Самое глубокое водолазное погружения жак ив кусто. Жак Ив Кусто — долгое глубокое погружение

20 лет назад умер самый известный исследователь Мирового океана. Жак-Ив Кусто (1910-1997 гг.) – океанолог, путешественник, писатель, морской офицер. Именно благодаря ему люди смогли увидеть подводный мир. А еще великий француз придумал вещи, которые облегчили исследование подводных глубин.

Очки для плавания под водой

Когда Кусто даже не думал о подводных исследованиях, он захотел научиться разным стилям плавания. Но соленая вода попадала в глаза – и это порядком надоело мужчине. Он немного поразмыслил и… изобрел специальные очки для подводного плавания.

Акваланг

Эскиз знаменитого «Подводного легкого» был нарисован на салфетке. Первый акваланг был сделан из мотоциклетной камеры и коробки противогаза, которую наполнили химическим поглотителем. Но во время тестирования аппарата Кусто чуть не погиб, поэтому такой акваланг забраковали. Но в 1943 году изобретатель вместе с инженером Эмилем Ганьяном усовершенствовали «Подводное легкое» и сейчас акваланг (конечно, подвергшись еще большим реновациям) используется во всем мире.

Камера для подводной съемки

Оборудование, которое позволило бы снимать под водой, – тоже изобретение француза. Это и камеры, и подводные лампы, и, конечно, видеокамеры. Кусто создал систему подводного телевидения. Состояла она из подводной и надводной частей, при помощи которых команда могла снимать морское дно на глубине до 7250 м.

«Ныряющее блюдце»

«Ныряющее блюдце «Дениз»» – это небольшой батискаф для двоих людей, который мог погружаться на несколько сотен метров. В случае экстренной ситуации можно было быстро подняться наверх, сбросив балласт. Люди внутри располагались лежа и сквозь иллюминаторы могли наблюдать за морскими обитателями.

Подводные дома

В 1962 году Жак-Ив Кусто сконструировал первый подводный дом в рамках проекта «Преконтинент-1». Такой дом был установлен на глубине 10 м в гавани Марселя. Сделан он был из металлической цистерны, потому получил название «Диоген». Жили там Альбер Фалько и Клод Весли на протяжении недели. Такой эксперимент признали весьма удачным. Такого рода домов было всего три. Но, к сожалению, на дальнейшее развитие такой идеи не хватило финансирования. В рамках проекта «Преконтинент-3» подводный дом располагался уже на 100-метровой глубине.

«Древнеримский корабль лежал в сумеречном голубом мире, где человеческое тело приобретало зеленоватый оттенок. Приглушенные солнечные лучи отсвечивали на хромированных регуляторах, на масках, серебрили пузыри выдыхаемого воздуха. Желтоватое дно отражало достаточно света, чтобы можно было заснять цветной кинофильм о работе ныряльщиков - первый, снятый на такой глубине» (Ж. И. Кусто. В мире безмолвия).

Зачем человеку Океан? В глубокой древности некоторые из наших предков смотрели на него как на пугающую запредельность, а другие - как на естественную среду обитания и единственный источник пропитания, но при этом держались поближе к суше. Прошло много времени, прежде чем путь по морям стал способом достижения новых земель, их освоения или захвата. Интерес к океану был сугубо утилитарным: «соленые просторы» использовались в транспортных и промысловых, а также военных целях. Знания об океанах и морях до середины ХХ в., как и интерес к ним, оставались очень поверхностными - во всех отношениях. То, что творилось в океанических глубинах (и насколько вообще глубок океан), оставалось предметом домыслов и мифов.

Хотя единичные промеры глубин в открытом океане при помощи ручного лота были сделаны еще в 1820-х гг., они не отличались точностью. Первую серьезную попытку исследовать океан и измерить его глубину во многих точках предприняла в 1872-1876 гг. британская экспедиция на корвете «Челленджер»; с нее и началась наука океанология. Но, хотя британцы собрали огромный фактический материал, для целостной картины рельефа океанического дна этого было очень мало.

Не слишком преуспели и другие экспедиции конца XIX - начала XX в. Для решения научных задач требовалась новая дорогостоящая техника, а для финансирования - причины более веские, чем чисто научный интерес.

В апреле 1912 г., столкнувшись с айсбергом, получил страшную пробоину и пошел ко дну гигантский лайнер «Титаник» вместе с 1,5 тыс. пассажиров. В поисках средства обнаружения ледяных гор-убийц на расстоянии немецкий физик Бем изобрел эхолотирование. Первыми за это изобретение ухватились военные. Их интересовала главным образом безопасность плавания подводных лодок, «вошедших в моду» в годы Первой мировой войны. Но эхолот, как оказалось, идеально подходит и для картографирования дна океана. В 1920-1930-х гг. появились океанологические научные учреждения, объектом исследования которых стали глубоководные области. Корабли многих стран зачастили в различные районы Мирового океана, открывая на его дне все новые подводные хребты, равнины и впадины. После перерыва, связанного со Второй мировой войной, исследования океана приобрели широкий размах. Наряду с океанографами активное участие в них приняли военно-морские силы разных стран. Именно в этот период было завершено открытие мировой системы срединно-океанических хребтов и глубоководных желобов, цепочками окаймляющих континентальные окраины, что впоследствии привело к революционным изменениям в геологии.

А некоторые, как Огюст Пикар и Жак Ив Кусто, работали над созданием технических приспособлений, помогающих человеку проникнуть в недостижимые ранее глубины. К тому времени уже были изобретены субмарина, водолазный скафандр и батисфера. Подводные лодки при всех их достоинствах не удавалось приспособить для научных исследований; кроме того, они не могли погружаться достаточно глубоко. Скафандр идеально подходил для разнообразных работ, включая поиск затонувших кораблей и сокровищ, однако глубина погружения водолаза также невелика. Батисфера - сферическая стальная камера с иллюминаторами, спускаемая с корабля на стальном тросе, была всем хороша, но не могла маневрировать под водой, да к тому же существовала постоянная опасность обрыва троса.

Швейцарский физик Пикар начал с того, что создал стратостат и в 1932 г. поднялся на нем выше 16 км. А уже после этого он переключился на подводные аппараты. Изобретенный им батискаф был аналогом стратостата, только глубоководным, и мог самостоятельно перемещаться в толще воды - как по вертикали, так и по горизонтали. На аппаратах собственной конструкции Огюст Пикар в 1940-1950-х гг. погружался до глубины 3160 м, а в 1960 г. его сын Жак и американец Дональд Уолш на батискафе «Триест» достигли дна Марианской впадины, самой глубокой в мире (более 10 900 м).

В первых погружениях батискафов Пикара принимал участие французский ученый и изобретатель Жак Ив Кусто. Несколькими годами ранее, во время Второй мировой войны, Кусто совместно с инженером Эмилем Ганьяном изобрел акваланг - аппарат для дыхания под водой, с помощью которого человек мог погружаться на глубину до 60 м. Вместе с другими ныряльщиками Кусто совершенствовал аппарат, работая над его безопасностью, обследовал затонувшие корабли, а заодно снимал все это на кинопленку. Но одних погружений Кусто было мало: он мечтал о передвижной морской лаборатории. На Мальте он нашел небольшое судно, бывший минный тральщик британского флота, после войны ставший автомобильным паромом и переименованный в «Калипсо» (в честь дочери Атланта, влюбившейся в Одиссея). Благодаря финансовой помощи ирландца Лоэла Гиннесса Кусто приобрел «Калипсо» и переоборудовал в научно-исследовательское судно.

Нимфа Калипсо не отпускала Одиссея семь лет. А одиссея капитана Кусто продолжалась 45 лет; за это время «Калипсо» прошла более миллиона морских миль. На ней было совершено множество экспедиций: по Средиземному и Красному морям, в Атлантику, Индийский и Тихий океаны, к берегам Индонезии, Австралии, Антарктиды и Аляски, по великим рекам. Не обошел Кусто вниманием и внутренние водоемы: глубочайшие на Земле озера Байкал и Танганьика, величайшее в мире Каспийское и крупнейшее из высокогорных Титикака. Он изучал коралловые рифы, вулканические острова и глубоководные пещеры. Объектами исследования становились киты, дельфины, акулы, ламантины, гигантские кальмары и другие подводные жители. Обо всех своих путешествиях Кусто рассказывал в книгах, расходившихся огромными тиражами, и более чем в 70 документальных фильмах. Порой его упрекали за излишнее, в ущерб науке, увлечение коммерческой стороной дела. Заключив контракт на съемку фильмов для Национального географического общества, Кусто заменил большую часть научного оборудования на «Калипсо» киносъемочным, а место ученых заняли операторы. Думается, обвинения эти от лукавого: ученых много, а таких популяризаторов науки, как Жак Ив Кусто, надо долго искать. А что до научных достижений, так их у него очень много - гораздо больше, чем у иных академиков. В конце 1950-х гг. Кусто запустил в море свое знаменитое «ныряющее блюдце», получившее имя «Дениз». «Блюдце», экипаж которого состоял из двух человек, могло достигать глубины 300 м и перемещалось со скоростью чуть более 1 узла - не так уж и много, но для подводных исследований более чем достаточно. Способ передвижения был позаимствован у головоногих моллюсков - осьминогов и прочих каракатиц. Система поворачивающихся гидрореактивных движителей позволяла «Дениз» ловко маневрировать в водной толще. Оснащенное кинокамерами, эхолотом и механической рукой, предназначенной для сбора образцов, «блюдце» стало идеальным средством для исследования шельфа и коралловых рифов.

Позже появились другие, рассчитанные на большие глубины, обитаемые аппараты: американский «Элвин», советский «Мир», японский «Синкай». С их помощью ученым удалось проникнуть в ранее не исследованные рифтовые долины в осевых частях срединных хребтов, детально изучить особенности рельефа переходных зон от континента к океану, открыть фантастические гидротермальные образования - т. н. «черные и белые курильщики» и др.

Кусто, наряду с американцами Джорджем Бондом и Эдвином Линком, стал автором идеи подводных домов. Он был уверен, что строительство таких научных станций приведет к революции в использовании огромных биологических и минеральных ресурсов океана, а также, что не менее важно, в его охране от пагубного воздействия. В 1962 г. Кусто приступил к практической реализации своей идеи. Цель большой программы «Континентальный шельф» («Преконтинент») заключалась в изучении возможностей долговременного проживания человека в подводных сооружениях и работы на различных глубинах.

Первое испытание («Преконтинент-1») подводного дома «Диоген», установленного на глубине 10 м в море близ Марселя, прошло успешно. Акванавты прожили в нем неделю, несколько раз в день выходя на глубину до 25 м. Экспедиция «Преконтинент-2» состоялась в 1963 г. Местом для проведения исследований было избрано Красное море, точнее лагуна рифа Шааб-Руми. Подводный дом «Морская звезда» лег на дно в 11 м от поверхности, а на глубине 27,5 м был установлен малый дом «Ракета». Для изучения глубин акванавты использовали все ту же «Дениз». И этот эксперимент закончился успешно. Третий этап («Преконтинент-3») прошел в 1965 г. в Средиземном море, у мыса Ферра. Здесь на глубине 100 м был размещен большой шарообразный дом. Основная цель эксперимента состояла в проверке, может ли человек долго жить на такой глубине и при этом выполнять тяжелую работу, связанную с установкой и эксплуатацией нефтедобывающей техники. Ответ на оба вопроса оказался положительным, но работы были неожиданно прекращены: французское правительство закрыло их финансирование.

Разумеется, не один Кусто проектировал и испытывал подводные аппараты (хотя в таком многообразии и количестве, пожалуй, он один). Не только он исходил океан «вдоль и поперек» (хотя мало кто мог бы сравниться с ним - как по количеству пройденных миль, так и по их «качеству», насыщенности исследованиями и съемками). Но именно ему каким-то непостижимым образом удавалось быть во всем первым или одним из первых.

В январе 1996 г. в Сингапурской гавани «Калипсо» столкнулась с баржей и затонула. А в июне 1997 г., в возрасте 87 лет, скончался великий океанолог Жак Ив Кусто, так много сделавший для познания Океана и его защиты.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главный герой

Жак Ив Кусто, исследователь Мирового океана, изобретатель, писатель, кинорежиссер

Другие действующие лица

Огюст Пикар, конструктор стратостатов и батискафов; Жак Пикар, конструктор, океанолог; Эмиль Ганьян, инженер; Томас Лоэл Гиннесс, меценат

Время действия

Маршруты

Почти все районы Мирового океана

Цели

Испытания глубоководных аппаратов, научные исследования, съемки фильмов о природе океана

Значение

Огромный вклад в изучение океана и охрану его природы

Исследование океанских глубин Шентон Эдуард Г

НА БОРТУ «НЫРЯЮЩЕГО БЛЮДЦА»

НА БОРТУ «НЫРЯЮЩЕГО БЛЮДЦА»

В течение последних 25 лет Жак-Ив Кусто сделал больше, чем кто-либо другой, для того чтобы внушить единомышленникам желание проникнуть в глубины океана и подкрепить это желание собственным примером. Один из первопроходцев подводного мира, он твердо уверен, что море таит неограниченные ресурсы, которые человечество сможет использовать в недалеком будущем. Кусто можно, пожалуй, сравнить с Генрихом Мореплавателем, жившим и XV веке, который был вдохновителем исследователей - как своих современников, так и мореходов последующих поколений, - изучивших более половины поверхности Мирового океана.

Кусто при сотрудничестве Эмиля Ганьяна разработал и запатентовал в 1943 году акваланг - приспособление, позволившее многим тысячам людей своими глазами увидеть красоту подводного мира и наблюдать его обитателей. С помощью акваланга человек свободно погружается на глубину до 60 метров с целью исследования, производства различных работ и непосредственного знакомства с подводным миром. В акваланге используется легочный автомат - специальный регулятор, подающий воздух из баллона емкостью около 2 кубических метров, в котором он находится под давлением около 140 килограммов на квадратный сантиметр. Благодаря этому устройству пловец дышит, не ощущая давления окружающей его воды, так как воздух поступает к нему под таким же давлением. Однако этим прибором нужно пользоваться умело. На значительных глубинах аквалангисты могут почувствовать азотное опьянение и кислородное отравление - явления, хорошо знакомые водолазам. Хотя некоторые ныряльщики могут погружаться на глубины свыше 75 метров, большинство считает предельной именно эту глубину, на которой подводные работы или исследования безопасны. Так как запас воздуха уменьшается прямо пропорционально глубине погружения, то на глубинах свыше 60 метров аквалангист может находиться всего несколько минут, включая время, которое тратится еще и при подъеме на декомпрессию.

Необходимым условием для погружений является превосходное здоровье. Психологические перегрузки при погружении на значительную глубину доставляют неприятные минуты даже натренированным пловцам, а в некоторых случаях приводят к роковым последствиям.

Во многих районах моря существуют слои с резко различающейся температурой. Ко всему, на большой глубине видимость ухудшается, пловец оказывается в холодной воде, что ограничивает продолжительность и безопасность погружения.

Усовершенствованные в последнее время дыхательные аппараты позволяют человеку осваивать все более значительные глубины. Легким водолазам подается смесь, гелия и кислорода по шлангам из специальных резервуаров на глубинах до 180 метров. Применяя инертный газ вроде гелия, ныряльщик может избежать наркотического действия азота и токсического эффекта кислорода. Тем не менее техника погружения становится все более сложной и аквалангисты, за исключением хорошо подготовленных и обученных пловцов-профессионалов, осваивают ее с трудом.

В начале 50-х годов, когда акваланг только стал широко использоваться в Соединенных Штатах, Кусто вместе со своими коллегами погружался на значительные глубины, подчас более 90 метров. Они вели наблюдения за жизнью обитателей моря, проникали в подводные пещеры, изучали останки затонувших судов. Во время погружений на большую глубину они подвергались переохлаждению, а также азотному наркозу и глубинному опьянению. Кроме погружений с аквалангом, Кусто на борту «Калипсо» совершал рейсы в различные участки Мирового океана с целью сбора научных данных и производства наблюдений. Именно тогда он убедился в том, что человеку необходимо научиться работать не только на поверхности моря, но и на глубинах. В своей книге «Живое море» Кусто рассказывает о том, что ему довелось испытать во время постановки буя, когда шторм, продолжавшийся десять дней, застал его в море.

«В то время как мои, матросы, находясь на палубе судна, которое бросало из стороны в сторону словно щепку, пытались поднять на борт последние салазки с установленной на них фотокамерой, я стоял на левом крыле мостика, прищурив глаза, смотрел на солнце, прыгавшее то вверх, то вниз, слышал свист ветра в ушах и думал о пережитых нами мучениях. В течение десяти дней мы выбивались из сил ради того, чтобы раздобыть несколько фотографий. Я сломал барабан лебедки, таскал за собой фотокамеру, которая, как выяснилось, была неисправна, поневоле отстаивался на якоре, целыми часами вытравливал буксировочные тросы, потерял шар-зонд и 18 000 метров нейлонового троса. Ко всему прочему, какой-то глупый кальмар помешал установить радарный отражатель. Я поклялся, что вырвусь из этой паутины тросов и распрощаюсь со свирепой злобой моря. Я все более убеждался в том, что для исследования океанских глубин необходимы обитаемые подводные аппараты, сконструированные специально для подводных работ».

Только через несколько лет Кусто смог осуществить свою мечту. Разработка «Ныряющего блюдца» была начата еще в 1955 году во Французском управлении подводных исследований. Одна из групп, находившихся в распоряжении Кусто, обосновалась в Марселе. Кусто сообщил технические требования к аппарату Жану Моллару, главному конструктору, и Андре Лабану, руководителю управления. Основное условие заключалось в том, чтобы исследователь в аппарате, обеспечивающем безопасность и комфорт, мог достичь более значительных глубин, чем аквалангист. Кроме того, наблюдатель должен иметь хороший обзор внешнего пространства, возможность фотографировать и собирать образцы пород и животных. Но прежде всего аппарат должен обладать маневренностью аквалангиста.

Конструктивно аппарат представлял собой приплюснутую сферу. Такая форма позволяет двум наблюдателям, лежа ничком, смотреть в иллюминаторы. Значительное количество оборудования и приборов было вынесено наружу, за пределы прочной сферы, чтобы аппарат обладал большей плавучестью. Так, тяжелые аккумуляторные батареи, движительная установка и детали управления были закреплены снаружи и закрыты лишь обтекателем из стеклопластика. Корпус эллипсоидной формы (максимальный диаметр 1,8 метра) состоял из двух сваренных вместе половин, изготовленных из мягкой стали толщиной 1,8 сантиметра. Он имел следующие отверстия: два конических иллюминатора диаметром 16 сантиметров, три небольшие оптические линзы с широким обзором, расположенные в верхней части аппарата, иллюминатор для кинокамеры и восемь отверстий для прохода гидравлических труб и электрических кабелей.

В 1957 году не существовало камер высокого давления для проверки прочности корпуса: в имевшихся не мог разместиться аппарат такой величины. Поэтому испытания корпуса на прочность производились в море, как это происходит и поныне при проверке крупных аппаратов вроде «Алюминаута». Предусмотренная для «Ныряющего блюдца» эксплуатационная глубина составляла 300 метров. Корпус получил обозначение DS-1 (от английского «Ныряющее блюдце»). Испытания производились с борта «Калипсо» в Кассисе (Франция), неподалеку от участка, где прежде проводили научно-исследовательские работы ученые Центра подводных исследований. Во время первых серий погружений аппарат, на котором не было людей, прикрепляли к тросу. Чтобы компенсировать вес экипажа и оборудования, в корпус поместили смычку якорь-цепи и другой груз. Корпус погружался до глубины 900 метров, причем запас прочности составлял 3-1, намного превышая коэффициент у подводных лодок, равный примерно 1,5-1. Требование высокой надежности предъявлялось ко многим деталям «Блюдца», хотя и отражало консервативный подход к решению технических задач. Но за время работ с «Ныряющим блюдцем» мы смогли убедиться в справедливости принципов, которыми руководствовались при проектировании и строительстве аппарата.

Во время погружения корпуса все шло хорошо до тех пор, пока не начался подъем. Корпус уже приближался к поверхности, но тут судно качнуло, трос, не выдержавший значительной нагрузки, порвался и желтый сфероид начал падать на дно. На глубине 990 метров корпус, получив нейтральную плавучесть, повис в воде: на ленте самописца эхолота было отчетливо видно, что он не дошел 4,5 метра до дна. Потеря корпуса была тяжким ударом для Кусто и Управления подводных исследований и новым доказательством той опасности, какую таит в себе вечно подвижная поверхность моря, где соприкасаются воздух и вода. Корпус DS-1 пролежал на дне несколько лет, и всякий раз, как «Калипсо» проходила над ним, экипаж судна «видел» аппарат все на том же месте и в том же положении, что свидетельствовало о прочности и правильном выборе конструкции корпуса. Это была одна из тех неудач, которые заставили Жака-Ива Кусто прийти к такому выводу: «Когда в море имеешь дело с тросом, можно быть уверенным в двух вещах: он или запутается, или порвется».

Прошло почти два года, прежде чем на свет появилось «Ныряющее блюдце» номер два. Аппарат был построен и подготовлен к морским испытаниям. Кусто и его помощники из Управления подводных исследований приложили немало труда к тому, чтобы DS-2 прошел нужные проверки. Как и при создании любого аппарата, работающего в совершенно новых условиях, все приходилось открывать впервые. Особенно трудной оказалась проблема аккумуляторных батарей. Сначала предполагалось, что DS-2 будет снабжен никелево-кадмиевыми батареями, имеющими небольшой вес и значительную емкость. Это было важным фактором, поскольку для перемещения аппарата, маневрирования и освещения необходимо значительное количество электроэнергии. Конструкторы мудро решили, что всплытие и подъем на поверхность не должны зависеть от наличия энергии. Хотя значительная емкость аккумуляторов и гарантировала работу ряда важных систем и устройств, благополучное возвращение обеспечивалось посредством сбрасывания балласта. При первых испытаниях никелево-кадмиевые батареи (батареи «Никад») работали с перебоями, а потом начали взрываться, с силой швыряя небольшое суденышко в разные стороны. Именно в такой критический момент был впервые проверен 180-килограммовый балласт для срочного подъема. «Блюдце» вместе с экипажем быстро и благополучно достигло поверхности. Конструкторы занялись разработкой более качественных аккумуляторов и вернулись к обычным свинцово-кислотным батареям, решив, что никелево-кадмиевые еще недостаточно усовершенствованы для эксплуатации под водой. Защитные футляры для свинцово-кислотных батарей оказались весьма простыми и прочными, более того, они безотказно работали в 1959 году и по-прежнему работают в настоящее время.

«Ныряющее блюдце» в разрезе (вид спереди).

1 - ввод кабеля, 2 - счетчик скорости течений, 3 - распределительный шит, 4 - ручной аварийный насос, 5 - эхолот, 6 - лампа мощностью 100 ватт, 7 - 150-ваттный прожектор, 8 - водяная балластная цистерна, 9 - цилиндр со ртутью для регулировки наклона аппарата, 10 - клешня механической руки, 11 - корзина для образцов грунта, 12-подсветка мощностью 250Э ватт, 13 - стробоскоп, 14 - сопло водомета, 15 - механизм вращения. 10 - стрела с укрепленной на ней подсветкой, 17 - пластмассовый обтекатель, 18 - стальной корпус толщиной 1,9 сантиметра, 19 - наполненный маслом футляр, 20 - балластный насос, 21 - отсечной гидравлический клапан, 22 - ввод гидравлического привода, 23 - осциллятор, 24 - надувная рубка.

«Ныряющее блюдце» в разрезе (вид сзади).

1 - счетчик количества углекислого газа, 2 - магнитофон (звуковой вахтенный журнал), 3 - рулевой рычаг, 4- ручка управления соплами, 5 - контактор, 6 - кормовой резервуар со ртутью, 7 - рулевой механизм, 8 - насос водометного устройства, 9 - патрубок, 10 - электромотор, 11 - выпускной клапан, 12 - приборная панель, 13 - упор для подбородка, 14 - иллюминатор, 15 - 16-миллиметровая кинокамера, 16 - гирокомпас, 17 - ксеноновый маячок, 13 - антенна.

Создание нужных аккумуляторных батарей было одним из многих своеобразных и эффективных решений, осуществленных французами при постройке подводного аппарата. Прежде чем «Ныряющее блюдце» окончательно вступило в строй, произошло немало волнующих историй. О некоторых из них Кусто поведал в своей книге «Живое море». В период с 1960 по 1964 год «Ныряющее блюдце» около 130 раз совершало погружения, проводимые Кусто и другими учеными, осуществлявшими различного рода исследования в Средиземном море.

Расстояние от кончика одного крыла «Ныряющего блюдца» до другого 2,8 метра, конечно, если можно дать обтекателям из стеклопластика определение «крылья», бытующее в авиации. Уже одно присутствие на аппарате реактивных двигателей странно само по себе. Факт, что габариты «Блюдца» не превышают 3 метров, означает, что его можно перевозить на самолете. А это имеет первостепенное значение, когда доставлять аппарат необходимо в различные места земного шара. Прочный корпус имеет диаметр 200 сантиметров и высоту 152 сантиметра. Но с салазками высота аппарата увеличивается до 213 сантиметров. В случае, когда необходимо погрузить «Блюдце» на самолет, высоту его можно несколько уменьшить. Готовое к эксплуатации «Блюдце» весит около 3600 килограммов. Тех, кто впервые видит его, чаще всего поражают небольшие размеры. И действительно, когда вы подходите, к нему, оно кажется очень маленьким, зато внутри оно гораздо просторнее, чем можно ожидать: там вполне можно сидеть не сгибаясь. Вид аппарата в разрезе показан на рисунке.

СИСТЕМЫ И ПРОЧИЕ УСТРОЙСТВА

Способ передвижения. Для передвижения под водой на «Ныряющем блюдце» установлен гидрореактивный движитель, состоящий из двух сопел, выбрасывающих струи воды, толкающие судно вперед. Электрический двигатель мощностью в 2 лошадиные силы, размещенный в прочном корпусе, приводит в движение водяной насос, от которого через V-образный патрубок по двум прочным пластмассовым трубкам диаметром 6 сантиметров, проходящим по обоим бортам, вода подается к соплам водомета. Поток воды можно направлять в ту или другую сторону или же пропускать через гидравлический плунжер, служащий рулем. Сопла установлены на «крыльях» аппарата и с помощью шестерен могут поворачиваться на 270°, от положения «горизонтально вперед» до положения «горизонтально назад». Это перемещение также осуществляется при помощи гидравлического привода. Рукоятка управления соплами, как и две остальные рукоятки управления, размещены слева от оператора. Сопла могут поворачиваться и одновременно, и поочередно. Повернув сопла в разные стороны, можно тотчас же развернуть «Блюдце» вокруг своей оси. Электромотор, основной узел силовой установки, заключен в прочный контейнер. Вращающий момент от мотора передается на водяную помпу при помощи муфты, снабженной масляным сальником, препятствующим проникновению воды. Мотор имеет две скорости - среднюю и полную - и управляется оператором с контрольного пульта. Скорость аппарата, получаемая благодаря использованию системы такого рода, естественно, незначительна, поскольку мощность выбрасываемой струи не слишком велика. Полная скорость меньше узла. Однако следует учесть, что «Блюдце» вовсе не предназначено для скоростного перемещения на большие расстояния. В сущности, оно было создано для того, чтобы человек мог подробно изучить живой мир моря и характер его дна. И скорость свыше узла чаще всего была бы излишней, поскольку аппарат не смог бы приближаться достаточно медленно к тем или иным предметам, привлекшим внимание наблюдателя, не смог бы разворачиваться и маневрировать, проникая в узкие подводные ущелья и каньоны.

Увеличение скорости осложняет задачу конструктора: возникает необходимость повысить мощность двигателя и емкость аккумуляторов, что приводит к увеличению веса аппарата, а следовательно к сложности эксплуатации. Именно эти соображения заставили конструкторов «Ныряющего блюдца» принять такие технические решения, при которых тихоходность сочетается с высокой маневренностью. При проектировании многих более современных подводных аппаратов конструкторы увеличивают радиус действия и скорость. Однако источники энергии - аккумуляторы - по существу остаются прежними, тяжелыми и громоздкими. Конструкторам приходилось всякий раз идти на компромисс: повышая скорость и автономность, они значительно увеличивают вес и размеры аппарата. Многие считают, что скорость «Блюдца», а следовательно, и радиус его действия, составляющий 2-3 мили, крайне недостаточны, но целый ряд биологов и кое-кто из геологов, с которыми я беседовал, говорят, что лишь при скорости меньше 1 узла они в состоянии рассмотреть, определить характер и сфотографировать интересующие их объекты.

Балластная система. Одним из важных условий, гарантирующих безопасность работы в подводных аппаратах, разработанных Жаком-Ивом Кусто, является наличие балласта, который можно сбросить, когда необходимо всплыть. Кусто отказался от применения механических устройств для спуска и подъема. В подводном аппарате, в отличие от классической подводной лодки, не используются балластные цистерны и сжатый воздух для их продувания при всплытии с больших глубин. Аппарат может подниматься на поверхность, если сбросить груз или откачать воду из цистерны. На «Ныряющем блюдце» используется надежная и простая система: как раз под иллюминаторами прикрепляются две чугунные чушки весом 25 килограммов каждая. Они удерживаются двумя чеками снизу и одной, подвижной, сверху; последняя соединена с поворотным механизмом. Рычаг, находящийся внутри аппарата, может поворачиваться на 45° влево или вправо. При этом освобождается сперва один груз (аппарат приобретает при этом нулевую плавучесть), а затем второй (и тогда аппарат всплывает). Когда «Блюдце» спускается на воду с полным балластом, прикрепленным к его днищу, оно приобретает скорость около 18 метров в минуту. В 15 метрах от дна сбрасывается первый груз. Регулировать плавучесть можно с помощью специальных устройств, это делается посредством приема некоторого количества воды в резервуар емкостью 45 литров или выкачиванием такого же количества. Вода поступает в резервуар под тем же давлением, какое существует на данной глубине, но, когда она попадает в резервуар, давление уменьшается. Выкачивается вода с помощью электрической помпы и ручного насоса, если помпа выйдет из строя. Аварийный груз является составной частью балластной системы, хотя, как правило, он не используется. Этот свинцовый груз весом 180 килограммов, укрепленный снизу в задней частя аппарата, сбрасывается с помощью поворотного рычага такой же конструкции, как и описанная выше. При этом рычаг необходимо повернуть почти на 360°, чтобы при случайном прикосновении к нему груз не сбрасывался.

Гидравлические устройства. Большинство операций на борту «Ныряющего блюдца» осуществляется с помощью гидравлических приводов. В гидравлической системе, которая находится внутри корпуса, при помощи насоса, приводимого в движение мотором, создается давление 70 килограммов на квадратный сантиметр. Но на случай, если электромотор выйдет почему-либо из строя, предусмотрен и ручной гидравлический насос. Всякий раз, как используется гидравлический привод, включается помпа, поддерживающая в системе нужное давление. С помощью гидравлических приводов осуществляется поворот сопел водомета, изменяется положение аппарата, производится управление манипулятором - механической рукой, а также штангой, на которой укреплен прожектор для киносъемки. Все устройства можно регулировать, кроме того, приводы гидравлической системы можно отключать при помощи клапанов - факт, приобретающий важное значение, когда в каком-то из узлов появляется течь.

Изменение положения корпуса. «Ныряющее блюдце» позволяет экипажу смотреть вверх или вниз, а также двигаться вверх или вниз по склону подводной горы. В двух цилиндрах, расположенных в носовой и кормовой частях аппарата, помещено 125 килограммов ртути: передний находится выше центральной горизонтальной плоскости, а кормовой - ниже. Таким образом, если всю ртуть переместить, скажем, в носовой цилиндр, аппарат на 30° наклонится вниз. На перемещение ртути из одного цилиндра в другой уходит около 10 секунд. Оператор изменяет дифферент с помощью гидравлики, поворотом рукоятки, укрепленной под его ложем. В экстренном случае ртуть можно вылить за борт, тогда «Блюдце» приобретает дополнительный запас плавучести около 113 килограммов.

Системы жизнеобеспечения. Под койкой наблюдателя помещена цистерна, содержащая 0,5 кубического метра медицинского кислорода, который стравливается в кабину при помощи клапана. Специальный счетчик показывает количество оставшегося кислорода. Запаса в резервуаре достаточно для двух человек приблизительно на сутки. 7,3 килограмма гидроокиси лития выполняют роль поглотителя выделяемого при дыхании углекислого газа. Гранулированная гидроокись лития находится в шести перфорированных лотках, уставовленных в различных местах кабины, чтобы наилучшим образом поглощать углекислый газ. Барометр показывает давление в кабине, так что оператор может регулировать его, постоянно поддерживая на уровне около одной атмосферы. Если давление увеличивается, оператор уменьшает приток кислорода до тех пор, пока оно не приблизится к нормальному. Благодаря вентилятору происходит циркуляция воздуха, что препятствует скоплению углекислого газа в нижней части кабины. Второй вентилятор подает воздух к иллюминаторам, чтобы они не отпотевали. Для измерения содержания углекислого газа в кабине используется специальный счетчик. Впоследствии мы установили дополнительный баллон с кислородом, чтобы увеличить продолжительность пребывания под водой до двух суток.

Аккумуляторные батареи. Снаружи аппарата по борту размещено шесть свинцово-кислотных аккумуляторов общей емкостью 105 ампер-часов при напряжении 120 вольт, служащих для освещения и питания силовой установки. Такого запаса энергии обычно хватает под водой на четыре часа. Для полной перезарядки аккумуляторных батарей требуется около 15 часов. В зависимости от режима работы и продолжительности погружения батареи при нормальных условиях обеспечивают до 100 погружений.

ПРИБОРЫ И УСТРОЙСТВА

Навигационные приборы. Для того чтобы оператор мог вести аппарат по курсу, в его распоряжении имеется пневматический гирокомпас, такой же, какие употребляются на больших самолетах. Глубина погружения «Блюдца» с точностью около 10 метров измеряется при помощи сильфонного манометра. Более точно глубину показывает эхолот, который может измерять расстояние до поверхности воды или до морского дна. Кроме того, на ленте самописца регистрируется весь ход погружения. Излучатель эхолота можно также направлять вперед и определять расстояние до предметов в радиусе около 200 метров. Магнитофон с микрофонами для оператора и ученого позволяет записывать наблюдения, отсчеты показаний приборов, а также служит вахтенным журналом погружения.

Фото- и кинокамеры. Снаружи аппарата установлен 35-миллиметровый фотоаппарат «Эджертон», помещенный в прочный защитный корпус. Две линзы обеспечивают постоянную фокусировку для съемки предметов, находящихся на расстоянии 1 и 3 метров. Синхронизированная фотовспышка мощностью 400 ватт в секунду обеспечивает нужное освещение при съемке. Катушка пленки длиной 30 метров позволяет снять 410 кадров во время одного погружения. Между лежаками установлена 16-миллиметровая кинокамера, с помощью которой через оптическое отверстие можно производить киносъемку. Эту кинокамеру можно зарядить 300 метрами пленки, хотя на практике наиболее удобным оказывается 120-метровый ролик.

Освещение. Две основные фары мощностью 1650 ватт освещают путь аппарата, две лампы поменьше - 200 и 150 ватт - используются для других надобностей. Лампа специальной конструкции мощностью 2500 ватт, укрепленная на штанге, обеспечивает освещение, необходимое для киносъемок. В довершение всего световое оборудование включает ксеноновый маячок мощностью 1 ватт в секунду и силой света 240 000 люменов, который служит средством для обнаружения аппарата на поверхности в ночное время.

Прочие приборы. Дополнительно на аппарате установлено несколько важных устройств. Они были изготовлены или закуплены лабораториями, зафрахтовавшими «Ныряющее блюдце». Прибор для измерения течений представлял собой электромеханический лаг типа «Савониес», который регистрировал течения скоростью до 1,5 узлов и отмечал пройденное расстояние в метрах. Специальное устройство показывало температуру воды по стоградусной шкале. Связь между поверхностью и «Ныряющим блюдцем» осуществлялась с помощью телефона, работающего на частоте 42 килогерца.

В первые годы «Ныряющее блюдце» было известно под именем «Denise», но постепенно его вытеснило менее претенциозное название «La Soucoupe», или «Блюдце». Впоследствии название «Блюдце» заменялось другими. Например, Гастон, руководитель группы обслуживания, представитель Французского управления подводных исследований, однажды в самом начале нашего знакомства с запинками, но без ошибок проговорил по-английски:

Мы зовем «Блюдце» «Fromage» («Круг сыра»). Аппарат похож на большой желтый круг сыра, а когда в нем работают люди, то они напоминают мышат, то влезающих внутрь, то вылезающих наружу.

Правда, это наименование так и не привилось, но, пожалуй, оно было одним из наиболее забавных.

Подобно всем владельцам судов и яхт, которым всегда не терпится показать гостям все, что находится на палубе и под ней, мы любили показывать своим новым знакомым внутреннее устройство нашего «Ныряющего блюдца». Сфотографировать или описать интерьер «Блюдца» весьма трудно, потому что аппарат имеет круглую форму. Гораздо проще ознакомиться с ним, войдя внутрь.

Некоторые, наиболее ловкие члены нашей группы поднимались к люку «Блюдца», карабкаясь по узким скобам, укрепленным на левом борту. Остальные же, как и посетители, предпочитали более спокойный способ и забирались внутрь по штормтрапу. Диаметр люка всего 50 сантиметров, и кажется, что в него не пролезть, но впечатление это обманчиво: мы убедились, что через люк могут проникнуть даже довольно тучные люди. Когда вы спускаетесь вниз через люк, то встаете ногами на металлическую цистерну с водой, установленную между двумя лежаками. Затем приседаете и опускаетесь одним коленом на правый лежак, предназначенный для наблюдателя. «Берегите ноги! - таким возгласом я предупреждаю посетителя или новичка-наблюдателя, который начинает вытягивать ноги.- Осторожно! Там вентилятор и распределительный щит!» Место для ног находилось в том случае, если посетитель ложился на лежак и смотрел в правый иллюминатор.

Вы можете положить подбородок на эту небольшую подушечку из поролона,- говорю я каждому новому наблюдателю.- Оттуда вы увидите порт. Взгляните налево, там находится глубиномер, чуть в стороне - измеритель скорости течений и прибор, показывающий температуру воды. Справа от вас панель, на которой установлена лампа-вспышка и счетчик кадров 35-миллиметровой пленки.

При этих словах наблюдатель должен, изогнувшись, повернуться направо и запомнить хорошенько, где что находится: ведь во время погружения в кабине будет темно и он должен помнить, какое количество неиспользованных кадров остается в камере. Затем я показываю ему, где располагаются кнопки управления камерами.

Слева внизу, как раз под лежаком, находится кнопка спуска фотокамеры. Всякий раз, как вы на нее нажимаете, зажигается фотовспышка. После каждого кадра не забудьте выждать 12-15 секунд: именно такое время требуется для того, чтобы устройство полностью перезарядилось. Кроме того, помните, на какое расстояние рассчитаны оба объектива,- 1 и 3 метра.

Впоследствии мы пришли к выводу, что со многими из вышеприведенных сведений желающие могут ознакомиться заблаговременно, если отпечатать нечто вроде памятки.

Кнопка кинокамеры находится с другой стороны, вот тут, но, прежде чем нажать ее, удостоверьтесь в том, что оператор знает о вашем намерении произвести съемку. Тогда он сможет развернуть аппарат в нужное положение, вести его с необходимой скоростью и включить подсветку.

Чтобы получить хорошие кадры, необходимо обладать некоторыми навыками, поэтому ученые чаще всего предоставляют возможность более опытному в этом деле оператору производить киносъемки.

Если вас интересует, каким курсом движется «Блюдце», вы можете обратиться к оператору. Кроме того, через систему зеркал вы имеете возможность снять отсчет с гирокомпаса, расположенного рядом с оператором.

Трудно было убедить слушателя в том, что система зеркал достаточно эффективна, и лишь в темноте он сам ясно видел в зеркале освещенную картушку компаса.

Подводный телефон находится здесь, позади цистерны с водой. От вас требуется только снять трубку, нажать кнопку и медленно, раздельно говорить. Телефон будет все время включен, так что вы сможете услышать, когда вас вызовет кто-нибудь из тех, кто находится на поверхности.

После такого наставления новый наблюдатель обычно садился на лежак лицом к корме и с удивлением замечал, как просторно внутри нашего крохотного аппарата. Действительно, несмотря на обилие приборов и устройств, внутри аппарата поразительно много свободного места и совсем не чувствуется, что ты находишься в тесной коробке, из которой не просто выбраться. Если у новичка оказывалось лишнее время, он рассматривал устройства, с помощью которых оператор управляет аппаратом, а также другие приборы. Я ложился ничком на место оператора и продолжал:

Приборы управления находятся слева - вот здесь. Этими двумя рычагами, которые поворачивают сопла водометов, можно управлять одновременно или поочередно. Как видите, они связаны с двумя гидравлическими приводами, которые соединены с трубками гидравлического устройства, проходящими через корпус. Впереди приводов находится рычаг управления рулем. Этими тремя рычагами оператор управляет левой рукой. Надо твердо запомнить, где именно находятся все семь или восемь кнопок и выключателей, расположенных на электрической панели под лежаком. С их помощью оператор включает и выключает водометные устройства и выбирает необходимую скорость хода. На этом же щите расположено несколько выключателей освещения. Еще ниже оператор наощупь находит рычаг ртутной дифферентной системы, с помощью которой можно приподнимать или опускать носовую часть аппарата. В специальной нише находятся рычаги управления механической рукой и клешней. Манипулятор может двигаться в продольном и поперечном направлениях, открывая и закрывая клешню и поворачивая руку в необходимую сторону.

Из моего рассказа можно заключить, что нашему оператору для управления «Блюдцем» требуется три руки.

И, наконец, между лежаками находятся два рычага: при быстром повороте одного освобождается груз весом 25 килограммов, а при помощи другого принимается вода, служащая балластом. Вы можете себе представить, как трудно приходится оператору, когда он управляет аппаратом, идущим даже против слабого течения. И при этом он еще должен манипулировать клешней, не видя рычагов и кнопок управления.

После четырехчасового пребывания под водой каждый ученый, наблюдавший за действиями оператора, обладающего такими способностями, проникался огромным уважением к нему.

И в завершение я обычно показывал, как при необходимости выбросить за борт ртуть, а также рычаг, которым освобождается аварийный груз, две небольшие кислородные маски на случай пожара, надувной спасательный плотик и устройство, при помощи которого надувается «юбка» - подобие рубки, обеспечивающая аварийный выход из аппарата в штормовую погоду. Очень немногие испытывали серьезное беспокойство по поводу возможных аварийных ситуаций. Разумеется, почти все наблюдатели были аквалангистами, они проходили специальный курс легководолазного дела, что необходимо для выполнения научных работ под водой. Однако нашлись и такие, кто чувствовал себя не в своей тарелке, очутившись в тесном «Ныряющем блюдце». Однако, насколько мне известно, никто не впадал в панику и, заглянув внутрь аппарата, не отказывался спуститься в нем под воду.

У «Ныряющего блюдца» была безупречная репутация: во время 430 погружений не было зарегистрировано ни одного несчастного случая или аварии.

Я полагаю, что знакомство с конструкцией аппарата и многочисленными страхующими устройствами вселяло уверенность в безопасность погружений.

Но, конечно, находились люди, которым мерещились самые страшные ситуации: «А что если «Блюдце» застрянет где-нибудь между рифов?» «А как открыть люк, если нужно моментально выбраться?» «А вдруг в аппарате появится течь?» Вполне очевидно, что выбраться наружу с глубины даже нескольких метров невозможно, поскольку нельзя создать внутри «Блюдца» достаточное противодавление, чтобы открыть люк. Затопить же для этой цели аппарат водой, если только он находится не на самом дне, нельзя: «Блюдце» станет слишком быстро тонуть. Мы решили, что в подобных случаях обитателям «Блюдца» лучше всего оставаться на месте и заботы о спасении предоставить людям, находящимся на поверхности. К счастью, во время 125 погружений у нас ни разу не возникала нужда производить такого рода спасательные работы.

Из книги Двойной агент. Записки русского контрразведчика автора Орлов Владимир Григорьевич

«На борту» значит «за бортом» Исчезновение ряда шифровок из советскою посольства в Шанхае взбудоражило всех чекистов. Несколько русских обществ подверглось нападению, в частных домах были произведены обыски. В одном из них обнаружили письмо, якобы написанное

Из книги Жизнь моряка автора Лухманов Дмитрий Афанасьевич

С лошадьми на борту В Таганроге «Астрахань» нагрузили пшеницей насыпью, а на палубу мы приняли двадцать четыре лошади.Лошади эти были куплены какими-то важными турками на воронежской ярмарке и назначались для султанской конюшни. Их сопровождали проводники из русских

Из книги Карьера менеджера автора Якокка Ли

Из книги Ночные рейды советских летчиц. Из летной книжки штурмана У-2. 1941–1945 автора Голубева-Терес Ольга Тимофеевна

Мышь на борту! «31.12.43 – 4 полета – 4,45 ч. Бомбили скопление войск противника в Булганаке. Сброшено 600 кг бомб. Потушен прожектор…» Затяжные дожди и мокрый снег превратили дороги и аэродром во вселенскую хлябь: натужно надрывались моторы машин, измучились, издергались

Из книги С Антарктидой - только на "Вы": Записки летчика Полярной авиации автора Карпий Василий Михайлович

Со взрывчаткой на борту Зима уже полностью вступила в свои права. Циклоны приходили все реже, поутихли пурги, и даже стоковые ветры умерили свой пыл. Лед, за которым мы гонялись с гидрологами к горизонту и солнцу, плотно стал, теплый воздух с океана перестал тревожить

Из книги Немецкие субмарины в бою. Воспоминания участников боевых действий. 1939-1945 автора Бреннеке Йохан

Глава 21 ДИЗЕНТЕРИЯ НА БОРТУ! Оперативная сводка. Осень 1943 годаПоложение подводников в это время хорошо иллюстрирует опыт «U-172» под командованием Карла Эммерманна. Противник, судя по всему, разведал, где подводные лодки получают запасы. Тайной оставалось то, как он об этом

Из книги Куда плывут материки автора Кузнецова Любовь Иосифовна

НА БОРТУ «ДИСКО» Экспедиция, которую предлагали возглавить Вегенеру, была рассчитана всего на одно лето, задачи ее были невелики. Ученый мечтал не о таком исследовании Гренландии. В тихом Граце он вынашивал дерзкие планы и, приехав в Берлин, изложил их Обществу содействия

Из книги Говорит Гитлер. Зверь из бездны автора Раушнинг Герман Адольф Рейнгольд

На борту "Мейфлауэра" Мы в пути. Стремительный бег времени увлекает нас за собой. Или нам это только кажется, а время на самом деле мчится где-то в стороне, мимо нас? Куда несет нас, зажатых меж палубами нашего корабля, на жестких настилах, в затхлом воздухе, лишенных света

Из книги Плен в своём Отечестве автора Разгон Лев Эммануилович

БУНТ НА БОРТУ… «…Или, бунт на борту обнаружив, из-за пояса рвет пистолет, так что сыплется золото кружев розоватых брабантских манжет».Я смотрел, как на лице капитана Намятова попеременно краска ярости сменяла бледность страха, на его рефлекторные подергивания руки к

Из книги Мои путешествия. Следующие 10 лет автора Конюхов Фёдор Филиппович

Американцы на борту 5 сентября 1998 года. Атлантический океан03:00. Подошел и ходит вокруг яхты американский военный корабль-пограничник. Плохо, что я не говорю по-английски. Я им сказал, куда я иду, но они начали задавать мне вопросы, а я не могу их разобрать, да еще

Из книги Подводники атакуют автора Дмитриев Александр Васильевич

На борту С-56 Герой Советского Союза Г.И. Щедрин. Герой Советского Союза (1944 г.) капитан-лейтенант Григорий Иванович Щедрин (ныне вице-адмирал в отставке) с марта 1943 г. принимал участие в Великой Отечественной войне в качестве командира подводной лодки С-56 Северного флота.

НА БОРТУ «НЫРЯЮЩЕГО БЛЮДЦА»

В течение последних 25 лет Жак-Ив Кусто сделал больше, чем кто-либо другой, для того чтобы внушить единомышленникам желание проникнуть в глубины океана и подкрепить это желание собственным примером. Один из первопроходцев подводного мира, он твердо уверен, что море таит неограниченные ресурсы, которые человечество сможет использовать в недалеком будущем. Кусто можно, пожалуй, сравнить с Генрихом Мореплавателем, жившим и XV веке, который был вдохновителем исследователей - как своих современников, так и мореходов последующих поколений, - изучивших более половины поверхности Мирового океана.

Кусто при сотрудничестве Эмиля Ганьяна разработал и запатентовал в 1943 году акваланг - приспособление, позволившее многим тысячам людей своими глазами увидеть красоту подводного мира и наблюдать его обитателей. С помощью акваланга человек свободно погружается на глубину до 60 метров с целью исследования, производства различных работ и непосредственного знакомства с подводным миром. В акваланге используется легочный автомат - специальный регулятор, подающий воздух из баллона емкостью около 2 кубических метров, в котором он находится под давлением около 140 килограммов на квадратный сантиметр. Благодаря этому устройству пловец дышит, не ощущая давления окружающей его воды, так как воздух поступает к нему под таким же давлением. Однако этим прибором нужно пользоваться умело. На значительных глубинах аквалангисты могут почувствовать азотное опьянение и кислородное отравление - явления, хорошо знакомые водолазам. Хотя некоторые ныряльщики могут погружаться на глубины свыше 75 метров, большинство считает предельной именно эту глубину, на которой подводные работы или исследования безопасны. Так как запас воздуха уменьшается прямо пропорционально глубине погружения, то на глубинах свыше 60 метров аквалангист может находиться всего несколько минут, включая время, которое тратится еще и при подъеме на декомпрессию.

Необходимым условием для погружений является превосходное здоровье. Психологические перегрузки при погружении на значительную глубину доставляют неприятные минуты даже натренированным пловцам, а в некоторых случаях приводят к роковым последствиям.

Во многих районах моря существуют слои с резко различающейся температурой. Ко всему, на большой глубине видимость ухудшается, пловец оказывается в холодной воде, что ограничивает продолжительность и безопасность погружения.

Усовершенствованные в последнее время дыхательные аппараты позволяют человеку осваивать все более значительные глубины. Легким водолазам подается смесь, гелия и кислорода по шлангам из специальных резервуаров на глубинах до 180 метров. Применяя инертный газ вроде гелия, ныряльщик может избежать наркотического действия азота и токсического эффекта кислорода. Тем не менее техника погружения становится все более сложной и аквалангисты, за исключением хорошо подготовленных и обученных пловцов-профессионалов, осваивают ее с трудом.

В начале 50-х годов, когда акваланг только стал широко использоваться в Соединенных Штатах, Кусто вместе со своими коллегами погружался на значительные глубины, подчас более 90 метров. Они вели наблюдения за жизнью обитателей моря, проникали в подводные пещеры, изучали останки затонувших судов. Во время погружений на большую глубину они подвергались переохлаждению, а также азотному наркозу и глубинному опьянению. Кроме погружений с аквалангом, Кусто на борту «Калипсо» совершал рейсы в различные участки Мирового океана с целью сбора научных данных и производства наблюдений. Именно тогда он убедился в том, что человеку необходимо научиться работать не только на поверхности моря, но и на глубинах. В своей книге «Живое море» Кусто рассказывает о том, что ему довелось испытать во время постановки буя, когда шторм, продолжавшийся десять дней, застал его в море.

«В то время как мои, матросы, находясь на палубе судна, которое бросало из стороны в сторону словно щепку, пытались поднять на борт последние салазки с установленной на них фотокамерой, я стоял на левом крыле мостика, прищурив глаза, смотрел на солнце, прыгавшее то вверх, то вниз, слышал свист ветра в ушах и думал о пережитых нами мучениях. В течение десяти дней мы выбивались из сил ради того, чтобы раздобыть несколько фотографий. Я сломал барабан лебедки, таскал за собой фотокамеру, которая, как выяснилось, была неисправна, поневоле отстаивался на якоре, целыми часами вытравливал буксировочные тросы, потерял шар-зонд и 18 000 метров нейлонового троса. Ко всему прочему, какой-то глупый кальмар помешал установить радарный отражатель. Я поклялся, что вырвусь из этой паутины тросов и распрощаюсь со свирепой злобой моря. Я все более убеждался в том, что для исследования океанских глубин необходимы обитаемые подводные аппараты, сконструированные специально для подводных работ».

Только через несколько лет Кусто смог осуществить свою мечту. Разработка «Ныряющего блюдца» была начата еще в 1955 году во Французском управлении подводных исследований. Одна из групп, находившихся в распоряжении Кусто, обосновалась в Марселе. Кусто сообщил технические требования к аппарату Жану Моллару, главному конструктору, и Андре Лабану, руководителю управления. Основное условие заключалось в том, чтобы исследователь в аппарате, обеспечивающем безопасность и комфорт, мог достичь более значительных глубин, чем аквалангист. Кроме того, наблюдатель должен иметь хороший обзор внешнего пространства, возможность фотографировать и собирать образцы пород и животных. Но прежде всего аппарат должен обладать маневренностью аквалангиста.

Конструктивно аппарат представлял собой приплюснутую сферу. Такая форма позволяет двум наблюдателям, лежа ничком, смотреть в иллюминаторы. Значительное количество оборудования и приборов было вынесено наружу, за пределы прочной сферы, чтобы аппарат обладал большей плавучестью. Так, тяжелые аккумуляторные батареи, движительная установка и детали управления были закреплены снаружи и закрыты лишь обтекателем из стеклопластика. Корпус эллипсоидной формы (максимальный диаметр 1,8 метра) состоял из двух сваренных вместе половин, изготовленных из мягкой стали толщиной 1,8 сантиметра. Он имел следующие отверстия: два конических иллюминатора диаметром 16 сантиметров, три небольшие оптические линзы с широким обзором, расположенные в верхней части аппарата, иллюминатор для кинокамеры и восемь отверстий для прохода гидравлических труб и электрических кабелей.

В 1957 году не существовало камер высокого давления для проверки прочности корпуса: в имевшихся не мог разместиться аппарат такой величины. Поэтому испытания корпуса на прочность производились в море, как это происходит и поныне при проверке крупных аппаратов вроде «Алюминаута». Предусмотренная для «Ныряющего блюдца» эксплуатационная глубина составляла 300 метров. Корпус получил обозначение DS-1 (от английского «Ныряющее блюдце»). Испытания производились с борта «Калипсо» в Кассисе (Франция), неподалеку от участка, где прежде проводили научно-исследовательские работы ученые Центра подводных исследований. Во время первых серий погружений аппарат, на котором не было людей, прикрепляли к тросу. Чтобы компенсировать вес экипажа и оборудования, в корпус поместили смычку якорь-цепи и другой груз. Корпус погружался до глубины 900 метров, причем запас прочности составлял 3-1, намного превышая коэффициент у подводных лодок, равный примерно 1,5-1. Требование высокой надежности предъявлялось ко многим деталям «Блюдца», хотя и отражало консервативный подход к решению технических задач. Но за время работ с «Ныряющим блюдцем» мы смогли убедиться в справедливости принципов, которыми руководствовались при проектировании и строительстве аппарата.

Во время погружения корпуса все шло хорошо до тех пор, пока не начался подъем. Корпус уже приближался к поверхности, но тут судно качнуло, трос, не выдержавший значительной нагрузки, порвался и желтый сфероид начал падать на дно. На глубине 990 метров корпус, получив нейтральную плавучесть, повис в воде: на ленте самописца эхолота было отчетливо видно, что он не дошел 4,5 метра до дна. Потеря корпуса была тяжким ударом для Кусто и Управления подводных исследований и новым доказательством той опасности, какую таит в себе вечно подвижная поверхность моря, где соприкасаются воздух и вода. Корпус DS-1 пролежал на дне несколько лет, и всякий раз, как «Калипсо» проходила над ним, экипаж судна «видел» аппарат все на том же месте и в том же положении, что свидетельствовало о прочности и правильном выборе конструкции корпуса. Это была одна из тех неудач, которые заставили Жака-Ива Кусто прийти к такому выводу: «Когда в море имеешь дело с тросом, можно быть уверенным в двух вещах: он или запутается, или порвется».

Прошло почти два года, прежде чем на свет появилось «Ныряющее блюдце» номер два. Аппарат был построен и подготовлен к морским испытаниям. Кусто и его помощники из Управления подводных исследований приложили немало труда к тому, чтобы DS-2 прошел нужные проверки. Как и при создании любого аппарата, работающего в совершенно новых условиях, все приходилось открывать впервые. Особенно трудной оказалась проблема аккумуляторных батарей. Сначала предполагалось, что DS-2 будет снабжен никелево-кадмиевыми батареями, имеющими небольшой вес и значительную емкость. Это было важным фактором, поскольку для перемещения аппарата, маневрирования и освещения необходимо значительное количество электроэнергии. Конструкторы мудро решили, что всплытие и подъем на поверхность не должны зависеть от наличия энергии. Хотя значительная емкость аккумуляторов и гарантировала работу ряда важных систем и устройств, благополучное возвращение обеспечивалось посредством сбрасывания балласта. При первых испытаниях никелево-кадмиевые батареи (батареи «Никад») работали с перебоями, а потом начали взрываться, с силой швыряя небольшое суденышко в разные стороны. Именно в такой критический момент был впервые проверен 180-килограммовый балласт для срочного подъема. «Блюдце» вместе с экипажем быстро и благополучно достигло поверхности. Конструкторы занялись разработкой более качественных аккумуляторов и вернулись к обычным свинцово-кислотным батареям, решив, что никелево-кадмиевые еще недостаточно усовершенствованы для эксплуатации под водой. Защитные футляры для свинцово-кислотных батарей оказались весьма простыми и прочными, более того, они безотказно работали в 1959 году и по-прежнему работают в настоящее время.

«Ныряющее блюдце» в разрезе (вид спереди).

1 - ввод кабеля, 2 - счетчик скорости течений, 3 - распределительный шит, 4 - ручной аварийный насос, 5 - эхолот, 6 - лампа мощностью 100 ватт, 7 - 150-ваттный прожектор, 8 - водяная балластная цистерна, 9 - цилиндр со ртутью для регулировки наклона аппарата, 10 - клешня механической руки, 11 - корзина для образцов грунта, 12-подсветка мощностью 250Э ватт, 13 - стробоскоп, 14 - сопло водомета, 15 - механизм вращения. 10 - стрела с укрепленной на ней подсветкой, 17 - пластмассовый обтекатель, 18 - стальной корпус толщиной 1,9 сантиметра, 19 - наполненный маслом футляр, 20 - балластный насос, 21 - отсечной гидравлический клапан, 22 - ввод гидравлического привода, 23 - осциллятор, 24 - надувная рубка.




«Ныряющее блюдце» в разрезе (вид сзади).

1 - счетчик количества углекислого газа, 2 - магнитофон (звуковой вахтенный журнал), 3 - рулевой рычаг, 4- ручка управления соплами, 5 - контактор, 6 - кормовой резервуар со ртутью, 7 - рулевой механизм, 8 - насос водометного устройства, 9 - патрубок, 10 - электромотор, 11 - выпускной клапан, 12 - приборная панель, 13 - упор для подбородка, 14 - иллюминатор, 15 - 16-миллиметровая кинокамера, 16 - гирокомпас, 17 - ксеноновый маячок, 13 - антенна.

Создание нужных аккумуляторных батарей было одним из многих своеобразных и эффективных решений, осуществленных французами при постройке подводного аппарата. Прежде чем «Ныряющее блюдце» окончательно вступило в строй, произошло немало волнующих историй. О некоторых из них Кусто поведал в своей книге «Живое море». В период с 1960 по 1964 год «Ныряющее блюдце» около 130 раз совершало погружения, проводимые Кусто и другими учеными, осуществлявшими различного рода исследования в Средиземном море.

Расстояние от кончика одного крыла «Ныряющего блюдца» до другого 2,8 метра, конечно, если можно дать обтекателям из стеклопластика определение «крылья», бытующее в авиации. Уже одно присутствие на аппарате реактивных двигателей странно само по себе. Факт, что габариты «Блюдца» не превышают 3 метров, означает, что его можно перевозить на самолете. А это имеет первостепенное значение, когда доставлять аппарат необходимо в различные места земного шара. Прочный корпус имеет диаметр 200 сантиметров и высоту 152 сантиметра. Но с салазками высота аппарата увеличивается до 213 сантиметров. В случае, когда необходимо погрузить «Блюдце» на самолет, высоту его можно несколько уменьшить. Готовое к эксплуатации «Блюдце» весит около 3600 килограммов. Тех, кто впервые видит его, чаще всего поражают небольшие размеры. И действительно, когда вы подходите, к нему, оно кажется очень маленьким, зато внутри оно гораздо просторнее, чем можно ожидать: там вполне можно сидеть не сгибаясь. Вид аппарата в разрезе показан на рисунке.

Ровно 105 лет назад, 11 июня 1910 года, родился знаменитый океанограф Жак-Ив Кусто, давший людям ключ в прекрасный "Мир безмолвия" – глубины морей и океанов, населенных удивительными обитателями. Экзотические виды рыб, невиданные растения, моллюски и морские звезды стали героями захватывающих фильмов Жака-Ива Кусто.

Свое первое устройство подачи воздуха Жак-Ив Кусто соорудил из мотоциклетной камеры и коробки от противогаза, которая была наполнена химическим поглотителем. Будущий океанограф едва не погиб при испытании своего изобретения.

Настоящий прорыв в этой области был совершен тогда, когда Кусто объединился с инженером Эмилем Ганьяном.

Первый набросок будущего изобретения был сделан прямо на салфетке. Затем Эмиль привез в Марсель первый образец автоматического подводного регулирующего клапана, который они прикрепили к старому изобретению океанографа – регенерирующему аппарату Кусто, дополненному баллоном со сжатым воздухом.



Последующие испытания оказались неудачными – ошибка конструкции заключалась в неудобном размещении выпускного клапана на мундштуке, в то время как сам редуктор крепился шестью дюймами ниже на спине Жака-Ива Кусто. В итоге, когда Кусто находился головой вверх, воздух поступал нормально, но стоило изменить свое положение на противоположное, как подача воздуха прекращалась.


Тогда Ганьян перенес выпускной клапан вплотную к редуктору, и первые же испытания, проведенные в баке с водой, показали работоспособность конструкции. В этот же день в далеком 1943 году Ганьян и Кусто оформили заявку на патент, назвав свое изобретение "акваланг".

Камера для подводной съемки

Чтобы снимать под водой, Жак-Ив Кусто изобрел все необходимое оборудование, включающее камеры для подводных съемок, подводные лампы, видеокамеры и прочее.


Система подводного телевидения была довольно сложной: она состояла из подводной и надводной частей. Подводная часть включала в себя телевизионную передающую камеру, источник света, блок фотографирования и многожильный кабель. Надводная часть же состояла из видеоконтрольного устройства, источников электрического питания и пульта управления. В подводной камере использовались специальные телевизионные подводные трубки, способные работать в условиях низкой освещенности.

Одним из первых достижений команды Жак-Ива Кусто стало фотографирование морского дна на глубинах до 7250 м.

"Ныряющее блюдце"



SP-350 Denise, или "Ныряющее блюдце" – малый подводный аппарат, рассчитанный на двух человек, которые могли провести внутри около четырех часов. Предельная глубина погружения блюдца составляла 400 м, но глубже 300 м блюдце ни разу не опускалось из-за соображений безопасности. "Блюдце" имеет положительную плавучесть, а погружается при помощи балласта, который может быть оперативно сброшен в случае аварийной ситуации. Члены экипажа располагаются внутри блюдца лежа и наблюдают за морскими обитателями через иллюминаторы.

Жака-Ива Кусто можно считать пионером в организации подводных поселений. В сентябре 1962 года им был создан первый подводный дом в рамках проекта "Преконтинент-1", сооружение было установлено на глубине 10 м в гавани Марселя. Всего было проведено три одноименных проекта, и все они были успешными, но, к сожалению, в дальнейшем не нашли финансовой поддержки. Кстати, последнее поселение в рамках проекта "Преконтинент-3" находилось уже на 100-метровой глубине.

Очки для подводного плавания



Казалось бы, такая обыденная вещь, как очки для подводного плавания, тоже когда-то была ноу-хау, автором которого считается Жак-Ив Кусто. Произошло это совершенно случайно. Попав в автомобильную катастрофу, будущий легендарный океанограф получил тяжелые травмы. В качестве борьбы с последствиями аварии были выбраны плавание и глубоководные погружения. Проходя терапию, Кусто изобрел приспособление, которое делало плавание более занимательным и комфортным. А именно - очки для подводного плавания.