Кутепова елена николаевна мгппу инклюзивное образование. Нормативно-правовые основы инклюзивного образования Кутепова Елена Николаевна, канд.пед.наук, доцент, зам.директора Института проблем инклюзивного образования

Место работы: доцент кафедры специального (дефектологического) образования факультета клинической и специальной психологии, заместитель директора Института проблем интегративного (инклюзивного) образования Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ)

Выпускница дефектологического факультета МГПИ им. Ленина (1987). Закончила аспирантуру Московского городского психолого-педагогического университета. Кандидат педагогических наук, тема диссертации «Совершенствование процесса обучения умственно отсталых учащихся с применением программно-методических средств». Логопед, учитель русского языка и литературы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В 2004 году награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ.

Автор научных работ и учебно-методических публикаций в области специального и инклюзивного образования. Известный спикер в СМИ по основным проблемам инклюзивной образовательной политики, культуры и практики.

Научные интересы:

  • нормативно-правовое урегулирование в сфере образования лиц с ОВЗ;
  • создание условий для обучения лиц с ОВЗ на различных уровнях образования;
  • специальная коррекционная педагогика как ресурс инклюзивного образования.

Основные публикации, связанные с содержанием представленных программ ДПО:

  1. Кутепова Е.Н. Опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 103–112.
  2. Кутепова Е.Н. К вопросу подготовки специалистов для реализации инклюзивной практики в системе образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. Москва, МГППУ, 2011. http://psyjournals.ru/files/44247/Inclusive_edu_Kutepova.pdf
  3. Кутепова Е.Н. Внедрение ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью: правовые возможности и реальные трудности//Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы реализации и перспективы развития: Всероссийская научно-практическая конференция (29 января 2016 г. – Йошкар-Ола). [Электронный ресурс]. – Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования», 2016.
  4. Кутепова Е.Н. Условия получения образования ребенком с ОВЗ // Инклюзивное образование/сост.: М.Р. Битянова. М.: «Классное руководство и воспитание школьников», 2015. С. 21-33.
  5. Кутепова Е.Н. Законодательные основы деятельности ПМПК в российском образовании // Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий в современных условиях развития образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Новосибирск, 23-25 сентября 2015г.) / под ред. С.В.Алехиной; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб.гос.пед.ун-т; Моск.гор.психол.-пед.ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015
  6. Кутепова Е.Н. Взаимодействие специалистов в инклюзивной практике в условиях образовательных организаций // Вестник Дальневосточного федерального университета: психологические и педагогические науки. Выпуск 6. Комплексное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: проблемы и перспективы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Владивосток 28-29 апреля 2015 г.) / под ред. И.В. Носко. - Владивосток.: Изд- во Дальневосточного федерального университета, 2015. С. 26-32.
  7. Кутепова Е.Н., Волосовец Т.В. Новые направления в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья: инклюзивный подход // Основы дошкольной логопедии / Т.Б.Филичева, О.С.Орлова, Т.В.Туманова и др. – Москва: Эксмо, 2015.
  8. Кутепова Е.Н. Адаптированная образовательная программа как условие получения образования ребенком с ОВЗ//Учебно-методическое пособие/Педагогический университет «Первое сентября», 2014.-31с.

Федеральный закон от 3 мая 2012 г. 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» В соответствии с Конвенцией, образование должно быть направлено на: развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме; обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества; доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица; предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения; создание условий для освоения социальных навыков; обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.




Право на образование Статья 18 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения, органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.


«О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на годы» Постановление от 17 марта 2011 г. 175 Целевые индикаторы и показатели Программы: доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений. Одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать создание условий для предоставления детям- инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (далее - обычные образовательные учреждения), и с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий.


Мероприятия Программы - Проведение обучающих мероприятий для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий и образовательных учреждений по реализации индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях 2011 год – 900 специалистов 2012 год – специалистов 2013 год – специалистов 2014 год – специалистов 2015 год – специалистов Финансирование – 192 миллиона рублей.


Федеральный закон от N 273-ФЗ (ред. от) "Об образовании в Российской Федерации" обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;


Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования 1. Обучающимся предоставляются академические права на: …2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого- медико-педагогической коррекции; 3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;


Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся 3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: …..8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей. 4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: 1) обеспечить получение детьми общего образования;


Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность 3. Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого- медико-педагогической комиссии.


Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся 9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.


Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении 13. Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования.


Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. 5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.


Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.


Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации. 12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.


Комментарии к ФЗ 273 Адаптированная основная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, т.е. образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов (ФЗ, ст.2, п.п. 28).


Комментарии к ФЗ 273 Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ, к которой относится ребенок (например, лиц с нарушениями зрения – слепых, слабовидящих; лиц с нарушением слуха – глухих, слабослышащих и т.д.). При этом адаптированию и модификации подлежат программы учебных предметов; учебники и рабочие тетради; электронные средства и формы организации обучения; формы организации учебного процесса; способы учебной работы с учащимися, имеющими особые образовательные потребности (способы организации коллективной учебной деятельности, способы коммуникации, способы предъявления и выполнения заданий, способы работы с текстовыми материалами, формы и способы контроля и оценки знаний, компетенций и мн. др.).


Медико-социальная экспертиза Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико- функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.


Индивидуальная программа реабилитации Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Однако для самого инвалида ИПР имеет рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объёма реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом


Основные виды нарушений функций организма и степени их выраженности нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций); нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования); нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности); нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений); нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета; нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).


Основные категории жизнедеятельности человека способность к самообслуживанию; способность к самостоятельному передвижению; способность к ориентации; способность к общению; способность контролировать свое поведение; способность к обучению; способность к трудовой деятельности.


Способность к обучению Способность к обучению - способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми): 1 степень - способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий; 2 степень - способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников, детей с ограниченными возможностями здоровья или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий; 3 степень - неспособность к обучению;


1. Реализацию индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) осуществляют организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, учреждения государственной службы реабилитации инвалидов, негосударственные реабилитационные учреждения, образовательные учреждения. 2. Координация мероприятий по реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) и оказание необходимого содействия инвалиду осуществляется органом социальной защиты населения. 3. Оценка результатов проведения мероприятий медицинской, психолого-педагогической, социальной и профессиональной реабилитации осуществляется специалистами бюро (Федерального бюро, главного бюро) при очередном освидетельствовании инвалида. Порядок реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида)


Положение о психолого-медико- педагогической комиссии Комиссия создается в целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.


II. Основные направления деятельности и права комиссии а) проведение комплексного психолого-медико- педагогического обследования (далее - обследование) детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей; б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций; г) оказание федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;


Основание для изменения ИПР по условиям образования Единственным специализированным органом, который правомочен давать рекомендации по условиям образования детей с особенностями развития, является ПМПК, которая определяет их исходя из образовательных возможностей и потребностей ребенка. Заключение ПМПК является основанием для изменения ИПР по условиям образования


Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы Мероприятия психолого-педагогической реабилитации Перечень мероприятий СрокИсполнительОтметка о выполнении или невыполнении


Мероприятия психолого-педагогической реабилитации Получение дошкольного воспитания и обучения Тип дошкольного образовательногоучреждения (нужное подчеркнуть):дошкольное учреждение общегоназначения; дошкольное учреждение общего назначения с соблюдением специального режима; коррекционная группа в дошкольном учреждении общегоназначения; специализированное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья(указать вид):______________


Мероприятия психолого-педагогической реабилитации Получение общего образования. Тип школьного образовательного учреждения (нужное подчеркнуть): общеобразовательная школа общего назначения (обучение с использованием обычной программы, в малых группах при соблюдении специального режима учебного процесса (указать какого)__________. коррекционный класс (группа) в школьном образовательном учреждении общего назначения; специализированное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (указать вид): _____________________________


Мероприятия психолого-педагогической реабилитации Условия получения общего образования (нужное подчеркнуть): в общеобразовательном учреждении, на дому, в лечебном (реабилитационном) учреждении. Форма получения общего образования (нужное подчеркнуть): очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), семейное образование, самообразование, экстернат. Режим занятий: учебная нагрузка в день (указывается в часах):___________ ; объем изучаемого материала (указывается в процентах от объема учебной программы): ________


Мероприятия психолого-педагогической реабилитации Получение профессионального образования Рекомендуемая профессия, специальность: _____________________. Тип образовательного учреждения профессионального образования (нужное подчеркнуть): общего назначения, специальное для инвалидов. Форма получения профессионального образования (нужное подчеркнуть):очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), семейное образование, самообразование, экстернат


Мероприятия психолого-педагогической реабилитации Проведение психолого-педагогической коррекции. Виды психолого-педагогической коррекции, в которой нуждается ребенок-инвалид (нужное подчеркнуть): коррекция несформированных высших психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков, взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями; формирование мотивации к обучению, социально-бытовых навыков и других навыков (вписать каких) _______________________


II. Порядок разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) В случае необходимости по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) в формировании индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка- инвалида) могут участвовать с правом совещательного голоса специалисты учреждений здравоохранения, государственных внебюджетных фондов, государственной службы занятости населения, работодатели, педагоги и другие специалисты.


Содержание ИПР ИПР должна содержать все необходимые инвалиду реабилитационные услуги и технические средства реабилитации – как включенные в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и не включенные в него.


Основание для изменения ИПР по условиям образования Единственным специализированным органом, который правомочен давать рекомендации по условиям образования детей с особенностями развития, является ПМПК, которая определяет их, исходя из образовательных возможностей и потребностей ребенка. Заключение ПМПК является основанием для изменения ИПР по условиям образования


Направления реализации ИПР в образовательном учреждении Организация постоянного сопровождения в процессе обучения специальным помощником (ребенок может нуждаться как в постоянном сопровождении, так и в сопровождении на период адаптации) Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса ребенка- инвалида Организация обучения ребенка-инвалида по индивидуальному учебному плану


О СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ (Письмо Минобрнауки РФ от аф-150/06) Формы и степень образовательной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития. Например, дети, уровень психофизического развития которых в целом соответствует возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться по обычной образовательной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений развития, при наличии необходимых технических средств обучения. При этом число детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в обычном классе, как правило, не должно превышать человек.


Постановление Правительства Москвы 669-ПП от 29 декабря 2011 года «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 14 сентября 2010 г. 789-ПП» 1.4. Пункт 1 постановления дополнить абзацем в следующей редакции: "Утвердить корректирующие коэффициенты к нормативам финансового обеспечения государственной услуги по предоставлению начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных образовательных учреждениях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, в целях обеспечения образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья согласно приложению 2 к настоящему постановлению.".


Корректирующий коэффициент к нормативам финансового обеспечения государственной услуги по предоставлению образования в целях обеспечения образовательного процесса обучающихся из числа детей-инвалидов, за исключением детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 2,0. Корректирующий коэффициент к нормативам финансового обеспечения государственной услуги по предоставлению начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных образовательных учреждениях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, в целях обеспечения образовательного процесса обучающихся из числа детей-инвалидов с нарушениями опорно- двигательного аппарата - 3,0.


Особенности финансирования Введение дополнительных ставок в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику, предусмотрено Методическими рекомендациями по составлению штатных расписаний государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы, утвержденными Приказом Департамента образования г. Москвы от 1 марта 2011 г Согласно п. 24 этих Методических рекомендаций в учреждениях, реализующих инклюзивное образование, при наличии в них не менее 6 детей с ограниченными возможностями здоровья могут быть введены следующие должности: - методист (координатор по инклюзивному образованию) - 0,5 единицы; - учитель-дефектолог - 1 единица; - педагог-психолог - 0,5 единицы; - тьютор - 1 единица.


Спасибо за внимание! сайт Института проблем интегративного (инклюзивного) образования (ИПИО МГППУ) сайт проекта Департамента образования г.Москвы «Образование без границ»

Кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора Института проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета
Осуществляет научное руководство исследовательскими, методологическими и просветительскими проектами в области инклюзивного образования с 2004 года.
Имеет научные труды, учебно-методические публикации и просветительские публикации в массовых СМИ по основным проблемам инклюзивной образовательной политики, культуры, теории и практики.

Программы профессиональной подготовки и переподготовки психологов и педагогов системы инклюзивного образования, разработанные в соавторстве:

  1. «Организационно-управленческие основы инклюзивного образования»
  2. «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях»
  3. «Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий на современном этапе развития образования»
  4. «Методология и технология реализации федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы»
  5. «Организация включения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в сферу дополнительного образования»
  6. «Образовательный менеджмент в сфере дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
  7. «Организация и сопровождение включения в систему дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
  8. «Организация и сопровождение программ дополнительного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов в процессе летнего оздоровительного отдыха»
  9. «Педагогические условия включения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в программы дополнительного образования»
  10. «Педагогические технологии программного обеспечения дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
  1. Кутепова Е.Н. Внедрение ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью: правовые возможности и реальные трудности // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы реализации и перспективы развития: Всероссийская научно-практическая конференция (29 января 2016 г. – Йошкар-Ола). [Электронный ресурс]. – Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования», 2016.
  2. Кутепова Е.Н. Условия получения образования ребенком с ОВЗ // Инклюзивное образование/сост.: М.Р. Битянова. М.: «Классное руководство и воспитание школьников», 2015. С. 21-33.
  3. Кутепова Е.Н. Законодательные основы деятельности ПМПК в российском образовании // Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий в современных условиях развития образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г.Новосибирск, 23-25 сентября 2015г.)/ под ред. С.В.Алехиной; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб.гос.пед.ун-т; Моск.гор.психол.-пед.ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015.
  4. Кутепова Е.Н. Взаимодействие специалистов в инклюзивной практике в условиях образовательных организаций // Вестник Дальневосточного федерального университета: психологические и педагогические науки. Выпуск 6. Комплексное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: проблемы и перспективы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Владивосток 28-29 апреля 2015 г.) / под ред. И.В. Носко. — Владивосток.: Изд- во Дальневосточного федерального университета, 2015. С. 26-32.
  5. Кутепова Е.Н., Волосовец Т.В. Новые направления в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья: инклюзивный подход // Основы дошкольной логопедии / Т.Б.Филичева, О.С.Орлова, Т.В.Туманова и др. – Москва: Эксмо, 2015.
    Кутепова Е.Н., Волосовец Т.В. Кадровое обеспечение внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015.
  6. Кутепова Е.Н. Опыт создания адаптированных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ на территории Российской Федерации // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015.
  7. Кутепова Е.Н., Волосовец Т.В. Педагогические кадры как условие получения образования детьми с ОВЗ // Инклюзивное образование: региональный опыт: сборник науч.статей по результатам научно-практической конференции. Саратов, 9-10 октября 2014г. – Саратов: ИЦ «Наука», 2015.
  8. Кутепова Е.Н. Обучающиеся с РАС в образовании России: реалии сегодняшнего дня // Комплексная реабилитация детей с расстройствами аутистического спектра в системе непрерывного образования: сборник материалов научно-практической конференции (3 апреля 2015 года).- М.:ПАРАДИГМА, 2015.
  9. Кутепова Е.Н. Новые реалии специального (коррекционного) образования // Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в едином образовательном пространстве: специальное и инклюзивное образование: сборник научных статей по материалам межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (19-20 декабря 2014 года) / Сост.: О.Г. Приходько и др.-М.:МГПУ, 2014.
  10. Кутепова Е.Н., Волосовец Т.В. Новый вектор развития специальной (коррекционной) школы // Сетевой научно-практический журнал «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА» Издательство: Институт управления образованием РАО (Москва) ISSN: 2311-2174. — 2014. — №3 (15). — С. 67-70.
  11. Кутепова Е.Н., Волосовец Т.В. Создание специальных условий для детей с ОВЗ, обучающихся в классах, реализующих адаптированные основные образовательные программы, в условиях общеобразовательной школы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика издательство: Российский университет дружбы народов (Москва). — 2014. — №3. — с. 102-108.
  12. Кутепова Е.Н., Н.А.Арапова-Пискарева, К.Ю.Белая и др. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  13. Кутепова Е.Н., Данелян В.Э. Модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях удаленного района // Психолого-педагогическое сопровождение в инклюзивном образовании: сборник научных статей / отв.ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. .- М.:ГБОУ ВПО МГППУ, 2014.
  14. Кутепова Е.Н., Медведева Т.П. Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна в инклюзивной группе ДОУ // Психолого-педагогическое сопровождение в инклюзивном образовании: сборник научных статей / отв.ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. — М.:ГБОУ ВПО МГППУ, 2014.
  15. Кутепова Е.Н., Алехина С.В., Борисова Н.В., Самсонова Е.В., Сунько Т.Ю., Алексеева М.Н., Фадина А.К. Деятельность руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательное пространство. М.:ГБОУ ВПО МГПУ, 2014.
  16. Кутепова Е.Н. Адаптированная образовательная программа // Деятельность педагога, учителя-предметника, классного руководителя при включении обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы.- М.:ГБОУ ВПО МГПУ, 2014.
  17. Кутепова Е.Н. Роль психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в определении условий получения образования ребенком с ОВЗ // Современные технологии логопедической помощи в условиях специального и инклюзивного образования: материалы городской межрегиональной научно-практической конференции.- М.:ГБОУ ВПО МГПУ, 2014.
  18. Кутепова Е.Н. Специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение как ресурс развития инклюзивного образования // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции/отв.ред. Алехина С.В. М.:ООО «Буки Веди», 2013.
  19. Кутепова Е.Н. История развития инклюзивного образования и модели его реализации // Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие / отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова.-М.:МГППУ. 2013.
  20. Кутепова Е.Н. Условия и технология социальной инклюзии детей в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография/отв. Ред. С.В.Алехина. М.:МГППУ, ООО»Буки Веди, 2013.
  21. Кутепова Е.Н., Левченко И.Ю., Приходько О.Г. и др. Особенности обучения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении. Методические рекомендации.М.,; СПб: Нестор-История, 2012.-216с. (серия «Инклюзивное образование»)
  22. Кутепова Е.Н., Ковалев Е.В., Фадина А.К., Николаенко В.И. Модель взаимодействия образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику, с психолого-педагогическим медико-социальным центром и специальным (коррекционным) образовательным учреждением. Методические рекомендации. М.; СПб: Нестор-История, 2013.-68 с. (серия «Инклюзивное образование»)
  23. Кутепова Е.Н. Опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики // Психологическая наука и образование, М.: 2011. № 1.
  24. Кутепова Е.Н., Волосовец Т.В. и др. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  25. Кутепова Е.Н., Волосовец Т.В. и др. Ребенок в инклюзивном дошкольном образовательном учреждении. М.: РУДН, 2010
  26. Кутепова Е.Н., Волосовец Т.В., Сенкевич Л.В. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция расстройств личности и поведения у социальных сирот. М.: РУДН, 2010

Выпускница дефектологического факультета МГПИ им. Ленина (1987). Закончила аспирантуру Московского городского психолого-педагогического университета. Кандидат педагогических наук, тема диссертации «Совершенствование процесса обучения умственно отсталых учащихся с применением программно-методических средств». Логопед, учитель русского языка и литературы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Доцент кафедры специального (дефектологического) образования факультета клинической и специальной психологии, с 2004 года заместитель директора Института проблем интерактивного (инклюзивного) образования Московского городского психолого-педагогического факультета. В том же году награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ. Автор научных работ и учебно-методических публикаций в области специального и инклюзивного образования. Известный спикер в СМИ по основным проблемам инклюзивной образовательной политики, культуры и практики. Научные интересы: нормативно-правовое урегулирование в сфере образования лиц с ОВЗ; создание условий для обучения лиц с ОВЗ на различных уровнях образования; специальная коррекционная педагогика как ресурс инклюзивного образования.

КУРС
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ
СТОИМОСТЬ

Использование в работе новых классификаций и критериев для формирования заключений ПМПК

72 ч (6 дней очных занятий)

Методология и технология реализации ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы

72 ч (6 дней очных занятий)

Публикации, связанные с содержанием представленных программ ДПО: 1. Кутепова Е.Н. Опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 103–112. 2. Кутепова Е.Н. К вопросу подготовки специалистов для реализации инклюзивной практики в системе образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. Москва, МГППУ, 2011. http://psyjournals.ru/files/44247/Inclusive_edu_Kutepova.pdf 3. Кутепова Е.Н. Внедрение ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью: правовые возможности и реальные трудности//Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы реализации и перспективы развития: Всероссийская научно-практическая конференция (29 января 2016 г. – Йошкар-Ола). [Электронный ресурс]. – Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования», 2016. 4. Кутепова Е.Н. Условия получения образования ребенком с ОВЗ // Инклюзивное образование/сост.: М.Р. Битянова. М.: «Классное руководство и воспитание школьников», 2015. С. 21-33. 5. Кутепова Е.Н. Законодательные основы деятельности ПМПК в российском образовании // Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий в современных условиях развития образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Новосибирск, 23-25 сентября 2015г.) / под ред. С.В.Алехиной; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб.гос.пед.ун-т; Моск.гор.психол.-пед.ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015 6. Кутепова Е.Н. Взаимодействие специалистов в инклюзивной практике в условиях образовательных организаций // Вестник Дальневосточного федерального университета: психологические и педагогические науки. Выпуск 6. Комплексное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: проблемы и перспективы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Владивосток 28-29 апреля 2015 г.) / под ред. И.В. Носко. - Владивосток.: Изд- во Дальневосточного федерального университета, 2015. С. 26-32. 7. Кутепова Е.Н., Волосовец Т.В. Новые направления в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья: инклюзивный подход // Основы дошкольной логопедии / Т.Б.Филичева, О.С.Орлова, Т.В.Туманова и др. – Москва: Эксмо, 2015. 8. Кутепова Е.Н. Адаптированная образовательная программа как условие получения образования ребенком с ОВЗ//Учебно-методическое пособие/Педагогический университет «Первое сентября», 2014.-31с.

Кандидат психологических наук, доцент, директор Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования, проректор по инклюзивному образованию ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», почетный работник общего образования РФ.

Андреева Татьяна Евгеньевна

Эксперт по оценке и развитию персонала, бизнес-тренер компании SPB TRAINING по развитию ключевых компетенций, разработчик систем развития кадрового резерва, специалист по критическому мышлению и развитию руководителей, автор методики интервью Mindskills.

Бастриков Юрий Вячеславович

Организационный психолог, коуч, бизнес-тренер. Опыт работы с организациями - более 20 лет. Богатый опыт внедрения систем обучения в организациях различного уровня, ведущих длительных программ по развитию навыков руководителей, лидерству и наставничеству.

Берсенева Евгения Александровна

Руководитель Центра высшего и дополнительного профессионального образования ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко», доктор медицинских наук, эксперт сотрудничающего центра ВОЗ.

Битянова Марина Ростиславовна

Директор АНО ДПО Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», кандидат психологических наук, доцент, научный руководитель Национального образовательного проекта «Умная школа в г. Иркутске», эксперт в области психологии образования.

Борисюк Юрий Александрович

Специалист в области системного анализа, моделирования и оптимизации процессов управления в организационных и организационно-технических системах, доктор технических наук. Мастер Студии управленческого консалтинга "Технологии эффективного управления организацией".

Боровикова Алина Михайловна

Профессиональный психолог, бизнес-тренер, руководитель «Тренинг-центра Боровиковой». Сторонник исключительно практической системы обучения. Автор – разработчик программ бизнес-тренингов. За годы работы провела более двухсот тренингов.

Бояринцева Анна Викторовна

Кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», психолог, Монтессори-педагог, кинезиолог, международный тренер по гимнастике мозга (BrainGym).

Буйлова Любовь Николаевна

Профессор, заведующая кафедрой воспитания и дополнительного образования ГАОУ ВО «Московский институт открытого образования», кандидат педагогических наук, доцент, почетный работник общего образования, эксперт в области дополнительного образования детей и внеурочной деятельности, постоянный автор педагогических изданий (более 200 публикаций).

Буянова Инна Брониславовна

Начальник отдела координации научно-исследовательской деятельности ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», сертифицированный медиатор в сфере бизнеса, экономики, трудовых отношений, модератор международных конференций в области педагогики.

Введенская Елена Станиславовна

Кандидат медицинских наук, член профильной комиссии Минздрава России по паллиативной помощи, врач-онколог, заведующая амбулаторной службой паллиативной медицинской помощи ГБУЗ НО «Городская клиническая больница № 30 Московского района г. Нижнего Новгорода».

Веннецкая Ольга Евгеньевна

Кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Российской академии образования, Почетный работник СПО, участник разработки программ «Миры детства» (2015), Примерной образовательной программы подготовки ребенка к школе (2008), руководитель инновационных площадок РАО.

Виноградов Виктор Николаевич

Кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры управления и экономики образования СПб АППО. Эксперт Комитета по образованию Санкт-Петербурга. Автор и разработчик семинаров-тренингов для руководителей города по вопросам внедрения ФГОС.

Герман Любовь Анатольевна

Кандидат экономических наук, доцент факультета права и экономической безопасности Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, бизнес-консультант, генеральный директор консалтинговой компании «WinB-consult», автор более 30 публикаций, ведущий курса MBA «General Management».

Деркачев Павел Владимирович

Ведущий научный сотрудник Центра прикладных экономических исследований и разработок, доцент Департамента образовательных программ Института образования Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", кандидат экономических наук.

Зингерман Борис Валентинович

Заведующий отделом IТ Гематологического научного центра Минздрава России, более 25 лет опыта в информатизации здравоохранения, член Экспертного совета по ИКТ Минздрава РФ, руководитель рабочей группы «Электронная медицинская карта» Экспертного совета.

Иванов Олег Борисович

Эксперт в области ЖКХ, председатель Совета НП «ЖКХ Контроль Московской области», заместитель председателя Общественного совета при Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, заслуженный юрист Московской области.

Ильина Светлана Сергеевна

Директор МБОУ Гимназия No 3 (городской округ Самара), Почетный работник общего образования РФ, призер Всероссийского конкурса «Директор школы-2013», победитель конкурса «Женщина-руководитель», лауреат общественной премии «Народное признание -2013», руководитель городского клуба «Учитель года».

Кадыров Фарит Накипович

Доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ, заместитель директора ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Кальдин Константин Михайлович

Профессиональный консультант по управлению лечебными учреждениями с 2000 года, большой опыт проектной работы, разработчик эффективных бизнес-решений, 12 лет управления медицинскими учреждениями, основатель консалтинговой компании ООО «Кальдин Консалтинг».

Каражакова Дина Александровна

Кандидат экономических наук, доцент факультета права и экономической безопасности Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, сертифицированный бизнес-тренер, бизнес-консультант, автор более 30 публикаций.

Кирсанова Юлия Андреевна

Руководитель лаборатории АНО «Институт прогрессивных технологий», действующий технический эксперт Росаккредитации, участник выставок «БИОТ», участник «Всероссийской недели охраны труда», участник «Всероссийского съезда специалистов по охране труда».

Козельская Татьяна Александровна

Заведующая МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 86 города Орла», эксперт аттестационной комиссии педагогов ДОО, специалист в области подготовки к проверкам со стороны органов контроля и надзора в сфере дошкольного образования.

Котова Евгения Викторовна

Кандидат экономических наук, собственник и генеральный директор аудиторской фирмы более 23 лет, аттестованный аудитор, с 2002 по 2016 годы арбитражный заседатель Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградский области, практикующий лектор, автор 4 книг и более 300 статей

Крюкова Алена Михайловна

Директор МАОУ – Гимназия № 47 (город Екатеринбург), Почетный работник общего образования РФ, призер Всероссийского конкурса «Директор школы-2013», обладатель звания «Элита российского образования», эксперт федерального уровня в сфере образования.

Кутепова Елена Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора ФГБНУ "Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования", автор научных работ в области специального и инклюзивного образования. Логопед, учитель русского языка и литературы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Лаптев Андрей Феликсович

Руководитель направления НП «Институт прогрессивных технологий», член рабочей группы Общественной палаты РФ по проведению Всероссийского общественного мониторинга в сфере охраны труда, эксперт комиссии Роструда по взаимодействию с общественными объединениями и экспертными сообществами, руководитель департамента охраны труда Общероссийского профсоюза НСБ.

Линденбратен Александр Леонидович

Доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, руководитель научного направления и заведующий отделом ФГБНУ "Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко", член правления Всероссийского общества специалистов по организации здравоохранения и общественного здоровья, член Общественного Совета при Росздравнадзоре.

Мачехина Ольга Николаевна

Кандидат педагогических наук, научный руководитель инновационного проекта ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования "Развитие мотивации к смысловому досуговому чтению через освоение приёмов медиапроектирования", учитель истории и обществознания, член Совета педагогического сообщества учебного проектирования.

Медведева Татьяна Павловна

Педагог-психолог детский сад «Наш дом» ГБОУ СОШ №1206, ведущий специалист по организации и проведению семинаров для специалистов и родителей по проблемам обучения и инклюзии детей с синдромом Дауна, профилактике социального сиротства.

Морарь Иван Николаевич

Ассистент кафедры поликлинической терапии, клинической лабораторной диагностики и медицинской биохимии ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет» (ЯГМУ), методист регионального центра организации первичной медико-санитарной помощи (РЦ ПМСП), врач общей практики.

Москова Екатерина Олеговна

Ведущий тренер компании SPB TRAINING, более 12 лет опыта, провела более 600 корпоративных тренингов, создала с нуля два учебных центра, ведёт авторские тренинги по темам командного взаимодействия, повышения эффективности деятельности и управления персоналом.

Муравьева Анна Александровна

Кандидат филологических наук, ведущий эксперт Центра изучения проблем профессионального образования, занимающегося исследованиями в области повышения качества и эффективности российского профессионального образования и вопросами интеграции российского профессионального образования в европейское образовательное пространство.

Мусиенко Светлана Игоревна

Исполнительный директор издательства "Линка-Пресс", методист ДО ЧУОО «Татьянинская школа», член Межрегиональной общественной организации «Объединение независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей».

Мушинская Оксана Александровна

Заместитель директора АНО «Институт Прогрессивных Технологий», специалист в области безопасности труда, руководитель отдела аутсорсинга и дистанционного обучения, спикер Всероссийской недели охраны труда, Россия, Сочи, 2015-2016г.г., участник выставок «БИОТ», участник «Всероссийского съезда специалистов по охране труда».

Муштавинская Ирина Валентиновна

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой общего образования СПб АППО, почётный работник общего образования РФ. Научный руководитель эксперимента по опережающему внедрению ФГОС в Санкт-Петербурге. Автор пособий по ФГОС СОО.

Островская Ирина Владимировна

Кандидат психологических наук, МВА в здравоохранении, доцент кафедры управления сестринской деятельностью Филиала Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (г. Москва); заместитель главного редактора журнала "Медицинская сестра", член Генерального совета Ассоциации специалистов с высшим сестринским образованием.

Павлова Оксана Анатольевна

Старший научный сотрудник Центра развития профессионального образования Московского политехнического университета, куратор федерального проекта «Внедрение демонстрационного экзамена в систему среднего профессионального образования».

Панов Алексей Валентинович

Управляющий ООО «Центр медицинского права», главный редактор информационного портала Право-мед.ру, член редколлегии журналов (г. Москва) «Здравоохранение», «Заместитель главного врача: лечебная работа и медицинская экспертиза», «Правовые вопросы в здравоохранении», член Ассоциации юристов России.

Петров Сергей Петрович

Кандидат медицинских наук, заместитель главного врача по клинико-экспертной работе в Центре инновационных медицинских технологий, является одним из авторов-разработчиков Приказа № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» от 10 мая 2017 года и рубрикатором клинических рекомендаций.

Петров Юрий Николаевич

Учитель химии ФГОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1699» Управления делами Президента Российской Федерации, обладатель международного сертификата преподавателя технологии РКМЧП, Победитель конкурса на соискание "Гранта Москвы" в сфере образования.

Пирогов Михаил Васильевич

Доктор экономических наук, профессор Московского областного научно-исследовательского клинического института (МОНИКИ), профессор Военно-медицинской академии (ВМедА), профессор Московского государственного областного технологического университета (МГОТУ), профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС).

Плотницкая Лариса Ивановна

Эксперт в области управления финансами, автор системы управления финансами ПЛОТЛИ, член ECF «Европейской Федерации Коучей», тренер Moscow Business School, Русской школы управления, МИРБИС, City Business School, Финансового университета при Правительстве РФ, собственник дистанционного центра обучения ООО «Финансовый навигатор».

Попов Дмитрий Витальевич

Ведущий эксперт в сфере закупок и информационной безопасности. Доцент, аккредитованный преподаватель НИУ ВШЭ, электронных торговых площадок: «Сбербанк-АСТ», «ЕЭТП», «РТС», «Система электронных торгов». Аналитик - консультант комиссий ведомственного контроля Министерства Здравоохранения, МВД, МЧС. Эксперт-аудитор Государственного научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации (НИИ СП) в СФО.

Пузырев Александр Владимирович

Профессор кафедры психологии и социальной педагогики ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет», сертифицированный специалист интегративной психологии, действительный член Международной Академии психологических наук (МАПН), автор более 260 научных работ, в том числе 4-х монографий.

Самойлова Наталья Викторовна

Бизнес-тренер, ведущий антикризисный консультант по разработке и реализации маркетинговых стратегий продвижения и стимулирования сбыта. Входит в десятку лучших тренеров России по маркетингу, признана лучшим консультантом в области маркетинговых коммуникаций, названа экспертным советом Гильдии Маркетологов России одной из восьми звезд российского маркетинга.

Самсонова Елена Валентиновна

Кандидат психологических наук, руководитель Научно-методического центра Института проблем инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета, руководитель исследовательских, методологических проектов в области инклюзивного образования.

Сененко Алия Шамильевна

Кандидат медицинских наук, заведующая отделением научных основ организации первичной медико-санитарной помощи ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Московского государственного медико-стоматологического университета.

Скорюкин Константин Владимирович

Бизнес-тренер, психолог, фасилитатор, коуч, лицензиат университета риторики и ораторского мастерства, руководитель школы ораторского мастерства «Спросите оратора», ведущий бизнес-тренер отдела обучения и развития HiPo МТС-Банк, старший бизнес-тренер Департамента collection Тинькофф Банк. Среди клиентов: Альфа-Банк, Благо Кредит, МФО Траст Альянс, Арт-кластер ТАВРИДА 5.0, Банк РНКБ, МТС Банк, Тинькофф Банк, Х5: Пятерочка.

Смолякова Диана Викторовна

Директор муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицея No 7 г. Томска, кандидат педагогических наук, учёное звание доцента по кафедре математики, теории и методики обучения математике, член Всероссийского Совета руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам НО, ОО и СО образования при Министерстве просвещения Российской Федерации (2019); финалист Всероссийского конкурса «Директор школы» (2018); лауреат премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры (2015).

Соколов Лев Александрович

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой Госслужбы и управления персоналом, проректор по повышению квалификации МГУУ Правительства Москвы, бизнес-тренер, специалист в области управления персоналом, развития и обучения, развития лидерства и управленческих навыков, коммуникаций, разрешения конфликтов, управления корпоративным обучением, разработчик и модератор стратегических сессий.