Презентация - общение. Презентация урока на тему: «Общение в жизни человека Скачать презентацию по теме общения

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРБАТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Методическая разработка урока обществознания

в 8 классе на тему «ОБЩЕНИЕ»

учитель обществознания МКОУ Горбатовской СОШ

стаж работы: 24 года

учебно-методический комплект А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ : ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

КЛАСС : 8

ТИП УРОКА : комбинированный

УМК : программа по обществознанию 5-9 кл. для общеобразовательных школ А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой, учебник «Обществознание» 8кл. под редакцией А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой

ТЕМА УРОКА : «Общение»

    ЦЕЛИ: раскрыть сущность общения, рассмотреть его виды и формы, показать роль общения в жизни человека;

    познакомить с элементами культуры общения людей;

    научить элементарным приемам различных форм общения;

    развитие умения работать в группе, актуализировать знания;

    воспитание культуры общения, побуждение к самовоспитанию.

ЗАДАЧИ :

Обучающая : Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.

Развивающая : Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.

Воспитывающая : Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ТЕМЫ - общение, ритуал, межкультурное общение

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    • личностные

Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию. -Навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

    • предметные

Владение комплексом знаний об общении, видами и формами общения. -Сформировать умения применять обществоведческие знания в учебной, профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении. -Владение приёмами работы с электронными ресурсами и сервисами

    • метапредметные

    Познавательные УУД:

Развиваем умения работать в группе. -На основе анализа объектов делать выводы. -Обобщать и классифицировать по признакам.

    Регулятивные УУД:

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно -Прогнозировать предстоящую работу. -Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа. -Исследование реальных связей и зависимостей.

    Коммуникативные УУД:

-Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; -Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; -Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ОБОРУДОВАНИЕ: доска, экран, проектор, ноутбук, маркеры, фланелеграф, на фланелеграфе дерево без листьев, на столах листики разного цвета, цветы разного цвета: красные и синие, карточки с надписями «ДА» и «НЕТ»)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:

1. легенда;

2. фрагмента из книги Д.Карнеги « Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». 3. презентация;

4. кейс «Хочу быть старостой».

ФОРМЫ РБОТЫ - урок-практикум с применением информационных технологий

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: фронтальная,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

    информационные;

    интерактивные;

    сотрудничества.

МЕТОДЫ : проблемно-поисковый и самоконтроля, практический, эвристический, эмоционального стимулирования

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ история,

ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ : объяснение, рассказ, эвристическая беседа, использование межпредметных связей, организация самостоятельной работы с учебником .

ВИДЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - работа в парах.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВИДЫ ОЦЕНИВАНИЯ - ф ормирующее оценивание на протяжении всего урока в виде самооценки, взаимооценки выполненных заданий, рефлексия в конце урока

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.

Эпиграф: « Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения» . А. де Сент – Экзюпери

    ОРГМОМЕНТ

Ц ель : Предварительная организация класса

Проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ

Цель: психологический настрой учащихся.

Ожидаемый результат: обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Учитель: Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Те, кто выбрал красный , - желают общаться.

Желтый - проявят активность.

Синий - будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

II . АКТУАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА ОБУЧАЮЩИХСЯ .

Цель: подготовка к изучению новой темы, систематизировать знания учащихся о социальной структуре общества, подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.

Ожидаемый результат: Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися, умение высказывать свое мнение, умение планировать свою учебную работу.

Педагогические приемы: фронтальная беседа

Ответьте «да» или «нет» (карточки)

    Межличностные отношения могут быть только деловыми. (нет)

    При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе частных взаимоотношений. (да)

    Деловые отношения складываются на основе частных взаимоотношений. (нет)

    Более близкими межличностными отношениями становятся приятельские отношения. (нет)

    В межличностных отношениях важно понять другого. (да)

III . ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие коммуникативных навыков, самостоятельное формулирование понятия «Общение»

Ожидаемый результат: умение анализировать, самостоятельно добывать знания, развитие умения делать общие выводы, готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

Педагогические приемы: работа с учебником, фронтальная беседа

1. Создание мотивации.

Учитель: «Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три. Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:

Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

Да, водицы испить.

Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»

Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело и зачем, люди ссорятся, вступают в конфликты специально или неосознанно, тем самым усложняют свою жизнь и жизнь других.

Вопросы классу:

Скажите пожалуйста что должен был сделать богатырь, прежде чем биться с драконом?

Как называется процесс, когда люди просят друг у друга что-то или разговаривают о чем либо?

Сегодня мы с вами поговорим об общении. Тема нашего урока называется: «ОБЩЕНИЕ»

Мы с вами живем среди людей. Наше время - время активных, предприимчивых деловых людей. Проблема общения является одной из самых важных для достижения успеха в жизни. Сегодня на уроке мы с вами поговорим об общении и постараемся расширить свои знания по этой теме.

2.Что такое общение. Необходимость общения для человека.

Общение – это очень многоплановое понятие:

    Человек читает книгу – это общение,

    Смотрит спектакль …

    Говорит по телефону…

    Мы сегодня на уроке тоже будем с вами общаться.

Ребята приведите свои примеры общения?

Давайте с вами подумаем, что же такое общение. Выслушав детей, проводится запись определения в тетрадь:

Общение- это социально- психологический процесс взаимодействия двух и более людей.

Работа с текстом «Общение- лекарство от одиночества.» Е.А.Крашенинникова - современный российский психолог и писательница.

Человеку общение нужнее еды, важнее бытового комфорта и богатства. Оно дает главное: полноту чувств, душевный комфорт, новые знания и чувство своей социальной полноценности. Нам так надо видеть свою значимость для людей и чувствовать обволакивающее тепло их внимания! Именно поэтому уже с детства надо понимать значение контактов и, главное, уметь выходить из одиночества, разрывать цепи своей замкнутости и изолированности. А для этого можно использовать разные приемы: помочь другому человеку в минуту затруднения, усадить усталого путника отдохнуть, предложить ему помыться, дать ему воды, угостить его обедом или просто разделить с ним свою трапезу. Всего важнее делать что-то для других и тем самым для себя. И одиночество растает, как сосулька в чашке горячего кофе… Общение – это лекарство от одиночества. Оно одинаково необходимо и юноше и старику.

Вопросы и задания:

2.Какие пути выхода из одиночества предлагает автор?

3.Согласны ли вы с мнением, что общение – лекарство от одиночества? Против чего такое лекарство бессильно? Когда оно неэффективно?

4.Кому общение нужнее: юноше или старику? Почему?

Учитель подводит итог

3.Виды общения

Игра «Слепой, немой, глухой»

Ученики получают таблички с обозначениями ролей и играют роли: « слепого»,

« немого», «глухого». Предлагается передать определённую информацию в разном порядке: немой- глухому и слепому; слепой – глухому и немому; глухой – слепому и немому. В конце игры вы должны ответить на вопрос, какие средства общения вы использовали?

Запись на доске и в тетради:

Виды общения

(в зависимости от средств передачи информации)

Речевое (вербальное) Неречевые (невербальные)

(речь) (мимика, жесты, интонация, движения тела)

В науке выделяют такие виды общения:

Общение

Перцептивное (предполагающее умение чувствовать другого)

Вербальное

(словесное)

Интерактивное (посредством взаимодействия людей, решающих определенную проблему


Вербальное общение предполагает передачу мыслей при помощи слов. Известный физиолог И.П. павлов заметил, что «слова – это самое эффективное средство воздействия». Слово- это мощное орудие, которым можно убить или воскресить человека.

Задание: попробуйте доказать этот факт. Испытывали ли вы на себе мощное воздействие слова?

(В рассказе К. Чапека описывается случай, когда молодой парень, услышав обидные слова о себе от крестьянина, бросил в него камень весом в 10 кг, который пролетел 21 метр и задел руку обидчика. На следственном эксперименте это не удалось повторить. Когда уехал следователь, крестьянин рассмеялся и вновь разозлил парня. Последний от его слов пришел в ярость и бросил камень на 30 метров)

Интерактивное общение предполагает взаимодействие людей и приспособление их друг к другу в процессе совместной работы, учебы, отдыха. В процессе такого общения у людей возникают симпатия, взаимопонимание. Такой вид общения включает в себя кооперацию, конкуренцию людей. Общаясь друг с другом, люди нередко вступают в конфликтные ситуации.

Перцептивное общение – это умение чувствовать другого человека, улавливать его психическое состояние. В процессе такого общения учитываются мотивы поведения людей.

Подумайте:

В каких формах осуществляется общение людей на уроках в школе?

4.Формы общения.

Работа с учебником /с.60-62/- работа в парах.

Задание 1: Деловое/ служебное

Задание 2:Повседневное/бытовое

Задание 3.Убеждающее

Задание 4:Ритуальное

Каждая пара учащихся готовит одну форму общения.

В ходе проверки заполняется таблица, где указываются характерны черты основных форм общения.

Форма общения

Характерны черты

Деловое

Осуществляется в форме приказов, советов, просьб. Люди воздействуют друг на друга с целью решения определенной проблемы. Пример: после окончания 9 класса ученик, желающий поступить в 10 класс, пишет заявление на имя директора.

Повседневное

Осуществляется между родственниками, близкими людьми при решении семейных, бытовых проблем. Пример: общение между друзьями.

Убеждающее

Влияние друг на друга с целью изменения поведения людей. Пример: директор фирмы может убедить сотрудников в необходимости изменить режим труда и т.д.

Ритуальное

Представляет собой процесс соблюдения или выполнения предписанного поведения. Пример: мужчина при входе в дом пропускает даму вперед или при входе учителя в класс – школьники встают .

3.Культура общения.

Чтение фрагмента из книги Д.Карнеги « Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей».

« Если вы хотите знать, как заставить людей избегать вас, смеяться над вами за глаза или даже презирать вас, то вот вам на этот случай рецепт: никогда никого долго не слушайте. Например, говорите о себе самом. Если у вас появляется какая- то мысль в тот момент, когда говорит ваш собеседник, не ждите, пока он кончит. Он не так умен, как вы. Зачем тратить время, выслушивать его пустую болтовню. Сразу же вмешивайтесь и прервите его на середине фразы.

Человек, который говорит только о себе, - только о себе и думает.

А « человек, который думает только о себе, - говорит президент Колумбийского университета доктор Батлер,- безнадежно некультурен».

Если вы хотите понравиться людям, соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем. Поощряйте других людей говорить о себе»

Вопросы и задания:

1.Согласны ли вы с мнением Д.Карнеги? Почему ваше мнение таково?

2.Как, по вашему мнению, связаны между собой культура общения и общая культура?

3.Какими чертами должен обладать человек, стремящийся к полноценному общению?

    Что необходимо для того, чтобы оно было в радость?

Культура общения! Под этим понятием подразумевается целый комплекс умений уважительного, понимающего отношения к партнеру.

Древние заповеди общения гласят, что тому, кто хочет получать удовольствие от общения необходимо:

    Доверие к тому, с кем общаешься , вера в то, что человек с которым вы общаетесь, хороший, что он расположен к вам, готов с вами общаться;

    Уважение к тому, с кем общаешься , признание того, что человек высшая ценность, и общаться с ним надо бережно и вежливо;

    Уступчивость.

Иногда общение сравнивают с танцем. Для его успешного выполнения важно вовремя отступить, пропустить партнёра. Сделать это с желанием и тактом.

    В общение следует вступать без предвзятости , т.е. заранее принятого отрицательного отношения.

Как никто лучше о предвзятости сказал М. Горький.

«Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше плохого, чем хорошего»

Культура общения предполагает, что человек не навязывает своих вкусов, привычек, предпочтений другому.

    М.М. Рощин:

«Попробуйте не наступать, а уступать. Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не орать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.»

А теперь мы с вами проведём творческий конкурс

Составим 2 букета «Законов общения»,

1 букет «Сложности общения» т.е., что нам мешает в полноценном общении.

2 букет «Радости общения», какие качества человека делают наше общение полноценным.

(ребятам выдаются цветы темного цвета, на них ребята пишут те качества человека, которые мешают общению; а затем цветы красного или оранжевого цвета, на которых ученики пишут качества человека, которые помогают полноценному общению. К магнитной доске прикрепляются ответы учащихся. Если у учащихся возникли затруднения, они могут воспользоваться вариантами ответов, которые записаны на рабочем листе.

Что помогает общению:

    Выслушай мнение другого с пониманием.

    Не обвиняй людей, а попытайся их понять.

    Искренне цените и хвалите достоинства людей.

    Доброжелательность.

    Любовь к людям.

    Сопереживание – это очень важно.

    Творить добро.

    Честность

    Чувство юмора.

    Вежливость

    Терпимость толерантность. и др.

Что мешает общению:

    Зависть

    Недисциплинированность,

    Злобность.

    Жестокость.

    Неуважение собеседника

    Национализм.

    Хамство.

    Замкнутость.

    Эгоизм (себялюбие).

    конфликтность.

    Пессимизм. и др.)

Вывод: Да заповеди общения актуальны и сегодня

ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Цель: закрепление нового знания

Ожидаемый результат: умение преодолевать трудности, самостоятельно работать, применяя новые знания

Педагогические приемы: фронтальная беседа, составление синквейна (интерактивная форма обучения)

Итак, мы с вами в начале урока поставили цель выяснить, что такое общение и какова его роль в жизни людей?

Самая главная цель общения состоит в том, чтобы…..

В ходе общения происходит….. Результатом общения можно считать….

Р ассмотрим кейс-ситуацию и ответим на поставленные вопросы. Обсудим ответы в паре.

Кейс «Хочу быть старостой».

Лера всегда хотела быть старостой в классе, но классный руководитель, видя, что ребенок очень властный, не честный, проводила выборы в актив класса, так, что бы этой должности ей не предлагали. И старостой в классе выбиралась очень ответственная, добрая девочка Вика. В 9 классе, Лера решила взять эту ситуацию в свои руки, настраивает девочек класса против Вики. Приводит девчонкам вот такие примеры:

Так Кристина жирная, ей бы последить за своим весом, а она постоянно жуёт конфеты.

Лена, хоть и отличница, но по жизни глупа, так как выбрала в подруги Катю, которая с ней дружит только потому, что она даёт ей списать.

Что Наташа и Рита влюбились в Колю, строят ему глазки, одеваются вызывающе и вообще ведут себя как дурочки.- Эля одевается из «Сэконхэнда», так как ей родители не могут купить нормальные вещи.

Говоря всё это, добавляла, что Вика всегда говорит плохо о других, а при этом ещё староста, можно представить, о чём она говорит классному руководителю Любовь Петровне.

Услышав о себе такие вещи, девочки класса пошли на разборки к Вике. Вика была ошарашена такими обвинениями, попыталась доказать, что она об этом не говорила, но её никто не слушал. Расплакавшись, она пошла к Любови Петровне. Классный руководитель разобралась в ситуации. Вика осталась старостой, а Лера, окончив 9 класс, ушла из школы.

Алгоритм разбора ситуации.

    Назовите участников ситуации.

    Отнеситесь к этой ситуации.

    Какие формы общения здесь встречаются?

    Как бы вы поступили, услышав о себе не приятное?

    Как бы вы поступили на месте Вики?

    Как вы думаете, как удалось классному руководителю разобраться в ситуации?

    Как вы думаете, что чувствовала Вика во время обвинения в свой адрес со стороны девочек; когда классный руководитель выяснял ситуацию?

    Как вы думаете, как относились к Лере после выяснения ситуации?

    Какими вы видите в будущем Вику и Леру

6.ИТОГ УРОКА

Цель: подведение итогов урока

Ожидаемый результат: понятие учащимися важности общения

Педагогические приемы: составление синквейна

Составление синквейна на тему «Общение».

1строчка – одно существительное 2строчка-два прилагательных, раскрывающих тему синквейна 3строчка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна 4строчка - целая фраза, с помощью которой выражается отношение к теме 5 строчка- слово- резюме, которое дает новую интерпретацию темы. Позволяет выразить к ней личное отношение

Образец синквейна:

1. Общение. 2. Речевое, повседневное. 3. Передавать, обмениваться, убеждать. 4. Человек без общения, как без воздуха. 5. Самовыражение. Давай поболтаем! Давай поговорим!

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Цель: повторение пройденного материала, развитие у учащихся творческих способностей

Параграф 8. Индивидуальные задания

    Подготовить и разыграть в классе модели различных видов общения.

    В течение недели проанализировать свое общение с различными людьми по схеме:

А) в каких формах происходило общение

Б) были ли конфликтные ситуации в процессе общения и как их можно было предотвратить

В) какие элементы культуры общения проявляли люди в процессе конкретного социально-психологического взаимодействия

РЕФЛЕКСИЯ.

Цель: самоонализ успехов и неудач учащихся на уроке

Ожидаемый результат: Умение делать самооценку учебной деятельности, умение творчески выражаться.

Педагогические приемы: игровая форма, психологический тренинг

Психологический тренинг. Спасибо!

Описание упражнения

Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат - ДА! или СПАСИБО!

Психологический смысл упражнения.

Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

Отлично

Хорошо

плохо

В конце урока звучит песня Б.Окуджавы «Давайте восклицать»

РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА : В конце урока я предложила ученикам выполнить задание по составлению синквейна. Всем понравилось составлять синквейн (такую форму работы использую на уроках часто и это всегда проносит хорошие результаты).С трудностями на уроке учащиеся не встретились. Своим главным результатом учащиеся класса назвали то, что она усвоили, что такое общение и какие отношения должны быть между людьми в процессе общения. Дети сами наметили вопросы, над которыми необходимо работать. Я считаю, что урок достиг своих целей. Главное это было интересно всем: и детям и мне. Мы были единым целым и урок прошел на одном дыхании. Все были вовлечены в учебный процесс, старались помочь товарищу. В ходе проведения таких уроков с применением ИКТ и межпредметных связей возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся, меняется характер взаимоотношений не только между детьми, но и между учителем и классом.

ИСТОЧНИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ УЧИТЕЛЕМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ :

1. Даль В. Толковый словарь. – Москва: Мир книги, 2002. 2. Кравченко А.И. Обществознание.- Москва: Русское слово, 2013.

3. Кравченко А.И. Методическое пособие по обществознанию. – Москва: Русское слово, 2006.

Общение. Виды общения. Средства общения. Презентация учителя МОУ-СОШ №1 р.п. Степное Советского района Саратовской области Половниковой О.В.

Общение сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый социальными потребностями и включающий в себя обмен информацией, взаимопонимание и взаимопознание.

Функции общения Информационно-коммуникативная для передачи информации в процессе общения необходимо удачно выбрать форму сообщения информации, речевые средства и ситуацию информирования, предвидеть реакцию партнера, учесть его индивидуальные особенности, уметь конкретизировать информацию по ходу высказывания;

Познание людьми друг друга – осуществляется на основе умения анализировать внешнее поведение людей – позу, жесты, мимику, микромимику, изменять собственную стратегию общения, в зависимости от изменений эмоционального состояния, выразительного поведения партнера;

Организация межличностных взаимоотношений – предполагает проявление интереса к другому человеку, осознание себя активным равноправным участником взаимодействия, способным направленно формировать взаимоотношения;

Взаимовлияние людей друг на друга – проявляется в стремлении сделать так, чтобы собеседник увидел предмет, о котором идет речь нашими глазами, в поиске «слабых точек» в системе его аргументов и факторов, которые помогут управлять поведением партнера.

Средства общения Невербальные (внесловесные) Паралингви- стические (дикция, интонация, использование пауз, повышение-понижение тона, тембра) Экстралингвистические (мимика, жесты, акустика, цветозвуковые параметры помещения)

Вербальные средства общения Техника слушания Техника высказывания

Активное слушание – вид слушания, в котором проявляется отражение информации. Оно предполагает: Заинтересованное отношение к собеседнику, демонстрируемое при помощи невербальных средств общения (поза, доброжелательный взгляд, направленный на собеседника); Уточняющие вопросы; Вопросы построенный по типу: «Правильно ли я понял, что…?» Получение ответа на свой вопрос

Пассивное слушание применяется в ситуациях общения с человеком, находящимся в состоянии сильного эмоционального возбуждения. Оно предполагает: - демонстрацию заинтересованного отношения к собеседнику; поддерживающие реакции («да-да», «угу»); -уточняющие вопросы, помогающие «выговориться» собеседнику («И что она вам ответила?»)

Эмпатическое слушание – вид слушания, содержанием которого является точное отражение чувств собеседника. Оно предполагает: Избегание оценок и толкований, скрытых от собеседника мотивов его поведения (вместо привычного:»Ты сам виноват, что с тобой это случилось. У тебя трудный характер», спросим: «Ты расстроен? Тебя раздражает твоя вспыльчивость?...»); Точное отражение переживания, чувства, эмоции собеседника с демонстрацией их понимания и принятия.

Педагогическое общение Рефлексия – способность человека взглянуть на себя со стороны, способность к самоанализу собственных психических состояний, действий, поступков; Эмпатия – сопереживание, переживание тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек и сочувствия им; Идентификация – уподобление, отождествление себя с другим человеком, перенесение человеком себя на место, в ситуацию, обстоятельства другого человека.

Техника Я-высказывания Позволяет свободно выражать свои чувства, осознавая при этом собственную ответственность за то, что происходит; Строить общение, никого не обижая и не вызывая агрессию со стороны собеседника.

Стили поведения и руководства педагога Автократический стиль – автономная власть руководителя; руководитель принимает решение сам и сам его объявляет. Авторитарный (или директивный) стиль – доминирование позиции руководителя; единоличное принятие большинства решений, постоянный контроль за выполнением решений, с угрозой наказания; отсутствие интереса к партнеру по общению как личности.

Демократический стиль – уравнивание позиций партнеров по общению; решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений группы; выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими исполнителями; руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности партнеров, их интересам, потребностям, склонностям.

Либеральный (или попустительский, или нейтральный) стиль – передача группе полномочий руководителя; при принятии решения все могут высказывать свои позиции, но реального согласования мнений достичь не стремятся; принятые решения не выполняются; нет контроля их реализации.

Общение

Слайдов: 68 Слов: 2573 Звуков: 0 Эффектов: 31

Педагогика и психология службы общения. Коммуникативная компетентность. Деловое взаимодействие. Эффективное общение. Механизм общения. Четыре драмы общения. Четыре стадии делового общения. Проблемы при установлении контакта. Особенности восприятия. Барьеры коммуникаций. Модели эффективной коммуникации. Коммуникативные сигналы. Вербальные сигналы. Установление доверительного контакта. Сигналы доверительного контакта. Модальность. Невербальные сигналы. Паралингвистические сигналы. Первое впечатление. Факторы первого впечатления. Люди доверяют на 55% невербальным сигналам. Новый знакомый. Техники активного слушания. - Общение.ppt

Процесс общения

Слайдов: 28 Слов: 352 Звуков: 0 Эффектов: 154

Деятельность и общение. Подходы к изучению общения и деятельности. Люди общаются друг с другом. Деятельность. Общение и деятельность. Подумайте. Мир общения. Сущность общения. Общение и коммуникация. Коммуникация. Субъект. Общение. Субъекты процесса общения. Диалог. Диалог и монолог. Виды обмена мнениями. Виды общения. Общение реальных партнеров. Общение реального партнера с иллюзорным субъектом. Общение реального субъекта с воображаемым партнером. Общение воображаемых партнеров. Функции общения. Содействует достижению успешного результата. Информация. Соотношение деятельности и общения. - Процесс общения.ppt

Общение с людьми

Слайдов: 17 Слов: 309 Звуков: 0 Эффектов: 0

Общение. Коммуникативная (обмен информацией) Интерактивную (взаимодействие) Перцептивную (восприятие и понимание людьми друг друга). Первый этап - ориентировочный. Закономерность первого впечатления. Второй этап – обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Третий этап- вырабатываются совместные чувства, отношения, переживания. Посмеяться гораздо важнее, чем поплакать. Способы общения. Приемы эмпатического слушания. Не забудьте про доброжелательное выражение Вашего лица. Тренируйтесь перед зеркалом, репетируйте разные выражения лица. Факторы влияющее на восприятие. Виды общения. Деловое (касается только рабочих вопросов) Личное (дружеское общение, о переживаниях, жизни). - Общение с людьми.ppt

Психология общения

Слайдов: 61 Слов: 1006 Звуков: 3 Эффектов: 3

Игра. Социальная психология общения. Хочу все знать. Внимание на экран. Микросреда. Попытайтесь объяснить чем и какими факторами они взаимосвязаны. Объясните что такое человеческое общение. Формы общения. Виды общения. Общение. Определите функцию общения. Общение противостоит авторитарному и манипулятивному типам. Правила взаимоотношений. Психологический настрой. Черный ящик. Обмен различными знаниями. Информированность. Блиц – вопрос. Основные правила и механизмы аттракции. Основной закон аттракции. Правило 15 секунд. Правило трех плюсов. Улыбка. Имя собеседника. Быть хорошим слушателем. - Психология общения.ppt

Зачем люди общаются

Слайдов: 8 Слов: 145 Звуков: 0 Эффектов: 38

Зачем люди общаются? Каковы цели общения и зачем людям общение. Что происходит с людьми в ходе общения? Что можно назвать средствами общения и что важно в общении? Особенности общения и отношения к людям. Что такое общение? С чего начинается общение? Взаимные,деловые и дружеские отношения людей. С первого взгляда, с первого чувства. Зачем людям общение? Отношения к людям. Уметь понимать человека. Ставить себя на место товарища. - Зачем люди общаются.ppt

Мир общения человека

Слайдов: 14 Слов: 895 Звуков: 0 Эффектов: 0

Богатство мира общения. Особый мир. Термины и понятия. Мир общения. Человеческая сущность. Будьте хорошим слушателем. Человек нуждается в общении. Сложное искусство. Участники общения. Древние заповеди. Полноценное настоящее общение. Общение. Полюса планеты. - Мир общения человека.ppt

Манипуляции в общении

Слайдов: 28 Слов: 1168 Звуков: 0 Эффектов: 11

Приёмы и техники управления партнёром в процессе общения. Общение. Деловое общение. Приёмы общения. Классификация механизмов. Манипуляции в общении. Раздражение собеседника. Ошарашивание темпом. Отсылка к «высшим интересам». Карфаген. Ложный стыд. Мнимое непонимание. Принуждение к однозначному ответу. Приемы влияния на деловых партнеров. Имя собственное. Прием «зеркало отношения». Психологические приемы формирования аттракции. Прием «терпеливый слушатель». Проблемы адекватного приема. Техники активного слушания. Распространенные техники вербального общения. Техники комплиментов. - Манипуляции в общении.pptx

Общение между людьми

Слайдов: 75 Слов: 4193 Звуков: 0 Эффектов: 0

Управленческая компетентность – основа развития потенциала образовательного учреждения. Поддерживающая коммуникация. Общение – намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, установки партнера. Общение. Формальное. Неформальное. Контактоное. Опосредованное. Доверительное общение. Доверительное отношение к значимой информации. Отношение доверия к партнёру как источнику информации. Доверие к человеку как исполнителю. Стиль общения – использование различных приемов психического воздействия на партнера по общению. Стили общения. «Менторский». «Одухотворяющий». «Конфронтационный». - Общение между людьми.ppt

Общение как понимание

Слайдов: 24 Слов: 1361 Звуков: 0 Эффектов: 0

Общение как феномен психологии. Понятие общения. Уровни общения. Стороны общения. Невербальное общение. Общение как межличностное взаимодействие. Общение как понимание людьми друг друга. Причинное объяснение поступков. Элементы общения. Каналы общения. Этапы процесса общения. Искренний интерес к другим людям. Вопросы. Цель контактов между медицинским работником и пациентом. Умение медработника понять больного человека. Соматогении и психогении. Различия точек зрения медработника и пациента. Виды общения. Пространственные условия общения. Интимная дистанция. Личная дистанция. - Общение как понимание.ppt

Деятельность и общение

Слайдов: 12 Слов: 759 Звуков: 0 Эффектов: 19

Деятельность и общение. Вопросы для исследования: Где использовались диалоги с давних времен? Что такое деятельность? Что сближает и что отличает общение и коммуникацию? Общение и деятельность или общение как деятельность. Диалог. Функции общения. В процессе деятельность происходит развитие общества и самого человека. Где использовались диалоги? Диалоги использовались с давних времён в философской литературе. Общение предполагает обмен информацией, что составляет суть коммуникации. В ряде обществоведческих теорий существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. - Деятельность и общение.ppt

Общение как взаимодействие

Слайдов: 13 Слов: 559 Звуков: 0 Эффектов: 14

Общение как взаимодействие. Познакомиться с особенностями общения как межличностного взаимодействия. Схема процесса ИНТЕРАКЦИИ. Две стороны взаимодействия. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ во время общения. Действия. Устойчивые действия. Систематические действия. Реакция партнера. Реакция воздействующего. Взаимодействие как процесс. Физический контакт. Духовный контакт. Вербальный контакт. Невербальный контакт. Варианты взаимодействия. Стратегия взаимодействия в процессе общения. Задание: Вам предстоит познакомиться с определенным типом собеседников: Доминантный собеседник. Недоминантный собеседник. - Общение как взаимодействие.ppt

Общение в реальном времени

Слайдов: 24 Слов: 477 Звуков: 0 Эффектов: 0

Общение в реальном времени. Актуализация. Проблема. Цель: Гипотеза. Общение. Аспекты общения. Модель коммуникативного общения: Необходимое оборудование. Интернет-телефония. Используется для передачи голосовых данных через компьютерную сеть Интернет. Интерактивное общение с помощью систем. ICQ. Возможности программы: Меньшая требовательность к аппаратным ресурсам компьютера. Возможность совместить в одной программе общение сразу по нескольким различным протоколам. Skype. Основатели. Возможности. Агент. Функции программы. Результаты анкетирования. «Какую программу вы предпочитаете?». - Общение в реальном времени.ppt

Общение как обмен информацией

Слайдов: 10 Слов: 383 Звуков: 0 Эффектов: 34

Что такое общение? (определение). Почему мы общаемся? (Функции общения). Информационной-коммуникативная (Л.Ф.Ломов) / коммуникативная (Г.М.Андреева) – обмен информацией. Регуляторно-коммуникативная (Л.Ф. Ломов) / интерактивная (Г.М. Андреева) – регуляция взаимодействия. Аффективно-коммуникативная (Л.Ф. Ломов) / перцептивная (Г.М. Андреева) – регуляция эмоциональной сферы человека. Специфика обмена информацией между людьми. Вербальный канал коммуникации: передача и восприятие сообщения. Коммуникатор. Реципиент. Сообщение канал. Раскрытие смысла. Смысл. Кодирование. Обратная связь. - Общение как обмен информацией.ppt

Перцептивная сторона общения

Слайдов: 67 Слов: 1990 Звуков: 0 Эффектов: 0

Перцептивная функция общения. Общение. Успешное ведение делового общения. Три составляющие общения. Структура общения. Коммуникативная сторона. Перцептивная сторона. Понятие «перцептивная функция общения». Человек. Механизмы межличностной перцепции. Механизм самопознания в процессе общения. Оценка самого себя. Восприятие. Специфика восприятия социальных объектов. Межличностная перцепция. Виды восприятия другого человека. Типы информации. Психологические механизмы восприятия других людей. Факторы, влияющие на первое впечатление о человеке. Социальный стереотип. Виды стереотипов. - Перцептивная сторона общения.ppsx

Социально-перцептивная сторона общения

Слайдов: 17 Слов: 895 Звуков: 0 Эффектов: 0

Перцептивная сторона общения. Понятие социальной перцепции. Общая психология. Социальное восприятие и социальное познание. Варианты социально-перцептивных процессов. Субъект восприятия. Механизмы взаимопонимания. Идентификация и эмпатия. Осознание. Успех общения. Атрибутивные процессы. Фундаментальная ошибка атрибуции. Проявления фундаментальной ошибки атрибуции. Эффекты восприятия людьми друг друга. Стереотипизация в межличностном познании. Межличностная аттракция. Точность межличностного восприятия. - Социально-перцептивная сторона общения.ppt

Барьеры общения

Слайдов: 30 Слов: 870 Звуков: 0 Эффектов: 1

Барьеры общения. Заберите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел. Даниэл Уэбстер. "Барьер" общения – это… … Психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Барьеры взаимодействия: Мотивационный барьер, этический барьер, барьер стилей общения, барьер некомпетентности. Мотивационный барьер … …возникает, если у партнеров разные мотивы вступления в контакт. Этический барьер … Барьер стилей общения … Барьер некомпетентности … Барьеры восприятия и понимания: Эстетический барьер … Разное социальное положение партнеров … - Барьеры общения.ppt

Радости и сложности общения

Слайдов: 11 Слов: 169 Звуков: 0 Эффектов: 0

Радости и сложности общения. Ответы на задания карточки № 2. Обыграйте ситуации в парах и группах. 1-я группа – общение друзей. 2-я группа - общение ученика и учителя. 3-я группа - общение родителей и ребенка. 4-я группа – общение работника и работодателя. 5-я группа – общение незнакомых людей. Культура общения – необходимость иметь не только знания, обладать культурой речью, но уметь сообщать информацию людям, уметь прививать интерес к вашим сообщениям. Приведите примеры: Аукцион ценностных качеств личности. - Аккуратность; - сдержанность; - бдительность; -справедливость; - безволие; - предприимчивость; - жадность; - интеллигентность; - дальновидность; - добродушие; - высокомерие; - доброта; - медлительность; - исполнительность; - эгоизм; - упрямство; - честность; - находчивость; - целеустремленность; - старательность; - халатность; - общительность. - Радости и сложности общения.ppt

Общение и межличностные отношения

Слайдов: 11 Слов: 348 Звуков: 0 Эффектов: 22

Тема урока «Радости и сложности общения». Основные понятия: общение межличностные отношения конфликтная ситуация стратегия поведения. Подбери слова антонимы. Друг - … Симпатия - … Законность - … Любовь - … Добро - … Определите форму межличностных отношений. Какие чувства возникли у героев? Вдруг Том перестал свистеть. Мальчик был хорошо одет, в будний день. Оба мальчика молчали. Наконец Том сказал: - Хочешь, поколочу? - А ну, попробуй. Марк Твен «Том Сойер». Необходимость общения для человека. Какую роль играет общение в межличностных отношениях? Культура общения. - Общение и межличностные отношения.ppt

Общение в школе

Слайдов: 31 Слов: 2496 Звуков: 0 Эффектов: 0

Физическое и психическое здоровье учащихся. Результаты проведения диагностики. Несуществующее животное. Низкий уровень агрессивности. Причина возникновения высокого уровня агрессивности. Психогеометрическая типология. Проведение тренинга. Оценка жизненных целей. Проведение родительского собрания. Особенности характера. Что беспокоит больше всего в жизни. Проведение беседы. Рекомендации. Психотерапевтическая функция. Формы обращения учителя к ученикам. Эмоционально-личностное обращение. Деловая форма обращения. Позиция «сотрудничества». Замечания. Описание фактов. Я вижу бумажки. - Общение в школе.ppt

Общение подростков

Слайдов: 14 Слов: 742 Звуков: 0 Эффектов: 0

Лидерство среди младших подростков. Лидер- (англ. Leader – ведущий) – глава, лицо. Каналы лидерства. Авторитет Положение Опыт Профессионализм образование. Харизма Доброта Эмпатийность Нравственность. Психологические характеристики лидера. Черты характера лидера- подростка. Условия зарождения лидерства. Становление личности. Гендерный фактор общения подростков. Особенности общения и лидерства младших подростков. Потребность в приобретении и поддержке статуса - одна из важных социальных потребностей. Типы лидера. Тогда и приходит успех. Социометрия лидерства (март 2008). Социометрия (март2009). - Общение подростков.ppt

Общение и мода

Слайдов: 16 Слов: 938 Звуков: 0 Эффектов: 0

Общение подростков и мода. Исследования. Проблемы общения подростков. Взаимодействие среди подростков. Количество. Потребность в общении. Глубинные мотивы. Неформальные группы. Причина стремления подростков к неформальным группам. Мода. Массовое психическое явление. Социальный опрос. Данные опроса. Увлечения. Ведущая деятельность юношеского возраста. - Общение и мода.pptx

Общение в организации

Слайдов: 27 Слов: 1143 Звуков: 0 Эффектов: 0

Общение и коммуникации в организации. Обоснование. Заполнение смысловых блоков. Система организационного общения. Общение. Основные цели и функции общения. Уровни коммуникативной функции общения. Воздействие на психическое состояние. Типы информации. Констатирующая информация. Взаимодействие в процессе общения. Формы организации совместной деятельности. Категории взаимодействий. Перцептивная функция общения. Этапы установления контакта. Особенности межличностного восприятия. Эффекты, возникающие при восприятии. Сущность эффекта «ореола». Эффект «первичности» и «новизны». Эффект «проекции». - Общение в организации.ppt

Коммуникация

Слайдов: 29 Слов: 860 Звуков: 0 Эффектов: 0

Основы теории и практики коммуникации. Теория коммуникации в системе наук. Источники информации. Коммуникация как объект исследования. Предмет теории коммуникации. Законы и категории теории коммуникации. Соотношение понятий коммуникация и общение. Методы теории коммуникации. Ключевые термины. Коммуникация как объект научного изучения. Технические дисциплины: возможности и способы передачи, обработки и хранения информации. Общая теория коммуникации. Основной объект - коммуникация и коммуникативные процессы. Предмет - всеобщее в природных, социальных и технических системах обмена информацией. - Коммуникация.pptx

Виды коммуникации

Слайдов: 25 Слов: 1264 Звуков: 0 Эффектов: 0

Виды коммуникации. Термины. Общение и коммуникация. Процессы обмена и передачи информации. Вербальная коммуникация. Низкоконтекстуальные культуры. Высоконтекстуальные культуры. Стиль общения. Стили коммуникации. Искусный стиль. Личностный стиль. Инструментальный стиль. Невербальная коммуникация. Невербальные сообщения. Невербальное общение. Невербальные формы общения. Элементы невербальной коммуникации. Сенсорика. Хронемика. Зоны коммуникации. Социальная зона коммуникации. Паравербальная коммуникация. Назначение паравербальной коммуникации. Культуры. - Виды коммуникации.ppt

Процесс коммуникации

Слайдов: 33 Слов: 2607 Звуков: 0 Эффектов: 0

Коммуникации. Основные понятия и принципы коммуникации. Этапы коммуникативного процесса. Цель коммуникативного процесса – обеспечение понимания информации, являющееся предметом анализа. Средства коммуникации. Типы коммуникаций. Функции коммуникации. Принципы эффективной коммуникации. Коммуникативная компетентность организации. Поддерживающая и инновационная коммуникация. Внутренняя поддерживающая коммуникация является источником создания значимых конкурентных преимуществ. Внешняя поддерживающая коммуникация. Внутренняя инновационная коммуникация. Внешняя инновационная коммуникация. - Процесс коммуникации.ppt

Коммуникативные навыки

Слайдов: 18 Слов: 1382 Звуков: 0 Эффектов: 0

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г.п.п. Чистые Боры. Педагогическое исследование «Способы развития коммуникативных навыков учащихся во внеурочной деятельности». Актуальность исследования. Каков сегодня социальный заказ? Теоретическая основа исследования. Цель ОС «Школа 2100» - формирование функционально грамотной личности. Проблема: недостаточно сформированы коммуникативные навыки. Объект исследования: область формирования коммуникативных навыков учащихся. Программа исследования. Анкетирование учащихся. 5 класс Что такое общение? - Коммуникативные навыки.ppt

Массовая коммуникация

Слайдов: 20 Слов: 881 Звуков: 0 Эффектов: 0

Специфика массовой коммуникации. Определение МК. Особенности массовой коммуникации. Отличия между МК и межличностным общением. Нормативность. Три стороны общения в МК. Формирование аттитюда. Социально-психологические механизмы воздействия. Убеждение. Суггестивные психотехнологии. Приемы наведения транса. Манипуляция. Признаки манипуляции. Манипулятивные технологии в МК. Эффекты воздействия СМИ. Убеждение в СМИ. Факторы эффективности убеждения. Модель вероятности сознательной обработки информации. Переменные, повышающие вероятность обдумывания. Периферические переменные. - Массовая коммуникация.ppt

Внушение народу средствами искусства

Слайдов: 7 Слов: 550 Звуков: 0 Эффектов: 0

Внушение народу определённых чувств и мыслей средствами искусства. В.М. Бехтерев. «Внушение как фактор заслуживает самого внимательного изучения для историка и социолога, иначе целый ряд исторических и социальных явлений получает неполное, недостаточное и, быть может, даже несоответствующее объяснение». Одним из примеров таких исторических подвигов народных масс, воодушевленных одной общей идеей, может служить взятие Бастилии и отпор на границах Франции европейских войск, окруживших последнюю в период Великой революции. Известно далее, что даже одного ободряющего слова любимого полководца достаточно, чтобы люди пошли на верную смерть, нередко не отдавая, в том даже ясного отчета. - Внушение народу средствами искусства.pptx

Группа

Слайдов: 17 Слов: 662 Звуков: 0 Эффектов: 144

От группы к коллективу (психологический практикум). Содержание. Группы. Виды групп Представления о «примитивной» группе Представления о коллективе. Цель: Профилактика делинквентного поведения Воспитание личности, устойчивой к социальному давлению. Г р у п п а. Г р у п п ы: Малые Неофициальные (неформальные) Устойчивые Стихийные Контактные. Большие Официальные (формальные) Ситуативные Организованные Неконтактные. Малыми и большим Условными и реальными. Формальные. Неформальные. К какому разряду Вы отнесли бы следующие группы: «Устройство» примитивной группы. Иерархия сходная с иерархией сообщества животных. - Группа.pps

Психология групп

Слайдов: 9 Слов: 316 Звуков: 0 Эффектов: 52

Группа «Тезис». Развитие предмета исследования в социальной психологии и в культурно-исторической психологии. Метод: исследование (эксперимент) в когнитивной среде. Тезис №1 (гештальт-психология). Тезис №2 (гештальт-психология). Группа как целое; Законы жизни в группе. Тезис №3 (гештальт-психология). Целесообразнее исследовать не конкретных людей, а отслеживать групповую динамику. Тезис №4 (социальная психология). Социальная психология. Большое количество направлений. Общий предмет: Влияние группы на индивидуальное поведение; Законы жизни самой группы. Тезис №5 (социальная психология). - Психология групп.ppt

Слухи и сплетни

Слайдов: 29 Слов: 2211 Звуков: 0 Эффектов: 0

Гармония и беспорядок. Родовое понятие для молвы. Cтруктурные и функциональные свойства слуха. Отношение к истинности. Слухи и их свойства. Принадлежность к чужой речи. Непринужденность. Привязанность слухов к актуальным событиям. Слухи. Внутреннее строение. Частичное упорядочивание людей. Вербальное коммуникативное поведение человека. Слух. Этапы жизни слуха. Речевые события. Смысловой инвариант ряда слов. Различительные признаки слов-синонимов. Наличие и тип адресата. Характеристика речевых актов. Соотношение. Содержание передаваемой информации. Сочетаемость. Субъективная оценка. -

ПОНЯТИЕ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ – ЕСТЬ СИСТЕМА С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ И ШУМОМ ОБЩЕНИЕ - это форма деятельности, осуществляемая между людьми, порождаемая различными потребностями и приводящая к возникновению психологического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании 2






УРОВНИ ОБЩЕНИЯ МАКРОУРОВЕНЬ МЕЗОУРОВЕНЬ МИКРОУРОВЕНЬ «ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК РЯД ЕГО ПОСТУПКОВ» (Г.Гегель) Субъект постоянно в течение жизни вступает в общение в соответствии со сложившимися обычаями и традициями Субъект вступает в общение в пределах содержания конкретной темы – однократно или многократно Серия контактов субъектов общения - вопрос - ответ 5


ПОТРЕБНОСТИОБЩЕНИЯ Потребность в безопасности, снятии напряжения, тревоги проявляется в том, что человек начинает общаться ради снижения страха, тревоги или внутреннего конфликта Аффилиация (собственно сама потребность в общении) проявляется в стремлении быть в контакте с себе подобными ради самого процесса общения, устранения дискомфорта одиночества Потребность в познании проявляется в том, что человек желает расширить свои представления, знания, увеличить возможности своего мышления Потребность быть индивидуальностью проявляется в стремлении к такому общению, при котором человек бы выглядел неповторимым, уникальным, необычным Потребность в престиже проявляется в необходимости получить удовлетворение от признания другими ваших личностных качеств, восхищения вами Потребность в доминировании проявляется в стремлении оказывать активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека Потребность в покровительстве проявляется в стремлении кому-то в чем-то помочь и испытать при этом удовлетворение Потребность в помощи предполагает готовность партнера принять помощь 6


СТРУКТУРАПРОЦЕССАОБЩЕНИЯ Средства общения это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому Содержание это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому Цель общения это то, ради чего у человека возникает данный вид активности Стороны общения - коммуникативная; - интерактивная; - перцептивная Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения и придают процессу общения конкретную специфику Стили (типы) общения - манипулятивное; - императивное; - диалогическое и др. Формы (виды) общения - прямое и косвенное; - непосредственное и опосредованное; - массовое и межличностное; - вербальное и невербальное Коммуникативный барьер общения это психологический феномен, возникающий в процессе общения и влияющий на адекватность восприятия информации 7


СТОРОНЫОБЩЕНИЯ Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией между людьми (побудительная и констатирующая) Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями Перцептивная сторона означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания Язык это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности Знак это любой материальный объект (предмет, явление, событие), который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации «МАЛО ИМЕТЬ ХОРОШИЙ УМ, ГЛАВНОЕ – ХОРОШО ЕГО ПРИМЕНИТЬ» (Декарт) 8






ИСКАЖЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ ИНФОРМАЦИЯ Информационно- дефицитный барьер Замещающе- искажающий барьер Эмоциональный барьер Фонетический барьер Семантический барьер Стилистический барьер Логический барьер ПОНЯТИЕ КОММУНИКАТИВНОГО БАРЬЕРА ИНФОРМАЦИЯ ИСКАЖЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ 11 Коммуникативный барьер – это совокупность внешних и внутренних причин и явлений, мешающих эффективной коммуникации или полностью блокирующих её
















ФОРМАЛЬНОЕ(ДЕЛОВОЕ)НЕФОРМАЛЬНОЕ (СВЕТСКОЕ, БЫТОВОЕ) Деловое общение Деловое общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели ВИДЫ ПРЯМОЕ ПРЯМОЕ (непосредственный контакт) КОСВЕННОЕ КОСВЕННОЕ (между партнерами существует пространственно-временная дистанция) ФОРМЫ Деловые беседы Деловые переговоры Деловые совещания Публичные выступления «НЕ ДОСТАТОЧНО, ЧТОБЫ ТВОИ СЛОВА БЫЛИ СКАЗАНЫ К МЕСТУ, НАДО, ЧТОБЫ ОНИ БЫЛИ ОБРАЩЕНЫ К ЛЮДЯМ» (С.Лец) 18


ВЕРБАЛЬНОЕ(СЛОВЕСНОЕ)НЕВЕРБАЛЬНОЕ(НЕСЛОВЕСНОЕ) ВИДЫ 1. Позы, жесты, мимика 1. Позы, жесты, мимика общая моторика различных частей тела (рук - жестикуляция, лица - мимика, позы - пантомима); отображают эмоциональные реакции человека Пара и экстралингвистика (просодика) 2. Пара и экстралингвистика (просодика) особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость, темп речи, паузы между словами, фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, особенности организации контакта (паралингвистика - это качество голоса, его диапазон, тональность; экстралингвистика - это включение в речь пауз, покашливания, смеха, а также темп речи) 3. Проксемика (близость) 3. Проксемика (близость) особенности пространственной психологии 4. Визуальное общение 4. Визуальное общение контакт глаз Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20-40% информации передается с помощью вербальных средств общения 19


ПОСТИГАЮЩЕЕ ОБЩЕНИЕ Постигающее общение Постигающее общение – целенаправленное взаимодействие, ориентированное на понимание собеседника и проявление уважения к его личности Смысл фраз, составленных более чем из 13 слов сознание не воспринимает Речь понимается при ее скорости не более 2,5 слова в секунду Фраза, произносимая дольше 5-6 секунд перестает осознаваться Человек высказывает 80% из того, что хочет сообщить, а слушатели воспринимают лишь 70% из этого, понимают же – 60%, а в памяти остается – 10-15% Лучше всего память работает между 8-12 часами утра и после 21 часа, хуже всего – сразу после обеда Мужчина в среднем слушает других внимательно секунд, а после начинает думать, что ему добавить к предмету разговора Лучше всего запоминается последняя часть информации, хуже первая Память человека способна сохранить до 90% из того, что он делает, 50% из того, что он видит, 10% из того, что слышит Прерванные по тем или иным причинам действия запоминаются в два раза лучше, чем законченные ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ Стоящий человек имеет некое психологическое преимущество перед сидящим Общение без психологического контакта – не общение 20


25








Приём «имя собственное» основан на произнесении вслух имени-отчества партнера, с которым общаетесь. Это показывает внимание к данной личности, способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями, тем самым формируется аттракция, Ваше расположение к партнеру. Приём «зеркало отношений» состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующих, что «я - Ваш друг». А друг - это сторонник, защитник. Возникает чувство защищенности у партнера, что образует положительные эмоции и вольно или невольно формирует аттракцию. Приём «золотые слова» заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, способствующих эффекту внушения. Тем самым, происходит как бы «заочное» удовлетворение его потребности в совершенствовании, что ведёт также к образованию положительных эмоций и обусловливает взаиморасположенность. Приём «терпеливый слушатель» вытекает из терпеливого и внимательного выслушивания проблем партнера. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека - потребности в самоутверждении. Её удовлетворение, естественно, ведёт к образованию положительных эмоций и создаёт доверительное расположение. ПРИЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ Приём «личная жизнь» выражается в привлечении внимания к «хобби», увлечениям партнера, что также повышает его вербальную активность и сопровождается положительными эмоциями. 26







Тема: «Общение в жизни человека»


Эпиграф:

«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения»

А. Сент-Экзюпери.

  • «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут без него обойтись, ошибается еще больше» Ф. Ларошфуко.
  • «Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сообществе с другими он может сделать многое» А. Шопенгауэр
  • «Мудрый ищет погрешности в себе, немудрый – в других». Китайская пословица.

Блиц - опрос

1. Где человек общается?

2) С кем человек общается? Приведите примеры.

3) А можно ли общаться с животными?

4) Как вы думаете, для чего человек общается?

5) Происходит ли общение, когда человек читает книгу, выступает с лекцией, смотрит телевизор?

6) Кто может объяснить, что же такое «общение»? Какие слова могут охарактеризовать общение?


Собери определение

«Это», «друг с другом», «с целью», «опыта». «обмена мнениями». «взаимодействие», «передачи знаний», «людей», ОБЩЕНИЕ -


Общение - это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями


Общение

человеческая жизнь…

потребность в …

опыт…ценности…

богатый мир…

социализация…

… эмоциональные переживания…

стать человеком…


Френк Денс

« Общение – это один из видов деятельности, так как в процессе общения взаимодействуют именно люди»




А. Общение - это сторона любой совместной деятельности (поскольку сама деятельность есть не только труд, но и взаимодействие в процессе труда).

Б. Общение - особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями и действиями.


НЕВЕРБАЛЬНОЕ

(МИМИКА, ЖЕСТЫ)

ВЕРБАЛЬНОЕ

(СЛОВЕСНОЕ)


« Слово – это самое эффективное средство воздействия». Слово – это мощное орудие, которым можно убить и воскресить человека.

И.П.Павлов



Роль общения

1. Через общение человек получает знания об окружающем мире.

2. Происходит передача опыта.

3. Благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения.

4. Происходит усвоение правил поведения.

5. Нравственные качества человека формируются в общении.

6. Характер формируется в общении.

7. Общение способствует развитию интересов человека или, наоборот, может тормозить его.

8. Любой человек может оценивать себя как бы глазами других людей.


Качества:

Хвастливость, сочувствие, умение слушать, злоба, тактичность, взаимопонимание, зависть, жадность, себялюбие, спокойствие, недоверие, доброта.

Заполните таблицу:

Что помогает общению? Что мешает общению?


Причины конфликтов

1. Люди не понимают друг друга.

2. Не владеют своими эмоциями.

3. Не принимают чужого мнения.

4. Не считаются с правами других.

5. Пытаются во всем доминировать.

6. Не умеют слушать других.

7.Хотят умышленно обидеть друг друга.


  • Надо понять, что хочется другому. Мы становимся нужными людям, разделяя их увлечения. Необходимо узнавать мир других людей, учиться понимать их, видеть жизнь под их углом зрения.
  • Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни, решительно обрывайте разговор с посмевшим за глаза осуждать других. Не позволяйте говорить о своих знакомых, которых вы хорошо знаете.
  • Умейте выслушать людей, не перебивая. Все, что они говорят, для них очень важно, если даже вам и кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника.
  • Чаще улыбайтесь людям, особенно если искренне цените их. Улыбка – сигнал доброго отношения между людьми, это – визитная карточка друга, средство успокоения встревоженного, обезоруживание рассерженного, побуждение к размышлению.
  • Шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определенную дозу насмешек.
  • Извлекайте уроки из допущенных в общении ошибок.

Карточка.

«Если вы хотите знать, как заставить людей избегать вас, смеяться над вами за глаза или даже презирать вас, то вот вам совет: никогда никого долго не слушайте. Например, говорите о себе самом. Если у вас появляется какая – то мысль в тот момент, когда говорит ваш собеседник, не ждите, когда он закончит. Он не так умен, как вы. Зачем тратить время, выслушивать его пустую болтовню. Сразу же вмешайтесь и прервите его на середине фразы».

Д. Карнеги.


«Человек, который говорит только о себе, - только о себе и думает, - говорит президент Колумбийского университета доктор Батлер, - безнадежно некультурен».

Плутарх писал: «Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать».

Д. Карнеги говорил: «Если вы хотите понравиться людям, соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем. Поощряйте других людей говорить о себе»


Тест «Умеем ли мы правильно слушать?»

1 – никогда так не поступаю;

2 – редко поступаю;

3 – почти всегда;

4 – всегда.


Не зли других и сам не злись.

Мы в этом тленном мире гости,

И если что не так, смирись,

Будь в отношениях попроще.

Холодной думой головой,

Ведь в мире все закономерно,

Зло, принесенное тобой,

К тебе вернется непременно!


  • Домашнее задание. Параграф 8, эссе на тему «Общение для меня – это…»