Материально производственная деятельность создает. Презентация на тему: Материально-производственная деятельность человека

Материально-производственная деятельность человека. § Трудовая деятельность – Труд-это фундаметальная форма деятельности человека, в процессе которой созидается вся совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения потребностей. – Особое значение имеет труд людей в материальном производстве.

Труд в материальном производстве § Производство-это прежде всего процесс создания материальных благ, необходимое условие жизни общества. – Материальное производство-это производство вещей. – Нематериальное- это производства идей. § Материальное производство есть процесс трудовой деятельности людей, в результате которой создаются материальные блага, направленные на удовлетворение человеческих потребностей.

Особенности трудовой деятельности §Труд в собственном смысле слова возникает тогда, когда деятельность человека становится осмысленно, когда в ней реализуется сознательно поставленная цель. §В процессе производства осуществляется воздействие на предмет труда, то есть материалы, подвергающиеся преобразованию. Для этого применяются различные способы, которые называются технологиями. §

Производительность труда- Это эффективность трудовой деятельности, которая выражается количеством продукции, произведенной в единицу времени. В результате введение новой техники и современных технологий содержание трудового процесса меняется соотношение между трудом физическим и умственным, монотонным и творческим. Важнейшей особенностью трудовой деятельности людей является то, что она требует, как правило, совместных усилий для достижения поставленных целей. Разделение труда- это распределение и закрепление занятий между участниками трудового процесса. Научно-технический прогресс- компьютеризация, комплексная автоматизация, унификация оборудованияведет к интеграции производственных процессов внутри предприятия и к расширению разделения труда в масштабе общества.

Современный работник § Мастерство, умелость, грамотность выполнения трудовых функций определенной профессии называют профессионализмом. § Профессионализм- это результат обучения и опыта работы. § Научно-технический прогресс увеличивает роль квалифицированного труда, требующего специальной профессиональной подготовки.

§ Законы о труде и правила внутреннего трудового распорядка требуют производительного использования рабочего времени, добросовестного исполнения своих обязанностей, высокого качества работы. Выполнение этих требований и есть трудовая дисциплина. § Строгое выполнение технологических норм называется технологической дисциплиной. § Инициатива и исполнительность взаимосвязаны. Бездумный исполнитель - плохой работник. Напротив, инициатива – свидетельство высокого профессионализма. § Наряду со специальной подготовкой на современных производствах большое значение имеет общая культура работника, способность к самостоятельному решению творческих задач. Культура труда проявляется в его научной организации.

Проблемы гуманизации труда § Дегуманизация труда проявилась в системе американского инженера Ф. У. Тейлора (1856 -1915. г). Тейлор разработал систему организационных мер, включавшую хронометраж трудовых операций, инструкционные карточки и т. п. , которые сопровождались системой дисциплинарных санкций и стимулированием труда. Дифференциальная система оплаты труда означала, что трудолюбивый рабочий дополнительно вознаграждается, а лодырь не может получить незаработанные деньги. § Сам Тейлор писал: «Каждый должен научиться отказываться от своих индивидуальных приёмов работы, приспособлять их к ряду нововведённых форм и привыкнуть принимать и исполнять директивы, касающиеся всех мелких и крупных приемов работы, которые раньше оставлялись на его личное усмотрение» .

§ Такой вид трудового процесса вызывает у его участников чувство, что над ними как личностями доминируют машины, чем отрицается их индивидуальность. У них возникает апатия, негативное отношение к труду как к чему-то вынужденному, выполняемому только по необходимости. § Особо вредные, экстремальные условия труда вызывают смерть, тяжелые профессиональные заболевания, крупные аварии, серьезные травмы.

Гуманизация труда Означает процесс его очеловечивания. Прежде всего необходимо устранить факторы, угрожающие человеческому здоровью в технизированной среде. Опасные для здоровья человека функции, операции, связанные с большими усилиями, монотонным трудом, на современных предприятиях перекладываются на робототехнику. Особое значение имеет культура труда. Исследователи выделяют в ней три компонента. Во-первых, это совершенствование трудовой среды, т. е. условий, в которых протекает трудовой процесс. Во-вторых, это культура взаимоотношений между участниками труда, создание благоприятного нравственно-психологического климата в трудовом коллективе. В-третьих, осмысление участниками трудовой деятельности содержания трудового процесса, его особенностей, а также творческое воплощение заложенного в него инженерного замысла. Трудовая деятельность- это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации.

Чем отличаются разные виды труда в материальном производстве? Что имеют в виду, когда говорят: работа выполнена профессионально? Когда труд становится привлекательной?

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ:

Характеристика, многообразие деятельности.

Из курса истории и данного курса вы знаете, какую роль играла труд в становлении и историческом развитии человека и общества.

Труд - это фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которой создается вся совокупность предметов, необходимых ей для удовлетворения потребностей. Важнейшие сферы применения общественного труда - материальное производство, непроизводственная сфера, домашнее хозяйство. Особое значение имеет труд людей в материальном производстве.

ТРУД в материальном производстве

Слово "делать", как вы знаете, означает "производить, производить какую-либо продукцию". Производство - это прежде всего процесс создания материальных благ, необходимое условие жизни общества, так как без пищи, одежды, жилья, электроэнергии, лекарств и множества разнообразных предметов, нужных людям, общество существовать не может. Столь же необходимы для жизни человека и разнообразные услуги. Представьте себе, что бы произошло, если бы остановились перевозки на всех видах транспорта (транспортные услуги), прекратилось поступление воды в водопроводную систему или сбора мусора из жилых кварталов (бытовые услуги).

нематериальное (духовное) производство. Первое, если сказать коротко, это производство вещей, второе производство идей (а точнее, духовных ценностей). В первом случае, например, производимые телевизоры, приборы или бумагу, во втором - актеры, режиссеры создали телепередачу, писатель написал книгу, ученый открыл что-то новое в окружающем мире.

Это не означает, что в материальном производстве не участвует сознание человека. Любая деятельность людей осуществляется сознательно. В процессе материального производства участвуют и руки, и голова. А в современном производстве роль знаний, квалификации, моральных качеств существенно возрастает.

Отличие между двумя видами производства ~ в создаваемом продукте. Результат материального производства разнообразные предметы и услуги.

В готовом виде природа дает нам лишь очень немногие. Без труда нельзя собрать даже дикорастущие плоды. А взять у природы уголь, нефть, газ, древесину невозможно без значительных усилий. В большинстве случаев природные материалы подвергаются сложной переработке. Таким образом, производство предстает перед нами как процесс активного преобразования людьми природы (природных материалов) с целью создания необходимых материальных условий для своего существования.

Для производства любой вещи необходимы три элемента: во-первых, предмет природы, из которого эту вещь можно изготовить; во-вторых, средства труда, с помощью которых это изготовление осуществляется; в-третьих, целенаправленная деятельность человека, его труд. Итак, материальное производство является процессом трудовой деятельности людей, в результате которой создаются материальные блага, направленные на удовлетворение человеческих потребностей.

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Потребности и интересы людей является той основой, которая определяет цель трудовой деятельности. Бесцельные занятия не имеют смысла. Такая работа показана в древнегреческом мифе о Сизифе. Боги обрекли его на тяжелый труд - выкатывать большой камень на гору. Как только конец пути был близок, камень срывался и катился вниз. И так снова и снова. Сизифов труд - символ бессмысленной работы. Работа в собственном смысле слова возникает тогда, когда деятельность человека становится осмысленной, когда в ней реализуется сознательно поставленная цель.

Для достижения цели в трудовой деятельности, как и в любой другой, используются различные средства. Это прежде всего различные технические устройства, необходимые для производства энергетические и транспортные линии и другие материальные объекты, без которых невозможен трудовой процесс. Все они вместе составляют средства труда. В процессе производства осуществляется воздействие на предмет труда, то есть на материалы, подвергающихся преобразованию. Для этого применяются различные способы, которые называются технологиями. Например, удалить лишний металл с заготовки можно с помощью металлорежущего оборудования.

Можно сказать и иначе: производительность труда это эффективность трудовой деятельности, выражается количеством продукции, произведенной за единицу времени (подумайте, от чего зависит производительность труда и всегда это связано только с желанием человека).

В каждом конкретном виде трудовой деятельности выполняются трудовые операции, расчленяются на трудовые приемы, действия и движения (с любыми видами труда вы знакомы? Какие операции и приемы к ним применяются?).

В зависимости от особенностей того или иного вида труда, обусловленных предметом труда, средствами труда, совокупности выполняемых работником операции. их соотношением и взаимосвязью, от распределения функций (исполнительских, регистрации и контроля, наблюдения и отладки) на рабочем месте можно говорить о содержании индивидуального труда. В него входят степень разнообразия трудовых функций, монотонности, обусловленности действий, самостоятельности, уровень технической оснащенности, соотношение исполнительских и управленческих функций, уровень творческих возможностей и т. Изменение состава трудовых функций и затрат времени на их выполнение означает изменение содержания труда. Главный фактор такого изменения - научно-технический прогресс. В результате введения новой техники и современных технологий в содержание трудового процесса меняется соотношение между трудом физическим и умственным, монотонной и творческой, ручной и механизированной и тому подобное.

Современная техническая база предприятий является сложным сочетанием средств труда разного типа, поэтому происходит значительная дифференциация уровня технической оснащенности труда. Это приводит к его существенную неоднородность. Большое количество рабочих занята монотонной, нетворческой трудом. В то же время многие выполняют работу, которая требует активной умственной деятельности, решения сложных производственных задач.

Важнейшей особенностью трудовой деятельности людей является то, что она требует, как правило, совместные усилия для достижения поставленных целей. Однако коллективная деятельность не означает, что все члены коллектива, которые создают какой-либо продукт, выполняют одинаковую работу. Напротив, возникает необходимость разделения труда, благодаря чему возрастает его эффективность. Разделение труда - это распределение и закрепление занятий между участниками трудового процесса.

Так, в строительстве дома участвуют и рабочие, создающие на заводе блоки, панели и другие детали будущего дома, и водители транспорта, доставляющих эти детали на строительную площадку, и крановщики, управляющие строительными кранами, и строители, монтируют дом с готовых деталей, и сантехники / и электричества, устанавливают соответствующее оборудование, и работники, осуществляющие малярные и другие работы и тому подобное. Такое разделение труда внутри предприятий определяется выделением в технологическом процессе его сложных элементов. В соответствии с ними отделяются трудовые функции, происходит технологическая специализация.

Для слаженной работы всех участников необходимо общение, которое на лори человеческой истории было связано с возникновением языка, развитием сознания. Общение участников трудового процесса позволяет им координировать свою деятельность, передавать накопленный производственный опыт и мастерство.

В масштабе всего общества тоже существует разделение труда, образует различные сферы трудовой деятельности: промышленность, сельское хозяйство, обслуживание и т. Оно воплощено в многочисленных отраслях современного производства, в специализации огромного числа предприятий разного профиля.

Научно-технический прогресс - компьютеризация, комплексная автоматизация, унификация оборудования - ведет к интеграции производственных процессов внутри предприятия и к расширению разделения труда в масштабе общества.

Чем отличаются различные виды труда в материальном производстве?

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ:

Характеристика, разнообразие деятельности

Из курса истории и данного курса вы знаете, какую роль играла работа в становлении и историческом развитии человека и общества

Труд - это фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которой создается вся совокупность предметов, необходимых ей для удовлетворения потребностей. Важнейшие сферы применения общественного труда - материальная не производство, непроизводственная сфера, домашнее хозяйство. Особое значение имеет труд людей в материальном производствві.

труда в материальном производстве

Слово"делать", как вы знаете, означает"производить, производить какую-либо продукцию"Производство - это прежде всего процесс создания материальных благ, необходимое условие жизни общества, потому что без еды одежды, жилья, электроэнергии, лекарств и множества разнообразных предметов, нужных людям, общество существовать не может. Столь же необходимы для жизни человека и разнообразные услуги. Представьте себе, что бы е дбулося, если бы остановились перевозки на всех видах транспорта (транспортные услуги), прекратилось поступление воды в водопроводную систему или сбора мусора из жилых кварталов (бытовые услугиги).

нематериальное (духовное) производство. Первое, если сказать кратко, это производство вещей, второе производство идей (а точнее, духовных ценностей). В первом случае, например, производимые телевизоры, прибор ди или бумагу, во втором - актеры, режиссеры создали телепередачу, писатель написал книгу, ученый открыл что-то новое в окружающем миреті.

Это не значит, что в материальном производстве не участвует сознание человека. Любая деятельность людей осуществляется сознательно. В процессе материального производства участвуют и руки, и голова. А в совр одновременно производстве роль знаний, квалификации, моральных качеств существенно возрастаеттає.

Различие между двумя видами производства ~ в создаваемом продукте. Результат материального производства разнообразные предметы и услуги

В готовом виде природа. Дает нам лишь очень немногие. Без труда нельзя собрать даже дикорастущие плоды. А взять у природы уголь, нефть, газ, древесину невозможно без значительных усилий в большинстве случаев ей природные материалы подвергаются сложной переработке. Таким образом, производство предстает перед нами как процесс активного преобразования людьми природы (природных материалов) с целью создания необходимых матер иально условия для своего существованияання.

Для производства любой вещи необходимы три элемента: во-первых, предмет природы, из которого эту вещь можно изготовить, во-вторых, средства труда, с помощью которых это изготовление осуществляется, в-третьих, цил леспрямована деятельность человека, его труд. Итак, материальное производство является процессом трудовой деятельности людей, в результате которой создаются материальные блага, направленные на удовлетворение человеческих потребностиб.

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Потребности и интересы людей является той основой, которая определяет цель трудовой деятельности бесцельным занятием не имеют смысла. Такая работа показана в древнегреческом мифе о. Сизифе. Боги обрекли его на тяжелый труд эту - выкатывать большой камень на гору. Как только конец пути был близок, камень срывался и катился вниз. И так снова и снова. Сизифов труд - символ бессмысленной работы. Работа в собственном смысле слов а возникает тогда, когда деятельность человека становится осмысленной, когда в ней реализуется сознательно поставлена??метна мета.

Для достижения цели в трудовой деятельности, как и в любой другой, используются разнообразные средства. Это прежде всего различные технические устройства, необходимые для производства энергетические и транспортные линии й и другие материальные объекты, без которых невозможен трудовой процесс. Все они вместе составляют средства труда в процессе производства осуществляется воздействие на предмет труда, т.е. на материалы, подвергаются пер етворенню. Для этого применяются различные способы, которые называются технологиями. Например, удалить лишний металл с заготовки можно с помощью металлорежущего оборудованивання.

Можно сказать и иначе: производительность труда это эффективность трудовой деятельности, выражается количеством продукции, произведенной за единицу времени (подумайте, от чего зависит производительность труда и или всегда это связано только с желанием человека.

В каждом конкретном виде трудовой деятельности выполняются трудовые операции, расчленяются на трудовые приемы, действия и движения (с любыми видами труда вы знакомы?. Какие операции и приемы к ним применяется уються?.

зависимости от особенностей того или иного вида труда, обусловленных предметом труда, средствами труда, совокупность выполняемых работником операции их соотношением и взаимосвязью, от распределения функц этой (исполнительских, регистрации и контроля, наблюдения и наладка) на рабочем месте можно говорить о содержании индивидуального труда. В него входят степень разнообразия трудовых функций, монотоннос те, обусловленности действий, самостоятельности, уровень технической оснащенности, соотношение исполнительских и управленческих функций, уровень творческих возможностей и т.д.. Изменение состава трудовых функций и затрат времени на й х исполнения означает изменение содержания труда. Главный фактор такого изменения - научно-технический прогресс. В результате введения новой техники и современных технологий в содержание трудового процесса меняется спиввидноше ния между трудом физическим и умственным, монотонной и творческой, ручной и механизированной тощ тощо.

Современная техническая база предприятий является сложным сочетанием средств труда разного типа, поэтому происходит значительная дифференциация уровня технической оснащенности труда. Это приводит его существенную неоднородность. В. Большое количество рабочих занята монотонной, нетворческой трудом. В то же время многие выполняет работу, которая требует активной умственной деятельности, решения сложных производственных задачань.

Важнейшей особенностью трудовой деятельности людей является то, что она требует, как правило, совместных усилий для достижения поставленных целей. Однако коллективная деятельность не означает, что все члены коллектива которые создают какой-либо продукт, выполняют одинаковую работу. Напротив, возникает необходимость разделения труда, благодаря чему возрастает его эффективность. Разделение труда - это распределение и закрепление занятий между уч. Асника трудового процессесу.

Так, в строительстве дома участвуют и рабочие, создающие на заводе блоки, панели и другие детали будущего дома, и водители транспорта, доставляющих эти детали на строительную площадку, и к крановщики, управляющие строительными кранами, и строители, монтируют дом из готовых деталей, и сантехники / и электричества, устанавливают соответствующее оборудование, и работники, осуществляющие малярс ьки и другие работы и т.д.. Такое разделение труда внутри предприятий определяется выделением в технологическом процессе его сложных элементов соответствии с ними отделяются трудовые функции, происходит технологическая специализацияія.

Для слаженной работы всех участников необходимо общение, которое на лори человеческой истории было связано с возникновением языка, развитием сознания. Общение участников трудового процесса позволяет ко оординуваты свою деятельность, передавать накопленный производственный опыт и мастерствоь.

В масштабе всего общества тоже существует разделение труда, образует различные сферы трудовой деятельности: промышленность, сельское хозяйство, обслуживание и т.д.. Оно воплощено в многочисленных отраслях современного вы иробництва, в специализации огромного числа предприятий различного профиляю.

Научно-технический прогресс - компьютеризация, комплексная автоматизация, унификация оборудования - ведет к интеграции производственных процессов внутри предприятия и расширение разделения труда в масштабе с обществ.

Вариант 1.

Часть А. Выберите правильные ответ.

А) Результатом труда является создание предметов, необходимых человеку для удовлетворения потребностей.

Б) Важнейшие сферы общественного труда – материальное производство, непроизводственная сфера, домашнее хозяйство.

А) Для производства любой вещи необходимы три элемента: предмет природы, средства труда, сам труд человека.

Б) Результат материального производства – разнообразные предметы и услуги.

1. верно только А 2. верно только Б

3. верны оба суждения 4.оба суждения неверны

5. Производство – это

1. разработка новых технологий

2. отношения между людьми в процессе обмена

3. процесс взаимодействия людей с природой и техникой

4. использование людьми машин и оборудования

4. Понятие «экономика» первоначально означало

1. управление сельским поместьем

2. искусство управления домашним хозяйством

3. сбор налогов

4. денежное обращение.

5. Главная функция экономики состоит в

6. Показатель объема национального производства определяющийся как сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведенных за год непосредственно внутри страны и только национальными производителями.

2. национальный доход

7. Задачей экономической науки является

1. стимулирование производства в стране

2. совершенствование налоговой системы

3. проведение мер по регулированию цен и доходов

4. изучение закономерностей экономических процессов.

8. Производительное использование рабочего времени, добросовестное исполнение своих обязанностей, высокое качество работы это

1. технологическая дисциплина

2. трудовая дисциплина

3. договорная дисциплина

4. рабочая дисциплина

9. Доход в денежной форме, получаемый наемным работником за предоставление трудовой услуги, называется

1. рыночной ценой

2. малым предпринимательством

3. производительностью труда

4. заработной платой

10. Верны ли суждения о действии рыночного механизма?

А. Потребитель в рыночной экономике участвует в формировании рыночного спроса.

Б. Цены товаров и услуг на рынке устанавливают производители без участия потребителей.

1. верно только А 2. верно только Б

3. верны оба суждения 4.оба суждения неверны

11 . Верны ли следующие суждения о рациональном поведении субъектов в экономике.

1. верно только А 2. верно только Б

3. верны оба суждения 4.оба суждения неверны

1. верно только А 2. верно только Б

3. верны оба суждения 4.оба суждения неверны

1. цель 2. средства труда

14 . Целью потребителя является

Часть В.

В1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«В современной экономике действуют три главных ______________(А): производители экономического продукта, его потребители и _____________(Б). Между ними происходит весьма интенсивный _______ (В) товарами, услугами, денежными средствами, информацией. Государство обеспечивает определенную упорядоченность экономических процессов, их правовое __________ (Г), защиту прав и интересов отдельных участников экономических отношений. В то же время государство выступает как весьма крупный ______________(Д) товаров, услуг, информации. В то же время государство является ________________(Е), оно приобретает у производителей военную технику для армии, продукты питания для государственных запасов, компьютерную технику для государственных органов и учреждений»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов.

1) производитель 2) обмен 3) объект 4) государство 5) предложение 6) субъект

7) регулирование 8) спрос 9) потребитель

Понятие

Определение

1. Производство

А. Выполнение всех правил, норм, договоров, приказов, распоряжений.

2. Предмет труда

Б. Степень опасности или безопасности предмета и средств труда, их влияние на здоровье, настроение и работоспособность человека.

3. Профессионализм

В. Материалы, подвергающиеся преобразованию.

4. Исполнительность

Г. Процесс создания материальных благ, необходимых для общества.

5. Условия труда

Д. Результат обучения и опыта.

Материально-производственная деятельность.

Вариант 2.

1. Верны ли следующие суждения?

А) В производстве не участвует сознание человека.

Б) Различий между материальным и духовным производством нет.

1. верно только А 2. верно только Б

3. верны оба суждения 4.оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения?

А) Для изобретательской деятельности необходима фантазия, воображение, нестандартное мышление.

Б) Одним из мотивов изобретателя является стремление усовершенствовать что-либо.

1. верно только А 2. верно только Б

3. верны оба суждения 4.оба суждения неверны

3. Экономическая теория – это

1. наука о ведении домашнего хозяйства

2. наука о поведении людей в процессах

3. умение сохранять и увеличивать капитал

4. знания о последствиях научно-технического прогресса

4. Гуманизация труда – это

1. очеловечивание труда

2. подведение труда под научную основу

3. окультуривание труда

4. отведение работнику роли бездумного исполнителя.

5. Какой из примеров иллюстрирует деятельность государства в экономической сфере?

1. Президент вручил государственные награды людям, проявившим высокий профессионализм, мужество и героизм.

2. Проводимая в стране реформа образования расширила возможности педагогов по выбору учебных пособий и программ.

3. В преддверии избирательной компании парламент страны принял новый закон о выборах.

4. Защищая отечественного производителя, правительство повысило ввозные пошлины на иностранные автомобили.

6. Главная функция экономики состоит в

1. выработке научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития социальных процессов и явлений в будущем

2. создании благ, необходимых для жизнедеятельности людей и развития общества

3. научной экспертизе политико-управленческих решений и выработке практических рекомендаций для властных структур

4. диагностике состояния общества, изучении проблем, возникающих по мере его развития.

7. Экономика как область знаний непосредственно изучает

1. способы регулирования социальных конфликтов

2. способы рационального использования ограниченных ресурсов

3. социальные последствия научно-технической революции

4. способы оптимального управления обществом.

8. Для того чтобы деятельность была названа трудом нужно (нужны)

1. цель

2. средства труда

3. предмет труда

4. производительность труда

9. Верны ли следующие суждения о прибыли как результате хозяйственной деятельности?

А. Прибыль - это вся выручка предприятия от продажи произведенных им товаров и услуг.

Б. прибыль – это разница между выручкой от реализации продукции и затратами на ее производство и сбыт.

1. верно только А 2. верно только Б

3. верны оба суждения 4.оба суждения неверны

10. Показатель объема производства определяющийся как сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.

1. внутренний валовой продукт

2. национальный доход

3. валовый национальный продукт

4. чистый национальный продукт.

11. Верны ли следующие суждения о рациональном поведении субъектов в экономике.

А. Рационально поступает тот участник экономической деятельности, который покупает самый дешевый товар из имеющихся на рынке.

Б. Рационально поступает тот участник экономической деятельности, который добивается наибольшего результата при имеющихся в его распоряжении ресурсах.

1. верно только А 2. верно только Б

3. верны оба суждения 4.оба суждения неверны

12. Верны ли суждения о экономике?

А) Экономика - это наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между ними в процессе производства и обмена товаров.

Б) Экономика – это хозяйство, используемое людьми для обеспечения необходимых благ, условий и средств существования.

1. верно только А 2. верно только Б

3. верны оба суждения 4.оба суждения неверны

13. Материалы, которые подвергаются изменению в процессе труда, называются

1. цель 2. средства труда

3. предмет труда 4. производительность труда

14. Целью потребителя является

1. постоянный рост выпускаемых товаров

2. максимальная полезность от получаемых товаров и услуг.

3. льготное налоговое законодательство

4. снижение затрат на производство

Часть В.

В1. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Одним из факторов повышения _____________(А) труда – это совершенствование организации труда. Сюда относится повышение ___________________(Б) работников (более знающий работник изготовит большее количество продукции), укрепление трудовой __________________(В), улучшение условий труда и др. Большое значение имеет распространение передового ____________(Г). К факторам относятся также материальные и моральные стимулы. К материальным стимулам принадлежит заработная плата, выплачиваемая в зависимости от количества и ____________(Д) труда, ______________(Е), повышение в должности и т.п. К моральным – занесение на доску Почета или в книгу Почета, вынесение благодарности, присвоение почетных званий, награждение почетными знаками, орденами и медалями».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов.

1. опыт 2. премирование 3. качество 4. бюджет 5. квалификация.

6. специализация 7. производительность 8. дисциплина 9. кооперация

В2. Выполните соотнесение понятия и определения.

Понятие

Определение

1. Средства труда

А. Способы преобразования материалов.

2. Разделение труда

Б. Специальные профессиональные умения, навыки, подтверждающиеся документами.

3. Квалификация

В. Распределение и закрепление занятий между участниками трудового процесса.

4. Инициатива

Г. Различные технические устройства, необходимые для производства энергетические и транспортные линии и другие материальные объекты, без которых невозможен трудовой процесс.

5. Технологии

Д. Самостоятельное нахождение оптимального решения выполнения поставленной задачи.

С1. Как связаны между собой разделение труда и обмен? Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, сформулируйте значение обмена в жизни людей.

С2. Какие товары использовали люди в древности в качестве средства обмена? Приведите авторский пример.

С3. Почему в качестве универсального средства обмена (денег) люди стали применять металлы? С опорой на текст сформулируйте три причины применения ценных металлов в качестве денег.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Аннинская средняя общеобразовательная школа № 6

пгт Анна, Воронежской области

Конспект урока по обществознанию
в 10 классе



«Материально-производственная деятельность человека »

подготовила

учитель истории и обществознания

Гурова Людмила Николаевна

Анна

ТЕМА: «Материально-производственная деятельность человека».

Трудись, покамест служат руки,

Не сетуй, не ленись, не трусь,

Спасибо скажут наши внуки,

Когда разбогатеет Русь.

Н.А.Некрасов

Слово учителя:

Труд - это основная форма деятельности человека. Особое значение имеет труд людей в материальном производстве. Этот факт признается многими учеными. И действительно, процесс материального производства предстает как:

Способ удовлетворения материальных человеческих потребностей;

Как источник общественного богатства;

Как фактор общественного прогресса;

Как процесс формирования физических и духовных качеств человека. Трудись, покамест служат руки,

Не сетуй, не ленись, не трусь, Спасибо скажут наши внуки, Когда разбогатеет Русь.

Задачи урока.

1.Обобщение изученного материала по разделу «Материально-производственная деятельность человека».

2. Составление логические схем из терминов, которые использовались в разделе«Материально-производственная деятельность человека».

3.Связать изученный материал с действительностью, чтобы он не был оторван от жизни.

Основная работа на уроке проводится в группах.

План урока.

1 .Разминка.

2. Логические схемы.

3. Решение изобретательских задач.

4. Сообщение «Основные этапы изобретательской деятельности».

5. Проблемы гуманизации труда.

6. Подведение итогов.

РАЗМИНКА.

Называются определения, учащиеся записывают соответствующий термин (или наоборот).

1. Трудовая деятельность людей, в результате которой создаются материальные блага, направленные на удовлетворение человеческих потребностей (материальное производство ).

2. Совокупность необходимых материальных условий для производства (средства производства).

3. Способ воздействия на предмет труда (технология) .

4. Эффективность трудовой деятельности, которая выражается количеством произведенной продукции за единицу времени (производительность труда) .

5. Способ взаимодействия людей с предметами и средствами труда (технологический способ) .

6. Люди - производители материальных благ и средства производства (производительные силы) .

7. Способ взаимодействия производительных сил и производственных отношений, который позволяет функционировать обществу на конкретной исторической ступени (экономический способ) .

8. Деятельность людей, направленная на достижение конкретного полезного результата (трудовая деятельность) .

9. Организационные отношения, направленные на поддержание порядка в процессе трудовой деятельности (трудовая дисциплина).

10.Процесс очеловечивания труда (гуманизация труда).

СОСТАВЛЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ.

Работа проводится в 3 группах. Каждая из групп должна составить из терминов логическую схему и объяснить ее. Учитель должен заранее подготовить карточки с терминами. (Возможно использование компьютера для каждой группы).

1 группа - Схема «Материальное производство» (термины: материальное производство, производительные силы, производственные отношения, люди-производители материальных благ, средства производства, предмет труда, средства труда).

Дополнительные вопросы группе:

- Какие основные способы производства выделяют в материальном производстве?

В чем состоит различие между материальным и духовным производством?

2 группа - Схема «Трудовая деятельность» (термины: цель труда, предмет труда, средства труда, технология, трудовые операции).

Дополнительные вопросы:

- В чем сущность понятия «содержание индивидуального труда»?

Какую роль играет общение в трудовой деятельности?

3 группа - Схема «Современный работник» (термины: профессионализм, квалификация, дисциплина, инициатива).

Дополнительный вопрос:

Приведите примеры правовых норм, которые регулируют поведение в

процессе труда?

РЕШЕНИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ.

Слово учителя:

Одной из характерных черт человеческой деятельности, в различных сферах, является ее творческий характер. Высшим проявлением творчества в трудовой деятельности считается изобретательство. Изобретательство издавна привлекает людей. Откройте любую энциклопедию, и ее страницы поведают вам о знаменитых и малоизвестных изобретателях. Имена Т.Эдисона и И.П.Кулибина знает каждый образованный человек.

Мы с вами попробуем найти решение для изобретательских задач. Каждой группе предлагается задача на карточке. Вместе с решением учащиеся должны ответить на вопросы:

Что мешало группе в принятии решения?

Что помогало?

Какие качества характера участников проявились?

1 группа. Под Петербургом на дороге лежал громадный камень, мешавший движению. Иностранные инженеры предложили два варианта его устранения: взорвать динамитом или увезти в сторону от дороги с помощью огромной тягловой силы. Но нашелся русский мужик, который предложил легко осуществимое средство. А вы могли бы догадаться?

2 группа. Однажды собрались ученые, чтобы обсудить, как бороться с жуком-долгоносиком, вредителем сельского хозяйства. И тут выяснилось, что условия существования жука изучены очень слабо. Никто не знал, например, какова температура его тела.

Жучок маленький,- сказал один ученый,- обычным термометром не измеришь.

Придется разработать специальный прибор,- согласился другой.

Потеряем много времени.

А чтобы предложили вы?

3 группа. Помните, что произошло с капитаном Врунгелем во время путешествия на шхуне «Беда» в Канаде? Нужно было на нартах переправиться на Аляску, и экипаж приобрел оленя и собаку. Вскоре, правда, выяснилось, что олень - не олень, а корова, собака же оказалась волчонком.

Как капитан вышел из положения? Предложите свое решение.

СООБЩЕНИЕ « Основные этапы изобретательской деятельности»

ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ ТРУДА.

Слово учителя:

До настоящего момента, мы говорили с вами, что такое материальное производство и какой работник нужен производству: профессиональный, квалифицированный, исполнительный, инициативный. Что же получилось? Человек превратился в фактор производства. С одной стороны это хорошо, повышается производительность труда, растет уровень производства, но с другой стороны нарушается гармония труда с основными биологическими и психологическими чертами человека. Машины доминируют над личностями работников. В итоге у производителей возникает апатия, негативное отношение к труду. Можно ли это исправить?

От каждой группы поступают предложения по гуманизации труда.

Действительно, на современном этапе проблема гуманизации труда стоит очень остро. Важно соблюдать условия и культуру труда, чтобы исключить факторы, угрожающие здоровью человека; использовать достижения научно-технического прогресса, чтобы труд стал более многообразным, интересным, творческим.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В завершении нашего урока, мне хотелось услышать ваше мнение: что нового и интересного вы узнали в разделе «Материально-производственная деятельность человека», какие выводы сделали для себя.

Выводы, различные точки зрения от каждой группы.

Пожелания учителя:

Что пожелать вам? Трудитесь! Как говорил М.Горький: «настоящими героями я видел только тех людей, которые любят и умеют работать».

Список использованной литературы.

    Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Жильцова Е.И., Иванова Л.Ф. Обществознание (учебник для 10 класса), Москва, «Просвещение», 2009г. Рекомендовано Министерством образования РФ.

    Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Москва, 2008г.