Современные методы мотивации инновационной активности. Мотивы и инструменты инновационной деятельности

"Руководитель автономного учреждения", 2011, N 10

Сегодня в системе образования происходят изменения, которые дают возможность педагогу раскрыть свой творческий потенциал. Более того, курс на инновационное развитие государства изначально предполагает выдвижение на первый план именно преподавателя с его культурой, физическим, психическим, нравственным здоровьем. Однако любые прогрессивные начинания окажутся блокированы, если педагог не будет видеть пользу от внедрения в свою работу каких-либо инноваций.

Внешние и внутренние мотивы

Одной из серьезных проблем отечественной системы образования в настоящее время можно считать эмоциональное выгорание педагогов . Этой опасности прежде всего подвержены люди старше 40 лет, хотя в таком возрасте многие из них уже имеют достаточный профессиональный опыт и, казалось бы, именно от этих специалистов стоит ожидать существенного подъема в профессиональном плане. Актуальность данной проблемы объясняется тем, что средний возраст педагогов в российских образовательных учреждениях составляет именно 42 - 45 лет. Поэтому руководителям подобных учреждений необходимо обратить особое внимание на потенциальную опасность для сотрудников и вовремя оказать им эмоционально-психологическую поддержку, сформировать мотивацию - как основу саморазвития педагога, его стремления к достижению новых вершин в профессии.

Отметим, что в большинстве случаев мотивация трактуется как побуждение, вызывающее активность человека и определяющее ее направленность. Однако при этом следует помнить: чтобы побудить человека как-либо действовать, нужно сделать так, чтобы он сам этого захотел.

Психологи традиционно разделяют факторы, влияющие на инновационную активность педагогов, на две группы:

  • внешние по отношению к субъекту инновационного процесса;
  • внутренние, связанные с индивидуально-психологическими и личностными особенностями новаторов (ценностная ориентация, уровень тревожности, самоактуализация, контроль).

Внутреннюю готовность к принятию системного нововведения относят к наиболее важному условию осуществления инноваций.

Как показывает практика, человек не может не зависеть в своих решениях и поступках от влияния окружения. Однако, вводя внешние побудители, необходимо помнить, что обстоятельства и условия среды влияют на мотивацию только в том случае, если они становятся значимыми для человека, начинают удовлетворять его потребности или желания. Таким образом, внешние факторы в процессе мотивации должны трансформироваться во внутренние.

Формируем мотивацию

Приведем пример, как внутренние факторы мотивации могут влиять на работоспособность сотрудников и их степень восприимчивости к инновациям. Психолого-педагогические тренинги по формированию мотивационной готовности педагогов к инновационной деятельности, проведенные в МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы "Истоки" (ЯНАО, Новый Уренгой), дали интересные результаты. Исходя из задач данного образовательного учреждения, связанных с внедрением новаций, была запланирована работа по трем основным направлениям :

  1. Выявление проблемы (наблюдения, диагностика, анализ данных).
  2. Практические занятия (тренинги, консультации).
  3. Обратная связь. Рефлексия.

Темы для тренингов определялись на основании выявленных в ходе диагностики проблем, а также с учетом рекомендаций методистов городского управления образования. В результате был составлен план занятий , который предусматривал отработку таких важных тем, как:

  1. Психологический портрет специалиста.
  2. Причины профессионального выгорания.
  3. Стресс и стрессоустойчивость (здоровьесберегающие технологии).
  4. Самоменеджмент педагога, развитие педагогической рефлексии.
  5. Базовые потребности личности и их иерархия.
  6. Основные стадии мотивации.

По итогам занятий у педагогов была выявлена положительная и отрицательная мотивация.

В случае положительной мотивации у сотрудника появлялось желание непосредственной реализации потребности в достижении успеха, развития своих способностей, познания нового, а также побуждение к ощущению собственной значимости.

В случае отрицательной мотивации возникал своего рода самозапрет, тормозящий побуждения к реализации потребности. Например , педагоги нередко говорили: "Мне инновации ни к чему, я работаю по программе уже двадцать лет, чувствую себя как рыба в воде, а мне предлагают пойти на курсы повышения квалификации". Или: "И без того работы хватает, а тут еще конкурсы вроде "Педагог - исследователь - новатор".

Исследования также выявили нечеткость приоритетов сотрудников. Для 65% педагогов родное общеобразовательное учреждение не является единственным "светом в окошке". Лишь 47% специалистов близки интересы учеников и их проблемы, а поддержка и признание коллег важны для 29%.

Что касается психоэмоционального состояния, 88% педагогов отметили, что повышенная чувствительность нервной системы и неблагоприятное стечение обстоятельств могут выбить их из колеи, а работа с учениками отнимает много физических и душевных сил. Причем 18% педагогов часто испытывают чувство тревоги и бессилия и лишь у 6% сотрудников благополучное психоэмоциональное состояние определяет эффективность работы.

Кроме того, обнаружились и проблемы с самооценкой. У 65% педагогов она существенно зависела от внешних обстоятельств, мнения других, настроения, 23% педагогов было свойственно принижать значение своей личности, им было трудно вступать в свободное общение с другими. И только у 29% специалистов оказалось позитивное самовосприятие, то есть преобладало творческое мышление, они были способны создать атмосферу живого общения.

Самовыгорание

В настоящее время принято выделять три основных симптома профессионального самовыгорания.

  1. Снижение самооценки. Работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние, привести к смене места работы.
  2. Одиночество. Люди, подверженные эмоциональному сгоранию, не в состоянии установить нормальный контакт ни с родителями учащихся, ни с детьми, ни с другими педагогами и руководством учреждения. Даже любой совет они будут воспринимать в штыки, не говоря уже о замечаниях в адрес их педагогической деятельности.
  3. Эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям.

Загруженность работой, неудовлетворенность качеством деятельности и, как следствие, эмоциональные срывы влияют не только на здоровье сотрудника, но и на самочувствие детей, с которыми он работает, а также окружающих людей.

Что делать?

Немаловажное значение для развития мотивации имеют формы воздействия на сотрудника, которые объединяются в три группы.

К первой группе относятся просьба, предложение и убеждение . Опыт подтверждает, что все три данные формы воздействия на мотивацию оказываются действенными, если имеют ясные и вежливые формулировки, предполагают право отказать, а также уважительное отношение к отказу.

Во вторую группу входят приказы, требования, принуждение. Эти формы воздействия воспринимаются как проявление власти над другими, что, как показывает практика, приводит к внутреннему сопротивлению субъекта. Снять негативную реакцию можно путем продуманной аргументации выдвигаемого требования - тогда оно превратится из внешнего побудителя во внутренний. Положительная сторона принуждения в том, что оно может способствовать снятию конфликтной ситуации на определенном отрезке времени и выполнению сотрудником необходимых действий. Кроме того, это один из способов воспитания чувства долга.

Третья группа форм воздействия - "заражение" эмоциональным состоянием и подражание (оно чаще всего проявляется у молодых специалистов). "Заражение" эмоцией, передающейся от человека или группы другому (другим), особенно ярко проявляется в трудовом энтузиазме. Участие педагогов в конкурсе "Учитель года", в конкурсах на гранты главы города, губернатора региона, Президента страны тоже иллюстрирует данную форму воздействия.

Среди способов стимулирования педагогов к инновационной деятельности , используемых в образовательных учреждениях, можно выделить следующие:

  1. отдельные виды материального стимулирования - доплаты, премии;
  2. улучшение материально-технической базы, необходимой для работы;
  3. повышение категории, предоставление педагогу свободного времени и уменьшение внешнего вмешательства;
  4. проведение конкурсов, семинаров, открытых уроков.

Большую роль в развитии мотивации педагогов играет поэтапная работа руководства учреждения по введению инновационных технологий в образовательный процесс. Таким образом, чтобы внедрение инноваций действительно способствовало нахождению новых способов решений педагогических проблем, необходимы профессиональное взаимодействие всех участников образовательного процесса и целенаправленная работа над мотивацией сотрудников.

В.Г.Шпаковский

Эксперт журнала

"Руководитель

автономного учреждения"

Движение по инновационному пути развития возможно только при наличии благоприятных условий для эффективной реализации накопленного инновационного потенциала страны и его дальнейшего наращивания, построения действенного механизма управления инновационными процессами. При этом следует указать на немаловажное, и даже в какой - то степени определяющее, значение психологических аспектов инновационной деятельности, играющих решающую роль в преодолении инновационной инертности субъектов предпринимательства различных форм хозяйствования, собственников капитала, государства. Возникает объективная необходимость изменить отношение людей к новой реальности, психологию восприятия ими инноваций, привить понимание значения и роли активизации инновационных изменений. Достичь этого можно только на основе глубокого познания действительных мотивов инновационной активности различных субъектов. Поэтому всесторонняя проработка аспектов мотивации, выступающей решающим причинным фактором результативности инновационной деятельности, и построение, адекватного специфике современных условий, мотивационного механизма особенно актуализируется сегодня.

Анализ и обобщение материалов публикаций отечественных и зарубежных исследователей указывает на недостаточную разработку вопросов мотивации в сфере инновационной деятельности. Следует, конечно, отметить, существование большого количества информации в экономической литературе, касающейся мотивации деятельности трудовой, но специфика инновационных процессов отвергает возможность идентичной трактовки всех понятий, присущих категории "мотивация", применительно к этим двум видам деятельности. Таким образом, в настоящее время:

· отсутствует теоретическое обоснование понятия мотивации и его специфики в контексте инновационной деятельности;

· отсутствует четкое разграничение мотивов и стимулов инновационной активности различных субъектов хозяйствования;

· не раскрыты содержание и структура механизма управления мотивацией инновационной деятельности;

· отсутствует проработка экономического аспекта мотивации инноваций, практическая применимость мотивационного механизма, методика оценки его эффективности.

В силу сложности, многогранности и специфичности экономических, психологических и этических отношений, складывающихся между субъектами инноваций, инновационный процесс осуществляется в соответствии с присущими ему стохастическими закономерностями, но это не отрицает того факта, что он не поддается управлению. Управление же, какими бы то ни было процессами, требует глубокого осмысления их сущности, понимания движущих сил. Поэтому, зная, что стоит у истоков возникновения инноваций как таковых, что вызывает к жизни какую-либо идею, что побуждает различных субъектов хозяйствования быть активными участниками инновационной деятельности, какие мотивы лежат в основе их поведения, можно сформировать адекватную систему управления инновационными процессами, как на уровне отдельного предприятия, так и в масштабах всей страны. Основу подобной системы должен составлять механизм мотивации как источник активности различных участников инновационной деятельности в направлении постоянной разработки, внедрения и эффективного использования инновационных продуктов, но для построения модели такого механизма необходимо четкое определение понятийного аппарата и знание характера явлений и процессов, скрывающихся за тем или иным понятием.

Первым шагом на пути решения данной проблемы является определение сущности категория "мотивация", а также осмысление основных понятий, неразрывно связанных с нею и необходимых для понимания сути самой категории. Следует отметить существование множества точек зрения относительно трактовки понятия "мотивация", что объясняется многоаспектностью и междисциплинарным характером данной категории и отношений, которые ею описываются. Различные исследователи, как зарубежные, так и отечественные, в зависимости от взглядов, убеждений, методологических подходов по-разному описывают сущность мотивации. В качестве примера приведем несколько определений:

Мотивация - это силы, существующие внутри и вне человека, которые возбуждают в нем энтузиазм и упорство в выполнении определенных действий;

Мотивация - состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации;

Мотивация - совокупность побуждающих факторов, которые вызывают активность личности и определяют направленность ее деятельности;

Мотивация - совокупности внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей;

Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.

Как видим, упомянутые исследователи едины во мнении, что мотивация - это "нечто", что вызывает активность субъекта в определенном направлении для достижения конкретных целей. Это "нечто" можно охарактеризовать как совокупность мотивообразующих факторов, которые могут быть заданы извне или формироваться субъективно личностью в соответствии с ее ценностными ориентациями, стремлениями, интересами, ожиданиями. Но чаще всего влияние внешних факторов воспринимается субъектом только сквозь призму внутреннего "я", приводя к видоизменениям системы мотивообразующих факторов, которая уже не является идентичной, ни внутренней, ни внешней совокупности факторов, порождающих определенные мотивы. Однако мотивацию нельзя просто рассматривать как совокупность каких-либо побуждающих сил, факторов, определенное состояние личности, это скорее процесс формирования мотивационной структуры личности, как совокупности мотивов, под воздействием комплекса мотивообразующих факторов, побуждающих субъекта к целенаправленному поведению и получению определенного результата.

Повышение конкурентоспособности

Повышение качества выпускаемой продукции

Освоение новых рынков сбыта

Увеличение доли на уже освоенном рынке

Расширение диапазона использования продукции

Реализация на практике собственных научных разработок

Замена устаревшей продукции

Снижение производственных рисков

Сокращение трудозатрат

Соответствие требованиям стандартов

Сокращение материалоемкости

Сокращение энергозатрат

Снижение нагрузки на ОС

Если подвергнуть анализу мотивы инновационной деятельности на различных этапах инновационного процесса и с точки зрения различных его участников, то нельзя стремление к получению максимального экономического эффекта возводить в ранг ведущего мотива в иерархической системе мотивов субъектов-участников инноваций на каждом конкретном этапе. Каждая стадия инновационного процесса характеризуется своей структурой мотивов, находящейся под воздействием многочисленных факторов, способствующих созданию благоприятных условий для творческой деятельности или же препятствующих ее реализации. В результате конструктивного или деструктивного влияния этих факторов происходят изменения в совокупности мотивов, как в процессе реализации конкретного этапа, так и при переходе к следующей стадии инновационного процесса. Этот переход предполагает определенные трансформации в приоритетности мотивов, ликвидацию одних и возникновение других мотивов, связанные с изменением условий протекания инновационного процесса, со сменой его участников, их потребностей, интересов, целевых установок и т.д.

Например, на этапе зарождения идеи, рассматриваемого как этап поиска, открытия чего-то нового, не существующего в объективной (субъективной) реальности или же изменение и дальнейшее совершенствование уже имеющихся предметов и явлений, в основе творческой активности субъектов (а именно инициаторов новых идей, разработчиков инновационной продукции) могут находиться самые разнообразные мотивы такие, как стремление решить определенную проблему технического, технологического, организационного характера; познавательный интерес; потребность самовыражения, самоутверждения, постоянного творческого поиска; идентификация с кумиром; материальные мотивы, общественное признание и другие. При этом, если на стадии возникновения идеи доминирующим мотивом в системе мотивации субъекта к проведению исследований было стремление решить проблему определенного характера, то, скажем, на этапе экономического обоснования на первый план выдвигается стремление получить максимальный эффект от внедрения наиболее рационального варианта решения данной проблемы.

Если говорить о приоритетности в рассмотрении проблем мотивации на каждой из стадий инновационного процесса и формировании действенного мотивационного механизма, то надо отметить, что основное внимание в современных условиях должно уделяться именно этапу зарождения идеи, так как это источник генерации инноваций, основанный на возможностях кадровой составляющей инновационного потенциала государства в целом или отдельного предприятия, научно-исследовательской организации и т.п. Именно человеческий ресурс с его неисчерпаемым интеллектуальным потенциалом является главной движущей силой инновационных трансформаций, поэтому разработка вопросов мотивации творчества (инициирования инноваций) выступает ключевым фактором преодоления существующей, сегодня инертности субъектов инновационной деятельности.

В качестве факторов воздействия на активность инновационной деятельности в наиболее укрупненном виде можно выделить внешние и внутренние факторы. Объективную природу имеют те факторы внешней среды, действие которых обусловлено долговременными тенденциями и не может быть связано с единовременными волевыми решениями конкретного субъекта. Субъективная природа характерна, напротив, для таких составляющих внешней среды, действие которых является прямым следствием сознательно принятого решения в отношении данной экономической системы.

Необходимо отметить, что в инновационной экономике действие этих факторов осуществляется в совокупности. Стимулирующие побудительные мотивы - объективные и субъективные - координируются, соподчиняются, взаимопроникают и образуют систему мотивации для осуществления инновационной деятельности, формируя инновационную стратегию на конкретном этапе развития.

Множественность социально-экономических отношений, связывающих современные инновационные структуры с различными контрагентами в виде потребителей, посредников, конкурентов, финансовых институтов, государственных служб и т.д., делает эти структуры полноправными субъектами рыночных отношений. Данное обстоятельство заставляет их действовать в соответствии с объективными законами рынка, специфика проявления которых обусловливается соотношением рыночных методов регулирования экономики и степенью государственного воздействия в конкретной экономической системе.

Внешние мотивообразующие факторы можно условно разделить на позитивные, вызывающие положительную реакцию и активизирующие деятельность субъекта в направлении осуществления инноваций, и негативные, принуждающие к участию в инновационной деятельности (это могут быть различного рода санкции за невыполнение определенных действий, неполучение запланированных результатов). Однако, не следует ориентироваться на вторую группу факторов, которые хотя и способны быть довольно действенными в отдельных случаях, но сужают свое влияние на мотивацию субъектов-участников инновационных процессов, ослабляют общий уровень мотивации, так как в структуре мотивов доминирует не стремление чего-то достичь, а боязнь наказания. Кроме того, недостаток негативных факторов проявляется в кратковременности их влияния - они оказывают побуждающее влияние только в период их действия.

Мотивы, порождаемые внешними факторами, непосредственно не связанными с характером деятельности, называются экстринсивными мотивами, к ним относятся: мотив долга и ответственности перед обществом; мотив самоопределения; стремление получить одобрение других, высокий социальный статус; мотивы избежание наказания. В случае действия этих мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что с ней связано (например, власть, материальное благополучие, престиж), но это зачастую не достаточно для побуждения к деятельности. Важно, чтобы экстринсивные мотивы были подкреплены процессуально-содержательными (интринсивными) мотивами, когда активность субъекта вызывается не влиянием конкретных внешних факторов, а самим процессом и содержанием деятельности. Субъекту интересно то, чем он занимается, характер деятельности, нравится проявлять свою интеллектуальную и физическую активность. Формирование прогцессуально-содержательных мотивов особенно актуально в процессе реализации инновационной деятельности, когда заходит речь о творческом характере труда разработчиков инновационной продукции. Необходимо создать такие условия, при которых ведущим мотивом в мотивационной структуре индивида был бы сам процесс интеллектуальной деятельности, не забывая конечно о роли экстринсивных факторов в усилении общего уровня мотивации. На наш взгляд, к числу экономических законов, активно воздействующих на инновационную деятельность, следует отнести:

Закон получения и присвоения прибыли, который можно назвать еще законом движения рыночной экономики, поскольку прибыль является движущей силой производства;

Закон стоимости, регулирующий развитие экономики и определяющий необходимость взаимовыгодного обмена во всех видах сделок;

Законы спроса и предложения, определяющие экономический механизм связи между производством и потреблением;

Закон конкуренции, характеризующий экономический механизм, с помощью которого на конкретном типе рынка реализуются и взаимодействуют объективные экономические законы;

Закономерность циклического развития экономики, определяющая взаимосвязь деловой, в том числе инновационной активности и соответствующей фазы "цикла".

Вопрос 1. Мотивы инновационной деятельности в организациях.

Вопрос 2. Экономические интересы в инновационной деятельности.

Вопрос 3. Основные цели и принципы государственной научно-технической политики.

Вопрос 3. Основные формы государственной поддержки научной и инновационной деятельности.

Вопрос 4. Основные функции государственных органов.

Вопрос 1. Мотивы инновационной деятельности в организациях.

Основным мотивом инициирования инновационных процессов на предприятии является получение дополнительных конкурентных преимуществ, к которым относятся:

1. Преимущества стратегического характера:

Создание благоприятной деловой репутации в глазах потребителей, потенциальных партнеров, инвесторов;

Рост эффективности производства за счет модернизации и обновления производственных мощностей;

Обеспечение развития предприятия за счет расширения рынков сбыта и диверсификации деятельности.

2. Увеличение рентабельности предприятия вследствие:

Временной монополизации рынка и возможности получения сверхприбыли от реализации радикальных новинок;

Повышения качества и конкурентоспособности изделий;

Увеличения доли продукта на рынке.

3. Снижение издержек хозяйственной деятельности благодаря:

Реструктуризации деятельности;

Снижению непроизводительных расходов;

Экономии энергетических и сырьевых ресурсов за счет внедрения сберегающих технологий;

Экономии средств в результате использования вторичного сырья;

Снижению количества брака.

4. Специальные выгоды и льготы:

Информационная и правовая поддержка со стороны государства и частных структур;

Льготное налогообложение;

Льготное кредитование.

Вопрос 2. Экономические интересы в инновационной деятельности.

Инновационная деятельность зависит от экономических условий, которые задает рынок. Нововведения взаимосвязаны с рынком следующим образом:

С одной стороны, направление инновационной деятельности в основном определяет рыночная конъюнктура, характеризующая текущее состояние отрасли и тенденции ее развития; при этом снижение спроса на научно-техническую продукцию уменьшает инновационную активность предприятий;

С другой стороны, инновации активно формируют не только предложение нового продукта, но и спрос, изменяя ситуацию на рынке.

Инновационная сфера представляет собой область взаимодействия новаторов, инноваторов и инвесторов.

Таким образом, инновационное пространство составляют три составных элемента, определяющих спрос и предложение:

1) рынок новаций (новшеств);

2) рынок инновационного предпринимательства;

3) рынок инвестиций.

1. Рынок новаций образуют инновационные проекты, нуждающиеся в финансировании и внедрении.

Предложение на рынке новаций формируют следующие субъекты инновационной деятельности:

Научно-исследовательские институты и университеты,

Малые инновационные фирмы,

Индивидуальные изобретатели.

Инновационные проекты, предлагаемые на рынке новации, могут находиться на разных стадиях разработки:

Прикладные исследования;

Опытный образец;

Инновационный продукт, осваиваемый в производстве.

Цена новации определяется коммерциализуемостью новшества, которая зависит от степени разработанности, а также практической и коммерческой значимости.

Новация превращается в инновацию в результате практического использования.

2. Рынок инновационного предпринимательства образуют компании, внедряющие и использующие нововведения и ноу-хау.

К ним относятся внедренческие фирмы, осуществляющие продвижение инноваций на рынке, а также потребители, применяющие новшества в своей деятельности.

3. Рынок инвестиций формируют источники капитала, используемого для финансирования процессов нововведений.

В качестве субъектов инвестирования инновационной деятельности выступают: корпорации, банки, инвестиционные фонды, частный капитал, государство, население.

Особенность финансирования инновационных процессов заключается:

В потенциальной возможности многократно увеличить вложенный капитал;

Высокой степени риска потери инвестиционных вложений.

Для снижения рисков проводится детальный анализ перспектив и полезности будущего инновационного продукта, а также используются механизмы возврата предоставляемых инвестиций и управления рисками.

Современные представления относительно конкурентных преимуществ предприятий выделяют инновации различных видов в качестве одного из основных источников этих преимуществ. В свете подобных предпочтений большую актуальность приобретают теоретические и практические проблемы управления персоналом, вовлеченным в инновационную деятельность. Инновации не возникают сами по себе, их «рождают» и реализуют люди. Мотивы людей – разработчиков инноваций, в головах которых рождается идея и приобретает «очертаемые» формы, описаны исследователями и не вызывают особых дискуссий. Гораздо сложнее обстоит с мотивацией работников, реализующих нововведения на предприятиях. Они оказываются вовлеченными в инновационные процессы в силу разного рода обстоятельств. Причем обстоятельства, «вынуждающие» топ-менеджмент к участию в этих процессах имеют действительно объективную природу, и степень этого участия определяется целями и устремлениями руководства, а вот участие всех прочих исполнителей приобретает зачастую форму принуждения, предопределяя применение соответствующих этой форме инструментов управленческого воздействия. Реализация инноваций в таких условиях находится под большим вопросом.

Таким образом, в контексте развития инновационной деятельности в экономике особое значение приобретает разработка мотивационного механизма, способствующего максимальному вовлечению в инновационные процессы всего персонала предприятия.

Подобные разработки встречаются в теоретических исследованиях, однако, зачастую, они представляют собой идеальные модели, отражающие ситуацию «как должно быть». Рекомендаций, учитывающих современные реалии управленческой практики, позволяющих реализовать описываемые модели, в печати практически нет.

Анализ публикаций позволил систематизировать основные модели, акцентирующие какой-либо значимый критериальный признак.

Во-первых, общность целей. В этом случае, считается важным, чтобы цель, задаваемая извне (вовлечение в инновационные процессы) руководителями предприятия и структурных подразделений, была принята субъектом, стала его индивидуальной целью, чтобы субъект не воспринимал ее как навязываемую задачу, не стремился ее изменить. И подчеркивается, что для этого необходимо соответствие внешней цели внутренней мотивации субъекта, и в качестве инструмента рассматривается включение субъекта в участие при постановке цели, анализе условий ее достижения . Однако, практика показывает, что так редко бывает в действительности и было бы интересно увидеть реальный механизм соотнесения целей организации (в лице топ-менеджмента) и внутренней мотивации исполнителей. Наверное, достичь этого не так просто, о чем свидетельствует большое количество публикаций различного уровня, посвященных сопротивлению изменениям.

Во-вторых, наличие соответственных мотивов у субъектов деятельности. К сожалению вряд ли в настоящее время приходиться уповать на мотивы долга и ответственности перед обществом, своим предприятием; стремление получить одобрение коллектива и другие мотивы соответствующего уровня. Для повсеместной актуализации данных мотивов нужна мощная и действующая идеологическая конструкция, подобная идеологии времен строительства коммунизма в СССР. Как показывают исследования, действуют в основном мотивы, когда привлекательна не деятельность сама по себе, а то, что с ней связано, например, власть, материальное благополучие, престиж. Считается, что этого не достаточно для побуждения к инновационной деятельности. Здесь актуальны процессуально-содержательные мотивы. Субъекту должно быть интересно то, чем он занимается, интересен характер деятельности, нравиться проявлять свою интеллектуальную и физическую активность. Указывается на необходимость создать такие условия, при которых ведущим мотивом в мотивационной структуре индивида был бы сам процесс интеллектуальной деятельности . Предполагается, что соответствующий уровень мотивации сформируется у этих индивидов автоматически.

В-третьих, значимость результата. Конечный результат является важным фактором, влияющим на мотивацию субъектов-участников инновационной деятельности: положительный результат, соответствующий ожиданиям или превосходящий их способен значительно усилить мотивацию к осуществлению инноваций в дальнейшем, что не требует заново формировать мотивационную структуру субъекта и дает возможность посредством различных стимулов поддерживать, закреплять, развивать, усиливать действие тех или иных мотивов . Тезис не вызывает особых противоречий. Главное убедить субъектов в значимости результата и необходимости его достижения. Предполагается, что получаемый результат должен соотноситься с изначальными потребностями, интересами, ожиданиями как субъекта, осуществлявшего мотивационное воздействие, так и субъекта, испытывавшего это воздействие . И тогда модель работает, но опять с условностями.

В-четвертых, появление и закрепление принципиально новых качеств у работников, адекватных требованиям инновационной экономики. Требования времени, по мнению исследователей, объективно формируют иные качества и способности, позволяющие успешно вписаться в экономические процессы. Речь идет о когнитивных способностях: интерпретации информации, самостоятельной постановки и решения проблем, способности представлять различные пути решения проблемы и делать выбор между ними. Отмечается, что современный специалист должен обладать широким спектром умений, способностью к мультидисциплинарной деятельности, к автономному принятию решений, готовностью к ответственной работе, уверенностью в себе, толерантностью к идеям других, быть креативным, иметь предпринимательский дух, а также постоянно приобретать новые знания и компетенции . В этой связи привлекают внимание публикации, в которых указывается на формирование нового класса работников, его называют «креативным», «инновационно-активным», «интеллектуальным», «творческим» и т. д. Представители этого «нового класса являются двигателями прогресса в современном мире. Для них представляют важность самосовершенствование, обучение, возможность распоряжаться собственным временем, постоянный вызов, значимость того, что они делают и конечно их отличает особая мотивация в профессиональной деятельности. Материальное вознаграждение хотя и остается для них важным фактором удовлетворенности трудом, но уступает по значимости содержанию работы, возможности испытать себя, добиться признания своих профессиональных заслуг. Деньги менее значимы по сравнению с гибким графиком, свободой, возможностью заниматься хобби помимо работы. Одной из основных ценностей «нового» класса является индивидуализм, свобода. Его представители стремятся жить в динамичной среде, посещать различные культурные мероприятия, активно заниматься спортом , ориентируются на работу с информацией, ценят творческую компоненту в процессе труда, на партнерские взаимоотношения с компанией и т.д. Вот они – идеальные «осуществители» инновационных процессов. На основе указанных тенденций конструируются модели экономики, где категория интеллектуального капитала рассматривается в качестве решающего фактора успеха. Исследователи даже предрекают конец «знакомого нам менеджмента» в свете приоритетности информации и интеллекта в новую эпоху экономики знаний, подобные перемены фиксируются как революционные (не уступающие даже по силе воздействия промышленной революции). Правда промышленная революция обусловлена была объективным развитием производительных сил общества, а где найти силу, способную произвести подобную трансформацию в головах – это большой вопрос. Пока же, работники организаций, приобретая на практике знания, накапливая опыт, постигнув в совершенстве все формальные процедуры, используют свои интеллектуальные таланты, чтобы «пойти в обход правил, обыграть или даже обмануть систему» .

В-пятых, инновационные технологии управления персоналом и формирование новых стилей управления. С учетом выше обозначенных тенденций, обуславливающих появление в массовом масштабе работников с принципиально иными качествами и соответственно мотиваций, существуют мнения, что традиционные механизмы управления утрачивают свою значимость. В разряд нетрадиционных попадают такие методы мотивации, как: информирование о заслугах работника в социальной среде; патернализм; предоставлением автономии в работе, права самоконтроля, стимулирование свободным временем или гибким графиком работы; участие в управлении, участие в принятии решений; участие в прибыли, участие в капитале; -планирование карьеры, наставничество, повышение в должности и т.д. . Не попадают в этот список только заработная плата и соцпакет, относимые к «традиционным» формам стимулирования работников. Предполагается, что использование перечисленных инструментов приведет к повышению интереса к работе, активизации инициативного поведения внутри предприятия, желанию делиться накопленным опытом, реализовать творческий потенциал, эффективно работать в команде. Безусловно, здесь необходимым условием является изменение ориентиров руководства: ориентация на демократичный механизм управления, на интеграцию интеллектуальной активности работников и корпоративных стратегий, соответствующее ожиданиям поощрение. Улавливать неожиданные проявления опыта работников, быть «внимательным» к повседневным организационным процессам, в которых он формируется и использовать предоставляющиеся возможности – задача менеджмента, находящегося в «вечном поиске» эффективных инструментов управления.

Отдельные исследования демонстрируют весьма позитивные тенденции на этом пути. Отмечаются руководители предприятий, которые видят в инновациях решение, как для общих проблем бизнеса, так и для проблем внутреннего развития организации. Инновации воспринимаются ими как «окно возможностей» для широкого круга сотрудников фирмы. Выделяются и новые качества руководителей, активно осуществляющих инновационную деятельность: в их сознании формируется более крупная когнитивная структура, интегрирующая инновации с рядом других направлений активности руководителя, они стремятся к контролю над большим числом переменных, связанных с нововведениями .

Однако, исследования предприятий, не причисляющих себя к разряду инновационно-активных, фиксируют иные тенденции: ролевую бедность современных менеджеров. Краткосрочное мышление, пренебрежение сотрудниками, невнимание к поставщикам и клиентам, предельная рациональность, концентрированность на начальстве, циничность слов и действий, отсутствие склонности к рефлексии. Их жизненные цели лежат за пределами предприятия. Управляющие лишают себя огромных возможностей для реализации собственного эго через создание не просто результативных, но особенных компаний, носящих печать жизненной философии руководителя.

На сегодняшний день достаточное количество работников предприятий действительно обладают бесценным опытом, навыками, знаниями и умениями, но как показывает реальность, не раскрывают этот потенциал в полной мере в рамках своих предприятий. Среди причин такого поведения выделяют отсутствие собственной выгоды (в любом, не обязательно материальном, виде), смысла, а порой и соображения собственной безопасности, так как в суждениях работников в формальных иерархичных структурах прочно закрепилось утверждение, что «инициатива наказуема». На многих из работников уже навешен ярлык «исполнитель» в «модных» системах оценивания качеств и потенциала персонала, применяемых предприятиями. Доказывать руководству обратное - «себе дороже». Вовлечение в инновационную деятельность предполагает не повседневное генерирование идей у каждого сотрудника, а полноценное раскрытие в сотруднике всех представляющих ценность качеств и талантов, в частности способность и тягу к более высоким достижениям. Среди способов успешного культивирования в сотрудниках вышеуказанных качеств, представляется перспективным целенаправленное воздействие на работников в целях изменения по заданным параметрам структуры их ценностных ориентаций и интересов, а также формирование соответствующего мотивационно-достижительного ядра и развития на этой основе трудовой активности .

Мотивация инновационной деятельности, безусловно, должна рассматриваться как постоянно осуществляемый процесс, представленный целой совокупностью взаимосвязанных и взаимообуславливающих друг друга элементов. Ничего в этой системе не должно ускользать из внимания, иначе все разрабатываемые мотивационные механизмы инновационной деятельности останутся лишь теоретическими конструктами, красиво выглядящими на бумаге.

Литература

1. Виноградова, М. А. Мотивация достижения как один из критериев повышения инновационной активности организаций / М. А. Виноградова, О. В. Юрова // Проблемы современной экономики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск.).- 2011. – С. 121-124.

2. Гурков, И. Б. Мотивация руководителей средних российских предприятий к инновациям / И. Б. Гурков, Е. Б. Моргунов // ЭКО. - 2011. - № 2. - С. 84-97.

3. Егорова, М.В. Необходимость применения инновационных подходов в управлении мотивацией персонала крупных промышленных предприятий (на примере нефтехимической компании) / М.В. Егорова // Вестн. Казанского технол. ун-та. - 2011. - № 9. - С. 245-251

4. Завриева, Н. С. Соотношение внутренней и внешней мотивации в современном обществе: опыт анализа креативного класса / Н. С. Завриева // "Экспертные семинары". – 2007. Режим доступа: http://www.buk.irk.ru/exp_seminar/4/doc5.pdf

5. Московцев, А.Ф. Инновационный менеджмент в свете полноценности ума: монография / А.Ф. Московцев, О.В. Юрова; ГОУ ВПО "Волгогр. гос. техн. ун-т". - Волгоград, 2009. - 159 с.

6. Сидоров, В. И. Мотивационный механизм управления инновационной деятельностью в условиях транзитивных экономических процессов / В. И. Сидоров, Т. Е. Шедякова // Механізм регулювання економіки. -2009. - № 3. - Т.1. – С. 102-109.

7. Смирнова, Т. В. Базовые и дополнительные критерии достойного труда для работников интеллектуальной собственности / Т. В. Смирнова // Экон. науки. - 2010. - № 1. - С. 198 - 201.

8. Хэмел, Г. Стратегическая гибкость / Г. Хэмел, К. Прахалад, Г. Томас, Д. О’Нил; Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2005. – 384 с.

9. Шкаратан, О. И. Новый средний класс и информациональные работники на российском рынке труда / О. И. Шкаратан, С. А. Инясевский, Т. С. Любимова // Общественные науки и современность. – 2008. - № 1.- C. 5-27

10. Шекшня, Станислав. От плохого к великому / С. Шекшня // Эксперт. – 2006. - № 29(523) – 14-20 августа. - С. 26 – 32

11. Юрова, О. В. Внутрифирменное предпринимательство в управлении интеллектуальным капиталом организации / О.В. Юрова, Т.Г. Агиевич // Проблемы развития инновационно-креативной экономики: сб. докл. второй междунар. науч.-практ. конф., Москва, 29 марта - 09 апреля 2010 г. / Санкт-Петербург. гос. ун-т экономики и финансов, Науч. совет и редакция журнала "Креативная экономика". - М., 2010. - C. 361-366.

Несколько лет назад большинство книг и статей, посвященных инновационной деятельности, начинались с раздела о ее мотивации, причинах, побуждающих работников разрабатывать инновации. Обычно ход рассуждений был следующим. Если вы не разрабатываете инновационной продукции, то это сделают ваши конкуренты, которые вытеснят вас с рынка. Другими словами, как основная причина инновационной деятельности отмечался страх, страх быть вытесненными с
рынков, страх потерять свою работу. Известное выражение Энди Гроува «выживает только параноик» является, пожалуй, наиболее ярким выражением этой позиции.
Основная проблема, возникающая при толковании этого выражения как побуждающей причины инновационной деятельности, заключается в том, что страх не всегда мотивирует инновационную деятельность. И он не является единственным ее мотивом. Во многих случаях он не является даже наиболее важным мотивом. И хуже того, иногда страх скорее тормозит инновационную деятельность, чем способствует ей. Для менеджера главный вопрос состоит в том, чтобы определить, когда и где страх способствует развитию инноваций и его следует использовать как мотивирующий фактор, а когда необходимо использовать что-то другое. В некоторых случаях, возможно, полезно будет создать обстановку общей паранойи . А в других случаях это окажется совсем неуместным.
Рассмотрим пример, который, в частности, показывает, что страх может иногда убивать революционные идеи. Представьте себе, что вы являетесь молодым изобретателем, и у вас есть революционная идея о принципиально новой продукции и вы знаете, как эту идею претворить в жизнь. Вы уже проверили и убедились, что технически идея вполне осуществима, но вам нужны партнеры для развития и реализации идеи, поскольку создание и реализация коммерческой модели требует гораздо больше финансовых ресурсов, чем есть в вашем распоряжении. Вам необходимо найти компанию, которая инвестирует средства в развитие вашей идеи и реализует ее в рыночной продукции.
Таким образом, вы, молодой изобретатель, обращаетесь во всевозможные высокотехнологичные инновационные компании и предлагаете им свою идею. И вы с удивлением обнаруживаете, что они отвергают вашу идею. Тогда вы направляетесь в компании, которые производят продукцию, близкую к той, которую вы собираетесь разрабатывать, но они тоже отворачиваются от вашей идеи.
Почему они отворачиваются? Главным образом из-за страха. Они боятся, что ваша продукция не будет достаточно качественной, что ее не смогут продавать, а может они боятся, что новая продукция поглотит ту, которую компания успешно производит. Это тот страх, который мешает компаниям инвестировать средства в развитие вашей идеи и помочь вам внести свой вклад в развитие новой продукции.
В конце концов вы находите небольшую компанию, которая готова попытаться произвести новую продукцию, развивая вашу идею. Небольшая компания ничего не теряет. Хотя инвестиции в развитие вашей идеи являются ее основными инвестициями, малая компания не играет ведущей роли на рынке, где будет продаваться ваша новая продукция. Ее руководство достаточно смело для того, чтобы попытаться создать что-то новое. Оно оценило коммерческий и технический смысл вашей идеи и решило инвестировать в нее свои средства. Компания разделяет ваш взгляд на тенденции развития продукции и вашу оценку коммерческого смысла идеи, ее шансов на успех. Компания руководствуется не страхом, а общими представлениями о развитии продукции, ее вкладе в удовлетворение потребностей людей и вознаграждении, которое она может получить за этот вклад. Компания может опасаться потерять свои деньги, если новая продукция окажется неудачной, но она действует, несмотря на свой страх.
Как результат своих общих представлений о развитии продукции, направляющих инвестиций, небольшая компания растет и богатеет. Ее продукция пользуется большим успехом на рынке. Успех оказывается более значительным, чем предполагали. И все потому, что несколько лет назад вы смогли рассмотреть
что-то, чего другие не заметили, и вы имели смелость настойчиво продвигать свою идею в течение многих лет.
Руководствовались ли вы, молодой изобретатель, в своих действиях страхом? Была ли паранойя в основе вашей мотивации инновационной деятельности? Скорее всего нет. Если бы вы боялись потерять свои средства к существованию, вы бы никогда не потратили так много времени на свое изобретение, поскольку оно не имело отношения к вашей текущей работе. В основу этого примера положена реальная история жизни человека, который потратил много лет жизни на попытки реализовать свое изобретение. Если бы вы поступали так же, то вполне вероятно, что ваша одержимость привела бы вас к безработице. Страх ориентировал бы вас на то, чтобы бросить свое изобретение и заняться чем-то, что могло бы принести гораздо более быструю отдачу. Но вами руководили смелость и настойчивость, общие представления о технологическом развитии, о продукции будущего, желание внести свой вклад в развитие продукции и пожинать плоды своего успеха. Если страх и руководил вами, то совсем в небольшой степени.
Человек, жизнь которого составила основу этого примера, - это Честер Карлсон, изобретатель ксерокопирования. Он родился в начале 20-го века и гораздо раньше других понял, что возможно разработать способ производства фотокопий любого документа на листе бумаги. После нескольких лет экспериментирования он в 1938 году добился производства фотокопий в лабораторных условиях . Он назвал этот процесс ксерографией и в конце 1930-х годов получил первые патенты на этот процесс. Будучи американцем он попытался предложить свою идею гигантам американской промышленности. Он обратился в наиболее инновационные, высокотехнологичные компании того времени - IBM, Kodak и многие другие. Но все они отвернулись от этих идей. Или они не верили в эти идеи, или боялись, что в случае успеха пострадает их основной бизнес.
Но Карлсон был очень настойчивым. В конце 1940-х годов он, наконец, нашел небольшую компанию, которая согласилась инвестировать в его идеи. Это компания называлась Haloid. Она решила поменять название на Xerox и стала одной из самых блистательных, наиболее успешных американских компаний 1950-60 годов. Она далеко обогнала своих конкурентов по масштабам и доходности. Так было до 1970-х годов, когда была разрушена всемирная монополия компании Xerox на рынке копирования.
Если бы Карлсон руководствовался в основном страхом, то он никогда не смог бы упорствовать так долго. Но он руководствовался общими представлениями о технологическом развитии и месте в нем его изобретения. Он видел потребность, которую знал, как удовлетворить, поэтому он был настойчив в реализации своих представлений. Если бы руководство компании Haloid направлялось в своих действиях в основном страхом, то оно никогда бы не инвестировало бы в изобретение Карлсона, и эта компания никогда бы не стала бы компанией Xerox. И вероятно, что мир получил бы возможность делать фотокопии несколькими десятилетиями позже.