Пернатые друзья. Почему птиц так называют: Кряква, Скворец, Грач и Галка Почему птиц называют «Скворцы»



Почему птиц называют пернатыми? Цели: 1.Узнать, почему птиц называют пернатыми. Задачи: - образовательные: 1.Познакомиться со значением слова «пернатые». 2.Познакомиться с видами перьев, их строением и назначением. - воспитательные: 1.Воспитывать любознательность. 2.Воспитывать бережное отношение к животному миру. - развивающие: 1.Развивать умение работать с литературой и Интернетом. 2.Учить правилам общения.


ПернатыеПернатые Это прилагательные, имеющее значение птицы, образовано от существительного перьно – перо, восходящего к той же основе, что и перо и имеющее родственные слова в других индоевропейских языках. Этимологический словарь русского языка Крылова Птицу узнают по перьям, говорят немцы, и этим очень верно отличают птиц от всех других позвоночных. ПЕРОПЕРО ПЕРО, перья мн. перие ср., церк. птичья одежа, замест шерсти. Перо состоит из стебла и махавки, махалки или бородки; стебло: из комля, ствола или дудки с серодцевиной или душкой, и из репицы. Дудка оканчивается комлем, который сидит в теле. Дудка … Толковый словарь Даля




Перья - это сложнейшие, но при этом очень легкие роговые образования кожи. Они преобразовались в процессе эволюции из чешуи древних пресмыкающихся. Перья делают поверхность тела птицы гладкой, и, когда она находится в полете, воздух без большого сопротивления обтекает ее туловище. Благодаря перьям создаются подъемная сила и тяга. Кроме того, с их помощью птица регулирует направление полета (рулевые перья хвоста). Сохраняющие тепло, эластично пружинящие и при этом очень крепкие, они образуют равномерный слой, который защищает птиц от всевозможных вредных воздействий окружающей среды перегрева, холода, сырости и ветра, и препятствуют потере тепла.








Большинство птиц сбрасывают или теряют свои перья через определённые промежутки времени, обычно один раз в год (процесс называемый линька). Линька – это высокоорганизованный процесс, который происходит постепенно, что не позволяет появляться голым пятнам на теле птицы. Этот процесс настолько высокоорганизован, что маховые и рулевые перья теряются точно по парам, по одной с каждой стороны, так что это сохраняет баланс.




Выводы: Перо – крепкая, но лёгкая структура. Чтобы летать, птицам необходимы особенные типы перьев. Они должны быть достаточно сильными, чтобы удерживать вес птицы в полете. Центральная ветвь, идущая вниз пера, называется стержнем. Стержень соединен с меньшими ответвлениями, называемыми бородками. Далее бородки соединены друг с другом структурами, называемыми бородочками. Взаимосвязанная структура каждого пера придает ему силу. Когда птица летит, сотни контурных перьев позволяют ей отталкиваться от воздуха и продвигать себя вперёд.


«Перо – это чудо природной инженерии. Оно и чрезвычайно лёгкое, и в тоже время структурно прочное, намного гибче растянутой кожи летучей мыши, с помощью которой она удерживает себя во время полёта, или жёсткой конструкции крыльев самолёта, оно намного быстрее восстанавливается или заменяется при повреждении. Несмотря на то, что оно почти невесомое, оно достаточно крепкое. Прочный стержень очина пера обеспечивает жесткость, когда необходима опора, однако ближе к верхушке он становиться мягче, когда требуется гибкость при маневрировании в воздухе за считанные доли секунд. Потрогайте опахало - на ощупь оно гладкое и мягкое, но всё же прочное. Разделите бородки; соедините их снова вместе, проведя их через кончики пальцев, как это делает птица, когда чистит их своим клювом. Сложность такого дизайна можно оценить при рассмотрении пера под микроскопом.»












Мы взяли шерсть животного и перья домашних птиц и опустили их в воду. Наблюдая, мы увидели, что шерсть намокла и стала тонуть, а птичьи перья остались плавать сухими на поверхности воды. Вывод: птичьи перья не намокают, и это помогает птицам оставаться сухими во время плавания. А почему? Значит, птицы их чем-то смазывают. Предположим, жиром.






Полёт основной способ передвижения большинства видов птиц, помогающий им искать пищу, мигрировать и спасаться от хищников. Полёт является наиболее специфической формой передвижения птиц, определившей основные черты организации этого класса. Способность птиц к полёту вызвала ряд адаптаций для обеспечения полёта, взлёта и посадки, ориентирования в пространстве и навигации.


Опыт 1: «Что лучше летает?» Мы взяли два листа бумаги. Один из них скомкали в шарик. Подбросили его вверх и увидели, что он камнем упал вниз. Другой лист мы тоже подбросили, и он плавно стал опускаться вниз. Почему? Некомканый лист – широкий, он опирается на воздух за счёт того, что у него большая поверхность, и не падает вниз, а летит.












Мы запустили бумажных птичек и понаблюдали за их полётом. Птичка с расправленными крыльями находилась в воздухе дольше, её полёт был более плавным и красивым. А птичка со сложенными крыльями быстро, как камень, упала вниз. Опыт 4 «Какая птичка будет дольше находиться в полёте».


По обе стороны крыла создаётся два автономных потока воздуха, каждый из которых движется со своей скоростью, при этом скорость потока воздуха, который огибает верхнюю часть крыла (и проходит больший путь) больше. Большая скорость обеспечивается меньшим давлением потока воздуха в верхней части крылышка. Разность давлений и создает подъёмную силу. Разность скоростей обеспечивает одновременное достижение двумя потоками кончика крыла, что необходимо для полёта. Форма крыла является важным фактором, определяющим тип и характеристики полёта, к которому способна птица. Разные формы крыльев отвечают разным компромиссным решениям для создания нужных характеристик, таких как скорость полёта, затраты энергии и манёвренность. Итак, крылья являются главными частями тела, приспособленными для полёта.




Форма крыла является важным фактором, определяющим тип и характеристики полёта, к которому способна птица. Разные формы крыльев отвечают разным компромиссным решениям для создания нужных характеристик, таких как скорость полёта, затраты энергии и манёвренность.


Эллиптические крылья Короткие и округленные, с небольшим удлинением, которое позволяет птицам маневрировать в ограниченном пространстве, например в условиях густой растительности. Такие крылья характерны для лесных хищных птиц (например, ястреба) и многих воробьинообразных.


Крылья для скоростного полёта. Крылья для скоростного полёта короткие и заострённые, имеют высокую нагрузку на крыло и обеспечивают высокую частоту взмахов для наибольшей возможной скорости за счёт значительных затрат энергии. Такой тип крыльев характерен для небольших птиц и характеризуются очень большой относительной длиной кисти крыла.


Крылья с относительно большим удлинением. Крылья с относительно большим удлинением являются очень длинными и стройными, и обычно они характеризуются низкой нагрузкой на крыло и используются для медленного полёта, почти парения. Такие крылья характерны для буревестников, крачек, козодоеобразных и птиц, которые способны переходить на динамическое парение над волнами для сохранения энергии, что распространенно среди морских птиц. Особым случаем этого типа являются крылья гигантских буревестников и альбатросов, наиболее приспособленных к продолжительному парению.


Крылья для парящего полёта Крылья для парящего полёта относительно широкие и характерны для больших сухопутных птиц, таких как орлы, грифы, пеликаны и аисты. Глубокие бороздки на концах крыльев между маховыми перьями уменьшают силу сопротивления воздуха, а относительно короткий размер позволяет подниматься с поверхности земли без потребности в значительном разгоне.




Хвост Рулевые перья хвоста способны раздвигаться, существенным образом увеличивая площадь. Также хвост может двигаться в двух направлениях с помощью шести пар мышц. Хотя у большинства птиц перья хвоста приблизительно одинаковой длины и образовывают плоский раскрытый хвост, форма хвоста может быть различной.


Строение тела. Птицы имеют особое строение тела и уникальную кильевую кость. У всех видов птиц внешняя поверхность груди заметно выдаётся вперёд, тем самым образуя киль. Скелет птицы особенно жёсткий, что обеспечивает ему то, что все кости плотно сращены друг с другом., то есть позвоночник у птицы очень плотно зафиксирован!








Дыхание. У птиц есть уникальный орган дыхания – воздушный мешок. Когда птичка делает вдох, то воздух проходит через небольшие трубочки-бронхиолы лёгких в эти самые воздушные мешки. Таким образом, у птиц наблюдается двойное дыхание, которое значительно увеличивает уровень снабжения тела кислородом, что жизненно необходимо при полёте. Воздушные мешки


Сердце птицы довольно большое, и его соотношение с массой тела в разы больше, чем аналогичное у млекопитающих. Такое крупное сердце необходимо для ускоренной циркуляции крови, без чего не был бы возможен полет, поскольку у птицы просто не хватило бы сил и энергии. Удивительно, но сердечко птицы способно совершать 1000 ударов в минуту, при том, что давление поднимается до 180 мм рт.ст.








Одна из разновидностей семейства беличьих - белка-летяга, имеет особые складки на коже между её передних и задних лап, и благодаря этому они спокойно могут планировать в воздухе на расстояние более чем 400 метров. Управляет полетом она за счёт своего хвоста. А рыбы, например, могут пролететь в воздухе более 100 метров, правда только особые рыбы - летучие. Они могут выпрыгнуть из воды, благодаря особенностям своего хвоста, а их грудные плавники выполняют роль крыльев, раскрываясь в воздухе. Даже лесные лягушки имеют возможность планировать на небольшие расстояния, благодаря перепонкам между пальцев лап.


Летучая мышь единственное млекопитающее, которое летает, как птица, с помощью крыльев. Они у нее не сплошные, а состоят словно из секторов и напоминают кисть с пальцами. Это позволяет ей летать с низкой скоростью и дает широкие возможности для маневрирования. Крылья мыши образованы тонкой перепонкой из кожи без меха, соединяющей передние конечности с боковыми частями туловища. Летучая мышь ночное животное.


Самые – самые Самые крупные нетопыри это летучие мыши или летучие лисицы. Их так называют из-за вытянутой морды, похожей на мышиную или лисью. Представители этого вида обитают на острове Ява, размах их крыльев 1,7 м, а длина сложенного крыла 42 см. Самая мелкая летучая мышь обитает в Таиланде, она весит 2 г, а ее длина 3,3 см. 1 группа – хищные птицы. Хищные птицы имеют особое строение клюва, который заканчивается мощным крючком, и пальцы ног, которые заканчиваются мощными когтями. Все это помогает им схватывать и удерживать добычу. Питаются они грызунами, другими птицами, зайцами.







Ирина Назина
Конспект занятия по речевому развитию «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию : «Наши пернатые друзья »

1. Активизировать словарь детей глаголами, прилагательными. Совершенствовать умение составлять описательные рассказы о птицах. Упражнять детей в согласовании слов в предложении. Развивать умение внятно и четко произносить слова в скороговорке.

2. Закрепить накопленные представления детей о птицах, соединяя конкретные экологические знания в определенные связи и зависимости.

3. Воспитывать доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям ; формировать желание заботиться о птицах, воспитывать любознательность, сочувствие.

ОБОРУДОВАНИЕ : картинки с изображениями перелетных (журавль, цапля, скворец, ласточка, грач, лебедь, трясогузка) и зимующих (воробей, ворона, сорока, синица, дятел, сова, снегирь) птиц; изображение солнца и снежинки; эмблемы птиц (по количеству детей, 3 обруча, аудио запись; карандаши, листы с изображениями птиц и их корма (по количеству детей) ; мяч.

Ход ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В. Тему нашего занятия вы узнаете , еслиотгадаете загадку :

Мы бываем разные –

Зеленые и красные,

Желтые, любые, даже голубые.

Если крыльями взмахнем,

Будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать, крякать,

Петь или кричать.

Нас зимою покормите,

Дети, кто мы, назовите! (Птицы)

В. Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых . Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен. Сегодня, ребята, мы поговорим о птицах и выясним, как много вы о них знаете. А я вам буду еще много интересного рассказывать о них.

Для начала проведем разминку. Проверим, какие вы внимательные. Задание : я буду называть птиц, но если я ошибаюсь и называю не птицу, вы хлопаете в ладоши.

Д/И «Не ошибись»

Вот сидят все птицы в ряд, с нами поиграть хотят.

Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, стайкой макароны (хлопают) .

Прилетели птицы : голуби, синицы, вертолёты (хлопают, галки.

Прилетели птицы : голуби, синицы, цапли, соловьи, окуни (хлопают) и воробьи.

Прилетели птицы : голуби, синицы, утки, гуси, совы, ласточки, коровы.

Прилетели птицы : голуби, синицы, галки и стрижи, аисты, кукушки, лебеди, скворцы – все вы молодцы!

В. Молодцы, все были внимательными. Сравним птиц с людьми.

Д/И «У кого что»

У человека дети, а у птицы – … птенцы. У человека нос, а у птицы – … клюв. У человека волосы, а у птиц – … перья. У человека руки, а у птиц - … крылья. У человека дом, а у птицы - … гнездо, дупло.

В. Вспомним, на какие группы можно разделить птиц? (домашние и дикие, городские и лесные, водоплавающие, насекомоядные и хищные, зимующие и перелетные).

На столах лежат картинки с изображениями птиц. Я вас разделю на 2 команды. Первая должна будет отобрать перелетных птиц и выставить на доску рядом с обозначением солнца. Вторая - зимующих птиц и выставить к снежинке.

Задание «Перелетные - зимующие»

Дети выполняют задание подгруппами. Далее каждая подгруппа называет «своих» птиц и объясняет свой выбор. (Перелётные птицы улетают в тёплые края, потому что им не хватает корма. Они питаются разными насекомыми, а в холодное время насекомых нет. Вот они и стремятся туда, где тепло и много насекомых. Весной возвращаются.

Зимующие остаются с нами зимовать, так как питаются ягодами, семенами, но мы должны о них заботится, подкармливать)

В. Молодцы, как много названий птиц вы знаете. Птицы все разные, не похожи друг на друга.

Встаньте в круг, мы с вами поиграем. Я буду бросать мяч, а вы должны придумать 2-3 слова про каждую птицу.

Д/И «Подбери определение»

Расскажи, синица какая? (Юркая, ловкая, голосистая, неугомонная, желтогрудая)

Воробей какой? (Шустрый, шумный, драчливый, быстрый)

Ворона какая? (Большая, серая, крикливая, горластая, хитрая, ловкая)

Снегирь какой? (Важный, толстый, красивый, красногрудый)

Дятел какой? (Умный, сильный, добрый, полезный, трудолюбивый)

Сорока какая? (Белобокая, длиннохвостая, любопытная, суетливая, болтливая, всеядная)

Журавль какой? (Длинноногий, длинношеий, красивый, танцующий)

Цапля какая? (Белая, большая, длиннокрылая, длинноногая, длинноклювая, хитрая, перелетная)

Сова какая? (Мудрая, большеголовая, большеглазая, хищная, короткохвостая, загадочная)

В. Молодцы, как много слов придумали красивых. Садитесь на стулья. Ребята, кто хочет рассказать о любой птице. Как она выглядит, чем питается, какие у нее повадки. Остальные будут внимательно слушать и если вспомните какие-нибудь интересные сведения, то потом дополните рассказ.

Составление описательных рассказов о птицах (о 2-х перелетных и 2-х зимующих)

В. Русский народ очень любит такую птицу, как сорока. Сороку-белобоку часто упоминают в народных сказках, потешках, песнях, поговорках, стихах. А мы с вами произнесем скороговорку : Ловить сороку одна морока, а сорок сорок – сорок морок. Проговариваем медленно, чуть быстрее. Кто хочет попробовать произнести еще быстрее?

В. Кто из вас догадается, какое число спрятано в слове «сорока» ? (40) . Если к слову «сорок» добавить слово «ножка» , какое получится новое слово? (Сороконожка) .

Физкультминутка «Две сороконожки»

1) Две сороконожки бежали по дорожке.

2) Бежали, бежали и друг друга повстречали.

3) Так друг друга обнимали,

4) Так друг друга обнимали. ,

5) Что едва мы их разняли.

1. Показать 2 руки, согнутые в локтях (ладошки к себе) и скрестить их.

2. Правая кисть "бежит" по левой руке до плеча, одновременно левая кисть "бежит" по правой руке.

3,4."Добегают" до плеча, после этого руками нужно сделать «замок» на затылке.

5. Резко развести руки в стороны .

В. Поиграем в подвижную игру? Возьмите каждый себе по 1-ой птичке. Внимательно посмотрите и определите перелетная она или зимующая. Когда будет звучать веселая музыка, значит тепло, «птички» все летают. Как только услышите звук сильного ветра, это значит наступают холода, перелетные птицы (что делают) собираются в стаи и улетают в теплые края (в дальний угол группы, а зимующие должны будут спрятаться в гнезда-обручи.

П/И «Птицы»

В. Давайте вспомним, что птицы умеют делать. Встаньте в круг. Будете передавать мяч друг другу. Отвечает только тот, у кого мяч.

Д/И «Подбери действие»

Птицы умеют : ходить, прыгать, летать, взлетать, перелетать, вылетать, залетать, клевать, пить, ловить, наблюдать, драться, насиживать (яйца, петь, сидеть, кормить (птенцов, махать (крыльями, долбить, следить (за птенцами, охотиться, нырять, купаться, выклёвывать, срывать, строить (гнёзда, рыться, нахохливаться, кружить, парить (в воздухе, танцевать (журавлиные танцы, собираться (в стаи, воровать (срока, трещать, трясти хвостиком (трясогузка, каркать и т. д.

В. Так много птицы дел переделали, что наверно проголодались. Их нужно покормить. Садитесь за столы. Вам нужно вспомнить, чем питаются птицы. (Детям раздаются индивидуальные карточки с изображением птиц и разных способов питания.) Рассмотрите внимательно, что изображено на картинке. Ваша задача, провести линию карандашом от птицы к корму, которым она питается. Дети самостоятельно выполняют задание.

Д/И «Кому что по вкусу?»

На карточках изображены птицы (цапля, воробей, чайка, дятел, снегирь, сова) и «корм» (мышь, жук, рыба, рябина, лягушка, колос) .

В. Все справились с заданием? Теперь поменяйтесь с соседом и проверьте, нет ли ошибок. Молодцы!Упражнение на использование вопросительной и повествовательной интонаций

Теперь все птицы сыты. Один ребенок, обращаясь к другому, произносит эту фразу с вопросительной интонацией, а тот отвечает ему теми же словами утвердительно. Предложить интонационно выделять каждое слово по очереди. Например, сначала ребенок задает вопрос выделяя слово «все» , другой ребенок задает вопрос, выделяя интонационно слово «птицы» и т. д.

В. Ребята, кто мне напомнит, кого мы сегодня кормили? (Работа по тем же карточкам)

Д/И «Склоняем слова»

Мы кормили кого? (Снегиря, цаплю, сову, дятла, воробья, чайку)

Мы дали корм кому? (Снегирю, воробью, цапле, сове, дятлу, чайке)

Мы заботились о ком? (О снегире, о воробье, о цапле, о сове, о чайке, о дятле)

Мы любуемся кем? (Снегирем, воробьем, дятлом, цаплей, совой, чайкой)

В. Птицы очень обрадовались, что вы их накормили, а когда птицы радуются, что они делают? (Поют песни) . Давайте и мы устроим «птичий» концерт. А наши гости должны будут отгадать, какие птицы участвовали в концерте. Каждой группе детей из 3-х (4-х) человек дается название птицы, напоминание, как они поют. Дети исполняют песню на мотив «В траве сидел кузнечик» . Каждая птица по строчке.

«Птичий концерт»

Воробьи : чирик-чирик- чирик-чик;Синицы : синь- синь- синь- синь- синь- синь- синь;Вороны : кар- кар- кар- кар- кар- кар- кар;Кукушка : ку-ку-ку-ку-ку-ку;Сороки : чек- чек- чек- чек- чек- чек- чек- чек;Журавли : курлы-курлы- курлы.

В. Славный получился концерт! Гости отгадывают названия птиц, участвовавших в нем.

Воробьи чирикают, синицы тенькают, вороны каркают, кукушки кукуют, сорокитрещат, журавли курлычут.

В. Ребята, вы так много сегодня рассказали нам о пернатых наших друзьях . Скажите, почему мы птиц называем своими друзьями ? (Птицы-наши помощники . Они приносят большую пользу. Охраняют наши леса , поля, сады и огороды от вредных насекомых и мелких грызунов. Если бы не птицы на земле не осталось бы деревьев и кустарников. Они нас радуют своим красивым пением. Птицы помогают людям предсказывать погоду.)

Как друзья должны поступать ? (Помогать друг другу, заботиться) . Какие добрые дела мы можем сделать для птиц? (Подкармливать зимой, развешивать кормушки , не разорять гнезда, не бросать камнями в птиц, не убивать насекомых, не стрелять из рогаток).

Совсем скоро наступит зима. Как вы думаете, для птиц страшнее голод или холод? (Голод) Да, под толстым слоем снега нелегко отыскать корм. Вот и рассчитывают птицы на доброту и сострадание человека.

Вам понравилось занятие ? Что понравилось особенно?

Спасибо, ребята, вам за то, что вы сегодня старательно выполняли все задания, подбирали нужные слова и показали отличные знания о наших пернатых друзьях .

Цели:

Развивать умения детей распознавать птиц по повадкам и внешнему виду. Закрепить знания детей о последовательности в развитии птиц (яйцо – птенец – птица). Упражнять детей в классификации птиц на лесных, городских, водоплавающих. Познакомить детей с пословицами и поговорками о птицах. Продолжать учить отгадывать загадки. Поддерживать интерес детей к познанию родной природы. Формировать у детей заботливое отношение к пернатым друзьям.

Оборудование:

Фотографии и картинки птиц; разрезанные на несколько частей три картонных яйца; картинки леса, города, водоема; подготовленные на листах бумаги загадки и пословицы; изображение гнезда, скворечника; не полностью раскрашенные изображения птиц; фотографии птиц с подписанными названиями видов, детали аппликации «скворечник»; фотографии или картинки с этапами развития птиц.

Жаворонок

Ворона

Воробей

Голуби

Аист

Дятел

Лебедь

Пеликан

Скворец

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы на занятии узнаем много нового и интересного о птицах. Еще нас ждут игры, веселые задания и конкурсы.

(Дети делятся на 3 команды, рассаживаются так, чтобы было удобно общаться. Каждая команда выбирает себе название, обозначающее птицу).

Сейчас мы отправимся на птичью выставку. А нашим экскурсоводом будет… Впрочем, угадайте сами:

Загадка о дятле

Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(Дятел)

Вот он, дятел! Взгляните на цвет его перышек. Теперь понятно, почему у него «беретка ярко-красная» и «черная курточка атласная».

Давайте знакомиться с птицами. (Названия известных птиц воспитатель спрашивает у детей, неизвестных – называет сам).

Горихвостка

Эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который все время подрагивает. Поэтому кажется, что он будто горит, вспыхивая огоньком.

Аист

Эти большие белые птицы совершают очень далекие перелеты. Когда приходит пора вить гнездо, они выбирают для него место повыше. У этих птиц красные ноги.

Воробей

Он хорошо приспособлен к жизни возле человека. Часто, ближе к вечеру, множество воробьев слетается на одно дерево, где они принимаются петь, поднимая оглушительный шум.

Ворона

Они бывают как полностью черного цвета, так и черными с серым. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Голубь

Живут везде, способны возвращаться к своему гнезду, как бы далеко от него не оказались.

Дятел

Большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе, служащее гнездом, дятлы содержат в необычайной чистоте.

Жаворонок

Гнездится на земле, очень красиво поет поднявшись высоко в небо.

Журавль

Крупная перелетная птица, в небе журавли летают клином.

Колибри

Крошечная птичка, маленькие свои гнезда подвешивает к веткам нитями паутины.

Кукушка

Она не строит своего гнезда, а откладывает яйцо в чужое. Едва родившись, кукушонок выбрасывает из гнезда другие яйца или даже уже вылупившихся птенцов и один сам пожирает всю пищу.

Ласточка

Строит гнездо под крышами домов из травы и грязи.

Лебедь

Довольно неповоротливы на суше, гораздо чаще их можно встретить величественно плавающими.

Павлин

Птица с великолепным хвостом.

Пеликан

Пойманную рыбу пеликан складывает в длинный мешок под клювом и относит в гнездо.

Попугай

Имеют яркое разноцветное оперение. В неволе может хорошо подражать речи людей.

Синица

Небольшая птичка с желтеньким брюшком.

Скворец

Часто встречается огромными стаями, а в небе они кажутся черной тучей.

Сова

Красивый ночной хищник. Раньше считалось, что совы приносят несчастье и нещадно их истребляли.

Соловей

Птица, знаменитая своим пением, а с виду ничем не примечательная.

Страус

Большая африканская птица, летать не умеет, но бегает очень быстро.

Удод

Носит на голове хохолок из перьев, раскрывающийся наподобие веера.

А как называется птичий домик? Гнездо – это птичий клад, он надежно спрятан в траве, листьях или среди камней. Яйца в нем – как горстка сияющих драгоценностей. Одним отличается птичий клад от настоящего: его нельзя трогать. Только нетронутый, только ненайденный принесет он радость.

А сейчас я вам выдам задания:

1. Сосчитайте, сколько яиц в гнездах.
2. Сложите целое яйцо из скорлупок.
3. Разложите нарисованные гнезда с яйцами по величине, от самого маленького до самого большого.

(Показ фотографии скворечника).

А вот этот домик вам знаком? Как он называется? Кто его сделал? А кто в нем живет? Оказывается, в скворечнике может жить не только скворец.
Домики для птиц сооружают давно. Раньше их делали из прутьев, соломы, бересты. А теперь чаще всего из досок и фанеры. И первыми эти домики обживают обычно скворцы. Вот почему называют все домики для птиц скворечниками, хотя живут в них самые разные птицы.

Если скворечник висит в большом саду, то в нем может поселиться удод, нарядная птица с высоким пестрым хохолком. «Удод – Удод!» - кричит он, за что его и назвали так.

Если сделать скворечник побольше и повесить его повыше на дерево, то в таком домике поселятся галки. И выведут здесь своих галчат.

В парке или в лесу разыщет скворечник большой пестрый дятел. Если вход в птичий домик покажется ему слишком узким, то дятел быстро расширит его острым клювом.

В скворечнике, у которого леток (вход) побольше, может поселиться и небольшая сова-сплюшка. Сплюшка охотится по ночам за ночными насекомыми. «Сплю-сплю!» - покрикивает сплюшка вечером. За это и назвали ее сплюшкой.

Любят жить в скворечниках и воробьи. Здесь они и птенцов выведут и зимой от морозов спрячутся. Но вот беда – вернутся домой скворцы и тут же выставят из своего домика воробьев. Прогонят скворцы из своего скворечника и других птиц, что поменьше, послабей. Вот почему для маленьких птичек делают специальные домики – синичники. Синичник меньше скворечника, а главное, вход у него поуже. Скворцу в синичник никак не забраться, а вот синицы и другие маленькие птицы чувствуют здесь себя спокойно. Приглянется синичник и горихвостке, птичке с ярко-рыжим хвостиком.
В парке или в лесу отыщет синичник занятная птица поползень. Она удивительна тем, что умеет ловко бегать по стволу вниз головой.
Подойдет синичник и пищухе. Прозвали ее пищухой за жалобный голосок.

Взгляните и скажите какой из этих домиков скворечник, а какой – синичник? Почему вы так решили?

А теперь задание командам: собрать из деталей скворечник и сделать аппликацию.

Но далеко не все птицы живут в скворечниках. Есть птицы, которые живут возле воды или на воде. Назовите их. (Утки, цапли, аисты, пеликаны, чайки, нырки, лебеди, фламинго, бакланы).
А есть птицы, предпочитающие жить в городе. Можете их назвать? (Воробьи, голуби, вороны, грачи, синицы). Еще есть лесные птицы. Приведите примеры таких птиц. (Дятел, филин, тетерев, сова).

Сейчас каждая из команд получит картинку. Если на ней нарисован лес, то вы берете себе только лесных птиц; если город – городских, если водоем – водоплавающих птиц. (Дети отбирают нужные картинки из множества изображений разных птиц).

Вы знаете, что есть птицы певчие. Это какие птицы? Почему их называют певчими? (Соловей, жаворонок, щегол).

Физминутка «Аист»

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
- Топай правою ногой,
- Топай левою ногой
И тогда придешь домой.
Снова – правою ногой,
Снова левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Вот тогда придешь домой.

Конкурс

Прилетел как-то Аист на озеро завтракать. Сел на берегу и думает: «Вон как лягушки распелись. Неужели я хуже их? Дай-ка попробую спеть. Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой об другую, - то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только! Так разошелся, что и про завтрак свой забыл.

А в камышах стояла Выпь на одной ноге, слушала и думала: «Безголосая я! Да ведь и аист не певчая птичка, а вон какую песню наигрывает».
Сунула в озеро клюв, набрала полный воды да как дунет в клюв! Пошел по озеру громкий гул: «Прумб-бу-бу-бу-бумм!» - словно бык проревел.

Вот так песня! – подумал Дятел, услыхав Выпь из лесу. – Инструмент-то у меня найдется: чем дерево не барабан, а нос мой чем не палочка?
Хвостом уперся, назад откинулся, размахнулся головой – как задолбит носом по суку! Точь-в-точь – барабанная дробь.

Внимание, задание. Сымитируйте движения и пение птицы, так, чтобы все догадались, какая это птица (голубь, воробей, ворона…).

А знаете ли вы, что птицы бывают помощниками у животных?

1. Нет покоя жирафу от слепней, мух, москитов. Маленькие цапли ходят по спине и длинной шее жирафа и склевывают насекомых.
2. Маленькие кулички бесстрашно забегают в раскрытую пасть крокодила. Здесь они выискивают кусочки мяса. Куличкам еда, а крокодилу – чистые зубы.
3. Живут в Африке барсук-медоед и птичка – медоуказчик. Найдет птичка гнездо диких пчел и летит к медоеду, кричит, путь указывает. Медоед полакомится медом, соты разбросает. А медоуказчику лучшей еды, чем воск, не надо.

Не только животным, но и растениям помогают птицы.

1. Есть жаркие страны, где цветы опыляют крошечные птички колибри. Подлетит колибри к цветку за сладким соком и опылит цветок пыльцой, которую на перьях с других цветков принесла. Колибри самая маленькая птица в мире.

2. Осенью сойки заготавливают на зиму желуди, орехи, разные семена. Да не все свои кладовые потом находят. Весной желуди и орехи прорастают. Так сойки помогают деревьям расселяться в новые места.

3. Жуки-древоточцы губят дерево. Дятлы – лесные санитары – сильными клювами раздолбят гнилое место на дереве и очистят его от жуков.

Пальчиковая гимнастика «Жаворонок»

Переплетите большие пальцы и хорошо зацепите друг за друга. Для нас это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сложите вместе, сомкните. Это будут крылья. (Воспитатель сопровождает слова показом). Готовы ли ваши жаворонки? Тогда взлетаем и все вместе поем: «цир-лир-лир-лю-лю, цир-лю-лю-люююю».

Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И поет, поет, поет.

(Дети выполняют движения руками в соответствии с произнесенным текстом).

Задание «Птичья мозаика»

Каждая команда получает в конверте несколько фрагментов, из которых следует собрать птицу. (Дидактическая игра «Сложи картинку»).

Задание «Одень меня»

У вас на столе изображения птиц, но они раскрашены не полностью. Следует закрасить остальные части (красные ноги аиста, красную шапочку дятла, красную грудку снегиря …)

Викторина

А сейчас викторина – конкурс вопросов. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

1. Какая птица бывает почтовой? (Голубь)
2. Какая птица носит черный галстук на желтой манишке? (Синица)
3. Какая птица днем спит, а ночью охотится на мышей? (Сова, филин)
4. Какую птицу называют санитаром леса? (Дятел)
5. Болотная птица, стоит на одной ноге, поджав другую. (Цапля)
6. Какая птица ползает по стволу дерева вниз головой? (Поползень)
7. Какая птица не вьет своего гнезда, а подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка)
8. Как называется птичий дом?
9. Какая птица не умеет летать, но хорошо плавает, ныряет и не боится холода? (Пингвин)
10. Какая крупная птица не умеет летать, но зато хорошо бегает? (Страус)
11. Какая самая маленькая птица в мире? (Колибри)
12. Кто из птиц самый лучший певец? (Соловей)
13. Кого из птиц называют «воровкой»? (Сорока)
14. Как называют домик для птиц, сделанный человеком?
15. Кто выводит птенцов зимой? (Снегирь)
16. У кого из птиц красивый хвост и некрасивый голос? (Павлин)
17. Птица, неуклюжая на берегу и красавица на воде. (Лебедь)
18. Как зовут птицу с высоким хохолком, которая кричит: «Удод-удод»?

(Воспитатель производит подсчет фишек и объявляет результаты конкурса).

Остальные команды еще могут догнать и перегнать лидера, потому что впереди – конкурс загадок.

Конкурс загадок о птицах

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червячков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
В серой шубке перовой
И в морозы я герой.
(Воробей)

Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист)

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля.
Узнаёте? Это...
(Цапля)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
голосистее, нежней?
Кто же это?
(Соловей)

Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
(Журавли)

Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это …
(Сова)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей же, собери!
И вдруг – вспорхнули яблоки.
Ведь это …
(Снегири)

Верещунья, белобока,
И зовут ее …
(Сорока)

Ношу серенький жилет,
Но у крыльев - черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар.
И кричат: «Карр! Карр! Карр!»
Крикунья хрипловатая
Известная персона.
Кто она?
(Ворона)

Воспитатель подводит итоги последнего конкурса и всего занятия.

Количество существующих видов птиц, которых сегодня можно встретить на Земле, включает в себя совершенно немыслимые цифры. И все они имеют свои названия. И сегодня мы хотим разобраться в том, почему птиц называются Скворцы, Кряква, Грачи, Галка, ведь история происхождения их семейств полна интересных фактов.

Почему птицу называют «Кряква»

Все мы привыкли называть уток утками, и большинство людей даже не задумываются о том, что утином семействе присутствует целый список родов птиц, имеющих отдельные названия.

К примеру, кряква – это одна из птиц семейства утиных. Примечательно, что если вы видели диких уток, вероятнее всего – это были именно кряквы, поскольку они являются наиболее распространенными из диких уток.

И, если знать, что кряква относится к роду утиных, можно легко провести параллель с причиной возникновения её названия. Ведь, как и многие другие утки, кряква кричит «Кря». Так и появилось название таких птиц.

Почему птиц называют «Скворцы»

Птицы с длинным прямым клювом называются скворцами. Они имеют не самый большой размер, а также зачастую пятнистую грудь. Эти птицы относятся к роду певчих, и это объясняет, что узнать их можно также по их специфическому и красивому пению.

Ровно, как и в случае с кряквой, скворцы получили такое имя по причине звуков, которые они издают. Еще много лет назад люди описывали пение этих птиц, как «скверчание», поэтому со временем их и стали называть именно скворцами.

Почему птиц называют «Грачи»

Такое название птиц, как грачи, также очень распространено у нас, и о нем слышало большинство людей. Это достаточно крупная птица, длина которой может достигать 50 сантиметров. Узнать грачей можно по фиолетовому отливу, заметному по всей поверхности оперения.

Происхождение названия грачей имеет свои корни в древнерусском слово «гракъ», которое означало «крик» или «звук». Со временем данное слово стало звукоподражанием тем крикам, которые издают птицы, и так грачи приобрели свое, известное нам сегодня, название.

Почему птиц называют «Галка»

Еще одна достаточно распространенная на территории нашей страны птица – это галка. Данный вид относится к семейству врановых, и имеет похожий на воронов внешний вид. Существенным отличием галок от воронов является их размер, который оказывается значительно меньшим.

Если верить одной из самых популярных и достоверных теорий, происходит название данного вида птиц от праславянского слова «galъ», которое дословно переводится, как «черный». Учитывая оттенок оперения галок, вполне очевидно, что люди дали именно такое название этой разновидности птиц.