плакат. Учеб.

Плакат. Учеб.

Учебник

Плакат. Учеб.

Плакат. Учеб.

Стан. СТД-120

Плакат. Учеб.

Плакат. Учеб.

Учебник

Практическая работа

Практическая работа

Практическая

Практическая работа

Практическая

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

Характеристика темы урока

Тема: «Устройство токарного станка по обработке древесины» изучается в 6 классе. Она относится к разделу «Обработка древесины» на изучение этой темы по программе отводится два часа. Выбран комбинированный тип урока. Методы объяснения нового материала – рассказ – объяснение, показ трудового процесса. Тема: «Устройство токарного станка по обработке древесины», предусматривает практическую часть, самостоятельную работу учащихся, которая включает в себя изготовление ручки напильника по предложенной инструкционно – технологической карте. Урок по данной теме проводится в столярной мастерской, с применением токарно станка СТД–120.

При изучении данной темы учащиеся приобретают новые знания и закрепляют их в практической части.

Тема: «Устройство токарного станка по обработке древесины» является для учащихся новой темой и поэтому в некоторой степени она может быть сложной для усвоения. При хорошем изложении этой темы учителем у учащихся не должно быть проблем при усвоении и закреплении знаний, умений и навыков.

Главной задачей темы является: научить, и закрепить знания по устройству токарного станка по обработке древесины.

Для проведения урока учитель ставит три основные задачи:

  1. Обучающая – обучить учащихся устройству токарного станка по обработке древесины»

Требования предъявляемые к организации рабочего места учителя и учащихся

Рабочее место учителя занимает особое место в мастерской. Оно позволяет хорошо и доступно объяснить тему, наблюдать за работой учащихся, предотвращать ту или иную чрезвычайную ситуацию при работе учеников за станками.

Рабочее место учителя включает в себя:

  • Письменный стол
  • Стол – верстак для выполнения необходимых операций при объяснении вводного инструктажа
  • Школьная доска с креплениями для плакатов
  • Кнопочная станция для отключения имеющихся станков
  • Рубильник для полного отключения из сети всех станков
  • Шкафы с кнопками для хранения инструментов

Для проведения урока по теме: «Устройство токарного станка по обработке древесины» нужно подготовить станок СТД – 120, необходимые плакаты и необходимый инструмент. Чтобы тема хорошо усваивалась учащимися рабочее место учителя должно быть убрано. На рабочем месте должно находиться только то, что необходимо для объяснения новой темы. Показывать, как правильно выполняется та или иная операция с соблюдением правил техники безопасности.

Выполняя каждое из этих условий, учитель подает хороший пример для учащихся, что положительно отразится при выполнении самостоятельной работы, будет способствовать воспитанию, у учащихся аккуратности, порядка в выполнении работы.

Рабочее место у учащихся в столярной мастерской включает наличие индивидуального рабочего места – столярного верстака, оснащенного тисками, сидениями, футляром для хранения инструмента, летком.

Методические требования предъявляемые к организации рабочего места учащихся.

  • На верстаке находится только то, что необходимо для выполнения задания
  • Порядок и чистота на рабочем месте, ускоряет работу учащихся
  • То, что берется левой рукой должно находится слева, и на оборот
  • Часто используемые инструменты кладутся ближе, реже применяемые дальше.
  • Режущие инструменты кладутся на специальные подставки
  • Измерительный инструмент должен, находится в футляре
  • После работы тиски, верстак, очищаются и смазываются
  • В ящиках для инструментов, все инструменты должны храниться в гнездах

Подготовка учителя к уроку

Подготовка учителя к занятиям по очередной теме начинается с просмотра календарно – тематического плана.

Анализ работы передовых учителей показывает, что строя систему урока по той или иной теме необходимо руководствоваться следующим:

  • Местом темы в учебном предмете и кругом знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся
  • Связью теории с практикой
  • Значением материала темы для развития познавательных возможностей учащихся
  • Готовностью учащихся к усвоению новой темы
  • Логическим изложением материала
  • Возможностью творческой работы учащихся
  • Ожиданием результата изучения темы
  • Связью уроков с внеклассной работой учащихся

В подготовке учителя к уроку можно выделить мероприятия организованного и методического характера, а также мероприятия по повышению квалификации.

Готовясь к предстоящему уроку, учитель должен:

  • Выбрать тип урока, который указан в календарно – тематическом плане
  • Изучить новую методическую литературу
  • Определить цели и задачи урока
  • Проанализировать знания учащихся по предыдущей теме
  • Определить способы проверки знаний, умений и навыков
  • Определить методы и приемы проведения предстоящего урока
  • Составить план урока, конспект вводного инструктажа, технологическую карту на изготовление изделия
  • Подбор наглядных пособий
  • Подготовка материально – технического оснащения, проверка инструмента
  • Определить систему упражнений, практических заданий

Вполне понятно, что знания учителя должны быть более обширными чем это требуется от учащихся. Учитель должен быть готовым к ответу на вопросы учащихся выходящие за рамки учебной программы. Необходимо прочно владеть соответствующими профессиональными навыками.

По этому источником для личной подготовки учителя технического труда к уроку служат книги по слесарному и столярному и электромонтажному делу, рассчитанные на мастеров производства.

Методическая подготовка учителя к уроку начинается с работы над учебной литературой. Учитель просматривает пособия для учащихся чтобы учесть этот материал при изложении новых сведений.

Такая ориентация необходима по двум причинам:

  1. В пособии изложен минимум материала, достаточный для выполнения учебной программы
  2. В пособии учебный материал излагается на уровне соответствующий общему развитию учащихся и их знаниям по основам наук, что поможет учителю подготовиться к доступному для учащихся изложению материала.

План урока

Тема: «Устройство токарного станка по обработке древесины»

Цель: Обучающая – обучить учащихся устройство токарного станка по обработке древесины»

Воспитательная – воспитать стремление соблюдать правила безопасного ведения работы на токарном станке по обработке древесины

Развивающая – развивать технологическое мышление

Материально – техническое оснащение: Токарно – винторезный станок

СТД – 120, наглядные пособия, учебник.

Методы: рассказ – объяснение, показ трудового процесса.

Время: 90 мин

Ход урока

I . Организационная часть: 3 – 5 мин.

1. Проверка наличия учащихся

2. Проверка внешнего вида

II . Вводный инструктаж. 15 мин

1. Сообщение темы, цели урока

2. Проверка знаний и умений по предыдущей теме.

а) Для чего затачивают деревообрабатывающий инструмент?

б) Назовите основные правила заточки инструмента?

в) Как проверить правильность заточки инструмента?

3. Объяснение нового материала.

А) Общие сведения об элементах машиноведения.

Б) Назначение, принцип действия и общее устройство

токарного – винторезного станка.

4. Закрепление материала вводного инструктажа.

а) Почему токарные станки относятся к технологическим машинам?

Б) Назовите основные части токарного станка?

В) Как передается главное движение и движение подачи?

5. Выдача заданий и распределение по местам.

«Изготовление ручки напильника»

III . Самостоятельная работа учащихся, текущий инструктаж. 65 – 70 мин

1. Упражнения учащихся

2. Целевые обходы учителя:

А) Наблюдение

Б) Проверка правильности выполнения задания

В) Исправление ошибок

Г) Накопление материала для опроса, оценки

IV . Заключительный инструктаж.

1. Подведение итогов урока

А) Оценка за выполнение задания

Б) Демонстрация лучших работ

В) Анализ ошибок

2. Уборка рабочего места и учебного кабинета.

3. Выдача домашнего задания

Разработал: учитель Т\О

Муравейко Сергей Михайлович

Подпись:

Конспект вводного инструктажа

п/п

Обеспече-ние урока

Примеча-ние

Общие сведе-ния об элеме-нтах машинове-дения.

Назначение, принцип дейст -вия и общее устройство токарно – вин -торезного станка

В технике широко используются детали, представляющие собой тела вращения: валы, оси, штифты, шкивы, рукоятки и т. п. Чаще всего их изготовляют на специальных технологических машинах — токарных станках.

В настоящее время для школьных мастерских выпус-кают станок модели СТД-120. Как и промышленные станки, он состоит из следующих основных частей: передней бабки, задней бабки, электродвигателя, шпин-деля, подручника, кнопочной станции и др.

Передняя бабка предназначена для крепления заготовки и сообщения ей вращательного движения. В передней бабке расположены шпиндель.

Задняя бабка предназна-чена для поддержания конца длинных заготовок с помощью центра.

Электродвигатель предназначен для привода в движение, вращающее движение двигателя передается по средствам ременной передачи.

Кнопочная станция предназначена для управления станком.

Подручник служит для поддержания резца. Подручник должен закрепляться не более

3-5мм от заготовки.

Все основные части станка смонтированы на станине. Она представляет собой массивное чугунное основание, имеющее на верхней части направляющие, по которым перемещаются суппорт и задняя бабка.

Покоится станина на двух тумбах. В правой размещено электрооборудование станка, а в левой – Электродвигатель.

На современных станках можно выполнять любые, самые сложные токарные работы. Ме-ханизируются такие виды работ, как закрепление заготовки, инст-румента, перемещение задней бабки и др.

Все в больших количествах выпускаются станки-автоматы, самостоятельно выполняющие все операции по заданной программе (подача и закре-пление заготовки, зажим инстру-мента, его смена, переключение частот вращения шпинделя, подач, точение детали, отрезание и т. п.)

Учебник

Наглядные пособия

Станок

СТД – 120

Учебник

Наглядные пособия

Станок

СТД – 120

Наглядные пособия

Станок

СТД – 120

Наглядные пособия

Станок

СТД – 120

Наглядные пособия

Станок

СТД – 120

Учебник

За интере-совать

учащихся

Объяснять новый материал как можно доступнее

Разработал: учитель Т\О

Муравейко Сергей Михайлович

Подпись:

Инструкционно – технологическая карта по изготовлению ручки напильника

Разработал учитель Т/О

Муравейко С.М.

Документы письменного инструктирования

УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ

Председатель профкома ___________ Директор школы _____________

« » _____________ 200__г.

Инструкция №

по технике безопасности для учащихся при работе на токарном станке по дереву

Опасности в работе

1. Ранение глаз отлетающей стружкой.

2. Ранение рук при прикосновении их к обрабатываемой детали.

3. Ранение рук при неправильном обращении с резцом.

4. Ранение осколками плохо склеенной, косослойной, суковатой древесины.

До начала работы

1. Правильно наденьте спецодежду (фартук с нарукавниками или халат и головной убор: берет или косынку).

2. Проверьте надежность крепления защитного кожуха ременной передачи.

3. Проверьте надежность Крепления защитного заземления (зануления) к корпусу станка.

4. Уберите со станка все посторонние предметы, инструменты разложите на установленные места.

5. Проверьте, нет ли в заготовке сучков и трещин, обтешите заготовку до нужной формы, после чего надежно закрепите ее во вращающихся центрах на станке.

6. Установите подручник с зазором 2—3 мм от обрабатываемой детали и закрепите его на высоте центровой линии заготовки.

7. Проверьте исправность режущего инструмента и правильность его заточки.

8. Проверьте работу станка на холостом ходу, а также исправность пусковой коробки путем включения и выключения ее кнопок.

9. Перед самым началом работы наденьте защитные очки.

Во время работы

1. Производите подачу режущего инструмента на материал только после того, как рабочий вал наберет полную частоту вращения.

2. Подавайте инструмент плавно, без сильного нажима.

3. Своевременно подвигайте подручник к обрабатываемой детали, не допускайте увеличения зазора.

4. Во избежание травм во время работы на станке:

а) не наклоняйте голову близко к станку;

б) не принимайте и не передавайте предметы через работающий станок;

в) замеряйте обрабатываемую деталь только после полной остановки ее вращения;

г) не останавливайте станок путем торможения рукой обрабатываемой детали;

д) не отходите от станка, не выключив его.

После окончания работы

1. Остановите станок.

2. Уложите на свои места инструменты.

3. Удалите со станка стружку при помощи щетки.

4. Сдайте станок учителю.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _________________

Учитель трудового обучения ___________________

СОГЛАСОВАНО

Инспектор по охране труда _______________________

« » ____________________ 200___года

Организация и методика проведения урока

Учитель здоровается с учащимися, отмечает отсутствующих и проверяет внешний вид с точки зрения техники безопасности; организационная часть длится 3 – 5 мин.

  • Ознакомление с темой и целью урока
  • Восстановление в памяти учащихся знаний и умений, полученных ранее. Целесообразно провести опрос учащихся по предыдущему материалу, для того чтобы узнать насколько хорошо они его усвоили
  • Сообщение учащимся необходимые теоретические сведения по теме программы
  • Объяснение и показ приемов и способов по выполнению учебного материала
  • Объяснение способов контроля правильности выполнения приемов и проверки качества работы.
  • Ознакомление с чертежами и инструкционными картами.
  • Проверка усвоения полученных знаний способов пробного выполнения учеником показанных приемов
  • Повторение правил техники безопасности
  • Выдача заданий учащимся и расстановка их по рабочим местам

В планировании этой части урока отражается методическая зрелость учителя, приобретает особое значение его прошлый опыт. Чрезвычайно важно продумать форму, в какой будут преподнесены новые знания, выделить самое главное в предстоящем изложении, отметить те места, где полезно будет поставить вопрос перед учащимся, тщательно сформировать его содержание и т.д. Не менее важно и начало урока, которое нередко принимает шаблонную форму, а ведь иногда полезно начать урок с вопроса к учащимся, с постановкой проблемы. Порой найти такое начало бывает непросто, поиски наиболее интересного подхода к теме потребуют усилий, но результат этого труда вознаградит учителя.

Продумывая вопросы к учащимся, постановка которых обеспечивает постоянный контакт со слушателями, мобилизуя их внимание, учитель, может внести изменения не только в саму тему урока, но и в его содержание. Нельзя заранее предусмотреть содержание всех вопросов, которые будут поставлены перед учащимся, потому что иногда ответы на них могут изменить и сам характер вопросов. Однако важно заранее отметить те моменты, когда учитель будет добиваться ответной реакции учеников.

Руководство работой учащихся необходимо планировать системой целевых обходов:

  1. Проверка организации рабочих мест
  2. Проверка правильности закрепления заготовки
  3. Проверка правильности выполнения приемов
  4. Проверка выполнения, соблюдения техники безопасности
  5. Проверка знаний и умений учащихся
  6. Прием выполненных работ
  7. Проверка рабочих мест
  8. Проверка исправности инструментов и оборудования

по проведению текущего инструктажа

  • Не вмешиваться в работу учащихся без необходимости
  • Помощь учителя трудового обучения должна быть своевременной
  • Не следует сразу давать учащимся готовые указания, как исправить ошибку, нужно добиться, чтобы он сам понял и осознал ее, нашел способ устранения и предупреждения ее
  • Нужно практиковать проведение индивидуальных показов и приемов работы на рабочих местах учащихся
  • Не доделывать работу за учащимися, это приучает их к безответственному отношению к порученному делу
  • Нужно правильно чередовать работу с отдыхом, так как за частую ошибки являются результатом их усталости
  • С первых дней обучения необходимо со всей строгостью требовать от учащихся правильной и качественной уборки и организации своего рабочего места, приучать к соблюдению чистоты в мастерской
  • Привить учащимся любовь и бережливое отношение к инструменту

Этот раздел может быть весьма разнообразным. Это могут быть итоговые вопросы, обращенные к учащимся на данную тему, может быть краткая запись важнейших выводов в рабочих тетрадях. При выполнении подобных работ и закрепляющих упражнений их полезность должна оцениваться не временем, затраченным на их выполнение, а необходимостью мобилизовать те новые сведения, которые получили учащиеся.

Во время заключительного инструктажа учитель трудового обучения подводит итоги урока, выделяет лучшие работы, ставит в пример тех учащихся, чьи работы были выполнены наиболее качественно, с соблюдением всех норм и требований, отмечает недостатки и указывает на ошибки, полученные при работе другими учащимися.

После этого учитель трудового обучения выставляет оценки. Заканчивает заключительный инструктаж выдачей заданий на дом, разъяснением его выполнения

Литература

  1. «Учебник «Технический труд» Минск Народная асвета 1986г.
  2. «Занятия по трудовому обучению» Москва Просвещение
  3. Методика трудового обучения» Д.А. Тхоржевский 1981г.
  4. «Технический справочник учителя труда» Москва Просвещение 1966г.
  5. «Основы трудового обучения» А.И. Качегов 1989г.
  6. «Методика практических занятий в мастерских» Москва Просвещение 1966г.
  7. Учебник «Технический труд» 1989г.
  8. Журнал «Школа и производство»

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

11571. Сохранность древесины в производственном потоке 643.38 KB
По своему технологическому содержанию процессы сушки и защиты древесины имеют целью осуществлять коренные изменения качества древесных материалов путем облагораживания древесины с превращением её из сырья в высококачественный строительный поделочный и музыкальный материал. Необходимо осуществлять процесс сушки древесины на более высоком техническом уровне одновременно придавая ей и защитные свойства. Вторая ещё более важная задача состоит в повышении конечных качественных показателей проведения процессов сушки и защиты...
12023. Защита от высокотемпературной коррозии железоуглеродистых сплавов при их термической обработке 18.08 KB
Металлоорганический комплекс алюминия помещается вместе с обрабатываемыми деталями в печь в виде порошка и при температуре 180200С возгоняется переходя в газовую фазу и заполняет объем печи. При температуре выше 400С происходит пиролитическое разложение комплекса. Образующаяся при распаде комплекса твердая фаза в виде технологического неконструкционного наноструктурированного покрытия осаждается на нагретую поверхность деталей и нагревателей осуществляя их защиту от высокотемпературной коррозии обезуглероживания и потери легирующих...
5116. УПРАВЛЕНИЕ РАБОТОЙ ГРУППЫ СУДОВ И ПОДГОТОВКА К ОБРАБОТКЕ ИХ В ПОРТУ 3.59 MB
Имеется 3 пирса 5 причалов которые хорошо оборудованы подъездными путями и специализированными складами. На территории порта расположены склады. Причалы порта имеют хорошую механизацию большие складские площади. На западной стороне расположены склады жидкого топлива и лесоматериалов.
20885. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГИДРОПРИВОДА ПЛОСКОШЛИФОВАЛЬНОГО СТАНКА С ЧПУ 2.1 MB
В курсовой работе: была выбрана и обоснована гидравлическая схема; составлена циклограмма работ и определены необходимые расходы и давления в основных элементах гидропривода; были рассчитаны и выбраны гидроаппараты гидролинии и трубы; построена линия манометрического давления в гидросистеме вдоль основного потока жидкости; определены рабочие режимы гидромашин...
3367. Разработка кинематической структуры фрезерного станка 7.11 MB
Станки металлорежущие машины для изготовления частей других машин в основном путем снятия с заготовки стружки режущим инструментом. Многое из того, что производится в результате человеческой деятельности в настоящее время, делается на металлорежущих станках или с помощью машин
18808. Технология ремонта токарно-винторезного станка 1к62 702.32 KB
Высокая точность работ даже при скоростных режимах резания и обработке массивных заготовок с применением ударных нагрузок достигается благодаря особому креплению шпинделя станка на специальных подшипниках. Поэтому токарный станок по металлу 1К62 используют для обработки деталей из закаленной стали и твердых сплавов которая осуществляется при тяжелых режимах резания. Основные достоинства предлагаемой серии станков - высокая мощность главного привода большая жесткость и прочность всех звеньев кинематической цепи надежность и...
10036. Ремонт фрикционного вала токарно-винторезного станка модели 1К62 345.08 KB
Цель работы – изготовить демонстрационный стенд по теме «Ремонт Фрикционного вала токарно-винторезного станка модели 1К62» по специальности «Монтаж и технологическая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)» который будет использоваться в учебном процессе.
5168. Оценка надежности токарно-винторезного станка марки 1К62 ЗАО «Авиакомпания «Ангара» 427.86 KB
Основные факторы, определившие главное направление в развитии науки надежности: увеличивающаяся сложность технических устройств; возрастающая ответственность функций, которые выполняют технические устройства; повышение требований к качеству изделий и условиям их работы
1585. Подключение к сети и наладка схемы управления управления радиально-сверлильного станка вновь смонтированного в основном РМЦ 2.02 MB
Обоснование выбора защитного аппарата предохранитель автомат и питающего кабеля. Описание трассы прокладки питающего кабеля. Меры безопасности при выполнении монтажа разделки испытаний и подключения питающего кабеля.
4313. Федеративное устройство РФ 16.44 KB
Федеративное устройство характеризует состав государства правовое положение составных частей субъектов Федерации их взаимоотношения с государством в целом. Государственное устройство Российской Федерации в течение своей уже довольно длительной истории претерпело неоднократные изменения в том числе и существенные. Многие автономные республики провозгласили государственный суверенитет; в настоящее время они рассматриваются как республики в составе Российской Федерации. Однако провозглашенная ими в одностороннем порядке вопреки Конституции...

Изготовление вручную цилиндрической детали хо рошего качества является сложной задачей. Гораздо быстрее и точнее можно сделать такую деталь на токарном станке.

Токарные станки предназначены для изготовления (точения) деревянных изделий, имеющих в поперечном сечении форму круга.

Токарные станки различных конструкций с ножным и ручным приводом применяли еще в далекие времена (рис. 29). На них вытачивали из древесины детали прялок, столов и стульев, посуду и многие другие изделия.

В России один только механик А. К. Нартов разработал и изготовил около 40 конструкций различных токарных станков. Один из них приведен на рис. 30.

На современных промышленных предприятиях применяют токарные станки различных конструкций и назначения, в том числе станки-автоматы и станки с числовым программным управлением.

В школьных мастерских применяют токарные станки моделей ТД-120 (рис. 31) и СТД-120 М (рис. 32).

Станок ТД-120 имеет станину с направляющими 1 (рис. 31). На направляющих станины размещена передняя бабка 2, в которой установлен шпиндель 3, соединенный клиноременной передачей 4 с электродвигателем 5. На направляющих станины установлена каретка с подручником 6 и задняя бабка 7. Задняя бабка состоит из выдвижной втулки (пиноли), винтовой передачи, маховика и центра задней бабки.

Шпиндель станка установлен в передней бабке на шарикоподшипниковых опорах.

Включают и выключают станок кнопками 8 «пуск» и «стоп».

На рис. 32 изображено устройство станка СТД-120М. На шпиндели станков навинчивают патрон (рис. 33, а), планшайбу (рис. 33, б) или трезубец (рис. 33, в), в которых крепят обрабатываемые заготовки. Патрон применяют для крепления коротких и небольшого диаметра заготовок. Заготовку крепят в патроне винтом (рис. 34, а).

Трезубец применяют для крепления длинных заготовок с поджатием их центром задней бабки (рис. 34, б). Поджатие осуществляют вращением маховика задней бабки, который перемещает пиноль с центром при помо щи винтовой передачи.

Закрепленные в патроне и трезубце заготовки точат путем перемещения стамески вдоль оси вращения заготовки. Такое точение называют продольным.

Если необходимо точить заготовку небольшой длины и большого диаметра, например для изготовления тарелок, шкатулок, дисков, то ее крепят шурупами к планшайбе (рис. 35, а). («Планшайба» в переводе с немецкого означает «плоский диск».) Под шурупы вначале размечают, а затем прокалывают шилом или просверливают глухие (несквозные) отверстия на длину ввинчиваемой части шурупа.

Для разметки положения шурупов заготовку прикладывают к планшайбе и через отверстия на ее обратной стороне очерчивают места расположения шурупов (рис. 35, а).

Шурупы не должны входить в обрабатываемую часть заготовки, для чего на заготовке очерчивают, а затем стамеской надрезают линию глубины расположения шурупов (рис. 35, б).

Плоские заготовки на планшайбе обрабатывают пере мещением стамески перпендикулярно оси вращения заго товки. Такое точение называют поперечным (торцовым, лобовым), так как заготовку обрабатывают с торца.

Детали конической формы точат при одновременном перемещении стамески вдоль и перпендикулярно оси вращения заготовки. Такое точение называют продольно-поперечным.

Вращательное движение заготовки при точении назы вают главным движением резания, так как без него вообще невозможно точение. Поступательное движение стамески называют вспомогательным движением, т. е. движением подачи. Главное движение резания на кинематических схемах обозначают V , вспомогательное - V s .

Вначале заготовку обтачивают на малой частоте вращения (n = 710 для ТД-120 и n = 770 для СТД-120М), пока не уменьшится ее биение. При небольшой частоте вращения шпинделя обрабатывают также заготовки большого диаметра.

Окончательно и начисто обработку заготовок проводят на большой частоте вращения (n = 1000 для ТД-120 и n = 1450 для СТД-120М). Необходимую частоту вращения шпинделя получают, устанавливая ремень ременной пе редачи на шкивы различных диаметров.

На кинематической схеме токарного станка (рис. 31, б) изображены электродвигатель «М», клиноременная пере дача, ведущий шкив, насаженный на вал электродвигателя, и ведомый шкив, находящийся на шпинделе. Как видно из схемы, шпиндель приводится во вращение от электро двигателя через клиноременную передачу.

Винтовой механизм задней бабки, изображенный на кинематической схеме, преобразует вращение ручки махо вика в поступательное движение центра задней бабки.

Правила безопасности

1. Не включать станок без разрешения учителя.

2. Не включать станок без огражденной ремен ной передачи.

3. Не опираться на части токарного станка.

4. Не класть инструменты и другие предметы на станок.

5. О всех неисправностях в станке и электро проводке немедленно сообщать учителю.