Рефрижераторное судно. Перевалка рефгрузов: мировые тенденции и национальная специфика Современные комплексы для обработки реф судов портах

РЕФРИЖЕРАТОРНЫЕ СУДА

Попробуйте налить немного одеколона на руку и подуйте на мокрое место Вы почувствуете холодок на руке Секрет этого свойства одеколона прост Холодок получается потому, что одеколон испаряется и отнимает у человеческого тела
тепло. Способностью охлаждать при испарении обладают все жидкости. Только одни испаряются быстрее и сильнее охлаждают, а другие медленнее.

Вода не такая летучая жидкость, как например, эфир или спирт. Поэтому ее испарение идет медленнее. Но и она летом в глиняном кувшине всегда холоднее воздуха.

Жидкая же углекислота так быстро испаряется, что не-испарившаяся ее часть превращается в лед.

Это свойство жидкостей дает возможность искусственно получать холод.

Как же это делается?

В камерах, где хранятся скоропортящиеся продукты - мясо, сливочное масло, яйца, рыба, фрукты, - устанавливают специальные изогнутые трубы наподобие батарей парового отопления. По этим трубам прокачивают испаряющуюся жидкость. Испаряясь, жидкость так охлаждает трубы изнутри, что они снаружи покрываются инеем.

Имея на судне холодильную, или рефрижераторную,

установку, можно не беспокоиться: продукты всегда будут свежими, лишь бы установка исправно работала.

Холодильные камеры имеются сейчас на каждом судне дальнего плавания. Без этих камер никак не обойтись. Раньше выходили из положения просто: брали в дорогу только те продукты, которые не требовали специального хранения: сухари или галеты, засоленное мясо - солонину, разные консервы - и питались этими запасами. Иногда захватывали с собой живой скот и птицу, но этого хватало ненадолго. А теперь пусть идет пароход хоть два месяца, - каждый день к обеду будет борщ не с солониной или консервами, а со свежим мясом. Захотите рыбную уху или свежей рыбы в зажаренном виде,- пожалуйста. Сливочное масло к завтраку принесут твердое, не прогорклое, а на сладкое подадут свежие яблоки, груши, виноград.

Когда повар идет в холодильную камеру за мясом или за другими продуктами, ему впору хоть полушубок и теплые рукавицы надевать.

А есть такие пароходы, которые только тем и занимаются, что возят на дальние расстояния скоропортящиеся грузы. Их называют рефрижераторными судами. У них грузовые трюмы, как и холодильные камеры, специального устройства.

Борта, палубы и переборки этих трюмов, для уменьшения притока тепла, покрывают слоем изоляции из прессованных пробковых плит, которые обшивают досками или фанерой. В последнее время стали применять вместо пробки другие материалы, например алюминиевую фольгу.

Какая же из жидкостей применяется для получения искусственного холода? На рефрижераторных судах когда-то применяли аммиак. Но аммиак - очень ядовитый газ. Два процента его в воздухе уже смертельны для человека. А на судне при качке расшатываются трубы и через неплотности в их соединениях пары аммиака могут проникнуть в помещения. Поэтому от аммиака отказались и стали применять углекислоту. Но углекислота тоже опасна для людей, а обнаружить ее еще труднее, чем аммиак.

Тогда для того, чтобы вообще не подавать в трюмы опасный газ, стали их охлаждать рассолом, состоящим из раствора солей в воде. Такой раствор не замерзает даже при температуре в 20° ниже нуля. Сам рассол охлаждается в специальных испарителях. В них охлаждаемый рассол проходит по

трубкам. А снаружи трубок испаряется газ -аммиак, углекислый газ или фреон.

Затем специальный насос гонит холодный рассол через батареи охлаждения грузовых трюмов. Нагревшийся рассол опять возвращается к испарителю.

Вместо рассола иногда применяют охлажденный воздух, который специальными вентиляторами подается через охладитель в грузовые трюмы.

Воздух особенно удобен в тех случаях, когда для скоропортящихся грузов не нужна и даже вредна слишком низкая температура. Ведь холодильная установка может создать в трюме мороз в 10-15 градусов, но не каждому грузу полезен такой холод. Для рыбы и мяса это хорошо, а вот яйцу такая температура гибельна. Кому нужно замороженное яйцо? Совсем не нужен мороз и для фруктов Наоборот", для них требуется 1-4 градуса тепла. Для хранения каждого продукта нужна своя, особая температура. За нею надо следить во все время рейса судна. Но как это сделать? Ведь грузовые трюмы наглухо закрыты. Для этого раньше в трюмах имелись температурные трубки. Их отверстия выходили из трюма наружу. Нужно узнать температуру трюма, - в трубку опускали градусник и ждали несколько минут. Градусник показывал, все ли благополучно в грузовом трюме. Высока температура, - значит, что-то неладно с холодильной установкой. Слишком низка температура, - значит, рассол идет в трюм чересчур холодным. Сейчас постоянные термометры в трюмах соединены с особыми указателями в отделении холодильных машин, так что для измерения температуры не надо и к трюму ходить.

Хорошо, если бы температура в грузовых трюмах все время поддерживалась такой, какая требуется грузу! Люди и до этого додумались. На рефрижераторном судне имеются автоматические приборы, которые регулируют охлаждение и поступление рассола или воздуха в трюм. Стало в трюме слишком тепло, - автомат сам приводится в действие. Он мгновенно включает холодильную машину. Установится в трюме нужная температура, - автомат опять ее выключит. Рефрижераторные суда получают скоропортящиеся грузы из холодильников порта в замороженном или охлажденном виде. Холодильная установка судна только сохраняет грузы. А есть и такие пароходы, где груз полностью обрабатывают и замораживают.

Это суда-морозилылики, обслуживающие наши рыболовные и китобойные флотилии.

На таких судах холодильные установки более мощные, так как им нужно не только отводить из трюмов проникающее извне тепло, но и быстро отнять его от поступившего парного мяса или свежей рыбы.

В прежние времена рыболовные суда, уходя на лов, забирали с собой запасы льда и соли. Пойманную рыбу пересыпали кусочками льда с солью. Этим и старались сохранить улов от порчи и гниения.

Потом рыболовные суда стали уходить на лов все дальше и дальше. Такой способ хранения рыбы уже не годился. Лед таял и рыба портилась...

Теперь судовые морозильные установки могут замораживать в сутки по 100 тонн китового мяса или рыбы.

Вот какие плавучие «фабрики холода» имеются в современном флоте.

Первое в России рефрижераторное судно появилось в 1888 году на Волге. Это была баржа с искусственным охлаждением грузов. До революции морем также перевозили скоропортящиеся грузы. Немало их вывозилось и за границу. Из Петербургского, Рижского и других портов уходили в разные страны пароходы с маслом, яйцами, икрой, мясом, рыбой и фруктами. Но почти все эти пароходы были иностранными.

До революции в России не построили ни одного морского рефрижераторного судна. Если они и были, то купленные за границей. Когда требовалось вывозить из нашей страны скоропортящиеся грузы, чаще всего прибегали к услугам иностранных судовладельцев. Только в советское время у нас начали строить рефрижераторные суда.

Это большие дизель-электрические суда - красивые, быстроходные и вместительные.

Цель работы:

Ознакомление с существующими типами рефрижераторных судов и с основными требованиями регистра к СХУ.

Теоретическая часть:

По назначению рефрижераторные суда флота рыбной промышленности можно подразделить на три основные группы: добывающие, обрабатывающие и приемно-транспортные. Схема классификации рефрижераторных судов приведена на рис.1.

Рис. 1. Схема классификации рефрижераторных судов.

Добывающие рефрижераторные суда предназначены для вылова рыбы и первичной или полной переработки добываемого сырья. Суда этой группы могут быть подразделены на следующие подгруппы:

1. Малые и средние рыбопромысловые рефрижераторные траулеры (МРТР, СРТП и РТР). Эти суда небольшого и среднего водоизмещения, имеют холодильные установки для производства льда и охлаждения трюмов, в которых кратковременно хранится охлажденная выловленная рыба до передачи на обрабатывающие суда.

2. Средние рыболовные траулеры (морозильные) СРТМ. Эта подгруппа судов по своим характеристикам близко подходит к предыдущей, но отличается от нее тем, что на этих судах производится замораживание и хранение рыбы перед сдачей ее на транспортные рефрижераторы. Суда этого типа оборудуются шкафными или плиточными морозильными аппаратами, а хранение мороженой продукции производится в охлаждаемых трюмах. Мороженая продукция с этих судов передается на транспортные рефрижераторы.

3. Крупнотоннажные рыболовные траулеры. К этой группе относятся суда типов БМРТ (водоизмещением от 3500 до 6500 т); РТМ (от 2400 до 8000 т); ППР(5500-5700 т); БКРТ (около 10000). Эти суда предназначены для вылова, замораживания и переработки рыбы (на консервы), рыбных отходов и непищевой рыбы (на рыбную муку). Суда этого типа оснащены морозильными аппаратами и имеют охлаждаемые трюмы, позволяющие сохранять большое количество мороженной рыбопродукции перед сдачей на транспортные рефрижераторы.

Большую часть судов этой группы составляют плавучие рыбообрабатывающие базы: сельдевые и универсальные. Сельдевые базы служат для переработки сельди и других видов рыб, направляемых на посол и изготовление пресервов. Особенностью этих судов является относительно высокая температура хранения в трюмах (порядка ─2º С). Универсальные рыбообрабатывающие базы кроме оборудования для посола имеют механизированные линии для производства пресервов, консервов, жиромучные установки, мощные морозильные аппараты, ледогенераторы и другое оборудование.

Приемно-транспортные рефрижераторные суда предназначены для приема в море консервированной рыбопродукции и доставки ее в порты назначения. Эти суда не имеют установок для охлаждения и замораживания, но мощность холодильного оборудования позволяет несколько понижать температуру в трюмах. Современная тенденция развития приемно-транспортного флота основана на применение крупнотоннажных быстроходных судов грузоподъемностью 5─7 тыс.т и более. Современные транспортные рефрижераторы оснащаются мощными холодильными установками с универсальным или низкотемпературным режимом трюмов.

Обрабатывающие суда принимают от добывающих судов рыбу- сырец или полуфабрикаты и производят их переработку (замораживание, приготовление филе, посол, изготовление пресервов и т. п.). Полученная продукция передается на транспортные рефрижераторы и транспортируется в порт в трюмах обрабатывающих судов. К обрабатывающим судам относятся: рыбообрабатывающие базы; производственные рефрижераторы, служащие для замораживания сырья, получаемого с добывающих судов; китобойные, тунцеловные и рыбомучные базы, а также другие суда, перерабатывающие сырье разного рода.

Проектирование рефрижераторных судов в том числе и холодильных установок, производится в две стадии: разработка технического и рабочего проектов. Разработке технического проекта предшествуют разработка задания на проектирование (базирующаяся на изучении тенденций развития флота, размещения производственных сил, динамики изменения промысловой базы), а также эскизные проработки проектируемых судов.

Применительно к холодильной установке рефрижераторного судна на основании проведенного технико-экономического анализа задают производительность технологических устройств и определяют расчетную холодопроизводительность машин, обслуживающих различные системы (морозильный комплекс, системы охлаждения трюмов, предварительного охлаждения, система кондиционирования воздуха и т. д.). В процессе проектирования также определяют вид хладагента, типы применяемых холодильных машин, морозильных аппаратов и других устройств, использующих холод, рациональную схему охлаждения, типы конструкций изолирующих ограждений, системы комплексной механизации и автоматизации холодильных установок.

При этом стоит учитывать особенности работы СХУ, предназначенных для различных целей. При проектировании СХУ необходимо учитывать ряд требований, определяемых Правилами Регистра России:

1. СХУ должны иметь повышенную надежность работы в специфических условиях качки, при дифференте и крене, при толчках, ударах, а также при вибрации корпуса;

2. При определении холодопроизводительности установки должны учитываться условия резервирования машин и аппаратов обеспечения заданного температурного режима аппаратов для обеспечения заданного температурного режима в охлаждаемых помещениях при непрерывной работе в течение не менее 24 ч. при любом выключенном узле установки. При этом должны резервироваться также и источники электроэнергии;

3. СХУ должны быть снабжены устройствами для автоматической защиты и регулирования основных параметров, а также необходимыми предохранительными устройствами на случай аварийных ситуаций.

Компоновка холодильной установки в корпусе судна вызывает определенные трудности, связанные с ограниченными габаритами помещений. Габариты помещений, так же как и масса оборудования, влияют на провозную способность и, в итоге, на общую экономическую эффективность рефрижераторного судна и его водоизмещения, которые определяют общее расположение машинных отделений, производственных и жилищных помещений, а также охлаждаемых помещений.

На судах-рефрижераторах применяют от одной до трёх, а иногда до четырех потребителей холода, которые обслуживают соответствующие холодильными машинами при различных температурах кипения хладагента. Каждая из групп холодильных машин может обслуживать несколько потребителей: морозильный комплекс, охлаждаемые трюмы, ледогенераторы и т.п. Группы холодильных с повышенной температурой кипения (0-минус10) обслуживают систему кондиционирования воздуха. Холодопроизводительность каждой из групп холодильных машин определяют расчетом соответствующей системы потребителей, исходя из заданных исходных данных.

Объем помещений машинных и технологических отделений находят путем конструктивных проработок применительно к определенному типу холодильных машин и технологического оборудования с учетом ограничений по Правилам Регистра России.

Планировка судовых холодильных установок .

Планировку машинных, технологических отделений и грузовых охлаждаемых отделений:

Распределение масс по корпусу судна должно быть равномерным. Остойчивость, крен, дифферент и другие параметры, обеспечивающие безопасность мореплавания должны соответствовать нормам установленным для данного класс судна;

Должны быть обеспечены возможность монтажа, ремонта и эксплуатации оборудования с соблюдением правил техники безопасности, минимальная длина разгрузочных линий, а также удобство погрузочно-разгрузочных работ с применением средств механизации;

Охлаждаемые помещения должны граничить одно с другим и составлять общие блоки с минимальной разностью температур между ними, что позволяет значительно снизить внешние теплопритоки;

При различных режимах хранения во взаимосвязанных трюмах и твиндеках более низкую температуру поддерживают в трюме, а более высокую в твиндеке.

В соответствии с Правилами Регистра России помещения аммиачных холодильных машин должны быть газонепроницаемыми и изолированными от остальных помещений. Фреоновые машины не требуется устанавливать в изолированных газонепроницаемых помещениях, при необходимости их можно устанавливать в главном машинном отделении. Помещения холодильных машин должны иметь два выхода, расположенных возможно дальше друг от друга, с дверьми, открывающимися наружу, причём один из выходов должен вести на открытую палубу.

Помещения фреоновых автоматизированных холодильных машин, где не предусмотрена постоянная вахта, могут не иметь второго выхода. Выходы из помещений аммиачных машин должны иметь устройства для создания водяной завесы, а сами помещения рекомендуется оборудовать системой осушения. Помещения холодильных машин должны быть оборудованы системами основной и аварийной вентиляции, вентиляция должна иметь десятикратный обмен воздуха в час при естественной и двадцатикратный при искусственной. Аварийная вентиляция должна обеспечивать сорокакратный обмен воздуха для аммиачных машин и двадцатикратный - для фреоновых машин.

Холодильные машины рекомендуется размещать в отдельных выгороженных помещениях, которые могут располагаться как на уровне основного машинного отделения, так и на более высоких уровнях. В частности помещения холодильных машин могут располагаться под спардеком или в специальных надпалубных рубках. В последнем случае облегчается свободный выход на открытую палубу и упрощается система вентиляции. Небольшие фреоновые автоматические машины холодильных машины для провизионных камер устанавливают в непосредственной близости от них в специальных выгородках. Помещения для хранения запасов хладагента должны быть отделены от других помещений, снабжены надлежащей вентиляцией, ограждения должны быть огнестойкими. Баллоны с хладагентом должны быть надежно закреплены с применением неметаллических прокладок, и в помещениях с баллонами с хладагентом температура не должна превышать 45ºС.

Для примера на рис.2 показана планировка БМРТ (проект 394), на котором установлена холодильная машина МХМ-240 холодопроизводительностью 279 кВт (240000 ккал/ч) с тремя компрессорами ДАУ-80. холодильная машина располагается в средней части судна по правому борту в отдельном выгороженном помещении вблизи машинного отделения. Холодильная машина обслуживает морозильный комплекс, состоящий из двух тунельно-тележечных морозильных аппаратов, а также три охлаждаемых трюма, два из которых расположены в носовой части судна, а один - кормовой.

В соответствии с требованиями Регистра России, охлаждение трюмов производится с помощью рассольной системы охлаждения, а в морозильных аппаратах необходимая температура поддерживается с помощью воздухоохладителей непосредственного охлаждения.

На рис.3 показан продольный разрез рыбообрабатывающей базы (проект В-69), на которой установлена аммиачная холодильная установка, обслуживающая морозильный комплекс, охлаждаемые трюмы, систему предварительного охлаждения, ледогенераторы, систему кондиционирования воздуха и технологические потребители холода. Основные данные холодильной установки приведены в .

Рефрижераторное отделение на главной палубе, в носовой части судна, над охлаждаемыми трюмами № 1. и № 2. Помещение рыбообрабатывающей фабрики, включающей в себя морозильный комплекс и технологические линии для обработки рыбы, располагается на этой же палубе в средней части судна.

Рис.3. Планировка БМРТ проекта 394:

а - продольный разрез: 1-грузовой трюм №1 ёмкостью 350 м³; 2-грузовой трюм №2 ёмкостью 750 м³; 3-помещение холодильных машин; 4-грузовой трюм №3 ёмкостью 415 м³; 5-рыбомучной трюм ёмкостью 150 м³; 6-помещение рыбцеха:

б - план верхней палубы;1-консервное отделение; 2-помещение рыбцеха; 3-морозильные аппараты; 4-коридор рефрижераторных трубопроводов и ленточного транспортёра; 5-помещение рыбомучной установки.

Рис.4.продольный разрез рыбообрабатывающей базы проекта В-69:

1 – рефрижераторное машинное отделение; 2 – охлаждаемые трюмы; 3 – охлаждаемые твиндеки; 4 – рыбомучная установка; 5 – электростанция; 6 – главное машинное отделение; 7 – котельное отделение; 8 – помещение рыбообрабатывающей фабрики.

Рис.5.Продольный разрез транспортного рефрижератора типа «Остров Русский»:

1 – рефрижераторное машинное отделение; 2 - охлаждаемые трюмы; 3 – охлаждаемые твиндеки; 4 – главное машинное отделение.

Относительное расположение холодильной машины и потребителей холода подобрано таким образом, чтобы обеспечить минимальную длину трубопроводов для хладагента и хладоносителей.

Охлаждение трюмов батарейное с помощью рассольной системы охлаждения.

На рис.4 показан продольный разрез транспортного рефрижератора типа «Остров Русский», оснащенного фреоновой (фреон-22) холодильной установкой с одноступенчатыми компрессорами. Рефрижераторное отделение размещено на верхней палубе, в средней ее части, в выгороженном помещении. Это позволяет предельно уменьшить длину фреоновых трубопроводов, подводящих хладагент к воздухоохладителям непосредственного охлаждения, расположенным в специальных помещениях внутри изолированного контура охлаждаемых трюмов и твиндеков. Четыре из пяти холодильных машин (одна из них резервная) обслуживают четыре секции охлаждаемых помещений, каждая из которых включает один трюм и расположенный над ним твиндек.

Основные данные различных судовых холодильных установок приведены в .

1.Константинов Л.И., Мельниченко Л.Г. Судовые холодильные установки.- М.: Пищевая промышленность,1978.

2. Константинов Л.И., Мельниченко Л.Г. Расчеты холодильных машин и установок.- М.: Агропромиздат, 1991.

Лесовозы и коустеры.

Рудовозы, нефтебалкеры.

Балкеры.

Среди сухогрузов наибольшее распространение получили балкеры – большегрузные суда для перевозки навалочных и насыпных грузов крупными партиями.Это однопалубные суда с большим люковым раскрытием.

Рудовозы – специализированные большегрузные суда со своеобразным устройством трюмов. Руда имеет большой удельный вес и при погрузки она рассыпается по полу и занимает только нижнюю часть трюма. Центр тяжести судна с грузом оказывается сильно смещенным вниз и при движении испытывает сильную качку (из стороны в сторону). Для повышения ЦТ палой судна приподнимают и от бортов помещают вдоль судна две продольные переборки (отделяющий трюм от бортов). В полученные пространства закачивают балластную воду, что уменьшает стремительность качки ГЭУ у рудовозов располагается на корме. При порожнем рейсе для уменьшения дифферента балласт закачивают также в данные пространства (в танки). Существуют комбинированные суда:

Нефтебалкер

Нефтерудовоз

Нефтерудобалкер

Лесовозы - суда небольшого тоннажа (от 500 до 10000т.) для перевозки леса. Лес перевозят не только в трюмах, но и на палубе (иначе недоиспользуется грузоподъемность). На палубу грузят не более 1/3 объема перевозимого леса. Для повышения устойчивости судна строят широко палубные. Палуба не загромождается судовым оборудованием. Грузовые средства приподняты над палубой.

Коустер – малотоннажное судно прибрежного плавания, обслуживающее внутреевропейские морские перевозки. Это мини - балкер, однопалубное судно грузоподъемностью 500-1500 т. способное перевозить разнообразные грузы, обращающиеся во внутри европейской торговли (лес, фанеру, целлюлозу, уголь, калийную соль, кварцевый песок, мрамор, сельдь в бочках и др.). Суда такого типа платят в европейских портах пониженные сборы и это поддержует их популярность на основе низких издержек. К коустерам можно отнести и суда типа река – море , т.к. из низкого надводного борта и недостаточно прочной конструкции таким судам не разрешено удаляться от берегов (шторм очень опасен для них).

Универсальныесуда – суда, имеющие как минимум 2 палубы для размещения генеральных грузов, включая контейнеры. Их грузоподъемность от 5000 до25000 т.

Рефрижераторные суда – плавучие многопалубные холодильники, предназначенные для перевозки скоропортящихся грузов. Судно имеет холодильную установку, способную поддерживать температурный режим от глубокой заморозки (мясо и птица) до плюсовых температур (бананы и др. фрукты).

Характерная черта рефрижераторов – высокая скорость хода: порядка 20 узлов.

    Рефрижераторное судно - судно специальной постройки, оборудованное холодильными установками для перевозки скоропортящихся грузов мяса, рыбы, жиров, фруктов. В ВМФ применяется для снабжения кораблей. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь

    Рефрижераторное судно - грузовое судно (морское, речное или озёрное) для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов. Р. с. оснащаются холодильными установками (См. Холодильная установка), позволяющими регулировать температуру в трюмах. Высокотемпературные Р. с …

    РЕФРИЖЕРАТОРНОЕ СУДНО - сухогрузное судно для перевозки скоропортящихся грузов. В зависимости от температурных режимов груз, помещений различают Р. с. низкотемпературные, перевозящие заморож. груз; высокотемпературные используемые для перевозки охлаждаемого груза;… … Морской энциклопедический справочник

    Судно - У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно … Википедия

    Судно - корабль, плавучее сооружение, предназначенное для выполнения определённых хозяйственных и военных задач, научных исследований, водного спорта и др. Классификация С. По назначению различают С.: транспортные, промысловые,… … Большая советская энциклопедия

    Грузовое судно - Грузовым судном согласно определению Конвенции СОЛАС (п.g Правила 2 Главы I), является судно, не являющееся пассажирским. Практика применения Конвенции СОЛАС показывает, что требования этого документа не применяют к рыболовным судам только в… … Википедия

По назначению различают суда для перевозки замороженных продуктов (мяса, рыбы) при температуре от -12 до -25 °С, охлажденных скоропортящихся грузов и фруктов (бананов, фруктов, консервов) при температуре от +14 до -5°С и универсальные суда с рефрижераторными трюмами, приспособ­ленные для поддержания в трюмах температуры от +14 до -25 °С.

Транспортные рефрижераторные суда - многопалубные шелтердечного типа с избыточным надводным бортом и большой удель­ной грузовместимостью. Исходя из условия допустимой высоты штабелирования и для обеспечения хорошей вентиляции груза высо­та грузовых помещений обычно не превышает 3-4 м, причем при перевозке бананов дополнительно устанавливают деревянные ре­шетчатые платформы (грейтингдеки), разделяющие трюм на поме­щения высотой около 2 м. Кроме того, при перевозке бананов гру­зовые помещения разделяют деревянными решетками на клетки (закрома) объемом 15-20 м 3 каждая. Специальное оборудование судов при перевозке скоропортящихся грузов состоит из холодиль­ных установок, изоляции грузовых помещений, системы охлаждения вентиляции и озонирования. Основные требования к изоляции: теп­лостойкость в течение всего срока службы судна, огнестойкость,гигиеничность, легкость, стойкость к гниению и плесени. Изоляция трюмов осуществляется листами из многослойной фанеры, алюминиево-магниевых сплавов, оцинкованного железа или интернита. На палубах устраивают настил из реек или брусков для обеспече­ния возможности протекания холодного воздуха под грузом.

Система охлаждения грузовых помещений - воздушная или воз­душно-рассольная. В качестве хладагента применяют фреон-12, фреон-22 (для получения низких температур) или аммиак. К специ­альным системам рефрижераторных судов следует отнести и систе­му принудительной вентиляции. При помощи вентиляции на этих су­дах холод, получаемый от воздухоохладителей, передается перево­зимому грузу, из грузовых помещений удаляются запахи и вредные газы и поддерживаются надлежащие влажность, содержание угле­кислого газа и кислорода. Кратность циркуляции (замены воздуха свежим наружным) : 1,5-2,5 об/ч. Системы вентиляции: горизон­тальная, вертикальная и комбинированная.

Холодильные установки, изоляция, системы охлаждения умень­шают грузовместимость рефрижераторных судов примерно на 20%. Для уменьшения доступа воздуха при погрузке и лучшей изоляции грузовых помещений их оборудуют центральными люками с секци­онными закрытиями. В качестве грузовых средств используют стре­лы или краны грузоподъемностью 3-5 т. Для проведения грузовых работ при любой погоде и температуре наружного воздуха устраи­вают бортовые лацпорты, а груз между палубами перемещают эле­ваторами.

Поскольку скоропортящийся груз перевозят, как правило, лишь в одном направлении и он является сезонным, рефрижераторные суда часто используют и для перевозки обычных генеральных гру­зов, в первую очередь ценных, требующих срочной доставки. Не допускается перевозить в рефрижераторных помещениях грузы, пач­кающие или оставляющие специфический запах, а также тяжелые грузы, могущие повредить изоляцию и систему охлаждения. Для полного использования грузоподъемности при перевозках генераль­ных грузов современные рефрижераторные суда строят как полно­наборные с тоннажной маркой или как суда с открыто-закрытым шелтердеком.

Размер рефрижераторных судов определяется размерами судовых партий отправок скоропортящихся грузов на каждом конкрет­ном направлении, дальностью перевозок, наличием портовых хо­лодильников и колеблется от 3-5 до 15-20 тыс. м 3 и более. Часто строят комбинированные суда, у которых одни грузовые помещения рефрижераторные, а другие предназначены для обычных генераль­ных грузов. Для обеспечения сохранности и сокращения сроков до­ставки дорогостоящих грузов рефрижераторные суда имеют обычно повышенную скорость 18-22 уз.

Скоропортящиеся грузы можно перевозить в стандартных рефрижераторных контейнерах на судах-контейнеровозах, что позволяет резко повысить нормы грузовых работ, упростить конструкцию и обору­дование судна. Часть этих судов строят как ячеистые контейнеровозы или как суда с горизонтальной погрузкой.