Советская страна в годы нэпа. Презентация на тему "советская страна в годы нэпа" Разрешение иностранных инвестиций

Cлайд 1

* Выполнила: Свистунова Ольга Федоровна. Учитель истории и обществознания. г. Новотроицк Оренбургской области

Cлайд 2

Прочитайте текст «В декабре 1920 г. курс рубля упал в 13 тысяч раз по сравнению с уровнем 1913 г. В мае 1920 г. в Тамбове на крестьянском губернском съезде принята программа вооруженного восстания против власти. Программа включала свержение коммунистической партии, созыв Учредительного собрания и образование Временного коалиционного правительства, состоящего из представителей всех антибольшевистски настроенных партий, прекращение продразверстки, передача земли тем, кто ее обрабатывает В августе 1920 г. восстание вспыхнуло и до января 1921 г. охватило Воронежскую и Тамбовскую губернии. На подавление брошена Красная Армия во главе с прославленным полководцем М.Н.Тухачевским. Восстание было подавлено.» *

Cлайд 3

Cлайд 4

*

Cлайд 5

Причины перехода к нэпу Глубокий социально-экономический и политический кризис власти Массовые восстания в сельской местности, выступления в городах, в армии и на флоте Крушение идеи «введения» социализма и коммунизма путем ликвидации рыночных отношений Стремление удержать власть любой Спад революционной волны на Западе *

Cлайд 6

В марте1921 г. на Х съезде РКП(б) В.И.Ленин объявил о переходе к новой экономической политике (НЭПу) *

Cлайд 7

НЭП – система экономических мер, призванная стимулировать рост сельского хозяйства и промышленности путем развития рыночных отношений Решения X съезда РКП/б/, март 1921 г. Цели: Восстановление хозяйства, выход из кризиса Привлечение крестьян на сторону Советской власти Предоставление экономических свобод, предприимчивости, инициативы *

Cлайд 8

НЭП Мероприятия: Замена продразверстки продналогом Разрешение свободной частной торговли Перевод государственных предприятий на хозрасчет Допущение государственного капитализма (аренда, концессии), кооперация Переход от натуральной к денежной оплате труда Денежная реформа («золотой червонец») - конвертируемость рубля *

Cлайд 9

Социально-экономические итоги нэпа Первые итоги НЭПа (раздел § 14, стр. 139-141) Быстрое восстановление сельского хозяйства, промышленности, транспорта Возрождение торговли Рост численности городского населения Повышение производительности труда рабочих Повышение уровня жизни *

Cлайд 10

Социально-экономические итоги нэпа Первые итоги НЭПа (раздел § 14, стр. 139-141) Ускоренная социальная дифференциация в городе Появление «новой буржуазии» Ускорение расслоения крестьянства Нарастание экономической нестабильности Регулярные экономические кризисы Рост безработицы *

Cлайд 11

*

Cлайд 12

Cлайд 13

Cлайд 14

*

Cлайд 15

*

Cлайд 16

*

Cлайд 17

*

Cлайд 18

Точки зрения (стр. 141 §14) В советский период преобладали сложившиеся при И.В. Сталине суждения о нэпе, согласно которым он, обеспечив восстановление экономики, исчерпал себя и должен был смениться политикой индустриализации и коллективизации. *

Cлайд 19

Точки зрения (стр. 141 §14) В 1980-е гг., в условиях перестройки, высказывалась иная позиция: отказ от нэпа признавался ошибкой, поскольку он открывал возможность сочетания преимуществ рыночной экономики с активной социальной политикой государства и не исключал проведения индустриализации. *

Cлайд 20

Точки зрения (стр. 141 §14) Комментарий: Однако в СССР в 1920-е гг. продолжение политики нэпа едва ли было возможным. К отходу от него партию большевиков подталкивал целый ряд обстоятельств. К их числу относились сложное положение в правящей партии и обществе, неустойчивость международной ситуации и противоречивость политики НЭПа. *

Cлайд 21

Нэповская общественная модель ЭКОНОМИКА Либерализация экономической жизни при сохранении командных высот в руках партии - государства Замена продразверстки продналогом Отход от насаждения коммун на селе Допущение рыночных отношений Отмена трудовой повинности Переход от натуральной оплаты труда к денежной Введение элементов хозрасчета на уровне государственных трестов и объединений («хозрасчет для начальников») Введение тарифной системы оплаты труда Относительная стабилизация финансов Развитие внешней торговли Создание концессий *

Cлайд 22

Нэповская общественная модель ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Сохранение и укрепление авторитарной диктатуры Завершение разгрома оппозиционных политических партий Относительная демилитаризация общества Сужение сферы непосредственного государственного вмешательства в общественную жизнь Политические процессы над оппозицией *

Cлайд 23

Нэповская общественная модель ДУХОВНАЯ СФЕРА Насильственное внедрение в сознание марксистской идеологии Реформирование системы образования (ограничение доступа к образованию «бывшим») Ужесточение идеологического контроля Введение в Уголовный кодекс статей об ответственности за убеждения Усиление борьбы с неграмотностью Активизация антирелигиозной кампании Высылка за границу виднейших представителей интеллигенции *

Cлайд 24

Кризисы НЭПа и их причины * Некомпетентность основной части управленческого аппарата Ограничение крупного и среднего предпринимательства Ограниченность инвестиций в промышленность Кризис сбыта 1923 г. Товарный кризис и кризис хлебозаготовок 1925 г. Товарный кризис и кризис хлебозаготовок 1927-1928 гг. Курс на экономическую автаркию (политика хозяйственного обособления страны, добровольная или вынужденная изоляция от мирового рынка) Бюрократизм и чиновничья волокита Перекачивание средств из села в город

Cлайд 25

Противоречия нэпа (стр. 142-144 §14) * Политическая монополия большевиков Плюрализм форм собственности и хозяйственных укладов Курс на строительство социализма в одной стране Необходимость активизации внешнеэкономической деятельности, усиления контактов с внешним миром Проведение индустриализации, создание мощного военно-промышленного комплекса Необходимость активизации внешнеэкономической деятельности, усиления контактов с внешним миром Курс на построение общества социального равенства и социальной справедливости Усиление социального расслоения. Формирование «новой буржуазии» (нэпманов) и «новой аристократии» (партийно-советской номенклатуры)

Cлайд 26

*

Cлайд 27

Борьба в руководстве большевистской партии * Годы Противоборствующие группировки 1923-1924 И. В. Сталин Г. Е. Зиновьев Л. Б. Каменев Л. Д. Троцкий 1925 И. В. Сталин Н. И. Бухарин А. И. Рыков Г. Е. Зиновьев Л. Б. Каменев («новая оппозиция») 1927 И. В. Сталин Н. И. Бухарин А. И. Рыков Г. Е. Зиновьев Л. Б. Каменев Л. Д. Троцкий («объединенная оппозиция») 1928-1929 И. В. Сталин Н. И. Бухарин А. И. Рыков М. П. Томский («правый уклон»)

Cлайд 28

Документальные материалы Из письма Л. Д. Троцкого членам ЦК и ЦКК РКП(б) от 8 октября 1923: Крайнее ухудшение внутрипартийной обстановки имеет две причины: а) в корне неправильный и нездоровый внутрипартийный режим и б) недовольство рабочих и крестьян тяжелым экономическим положением, которое сложилось не только в результате объективных трудностей, но и в результате явных коренных ошибок хозяйственной политики. Сейчас уже не может быть никакого сомнения в том, что одной из основных причин нынешнего торгово-промышленного кризиса является самодовлеющий, т.е. не подчиненный общему хозяйственному плану, характер нашей финансовой политики. Чудовищное несоответствие цен, при тяжести единого налога, вызвало снова крайнее недовольство крестьян. Это, последнее, отразилось на настроении рабочих и прямо и косвенно. Наконец, изменившееся настроение рабочих захватило низы партии. Дайте анализ документа. В чем Л.Д. Троцкий видел причины трудностей в экономической и политической жизни страны? * ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ Зиновьев (Радомысльский) Григорий Евсеевич (1883-1936) - сын мелкого предпринимателя Херсонской губернии, получил домашнее образование, работал конторщиком. Увлекся революционными идеями, с 1903 г. - член РСДРП(б), участвовал в революции 1905-1907 гг., стал профессиональным революционером, жил в эмиграции, вошел в став руководства партии большевике. В 1917 г. выступал против вооружение восстания, но затем пересмотрел СВОЮ позицию. В декабре 1917 г. возглавил Петроградский Совет, явился одним из организаторов красного террора. В 1919-1926 гг. возглавлял Исполком Коминтерна. Вступив в конфликт с И.В. Сталиным, был снят со всех постов. В 1934 г. - арестован и в 1936 г. расстрелян по обвинению в антисоветской деятельности. *

Cлайд 31

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович (1878-1953). В социал-демократическом движении с 1898 г., большевик. Сын сапожника, учился в духовной семинарии. Вел революционную деятельность в Закавказье, неоднократно арестовывался, ссылался в Сибирь. Возглавлял боевую организацию большевиков. С 1912 г. - член руководства РСДРП(б). Активный участник революции 1917 г., член Совнаркома. В годы Гражданской войны - член РВС Республики. С апреля 1922 г. - Генеральный секретарь ЦК РКП(б). Невысокий рост, тихий голос с заметным грузинским акцентом, слабые ораторские способности мешали ему быть укротителем неорганизованной массы. Его стилем стала «закрытость». Используя ее, он напускал на себя мистический ореол всезнающего лидера. Этому способствовала налаженная им служба слежки за собственным окружением. Он был абсолютно нетерпим к выражению несогласия с его позицией, считая такое несогласие предательством интересов социализма, но умел выжидать, чтобы создать благоприятные условия для расправы с оппонентами. *

Cлайд 32

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ §14 - изучить Вопросы к §14 Здание 2 к §14: Перечислите мероприятия, связанные с политикой военного коммунизма и новой экономической политикой (в виде таблицы). Сравните политику военного коммунизма и НЭПа: в чем они принципиально различались, что в них было общего? Анализ в виде вывода. *



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: Урок-беседа

Форма урока: изучения новой темы

Цель урока:

  • Уяснить причины перехода от политики “военного коммунизма” к новой экономической политике;
  • Рассмотреть основные модели нэповской организации общества;
  • Провести сравнительный анализ политики “военного коммунизма” с новой экономической политикой.
  • Сформировать представления об основных направлениях, итогах и противоречиях нэп;
  • Способствовать развитию аналитического мышления, умений самостоятельной работы с учебным текстом, навыков составления сравнительной таблицы.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка изученного материала по теме “Военный коммунизм”.
  3. Изучение нового материала.
  4. Политическая, экономическая и социальная ситуации в СССР накануне введения НЭПа.
  5. Новая экономическая политика (понятие, характерные черты и особенности).
  6. Результат НЭПа.
  7. Закрепление материала.
  8. Сообщение домашнего задания. Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Продолжительность занятия (время реализации): 45минут

Среда POWERPOINT и SMART Board

Вид медиапродукта: наглядная презентация POWER POINT учебного материала (18 слайдов) и рабочая презентация SMART Board (5 слайдов)

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Загладин, Н.В., Козленко,С.И., Минаков,С.Т., Петров, Ю.А. История России (ХХ-начало ХХI века). Учебник для 11 класса. М.”Русское слово“ 2008 год.
  2. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, Л.В. Жукова Поурочные разработки к учебнику “история России в ХХ веке” для 11 класса. М., “Просвещение” 2004 г.

Необходимое оборудование и материалы для занятия Компьютер для учителя, проектор, экран, интерактивная доска, авторские медиапродукы, учебник, раздаточный материал для обучающихся (приложение № 1 -2).

Карта урока

Комментарий хода урока Время (мин) № слайдов Развитие личностных качеств и психических процессов
Репродуктивные формы деятельности Продуктивные формы деятельности
I. Организационный момент 2 минут Слайд №1 Внимание ученики записывают тему урока в тетрадях, открывают учебники.
II. Проверка изученного материала по теме “Военный коммунизм” 5 минут Слайд № 2

Презентация SMART Board Слайд № 1

Один ученик выходит к доске, остальные ученики класса называют черты “военного коммунизма”, которые записываются в таблицу на интерактивной доске.
III Изучение нового материала 30 минут Презентация POWERPOINT Слайды 3-17 Внимание, речь, память, мышление Ученики работают в группах с раздаточным материалом, интерактивной доской.
3.1. Политическая, экономическая и социальная ситуации в СССР накануне введения НЭПа. 10 минут Презентация POWERPOINT Слайд 4-9 Внимание, речь, память, мышление Ученики работают в трёх группах с раздаточным материалом (Приложение № 1), после окончания работы делают сообщение перед классом по одному докладчику от группы. Учитель корректирует ответы учеников. Во время доклада остальные ученики заполняют Рабочий лист (Приложение № 2) .
3.2. Новая экономическая политика (понятие, характерные черты и особенности). 10минут Презентация POWERPOINT Слайд 10-13 Внимание, речь, память, мышление Ученики работают в трёх группах с раздаточным материалом (Приложение № 1, заполняют рабочий лист (Приложение № 2) . Записываю понятие продналог в тетрадь.
3.3. Результат НЭПа. 10 минут SMART Board Слайд № 2-3 Внимание, речь, память, мышление Ученики работают с раздаточным материалом (Приложение № 1) и учебником. Заполняют таблицу. Работают с интерактивной доской.
IV. Закрепление нового материала 5 минут SMART Board Слайд № 4 Внимание, речь, память, мышление Ученики отвечают на вопросы, заполняют таблицу. Работают с интерактивной доской. После выполнения задания ответы проверяются.
V. Сообщение домашнего задания

Подведение итогов урока.

2 мин Презентация POWERPOINT Слайды 18 Внимание, память,

ясная речь,

организованность

Ученики записывают домашнее задание
VI. Рефлексия 1 мин. SMART Board Слайд № 5 Внимание, память, мышление. Ученики работают с интерактивной доской.

Ход урока

Организационный момент ученики рассаживаются по группам (всего три группы), на столах разложен раздаточный материал (Приложение 1 и Приложение 2). Учитель входит в класс приветствует учеников. На доске появляется тема урока (Слайд № 1) – 2 минуты.

Ученики: записывают тему урока в рабочую тетрадь.

Проверка изученного материала по теме “Военный коммунизм”. (5 минут)

Учитель предлагает ученикам посмотреть на иллюстрации (Слайда № 2) и определить к какому историческому событию относятся иллюстрации.

Ученики: Отвечают “Военный коммунизм”, сбор продразвёрстки.

Учитель предлагает вспомнить характерные черты “Военного коммунизма”. Работа с интерактивной доской (Приложение № 3) Слайд № 1. Один ученик выходит к доске, остальные ученики класса называют черты “военного коммунизма”, которые записываются в таблицу. После окончания работы, учитель предлагает проверить правильность ответа, открывается вторая часть таблицы на доске с правильным ответом.

Изучение нового материала (30 минут)

Учитель: Объявляет цель урока. (Слайд № 3)

Политическая, экономическая и социальная ситуации в СССР накануне введения НЭПа.

Учитель: В 1921 году СССР оказался в тяжелой экономической, политической и социальной ситуации. Заканчивалась, братоубийственна гражданская война, из-за продразвёрстки крестьяне сокращали посевные площади, города не дополучали продовольствия, народ из города перебирался в деревни. (Слайд № 4)

Учитель предлагает ученикам встать на место руководящих органов страны, проанализировать причины проблем, предложить свои варианты их решения.

Работа в группах: ученики класса работают в трёх группах. Одна группа оценивает экономическую ситуацию, вторая - политическую, третья – социальную (Слайд №5) Учитель предлагает каждой группе поработать с раздаточным материалом (Приложение №1) Через 10 минут один докладчик от каждой группы должен сообщить классу варианты решения проблем. Учитель обращает внимание учеников на (Приложение № 2 – рабочий лист) которые необходимо будет заполнять во время выступления учеников от групп.

Учитель: Во время доклада помогает каждой группе. Корректирует ответу учеников (Слайд №6-9). Ученики заполняют рабочие листы.

Новая экономическая политика (понятие, характерные черты и особенности).

Учитель: На Х съезде РКП(б) В.И. Ленин объявил о замене продразвёрстки продналогом и о переходе к новой экономической политике.(Слайд № 10 – 12.) Речь учителя 5 минут

Учитель предлагает ученикам вернуться к работе с Приложением № 1 и определить характерные черты НЭПа. Ученики работают в группах 3 минуты. Заполняя Таблицу № 2 в рабочих листах. Через 5 минут задание проверяется Слайд № 13.

Результат НЭПа.

Работа с раздаточным материалом и учебником.

Учитель: Предлагает прочитать (Приложение № 1 ) и учебник параграф 14. Определить положительные и отрицательные результаты НЭПа. Через 6 минут работа проверяется в устной беседе и работой с интерактивной доской (Приложение № 3 , Слайд № 2) ученики, по желанию записывают варианты на доске. Слайд № 3 Приложение № 3 – задание проверяется.

Учитель: Сегодня мы познакомились с новой экономической политикой партии большевиков. Безусловно, это был вариант выхода из сложившейся кризисной ситуации. Ленин это понимал, хотя нэп и противоречил большевистским канонам. Из истории мы сегодня знаем, что данная политика оказалась эффективной всего первые пять лет. Действительно повысился жизненный уровень, сократился рабочий день, продразверстка была заменена продналогом и т.д., но НЭП не смог привлечь иностранный капитал в страну, а без денежных средств в стране не хватило.

21 января 1924 г. умер В.И. Ленин. В 1928 году началась политика по свертыванию нэпа, окончательно он был свёрнут в 1929 году. (Слайд № 17). Речь учителя 4 минуты.

Закрепление материала.

Работа с интерактивной доской. Приложение № 3 Слайд № 4. Учитель предлагает ученикам выполнить задание (5 минут) После выполнения задания, учитель открывает правильный ответ, скрытый в нижней части таблицы на слайде.

Сообщение домашнего задания. Подведение итогов урока.

Слайд № 18

Прочитайте параграф 14 учебника и заполните таблицу № 3.Перечислите основные мероприятия, связанные с новой экономической политикой. Сравните политику НЭПа с политикой “военного коммунизма”.

Напишите эссе на тему: “Почему Сталин отказался от НЭПа?”.

Рефлексия Приложение № 3 Слайд 5 (Приложение № 3) Ученики “складывают” в корзины:

А) если урок понравился – солнышко.

Б) Если урок не понравился – серый круг.

2.Необходимость перестройки экономических отношений.

3.Мероприятия нэпа:

а) в сельском хозяйстве;

б) в промышленности и на транспорте;

в) в торговле;

г) в сфере трудовых отношений;

д) в сфере распределительных отношений;

е) новые методы экономического хозяйствования.

Источники:

Хрестоматия по отечественной истории (1914-1945 гг.) / Ред А.Ф. Киселев, Э.М. Щагин.-М.,1996.-Глава 3.

Хрестоматия по новейшей истории России 1917–2004. Часть первая 1917-1945 гг./ Под ред. А.Ф.Киселева, Э.М. Щагина. – М., 2005 г. Раздел 2, § 2 стр.121–151.

Ленин В.И. О продовольственном налоге - ПСС.-Т.43.

Ленин В.И. Доклад о новой экономической политике. 29 октября 1921.-ПСС.-Т.44.-С.144-152.

Литература:

Вдовин А.И. Переход к нэпу. Первые этапы его осуществления // ред. Л. Милов История России XX – начала XXI века. – М., 2006. – С. 339–346, 374–383.

Бахтурина А.Ю. Переход к новой экономической политике (1921–1925 гг.) // История России ХХ – начало XXI века. – М., 2010. – С. 147–154.

Ходяков М.В. От военного коммунизма к новой экономической политике // Новейшая история. 1914–2009.–М., 2010. – С. 151–168.

Орлов И.Б. Современная отечественная историография нэпа: достижения, проблематика, перспективы. // Отечественная история.-1999.-№ 1.-С.102-116.

Горинов М.М. Нэп: поиски путей развития. - М., 1990.

Данилов В.П., Дмитриенко В.П., Лельчук В.С. Нэп и его судьба.// Историки спорят.13 бесед.-М., 1989.-С.122-190.

Карр Э. История Советской России. - М., 1990.-С.620-678.

Павлюченков С. С чего начинался НЭП? // Трудные вопросы истории. - М., 1991.-С.45-60.

Некоторые проблемы историографии нэпа.

История России в 20-е годы долгое время не являлась предметом специального изучения в отечественной историографии. Когда в 30-е годы закладывались основы концепции истории советского общества, в официальной историографии сложилось негативное отношение к нэпу, задачи которой понимались очень узко – восстановить разрушенное в империалистической и гражданской войнах хозяйство России. В связи с этим уже в «Кратком курсе истории ВКП(б)» история России в 20-е гг. оказалась разорванной на период восстановления народного хозяйства, в рамки которого в основном укладывались и нэп, и период индустриализации . НЭП трактовалась как отступление, вынужденный отход от социалистических принципов хозяйствования.

После смерти И.В. Сталина в ходе дискуссии середины 50-х гг. о периодизации истории советского общества хронологические рамки нэпа были отодвинуты до конца 30-х гг., однако было сохранено деление 20-х гг. на две половины, в рамках которых решались различные по содержанию задачи.

Впервые научный интерес к нэпу проявился в отечественной историографии в 60-е гг. в связи с проведением экономических реформ. В работах Э.Б. Генкиной, Ю.А. Полякова, В.П. Дмитренко, Л.Ф. Морозова наряду с проблемой периодизации нэпа, в частности в связи с попыткой отодвинуть ее начальную грань в 1920 г. было сформировано понимание нэп, как политики, рассчитанной на весь переходный от капитализма к социализму период.

Свертывание экономических реформ в 70-е гг. сопровождалось снижением интереса исследователей к нэпу и, наоборот, попытка возврата к реформам во второй половине 80-х гг. вновь вызвала исследовательский интерес к проблемам новой экономической политики. Дело в том, что реформы, к которым приступил М.С. Горбачев, идеологически подавались как обновление социализма под знаком возвращения к ленинскому наследию. В связи с этим тщательно анализировался опыт новой экономической политики и ее эффективность. В работах публицистов, экономистов и части историков в оценке нэпа ведущее место занимали идеологические моменты, желание раскрыть только положительные черты НЭПА. В.П. Данилов, О.Р. Лацис, В.Попов, Н. Шмелев идеализировали нэп, высоко оценивали деятельность Н.И. Бухарина по пропаганде идей нэпа, писали об экономической эффективности нэпа и возможности ее продолжения. Всю вину за свертывание нэп возлагали на И.В. Сталина и его ближайшее окружение. Во многом эта точка зрения на нэп как на главную альтернативу сталинизма развивалась в книгах о Н.И. Бухарине, которые вышли в связи со 100-летием со дня его рождения. Стивен Коэн, Н.Горелов, Ю.Емельянов и др. находили в деятельности Н.И. Бухарина только положительные черты, считали его главным защитником идей новой экономической политики. Нэп они трактуют как бесконфликтную и непротиворечивую политику, что нарушает принципы историзма.

Как реакция на эти работы стали появляться исследования, в которых более объективно оценивалась новая экономическая политика. Публикация работ западных историков Э.Карра, ДЖ. Боффа, исследований экономистов 20-х гг., критическое отношение к источникам позволили В.А. Козлову, Г.А. Бордюгову, В.П. Дмитренко, В.С. Лельчуку, М.М. Горинову показать, что осуществление новой экономической политики проходило трудно, сопровождалось серьезными экономическими и политическими кризисами, сохраняло серьезные диспропорции в экономике и противоречия между экономическими основами общества и его политической надстройкой.

Третья точка зрения появилась у противников «социалистической идеи», которые считают, что вся практическая деятельность большевиков не носила положительных черт, поэтому они полностью отрицают значение новой экономической политики.

Слайд 2

Домашнее задание

Слайд 3

Новая экономическая политика

  • Слайд 4

    План урока

    Уроки Кронштадта. Последствия гражданской войны Переход к НЭПу Социально-экономические итоги НЭПа Социальные противоречия НЭПа Экономические противоречия НЭПа

    Слайд 5

    1. Уроки Кронштадта. Последствия гражданской войны

    События весны 1921 г. были расценены большевиками как серьезный политический кризис «Кронштадтский мятеж был опаснее для, большевистской власти чем Деникин, Юденич и Колчак, вместе взятые» В Кронштадтском мятеже стихийное недовольство крестьян соединилось с военной силой армии. И недовольство это совпадало с лозунгами меньшевиков и эсеров.

    Слайд 6

    2 урока Кронштадтского восстания необходимо идти на соглашение с крестьянством необходимо ужесточить борьбу со всеми оппозиционными политическими силами Для сохранения своей власти «Мы открыто, честно, без всякого обмана, крестьянам заявляем: для того чтобы удержать путь к социализму, мы вам, товарищи крестьяне, сделаем целый ряд уступок, но только в таких-то пределах и в такой-то мере и, конечно, сами будем судить - какая это мера и какие пределы»В.И. Ленин

    Слайд 7

    2. Переход к НЭПу

  • Слайд 8

    Переход к НЭПу - новой экономической политике - был провозглашен В. И. Лениным в марте 1921 г. на X съезде РКП(б) Отмена продразверстки 1. Вводился натуральный продналог Продналог вдвое меньше разверстки и его размер объявляли заранее (накануне посевной). Он не мог быть увеличен в течение года. Все излишки, оставшиеся после внесения налога, поступали в распоряжение крестьян. Это создавало материальный стимул для увеличения производствазерна. 2. Вводилась свободная внутренняя торговля (внешняя торговля оставалась монополией государства) Отменен декрет о полной национализации промышленности 3. Мелкие и даже часть средних предприятий вновь передавались в частные руки

    Слайд 9

    4. Некоторые крупные промышленные предприятия разрешено было взять в аренду частным лицам. Допускалось также созданиеконцессийс привлечением иностранного капитала, смешанных акционерных обществ и совместных предприятий. КОНЦЕССИЯ - договор на сдачу иностранным фирмам предприятий или участков земли с правом производственной деятельности; само предприятие, организованное на основе такого договора Отмена принудительного труда 5. Введения рынка рабочей силы, реформирование системы заработной платы (введения тарифной системы оплаты труда) В промышленности и других отраслях была восстановлена денежная оплата труда, введены тарифы, зарплаты, исключающие уравниловку, и сняты ограничения для увеличения заработков при росте выработки.

    Слайд 10

    В 1921 г. был воссоздан Госбанк СССР, начавший кредитование промышленности и торговли на коммерческой основе. 6. 1922-1924 гг. – денежная реформа (взамен обесценившихся денег был начат выпуск новой денежной единицы - червонцев, имевших золотое содержание и курс в золоте) Советский червонец был выше английского фунта стерлингов и равнялся 5 долларам 14,5 центам США. Была проведена под руководством наркома финансов Григория ЯковлевичаСокольникова

    Слайд 11

    7. В 1923 г. были определены новая структура и устав государственных промышленных предприятий (трестов) и государственной торговли (синдикатов). Они получили большую хозяйственную самостоятельность, их деятельность строилась на принципах хозрасчета и самоокупаемости 8. 1922 г. - Сдача земли в аренду разрешалась на срок не более одного севооборота (при трехполье - три года, при четырехполье - четыре года и т. д.). 9. Использование крестьянами наемного труда допускалось если все трудоспособные члены хозяйства наравне с наемным рабочими принимают участие в работе Зажиточные крестьяне облагались налогом по повышенным ставкам. Таким образом, с одной стороны, была предоставлена возможность улучшать благосостояние, но с другой, не было смысла слишком разворачивать хозяйство.

    Слайд 12

    Слайд 13

    3. Социально-экономические итоги нэпа

    К 1923 г. в основном были восстановлены дореволюционные посевные площади В 1925 г. валовой сбор зерна почти на 20,7% превысил среднегодовой сбор в наиболее благоприятном для России Пятилетии - с 1909 по 1913 г. К 1927 г. довоенный уровень в целом был достигнут и в животноводстве. В 20-е гг. на селе преобладали середняцкие хозяйства (свыше 60%), кулаков насчитывалось 3- 4%, бедняков - 22-26%, батраков – 10-11%. НЭП благотворно сказался на состоянии деревни. Во-первых, у крестьян появился стимул работать. Во-вторых (по сравнению с дореволюционным временем) у многих увеличился земельный надел - основное средство производства.

    Слайд 14

    Несмотря на частые кризисные явления, динамично развивалось и промышленное производство. К 1928 г.страна по основным экономическим показателям, в том числе и по национальному доходу, достигла довоенного уровня Реальная заработная плата рабочих к 1925-1926 гг. в среднем составляла 93,7% их довоенного заработка. Продолжительность рабочего дня равнялась 7 чпри 6-дневной рабочей неделе. Ощущалась резкая нехватка промышленных товаров, что приводило к увеличению цен, а это, в свою очередь, тормозило рост жизненного уровня всех категорий населения Серьезной проблемой была безработица. Жилищный вопрос, несмотря на проводимые «уплотнения буржуазии», не только не был решен, но еще больше обострился

    Слайд 15

    4. Социальные противоречия НЭПа

    Введение нэпа вызвало изменение социальной структуры и образа жизни людей новая советская буржуазия - «нэпманы», «совбуры» Они были лишены избирательных прав, не могли быть членами профсоюза Они остро чувствовали временность, непрочность своего положения. Поэтому доля частной промышленности в общем объеме промышленного производства была невысока. Частные капиталы устремились прежде всего в торговлю. И если оптовая торговля контролировалась в основном государством, то в розничной безраздельно господствовал частник.

    Слайд 16

    В 1920 г., по официальным данным, в России насчитывалось 1,7 млн. промышленных рабочих, причем кадровые рабочие составляли не более 40%, т.е. около 700 тыс. человек. Но уже к 1928 г. общая численность рабочего класса увеличилась в 5 раз Основную массу рабочего пополнения составляла сельская молодежь Резкое увеличение бюрократического аппарата. В 1917 г. в учреждениях работало около 1 млн. чиновников, в 1921 г. - 2,5 млн. Передел земли, а также политика сдерживания роста зажиточных хозяйств и государственная поддержка малоимущих привели к осереднячиванию деревни

    Слайд 17

    5. Экономические противоречия НЭПа

    Значительные темпы экономического роста в период НЭПа во многом объяснялись «восстановительным эффектом» В промышленности - введением в эксплуатацию уже имевшегося оборудования, которое не использовалось В сельском хозяйстве - восстановлением заброшенных пахотных земель Когда в конце 20-х гг. эти резервы иссякли, стране понадобились огромные капиталовложения для реконструкции старых заводов и создания новых отраслей промышленности Привлекать иностранных инвестиций большевики не смогли, хотя и пытались. Иностранные предприниматели не хотели рисковать своими капиталами. Они помнили опыт безвозмездной национализации

    Слайд 18

    В таких условиях частный капитал не мог достаточно быстро модернизировать отсталую российскую экономику Государственный сектор, хотя и считался приоритетным, был малорентабельным. РЕНТАБЕЛЬНЫЙ - оправдывающий расходы, целесообразный с хозяйственной точки зрения Сельскохозяйственные проблемы усугублялись растущим промтоварным голодом. У крестьян пропадал стимул к расширению товарного производства: зачем напрягаться, если на вырученные деньги нечего купить?

    Слайд 19

    Посмотреть все слайды