Шаг в будущее. Исследовательская работа "Золотое сечение

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

Найдите верную пропорцию и запишите буквы

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

Учение об отношениях и пропорциях успешно развивалось в IV в. до н.э. в Древней Греции.

С пропорциями связывались представления о красоте, порядке и гармонии, о созвучных аккордах в музыке.

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

Пропорциональность в природе, искусстве, архитектуре означает соблюдение определенных соотношений между размерами отдельных частей растения, скульптуры, здания и является непременным условием правильного и красивого изображения предмета.

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему.

a: b = b: c или с: b = b: а.

Это отношение обозначают буквой ;

= 0,618 = 5/8

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

Золотой прямоугольник обладает многими интересными свойствами. Если, например, от золотого прямоугольника АВС

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

В архитектуре

В архитектуре

Скульпторы, архитекторы, художники использовали и используют золотое сечение в своих произведениях.

Notr Dame de Paris

На рисунках виден целый ряд закономерностей, связанных с золотым сечением. Пропорции здания можно выразить через различные степени числа φ=0,618...

Одним из красивейших произведений

древнегреческой архитектуры является

Парфенон (V в. до н. э.).

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

В живописи

В живописи

Мотивы золотого сечения просматриваются в картинах И.И. Шишкина.

Ярко освещенная

солнцем сосна

делит картину по

золотому сечению.

Справа – освещенный солнцем пригорок также делит картину по горизонтали по золотому сечению.

“Корабельная роща“

Посмотрим внимательно на картину "Джоконда". Композиция портрета построена на"золотых треугольниках".

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

Флора и фауна, человек

Флора и фауна, человек

При таком расположении листьев, как утверждают биологи, достигается максимальное восприятие солнечных лучей.

Убедитесь, что между третьей и первой парой вторая находится в месте «золотого сечения».

У многих бабочек соотношение размеров грудной и брюшной части тела отвечает золотой пропорции. Стрекоза также создана по законам золотой пропорции: отношение длин хвоста и корпуса равно отношению общей длины к длине хвоста.

Человеческого тела.

Измерьте размеры своей руки и убедитесь в правильности предыдущего высказывания

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

Паук плетет паутину спиралеобразно. Спиралью закручивается ураган. Испуганное стадо северных оленей разбегается по спирали.

Гете называл спираль "кривой жизни". Спираль увидели в расположении семян подсолнечника, в шишках сосны, ананасах, кактусах и т.д.

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

12,3 см

Золотое сечение заложено в пропорциях

Золотое сечение заложено в пропорциях

Серебрякова Евгения

Презентация содержит проект "Золотое сечение" в жизни. В презентации рассматривается понятие "золотое сечение", показано золотое сечение в медицине, архитектуре, живописи, природе, геометрии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Принцип золотого сечения: Высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в науке, технике и природе. Определение золотого сечения: Целое относится к его большей части так, как большая часть к меньшей.

Пифагор (580-500 г.г.до н.э.) Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. История золотого сечения

Леонардо да Винчи (1452-1519 г.г)

Лука Пачоли (около 1445 - позже 1509)

В геометрии существуют различные способы построения золотой пропорции, причем характерно, что для построения достаточно взять самые простые геометрические фигуры – квадрат или прямоугольник.

Золотое сечение отрезка AB можно построить следующим образом: в точке B восстанавливается перпендикуляр к AB , откладывают на нём отрезок BC , равный половине AB , на отрезке AC откладывают отрезок CD , равный CB , и наконец, на отрезке AB откладывают отрезок AE , равный AD .

Золотое сечение можно увидеть в пентаграмме - так называли греки звездчатый многоугольник. Он служит символом Пифагорейского союза – религиозной секты и научной школы по главе с Пифагором. Пифагорейский союз отличало от других то, что пифагорейцы считали возможным добиться очищения духа при помощи математики. По их теории, в основу мирового порядка положены числа. Пифагорейцы приписывали числам различные свойства. Так, четные числа они называли женскими, нечетные (кроме 1) – мужскими.

Деление осуществляется следующим образом. Отрезок АВ делится в пропорции золотого сечения. Из точки С восставляется перпендикуляр СD . Радиусом АВ находится точка D , которая соединяется линией с точкой А. Прямой угол АСD делится пополам. Из точки С проводится линия до пересечения с линией AD . Точка Е делит отрезок AD в отношении 56: 44.

В эпоху Возрождения усиливается интерес к золотому делению среди ученых и художников в связи с его применением как в геометрии, так и в искусстве. Одно из областей применения золотого сечения в искусстве является учение об отношениях в человеческом теле. Человек рассматривается скульптором, как наиболее совершенное творение природы.

Золотая пропорция применяется также в природе, архитектуре, живописи и других разделах искусства. Одним из шедевров архитектуры, сконструированном на основе золотого сечения, является Парфенон. Он имеет 8 колонн по коротким сторонам и 17 по длинным. Выступы сделаны целиком из квадратов пентилейского мрамора. Золотое сечение в архитектуре

Покровский Собор на Красной площади в Москве

Золотое сечение было распространено в живописи, в основном, в картинах. Портрет Монны Лизы (Джоконды) долгие годы привлекает внимание исследователей, которые обнаружили, что композиция рисунка основана на золотых треугольниках, являющихся частями правильного звездчатого пятиугольника. Золотое сечение в живописи картина Леонардо да Винчи "Джоконда"

На этой знаменитой картине И. И. Шишкина с очевидностью просматриваются мотивы золотого сечения. Ярко освещенная солнцем сосна (стоящая на первом плане) делит длину картины по золотому сечению. Справа от сосны - освещенный солнцем пригорок. Он делит по золотому сечению правую часть картины по горизонтали. Слева от главной сосны находится множество сосен - при желании можно с успехом продолжить деление картины по золотому сечению и дальше. картина И. И. Шишкина"Сосновая роща"

В ящерице с первого взгляда улавливаются приятные для нашего глаза пропорции – длина ее хвоста так относится к длине остального тела, как 11 к 7.

Рисунок. Электрокардиограмма человека по В.Д.Цветкову(1984): ts(n), tp(n), t(n) - длительности систолы, диастолы и кардиоцикла, соответственно, при частоте сердцебиений n ; P,Q,R,S,T -зубцы ЭКГ.

В настоящее время стоматология занимается не только лечением заболеваний полости рта, но и эстетической медициной. Удивительно, но и в стоматологии можно проследить пропорции "золотого сечения". Красивая улыбка - это не только белоснежные здоровые ровные зубы, но и их правильное соотношение и расположение. И здесь мы опять сталкиваемся с закономерность "золотого сечения"

Люди часто сталкиваются в своей жизни с предметами, в основе которых заложено золотое сечение. Золотое сечение было известно с давних времен, его использовали деятели искусства для того, чтобы их работы были наиболее приятны для зрительного восприятия. В наше время золотое сечение играет очень важную роль в медицине, особенно в кардиологии, оно является гарантом здоровья человеческого сердца и кровеносной системы.

Васюткинский Н.Н. Золотая пропорция. М., 1990. Волошинов А.В. Математика и искусство. М., 1992. А.В. Волошинов. Пифагор.- М: «Просвещение» 1993 г. Интернет. Пидоу Д. Геометрия и искусство. – М.: Мир, 1989.

Слайд 2

Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик (VI в. до н.э.). Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании. Французский архитектор Ле Корбюзье нашел, что в рельефе из храма фараона Сети I в Абидосе и в рельефе, изображающем фараона Рамзеса, пропорции фигур соответствуют величинам золотого деления. Зодчий Хесира, изображенный на рельефе деревянной доски из гробницы его имени, держит в руках измерительные инструменты, в которых зафиксированы пропорции золотого деления.

Слайд 3

Зодчий Хесира.

Рельеф. Начало 3 тыс. до н.э. «Портретный деревянный рельеф «Зодчий Хесира» создан в начале III тысячелетия до н.э., пятьдесят веков тому назад. Мускулистое стройное тело живет; чувствуется мерный ритм пружи-нящей поступи, орлиный профиль прекрасен. Глядя на этот рельеф, начина-ешь понимать, в чем художественный смысл «распластанности» египетских фигур. Египетские рисовальщики оценили значение плечевого пояса как кон-структивной основы туловища и раз навсегда выделили эту выразительную горизонтальность, пренебрегая тем, что она скрадывается при профильном положении фигуры. Они отобрали из фасного и профильного положения са-мые четкие, ясно читаемые аспекты, объединив их вместе с замечательной ограниченностью и при этом достигнув гармонии с двухмерной плоскостью, на которой помещено изображение.

Слайд 4

П и р а м и ды…

Учеба Пифагора в Египте способствует тому, что он сделался одним из самых образованных людей своего времени. Здесь же Пифагор попадает в персидский плен. Согласно старинным легендам, в плену в Вавилоне Пифагор встречался с персидскими магами, приобщился к восточной астрологии и мистике, познакомился с учением халдейских мудрецов. Халдеи познакомили Пифагора со знаниями, накопленными восточными народами в течение многих веков: астрономией и астрологией, медициной и арифметикой

Слайд 5

Пифагор

Золотое сечение – гармоническая пропорция В математике пропорцией (лат. proportio) называют равенство двух отношений: a: b = c: d. Отрезок прямой АВ можно разделить на две части следующими способами: на две равные части – АВ: АС = АВ: ВС; на две неравные части в любом отношении (такие части пропорции не образуют); таким образом, когда АВ: АС = АС: ВС. Последнее и есть золотое деление или деление отрезка в крайнем и среднем отношении. Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему a: b = b: c или с: b = b: а. Рис. 1. Геометрическое изображение золотой пропорции

Слайд 6

Греция. Парфенон.

  • Слайд 7

    П Р И М Е Р Ы

    Практическое знакомство с золотым сечением начинают с деления отрезка прямой в золотой пропорции с помощью циркуля и линейки. Рис. 2. Деление отрезка прямой по золотому сечению. BC = 1/2 AB; CD = BC Из точки В восставляется перпендикуляр, равный половине АВ. Полученная точка С соединяется линией с точкой А. На полученной линии откладывается отрезок ВС, заканчивающийся точкой D. Отрезок AD переносится на прямую АВ. Полученная при этом точка Е делит отрезок АВ в соотношении золотой пропорции. Отрезки золотой пропорции выражаются бесконечной иррациональной дробью AE = 0,618..., если АВ принять за единицу, ВЕ = 0,382... Для практических целей часто используют приближенные значения 0,62 и 0,38. Если отрезок АВ принять за 100 частей, то большая часть отрезка равна 62, а меньшая – 38 частям.

    Слайд 8

    В ж и в о п и с и

    Красные линии - отношения "золотогосечения". И вот что интересно: если продолжать "сечь" дальше таким же образом (в "золотой" пропорции, пополам и диагонали) - в композиции практически не находится ничего.

    Слайд 9

    пр и р о д е

    Очень совершенна форма стрекозы, которая создана по законам золотой пропорции: отношение длин хвоста и корпуса равно отношению общей длины к длине хвоста.Многие насекомые (например, бабочки, стрекозы) в горизонтальном разрезе имеют простые асимметричные формы, основанные на золотом сечении.

    Слайд 11

    П о э з и и

    Многими исследователями было замечено, что стихотворения подобны музыкальным произведениям; в них также существуют кульминационные пункты, которые делят стихотворение в пропорции золотого сечения. Рассмотрим, например, стихотворение А.С. Пушкина "Сапожник": Картину раз высматривал сапожникИ в обуви ошибку указал;Взяв тотчас кисть, исправился художник,Вот, подбочась, сапожник продолжал:"Мне кажется, лицо немного криво...А эта грудь не слишком ли нага?Тут Апеллес прервал нетерпеливо:"Суди, дружок, не выше сапога!"Есть у меня приятель на примете:Не ведаю, в каком бы он предметеБыл знатоком, хоть строг он на словах,Но черт его несет судить о свете:Попробуй он судить о сапогах!

    Слайд 12

    Слайд 13

    Витрувий и император Август. Гравюра XVIII в. Витрувий сформулировал формулу архитектурного сооружения: «Прочность - польза - красота». Но что есть красота в архитектуре? В чем красота и очарование церкви Покрова на Нерли, маленькой (высота от основания до маковки - 24 метра), почти лишенной украшений, с простыми архитектурными формами? Построенная в 1165 году, она не потеряла своей привлекательности. Где кроется секрет красоты египетских пирамид, древнегреческого храма Парфенон, старой русской церкви Покрова на Нерли, Смольного собора в Петербурге, собора Парижской Богоматери в Париже? Французский зодчий 17 века Франсуа Блондель говорил: «Удовлетворение, которое мы испытываем, глядя на прекрасное произведение искусства, проистекает оттого, что в нем соблюдены правила и мера, ибо удовольствие в нас вызывает единственно лишь пропорции. Если же они отсутствуют, то, сколько бы мы ни украшали здание, эти наружные украшения не заменят нам внутреннюю красоту и привлекательность…» Тогда же родилось представление о том, что основой прекрасного является гармония. Красота и гармония стали важнейшими категориями познания, в определенной степени даже его целью, ибо в конечном итоге художник ищет истину в красоте, а ученый – красоту в истине. Исследования показывают, что поиск «правила и меры» в архитектурных сооружениях, как правило, приводят к Золотому сечению и числу Фи.

    Слайд 14

    Список источников

    http://n-t.ru/tp/iz/zs.htm http://yandex.ru/yand http://armacolor.net/i http://ru.wikipedia.org/

    Посмотреть все слайды

    1. 1. Выполнил: ученик 11А класса МБОУ СОШ №23 г. Димитровграда Арутюнян АртурНаучный руководитель: учитель математики высшей категории Авакян Лена Рубеновна
    2. 2. Цели и задачи проекта: Углубление знаний учащихся по теме "Отношения и пропорции". Расширение понятия математических закономерностей в мире. Повышение интереса учащихся к математике, определение значения математики в мировой культуре. Дополнение системы знаний учащихся представлениями о «Золотом Сечении» как гармонии окружающего мира. Выявление связи математики с другими предметами: литературой, информатикой, естествознанием, искусством.
    3. 3. АННОТАЦИЯ:Материал проекта может использоваться на уроках математики,геометрии, истории и изобразительного искусства, во внекласснойдеятельности информация будет интересна и полезна при проведениипредметных вечеров и интеллектуальных конкурсов.В данной работе рассматриваются теоретические основы понятий:пропорция, золотое сечение, золотой треугольник, золотойпрямоугольник.Представляет интерес историческая информация о развитии золотогосечения.Подробно излагается материал о золотом сечении в живописи:предлагаются разделы, посвящѐнные Леонардо да Винчи, И.И. Шишкинуи описанию их картин; убедительно доказывается наличие золотогосечения в картинах Леонардо да Винчи «Джоконда», «Тайная вечеря» иИ.И. Шишкина «Корабельная роща».В презентации представлен лаконично изложенный,проиллюстрированный материал, интересный для чтения и изучения.
    4. 4. ВВЕДЕНИЕ С давних пор человек стремится окружать себя красивыми вещами. Уже предметы обихода жителей древности, которые, казалось бы, преследовали чисто утилитарную цель - служить хранилищем воды, оружием на охоте и т.д., демонстрируют стремление человека к красоте. На определенном этапе своего развития человек начал задаваться вопросом: почему тот или иной предмет является красивым и что является основой прекрасного? Уже в Древней Греции изучение сущности красоты, прекрасного, сформировалось в самостоятельную ветвь науки - эстетику, которая у античных философов была неотделима от космологии. Тогда же родилось представление о том, что основой прекрасного является гармония. Красота и гармония стали важнейшими категориями познания, в определенной степени даже его целью, ибо в конечном итоге художник ищет истину в красоте, а ученый - красоту в истине.
    5. 5. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ Целая часть относится к большей, как большая к меньшей. 1-ХЕсли высоту человека принять за 1, то получим пропорцию 1:Х=Х:(1-Х). Решив это уравнение, Х получим иррациональное число 0,618… (1, 618)Это число Ф (фи) – названо в честь древнегреческого скульптора Фидия, рассчитавшего пропорции храма Парфенон.
    6. 6. ЗОЛОТОЕСЕЧЕНИЕДеление отрезка по золотому сечению с помощью циркуля и линейки.Из точки В восставляется перпендикуляр, равный половине АВ. Полученная точкаС соединяется линией с точкой А. На полученной линии откладывается отрезокВС, заканчивающийся точкой D. Отрезок AD переносится на прямую АВ.Полученная при этом точка Е делит отрезок АВ в соотношении золотойпропорции.Отрезки золотой пропорции выражаются бесконечной иррациональной дробьюAE = 0,618..., если АВ принять за единицу, ВЕ = 0,382... Для практических целейчасто используют приближенные значения 0,62 и 0,38. Если отрезок АВ принятьза 100 частей, то большая часть отрезка равна 62, а меньшая – 38 частям.Свойства золотого сечения описываются уравнением: x2 – x – 1 = 0.Решение этого уравнения:Свойства золотого сечения создали вокруг этого числа романтический ореолтаинственности и чуть ли не мистического поклонения.
    7. 7. ЗОЛОТОЙ ПРЯМОУГОЛЬНИК Стороны Золотого прямоугольника находятся в пропорции 1.618 к 1. Чтобы построить Золотой прямоугольник, начните с квадрата со сторонами в 2 единицы и проведите линию от середины одной из его сторон к одному из углов у противоположной стороны.
    8. 8. Треугольник EDBпрямоугольный.Пифагор, около 550 г.до н.э., доказал, чтоквадрат гипотенузыпрямоугольноготреугольника равенсумме квадратов егокатетов. В этомслучае:
    9. 9. СВЯЗЬ ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ С РЯДОМ ФИБОНАЧЧИС историей золотого сечения косвенным образом связано имя итальянского математика монахаЛеонардо из Пизы, более известного под именем Фибоначчи (сын Боначчи). Он многопутешествовал по Востоку, познакомил Европу с индийскими (арабскими) цифрами. В 1202 гвышел в свет его математический труд «Книга об абаке» (счетной доске), в котором были собранывсе известные на то время задачи.Последовательностью (рядом) Фибоначчи называется последовательность, первые два членакоторой равны 1, а каждый последующий – сумме двух предыдущих(2 + 3 = 5; 3 + 5 = 8; 5 + 8 = 13,8 + 13 = 21; 13 + 21 = 34). Таким образом, эта последовательность (обозначим ее через {u }, n)определяется следующим образом:u =1, u =1, u =u +u , n .Вот первые числа этой последовательности: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89,144, …Связь с золотым сечением здесь состоит в том, что отношение смежных чисел ряда приближается котношению золотого деления(21: 34 = 0,617, а 34: 55 = 0,618).Фибоначчи так же занимался решением практических нужд торговли: с помощью какогонаименьшего количества гирь можно взвесить товар? Фибоначчи доказывает, что оптимальнойявляется такая система гирь: 1, 2, 4, 8, 16...Ряд Фибоначчи мог бы остаться только математическим казусом, если бы не то обстоятельство, чтовсе исследователи золотого деления в растительном и в животном мире, не говоря уже обискусстве, неизменно приходили к этому ряду как арифметическому выражению закона золотогоделения.
    10. 10. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ В АРХИТЕКТУРЕПропорции Покровского Собора на Красной площади в Москвеопределяются восемью членами ряда золотого сечения:Многие члены ряда золотого сечения повторяются в затейливыхэлементах храма многократно d d 2 1; d 2 d 3 d ; d 3 d 4 2 d ; и т.д.
    11. 11. ПАРФЕНОН – ГЛАВНЫЙ ХРАМ АФИНСКОГО АКРОПОЛЯ.В фасаде древнегреческого храма Парфенона присутствуютзолотые пропорции. При его раскопках обнаружены циркули,которыми пользовались архитекторы и скульпторы античногомира.
    12. 12. На рисунках виден целый ряд закономерностей, связанных сзолотым сечением. Пропорции здания можно выразить черезразличные степени числа Ф 0,618... =
    13. 13. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ В ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА Для выявления золотых пропорций в теле человекапрофессор Цейзинг проделал колоссальную работу. Онизмерил около двух тысяч человеческих тел и пришел квыводу, что золотое сечение выражает среднийстатистический закон. Деление тела точкой пупа –важнейший показатель золотого сечения. Пропорциимужского тела колеблются в пределах среднего отношения13: 8 = 1,625 и несколько ближе подходят к золотомусечению, чем пропорции женского тела, в отношениикоторого среднее значение пропорции выражается всоотношении 8: 5 = 1,6.
    14. 14. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ В ЖИВОПИСИ ИФОТОГРАФИИ Еще в эпоху Возрождения художники открыли, что любая картина имеет определенные точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры. При этом абсолютно неважно, какой формат имеет картина - горизонтальный или вертикальный. Таких точек всего четыре, они делят величину изображения по горизонтали и вертикали в золотом сечении, т.е. расположены они на расстоянии примерно 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Зрительные центры также используются в фотографии и web-дизайне.
    15. 15. Портрет Монны Лизы (Джоконды)долгие годы привлекает вниманиеисследователей, которые обнаружили,что композиция рисунка основана назолотых треугольниках, являющихсячастями правильного звездчатогопятиугольника.
    16. 16. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ В ПРИРОДЕ Среди придорожных трав растет ничем не примечательное растение – цикорий. Приглядимся к нему внимательно. От основного стебля образовался отросток. Тут же расположился первый листок. Отросток делает сильный выброс в пространство, останавливается, выпускает листок, но уже короче первого, снова делает выброс в пространство, но уже меньшей силы, выпускает листок еще меньшего размера и снова выброс. Если первый выброс принять за 100 единиц, то второй равен 62 единицам, третий – 38, четвертый – 24 и т.д. Длина лепестков тоже подчинена золотой пропорции. В росте, завоевании пространства растение сохраняло определенные пропорции. Импульсы его роста постепенно уменьшались в пропорции золотого сечения.
    17. 17. В ящерице с первого взгляда улавливаются приятные для нашего глазапропорции – длина ее хвоста так относится к длине остального тела, как62 к 38. И в растительном, и в животном мире настойчиво пробиваетсяформообразующая тенденция природы – симметрия относительнонаправления роста и движения. Здесь золотое сечение проявляется впропорциях частей перпендикулярно к направлению роста.
    18. 18. Природа осуществила деление насимметричные части и золотые пропорции.В частях проявляется повторение строенияцелого.
    19. 19. Заключение “Золотое сечение” представляется тем моментом истины, без выполнения которого невозможно, вообще, что-либо сущее. Что бы мы ни взяли элементом исследования, “золотое сечение” будет везде; если даже нет видимого его соблюдения, то оно обязательно имеет место на энергетическом, молекулярном или клеточном уровнях.
    20. ВЫВОД: Золотое сечение очень интересное и глубокое понятие, вкладывающее в себе основы симметрии и ассиметрии. С помощью «золотого сечения» можно проделывать интереснейшие опыты в любых условиях (находить отношение Ф в лицах людей, в фасадах зданий). И по моему мнению понятие «золотое сечение» должен знать любой человек интересующийся математикой, архитектурой, живописью.
    21. 21. Литература Ковалев Ф.В. Золотое сечение в живописи. К.: Выща школа, 1989. Кеплер И. О шестиугольных снежинках. – М., 1982. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты – Л., М., 1957. Цеков-Карандаш Ц. О втором золотом сечении – София, 1983. Стахов А. Коды золотой пропорции. А. Д. Бердукидзе. Золотое сечение-

    Научный форум молодых исследований

    «Шаг в будущее – 12017»

    Жайсанов Оспан Жасланович,

    Россия, Тюменская область, Абатский район,

    село Ощепково муниципальное автономное

    общеобразовательное учреждение Ощепковская

    средняя общеобразовательная школа, филиал

    муниципального автономного

    общеобразовательного учреждения

    Абатская средняя общеобразовательная

    школа №1, 6 класс

    Научный руководитель:

    Чудинович Анастасия Олеговна, учитель математики

    муниципальное автономное общеобразовательное

    учреждение Ощепковская средняя

    общеобразовательная школа, филиал

    муниципального автономного общеобразовательного

    учреждения Абатская средняя

    общеобразовательная школа №1.

    2017 г.

    ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ. УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ.

    Жайсанов Оспан Жасланович,

    6 класс

    Краткая аннотация.

    Работа посвящена изучению «золотого сечения» Его исследование направлено на выявление закономерностей золотого сечения в математике, объектах архитектуры и параметрах строения человеческого лица.

    Предположив, что «золотое сечение» является универсальной мировой константой, мы провели серию измерений и исследований, которые подтвердили, что оно широко используется в архитектуре и повсеместно наблюдается в строении человеческого лица.

    ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ. УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ.

    Жайсанов Оспан Жасланович,

    Россия, Тюменская область, Абатский район, село Ощепково

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Ощепковская средняя общеобразовательная школа, Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения Абатская средняя общеобразовательная школа №1,

    6 класс

    Аннотация

    Актуальность темы «Золотое сечение. Удивительное рядом.» бесспорна - человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Золотая пропорция замечательна тем, что в ней кроются удивительные математические закономерности, но самое главное считается то, что формы, основанные на золотом сечении, наиболее привлекательны с эстетической точки зрения и поэтому с давних пор используются художниками, дизайнерами, архитекторами и многими другими видами профессий.

    Нас заинтересовала проблема проявления гармонии, красоты и пропорции в строении человеческого лица и объектах творения человека.

    Целью исследования стало: найти «золотое сечение» в геометрических фигурах, строении человеческого лица, объектах архитектуры.

    ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ. УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ.

    Жайсанов Оспан Жасланович,

    Россия, Тюменская область, Абатский район, село Ощепково

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Ощепковская средняя общеобразовательная школа, Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения Абатская средняя общеобразовательная школа №1,

    6 класс

    ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

    Темой исследования является «Золотое сечение. Удивительное рядом».

    Объект исследования : «золотое сечение».

    Предметы исследования : математика, пропорции человеческого лица, объекты архитектуры.

    Методы исследования:

      Работа с учебной и научно-популярной литературой, ресурсами сети Интернет.

      Наблюдение, сравнение, анализ, аналогия.

    Актуальность:

    Окружающий нас мир многообразен. Все, наверное, обращали внимание, что мы неодинаково относимся к предметам и явлениям окружающей действительности. Беспорядочность, бесформенность, несоразмерность воспринимаются нами как безобразное и производят отталкивающее впечатление. А предметы и явления, которым свойственна мера, целесообразность и гармония воспринимаются как красивое и вызывают у нас чувство восхищения, радости, поднимают настроение.

    Людей с давних времён волновал вопрос, подчиняются ли такие неуловимые вещи как красота и гармония, каким-либо математическим расчётам. Можно ли «проверить алгеброй гармонию?» – как сказал А.С. Пушкин.

    Конечно, все законы красоты невозможно вместить в несколько формул, но, изучая математику, мы можем открыть некоторые слагаемые прекрасного.

    Принцип золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке и природе.

    Для достижения цели были поставлены следующие задачи :

      Изучить понятия «пропорция»; «золотое сечение».

      Исследовать присутствие золотого сечения в окружающей жизни.

      Изучить практическое применение этого понятия, провести эксперименты с элементами золотого сечения.

      Научиться анализировать и делать выводы.

    Нами была выдвинута гипотеза: если «золотая пропорция» универсальная мера математической красотой, то она встречается в окружающем нас мире.

    В работе использовались следующие методы :

      работа с учебной и научно-популярной литературой, ресурсами сети Интернет;

      наблюдение;

      сравнение;

      анализ;

      аналогия.

    Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты дают возможность информировать обучающихся на уроках математики, биологии, и кружковых занятиях по декоративно – прикладному искусству.

    Этапы исследования

    ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ. УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ.

    Жайсанов Оспан Жасланович,

    Россия, Тюменская область, Абатский район, село Ощепково

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Ощепковская средняя общеобразовательная школа, Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения Абатская средняя общеобразовательная школа №1,

    6 класс

    Золотое сечение это универсальное проявление структурной гармонии. Оно встречается в природе, науке, искусстве – во всем, с чем может соприкоснуться человек. Однажды познакомившись с золотым правилом, человечество больше ему не изменяло.

    Что же такое золотое сечение?

    Рассмотрим отрезок АВ.

    А С В

    Рис. 1. Деление отрезка в золотом сечении.

    Его можно разделить точкой С на две части бесконечным множеством способов, но говорят что точка С производит золотое сечение отрезка АВ, если выполняется пропорция: длина меньшего отрезка так относится к длине большего, как больший отрезок относится к длине всего отрезка, т.е.

    Если длину отрезка АВ обозначить через а , а длину отрезка АС – через х, то длина отрезка СВ будет а – х и пропорция (1) примет вид

    (2)

    (Отношение длины меньшего отрезка а – х к длине большего отрезка х равно отношению большего отрезка х к длине всего отрезка а ).

    Так как отношения составляющие пропорцию равны, то найдём численное значение, например, отношения

    По свойству пропорции: произведение средних членов равно произведению крайних членов. Равенство (2) перепишется в виде

    Раскроем скобки и все слагаемые перенесём в левую часть:

    Решаю получившееся квадратное уравнение относительно х

    Так как, а – это длина отрезка, поэтому D > 0 , уравнение имеет 2 корня.

    Напоминаю, что мы находим значение

    Получилось два значения х , но х – это длина отрезка, т.е. число положительное.

    Проверим, удовлетворяет ли этому условию? (не удовлетворяет условию, так как меньше нуля).

    Удовлетворяет ли этому условию?

    Значит,

    Находим отношение

    Вычисляю значение этого выражения с помощью микрокалькулятора с точностью до тысячных.

    Следовательно, отношение длины меньшего отрезка к длине большего отрезка и отношение большего к длине всего отрезка равно 0,618 . Такое отношение и будет золотым. Полученное число обозначается буквой. Это первая буква в имени великого древнегреческого скульптора Фидия, жившего в V в до н.э., который часто использовал золотое отношение в своих произведениях.

    φ = ≈ 0,618.

    Итак, мы узнал, что такое золотое сечение и как разделить произвольный отрезок в золотом отношении.

    Золотой треугольник

    А С

    Рис. 2. Золотой треугольник

    Золотым называется такой равнобедренный треугольник , основание и боковая сторона которого находятся в золотом отношении:

    Золотой прямоугольник

    Прямоугольник, стороны которого находятся в золотом отношении, т.е. отношение ширины к длине даёт число 0,618, называется золотым прямоугольником.

    L M

    K N

    Рис. 3. Золотой прямоугольник

    Золотое сечение в архитектуре

    На уроке математики, при изучении темы «Пропорция» учитель познакомил нас с понятием «золотого сечения».

    Оказывается, что множество архитектурных шедевров русского зодчества также построено по пропорции золотого сечения. Трудно найти человека, который бы не знал и не видел собора Василия Блаженного на Красной площади. Храм этот особенный; он отличается удивительным разнообразием форм и деталей, красочных покрытий; ему нет равных в нашей стране. Архитектурное убранство всего собора продиктовано определенной логикой и последовательностью развития форм.

    Исследуя его, пришли к выводу о преобладании в нем ряда золотого сечения. (Приложение 1) За «целое» или 1 принята высота храма. Пропорции храма определяются восемью членами другого ряда золотого сечения: 1, φ, φ 2 , φ 3 , φ 4 , φ 5 , φ 6 , φ 7 .(φ=0,618) Многие из членов ряда неоднократно повторяются в пропорциях этого затейливого архитектурного сооружения, но всегда благодаря свойству золотого сечения, части сойдутся в целое, т.е. φ + φ 2=1, φ 2+ φ 3= φ и т.д. Таким образом, свойство золотого сечения делает эту геометрическую пропорцию единственной и неповторимой.

    Я хочу стать архитектором и поэтому меня заинтересовал вопрос: Какое значение имеет Золотое сечение в эстетическом и художественном формообразовании? В каких архитектурных сооружениях старого и нового времени присутствует золотая пропорция? И я решил узнать, «А соответствует ли правилу золотого сечения церковь, построенная в нашем районе?»

    Практическая часть

    Золотое сечение в архитектуре.

    Для того, чтобы ответить на мой вопрос мы с учителем отправились в Администрацию Абатского района в отдел архитектуры и строительства, где нам предоставили чертежи фасадов церкви апостолов Петра и Павла.

    Рис. 4. Чертежи фасадов церкви апостолов Петра и Павла в селе Абатское.

    Исследуем систему пропорций на разрезе храма. (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4)

    Вычислим несколько значений ряда золотого сечения (φ=0,618) и попробуем найти такие отношения на разрезе церкви.

    Таблица 1. Исследование системы пропорций на разрезе храма (Приложение 2).

    Высота

    OH, см

    Высота

    OP , см

    5,2

    8 ,4

    0,634

    Высота

    SF, см

    Высота

    EF , см

    2,2

    3,5

    0 ,628

    Ширина

    AB , см

    Ширина

    BC, см

    3,9

    7,1

    0,577

    Ширина

    CD , см

    Ширина

    BC, см

    7, 1

    0,563

    Таблица 2. Исследование системы пропорций на разрезе храма (Приложение 3).

    Высота

    AB , см

    Высота

    BC, см

    Приближённые значения ряда золотого сечения

    2,8

    4,2

    0,666

    Высота

    DE , см

    Высота

    EF, см

    6,4

    9,6

    0,666

    Вывод: здание церкви апостолов Петра и Павла в с. Абатское соответствует правилам «золотого сечения».

    Но на этом я не остановился и решил продолжить исследования. Меня заинтересовал дом, которому более 100 лет (Приложение 5). Расчеты проводил следующим образом. Взял длину отрезка А B и разделил его на длину отрезка BC . И получил значение приближенно равное значению.

    Аналогично длину отрезка ED разделил на длину отрезка BD и тоже получил значение близкое к значению.

    По данным расчетам я убедился, что размеры данного дома соответствуют правилу золотого сечения.

    Вывод: старый заброшенный дом в с. Ощепково построен по правилам «золотого сечения».

    Так же я исследовал дом, в котором живу (Приложение 6). Используя данную технику вычисления, я определил, что отношение высоты крыши к высоте дома не равно числу

    Отношение высоты дома к его ширине так же не соответствует золотому сечению

    Вывод: мой дом построен не по правилам «золотого сечения».

    Я предлагаю вам посмотреть на здание школы, в которой я учусь. Исследуя его архитектурные особенности я установил, что правило золотого сечения при строительстве соблюдалось частично. Отношение ширины правой части здания к левой равно

    что практически соответствует правилу золотого сечения. Отношение высоты крыши к высоте здания

    Из расчетов видно, что отношение отрезков значительно отличается от числа.

    Поэтому мы можем сделать вывод. Что школа построена с частичным соблюдением правил золотого сечения.

    Золотое сечение в параметрах человеческого лица.

    Изучая теорию золотого сечения я узнал, что оно наблюдается не только в математике и архитектуре но и в пропорциях человеческого лица. И я в этом решил убедиться на практике. Я исследовал параметры лиц моих одноклассников (Приложение 7). Результаты измерений приведены в таблице.

    Таблица 3. Итоги расчета «золотой пропорции» лиц учеников 6 класса

    Длина

    а (см)

    Ширина

    в (см)

    Отношение

    а/в

    Соответствие числу φ

    Алякин Роман

    1,5

    2,4

    0,625

    да

    Антонцева Варвара

    1,4

    2,2

    0,636

    да

    Белов Евгений

    1,4

    1,9

    0,736

    нет

    Богомяко Вячеслав

    1,5

    2,2

    0,681

    нет

    Бондарук Карина

    1,4

    2,2

    0,636

    да

    Головин Александр

    1,6

    2,5

    0,64

    да

    Жайсанов Оспан

    1,5

    2,4

    0,625

    да

    Засухин Никита

    1,5

    2,2

    0,681

    нет

    Кислов Виталий

    1,5

    2,4

    0,625

    да

    Ковалев Павел

    1,4

    2,2

    0,636

    да

    Колупаева Софья

    1,4

    2,1

    0, 666

    да

    Кочеров Иван

    1,45

    2,3

    0,630

    да

    Лукьянов Александр

    1,6

    2,5

    0,640

    да

    Привалов Павел

    1,6

    2,4

    0,666

    да

    Сильнягин Роберт

    1,4

    2,1

    0, 666

    да

    Товмосян Тамара

    1,3

    2,15

    0,604

    да

    Чудинович А.О.

    1,8

    2,6

    0,692

    нет

    У 76 % учащихся моего класса пропорции лица соответствуют пропорциям «золотого сечения»

    Вывод.

    Таким образом, я достиг поставленной перед собой цели. Я понял, что красота мира подчиняется математическим законам, в том числе принципу «золотого сечения». Эта пропорция играет важную роль в окружающем мире, она связана с понятием гармонии, используется в архитектуре. Золотое сечение продолжает удивлять и современное поколение и наверняка таит в себе ещё много загадок .

    Результатом исследования стало:

      выявление золотых пропорций в архитектуре церкви апостолов Петра и Павла в селе Абатское;

      выявление золотых пропорций в архитектуре старого заброшенного дома в селе Ощепково;

      выявление частичного соблюдения золотых пропорций в архитектуре моей школы в селе Ощепково;

      выявление отсутствия золотых пропорций в архитектуре моего дома;

      установлено что параметры лиц 76 % учащихся моего класса соответствуют правилу золотого сечения.

    Список литературы и Интернет – ресурсов

      А. В. Волошинов. Пифагор.- М: Просвещение, 1993 г.

      Приложение 2 .

      Приложение 3 Церков апостолов Петра и Павла в селе Абатское.

      Приложение 4. Церков апостолов Петра и Павла в селе Абатское.

      Приложение 5. Старый дом в с. Ощепково

      Приложение 6. Современный дом в с. Ощепково

      Приложение 7. Ощепковская СОШ