Порядок разработки государственных стандартов в рф. Порядок разработки стандартов в россии
Порядок разработки установлен ГОСТ 1.2.
В целях обеспечения организационного единства и создания условий для своевременной подготовки к применению стандартов предусматриваются, как правило, следующие стадии разработки:
1) организация разработки стандарта;
2) разработка проекта стандарта (первой и последующих редакций);
3) разработка проекта стандарта (окончательной редакции) и представление его для принятия;
4) принятие и государственная регистрация стандарта;
5) издание стандарта.
Международные и национальные организации по стандартизации большое внимание уделяют участию потребителей в работах по созданию стандартов. Некоторые из них находят средства для участия потребителей в заседаниях рабочих групп ТК. В этом плане интересен американский опыт, в частности ASTM, создавшей свыше 10 тыс. стандартов в самых разных областях, в том числе стандарты на продукцию для детей. В ASTM образован фонд в 50 тыс. дол. для изучения и обобщения интересов потребителей. Иногда расходы на присутствие представителей в ТК берет на себя промышленность. Так, присутствие трех представителей потребителей в ТК ASTM по пылесосам субсидируется компаниями.
С целью поддержания соответствия стандарта потребностям населения, народного хозяйства и обороны страны проводится его проверка. С учетом результатов проверки осуществляются в необходимых случаях разработка изменений к стандартам, пересмотр (разработка новых стандартов взамен действующих) или отмена стандартов.
Изменение к стандарту разрабатывают при замене, дополнении или исключении отдельных требований стандарта. Изменение к стандарту на продукцию разрабатывают при введении в него новых, более прогрессивных требований, которые не повлекут за собой нарушение взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту.
При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом действующий стандарт отменяют, а в новом стандарте указывают, взамен какого он разработан. Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года принятия. Пересмотр стандарта на продукцию осуществляют при установлении новых, более прогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаимозаменяемости новой продукции, изготовляемой по действующему стандарту, и (или) изменению основных показателей качества продукции.
Госстандарт (Госстрой России) принимает решение об отмене стандарта:
В связи с прекращением выпуска продукции или проведения работ (оказания услуг), осуществлявшихся по данному стандарту;
В других обоснованных случаях.
Особенности разработки ОСТ, СТО, СТП изложены в ГОСТ Р 1.4-93.
Информация о нормативных документах по стандартизации
Информация об НД по стандартизации - необходимое условие их применения и соблюдения. В целях обеспечения доступности для пользователей, в том числе и зарубежных, информации об НД Госстандарт:
1) организует публикацию официальной информации о: а) государственных стандартах; б) общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации; в) международных, региональных стандартах и национальных стандартах других стран; г) правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации;
2) создает и ведет Федеральный фонд государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (далее - ОК ТЭСИ).
Поскольку ГОСТ Р, ОСТ (и другие равнозначные документы) принимаются государственными органами управления, то они являются документами официальными.
Исключительное право официального опубликования ГОСТ, ГОСТ Р, ОК ТЭСИ принадлежит государственным органам, принявшим эти НД - Госстандарту России, а в области строительства - Госстрою России.
Так, на первой странице всех официальных изданий ГОСТ Р и ГОСТ должна помещаться надпись: «Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта или Госстроя России».
На первой странице титульного листа и на первой странице ГОСТ Р (ГОСТ) помещается надпись: «Издание официальное». При нарушении этого запрета Госстандарт и Госстрой России вправе взыскать с виновной стороны убытки в соответствии с нормами гражданского законодательства.
Информацию о действующих государственных стандартах, сроках их действия, изменениях к ним пользователи получают через годовые и ежемесячные информационные указатели «Государственные стандарты Российской Федерации».
Издание и переиздание ОСТ и СТО осуществляют принявшие их органы, соответственно СТП - предприятия, их утвердившие.
Виды стандартов.
Существуют следующие виды стандартов:
Основополагающие стандарты;
Стандарты на продукцию;
Стандарты на работы и процессы;
Стандарты на методы испытаний, контроля, анализа;
Технические условия.
Основополагающие стандарты, в свою очередь, делятся на:
Общетехнические стандарты;
Организационно-методические стандарты.
Общетехнические стандарты, регламентирующие термины определения, обозначения, номенклатуру показателей качества выполняют функцию обеспечения информационной совместимости однозначности понимания объекта стандартизации. Общетехнические стандарты, регламентирующие общие требования и (или) нормы выполняют функцию обеспечения технического единства и взаимосвязи объектов стандартизации. Стандарты, регламентирующие методы, устанавливают общие методы проектирования подготовки производства, испытаний, хранения, транспортирования, эксплуатации и ремонта продукции.
Организационно-методические стандарты, которые регламентируют основные (общие), положения устанавливают общие требования, обеспечивающие организационно-техническое единство объектов стандартизации. Стандарты, регламентирующие порядок (правила) обеспечивают единство и взаимосвязь процессов управления в различных областях деятельности. Стандарты, регламентирующие построение (изложение, оформление, содержание) обеспечивают информационную совместимость документации. Стандарты на продукцию регламентируют требования к продукции и делятся
Стандарты общих технических требований;
Стандарты общих технических условий;
Стандарты технических условий.
Стандарты общих технических требований и общих технических условий устанавливают всесторонние требования к группе однородной продукции по ее разработке, производству, обращению и потреблению (эксплуатации). Стандарты, регламентирующие параметры и (или) размеры, типы, марки, сортамент, конструкцию устанавливают требования к типоразмерным и параметрическим рядам, обеспечивающим унификацию и взаимозаменяемость продукции. Стандарты, регламентирующие правила приемки, методы контроля, маркировку, упаковку, транспортирование, хранение, эксплуатацию и ремонт данной продукции выполняют функцию по обеспечению заданного качества продукции при ее производстве, сохранении качества при ее транспортировании и хранении, полноценного использования продукции при потреблении, восстановление продукции. Стандарты технических условий регламентируют требования не к группе однородной продукции, а к конкретной выпускаемой продукции. Стандарты на работы и процессы устанавливают правила проведения различного рода работ, процессов. Главным их требованием является обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества при проведении данных работ (процессов). Стандарты на методы испытаний, контроля, анализа регламентируют требования к методам испытаний, проведению научно-исследовательских работ, испытаниям при сертификации продукции. Технические условия – это нормативный документ, который имеет отраслевое подчинение, имеет временное значение до введения ГОСТа на данную продукцию.
4. Органы и службы по стандартизации. Государственный комитет по стандартизации.Согласно Руководству 2 ИСО/МЭК деятельность по стандартизацииосуществляют соответствующие органы и организации. Орган рассматриваетсякак юридическая или административная единица, имеющая конкретные задачи иструктуру. Основная функция такого органа – разработка и утверждение нормдокументов, доступных широкому кругу потребителей.Национальным органом по стандартизации в России являетсяГосударственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии(Госстандарт России). Госстандарт России выполняет следующие функции:координирует деятельность государственных органов управления, касающихся вопросов стандартизации, сертификации, метрологии;взаимодействует с органами власти республик в составе РФ и других субъектов Федерации в области стандартизации, сертификации, метрологии;направляет деятельность технических комитетов и субъектов хозяйственной деятельности по разработке, применению стандартов, другим проблемам сообразно своей компетенции;подготавливает проекты законов и других правовых актов в пределах своей компетенции;устанавливает порядок и правила проведения работ по стандартизации, метрологии, сертификации;принимает большую часть государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации.;осуществляет государственную регистрацию норм, документов, а также стандартных образцов веществ и материалов;руководит деятельностью по аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации;осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и обязательной сертификации;представляет Россию в международных организациях, занимающихся вопросами стандартизации, сертификации, метрологии и в межгосударственном совете СНГ;сотрудничает с соответствующими национальными органами зарубежных стран;руководит работой научно-исследовательских институтов и территориальных органов, выполняющих функции Госстандарта в регионах;осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований ГОСТов, правил обязательной сертификации;участвует в работах по международной, региональной и межгосударственной (в рамках СНГ) стандартизации;устанавливает правила применения в России международных, региональных и межгосударственных стандартов, норм и рекомендаций;при разработке ГОСТов определяет организационно-технические правила, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности, как между собой, так и с государственными органами управления, которые будут включены в нормативные документы;организует подготовку и повышение квалификации специалистов в области стандартизации.
Госстандарт определяет стратегические направления по стандартизации, анализирует все заказы, планы работы технических комитетов, предложения субъектов хозяйственной деятельности и разрабатывают годовые планы по стандартам. Технические комитеты по стандартизации. Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты (ТК). Они специализируются в зависимости от объекта стандартизации. Научно-технической базой для создания ТК служат предприятия или организации, профиль деятельности которых соответствует специализации ТК. Другие службы по стандартизации. Другие субъекты хозяйственной деятельности, разрабатывающие НД (стандарты отраслей и предприятий), создают в своей организационной структуре специальные службы, которые координируют работу по созданию стандартов.
Порядок разработки стандартов.
Работа технического комитета по стандартизации начинается со сбора заявок на разработку стандарта. Заявителями могут быть государственные органы и организации, общественные объединения, научно-технические общества, предприятия, фирмы, предприниматели, которые направляют заявки в технический комитет. На основе заявок Госстандарт РФ формирует годовой план государственной стандартизации России. Разработке проекта стандарта предшествует организационная работа технического комитета по стандартизации. На этой стадии технический комитет стремится более определенно обозначить организации, от которых целесообразно получить отзыв на проект стандарта. Разработка проекта проходит две стадии. Вначале создается первая редакция. Основные требования к первой редакции касаются соответствия проекта законодательству России, международным правилам и нормам, национальным стандартам зарубежных стран при условии прогрессивности этих документов и более высокого научно-технического уровня. Принятие стандарта осуществляет Госстандарт РФ. Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству России, метрологическим правилам и нормам, терминологическим стандартам, а также ГОСТ Р 1.5-2001 «ГСС. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов». Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется. Далее стандарт подлежит регистрации, информация о нем публикуется в ежегодном Информационном указателе. Пересмотр государственного стандарта по существу является разработкой нового взамен действующего. Необходимость пересмотра возникает в том случае, если вносимые изменения связаны со значительной корректировкой основных показателей качества продукции и затрагивает ее совместимость и взаимозаменяемость. Отмена стандарта может осуществляться как с заменой его новым, так и без замены. Принятие решений о внесении изменений, пересмотре, отмене стандарта, а также соответствующая публикация в Информационном указателе находящихся в ведении Госстандарта РФ. Обновление или отмена стандарта предприятия осуществляется по решению руководства субъекта хозяйственной деятельности, принявшего стандарт.
цели Цель стандартизации – выявление наиболее правильного и экономичного варианта. Цели стандартизации можно подразделить на общие и более узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели вытекают, прежде всего, из содержания понятия. Конкретизация общих целей для российской стандартизации связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся разработка норм, требований, правил обеспечивающих: безопасность продукции, работ, услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества; совместимость и взаимозаменяемость изделий; качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса; единство измерений; экономию всех видов ресурсов; безопасность хозяйственных объектов, связанную с возможностью возникновения различных катастроф и чрезвычайных ситуаций; обороноспособность и мобилизационную готовность страны.
Задачи
Основными задачами стандартизации являются: установление требований к техническому уровню и качеству продукции а также норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции, позволяющих ускорять внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и размеров; развитие промышленной продукции как важнейшего условия специализации производства; обеспечение единства и достоверности измерений в стране, созданий и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, также методов и средств измерений высшей точности; формирование системы стандартов безопасности труда и улучшения использования природных ресурсов;
Разработку государственных стандартов Республики Беларусь могут осуществлять технические комитеты (ТК) по стандартизации, предприятия и организации согласно заданиям плана государственной стандартизации, договорам на разработку стандартов или инициативно.
Работа ТК начинается со сбора заявок на разработку стандарта. Заявители (государственные органы и организации, общественные объединения, научно-технические общества, предприятия, фирмы, предприниматели) направляют заявки на разработку стандартов в ТК согласно объектам стандартизации, закрепленным за ними. В заявке обязательно должна быть обоснована необходимость разработки нормативного документа, не исключено также приложение к ней проекта стандарта, разработанного заявителем. Оформление и построение стандарта осуществляются в соответствии с ТКП 1.5-2004 .
Общие требования к государственным стандартам приведены на рис 6.2.
По заявкам Госстандарт Республики Беларусь формирует годовой план государственной стандартизации. Дальнейшая работа проводится на основе договоров на разработку стандарта между заявителем и соответствующим ТК и включает следующие стадии:
Подготовку к разработке;
Разработку проекта;
Утверждение проекта;
Государственную регистрацию.
Подготовка к разработке. Работы, выполняемые на данной стадии, включают:
Заключение договора с заказчиком на разработку государственного стандарта;
Определение при необходимости соисполнителей для разработки государственного стандарта;
Разработку проекта технического задания;
В техническом задании определяют:
Сроки выполнения каждой стадии, включаемой в содержание работы в целом;
требований к объекту стандартизации;
Список заинтересованных потенциальных потребителей
стандарта (государственные органы, предприятия, фирмы и т.д)
которым должен быть разослан проект будущего стандарта;
Цели и задачи разрабатываемого стандарта, взаимосвязь с другими документами по стандартизации;
Источники информации.
Проект стандарта в дальнейшем будет разослав на отзыв либо (при необходимости) на согласование организациям внесенным в список потребителей. Могут быть выделены особые или дополнительные предложения заказчика нормативного документа и другие сведения, имеющие отношение к процедуре раз работки, содержанию стандарта, и др.
Разработке проекта стандарта предшествует организационная работа, которую должен проделать ТК. Это связано с четким определением заданий в подкомитеты и рабочие группы сообразно объектам стандартизации. Кроме того, на этой стадии ТК стремится более определенно обозначить организации, от которых целесообразно получить отзыв на проект стандарта. Для этого краткая информация о разрабатываемых нормативных документах публикуется в специализированном издании Госстандарта Республики Беларусь, чтобы заинтересованные стороны могли заявить о своих намерениях. Следует также отметить, что стандарты не являются объектами авторского права, поэтому все авторские права передаются государству.
Разработка проекта. На первой стадии создается первая редакция. Основные требования к ней касаются соответствия проекта законодательству республики, международным правилам и нормам, а также национальным стандартам зарубежных стран при условии прогрессивности и более высокого научно-технического уровня этих документов. Важный момент на этой стадии - определение патентной чистоты объекта стандартизации, для чего необходимы соответствующие исследования и надлежащее информационное обеспечение. Проект в первой редакции члены ТК должны рассмотреть либо на специальном заседании, либо путем переписки, чтобы удостовериться в его соответствии условиям договора на разработку стандарта, требованиям белорусского законодательства и положениям гoсударственной системы стандартизации. На данной стадии разрабатывается также пояснительная записка к стандарту, в которой отражается следующее:
Основания для разработки стандарта, цели и задачи,
Характеристика объекта стандартизации;
Предполагаемый срок введения стандарта в действие;
Необходимые для этого мероприятия (пересмотр или отмена других стандартов и др.).
Вторая стадия разработки заключается в анализе полученных отзывов, составлении окончательной редакции проекта нормативного документа и подготовке его к принятию, пройдя предварительно нормоконтроль, метрологическую и правовую экспертизу.
Утверждение проекта. Проект стандарта должен быть направлен в Госстандарт и заказчику. Утверждает его Госстандарт.
Для его утверждения в Госстандарт направляется комплект
следующих документов:
Окончательная редакция проекта государственного стандарта;
Уточненная пояснительная записка к окончательной редакции проекта;
Сводка отзывов на проект;
Подлинники отзывов замечаний и предложений;
Протоколы совещания (при наличии);
Копии оригинала и перевода международного или регионального стандарта при разработке идентичного или модифицированного стандарта;
Заключение по результатам проверки, проекта государственного стандарта;
Оригинал технического задания на разработку государственного стандарта.
Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству, метрологическим правилам и нормам, терминологическим стандартам Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется.
Государственная регистрация. Регистрацию государственного стандарта осуществляет Госстандарт в течение 15 календарных дней со дня его утверждения или со дня поступления в Госстандарт от Минстройархитектуры.
Долг государственного стандарта включает комплект следующих документов:
Утвержденный государственный стандарт на бумажных
носителях;
Пояснительную записку к государственному стандарту;
Копию организационно-распорядительного документа Минстройархитектуры об утверждении государственного стандарта.
Госстандарт присваивает стандарту обозначение, состоящее из индекса СТБ, отделенного от него пробелом, порядкового регистрационного цифрового номера и отделенных от номера при помощи тире четырех цифр года утверждения государственного стандарта.
Примеры. СТБ 1248-2000, СТБ 1432-2003.
Обозначение государственного стандарта, входящего в систему (группу) государственных стандартов, состоит из индекса СТБ, порядкового регистрационного номера, присваиваемого Госстандартом, первые цифры с точкой которого определяют систему (группу) государственных стандартов; цифры, стоящие после точки, являются номером стандарта в данной системе (группе), а отделенные от номера тире четыре цифры - указывают на год утверждения государственного стандарта.
Примеры. СТБ 4.227-2003, СТБ 50.13-2003.
Допускается после цифр с точкой перед номером государственного стандарта в системе (группе) приводить другие цифровые индексы, установленные основополагающим государственным стандартом данной системы (группы) государственных стандартов.
Примеры. СТБ 6.01.2-2001, СТБ 17.1.4.01-2000.
При разработке и утверждении государственного стандарта при развитии систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических межгосударственных стандартов структура обозначения государственного стандарта должна соответствовать данным систем, принятым в основополагающих стандартах, и включать цифры системы (комплекса) межгосударственных стандартов и порядковый регистрационный номер, присвоенный Госстандартом.
Пример. СТБ 2.1698-2000.
Если государственный стандарт разделен на отдельные части, то всем частям государственного стандарта присваивается: один и тот же порядковый регистрационный номер, состоящий
из номера государственного стандарта и отделенного от него тире номера части государственного стандарта.
Примеры. СТБ 9000-1-2002, СТБ 9000-2-2003.
Утвержденный государственный стандарт вводится в действие после его государственной регистрации. Срок введения в действие не ранее 60 календарных дней со дня официально го опубликования информации о его государственной регистрации.
Информацию об утверждении государственного стандарта публикуют Госстандарт и Минстройархитектуры в официальных периодических печатных изданиях и размещают ее на официальных сайтах в Интернете.
Опубликование государственных стандартов и предстандартов осуществляют в виде официальных печатных изданий. Официальное издание (переиздание) государственных стандартов и предстандартов осуществляют Госстандарт (или Минстройархитектуры) или по его поручению уполномоченные им организации.
Порядок издания государственных стандартов и предстандартов, включающий редакционно-издательскую работу, устанавливает Госстандарт (или Минстройархитектуры).
Обеспечение заинтересованных изданными государственными стандартами и предстандартами осуществляет "Госстандарт (или Минстройархитектуры) в установленном им порядке или уполномоченные им организации, которым он предоставляет это право.
6.3.1. Проверка, пересмотр, изменение, переиздание, отмена государственного стандарта
Для обеспечения соответствия государственного стандарта требованиям нормативных правовых актов Республики Беларусь, технических регламентов, потребностям промышленности, экономики, населения и государства, уровню развития науки и техники с учетом изменений, произошедших в процессах разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг, а также для установления степени их соответствия требованиям международных, региональных и национальных стандартов других государств проводят проверку научно-технического уровня (далее - проверка НТУ) государственного стандарта.
Проверку НТУ государственного стандарта осуществляет разработчик или по решению Госстандарта другая уполномоченная организация. Проводят ее не реже одного раза в пять лет по результатам составляют акт проверки НТУ государственного стандарта, в котором приводят предложения по дальнейшему применению государственного стандарта: сохранить (оставить) в действии без пересмотра и изменения; подлежит пересмотру; внести изменения; подлежит переизданию; подлежит отмене. "
В акте проверки НТУ государственного стандарта при необходимости устанавливают сроки его пересмотра, внесения изменений или отмены.
Предложения могут при необходимости включать подготовленный проект изменения государственного стандарта.
Акт проверки НТУ государственного стандарта утверждает Госстандарт.
Пересмотр государственного стандарта, внесение в него изменений, переиздание или отмена также могут проводиться по решению Госстандарта (или Минстройархитектуры) без проведения проверки НТУ на основании законодательных актов Республики Беларусь, постановлений, распоряжений Совета Министров Республики Беларусь, обоснованных предложений заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации.
Пересмотр государственного стандарта, по сути, является разработкой нового взамен действующего. Такая необходимость пересмотра возникает в случае, если вносимые изменения связаны со значительной корректировкой основных показателей качества продукции и затрагивают ее совместимость и взаимозаменяемость. Отмена стандарта может осуществляться как заменой его новым, так и без замены.
В заключение рассмотрим основные требования, установленные в ТКП 1.5-2004 (04100) для построения стандартов.
В общем случае стандарт включает следующее: титульный лист, библиографические данные, предисловие, содержание, введение, наименование, область применения, нормативные ссылки, термины и определения, обозначения и сокращения, требования, приложения, библиографию.
Стандарт начинается с титульного аиста, на котором приведены его обозначение и наименование, логотип СТБ, орган, утвердивший стандарт (Госстандарт или Минстройархитектуры;
На второй странице титульного листа приводят библиографические данные и предисловие.
В библиографические данные включают.
Индекс Универсальной десятичной классификации (УДК);
Код по Межгосударственному классификатору стандарте
Код поиска (КП);
Степень соответствия (для стандартов, разработанных на основе международных, региональных и национальных стандартов других государств);
Ключевые слова;
Код по Общегосударственному классификатору промышленной и сельскохозяйственной продукции - ОКРБ 007-98 - ОКП (для стандартов на продукцию).
Код поиска ставится по определенной классификации: 01 - стандарты на процессы; 02 - общетехнические стандарты; 03 - стандарты на продукцию и т.д.
Ключевые слова должны передавать основное смысловое содержание стандарта и использоваться в качестве самостоятельных поисковых признаков.
В ранее утвержденных стандартах указывается или только код КГС, или коды КГС и МКС.
В предисловии приводят сведения об организации работ по техническому нормированию и стандартизации на государственном уровне и общие сведения о стандарте.
Сведения об организации работ приводят с использованием следующей формулировки: цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации установлены Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации».
В общих сведениях приводят:
Информацию о разработке (кем разработан и внесен);
Сведения об утверждении (организационно-распорядительный документ);
Сведения об использовании в стандарте НПА (наименования НПА, которые реализованы через стандарт или для исполнения которых разработан стандарт);
Сведения о взаимосвязи государственного стандарта с техническими регламентами;
Информацию о применении международных, региональных и национальных стандартов других государств;
Сведения о документах, взамен которых разработан стандарт (признак введения - взамен или впервые);
Сведения о переиздании стандарта.
В предисловии предварительного стандарта указывают окончательную дату представления замечаний и предложений о целесообразности (нецелесообразности) его перевода в государственный стандарт, а также адрес, факс, телефон, e-mail разработчика.
Для обоснования причин разработки стандарта или другой информации (но не требований) приводят элемент "введение".
Наименование стандарта должно быть кратким, точно характеризовать объект стандартизации и обобщенное содержание устанавливаемых требований, а также обеспечивать однозначную классификацию стандарта в соответствии с международной для включения его в каталоги и информационные указатели стандартов.
Наименование стандарта, как правило, состоит из заголовка и подзаголовка. Заголовок стандарта определяет объект стандартизации, подзаголовок - его содержание. Если стандарт входит в систему стандартов, то перед заголовком приводят общий заголовок, являющийся наименованием системы стандартов.
Наименование стандарта в зависимости от его содержания имеет следующую структуру:
Заголовок и подзаголовок - «Снегопогрузчики. Методы
контроля»;
Общий заголовок, заголовок, подзаголовок - «ЕСКД. Схемы электрические. Термины и определения»;
Общий заголовок и заголовок - «ССБТ. Термины и определения».
Заголовок должен начинаться с имени существительного, которое характеризует объект стандартизации, а последующие слова - определения в порядке их значимости («Краны мостовые, электрические, литейные; магнитофоны бытовые отремонтированные»). Возможен в определенных случаях и прямо! порядок слов (если существительное без прилагательного не применяют или оно имеет другое значение («Головные уборы, Ценные бумаги, туристские услуги»).
Область применения оформляют в виде раздела 1, приводят для определения области назначения (распространения стандарта и при необходимости уточняют объект технического нор-
мирования и стандартизации; размещают на первой странице стандарта и оформляют в виде раздела 1.
Настоящий стандарт распространяется на... и устанавливает...
После перечня ссылок на ТНПА приводят информацию, как ими пользоваться.
Информация приводится в виде примечания. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ТНПА по каталогу, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году.
Если ссылки на ТНПА заменены (изменены), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененными (измененными) ТНПА. Если ссылки на ТНПА отменены без замены, то положение, в котором дана ссылка на них, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
Термины и определения приводят как самостоятельный раздел при необходимости для однозначного и непротиворечивого понимания текста стандарта.
Обозначения и сокращения приводят при необходимости использования в стандарте обозначений и сокращений.
Элементы «Термины и определения», «Обозначения и сокращения» допускается объединять.
Требования стандарта оформляют в виде разделов, состав и| содержание которых устанавливают исходя из особенности объекта стандартизации.
Приложения - материал, дополняющий положения стандарта. Допускается помещать графический материал, таблицы, расчеты, описания аппаратуры и приборов и т.д. Приложения могут быть обязательными, рекомендуемыми или справочными. Библиографию приводят, если в стандарте даны ссылки на другие документы, не относящиеся к ТНПА в области технического нормирования и стандартизации.
Текст стандарта должен быть кратким, точным, не допускающим различных толкований, логически последовательный необходимым и достаточным для применения стандарта в соответствии с областью его применения. В стандарт следует включать только требования, которые могут быть проверены объективными методами.
В стандарте следует применять термины, определения, обозначения и сокращения, установленные действующими стандартами.
При изложении требований в тексте стандарта применяют слова: «должен», «следует», «необходимо», «требуется», «не допускается», «запрещается», «разрешается только», «не следует» и т.д.
При изложении требований, допускающих отступления, применяют слова: «рекомендуется», «не рекомендуется», «целесообразно» и т.д.
В стандарте не допускается применять:
Обороты разговорной речи, техницизмы и профессионализмы;
Для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов на русском языке;
Произвольные словообразования;
Сокращения слов, кроме установленных правилами орфографии, в соответствующих стандартах, а также в данном стандарте.
Текст стандарта делят на разделы, подразделы и пункты. Пункты при необходимости можно подразделить на подпункты. При делении текста стандарта на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый из них содержал законченную информацию.
Разделы должны иметь заголовки. Подразделы при необходимости могут иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют.
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблицы, которую применяют для сравнения показателей.
Графический материал (рисунок, схему, диаграмму и т.д.) помещают в тексте стандарта для иллюстрации отдельных характеристик объекта или лучшего понимания текста.
На таблицы и графический материал должны быть даны ссылки в тексте стандарта.
В стандарте следует применять стандартизованные единицы физических величин и их обозначения.
Например, на продукцию и услуги разрабатывают государственные стандарты общих технических условий (на группу одн ородной продукции) или технических условии (на конкретную продукцию). При целесообразности стандартизации отельных требований могут разрабатываться стандарты устанавливающие классификацию, основные параметры и разме-
ры, требования безопасности, требования охраны окружающей среды, типы, сортамент, марки, конструкцию, правила приемки, маркировку, упаковку, правила транспортирования, правила хранения, правила эксплуатации, ремонта и утилизации.
В государственный стандарт общих технических условий, как правило, включают следующие разделы:
Классификация;
Основные параметры и размеры;
Технические требования;
Требования безопасности;
Требования охраны окружающей среды (экологичности);
Правила приемки;
Методы контроля (испытаний), измерений, анализа;
Транспортирование и хранение;
Указания по эксплуатации (использованию, способу приготовления, техническому обслуживанию, утилизации, ремонту);
Гарантии изготовителя.
При характеристике требований к маркировке продуктов в ТКП 1.5 учтены требования СТБ 1100-98. Продукты, пищевые. Информация для потребителя. Общие требования и СТБ 1400-2003. Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования.
При характеристике требований к упаковке, если речь идет об упаковываемой продукции, то учтены положения СТБ 8019-2002. Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Товары фасованные. Общие требования к количеству товара и предусмотрены требования к количеству товара в упаковочной единице и среднему содержимому партии фасованных товаров.
При установлении правил приемки указывают виды испытаний продукции (приемо-сдаточные, периодические, типовые, квалификационные, на надежность и др.). Для приемо-сдаточных испытаний определяют партию продукции, вид контроля (сплошной, выборочный или статистический), перечень контролируемых показателей, требования к содержанию документа о качестве. При установлении требований к периодическим испытаниям указывают периодичность их проведения, вид контроля, перечень контролируемых показателей, а также приводят критерии признания результатов контроля.
Методы контроля (испытаний, определений, измерений, анализа) устанавливают в отдельном разделе стандарта «Общие технические условия» или «Технические условия», или в отдельном стандарте на методы контроля.
Методы контроля должны обеспечить проверку продукции на соответствие всем техническим требованиям, установленным в стандарте. Оно должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимость результатов. В общем случае для каждого метода излагают его сущность и приводят общие требования безопасности, условия проведения контроля, требования к средствам контроля, аппаратуре, материалам, реактивам, порядок подготовки к проведению контроля, правила обработки и оформления, результат контроля, допустимую погрешность метода.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Департамент научно-технологической политики и образования
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Красноярский государственный аграрный университет»
Институт землеустройства, кадастров и природообустройства
Кафедра природообустройства
Реферат
по метрологии, стандартизации и сертификации
Порядок разработки государственных стандартов
Выполнил: студент группы 54-С Колмакова О.Г.
Принял: к.г.н. доцент Виноградова Л.И.
Красноярск 201 1
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
ВВЕДЕНИЕ
Правовые основы стандартизации в РФ установлены законом «О стандартизации». Положение закона обязательны к выполнению всеми госорганами управления субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности общественных объединений. Закон определяет меры госзащиты интересов потребителя и государства через требования, правила и нормы, вносимые в госстандарты при их разработке и госконтроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении. Сущность стандартизации в РФ закон трактует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечить безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качества продукции (услуг) в соответствии с научно-техническими достижениями.
Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хоз. субъектов в чрезвычайных ситуациях, к оборонным и мобилизационным способностям страны.
На основании правовых норм закона определены принципы и задачи стандартизации в РФ:
1. Целесообразность разработки стандарта определяется путём анализа его необходимости в социальном, экономическом и техническом аспектах.
2. Приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей среды, а также обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции.
Работа по стандартизации в Российской Федерации организуется и осуществляется системой органов и служб по стандартизации, которую составляют:
Госстандарт России - национальный орган по стандартизации Российской Федерации;
Управление технического нормирования, стандартизации и сертификации Госстроя России;
подразделения стандартизации, сертификации, метрологии федеральных министерств и ведомств РФ;
технические комитеты (ТК) по стандартизации, создаваемые на добровольной основе заинтересованными сторонами (предприятиями и организациями);
подразделения стандартизации (отделы, бюро, группы), создаваемые субъектами хозяйственной деятельности (предприятиями и организациями).
Порядок разработки, принятия, учетной регистрации национальных стандартов устанавливается стандартами Государственной системы стандартизации (ГСС).
Государственные стандарты не являются объектом авторского права. Они разрабатываются коллегиально в соответствии с ГОСТ Р 1.2-92. Разработчиками ГОСТ Р являются технические комитеты по стандартизации при Госстандарте России, закрепленные по объектам стандартизации. В их составе на добровольной основе работают: полномочные представители всех предприятий и организаций, заинтересованных в разработке стандартов (разработчики, изготовители, потребители продукции); ведущие ученые и специалисты, специализирующиеся по определенным видам продукции или технологиям; представители общественных организаций.
1.ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ
Технические комитеты при Госстандарте России работают в соответствии с годовым планом стандартизации. План составляется на основании заявок, которые могут представлять в ТК предприятия, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, органы управления. В заявках должна быть обоснована необходимость работы со стандартом. В результате из поступивших предложений формируется полный заказ работы на год.
Создание стандарта от планирования его разработки до издания осуществляется в определенной последовательности, которая предусматривает, как правило, следующие стадии (ГОСТ Р 1.2-92):
1-я стадия - организация разработки стандарта и составление технического задания на разработку;
2-я стадия - разработка проекта стандарта (первой, при необходимости последующих редакций);
3-я стадия - разработка окончательной редакции проекта стандарта и представление его в Госстандарт России для принятия стандарта;
4-я стадия - принятие и государственная регистрация (присвоение номера) стандарта;
5-я стадия - издание стандарта.
Государственный стандарт, в процессе его применения, может подвергаться проверке, в необходимых случаях в него вносят изменения, стандарт может быть пересмотрен или отменен, вовсе аннулирован.
Информация о действующих стандартах, о введении новых государственных стандартов, изменениях к ним заинтересованные предприятия и организации получают через годовые и ежемесячные информационные указатели «Государственные стандарты Российской Федерации», которые они получают по подписке.
Работа технического комитета начинается со сбора заявок на разработку стандарта. Заявителями могут быть государственные органы и организации, общественные объединения, научно-технические общества, предприятия, фирмы, предприниматели, которые направляют заявки в ТК согласно закрепленным за ними объектам стандартизации.
В заявке обязательно должна быть обоснована необходимость разработки нормативного документа, не исключено также приложение к ней уже разработанного заявителем проекта стандарта.
На основании заявок Госстандарт РФ (Госстрой РФ) формирует годовой план государственной стандартизации России.
Дальнейшая работа проводится на основе договоров на разработку стандарта между заявителем и соответствующим ТК и включает следующие этапы: составление технического задания (организацией-разработчиком или ТК), разработку проекта стандарта, представление окончательного варианта проекта в Госстандарт РФ (Госстрой РФ) для принятия, обновление стандарта, пересмотр и отмену стандарта.
Рассмотрим содержание этапов разработки государственного стандарта.
В техническом задании определяют: сроки выполнения каждой стадии, включаемой в содержание работы в целом; содержание и структуру будущего стандарта и перечень требований к объекту стандартизации; список заинтересованных потенциальных потребителей этого стандарта (государственные органы, предприятия, фирмы и т.п.). Отобранным для списка организациям проект стандарта в дальнейшем, возможно, будет разослан на отзыв либо при необходимости на согласование; могут быть выделены особые или дополнительные предложения заказчика нормативного документа и другие сведения, имеющие отношение к процедуре разработки, содержанию стандарта и др.
Разработке проекта стандарта предшествует организационная работа, которую должен проделать ТК. Это связано с четким размещением заданий в подкомитеты и рабочие группы сообразно объектам стандартизации. Кроме того, на этой стадии ТК стремится более определенно обозначить организации, от которых целесообразно получить отзыв на проект стандарта. Для этого краткая информация о разрабатываемых нормативных документах публикуется в специализированном издании Госстандарта РФ (или Госстроя РФ), чтобы заинтересованные стороны могли заявить о своих намерениях.
Разработка проекта проходит две стадии. Вначале создается первая редакция. Основные требования к первой редакции касаются соответствия проекта законодательству России, международным правилам и нормам, а также национальным стандартам зарубежных стран при условии прогрессивности этих документов и более высокого научно-технического уровня. Важный момент на этой стадии - определение патентной чистоты объекта стандартизации, для чего необходимы соответствующие исследования и надлежащее информационное обеспечение.
Проект в первой редакции, составленный подкомитетом и рабочей группой, члены ТК должны рассмотреть либо на специальном заседании, либо путем переписки, чтобы удостовериться в его соответствии условиям договора на разработку стандарта, требованиям российского законодательства и положениям Государственной системы стандартизации. После этого проект рассылается на отзыв заказчикам стандарта и выявленным ранее заинтересованным организациям.
Вторая стадия разработки заключается в анализе полученных отзывов, составлении окончательной редакции проекта нормативного документа и подготовке его к принятию. Окончательная редакция должна быть рассмотрена членами ТК, органами государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандарта, научно-исследовательскими институтами Госстандарта (Госстроя). Если с оконча- тельной редакцией проекта согласны не менее двух третей членов ТК, то документ считается одобренным и рекомендуется для принятия. Проект стандарта должен быть направлен в Госстандарт РФ (Госстрой РФ), а также заказчику нормативного документа.
Принятие стандарта осуществляет Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству России, метрологическим правилам и нормам, терминологическим стандартам, а также ГОСТ Р 1.5-91 "ГСС. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов". Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется.
Все перечисленные выше функции выполняет Госстандарт РФ (Госстрой РФ) в установленном им порядке.
Стандарт не должен быть тормозом для развития экономики в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Но поскольку срок действия его не устанавливается, необходима постоянная работа всех членов ТК и заинтересованных сторон, направленная на своевременное обновление нормативного документа. Согласно ГСС РФ обновление стандарта проводится с целью поддержания его соответствия потребностям населения, экономики и обороноспособности страны. Результатом анализа действующего стандарта может быть внесение изменений в его содержание, либо пересмотр, либо отмена нормативного документа.
С целью получения информации для актуализации стандартов технические комитеты ведут постоянную работу по поддержанию обратной связи с предприятиями и организациями, принимающими стандарты, а также анализируют предложения, поступающие от членов ТК по внесению изменения в действующие нормативные документы. При необходимости обновления стандарта ТК разрабатывает проект изменения, проект пересмотренного стандарта или предложения по отмене действующего нормативного документа и вносит предложение в Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Изменение, вносимое в стандарт на продукцию, обычно касается более прогрессивных требований к ней. Но они не должны нарушать взаимозаменяемость и совместимость продукции, производимой по обновленному стандарту, с выпускаемой по действующему.
Пересмотр государственного стандарта по существу является разработкой нового взамен действующего. Необходимость пересмотра возникает в том случае, если вносимые изменения связаны со значительной корректировкой основных показателей качества продукции и затрагивают ее совместимость и взаимозаменяемость.
Отмена стандарта может осуществляться как с заменой его новым, так и без замены. Причиной, как правило, служит прекращение выпуска продукции (оказания услуг), которая производилась по данному нормативному документу, либо принятие нового стандарта.
Принятие окончательных решений о внесении изменений, пересмотре и отмене государственных стандартов, а также соответствующая публикация в Информационном указателе стандартов находятся в ведении Госстандарта РФ (Госстроя РФ).
Решение о внесении изменений, пересмотре или отмене стандарта отрасли принимает орган государственного управления, утвердивший данный нормативный документ. Отмена стандарта отрасли обычно связана либо со снятием продукции с производства, либо с введением в действие государственного стандарта на тот же объект стандартизации с такими же или более высокими требованиями и нормами.
Обновление или отмена стандарта предприятия осуществляется по решению руководства самого субъекта хозяйственной деятельности, принявшего этот стандарт.
Стандарты научно-технических обществ, общественных объединений пересматривают с целью внесения в них новых результатов научных исследований или производственных достижений, связанных с внедрением изобретений и научных открытий. Отмена этой категории нормативных документов связана с моральным устареванием объекта стандартизации.
Все субъекты хозяйственной деятельности, которым предоставлено право разработки, обновления и отмены стандартов, обязаны информировать о проделанной работе и ее результатах Госстандарт РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, подводя итоги вышесказанного, можно отметить вкратце, что работы по разработке государственных стандартов имеют следующее содержание:
Организация разработки стандартов предполагает определение конкретных исполнителей (рабочей группы), сроков выполнения работ и публикацию информации о начале работы над стандартом, с тем, чтобы иметь обратную связь с заказчиками проекта.
Рабочая группа разрабатывает два документа: проект стандарта и пояснительную записку к стандарту. Построение, изложение, оформление и содержание проекта ГОСТ Р выполняется в соответствии с ГОСТ Р 1.5-92. В пояснительной записке приводятся следующие сведения: соответствие проекта стандарта международным и региональным стандартам; сведения о патентной чистоте объекта стандартизации (отсутствие аналогичного стандарта); источники информации, принятые во внимание при разработке проекта стандарта; сведения об адресатах рассылки проекта стандарта.
Проект стандарта и пояснительная записка передаются в ТК на предмет проверки соответствия действующему законодательству. После этого ТК передают проект стандарта на отзыв заинтересованным предприятиям и специалистам.
ТК с учетом поступивших замечаний и предложений готовит два документа: окончательную редакцию проекта стандарта и пояснительную записку, которая дополняется характеристикой принципиальных замечаний по проекту стандарта. Окончательная редакция вместе с пояснительной запиской передается на рассмотрение: членам ТК; организациям госнадзора за стандартами; научно-исследовательской организации стандартизации для издательского редактирования.
– решается вопрос о принятии проекта стандарта путем голосования членов ТК и оформления результатов голосования протоколом.
Принятые проекты ГОСТ Р передаются на утверждение в Госстандарт России. При утверждении стандарта устанавливают дату его введения в действие.
Государственная регистрация утвержденных стандартов осуществляется в Федеральном фонде стандартов с присвоением регистрационного номера в установленном порядке. Использование ГОСТ Р, не прошедших государственную регистрацию, запрещено.
Информация о принятии стандарта публикуется в ежемесячном информационном указателе «Государственные стандарты Российской Федерации».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Государственная система обеспечения единства измерений (1)
Контрольная работа >>... государственных нужд; порядок проведения экспертизы проектов национальных стандартов ; порядок опубликования уведомлений о разработке национального стандарта ... испытания медицинской техники; разработка государственных стандартов , методик и нормативно- ...
Стандарт организации ЗАО Курильский рыбак
Курсовая работа >> Промышленность, производствоИ сохранение здоровья. 1.2. Понятия и порядок разработки стандартов организации В Федеральном законе «О техническом регулировании» ... для федеральных государственных нужд, согласование проекта этого стандарта с государственным заказчиком, утвержденным...
Порядок разработки стратегических планов предприятия
Реферат >> МенеджментФорму, структуру и порядок разработки внутрифирменного плана. Процесс разработки комплексного плана социально... , техпромфинплан, бизнес-план, стандарт -план и ряд других, которые... уровне всего хозяйства страны (государственные , национальные), по отдельным...
Никифоров, А.Д. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник / А.Д. Никифоров, Т.А. Бакиев. – 2-е изд. - М.: Высшая школа, 2005. – 422 с.
Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно...
Работа технического комитета начинается со сбора заявок на разработку стандарта. Заявителями могут быть государственные органы и организации, общественные объединения, научно-технические общества, предприятия, фирмы, предприниматели, которые направляют заявки в ТК согласно закрепленным за ними объектам стандартизации.
В заявке обязательно должна быть обоснована необходимость разработки нормативного документа, не исключено также приложение к ней уже разработанного заявителем проекта стандарта.
На основании заявок Госстандарт РФ (Госстрой РФ) формирует годовой план государственной стандартизации России.
Дальнейшая работа проводится на основе договоров на разработку стандарта между заявителем и соответствующим ТК и включает следующие этапы: составление технического задания (организацией-разработчиком или ТК), разработку проекта стандарта, представление окончательного варианта проекта в Госстандарт РФ (Госстрой РФ) для принятия, обновление стандарта, пересмотр и отмену стандарта.
Рассмотрим содержание этапов разработки государственного стандарта.
В техническом задании определяют: сроки выполнения каждой стадии, включаемой в содержание работы в целом; содержание и структуру будущего стандарта и перечень требований к объекту стандартизации; список заинтересованных потенциальных потребителей этого стандарта (государственные органы, предприятия, фирмы и т.п.). Отобранным для списка организациям проект стандарта в дальнейшем, возможно, будет разослан на отзыв либо при необходимости на согласование; могут быть выделены особые или дополнительные предложения заказчика нормативного документа и другие сведения, имеющие отношение к процедуре разработки, содержанию стандарта и др.
Разработке проекта стандарта предшествует организационная работа, которую должен проделать ТК. Это связано с четким размещением заданий в подкомитеты и рабочие группы сообразно объектам стандартизации. Кроме того, на этой стадии ТК стремится более определенно обозначить организации, от которых целесообразно получить отзыв на проект стандарта. Для этого краткая информация о разрабатываемых нормативных документах публикуется в специализированном издании Госстандарта РФ (или Госстроя РФ), чтобы заинтересованные стороны могли заявить о своих намерениях.
Разработка проекта проходит две стадии. Вначале создается первая редакция. Основные требования к первой редакции касаются соответствия проекта законодательству России, международным правилам и нормам, а также национальным стандартам зарубежных стран при условии прогрессивности этих документов и более высокого научно-технического уровня. Важный момент на этой стадии - определение патентной чистоты объекта стандартизации, для чего необходимы соответствующие исследования и надлежащее информационное обеспечение.
Проект в первой редакции, составленный подкомитетом и рабочей группой, члены ТК должны рассмотреть либо на специальном заседании, либо путем переписки, чтобы удостовериться в его соответствии условиям договора на разработку стандарта, требованиям российского законодательства и положениям Государственной системы стандартизации. После этого проект рассылается на отзыв заказчикам стандарта и выявленным ранее заинтересованным организациям.
Вторая стадия разработки заключается в анализе полученных отзывов, составлении окончательной редакции проекта нормативного документа и подготовке его к принятию. Окончательная редакция должна быть рассмотрена членами ТК, органами государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандарта, научно-исследовательскими институтами Госстандарта (Госстроя). Если с окончательной редакцией проекта согласны не менее двух третей членов ТК, то документ считается одобренным и рекомендуется для принятия. Проект стандарта должен быть направлен в Госстандарт РФ (Госстрой РФ), а также и заказчику нормативного документа.
Принятие стандарта осуществляет Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству России, метрологическим правилам и нормам, терминологическим стандартам, а также ГОСТ Р 1.5-91 «ГСС. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов». Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется.
Все перечисленные выше функции выполняет Госстандарт РФ (Госстрой РФ) в установленном им порядке.
Стандарт не должен быть тормозом для развития экономики в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Но поскольку срок действия его не устанавливается, необходима постоянная работа всех членов ТК и заинтересованных сторон, направленная на своевременное обновление нормативного документа. Согласно ГСС РФ обновление стандарта проводится с целью поддержания его соответствия потребностям населения, экономики и обороноспособности страны. Результатом анализа действующего стандарта может быть внесение изменений в его содержание, либо пересмотр, либо отмена нормативного документа.
С целью получения информации для актуализации стандартов технические комитеты ведут постоянную работу по поддержанию обратной связи с предприятиями и организациями, принимающими стандарты, а также анализируют предложения, поступающие от членов ТК по внесению изменения в действующие нормативные документы. При необходимости обновления стандарта ТК разрабатывает проект изменения, проект пересмотренного стандарта или предложения по отмене действующего нормативного документа и вносит предложение в Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Изменение, вносимое в стандарт на продукцию, обычно касается более прогрессивных требований к ней. Но они не должны нарушать взаимозаменяемость и совместимость продукции, производимой по обновленному стандарту, с выпускаемой по действующему.
Пересмотр государственного стандарта по существу является разработкой нового взамен действующего. Необходимость пересмотра возникает в том случае, если вносимые изменения связаны со значительной корректировкой основных показателей качества продукции и затрагивают ее совместимость и взаимозаменяемость.
Отмена стандарта может осуществляться как с заменой его новым, так и без замены. Причиной, как правило, служит прекращение выпуска продукции (оказания услуг), которая производилась по данному нормативному документу, либо принятие нового стандарта.
Принятие окончательных решений о внесении изменений, пересмотре и отмене государственных стандартов, а также соответствующая публикация в Информационном указателе стандартов находятся в ведении Госстандарта РФ (Госстроя РФ).
Решение о внесении изменений, пересмотре или отмене стандарта отрасли принимает орган государственного управления, утвердивший данный нормативный документ. Отмена стандарта отрасли обычно связана либо со снятием продукции с производства, либо с введением в действие государственного стандарта на тот же объект стандартизации с такими же или более высокими требованиями и нормами.
Обновление или отмена стандарта предприятия осуществляется по решению руководства самого субъекта хозяйственной деятельности, принявшего этот стандарт.
Стандарты научно-технических обществ, общественных объединений пересматривают с целью внесения в них новых результатов научных исследований или производственных достижений, связанных с внедрением изобретений и научных открытий. Отмена этой категории нормативных документов связана с моральным устареванием объекта стандартизации.
Все субъекты хозяйственной деятельности, которым предоставлено право разработки, обновления и отмены стандартов, обязаны информировать о проделанной работе и ее результатах Госстандарт РФ.
2.4. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов*
Правовые основы, задачи и организация госнадзора. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов осуществляются в России на основании Закона РФ «О стандартизации» и составляют часть государственной системы стандартизации.
На современном этапе государственный контроль приобретает социально-экономическую ориентацию, поскольку основные его усилия направлены на проверку строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоровья и имущества людей и среды обитания.
К основным задачам госнадзора можно отнести: предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и Закона «О единстве измерений» всеми субъектами хозяйственной деятельности; предоставление информации органам исполнительной власти и общественным организациям по результатам проверок. Проводят госнадзор должностные лица Госстандарта и подведомственных ему центров стандартизации и метрологии, получивших статус территориальных органов госнадзора, - государственные инспекторы.
Главный государственный инспектор России - Председатель Госстандарта РФ, а главные государственные инспекторы республик в составе РФ и других субъектов Федерации - руководители центров стандартизации и метрологии, т.е. территориальных органов госнадзора. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов осуществляют также и другие организации. В частности, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) проводит контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров. Такие обязательные требования стандартов, как совместимость и взаимозаменяемость, информационная совместимость, не входят в компетенцию Госторгинспекции. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды осуществляет государственный экологический контроль. Государственной санитарно-эпидемиологической службе предоставлены полномочия по надзору за соблюдением санитарного законодательства при разработке, производстве, применении всех видов продукции, в том числе и импортируемой.
Проверкам в процессе госнадзора подвергается продукция (на всех стадиях ее жизненного цикла), в том числе подлежащая обязательной сертификации и импортируемая; услуги населению, виды работ, которые подлежат обязательной сертификации; техническая документация на продукцию; деятельность испытательных центров, лабораторий и органов по сертификации.
Субъекты хозяйственной деятельности обязаны не препятствовать, а оказывать содействие государственным инспекторам во всех их действиях, составляющих процедуру госнадзора: свободный доступ в служебные производственные помещения, привлечение к работе специалистов и имеющихся на предприятии технических средств, отбор проб и образцов* и т.п. Проверка осуществляется как лично инспектором, так и создаваемыми под его руководством комиссиями.
* Стоимость израсходованных образцов и материалов относится на издержки производства проверяемой организации.
Права и обязанности государственных инспекторов определены Законом «О стандартизации». Им предоставлены достаточно широкие права, как представителям государственных органов управления, в силу чего они находятся под защитой государства.
Государственный инспектор имеет право:
· свободного доступа в служебные и производственные помещения проверяемого предприятия (организации), получать всю необходимую документацию, проводить отбор проб и образцов, выдавать предписания об устранении выявленных отклонений, запрещать или приостанавливать поставку (реализацию) продукции, не соответствующей обязательным требованиям государственных стандартов, а также в случае отказа от предъявления ее к проверке;
· по результатам проверок облагать нарушителей обязательных требований стандартов штрафами. Строгое наказание применяется и к невыполняющим запрет на реализацию - штраф в размере стоимости реализованной продукции. Запрет на реализацию продукции или услуг при их несоответствии обязательным требованиям российских нормативных документов распространяется и на импортную продукцию (услугу), тем более, если они не прошли сертификацию в соответствии с российским законодательством;
· направить необходимые материалы в арбитражный суд, органы прокуратуры или суд, если выданные им предписания или постановления не выполняются предприятием - объектом госнадзора.
Государственным инспекторам предоставлены широкие права, но если они не выполняют возложенные на них обязанности, относятся к ним ненадлежащим образом или замечены в разглашении государственных (коммерческих) секретов, то несут ответственность в установленном законом порядке. Госинспектор всегда должен помнить, что он защищает интересы как государства, так и потребителя.
В 1995 г. в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях были внесены изменения, в соответствии с которыми должностные лица подвергаются штрафу, если в процессе проверки устанавливается нарушение организацией обязательных требований государственных стандартов, относящихся как к продукту, так и к обеспечению единства измерений, а также правил обязательной сертификации. Соблюдение обязательных требований к продукции определено Законом «О стандартизации» и не зависит от того, в каком нормативном документе они содержатся (ГОСТ Р, стандарт отрасли или ТУ).
Инспекторами госнадзора выявляется немало нарушений. Так, в течение 1998 г. проверив 12 тыс. предприятий, инспекторы вынуждены были применить штрафы по отношению к юридическим и физическим лицам в размере около 40 млн. руб. Кроме того, был обнаружен большой объем опасной для потребления продукции на сумму около 3,2 млрд. руб., реализация которой была запрещена.
В перспективе госнадзор предусматривает не только штрафные санкции, но и меры поощрения. Одной из них является премия Правительства РФ в области качества продукции. Кроме того, реализуется программа «100 лучших товаров», призванная не только стимулировать российские предприятия, но и создавать им известность, привлекать внимание потребителей к отечественной продукции.
Госнадзором названы основные причины, которые приводят к невыполнению обязательных требований стандартов: отклонение от норм технологии производства, слабая измерительная и испытательная база, неудовлетворительная организация контроля. Эти причины во многом зависят от состояния метрологических служб на предприятиях. Метрологический надзор полностью подтверждает это: более 30% средств измерений на проверенных более чем 13 тыс. предприятий были признаны непригодными к применению. Поверка же средств измерений выявила ошибки в показаниях около 14% приборов. Такие красноречивые данные говорят, по-видимому, о том, что только жесткость госнадзора и расширение полномочий госинспекторов не смогут заставить предприятия выполнять их предписания и нормы стандартов.
Специалисты Госстандарта России отмечают, что эффективность госнадзора в значительной степени снижена в силу следующих причин: современная концепция государственного контроля и надзора не учитывает международный опыт и опирается на опыт бывшего Советского Союза; не созданы четкая оргструктура, формы и методы, меры правовой и социальной защиты должностных лиц; оставляют желать лучшего названные в Законе «О стандартизации» источники финансирования.
Рассмотренные выше положения о госнадзоре регламентируются Законом «О стандартизации». Но некоторые права предоставлены Госстандарту России Законом РФ «О защите прав потребителей» (ст. 42 и 43). Объемы полномочий по применению мер пресечения к нарушителям требований нормативных документов практически совпадают в обоих законах. Существенное отличие состоит в том, что нормы Закона «О защите прав потребителей» относятся к нарушениям требований безопасности товаров и услуг, предназначенных для личного потребления, а закон «О стандартизации» распространяется как на потребительские товары, так и на продукцию производственного назначения.
Правила проведения госнадзора. Основная форма государственного контроля и надзора - выборочная проверка. В процессе проверки проводятся испытания, измерительный контроль, технический осмотр, идентификация, другие мероприятия, обеспечивающие достоверность и объективность результатов. Госстандарт России устанавливает приоритетные направления госнадзора, которые прежде всего учитываются при его планировании. В дополнение к ним проверки могут быть назначены в связи с целевыми заданиями Госстандарта, для информирования Госреестра России о продукции, которая прошла сертификацию, или об аккредитации испытательных лабораторий и др.
Госнадзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией осуществляет государственный инспектор или комиссия, возглавляемая им. Госнадзор за соблюдением правил обязательной сертификации осуществляет комиссия, состав которой определяет председатель Госстандарта.
Планирование проверки включает обязательный подготовительный период, в течение которого анализируются результаты предыдущих проверок, в том числе и проводимых другими контролирующими органами. Это сопряжено с рассмотрением подробной информации о намечаемом к проверке субъекте хозяйственной деятельности, в частности, результатов внутреннего контроля за соблюдением требований стандартов.
Контролю подвергается образец (или проба), отбираемый в соответствии с установленной в стандарте на данную продукцию методикой. Идентификация и технический осмотр продукции проводятся государственным инспектором с привлечением специалистов предприятия, а испытания образцов (проб) осуществляют сотрудники проверяемого субъекта хозяйственной деятельности под наблюдением государственного инспектора. Результаты испытания образцов распространяются на всю партию продукции, от которой они отобраны. При отсутствии у проверяемого предприятия испытательной базы испытания должны проводиться в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах).
Если контроль касается продукции, которая подлежит обязательной сертификации, госинспектор проверяет наличие и подлинность выданного ранее сертификата соответствия, правильность применения знака соответствия до начала испытаний образца.
Проверка соблюдения правил обязательной сертификации касается аккредитованных испытательных центров (лабораторий). Проверяющая комиссия устанавливает: наличие лицензии на право осуществления сертификационных испытаний и аттестата аккредитации испытательного центра (лаборатории), соответствие видов испытуемой продукции профилю лаборатории, состояние нормативной базы и испытательного оборудования, соблюдение программы и методик испытаний. Если проверяется работа органа по сертификации, то комиссия прежде всего убеждается в правомочности работы органа и наличии необходимого фонда нормативных документов на сертифицируемую продукцию. Кроме того, контролируется правильность оформляемой документации (сертификатов соответствия) и ее регистрации, а также обоснованность отказов в выдаче сертификатов, если это имело место.
По результатам испытаний оформляется протокол испытаний, а проведенные проверки заканчиваются составлением акта. Акт проверки - весьма важный документ, так как на его основании госнадзор выдает проверяемому субъекту предписания или постановления о применении мер воздействия за нарушения, обнаруженные в ходе контрольных проверок. Акт подписывают и проверяющая и проверяемая стороны, причем последняя имеет право отказаться признать результаты, а также изложить в письменной форме свое особое мнение.
Акт направляется: руководству проверенной организации; в Ростест-Москва для подготовки обобщенной информации; в Госстандарт РФ (в случае необходимости определения штрафных санкций).
В 1998 г. с целью совершенствования работы госнадзора введена система показателей его эффективности, которая включает социальную, экономическую и технологическую составляющие. Каждая из них может быть подсчитана по данным автоматизированной информационной системы АИС «Госнадзор».
Социальный эффект характеризуется следующими показателями:
· предотвращенный ущерб у потребителей от приобретения опасных и недоброкачественных товаров (млн. руб.),
· защита жизни и здоровья людей от применения опасной продукции (натур, ед.),
· количество потребителей, защищенных от опасных и недоброкачественных продукции и услуг (чел.).
Экономический эффект определяется:
· поступлением средств в доходную часть федерального бюджета - штрафы (млн. руб.),
· компенсацией затрат из федерального бюджета на проведение госнадзора,
· упущенной выгодой (млн. руб.), которая определяет доход или иное благо, не полученное лицом вследствие причинения ему вреда либо нарушения его права неисполнением обязательства, по которому оно было кредитором. Обычно представляет собой неполученную прибыль и подлежит возмещению как составная часть убытков или безвозвратных потерь.
По российскому законодательству в состав убытков включают недополученные кредитором доходы, которые были бы получены при исполнении должником обязательства.
Этот показатель относится непосредственно к субъектам хозяйственной деятельности, не соблюдающим требования стандартов, а косвенно касается инвесторов (кредиторов), связанных с кредитованием производственной деятельности.
Упущенная выгода складывается из стоимости запрещенной продукции, штрафных санкций и затрат субъектов хозяйственной деятельности на исправление брака (несоответствий), которые, по данным зарубежной практики, составляют в среднем 12% от объема запрещенной к реализации продукции.
Технологический эффект характеризуется тремя показателями:
· уровнем выявления нарушений (%),
· уровнем устранения нарушений (%),
· интенсивностью надзора (количество проверок на одного инспектора в год).