Формы, виды и способы статистического наблюдения. Смотреть страницы где упоминается термин система классифицирующая По объекту обложения налогов делятся

Основные определения

Авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ (ст. 1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97).

Анализ безопасности - анализ состояния опасного производственного объекта, включающий описание технологии и анализ риска эксплуатации объекта.

Анализ риска - процесс идентификации опасностей и оценки риска для отдельных лиц или групп населения, имущества или окружающей природной среды (РД 08-120-96).

Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта - документ, в котором представлены результаты всесторонней оценки риска аварии, анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий и по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте (РД 03-315-99).

Декларируемый объект - опасный производственный объект, подлежащий декларированию промышленной безопасности согласно требованиям промышленной безопасности (РД 03-315-99).



Идентификация опасности - процесс выявления и признания, что опасность существует и определения ее характеристик (РД 08-120-96).

Идентификация опасных производственных объектов - отнесение объекта в составе организации к категории опасного производственного объекта и определение его типа в соответствии с требованиями Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (РД 03-260-99).

Инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте (ст. 1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97).

Максимальная гипотетическая авария - авария, связанная с возможным выбросом опасных веществ из технологического оборудования (блока), сопровождающаяся отказом систем противоаварийной защиты и/или локализации аварий, и/или реализацией ошибочных действий персонала и приводящая к максимально возможному ущербу.

Опасность - источник потенциального ущерба, вреда или ситуация с возможностью нанесения ущерба (РД 08-120-96).

Опасные вещества - воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества и вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, перечисленные в приложении 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97.

Опасные производственные объекты - предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых:

Получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;

Используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °С;

Используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

Получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

Ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях. (в соответствии со ст. 2 и приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97).

Оценка риска - процесс, используемый для определения степени риска анализируемой опасности для здоровья человека, имущества или окружающей среды. Оценка риска включает анализ частоты, анализ последствий и их сочетание (РД 08-120-96).

Расчетно-пояснительная записка - приложение к декларации промышленной безопасности, в котором приведено обоснование оценки риска аварии и достаточности принятых мер по предупреждению аварий (РД 03-315-99).

Риск - мера опасности, характеризующая вероятность возникновения возможных аварий и тяжесть их последствий. Риск (или степень риска) в зависимости от целей анализа оценивается соответствующими показателями (качественными или количественными), например, ожидаемыми уровнями негативных последствий аварий за определенный промежуток времени (ожидаемым ущербом, вероятностью возникновения аварий с определенными последствиями). Основными количественными показателями риска являются:

- индивидуальный риск - частота поражения отдельного индивидуума в результате воздействия исследуемых факторов опасности аварий;

- потенциальный территориальный риск - пространственное (территориальное) распределение частоты реализации негативного воздействия определенного уровня от возможных аварий;

- коллективный риск - ожидаемое количество пораженных в результате возможных аварий за определенный период времени;

- социальный риск - зависимость частоты возникновения событий (F), в которых пострадало на определенном уровне не менее N человек, от этого числа N.

Составляющие опасного производственного объекта - участки, установки, цеха, хранилища или другие составляющие (составные части), объединяющие технические устройства или их совокупность по технологическому или административному принципу и входящие в состав опасных производственных объектов (РД 03-315-99).

Сценарий аварии - последовательность отдельных логически связанных событий, обусловленных конкретным инициирующим событием, приводящих к аварии с опасными последствиями (РД 03-315-99).

Типовой сценарий аварии - сценарий аварии, связанный с выбросом опасных веществ из единичного технологического оборудования (блока) с учетом регламентного срабатывания имеющихся систем противоаварийной защиты, локализации аварии и противоаварийных действий персонала.

Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (ст. 3 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97).

Основные понятия, термины и определения по жизнеобеспечению

Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях - это совокупность согласованных и взаимоувязанных по цели, задачам, месту и времени действий территориальных и ведомственных органов управления, сил, средств и соответствующих служб, направленных на создание условий, необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зоне ЧС, на маршрутах эвакуации и в местах отселения пострадавшего населения.

Система жизнеобеспечения населения в ЧС -совокупность органов управления, организаций, учреждений и предприятий с их связями, создающих и поддерживающих условия для сохранения жизни и здоровья населения, пострадавшего в зоне ЧС,включающая территориальные, функциональные и ведомственные звенья Российской системы предупреждений и действий в ЧС на местном, региональном и государственном уровнях, ситуациях;

Первоочередные виды жизнеобеспечения в ЧС - жизненно важные материальные средства и услуги, сгруппированные по функциональному предназначению и сходным свойствам, используемые для удовлетворения минимально необходимых потребностей пострадавших в ЧС населения в воде, продуктах питания, жилье, предметов первой необходимости, медицинском и санитарно-эпидемиологическом, информационном, транспортном и коммунально-бытовом обеспечении.

Период жизнеобеспечения населения в ЧС - время, ограниченное
началом и окончанием удовлетворения жизненно важными материальными
средствами и услугами пострадавшего населения по установленным нормам и
нормативам для условий ЧС.:

Первоочередные потребности населения в ЧС - объемы (количества) жизненно важных материальных средств и услуг, необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья пострадавшего в ЧС населения в течение всего периода жизнеобеспечения по установленным нормам и нормативам для условий ЧС.

Возможности системы жизнеобеспечения населения в ЧС - объемы (количества) жизненно важных материальных средств и услуг, которые могут быть предоставлены пострадавшему в ЧС населению системы жизнеобеспечения данного региона (отраслевого звена) в течение всего периода ЖОН по установленным нормам и нормативам для условий ЧС.

Чрезвычайные ситуации (ЧС) - по ГОСТ 22.02-94- состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровья, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

В соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.3.01-94 жизнеобеспечение населения в ЧС осуществляется по следующим основным видам: водой; продуктами питания и продовольственным сырьем; предметами первой необходимости; жильем; медицинским и санитарно-эпидемиологическим обслуживанием; информационным обслуживанием; транспортным обслуживанием; коммунально-бытовым обеспечением.

ОБЪЕКТЫ СИСТЕМЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ:

· объекты управления, связи и оповещения;

· объекты топливно-энергетического комплекса;

· объекты пищевой промышленности, предприятия общественного питания;

· предприятия коммунально-бытового обслуживания;

· учреждения здравоохранения и фармакологии;

· учреждения жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ);

· объекты и предприятия транспорта (пассажирского и грузового);

· учреждения государственного надзора и контроля в области безопасности.

Основные направления повышения устойчивости функционирования экономики страны:

* обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в военное время;

* рациональное размещение производительных сил на территории страны;

* подготовка к работе в военное время отраслей экономики;

* подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в условиях военного времени;

* подготовка системы управления экономикой для решения задач военного времени.

Применительно к этим основным направлениям должны разрабатываться и осуществляться конкретные мероприятия по повышению устойчивости: в отраслях экономики - по отрасли (подотрасли) в целом, по подведомственным объединениям и объектам с учетом специфики и перспектив дальнейшего развития отрасли; в территориальных звеньях - по субъекту федерации в целом, экономическим районам, областям, районам, городам и другим населенным пунктам, а также по отраслям и объектам федерального подчинения с учетом природных, экономических и других местных особенностей.

Для отраслевого звена объединения, объекта основные направления повышения устойчивости трактуются следующим образом:

* обеспечение защиты рабочих, служащих, членов семей, населения, проживающего в ведомственных населенных пунктах и их жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях;

* рациональное размещение производительных сил отрасли, подотрасли, объединения, производственных фондов объекта на соответствующей территории;

* подготовка отрасли, подотрасли, объединения, объекта к работе в чрезвычайных ситуациях;

* подготовка к выполнению работ по восстановлению отрасли, подотрасли, объединения (объекта) в чрезвычайных ситуациях;

* подготовка системы управления отраслью, подотраслью, объединением (объектом) для решения задач в чрезвычайных ситуациях.

По основным направлениям разрабатываются и осуществляются мероприятия по повышению устойчивости:

* в территориальных звеньях (республика, край, область, город, район) с учетом природных, экономических и других особенностей этих звеньев;

в отрасли экономики - по отрасли в целом, по ее подведомственным объединениям и объектам с учетом специфики их деятельности и перспектив дальнейшего развития.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций может быть осуществлено по следующим направлениям:

1. Разработка и внедрение новых технологий (МЧС может только способствовать).

2. Соблюдение норм и нормативов производственной деятельности (госнадзор и контроль - общегосударственная задача).

3. Совершенствование подготовки производственного персонала.

4. Прогноз возможных ЧС.

6. Лицензирование потенциально опасных видов деятельности.

7. Мониторинг потенциально опасных процессов и технологий.

Основные понятия по терроризму

Терроризм - насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества или других материальных объектов, создающее опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устранение насилия или оказание воздействия на принятие органами власти решения, выгодных террористам, или удовлетворение неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международных организаций, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений.

Террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя:

1. Организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции;

2. Подстрекательство к террористической акции, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях;

3. Организацию незаконного вооруженного преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористической акции, а равно участие в такой акции;

4. Вербовка, вооружение, обучение и использование террористов;

5. Финансирование заведомо террористической организации или
террористической группы или иное содействие им;

Международная террористическая деятельность - террористическая деятельность, осуществляемая:

1. Террористом или террористической организацией на территории
более чем одного государства или наносящая ущерб интересам
более чем одного государства;

2. Гражданами одного государства в отношении граждан другого
государства или на территории другого государства;

3. В случае, когда как террорист, так и жертва терроризма являются
гражданами одного и того же государства или разных государств,
но преступление совершено за пределами территорий этих
государств.

Террористическая акция - непосредственное совершение преступления террористического характера в форме взрыва, поджога, применение или угроза применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, ядовитых сильнодействующих веществ; уничтожение, повреждение или захвата транспортных средств или других объектов, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения; захвата заложников, похищение человека; создание опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности; распространение угроз в любой форме и любыми средствами; иных действий, создающих опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо поступление иных общественно опасных последствий.

Преступление террористического характера - преступления, предусмотренные ст. 205-208, 277, 360 Уголовного Кодекса РФ. К преступлениям террористического характера могут быть отнесены и другие преступления, предусмотренные Уголовным Кодексом РФ, если они совершены в террористических целях. Ответственность за совершение таких преступлений наступает в соответствии с УК РФ.

Террорист - лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой форме.

Террористическая группа - группа лиц, объединившихся в целях осуществления террористической деятельности.

Террористическая организация - организация, созданная в целях осуществления в целях осуществления террористической деятельности или признающая возможность использования в своей деятельности терроризма. Организация признается террористической, если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома хотя бы одного из руководящих органов данной организации.

Борьба с терроризмом - деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий террористической деятельности.

Контртеррористическая операция - специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции.

Зона проведения контртеррористической операции - отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция.

Заложник - физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие как условие освобождения удерживаемого лица.

Терроризм можно классифицировать по следующим признакам

I. По заказчику террористических актов. Вне зависимо от целей и задач, преследуемых террористическими актами, каждый из них отражает чьи-то конкретные интересы. В зависимости от того. Кто выступает «заказчиком», чьи цели и задачи преследуются совершением террористического акта, терроризм можно разделить по следующим видам:

1.1. Государственный терроризм.

Государственный терроризм организуется и проводится государственными органами. Исполнителями чаще всего выступают сотрудники спецслужб, либо вне государственные террористические организации. В свою очередь, по направленности действий, государственный терроризм можно разделить на внутригосударственный и внешенгосударственный.

Внутригосударственный терроризм (репрессивный терроризм) используется правительственными кругами для устрашения, либо физического устранения своих оппонентов, либо целых социальных групп населений.

В зависимости от целей и задач внешней политики, государство может использовать терроризм как инструмент для достижения своих целей за рубежом - внешенгосударственный терроризм. Внешенгосударственный терроризм может быть двух видов - конспиративный, осуществляемый законспирированными террористическими организациями или отдельными террористами, либо военный, осуществляемый вооруженными формированиями.

Внешенгосударственный терроризм тесно граничит с международным терроризмом. Отличие их, на наш взгляд заключается в следующем:

а) инициатором проведения внешнеполитического терроризма всегда
выступает государство, в интересах которого эти акты проводятся. Исполнителями выступают государственные спецслужбы, международные террористические организации либо отдельные лица не принадлежащие к государству, в чьих интересах проводится террористический акт;

б) организаторами проведения международных террористических
актов выступают внегосударственные террористические структуры. При этом преследуются цели, отвечающие не интересам какого-либо государства, а интересам самой террористической организации.

1.2. Этнический терроризм.

История терроризма знает существование внегосударственных террористических организаций, защищающих интересы представителей определенной нации. Как правило, основная часть такой организации состоит из лиц той национальности, чьи этнические интересы защищает организация.

Наглядным примером этнического терроризма может служить операция чеченских боевиков в Буденовске.

1.3. Клановый терроризм.

Наличие крупных политических и криминальных кланов, борьба между ними за власть и распределение сфер влияния, приносящих доход, зачастую сопровождается совершением террористических актов, направленных против лидеров и членов других кланов.

Клановый терроризм также четко прослеживается в борьбе, между различного рода криминальными объединениями, ведущими между собой борьбу за расширение зон влияния.

1.4. Индивидуальный терроризм.

Террористические акты нередко совершаются отдельными гражданами в своих интересах. В основном это - захваты самолетов гражданской для перелета в другую страну.

II. Другими критериями классификации терроризма могут служить цели и задачи, преследуемые при совершении террористических актов. Согласно ему, терроризм можно разделить по следующим направлениям:

2.1. Политический терроризм.

Политический терроризм обычно направлен на изменение (дестабилизацию) существующего строя, захват либо удержание власти Политический терроризм в свою очередь можно разделить на отдельные направления:

а) политический терроризм, осуществляемый в целях свержения существующего строя и захвата власти (революционный террор). Примером «революционного террора» может служить деятельность «Народной Воли» в деятельности которой террору отводилась роль детонатора восстания;

б) террор как средство удержания захваченной власти (репрессивный террор). Большевики, захватив власть в результате октябрьского переворота, объявили «Красный террор» для того, чтобы сломить возможное сопротивление противников большевизма.

2.2. Экономический терроризм.

В 1987 г. в г. Канзас Сити (США) рассматривался вопрос о влиянии терроризма на деятельность американских компаний и корпораций за рубежом. Выбор террористами в качестве объектов нападения американских коммерческих фирм и промышленных предприятий определяется стремлением оказания влияния на фирмы с целью изменения либо прекращения их деятельности. Так, в 1976 г. в Венесуэле террористами был похищен один из ведущих специалистов компании «Овенс-Иллинойс». Одним из условий его освобождения стало требование повысить зарплату рабочим-венесуэльцам, работающим на этой фирме.

III. Валютный терроризм.

Близко к экономическому стоит валютный терроризм - стремление террористов получить крупные суммы денежных средств. За период с 1970 по 1980 гг. террористам в качестве выкупов в США было выплачено 300 млн.$. Валютный терроризм столь эффективен, что начинает использоваться уголовными элементами для получения денежных средств. В Люксембурге в 1985 г. террористы совершили нападение на ряд банков, изъяв из них 20 млн. франков.

IV. Адресный терроризм.

Террористические организации, кроме стремления к достижению поставленных перед собой целей, практически постоянно направляют свои усилия на устранения должностных лиц государственного аппарата, в первую очередь - сотрудников правоохранительных органов, противодействующих террористическому движению. По сути дела, террористы мстят государственным служащим, политическим деятелем, ответственным военным за их деятельность.

Естественно, что при рассмотрении деятельности террористических организаций бывает сложно отнести саму организацию либо ее деятельность к одному из названных критериев. Кроме того, количество критериев для систематизации и классификации террора может быть продолжено.

Статистическое наблюдение — это массовое (оно охватывает большое число случаев проявления исследуемого явления для получения правдивых статистических данных) планомерное (проводится по разработанному плану, включающему вопросы методологии, организации сбора и контроля достоверности информации), систематическое (проводится систематически, либо непрерывно, либо регулярно), научно организованное (для повышения достоверности данных, которая зависит от программы наблюдения, содержания анкет, качества подготовки инструкций) наблюдение за явлениями и процессами социально-экономической жизни, которое заключается в сборе и регистрации отдельных признаков у каждой единицы совокупности.

Этапы статистического наблюдения

  1. Подготовка к статистическому наблюдению (решение научно-методических и организационно-технических вопросов).
  • определение цели и объекта наблюдения;
  • определение состава признаков подлежащих регистрации;
  • разработка документов для сбора данных;
  • подбор и подготовка кадров для проведения наблюдения;

2. Сбор информации

  • непосредственное заполнение статистических формуляров (бланки, анкеты);

Статистическая информация — это первичные данные о состоянии социально-экономических явлений, формирующиеся в процессе статистического наблюдения, которые затем подвергаются систематизации, сводке, анализу и обобщению.

Состав информации во многом определяется потребностями общества в данный момент. Изменения форм собственности и методов регулирования экономики повлекли за собой изменения в политике статистического наблюдения. Если раньше инфмация была доступна только государственным органам, то сейчас она является в большинстве случаев общедоступной. Основными потребителями стат.информации являются правительство, коммерческие структуры, международные организации и общественность.

Специально организованное наблюдение

Заключается в получении данных, которые в силу тех или иных причин не вошли в отчетность или для проверки данных отчетности. Представляет собой сбор данных посредством переписей и единовременных учетов.

Регистровое наблюдение

Основано на ведении статистического регистра, с помощью которого осуществляется непрерывный статистический учет за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированное окончание.

Формы статистического исследования

Виды проведения статистических наблюдений Способы получения статистической информации
по времени регистрации данных по полноте охвата единиц совокупности
Статистическая отчетность Текущее наблюдение Сплошное наблюдение Непосредственное наблюдение

Специально организованное наблюдение:

  • перепись
  • единовременный учет

Прерывное наблюдение:

  • Единовременное наблюдение
  • Периодическое наблюдение

Несплошное наблюдение:

  • выборочное
  • Монографическое наблюдение
  • метод основного массива
  • метод моментных наблюдений
Документальный
Регистровое наблюдение
  • экспедиционный способ
  • способ саморегистрации
  • корреспондентский способ
  • Анкетный способ
  • Явочный способ

Виды статистического наблюдения

Статистические наблюдения подразделяются на виды по следующим признакам:

  • по времени регистрации данных;
  • по полноте охвата ;

Виды статистического наблюдения по времени регистрации:

Текущее (непрерывное) наблюдение — проводится для изучения текущих явлений и процессов. Регистрация фактов осуществляется по мере их свершения. (регистрация семейных браков и разводов)

Прерывное наблюдение — проводится по мере необходимости, при этом допускаются временные разрывы в регистрации данных:

  • Периодическое наблюдение — проводится через сравнительно равные интервалы времени (перепись населения).
  • Единовременное наблюдение — осуществляется без соблюдения строгой периодичности его проведения.
  • По полноте охвата единиц совокупности различают следующие виды статистического наблюдения:

    Сплошное наблюдение — представляет собой сбор и получение информации обо всех единицах изучаемой совокупности. Характеризуется высокими материальными и трудовыми затратами, недостаточной оперативностью информации. Применяется при переписи населения, при сборе данных в форме отчетности, охватывающей крупные и средние предприятия разных форм собственности.

    Несплошное наблюдение — основано на принципе случайного отбора единиц изучаемой совокупности, при этом в выборочной совокупности должны быть представлены все типы единиц, имеющихся в совокупности. Имеет ряд преимущств перед сплошным наблюдением: сокращение временных и денежных затрат.

    Несплошное наблюдение подразделяется на:
    • Выборочное наблюдение — основано на случайном отборе единиц, которые подвергаются наблюдению.
    • Монографическое наблюдение — заключается в обследовании отдельных единиц совокупности, характеризующихся редкими качественными свойствами. Пример монографического наблюдения: характеристика работы отдельных предприятий, для выявления недостатков в работе или тенденций развития.
    • Метод основного массива — состоит в изучении самых существенных, наиболее крупных единиц совокупности, имеющих по основному признаку наибольший удельный вес в изучаемой совокупности.
    • Метод моментных наблюдений — заключается в проведении наблюдений через случайные или постоянные интервалы времени с отметками о состоянии исследуемого объекта в тот или иной момент времени.

    Способы статистического наблюдения

    Способы получения статистической информации:

    Непосредственное статистическое наблюдение — наблюдение, при котором сами регистраторы путем непосредственного замера, взвешивания, подсчета устанавливают факт подлежащий регистрации.

    Документальное наблюдение — основано на использовании различного рода документов учетного характера.
    Включает в себя отчетный способ наблюдения — при котором предприятия представляют статистические отчеты о своей деятельности в строго обязательном порядке.

    Опрос — заключается в получении необходимой информации непосредственно от респондента.

    Существуют следующие виды опроса:

    Экспедиционный — регистраторы получают необходимую информацию от опрашиваемых лиц и сами фиксируют ее в формулярах.

    Способ саморегистрации — формуляры заполняются самими респондентами, регистраторы только раздают бланки и объясняют правила их заполнения.

    Корреспондентский — сведения в соответствующие органы сообщает штат добровольных корреспондентов.

    Анкетный — сбор информации осуществляется в виде анкет, представляющих собой специальные вопросники, удобен в случаях, когда не требуется высокая точность результатов.

    Явочный — заключается в предоставлении сведений в соответствующие органы в явочном порядке.

    Ошибки статистического наблюдения

    Информация, полученная в ходе статистического наблюдения может не отвечать действительности, а расчетные значения показателей не соответствовать фактическим значениям.

    Расхождение между расчетным значением и фактическим называется ошибкой наблюдения .

    В зависимости от причин возникновения различают ошибки регистрации и ошибки репрезентативности . Ошибки регистрации характерны как для сплошного, так и для несплошного наблюдения, а ошибки репрезентативности — только для несплошного наблюдения. Ошибки регистрации, как и ошибки репрезентативности, могут быть случайными и систематическими .

    Ошибки регистрации — представляют собой отклонения между значением показателя, полученного в ходе статистического наблюдения, и его фактическим значением. Ошибки регистрации бывают случайными (результат действий случайных факторов — перепутаны строки например) и систематическими (проявляются постоянно).

    Ошибки репрезентативности — возникают, когда отобранная совокупность недостаточно точно воспроизводит исходную совокупность. Характерны для несплошного наблюдения и заключаются в отклонении величины показателя исследуемой части совокупности от его величины в генеральной совокупности.

    Случайные ошибки — являются результатом действия случайных факторов.

    Систематические ошибки — всегда имеют одинаковую направленность к увеличению или уменьшению показателя по каждой единице наблюдения, вследствие чего значение показателя по совокупности в целом будет включать накопленную ошибку.

    Способы контроля:
    • Счетный (арифметический) — проверка правильности арифметического расчета.
    • Логический — основан на смысловой взаимосвязи между признаками.

    Ценные бумаги можно классифицировать по следующим признакам:

    § срок существования: срочные (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и отзывные) и бессрочные;

    § форма существования: бумажная (документарная) или безбумажная (бездокументарная);

    § порядок фиксации владельца: именные или предъявительские;

    § форма обращения (порядок передачи): передаваемые по соглашению сторон (путем вручения, путем цессии) или ордерные (передаваемые путем приказа владельца - индоссамента);

    § форма выпуска: эмиссионные или неэмиссионные;

    § регистрируемость: регистрируемые (государственная регистрация или регистрация ЦБ РФ) и нерегистрируемые;

    § национальная принадлежность: российские или иностранные;

    § вид эмитента: государственный (федеральный или муниципальный) и негосударственный (корпоративный или частный);

    § обращаемость: рыночные или нерыночные;

    § цели использования: инвестиционные (цель - получение дохода) или неинвестиционные (обслуживают оборот на товарных рынках);

    § уровень риска: безрисковые или рисковые (низкорисковые, среднерисковые или высокорисковые);

    § наличие начисляемого дохода: бездоходные или доходные (процентные, дивидендные, дисконтные);

    § номинал: постоянные или переменный.

    В соответствии с российским законодательством к ценным бумагам относятся:

     Государственные и муниципальные ценные бумаги

     Облигация

     Вексель

     Депозитный и сберегательный сертификаты

     Банковская сберегательная книжка на предъявителя

     Коносамент

     Приватизационные ценные бумаги

     Складское свидетельство

     Инвестиционный пай

     Закладная

     Другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

    · По порядку владения и передачи прав различают именные, предъявительские и ордерные ценные бумаги.

    Именная ценная бумага - это ценная бумага, имя владельца которой зафиксировано на ее бланке и в реестре собственников.

    Предъявительская ценная бумага - это ценная бумага, имя владельца которой не фиксируется на ней самой, а ее обращение не нуждается в регистрации. Передача прав по ней осуществляется простым вручением.

    Ордерная ценная бумага, например депозитный сертификат, переводной вексель, выписывается на имя первого приобретателя и может сопровождаться передаточной надписью на ценной бумаге, с помощью которой права требования по ценной бумаге могут передаваться указанному в надписи лицу.

    · По сроку обращения ценные бумаги подразделяют на срочные, бессрочные и сроком по предъявлении. Срочные ценные бумаги имеют установленный при их выпуске срок существования: краткосрочные - до года; среднесрочные - от 1 года до 5 лет, долгосрочные - свыше 5 лет. Бессрочные ценные бумаги - это акции.

    · По правовому статусу ценные бумаги подразделяют на эмиссионные и неэмиссионные. Эмиссионные ценные бумаги (акции, облигации) размещаемые выпуском и имеющие равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги. Выпуск требует государственной регистрации и публикации проспекта эмиссии - документа, содержащего основную информацию о выпускаемых ценных бумагах и об условиях выпуска, об эмитенте и о выпущенных им ранее ценных бумагах. Неэмиссионные ценные бумаги (векселя, чеки, депозитные сертификаты и др.) выпускаются поштучно или небольшими сериями и их выпуск не требует регистрации.

    · По форме выпуска ценные бумаги подразделяют на документарные, т.е. выполненные на бумажном носителе, и бездокументарные (безбумажные, безналичные), существующие в виде записей на лицевых счетах в системе ведения реестра собственников или на счете депо в депозитарии, обслуживающем эмитента. Развитие рыночных отношений привело к появлению безбумажной формы существования ценных бумаг. Прежде всего, это связано с ростом количества обращающихся ценных бумаг, особенно акций и облигаций. По другим ценным бумагам преобладает документарная форма. Многие права, закрепленные в ценной бумаге, могут быть реализованы безотносительно к ее форме. Например, выплата дохода не требует ее предъявления; операция купли-продажи может производиться без наличия ее самой как материального носителя зафиксированных за ней имущественных прав. При документарной форме выпуска владелец идентифицируется на основании оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги. Бездокументарная ценная бумага - это всегда именная и эмиссионная ценная бумага, и в электронной памяти она зарегистрирована на определенное юридическое или физическое лицо. Представительским документом, удостоверяющим владение определенным количеством ценных бумаг, является выписка из реестра собственников, выдаваемая реестродержателем. Бездокументарная (безбумажная) форма ценной бумаги ускоряет и упрощает ее обращение в части расчетов, передачи от одного владельца к другому, снимает проблемы хранения, учета и налогообложения. По экономической сущности ценные бумаги условно можно разделить на три больших класса: основные, производные и товарораспорядительные.

    41. Налоговая система РФ

    Налоговая система России включает следующие элементы:

    · взаимосогласованная совокупность налогов, сборов и платежей, используемых в той или иной стране для финансирования государственного бюджета и внебюджетных фондов;

    · система законов, указов и подзаконных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет различных налогов, сборов и иных налоговых платежей.

    В зависимости от характера государственного устройства налоговая система может включать федеральные (центральные) налоги, налоги административно-территориальных образований (или налоги субъектов Федерации) и местные налоги и сборы. Как правило, в рамках второй и третьей категорий налогов выделяются налоги, носящие обязательный характер, и налоги, которые могут быть введены по решению региональных и местных органов власти.

    Налоги административно-территориальных образований и местные налоги и сборы зачисляются в соответствующие бюджеты, а из числа федеральных налогов могут выделяться те, которые распределяются между бюджетами различных уровней для балансирования бюджетной системы и дотирования местных бюджетов (группа регулирующих налогов).

    Налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов: федеральные налоги; региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации, налоги краев, областей, автономной области, автономных округов) и местные налоги и сборы.

    К федеральным налогам Российской Федерации в настоящее время относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование природными ресурсами, подоходный налог (налог на прибыль) предприятий, подоходный налог с физических лиц, налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налог на покупку валюты.

    К республиканским налогам относятся налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.

    К местным налогам и сборам относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, составляющие группу общеобязательных налогов, а также целый ряд других налогов и сборов (курортный сбор, лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями, налог на содержание жилого фонда и объектов социальной сферы и ряд других налогов и др.).

    42. Сущность, роль и функции кредита

    Кредит - форма движения ссудного капитала, осуществляемого на началах срочности, возвратности и платности.

    Кредит обеспечивает трансформацию денежного капитала в ссудный и выражает отношения между кредиторами и заемщиками. При помощи кредита свободные денежные капиталы и доходы предприятий, личного сектора и государства аккумулируются, превращаются в ссудный капитал, который передается за плату во вре­менное пользование. Ссудный капитал перераспределяется между отраслями, устремляясь с учетом рыночных ориентиров в те сферы, которые обеспечивают получение более высокой прибыли или которым отдается предпочтение в соответствии с общенациональными программа ми развития экономики РФ. Кредит оказывает активное воздействие на объем и структуру денежной массы, платежного оборота, скорости обращения денег, в период перехода РФ к рынку создает базы для ускорения развития безналичных расчетов и введения их новых способов, что способствует экономии издержек обращения и повышения эффективности общественного воспроизводства в целом. Благодаря кредиту происходит более быстрый процесс капитализации прибыли, а следовательно, концентрации производства.

    В условиях рыночной экономики кредит выполняет следующие функции:

    а) аккумуляция временно свободных денежных средств;

    б) перераспределение денежных средств на условиях их последующего возврата;

    в) создание кредитных орудий обращения (банкнот и казначейских билетов) и кредитных операций;

    г) регулирование объема совокупного денежного оборота.

    43. Принципы кредитования.

    Принципы кредитования - принципы, на основе которых принято предоставлять кредит заемщику:

    Возвратность кредита;

    Срочность кредита - соблюдение сроков возврата;

    Обеспеченность кредита;

    Кредитоспособность заемщика - дифференциация кредитов;

    Платность кредита;

    Целевое назначение кредита.

    Принципы кредитования - это основополагающие условия, на которых выдается кредит заемщику. Такими принципами кредитования являются:

    Срочность;

    Возвратность;

    Платность.

    Принцип срочности означает, что кредит выдается на четко указанный срок. Этот срок оговаривается в кредитном договоре. Существует несколько способов указания срока погашения кредита, а именно:

    Возврат всей суммы основного долга и процентов по нему по фиксированной ставке в четко установленные периоды времени;

    Возврат суммы основного долга в четко определенные промежутки времени, для каждого из которых установлена своя процентная ставка, т. е. это кредит с плавающей процентной ставкой (ролловерный);

    Возврат в четко установленные периоды времени только суммы процентов по кредиту и возврат по истечении срока действия кредитного договора всей суммы основного долга по кредиту;

    Указывается не время возврата кредита и процентов по нему, а только условия их возврата. Например, возврат кредита по первому требованию кредитора (онкольный кредит), порядок погашения кредита (овердрафт, контокоррентный кредит). Срочность кредита означает его возврат.

    Принцип возвратности кредита заключается в том, что по окончанию срока кредитного договора заемные деньги должны быть возвращены кредитору в полной сумме (основной долг) и с процентами. В случае невозврата кредита в срок заемщику начисляются пени (то есть штрафные санкции), размер которых устанавливается в кредитном договоре. Для гарантии возврата финансового кредита используют разные виды обеспечения этого возврата.

    Основными видами обеспечения кредита являются поручительство, гарантия, залог, страхование ответственности заемщика за непогашение кредита.

    Поручителем может выступать любой хозяйствующий субъект (банк, ассоциация, предприятие и т. п.). Поручительство - это договор с односторонними обязательствами, посредством которого поручитель берет обязательство перед кредитором оплатить при необходимости задолженность заемщика. Договор поручительства служит дополнением к кредитному договору и заверяется нотариусом. Договор поручительства применяется, когда заемщиком является гражданин. Гарантия - это вид поручительства, применяемый только между юридическими лицами. Гарантия означает обязательство гаранта выплатить за гарантируемого определенную сумму при наступлении гарантийного случая.

    В отличие от поручительства гарантия не является актом, дополняющим кредитное соглашение. Она оформляется гарантийным письмом.

    Обеспечение кредита в форме поручительства или гарантии предусматривает право банка (кредитора) на безусловное списание средств в необходимых размерах со счетов поручителя или гаранта в случае непогашения в установленный срок заемщиком обязательства по полученному кредиту.

    44. Формы и виды кредита:

    1. Банковский кредит

    2. По срокам погашения

    · Краткосрочный (до года)

    · Среднесрочный (1-3 лет)

    · Долгосрочные (более 3 лет)

    Онкольный кредит

    3. По способам погашения

    · Единовременные

    · В рассрочку

    4. По способам взымания ссудного %

    · % погашения вместе с телом кредита;

    · Равномерные выплаты %

    5. По методу кредитования:

    · Разовые кредиты;

    · Предоставление в срок и на сумму предоставляемую договором

    · Кредитные линии

    6. По видам % ставок:

    · Кредиты с фиксированной % ставкой;

    · С плавающей % ставки;

    · Ступенчатые ставки.

    7. По числу кредитов:

    · Синдицированные;

    · Параллельные кредиты

    46. Кредитная система РФ

    Кредитная система – это совокупность различных финансово-кредитных институтов действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и концентрацию денежного капитала

    Кредитная система РФ состоит из двух уровней

    1. Финансово-кредитные институты (ЦБ РФ, банковские кредитные организации, специализированные не банковские кредитные учреждения);

    2. Инструменты кредитных отношений:

    · Кредитный договор;

    · Вексель;

    · Облигация.

    Кредитный механизм:

    · Система связей по аккумуляции и мобилизации денежных капиталов между кредитными институтам и различными секторами экономики;

    · Отношения связанные с перераспределением денежного капитала между самими кредитными институтами в рамках действующего рынка капиталов;

    · Отношения между кредитными институтами и иностранными клиентами.

    47. Банковская система РФ

    Банковская система РФ – это совокупность различных финансово-кредитных институтов действующих взаимосвязано в рамках общего денежно-кредитного механизма страны.

    В России банковская система имеет два уровня:

    2. Коммерческий банк.

    Функции ЦБ:

    48. Виды банковских операций:

    · Пассивные – это операции, направляемые на привлечение денег в банк, счета и вклады;

    · Активные – операции, которых банк является кредитором, размещая имеющиеся у него денежные средства.

    · Комиссионно-посреднеческие:

    · Расчётно-кассовые операции;

    · Факторинг;

    · Лизинг;

    · Трастовые операции.

    49. Форма организации и функции ЦБ.

    Функции ЦБ:

    · Монопольная эмиссия банкнот;

    · Банк банков (не имеет дело с юр. Лицами) – устанавливает минимальное соотношение обязательных резервов коммерческих банков в центральном банке, с обязательствами банков по пассивам;

    · ЦБ осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков либо монопольно, либо совместно с министерством финансов или другим государственным органом;

    · Регулирование всей денежно-кредитной системы страны и обеспечение стабильности национальной валюты.

    Виды банковских операций:

    Центральный банк с точки зрения собственности на капитал бывает:

    · Государственный (Великобритания, Франция, Канада, Россия);

    · Акционерные (ФРС);

    · Смешанная (Япония).

    50. Денежно-кредитная политика и её инструменты

    Денежно-кредитная политика Центрального банка - совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита.

    Основные методы денежно-кредитной политики ЦБ РФ сформированы в 35-ой статье федерального закона о банке России.

    Инструменты:

    · Ставка Рефинансирования- под финансированием понимают формы, порядок, условия, сроки лимиты кредитования банком России коммерческих банков.

    Рефинансирование применяется для регулирования ликвидности.

    Изменение ставки рефинансирования предусматривает собой изменение цены дополнительных кредитных ресурсов предоставляемых ЦБ остальным банкам.

    · Нормативы обязательных резервов;

    · Операции на открытом рынке;

    · Установление максимальных уровней ставок по отдельным операциям и сделкам;

    · Прямое ограничение кредитования;

    · Замораживание % ставок;

    Виды контроля классифицируются по следующим признакам:

    1. В зависимости от места и времени проведения контроля в технологическом процессе (стадия контроля):

    входной контроль - контроль поступающих материалов, изделий, конструкций, грунта и т.п., а также технической документации. Контроль осуществляется преимущественно регистрационным методом (по сертификатам, накладным, паспортам и т.п.), а при необходимости - измерительным методом;

    операционный контроль - контроль, выполняемый в процессе производства работ или непосредственно после их завершения. Осуществляется преимущественно измерительным методом или техническим осмотром. Результаты операционного контроля фиксируются в общих или специальных журналах работ, журналах геотехнического контроля и других документах, предусмотренных действующей в данной организации системой управления качеством;

    приемочный контроль - контроль, выполняемый по завершении строительства объекта или его этапов, скрытых работ и других объектов контроля. По его результатам принимается документированное решение о пригодности объекта контроля к эксплуатации или выполнению последующих работ.

    Приемочный контроль одного и того же показателя может осуществляться на нескольких уровнях и разными методами (например, плотность грунта отдельных слоев и насыпи в целом). При этом результаты контроля низшего уровня могут служить предметом контроля высшего уровня (например, акты освидетельствования скрытых работ по приемке основания насыпи представляются при приемке насыпи в целом). Результаты приемочного контроля фиксируются в актах освидетельствования скрытых работ, актах промежуточной приемки ответственных конструкций, актах испытания свай пробной нагрузкой и других документах, предусмотренных действующими нормативами по приемке строительных работ, зданий и сооружений.

    2. В зависимости от охвата контролируемых параметров (объем контроля):

    сплошной контроль, при котором проверяется все количество контролируемой продукции (все стыки, все сваи, все конструкции, вся поверхность основания и т.п.);

    выборочный контроль, при котором проверяется какая-то часть количества (выборка) контролируемой продукции. Объем выборки устанавливается строительными нормами и правилами, проектом или другим документом. Если строительные нормы требуют случайного размещения точек контроля, выборка устанавливается по ГОСТ 18321-73 как для продукции, представляемой на контроль способом "россыпь".

    3. В зависимости от периодичности контроля (периодичность контроля):

    непрерывный контроль, когда информация о контролируемом параметре технологического процесса поступает непрерывно;

    периодический контроль, когда информация о контролируемом параметре поступает через определенные промежутки времени;

    летучий контроль, выполняемый в случайное время (эпизодически), преимущественно при нецелесообразности применения сплошного, выборочного или периодического контроля (например, контроль плотности грунта при обратной засыпке траншей).

    4. В зависимости от применения специальных средств контроля (метод контроля):

    измерительный контроль, выполняемый с применением средств измерений, в т.ч. лабораторного оборудования;

    визуальный контроль - по ГОСТ 16504-81;

    технический осмотр - по ГОСТ 16504-81;

    регистрационный контроль, выполняемый путем анализа данных, зафиксированных в документах (сертификатах, актах освидетельствования скрытых работ, общих или специальных журналах работ и т.п.). Применяется при недоступности объекта контроля (например, заделка анкера) или нецелесообразности выполнения измерительного или визуального контроля (например, вид грунта для насыпи при наличии материалов инженерно-геологических изысканий по карьеру).

    Приложение 2

    Многообразие юридических фактов принято классифицировать по следующим основаниям:

    1. по характеру наступающих последствий -правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие икомплексные (универсальные) факты (поступление в вуз, приговор суда, вступление в брак и т. д.), которые одновременно и образуют, и изменяют, и прекращают правоотношения;

    Правообразующие факты вызывают возникновение правоотношений (например, прием на работу).

    Правопрекращающие - прекращают правовые отношения (например, окончание вуза).

    Правоизменяющие юридические факты - изменяют правовые отношения (например, обмен жилой площади).

    2. по волевому признаку юридические факты - события и действия.

    События - это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей (стихийные бедствия). Они могут быть уникальными и периодическими, моментальными и продолжительными, абсолютными (полностью независимыми от воли людей) и относительными (вызванными деятельностью людей, но в данном правоотношении независимыми от породивших их причин).

    Действия - это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Действия подразделяются направомерные (соответствующие предписаниям нормы) инеправомерные (нарушающие правовые предписания).

    Некоторые ученые, наряду с событиями и действиями, выделяютправовые состояния (состояние в родстве, состояние нетрудоспособности, состояние в браке и т. д.).

    Правомерные , в свою очередь, подразделяются наюридические акты (факты, которые специально направлены на достижение юридических последствий - приговор суда) июридические поступки (факты, которые специально не направлены на достижение юридических последствий, но тем не менее их вызывают - художник написал картину).

    Неправомерные действия подразделяются на преступления и проступки. Последние подразделяются на административные, гражданские, материальные, дисциплинарные, процессуальные и т. д.;

    Неправомерные действия (правонарушения) делятся на проступки и преступления. Правомерные - на юридические акты и поступки.



    Юридические акты представляют собой действия, направленные на достижение определенного юридического результата. Это могут быть сделки, заявления, голосование и т. д.

    Юридические поступки - это действия лиц, с совершением которых закон связывает наступление юридических последствий независимо от воли, желания и намерений этих лиц. Типичными примерами могут служить создание художественного произведения, находка вещи, клада.

    3. по продолжительности действия можно выделятькратковременные (штраф) идлящиеся юридические факты. Длящиеся факты получили наименование правовых состояний (состояние родства, гражданства и т. д.);

    4. по количественному составу выделяютсяпростые исложные юридические факты.

    Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один, а несколько юридических фактов. Их совокупность называется юридическим составом. Так, для возникновения пенсионного правоотношения необходимы следующие юридические факты: достижение определенного возраста; трудовой стаж; решение компетентного органа о назначении пенсии.

    Различают фактические составызавершенные (когда имеется необходимая совокупность юридических фактов) инезавершенные (когда еще продолжается накопление необходимых фактов),простые (когда все факты относятся к одной отрасли права) исложные (когда в необходимый комплекс фактов входят факты различной отраслевой принадлежности. Причем их накопление проходит в определенной последовательности).

    5. По значению юридические факты могут быть положительными и отрицательными.

    Положительные юридические факты представляют собой жизненные обстоятельства, наличие которых вызывает, изменяет или прекращает правовые отношения (например, достижение определенного возраста).

    Отрицательные юридические факты, наоборот, представляют собой такие жизненные обстоятельства, отсутствие которых является условием для возникновения, изменения или прекращения правовых отношений (например, отсутствие близкого родства и уже зарегистрированного брака является необходимым условием для вступления в брак).

    Билет 18

    Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ). Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешиваемость. В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными. Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть. Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе его применения, суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей.

    Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного;гражданского;административного;
    уголовного. Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил. Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны. Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшей судебной инстанцией. Поэтому эти суды называются федеральными судами.
    В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:
    1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.
    2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений. Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.