Презентация по химии растворы. Растворы в природе
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/01/27/s_5c4d617781dc9/img1.jpg)
Что же тогда такое раствор?
Раствор (истинный раствор) – гомогенная система, в которой размер частиц вещества меньше 1нм, между частицами и средой нет поверхности раздела.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/01/27/s_5c4d617781dc9/img2.jpg)
Любой раствор состоит из:
- Растворенное вещество
- Растворитель
Из двух или нескольких компонентов раствора растворителем является тот, который взят в большем количестве и имеет то же агрегатное состояние, что и раствор в целом.
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/01/27/s_5c4d617781dc9/img3.jpg)
Виды водных растворов
Вода + Твердое вещество
(CaCl 2 в H 2 O)
Вода + Жидкое вещество
(H 2 SO 4 в H 2 O)
Вода + Твердое вещество
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/01/27/s_5c4d617781dc9/img4.jpg)
Как происходит растворение?
Диффузия
Процесс проникновения одних молекул вещества, сквозь другие.
молекулы сахара (белые кружочки)
молекулами воды (темные кружочки)
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/01/27/s_5c4d617781dc9/img5.jpg)
Тепловые явления при растворении веществ
Разрушение химических и межмолекулярных связей между ионами, атомами или молекулами растворяющегося вещества и равномерное распределение (диффузия) образовавшихся частиц между молекулами воды.
затрата энергии
Эндотермический процесс
Взаимодействие частиц растворяемого вещества с растворителем.
выделение энергии
Экзотермический процесс
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/01/27/s_5c4d617781dc9/img6.jpg)
Растворение – это физико-химический процесс, в котором наряду с образованием обычной механической смеси веществ идет процесс взаимодействия частиц растворенного вещества с растворителем.
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/01/27/s_5c4d617781dc9/img7.jpg)
Растворимость
Растворимость – это способность веществ растворяться в воде или другом растворителе.
Вещества
Хорошо растворимые
Мало растворимые
Нерастворимые
Коэффициент растворимости (S) – максимальное число г вещества, которое может раствориться в 100 г растворителя при данной температуре.
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/01/27/s_5c4d617781dc9/img8.jpg)
Насыщенный раствор – это раствор, который находиться в динамическом равновесии с растворяющимся веществом.
- раствор, в котором данное вещество при данной температуре уже больше не растворяется
Факторы влияющие на растворимость
- Природа растворителя
- Природа растворяемого вещества
- Давление
- Температура
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/01/27/s_5c4d617781dc9/img9.jpg)
Концентрация раствора
Концентрация раствора – это содержание вещества в определенной массе или объеме раствора.
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/01/27/s_5c4d617781dc9/img10.jpg)
Массовая доля растворенного вещества в растворе – это отношение массы растворенного вещества к массе раствора.
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/01/27/s_5c4d617781dc9/img11.jpg)
Выражение концентрации раствора
Молярность – число молей растворенного вещества в 1 л раствора
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2019/01/27/s_5c4d617781dc9/img12.jpg)
Click to add Title
Click to add Title
Click to add Title
Click to add Title
В презентации «Вода. Растворы» представлен в полном объеме весь программный и дополнительный материал по теме «Вода. Растворы» в виде текстов, химических уравнений, схем, таблиц, рисунков, фото.
Наглядность, научность, системность, доступность в изложении материала в презентации дает возможность быстро и легко понять и усвоить содержание темы, систематизировать знания.
Презентация «Вода. Растворы» может быть использована на уроках химии при объяснении нового и повторении пройденного материала; при проверке знаний, умений и навыков у учащихся по теме «Вода. Растворы».
Презентация может быть использована учителем так же, как учебное электронное тематическое пособие, и во внеурочной работе - на занятиях дополнительного образования, спецкурсах и кружках, индивидуальных занятиях с учащимися; учащимися – при дистанционном обучении химии, при выполнении домашних заданий, самопроверке своих знаний по теме «Вода. Растворы», при подготовке к контрольным и практическим работам, а также - к ОГЭ и ЕГЭ.
Презентация «Вода. Растворы» предоставляет учителю возможность активизировать процесс обучения учащихся; дает большую возможность самостоятельного получения учащимися как программного, так и дополнительного объема знаний по теме, способствуя тем самым развитию их познавательных и аналитических способностей.
Тему «Вода. Растворы» учитель с учащимися может изучить на 4-5 уроках-семинарах с проведением лабораторных опытов, практической работы, показом видеофрагментов и (или) демонстрационных опытов, эффективно используя при этом материалы презентации.
С этой целью учитель предлагает учащимся самостоятельно, используя материалы презентации и других информационных источников, изучить дома конкретный материал по выбранному вопросу (вопросам), и обсудить его (их) совместно с классом и учителем на семинаре.
Вопросы к урокам-семинарам:
- Качественный и количественный состав воды (Слайды 15, 16)
- Решение расчетных задач по теме «Вода» (17, 18)
- Особенности строения воды (19, 24)
- Вода в природе. Физические ее свойства. Разновидности воды и льда (9-14, 28, 44, 45, 30)
- Уникальные свойства воды. Причины особых свойств воды (46-57)
- Химические свойства воды (57- 67)
- Экология воды. Возможные пути решения экологических проблем (93-109)
- Проблемы пресной воды. Перспективы их разрешения (110 -114)
- Роль воды в возникновении жизни на Земле. Биологическое значение воды для всего живого на Земле (83-92; 71-73)
- Планетарное значение Мирового океана (69)
- Использование воды в практической деятельности человека (78-80)
- Понятие о растворах. Классификация растворов по растворимости веществ в воде, степени их насыщенности и концентрации веществ в растворах (115)
- Растворимость веществ. Кривые растворимости. Способы выражения концентрации веществ (массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация) (120-129)
- Решение расчетных задач по темам:
а) «Растворимость веществ»;
б) «Массовая доля растворенного вещества»;
в) «Молярная концентрация» (130-135) - Использование растворов в практической деятельности человека (117-119)
- Подготовка к ПР (практической работе) «Вода. Растворы» (136-145)
В соответствии с предложенными темами класс разбивается на группы, каждая из которых готовит вопросы и материал к изложению или обсуждению на уроке. Учитель предлагает учащимся для подготовки к семинару использовать соответствующие разделы учебника, презентацию «Вода. Растворы», Интернет-сеть.
Наиболее сложные, интересные и проблемные вопросы обсуждаются всем классом: процесс обучения вследствие чего активизируется.
На семинарах под руководством учителя необходимо рассмотреть наиболее значимые и трудные вопросы - № 2, 3 4, 5, 6,7, 8, 10,11, 12, 14.
При этом важно или необходимо:
- Установить причинно-следственную связь между строением воды и ее особыми свойствами
- Рассмотреть химические свойства воды
- Особо отметить биологическое значение воды и планетарное значение Мирового океана
- Обозначить экологические проблемы воды и возможности их разрешения
- Рассмотреть вопрос классификации растворов
- Рассмотреть из предложенных автором презентации образцов решения расчетных задач по теме «Вода. Растворы» (на вычисления по химическим формулам и уравнениям; на растворимость веществ, молярную концентрацию растворов, массовую долю растворенного вещества) наиболее сложные для учащихся
- Подготовить учащихся к выполнению практической работы «Вода. Растворы» (необходимо обсудить ход ее работы, ознакомить учащихся с методикой выполнения практической части работы, изучить вопросы техники безопасности в работе, познакомить учащихся с требованиями по оформлению практической работы)
На уроках-семинарах учитель в целом корректирует работу учеников, показывает демонстрационные опыты, видеофрагменты, знакомит учащихся с приемами правильного и безопасного обращении с лабораторным оборудованием и посудой с целью подготовки учащихся к выполнению практической работы.
Для проверки или самопроверки знаний по теме учитель или учащиеся могут использовать материалы «Вопросника» в «Приложении» презентации «Вода. Растворы».
Наличие такого электронного учебного пособия, как презентация «Вода. Растворы» дает возможность ученикам повысить заинтересованность учащихся в изучаемом материале, добиваться более высоких результатов в обучении по данной теме; сократить время учителя на подготовку к урокам.
Презентация имеет наглядное оформление; в ней используются эффекты анимации.
Разработанные автором данной статьи практические задания к практической работе, также, как и расчетные задачи к теме «Вода. Растворы», вопросы к урокам-семинарам и «Вопросник» для проверки и самопроверки знаний у учащихся по теме «Вода. Растворы» были апробированы учителем на практике с положительными результатами.
Презентация «Вода. Растворы» апробирована учителем и учениками не только на уроках химии, но и на занятиях дополнительного образования: с ее помощью были достигнуты более высокие результаты по качеству знаний у учащихся при изучении темы «Вода. Растворы».
«Вопросник» в «Приложении» презентации «Вода. Растворы» (с гиперссылками на слайды)
1. Как экспериментально можно подтвердить качественный и количественный состав воды? 15, 16
2. Какие особенности в строении молекулы воды вы знаете? 19, 20
3. Какие особенности строения воды как вещества вы можете отметить? 21 – 24
4. Какие уникальные свойства воды вам известны? 46 – 57
5. Почему лед легче воды? 48, 22, 27
6. Почему зимой водоемы не промерзают до дна? 48
7. За счет чего вода поддерживает определенный климат на Земле, в частности, его температурный режим? 49
8. Почему вода стала определяющим фактором в выработке теплокровности в мире живой природы в ходе биологической эволюции на Земле? 50
9. Почему на морозе стеклянная тара, наполненная водой, растрескивается? 28
10. Какие разновидности молекул воды вам известны? 30; 31–43 (фото)
11. Какую воду называют тяжелой? 44–45
12. Какую воду называют серебряной? Какими примечательными свойствами она обладает? 56
13. Перечислите с какими веществами может реагировать вода? 57–65
14. С какими металлами вода реагирует при обычных условиях? Приведите примеры 57
15. С какими металлами вода реагирует только при нагревании? Приведите примеры 57
16. С какими металлами вода не реагирует даже при нагревании? Приведите примеры 57
17. Известны ли вам реакции воды с неметаллами. Приведите примеры 58
18. Каково отношение воды к оксидам металлов? Приведите примеры 59
19. Каково отношение воды к оксидам неметаллов? Приведите примеры 60
20. Почему вода бесценна для всего живого на Земле? 69–72
21. Каково планетарное значение воды? (Возникновение жизни на Земле, фотосинтез, круговорот веществ в природе, поддержание определенного климата на Земле) 67–68
22. Какое значение имеет вода в практической деятельности человека? 76–79
23. В чем заключаются мировые экологические проблемы, связанные с водой? Можете ли вы обозначить пути их разрешения? 91 – 97
24. Почему воду надо экономить? Почему потребление пресной воды постепенно становится уже глобальной проблемой человечества? Имеет ли эта проблема возможности к разрешению ее? 107–108
25. Что вы понимаете под растворами? 112
26. Какой информацией вы располагаете о классификации растворов? 112
28. Какие способы выражения концентрации веществ в растворах вам известны? Какова суть каждого способа? 128–129; 133
29. Какие природные растворы наиболее значимы для человека? 113
30. Какое значение имеют растворы в практической деятельности человека? 114–116
Подобные документы
Понятие термина "оксиды" в химии, их классификация (твердые, жидкие, газообразные). Виды оксидов в зависимости от химических свойств: солеобразующие, несолеобразующие. Типичные реакция основных и кислотных оксидов: образование соли, щелочи, воды, кислоты.
презентация, добавлен 28.06.2015
Уравнения реакции Вант-Гоффа. Жидкие, газообразные и твердые растворы. Изучение механизмов растворения веществ. Проникновение молекул вещества в полость и взаимодействие с растворителем. Температура замерзания и кипения. Определение молекулярной массы.
презентация, добавлен 29.09.2013
Особенности растворов электролитов, сущность процесса образования раствора. Влияние природы веществ и температуры на растворимость. Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей. Реакции обмена в растворах электролитов и условия их протекания.
реферат, добавлен 09.03.2013
Агрегатные состояния вещества: кристаллическое, стеклообразное и жидкокристаллическое. Многокомпонентные и дисперсные системы. Растворы, виды и способы выражения их концентрации. Изменение энергии Гиббса, энтальпии и энтропии при образовании раствора.
реферат, добавлен 13.02.2015
Понятие инфузионных растворов, их обязательные свойства. Классификация инфузионных растворов и их назначение. Особенности коллоидных растворов, показания к их применению. Растворы декстранов, особенности их использования, а также возможные осложнения.
презентация, добавлен 23.10.2014
Сущность растворов как однородной многокомпонентной системы, состоящей из растворителя, растворённых веществ и продуктов их взаимодействия. Процесс их классификации и основные способы выражения состава. Понятие растворимости, кристаллизации и кипения.
реферат, добавлен 11.01.2014
Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Понятие о химическом эквиваленте. Способы выражения состава растворов. Закон и фактор эквивалентности. Приготовление растворов с заданной массовой долей из более концентрированного.
разработка урока, добавлен 09.12.2012
Изучение влияния газовой атмосферы роста на параметры твердых растворов. Определение зависимости скорости роста эпитаксиальных слоев (SiC)1-x(AlN)х от парциального давления азота в системе. Состав гетероэпитаксиальных структур твердого раствора.
статья, добавлен 02.11.2018
Понятие дисперсной системы и истинного раствора. Термодинамика процесса растворения. Физические свойства растворов неэлектролитов, их коллигативные свойства. Характеристика первого закона Рауля и закона разбавления Оствальда для слабых электролитов.
презентация, добавлен 27.04.2013
Приобретение навыков приготовления растворов из сухой соли. Использование пипеток Мора. Применение бюреток, мерных цилиндров и мензурок при титровании. Определение плотности концентрированного раствора с помощью ареометра. Расчёт навески хлорида натрия.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Тема: ВОДА – растворитель. Растворимые и нерастворимые в воде вещества. . Познание мира
Задачи: 1. совершенствовать знания о воде, о ее значении; 2. показать на опытах, какие вещества растворяются и не растворяются; 3. подвести к выводу о значении воды для живой природы; 4. совершенствовать навыки анализа и обобщения учащимися полученных знаний; 5. воспитание бережного отношения к воде. 6. Умение работать в сотрудничестве; Цель: Познакомить со свойством воды – растворимость;
Отгадай загадку ВОДА Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! ВОДА
Свойства воды 1. Прозрачна 2. Бесцветна 3. Без запаха 4. Вода течёт. (свойство – текучесть) 5 . Без формы
Вода в природе может находиться в трёх состояниях Жидкое Твёрдое Газообразное вода рек, океанов, морей дождь роса град лёд снег иней пар
Песок Сахар Глина Соль
Мы привыкли, что вода - Наша спутница всегда. Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться. Смею я вам доложить, Без нее нам не прожить. Роль воды в природе
Люди, берегите воду!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вода. методы определения состава воды.Вода в природе, способы ее очистки.
Разработка урока химии в 8 классе, для учащихся обучающихся по программе Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. материал урока включает элементы исследовательской деятельности учащихся. к уроку разработ...
В презентации сделано введение в тему урока, собран интересный дополнительный материал по теме, тест по изученному материалу....
Внеклассное мероприятие "Вода. Вода. Кругом вода..."
Цель мероприятия: повысить уровень информированности учащихся 8-ых классов в вопросе защиты воды как важнейшего природного источника жизнеобеспечения человека. Информация о значении воды, содержании е...