Содержание педагогических проектов. Педагогический проект

Инструкция

Выберите тему, которую будете разрабатывать. Тема должна быть интересной и иметь практическое применение . Согласуйте тему в отделе образования своего города, района, вам дадут время на написание, расскажут о порядке представления проекта и его защите.

Определившись с темой и , приступайте к написанию работы. Составьте план. Любой проект имеет вводную и заключительную части, как минимум две главы, одна из которых - теория, а другая - практика. Практическая глава очень важна в любой работе. В ней должны быть применения инновационных образовательных технологий.

Например, вы выбрали для разработки тему «Коммуникативный аспект в изучении классической литературы XIX века для учащихся 7-х классов с углубленным изучением литературы». В вводной части расшифруйте значение заголовка. Например: "Работа посвящена особенностям образованных людей позапрошлого века". На уроках литературы вы будете обращать на это особенное внимание учеников.

В сжатой форме укажите цели и задачи проекта – повысить коммуникативные навыки учеников, привить умение интеллигентно и грамотно выражать свои мысли. Задача проекта – познакомить учеников в кругу дворянства 19 века на примере произведений русской литературы 19 века.

Укажите, в какие сроки с помощью методики ученики достигнут поставленной вами цели. Обоснуйте способ решения проблемы – назовите имена известных педагогов, обращающихся к подобной теме и подобной практике.

В первой главе (теоретической) необходимо написать, с какими трудами вы работали при подготовке проекта. Укажите ученых, которые решали похожие проблемы, их монографии, доклады и результаты, полученные на практике.

Во второй главе (практической) переходите к собственным разработкам. Подробно распишите то, о чем было упомянуто во введении. Лучше, если вы будете подкреплять себя статистическими данными. Например, 70% учеников 7-х классов не воспринимают стилистику диалогов персонажей русской классической литературы. Ваша цель – на уроках литературы заинтересовать и научить ценить красоту русского языка того времени. Для решения проблемы 15 минут от урока литературы каждую неделю будет посвящен разбору диалогов изучаемого произведения. Курс рассчитан на второе полугодие 7 класса.

В заключительной части работы нужно резюмировать предполагаемые успехи учащихся. В качестве проверки предложите устроить показательный открытый урок – литературную гостиную.

Источники:

  • № 533 Консультация «Как оформить педагогический проект?»

Начало любого бизнеса требует четкого представления о том «как это будет работать», формально это представление называется бизнес-план. Составить бизнес-план не сложно, но определенные знания и навыки, безусловно, нужны.

Инструкция

Начните с того, какой продукт и в каких объемах планируете производить. На данном этапе отвлечемся от того, что «ограничителем» крупного бизнеса является не то, сколько вы в состоянии произвести, а то, сколько вы реально сможете продать. Пока считать, что весь произведенный товар будет продан. Определите максимальную выручку. Это графа «Доход».

Далее рассчитайте затраты на бизнес. Затраты делятся на единовременные и регулярные. К единовременным затратам относятся затраты на приобретение оборудования, всего того, что в политэкономии Маркса «средства производства».К регулярным затратам относятся ежемесячные и ежегодные затраты, такие как работников, ГСМ, быстроизнашивающийся и малоценный , сырье, налоги. Рассчитайте графу «Расход». При расчете не забудьте посчитать налоги. Как показывает практика, именно налоги могут увести в убыток самые радужные идеи.

Если все выглядит весьма и весьма привлекательно и жизнеспособно, то составьте список того, что вы можете предоставить банку в качестве ликвидного залога. Совет – никогда не рискуйте квартирой. Банк примет этот залог, но при неблагоприятном стечении обстоятельств вы можете потерять все, вернее - последнее. Поэтому из списка возможных залогов для банка сразу и категорически исключите собственное жилье. Поставьте себя на место банкира и вы сразу поймете, что может подойти банку как ликвидный залог. Банк торгует деньгами, а не машинами, земельными участками, квартирами и т.д. И ему не нужны лишние затраты, связанные с возможной ликвидацией заложенного имущества. Именно с этой точки зрения рассматривайте имеющееся у вас имущество.

Напоследок «маленькая хитрость» - оформите как можно солиднее ваш бизнес-план. Внутри, под красивой обложкой могут быть только цифры, но это произведет большее впечатление на банкиров, чем самое распрекрасное словесное обоснование проекта на 10 листах. Оно, кстати, тоже должно присутствовать, но помните, что больше трех первых листов мало кто читает.

Видео по теме

Многие люди хотят каким-то образом улучшить свою квартиру или дом. Одним из возможных решений является перепланировка. Такая работа является вмешательством в конструкцию дома, следовательно, она должна быть соответствующим образом оформлена. Что для этого нужно?

КГУ «общеобразовательная средняя школа №31 г. Темиртау»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Инновационные

технологии в школе.

Выполнила:

директор КГУ «ОСШ № 31» г. Темиртау

Усенова Г.Е.

2014 год


Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить.

Лизинский В.М.

Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей

М.Барбер


Цель педагогического проекта –

осмысление необходимости и возможности применения современных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы (понимания сущности педагогической технологии, умения анализировать и оценивать особенности и эффективность применяемых педагогических технологий в собственной педагогической деятельности) .


Объект -

инновационные технологии в образовании

Предмет –

процесс использования инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы.


А ктуальность проблемы технологизации образования объясняется стремительным распространением различных инноваций, в том числе педагогических технологий, с одной стороны, и недостаточным владением ими педагогами, с другой. Использование же в педагогической деятельности различных педагогических технологий позволяет учителю повысить мотивацию обучающихся, профессионально практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться гарантированных запланированных результатов в своей профессионально – педагогической деятельности.


Задачи:

Систематизировать теоретические знания о социально-педагогических понятиях в образовании «технология», «педагогическая технология», «методика»: смыслы и содержание понятий.

Охарактеризовать особенности инновационных технологий в образовании.

Раскрыть роль и эффективность использования технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Обменяться имеющимся опытом работы по использованию инновационных технологий в образовательной практике.


Методы:

  • метод отбора материала;
  • метод теоретической интерпретации;
  • наблюдение;
  • прогнозирование, преобразование материала.

Тип проекта -

  • по доминирующей в проекте деятельности и содержанию:

психолого-педагогический,

исследовательский,

творческий;

  • по числу участников проекта: индивидуальный;
  • по времени проведения: краткосрочный;
  • по характеру контактов: открытый, в рамках курсов повышения квалификации.

«Технология»

- это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

«Педагогическая технология»

- это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.


  • однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
  • отбор и структура содержания (что);
  • оптимальная организация учебного процесса (как);
  • методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
  • а так же учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
  • и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

  • диагностическое целеполагание и результативность предполагают гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения;
  • экономичность выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда учителя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;
  • алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость отражают различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий;
  • корректируемость предполагает возможность постоянной оперативной обратной вязи, последовательно ориентированной на четко определенные цели;
  • визуализация затрагивает вопросы применения различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий.

Личностно-ориентированные технологии в преподавании предмета.

Информационно-коммуникационные технологии в предметном обучении.

Технология проектной деятельности.

Технология использования игровых методов.

Технология уровневой дифференциации

Технология сотрудничества.

Коллективная система обучения (КСО)

Тестовые технологии.

Здоровьесберегающие технологии.

Система инновационной оценки «ПОРТФОЛИО»

Технологиия«БиС»


Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.

Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.

Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе. Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий.

Опыт применения ИКТ показал, что у учащихся существенно повышается мотивация к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов; снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, а также способствует повышению качества образования.


Проектная деятельность - это образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков.

Проектный метод основывается на концепции деятельностного подхода и позволяет организовать обучение, в котором обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий – проектов.

Развивающие цели проектного обучения выражаются в успешном выполнении действий, относящихся к области: логического мышления (осуществление анализа, синтеза, сравнения; умение строить индуктивные, дедуктивные умозаключения); поисковой деятельности (нахождение нестандартных приемов решения задач, решение нестандартных задач, разработка плана решения, реализация плана решения с поэтапным контролем своей деятельности, анализ полученных результатов, поиск и отбор наиболее рациональных способов действия).


Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.


Дифференциация обучения – это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

При использовании этой технологии повышается уровень мотивации учении; каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей; реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный yспex.


Основная идея технологии сотрудничества заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.


Способ обучения, содержащий четыре организационные формы, где четвертая (пары сменного состава) является ведущей, называется коллективным способом обучения (КСО).

Коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса строится на сотрудничестве и взаимопомощи, обеспечивает участие в учебном процессе учащихся, хорошо раскрывает их индивидуальные особенности, обеспечивает развитие индивидуальных свойств личности.

Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя, дают возможность продвигаться каждому ученику в индивидуальном темпе, способствуют проявлению и развитию способностей каждого ребенка.


Тестовая технология, как природосообразная и здоровьесберегающая технология контроля над качеством учебных достижений учащихся, снижает уровень психологической тревожности, стрессовое состояние.

Тесты предоставляют обучающимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствует обучению младших школьников процессуальному самоконтролю.

В сочетании с различными видами проверки, используются компьютерные тестовые задания, которые является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.


«Здоровьесберегающие образовательные технологии» - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

В начальной школе используются различные типы технологии:

  • здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);
  • оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия);
  • технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла);
  • воспитание культуры здоровья (занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.).

Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
  • формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • закладывать дополнительные предпосылки возможности для успешной социализации.

Основным вкладом технологии “БиС” в развитие образования Казахстана является разработка объективных критериев показателей и параметров измерения качества обучения, а также создание эффективных педагогических условий для формирования операциональной системой управления качеством обучения с учетом основных закономерностей теории самоорганизации.

Управление качеством обучения - это выполнение требований по соблюдению совокупности принципов, методов, средства и форм управления обучением разработанных и применяемых в учебных заведениях с целью повышения эффективности образования посредством объективного механизма измерения качества обучения.


Измерители На настоящий момент недостаточно объективных методов определения уровня содержания учебного задания, методов определения учебного задания и механизма конечного результата.

В технологию включена система стандартных измерителей, на базе которых возможно получение объективных данных качеств обучения.

Процедура измерения должна быть гибким средством управлений, диагностики и контроля, а так же процессным регулятором дифференциации и отвечать следующим требованиям:

  • учитывать тот факт, что каждый отдельный ученический коллектив обладает индивидуальной суммой возможностей учебной подготовленности учеников;
  • учитывать то, что каждый ученический коллектив имеет свою индивидуальную биоинформационную (способность мышления обрабатывать информацию) особенность скорости и качества выполнения задания;
  • учитывать естественное отставание среднего ученика от лучшего по времени выполнения задания.

Механизм измерения, контроля дифференциации содержания по уровню усвоения учащимися учебного материала состоит из трех единиц измерения - НПС, ППС, ВПС.

НПС - нижний порог сложности. Соответствует уровню актуального развития ребенка (по Выгодскому). Предполагает подачу минимального количества единиц УЭ (учебные элементы, представляют собой информационные единицы конкретного предмета, составляющие количественные данных пригодных к измерению. УЭ заложены в шкалу возрастания:

Минимальные единицы (цифры, числа, буквы, слова, словосочетания); -максимальные единицы (числовые выражения, предложения, формулы, правила, понятия и законы).учебного элемента) в зависимости от синергетических измерителей обратной связи;

ППС - промежуточный порог сложности. Предполагает удвоение предыдущих единиц УЭ на промежуточную величину;

ВПС - верхний порог сложности. Соответствует уровню ближайшего развития учащихся (по Выгодскому) соответствует в два раза большей сложности содержания единиц Учебных элементов (УЭ) в учебном материале относительно ППС и в три раза большему уровню единиц (УЭ) по сравнению с ППС.


Технологические карты позволят учителю проводить уроки с высоким качеством.

Перечень карт:

  • алгоритм, биоинтернет, тренажер, устный урок-1,2, 3, логика, лидер, СРВ, ИСН.
  • алгоритм,
  • биоинтернет,
  • тренажер,
  • устный урок-1,2, 3,
  • логика,
  • лидер,

Одним из измерителей является проверка ТСЗ (тематического словарного запаса).


Сравнительная характеристика качества знаний учащихся экспериментальных классов по предметам. Линия обучения.

В 2010-2011 уч.г. были выбраны для продолжения эксперимента семь предметов, которые преподавались по технологическим картам «БиС». Предлагаем сравнительные результаты качества знаний по математике за два года (в таблице экспериментальные классы выделены жирным шрифтом, в диаграмме - светлыми столбиками).

назад


Уроки, проводимые по технологическим картам, способствуют повышению познавательного интереса к предмету, повышению мотивации учащихся, а значит и повышению качества знаний.

Развитие учащихся на уроке в технологии осуществляется за счет:

  • технологического картирования;
  • расчета уровня содержания учебного материала через формулу расчета сложности (ФРС);
  • разработки обобщенных способов учебной деятельности (ОСУД), направленных на развитие ориентировочной деятельности учащихся посредством организации пооперационного контроля.

В результате обратной связи учитель может сразу определить: насколько полученные знания соответствуют методическим и дидактическим стандартам, т.к. диагностика проблем и пробелов проходит сразу на уроке.


«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала».

В.П. Беспалько


В основу модернизации образования на первое место надо поставить постепенное изменение образовательного мировоззрения. Следует отметить, что процесс модернизации образования - это постепенный процесс проведения масштабных изменений в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности, которая также несет на себе печать прошлого и во многом подчинена задачам вчерашнего дня.

Планируемые изменения затрагивают в первую очередь педагогов, в сознании которых в немалой степени присутствуют авторитарность и оторванность от потребностей общества.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод , что профессиональная компетентность педагога должна соответствовать развитию общества, отвечать на его вызовы, а самое главное - способствовать формированию личности, готовой к «инновационному поведению», то есть вооруженную современными знаниями, способную их наращивать и уметь превращать в практические дела.


СПАСИБО

1. Титульный лист.

  • Полное наименование образовательного учреждения
  • Название проекта
  • По доминирующей деятельности: (игровой, познавательный, творческий, исследовательский, практико-ориентированный).
  • По количеству участников: (групповой, коллективный, парный, индивидуальный)
  • Характер контактов: (среди детей одной группы, среди детей нескольких групп, среди детей дошкольного образовательного учреждения).
  • По продолжительности: - краткосрочный (1или несколько занятий-1-2 недели); - среднесрочный (1 или 2 недели-месяц);
  • Заявитель: дети (возрастная группа).
  • Автор проекта: должность Ф.И.О.
  • 20… год

2. Структура проекта.

  • Проблема : описывается проблема, затронутая данным проектом.
  • Актуальность темы:

Формулировка проблемы пойдет в цель проекта. (Методика Светенко Т.В «Зеркало инновационных преобразований в практике»)

проблема

Не сформированы представления о том, для чего нужна мама

Дать представление о маме, ее важности и нужности, зачем она нужна

  • Не достаточно материалов
  • мало внимания дома,
  • мало внимания уделено в программе в д\с и пр.
  • подобрать материал
  • создать картотеку игр, стихов, произведений
  • организовать праздник
  • изготовить подарки и пр.

(проблема, целеполагание – организационный этап)

Разрабатываем проект, используя методику «трех вопросов:

Что мы знаем?

Все ответы, которые дали дети

Что мы хотим узнать?

С помощью чего узнаем?

(проводится общее обсуждение с детьми и записываются все ответы детей, после того как все дети выскажутся, воспитатель задает вопрос «Как нам найти ответы на вопросы?» - организационный этап.

  • Цель проекта : ожидаемый результат деятельности, выраженный в позитивных изменениях в(педагоге) детях, появившихся благодаря реализации проекта.
  • Задачи проекта: действия или шаги по достижении промежуточных результатов, направленных на достижение цели.

3. Этапы проекта.

1. Организационный.

1. Педагог (воспитатель)- раскрывает проблему.

2. Педагог - определяет цель, намечает задачи для реализации поставленной цели.

3. Дети - вхождение в проект.

4. Родители - вызывать положительный отклик родителей на существующую проблему.

2. Планирование деятельности.

1. Педагог - изготовление пособий для проекта;

Беседы (например, о геометрических фигурах);

Беседы (например, о цветах);

Изготовление игр; подбор имеющихся игр;

Обучение через дидактические, подвижные, пальчиковые игры, стихи, загадки,

Продумывание практической, экспериментальной деятельности;

Продуктивная деятельность.

Чтение книг, обращения к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события, занятия и т.д.

2. Дети - разучивание игр, стихов, участие в экспериментальной и продуктивной деятельности, поиск с родителями и педагогом новых знаний об изучаемом.

3. Родители – ищем информацию, работаем по созданию развивающей среды группы (по заданиям воспитателей), изготовление с детьми газет, листков, сочинялок и пр..

3. Заключительный

  • ожидаемый результат
  • продукт

результат

  • образовательные
  • воспитательные
  • развивающие
  • оздоровительные

То, что можно подержать в руках:

  • программа
  • методические рекомендации
  • методическая разработка
  • анкеты и пр.

На какие результаты вы рассчитываете?

Что будет являться продуктом вашего проекта?

Результаты диагностики, анкетирования, экспересс опроса и т.д.

  • книга
  • альбом
  • фотовыставка
  • выставка
  • спектакль и пр.

4. Паутинка проекта.

По образовательным областям. (например)

Здоровье.

Релаксация

Логоритм. упр

Лечебн. физ «

Рифмопластика и т.д.

Физическая культура.

Безопасность.

Социализация.

Тема….

Главное событие…..

Художественное творчество.

Познание.

Коммуникация.

Чтение худож. литературы.

Труд.

Музыка.

Развивающая среда.

5. План осуществления проекта. (основной этап)

Режимные моменты

Совместная работа педагога с детьми

Совместная работа родителей с детьми

Свободная творческая деятельность детей

  • Игра «….»
  • Пальчиковая гимнастика «…» и все виды деятельности, которые планируются …

(заключительный этап)

6. Ожидаемый результат:

Критерии оценки результатов по диагностике……

(прописывается конкретные знания и умения детей, которые вы хотите получить в результате работы над проектом и в соответствии с этим выставляете уровни развития: высокий, средний, низкий).

Низкий……

Средний…..

Высокий…..

7. Продукт проекта:

8. Диагностика детей на начало работы по проекту.

Ф.И.ребенка

Знание 8 цветов

Знание 8 форм

И т.д.

Иванов В.

Диагностика детей на конец работы по проекту.

Ф.И.ребенка

Знание 8 цветов

Знание 8 форм

И т.д.

Иванов В.

9. Презентация проекта.

Обычно в конце проживания темы проекта организуется какое-либо яркое событие или общее дело, которое предоставляет детям возможность продемонстрировать полученные в ходе проекта знания и умения, а также выразить своё эмоциональное отношение к происходившему ранее и происходящему в настоящий момент – это и есть презентация.

10. Рефлексия.

  • Ответы на вопрос «Что мы узнали?» (после окончания проекта) дают воспитателю понять чему научились дети.
  • Анализ отдельных занятий позволяет улучшить будущие проекты. Воспитатель должен ответить на следующие вопросы: «Какая часть проекта оказалась наиболее удачной? Что нужно изменить в следующий раз? Чему научились дети? Что не удалось? Почему?»
  • результаты каждого проекта обсуждаются вместе с группой:

Узнали ли вы что-нибудь новое?

Узнали ли вы что-нибудь что вас удивило?

Какое из занятий понравилось вам больше всего?

Рефлексия по теме проекта организуется не только с детьми. но и с воспитателями. Воспитатель должен отвечать на вопросы:

Какие события в теме оказались наиболее удачными и эффективными для реализации поставленных задач?

Что нужно изменить или учесть в следующий раз?

Что удалось, что не удалось и почему?

(Описываются ответы на поставленные вопросы).

11. Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции.

Негативные последствия

Способы коррекции

Желаю всем успехов в педагогической деятельности!

Список литературы:

1. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.- Спб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012

2. Педагогическое проектировние.Сборник по результатам Областного конкурса «Педагогический проект»,- Томск, 2011

В разделе размещены фрагменты педагогических проектов учителей высшей квалификационной категории Центрального района г. Новосибирска, получивших высокие оценки главной аттестационной комиссии департамента образования Новосибирской области.

С полными текстами проектов можно познакомиться у авторов.

  • И.М. Поветкина. Развитие ключевых и предметных компетенций школьников в процессе обучения математике на базовом и профильном уровнях
  • Е.А. Кислицына. Повышение эффективности учебно-исследовательской деятельности учащихся при обучении математике в школе с углубленным изучением предметов естественно-научного и математического циклов
  • Т.Э. Рихтер. Проблемное обучение как средство формирования ключевых компетенций
  • Г.Ю. Белобородова. Формирование профессионально-деловой компетенции обучающихся посредством овладения традиционными, инновационными формами деловой коммуникации
  • М.В. Дробитько. Развитие логического мышления обучающихся как средство повышения качества знаний по математике
  • А.Г. Семёнова. Развитие восприятия и воображения на уроках изобразительного искусства, искусства родного края и МХК
  • И.В. Шовкопляс. Формирование ключевых компетенций на уроках физики
  • Г.В. Исакова. Пути развития алгоритмического мышления учащихся среднего и старшего звена в курсе «Информатика и ИКТ»
  • О.Ю. Андриянец. Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку
  • Н.В. Косачёва. Интерактивные формы и методы в преподавании литературы и русского языка
  • Е.Р. Шевкун. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе
  • Л.А. Цыбаева. Модель службы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
  • О.А. Ведерникова. Развитие музыкальных и творческих способностей детей в процессе изучения теории музыки (с инновационными элементами)

    О.В. Авдеева. Совершенствование образовательного процесса с позиции здоровьесбережения
    Приложения: "Тематика классных часов по валеологии", "Тематика лектория для родителей", "Сценарий КВН", "Образовательная программа факультативного курса «Подростковая наркопрофилактика»", "Конспект урока ОБЖ"

    Т.В. Айдарова. Система формирования рационального стиля самостоятельной учебной деятельности учащихся

    Е.В. Беркетова. Реализация логопедического направления в процессе адаптации младших школьников гимназии № 1

    Л.П. Заешникова. Формирование патриотической компетенции обучающихся через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности по предмету
    Приложения: "Дни воинской славы России", программа элективного курса "Символика России и Новосибирска", программа элективного курса "Путешествие в мир музея", урок-игра "Дорогами войны", проект "Генеалогическое дерево", тест по истории России (9 класс)

    О.Б. Ивченко. Реализация компетентностного подхода в начальной школе как одна из возможностей достижения нового качества образования

    Ю.В. Лапина. Саморазвитие учащихся через организацию рефлексивной деятельности в процессе обучения химии
    Приложения: фрагмент тематического планирования, пример матрицы знаний и умений учащихся, примеры средств мониторинга ученической рефлексии, примеры анкет обратной связи, примеры инструктивных карточек к контрольным работам, примеры диагностических контрольных работ, пример матрицы для анализа результатов итоговой работы

    Т.А. Маркина. Мотивация школьников к изучению математики в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла

    В.М. Олексюк. Организация учебно-познавательной деятельности младших школьников с учетом их индивидуальных отличий
    Приложения: примеры тематических заданий и карточек, тексты дифференцированных зачетов, задания для срезовых работ

    И.И. Старостина. Развитие речевой деятельности гимназистов на уроке французского (второго иностранного) языка

    Н.А. Фёдорова. Развитие информационных общеучебных умений в процессе обучения русскому языку

    Ю.Б. Яхно. Формирование социальных компетенций на уроках обществознания в третьей ступени образования
    Приложения: "Ресурсы Интернета в развитии социальных компетенций", программа элективного курса для обучающихся третьей ступени образования «Технология исследовательской и проектной деятельности», проект «Развитие ресурсной базы учебного кабинета в процессе его подготовки к участию в смотре-конкурсе предметных кабинетов», "Входящая диагностика уровня сформированности социальных компетенций", "Промежуточные контрольные работы в развитии социальных компетенций", конспекты уроков "Конфликт в межличностных отношениях", "Дебаты в формировании социальных компетенций", "Проблемные вопросы в развитии социальных компетенций", "Работа над эссе в развитии социальных компетенций"

    Данный проект по интеллектуальному развитию старших дошкольников через игру, содержит методические разработки, практический материал. Практическая значимость проекта заключается в создании развивающей среды, которая включает зону для самостоятельной игровой деятельности. Проект адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям.

    Паспорт проекта

    Название проекта «Играй и развивайся».

    Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, развитие речи, художественно-эстетическое, физическое.

    Вид проекта: групповой, творческий.

    Сроки реализации проекта: 01.10.2014 г. по 31.05.2015 г.

    Направленность проекта: комплексный (разные виды детской игры).

    Тип проекта: творческий.

    Продолжительность: долгосрочный, предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

    Основополагающие принципы реализации проекта принципы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:

    • поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
    • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
    • уважение личности ребёнка;
    • реализация программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.

    Актуальность проекта.

    Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития дошкольника.

    Наверное, на земном шаре нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всестороннее развитым ребенком.

    Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии заинтересованы все взрослые.

    Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника.

    Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в школу.

    Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я заметила, что лучше всего интеллект ребенка развивается в процессе игры, когда он не осознано, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. Этот факт учитываю в своей работе, но стараюсь не переусердствовать, не погасить в ребенке познавательный интерес. Чтобы эффективно стимулировать интеллектуальное развитие ребенка в игре, предлагаю ему варианты продолжения игры, начатой ребенком по собственной инициативе. Предлагаю детям новые интересные занятия, поддерживаю их живейший интерес ко всем новым предметам и явлениям, но их предпочтения остаются главным фактором при выборе развивающих игр и упражнений.

    Отмечая каждое достижение ребенка, поощряя его добрыми словами и лаской, мы тем самым повышаем его уверенность в собственных силах и стремление к новым результатам, а эти качества просто необходимы для интеллектуального развития ребенка и его успешности в будущем.

    Цель и задачи проекта.

    Цель проекта: создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности.

    Задачи проекта:

    1. Формировать у детей стремление к самосовершенствованию.
    2. Воспитывать у детей желание к получению новых знаний и навыков.
    3. Закрепить навыки, полученные в игре.
    4. Пополнить и обогатить предметно развивающую образовательную среду.

    Участники проекта: дети, воспитатели, младший воспитатель, родители.

    Целевая группа проекта: проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

    Основные формы реализации проекта прослеживаются в воспитательно-образовательном процессе и подразделены на:

    • Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности,
    • Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.

    Организованная образовательная деятельность включает в себя:

    • Игры, направленные на всестороннее развитие ребенка;
    • Чтение и обсуждение художественной литературы;
    • Создание педагогических ситуаций;
    • Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций;
    • Продуктивная деятельность;
    • Слушанье и обсуждение народной, детской музыки;
    • Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, песен;
    • Комплексные –игровые занятия по всем образовательным областям

    Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские:

    • Тематические досуги;
    • Праздники;
    • Интеллектуальные КВНы;
    • Дни открытых дверей;
    • Театрализованные представления.

    Ожидаемые результаты проекта.

    Для детей:

    • применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем;
    • планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
    • овладевать универсальными предпосылками учебной деятельности;
    • решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.

    Для родителей:

    • сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития.

    Для педагогов:

    • повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
    • сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития;
    • оснащение предметно – развивающей образовательной среды дидактическими играми, пособиями, методическими разработками по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

    Продукт проектной деятельности:

    • фотоматериал;
    • разработка методических рекомендаций;
    • презентация проекта.

    Перечень основных направлений проекта

    Оснащение предметно –развивающей среды старшей группы детского сада:

    Оформление уголков:

    • формирование элементарных математических представлений,

    2. Изготовление методических пособий.

    3. Сделать подборку игр по интеллектуальному развитию.

    Методическая копилка:

    • составить перспективный план работы по интеллектуальному развитию старших дошкольников.
    • разработать конспекты занятий, развлечений и досугов.
    • подобрать и оформить методический материал по развитию интеллектуальных способностей у старших дошкольников.

    Работа с родителями:

    Повышение компетентности родителей по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста через индивидуальные консультации, семинары-практикумы, беседы, мастер-классы, родительские собрания, интеллектуальные КВНы.

    Краткое описание проекта по этапам.

    1 этап –подготовительный.

    Октябрь 2014 г.

    Диагностика на начальном этапе проекта помогает выявить степень активности родителей в организации игр на развитие интеллектуальных способностей у детей через анкетирование. В последующей деятельности диагностика помогает проследить динамику и эффективность мероприятий проекта. Диагностику проводят воспитатели.

    2 этап –основной.

    Ноябрь-март 2015 г.

    Включает в себя выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек, загадок, разнообразных игр по данной теме, логических задач, упражнений, непосредственно-образовательная деятельность по пяти образовательным областям ФГОС.

    3 этап – заключительный.

    Апрель – май 2015 г.

    Подведение итогов работы над проектом; анкетирование

    родителей и опрос детей; презентация проекта.

    Ресурсное обеспечение

    № п/п Наименование ресурсной базы Количество
    1. Игровая комната 1
    2. Игровой материал, в том числе нетрадиционный В достаточном количестве
    3. Технические средства:
    • магнитофон,
    • проектор для мультимидийных презентаций
    1
    4. Наглядный материал:

    картинный материал (иллюстрации, плаката),

    демонстрационный материал (дидактические игрушки),

    дидактические пособия, карточки

    В достаточном количестве
    5. Методический материал:

    общеразвивающая программа дошкольного образования,

    календарно – тематические планы по образовательным областям,

    развивающая программа для детей старшего возраста «Интеллектуальное развитие детей через математические игры»

    В достаточном количестве

    План реализации проекта

    Подготовительный этап

    (октябрь 2014 г.)

    мероприятия цель участники сроки
    1. Побор материала по теме проекта Систематизация полученного материала Воспитатели 1неделя октября
    2. Диагностическое обследование Планирование деятельности по реализации проекта Воспитатели, дети 1 неделя октября
    3. Планирование деятельности по теме проекта Составление календарного плана работы Воспитатели 2-3 неделя октября
    4. Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта Ознакомление родителей с проектом Воспитатели,

    родители

    4 неделя ноября

    Основной этап

    (Ноябрь 2014 г. – март 2015 г.)

    Содержание деятельности Задачи Ресурсы Исполнители и соисполнители Сроки реализации
    1

    Социально-коммуникативное развитие:

    1. Сюжетно –ролевая игра «Идем в гости».

    2. «Птицы в ловушке».

    3. «Ожившие игрушки».

    4. «Одуванчик».

    5. У нас порядок».

    6. Экскурсия в школу, библиотеку.

    Развивать взаимодействие и общение ребёнка со взрослыми и сверстниками.

    Привлечь родителей к созданию условий для сюжетно –ролевых игр.

    Занятия, экскурсии, дидактические и развивающие игры.

    Сюжетно –ролевая игры

    Дети и воспитатели,

    родители

    Ноябрь-декабрь

    Январь –февраль

    2

    Познавательное развитие

    1. «Письмо от Незнайки».

    2. «Высоко – низко, далеко – близко».

    3. «Курочка Ряба».

    4. «Скорее собери».

    5. «Найди такую-же».

    6. «Летучие мыши».

    7. «Что мы делаем».

    8. «Загадочные отпечатки».

    9. Логические задачи, головоломки, кроссворды.

    10. Игры с блоками Дьенеша

    Развивать интерес, любознательность, познавательную мотивацию Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях Занятия, дидактические, развивающие настольные, словесные игры, логические задачи. Сюжетно –ролевая игры Дети и воспитатели, родители По плану воспитательно-образовательного процесса.
    3

    Речевое развитие

    Пальчиковые игры- изображаем пальцами цифры, буквы;

    Упражнения на развитие подвижности силы и гибкости пальцев;

    Загадки (чтение, письмо, понятия о времени, растения т.д.)

    физкультминутки

    на занятиях и т.д.

    Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Учить владеть речью как средством общения и культуры Использование на занятиях стихов, загадок, пословиц, поговорок и т. д.игровые тренинги для развития речи, театрализованные игры Дети и воспитатели, родители По плану воспитательно-образовательного процесса.

    Ноябрь-декабрь

    Январь –февраль

    4

    Художественно – эстетическое развитие

    Логические упражнения:

    Продолжи ряд, нахождение ошибки, умозаключения.

    Лепка «русская матрешка», «У меня есть друг усатый, кот Матроскинполосатый»

    Аппликация «Новогоднее веселье», «Кухонные принадлежности»

    Рисование «мамочка милая, мама моя»

    «Добрый доктор Айболит»

    Реализовывать

    самостоятельную творческую деятельность при рисовании различных предметов штриховок и т.д., при лепке из пластилина, аппликации

    Тетради с заданиями, альбомы упражнений для развития руки ребенка, веселые домашние задания, графические диктанты, альбомы по лепке и аппликации «сделай сам» Дети и

    воспитатели, родители

    По плану воспитательно-образовательного процесса.

    (в первую половину дня)

    Ноябрь-декабрь

    Январь –февраль

    5

    Физическое развитие:

    Игры сбегом:

    «Пятнашки», «Ракеты»

    Игры с прыжками:

    «Бег в мешках», «Прыжки через скакалку»

    Игры с мячом:

    «Пятнашки с мячом», «Эстафета с передачей мяча»

    Словесные игры:

    «Повтори – ка», «Пусть ворона мокнет»

    Загадки – складки; чистоговорки и скороговорки; Народные игры; «Краски», «Прорыв цепи»

    Развивать физические качества у ребенка. Укреплять крупную и мелкую моторику рук на физкультминутках, включенных на каждое занятие и в свободной деятельности детей Народные игры,

    Динамические паузы, психогимнастики, физкультминутка, подвижные игры

    Дети и воспитатели, родители По плану воспитательно-образовательного процесса.

    (в первую половину дня)

    Ноябрь-декабрь

    Январь –февраль

    Работа с родителями

    Проведение Содержание работы Методическое обеспечение
    1 октябрь Диагностика:

    «Нужна ли игра ребенку и зачем?»

    «Исследование игровой деятельности»

    Журнал – «Справочник старшего воспитателя ДО

    2007 г. № 6-8

    2 ноябрь Консультация для родителей: «Интеллектуальное развитие ребенка- дошкольника» Л.И. Сорокина

    Сайт для педагогов дошкольных учреждений mail. ru

    3 декабрь Встреча с родителями за круглым столом. Выступление родителей об опыте организации игр детей дома
    4 январь Совместно с родителями работа по организации «Центра занимательной математики» Игры: «Найти пару», «Составь картинку», «Логическое лото» и др. Е.В.Сербина «Математика для малышей»
    5 февраль Консультация для родителей «Значение занимательного материала для развития детей» З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников
    6 март Совместный с родителями конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»

    Заключительный этап

    (апрель-май 2015)

    Мероприятия Цель Участники Сроки
    1 . Диагностическое обследование:
    «Развитие психических процессов у дошкольника». Выявление и Воспитатели Май
    Опросник «Отношение родителей к интеллектуальному развитию своего ребенка». определение эффективности реализации Родители Дети,
    Анкетирование родителей «Играй и развивайся». проекта.
    2. Создание папки для педагогов:
    "Картотека игр по формированию интеллектуальных способностей у дошкольника»

    «Занимательные физкультминутки»;

    «Игры, которые учат»; «Релаксационные игры», «Развиваем ручки»;

    Повышение компетентности педагогов в плане развития психического здоровья у детей Педагоги Воспитатели Апрель
    «Игры на воздухе, с водой»; Подвижные игры.
    3. Интеллектуальный марафон:

    «Знайки»:

    Закрепление и обобщение пройденного материала. Воспитатели 15.05.2015г
    4. Создание папки для родителей: "Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка" (памятки, рекомендации, буклеты, консультации). Повышение педагогической культуры родителей по

    вопросу интеллектуального развития

    Воспитатели

    Родители

    Апрель

    Литература.

    1. Белоусова, Л.Е. Удивительные истории [Текст]: библиотека программы «Детство» /Л.Е.Белоусова. – М.; Просвящение, 2003. - 214с.

    2. Буктакова, В.М. Игры для детского сада [Текст]: пособие для воспитателей / В.М. Буктакова. – С.– П.; Сфера, 2009. – 168с.

    3. Колесникова Е. В. Я решаю логические задачи [Текст]: Учебное пособие / Е.В. Колесникова. – М.; ТЦ Сфера, 2015. – 48с.

    4. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество [Текст]: А.М. Матюшкин. - М.; Воронеж, 2003. – 85с.

    5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст]: пособие для воспитателей /З.А. Михайлова. – М.; Просвящение, 2007. – 287с.

    6. Психология одаренности детей и подростков[Текст]: пособие для педагогов / под ред. Н.С. Лейтеса. - М., ТЦ Сфера, 2010 - 205с.

    7. Михайлова З.А. Логико – математическое развитие дошкольников/ З.А. Михайлова, К.А Носова – СПб. ООО Изд-во Детство – пресс, 2013. – 128с.

    8. Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей, 5 - 6 лет:

    [Текст]: пособие для педагогов / Л.И. Сорокина.-Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 – 145с.

    9. Юзбекова Е.А. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника [Текст]: Москва, 2006. – 256 с.

    Полную версию работы можно .