Появились малые предприятия. Кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства - критерии

Предприятия малого и среднего бизнеса имеют ряд преимуществ перед крупными организациями. В частности, они могут пользоваться льготными налоговыми режимами и претендовать на помощь государства на начальных этапах развития. Как определить, кто относится к категории МСП в 2018 году - читайте в этой статье.

Что такое малое предприятие?

Согласно закону №209-ФЗ "О развитии МСП в России" от 24.07.2007 г., субъектом малого и среднего предпринимательства (МСП) является любая коммерческая структура, зарегистрированная на территории страны и соотвестствующая определенным критериям.

Организационная форма в данном случае не играет существенной роли, то есть к малому бизнесу могут относиться как ИП, так и юрлица. Кроме того, приобрести статус МСП разрешено сельскохозяйственным и потребительским кооперативам, фермерским хозяйствам и хозяйственным партнерствам. Каким же критериям должна отвечать компания или ИП, чтобы считаться малым предприятием?

Критерии МСП

Критерии, позволяющие разграничить малые, средние и микропредприятия, указанны ст. 4 закона №209. Ограничения для субъектов МСП существуют по:
  • числу сотрудников,
  • размеру ежегодной прибыли,
  • доли участия в уставном капитале государства, а также других организаций.
Первые два параметра являются ключевыми и распространяются на все виды юрлиц, фермерских хозяйств и ИП. Рассмотрим критерии для субъектов МСП более детально.

В 2018 году в закон 209-ФЗ были внесены поправки, благодаря которым в России стало больше предприятий, котрые относят к субъектам МСП. Это произошло благодаря тому, что законодатели несколько подняли верхнюю планку по максимальным доходам для малого бизнеса. В частности, для микропредприятий максимальный объем заработка вырос с 60 до 120 миллионов, для малых – с 400 до 800 миллионов.

Показатели максимальной численности работников остались прежними. Для предприятий, занимающихся обработкой текстильных изделий и производством одежды, среднесписочные нормативы численности работников могут доходить до 1000 человек (постановление правительства №209-ФЗ от 22.11.2017 г.).

Изменения коснулись также того периода, в течение которого предприниматель сохраняет статус субъекта МСП после превышения лимита по численности работников или доходу. Ранее этот срок составлял два года, с 2018 года – три. Таким образом, компания, в текущем году перешагнувшая планку по численности или выручке, согласно 209-ФЗ будет входить в категорию субъектов МСП вплоть до 2021 года.

Еще один важный критерий для определения МСП – доля участия в уставном капитале фирмы. Для государственных структур, а также фондов, общественных и религиозных организаций она не может превышать 25% в УК малого предприятия. Другие коммерческие структуры могут занимать теперь до 49% До этого года ограничение составляло, как и для госструктур, - 25%.

Лимиты по доле участия государственных и коммерческих структур в УК не распространяются на:

  • участников проекта «Сколково»;
  • акционеров, работающих инновационном секторе экономики;
  • организации, применяющие на практике передовые технологические разработки их учредителей (научные, бюджетные учреждения).

Реестр субъектов МСП

Проверить статус фирмы можно, обратившись к государственному реестру субъектов МСП. Ресурс начал функционировать с 1 августа 2016 года и включает обширную базу данных по каждому представителю среднего или малого бизнеса.

Список формируется сотрудниками ФНС на основании данных, которые предприниматели подают в налоговую службу. В реестре содержится основная информация о компании: наименование, ИНН, адрес, категория, коды деятельности ОКВЭД, наличие лицензий и их виды.

По желанию бизнесменов в единую базу могут занести сведения о продукции, контакты, количество договоров, заключенных в рамках реализации программы госзакупок. Новые данные подаются в электронном виде на сайте ФНС.

Преимущества МСП

По сравнению с крупными холдингами, малые и средние предприятия обладают существенными привилегиями. Рассмотрим подробнее некоторые их них.

Организационные привилегии

1. Малый бизнес имеет право применять упрощенные режимы налогообложения, в рамках которых проще сдавать отчетность (на попуоярной УСН, сдают раз в год). Послабление не касается ООО или АО, чья выручка превышает 800 миллионов рублей в год. В таких организациях дополнительно проводится аудит.

2. Нет необходимости устанавливать лимит наличных средств по кассе. То есть бизнесмен может хранить в кассе любое количество денег.

3. Субъекты МСП обладают преимуществом перед крупными компаниями в процессе приобретения арендованной недвижимости (муниципальной, государственной).

4. Проверки надзорными органами компаний малого и среднего секторов бизнеса происходят по «щадящей» программе - не более 50 часов ежегодно. Микропредприятия инспектируют 15 часов каждый год.

Плановые проверки обязательны, если фирма или ИП ведет деятельность в области здравоохранения, теплоснабжения, образования, энергетики или общественных проектов

Налоговые льготы

Предприятие, попадающее в категорию субъектов МСП, может значительно снизить сумму налоговых отчислений. У существующих льготных систем налогообложения есть определенные условия, при которых их можно применять. Например, патентом (ПСН) юрлица воспользоваться не могут. По остальным режимам - упрощенной системе налогообложения, единому налогу на вмененный доход и единому сельхозналогу - все зависит от соответствия критериям по годовому доходу и численности организации.
Наименование системы налогообложения Лимит годового дохода Количество сотрудников
ЕНВД Не установлен Не более 100
УСН Не более 160 миллионов рублей Не более 100
ПСН (доступна только для ИП) Не более 60 миллионов рублей Не более 15
ЕСХН Доля прибыли от реализации с/х продукции - не меньше 70% от общего дохода Для ИП, предприятий в сфере рыбного хозяйства– до 300 человек, для с/х организаций – не ограничено

В 2016 году в законолательство внесли изменения, благодаря которым власти в российских регионах получили возможность снижать налоговые ставки по ЕНВД и УСН по своему усмотрению. Для единого налога на вмененный доход (ЕНВД) они могут уменьшить ставку с 15 до 7,5%, для УСН – с 7 до 1%. При этом компания или ИП должны без задержек уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды и создать новые рабочие места (расширять шатат).

Налоговые каникулы для МСП

В период с 2015 по 2020 год предприниматели, зарегистрировавшие свою деятельность впервые, вправе снизить налоговую ставку до 0%.

Налоговые каникулы требуют выполнения следующих условий:

  1. выбор ПСН или УСН в качестве системы налогообложения;
  2. документальное оформление компании сроком позднее даты, когда был принят закон о налоговых каникулах в пределах региона;
  3. вид деятельности должен соответствовать списку, зафиксированному в законе, принятом на региональном уровне.
Критерии, позволяющие определить субъекты МСП, в 2018 году не подверглись серьезным изменениям. Российское законодательство по-прежнему дает возможность представителям малого и среднего бизнеса самостоятельно выбирать удобную систему налогообложения и пользоваться льготами.

Предприятие может быть малым, средним и крупным. Последняя форма наименее распространена. Классификация весьма важна, так как от масштаба зависит налогообложение и отчетность. У малых и средних предприятий есть критерии. Именно на их основании определяется форма бизнеса.

Основные критерии малого предприятия

К субъектам малого бизнеса, согласно статье 4 закона №209, могут относиться:

  • Хозяйственные субъекты.
  • Производственные кооперативы.
  • Акционерные общества, если ценные бумаги относятся к инновационному сегменту.
  • ЮЛ, занятые в проектах интеллектуального характера.

Эти формы будут относиться к малым субъектам только тогда, когда они соответствуют заданным критериям. Последние установлены ФЗ от 24.07.2007 №209. Критериями считаются основные характеристики хозяйствующего субъекта: численность, доходность, состав уставного капитала.

Нормативные акты

В 2016 году было принято Постановление Правительства от 04.04.20016 г. №265. Оно определило новый критерий для малого предпринимательства. В частности, теперь критерием вместо выручки от основной деятельности (продажа товаров, услуг) является доход за текущий календарный год, полученный от всех форм деятельности. Максимальная доходность теперь составляет 800 000 000 рублей. Если доходность предприятия превышает названную цифру, оно будет считаться средним. Нововведения вывели некоторые предприятия за рамки малого бизнеса. Это значит, что эти субъекты не смогут воспользоваться сопутствующими льготами. Прочие критерии остались неизменными.

Основные и добавочные критерии

Равна 16-100 человек. Определяется она следующим образом:

  1. Находится среднесписочная численность сотрудников, работающих на условиях полной занятости.
  2. Находится среднесписочная численность сотрудников, работающих на условиях частичной занятости.

Добавочным критерием является общий процент членства прочих хозяйственных субъектов РФ в уставном фонде. Максимальный процент составляет 25%. Прочими субъектами могут являться муниципальные и общественные учреждения, благотворительные фонды. В фонде не должно быть более 49% общего процента участия прочих ЮЛ, которые не относятся к малому бизнесу, и иностранных компаний.

Порядок определения статуса предприятия

Рассмотрим этапы определения статуса компании:

  1. Определение среднесписочной численности сотрудников за прошедший год. Для вычислений выполняются расчеты на основании данных, направляемых в налоговую инспекцию. Для малого бизнеса среднесписочный показатель варьируется от 16 до 100 сотрудников.
  2. Определение дохода от всей деятельности предприятия за прошедший год. Расчеты производятся на основании сведений, подаваемых в целях налогообложения. Если предприятие совмещает режимы, суммируется доход по всем декларациям. Максимальная доходность для субъектов малого бизнеса – 800 000 000 рублей.
  3. Определение процента участия прочих субъектов в уставном фонде. Максимальный процент участия государственных структур, ЮЛ РФ, которые относятся к малому бизнесу, составляет 25%. Максимальный процент участия для иностранных компаний и ЮЛ, которые не относятся к малому бизнесу, составляет 49%.

От статуса предприятия зависит отчетность и налогообложение. Субъектам малого бизнеса предоставляются некоторые льготы.

Нюансы деятельности малого предприятия

Рассмотрим основные особенности существования субъектов малого бизнеса.

Учетная политика

Малое предприятие имеет право использовать упрощенный метод ведения бухучета. В данном случае не потребуется отражать в документации налоговые активы и налоговые обязательства, которые были отложены. Налог на прибыль нужно фиксировать в объеме, указанном в декларации. Если вносятся коррективы в , субъекты могут не проводить перерасчет показателей отчетности за 2 прошедших года.

Отчетность

Малым предприятиям не требуется сдавать полную отчетность. В обязательном порядке требуется только баланс, а также отчет о финансовых показателях по упрощенной форме. Также не требуется ставить фирменную печать. Не обязательна и подпись главбуха.

Налоговые льготы

Для малых предприятий нет лимита наличных, которые могут храниться в кассе. Субъект может пользоваться налоговыми льготами, устанавливаемыми региональными властями. Местные органы власти также могут уменьшать налоговые ставки для организаций, которые находятся на специальном режиме.

Основные критерии среднего предприятия

К субъектам среднего предпринимательства могут быть отнесены:

  • ИП, фермерские хозяйства.
  • ЮЛ: коммерческие компании, потребительские кооперативы.

Все субъекты среднего бизнеса обязаны пройти регистрацию. Информация о них фигурирует в едином госреестре.

Основные и дополнительные критерии среднего бизнеса

Субъекты среднего предпринимательства должны соответствовать следующим критериям:

  • Совокупная доля всех участников не больше 25% от уставного капитала. Данное условие не относятся к долям инвестиционных фондов. Совокупная доля иностранных субъектов и предприятий, не относящихся к малому бизнесу, не больше 49%. Это ограничение не относится к субъектам, которые занимаются интеллектуальной деятельностью.
  • Среднесписочная численность сотрудников от 101 до 250 сотрудников.
  • Доход от деятельности компании за прошедший год составляет не менее 800 000 000 рублей и не более 2 000 000 000 000 рублей. При расчете дохода из общей суммы вычитается НДС.

Все рассматриваемые значения определяются на основании официальных документов.

Отчетность и прочие нюансы для средних предприятий

Субъектам среднего бизнеса нужно готовить тот же пакет документов бухгалтерской отчетности, что и крупным предприятиям. Если годовой объем выручки больше 400 000 000 рублей, предприятие должно ежегодно осуществлять аудит отчетности. Аудиторское заключение является обязательным приложением к балансу и отчетности к финансовым показателям.

Обязательная отчетность включает в себя:

  • Баланс.
  • Отчет о финансовых показателях.
  • Приложения.

В состав обязательных приложений входит отчет об изменениях капитала, об операциях со средствами, о целевом направлении средств. Приложением также являются пояснения к документам.

Налоги

Если рассматривать вопросы налогообложения, средние предприятия проигрывают малым. Лишь ограниченное количество субъектов среднего бизнеса могут пользоваться и . Последняя актуальна только для ИП. УСН может применяться только по отдельным направлениям деятельности. Положительный момент – отсутствие ограничений относительно годового дохода. Региональные власти имеют право вводить льготы на налогообложение средних предприятий, уменьшать ставки. Выплаты по существенно меньше, чем при общей системе (ОСН). ЕНВД является основной налоговой системой для среднего предпринимательства.

Субъекты малого и среднего предпринимательства - данный правовой статус наделяет его обладателей рядом преимуществ по отношению к иным субъектам предпринимательской деятельности. Кто и на основании каких признаков относится к ним, расскажем в настоящей статье.

Критерии МСП в 2018 - 2019 году — сводная таблица

Чтобы понять, кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), необходимо обратиться к ст. 4 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (далее — ФЗ № 209). Представим критерии в виде таблицы.

Субъекты малого предпринимательства - критерии 2018 - 2019 года

Критерий

Дополнительные критерии, особенности

Госрегистрация юрлица/ ИП

Обязательно для всех субъектов

Включение в единый реестр МСП

Организационно-правовая форма

Хоз. общества

Хоз. партнерства

Хоз. товарищества

Принадлежность акционерам/участникам:

РФ или ее субъектам, муниципальным образованиям, общественным, религиозным или благотворительным фондам и организациям, не более 25% акций/долей;

Иностранным юрлицам и (или) юрлицам, не являющимся МСП, не более 49% акций/долей.

На хоз. общества не распространяются обязательные критерии по массовой доле участия РФ и иностранных юрлиц при соответствии общества хотя бы одному из следующих критериев:

Отнесение выпускаемых ими акций к инновационному сектору экономики в порядке, установленном Правительством РФ;

Участие в проекте «Сколково»;

Практическое применение результатов изобретений, достижений, ноу-хау и т.п, принадлежащих бюджетным/автономных научным или образовательным учреждениям;

Нахождение в списке организаций, поддерживающих развитие инноваций.

Иностранные юрлица

Кооперативы (потребительский, производственный

Численность штата

До 15 чел.-микропредприятие;

От 15 до 100 чел. - малое предприятие;

От 100 до 250 чел. - среднее предприятие.

Годовой доход

До 120 млн рублей - микропредприятие;

От 120 млн до 800 млн - малое предприятие;

От 800 млн до 2 млрд - среднее предприятие.

С 01.12.2018 круг субъектов МСП расширился (см. п. 2 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 03.08.2018 № 313-ФЗ) за счет:

  • хозяйственных товариществ, доля РФ, ее субъектов, муниципалитетов, общественных и религиозных организаций в складочном капитале которых не превышает 25%, а доля иностранного участия и юрлиц, не являющихся субъектами МСП - в пределах 49%;
  • иностранных юрлиц (за исключением офшорных), подпадающих под условия по годовому доходу и численности штата, установленные для средних предприятий без предъявления требования по участникам.

Кто относится к МСП - юридические признаки

В первую очередь законодатель обращает внимание на необходимость госрегистрации предприятия и внесения его в Единый государственный реестр юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 4 ФЗ № 209). Кроме того, субъект МСП должен иметь одну из следующих организационно-правовых форм (п. 1.1 ст. 4 ФЗ № 209):

  • хозяйственное общество или партнерство (с 01.12.2018 еще и хозтоварищество);
  • кооператив — производственный или потребительский;
  • крестьянско-фермерское хозяйство;
  • индивидуальный предприниматель.

ВАЖНО! Не могут быть отнесены к субъектам МСП организации иных форм (например, государственные и муниципальные унитарные предприятия).

Дополнительные требования к хозяйственным обществам и партнерствам

Для хозяйственных обществ/партнерств установлены дополнительные критерии отбора (ч. 1 п. 1.1 ст. 4 ФЗ № 209). Решающими факторами, позволяющими отнести их к МСП, будут:

  • участие в проекте «Сколково»;
  • применение различных изобретений, достижений, ноу-хау, принадлежащих бюджетным/автономных научным или образовательным учреждениям;
  • нахождение в списке организаций, поддерживающих развитие инноваций в соответствии с законом «О науке и государственно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ.

Если речь идет об ООО, то в их уставном капитале доля государственного или муниципального участия либо участия общественных, религиозных, благотворительных организаций или фондов не может быть более 25%, а доля иностранного участия субъектов, не являющихся МСП, — более 49%.

Для АО необходимо соответствие хотя бы одному из вышеперечисленных общих требований для хозяйственных обществ или двух специальных требований:

  • отнесение выпускаемых ими акций к инновационному сектору экономики в порядке, установленном Правительством РФ;
  • принадлежность таким акционерам, как РФ или ее субъекты, муниципальные образования, общественные, религиозные или благотворительные фонды и организации, не более 25% акций, а иностранным лицам, не являющимся МСП, не более 49% акций.

Определение принадлежности к МСП по критерию численности штата

Важнейший критерий для определения того, кто является субъектом малого предпринимательства, — численность штата. Если в организации число работников не превышает 15 человек, это позволяет отнести ее к микропредприятиям; численность не более 100 человек — к малым предприятиям; количество работников от 100 до 250 человек — к средним (п. 2.1 ст. 4 ФЗ № 209).

Для хозяйственных обществ/партнерств, основным видом деятельности которых является деятельность в сфере легкой промышленности, установлена предельная численность для средних предприятий в размере 1 тысячи человек. Правила формирования перечня предприятий, подпадающих под это правило установлены постановлением Правительства РФ от 22.11.2017 № 1412.

Какие организации являются МСП по критерию прибыли

Следующим критерием принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства является размер прибыли, получаемой субъектом в процессе его коммерческой деятельности. Критерий касается организаций любых организационно-правовых форм. Постановлением Правительства от 04.04.2016 № 265 установлена следующая дифференциация:

  • при годовом доходе до 120 млн руб. предприятие относится к микропредприятиям;
  • от 120 до 800 млн руб. — к малым предприятиям;
  • от 800 млн до 2 млрд руб. — к средним.

Для расчета вышеуказанной величины берется общий доход от всех видов деятельности, осуществляемых предприятием, независимо от налоговых режимов. Учитывается прибыль, полученная организацией за предыдущий календарный год.

Как правильно определить категорию бизнеса

В связи со сложной системой критериев на практике могут возникать проблемы с определением того, какие организации относятся к той или иной категории субъектов малого предпринимательства (микро-, малое или среднее предприятие).

При наличии противоречий между признаками в расчет берется тот, который имеет наибольшее значение (ч. 3 ст. 4 ФЗ № 209).

При этом действуют также дополнительные правила:

  1. Если ИП не использует труд наемных работников, то его отнесение к той или иной категории МСП осуществляется по критерию величины дохода.
  2. ИП, работающие по патентной системе, а также предприятия всех организационно-правовых форм и ИП, созданные в период с 01 августа по 31 июля следующего года, относятся по умолчанию к микропредприятиям.
  3. Предприятия — участники проекта «Сколково», освобожденные от обязанности представлять налоговую отчетность о величине дохода, относятся к той или иной категории МСП согласно критерию о численности штата.

Реестр МСП

Все субъекты малого и среднего предпринимательства включаются органами Федеральной налоговой службы в специальный реестр. Реестр обновляется 10 августа каждого года на основании данных ЕГРИП, ЕГРЮЛ, а также предоставляемых предприятиями сведений о численности штата, доходах, налоговых режимах; информации, поставляемой биржами, госорганами, держателями реестров владельцев ценных бумаг в соответствии с пп. 6, 6.1 ст. 4.1 ФЗ № 209. Вновь созданные юрлица и зарегистрированные ИП включаются в реестр не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем их государственной регистрации, равно как и сведения о данных предприятия в случае их изменения.

В реестре содержится следующая информация (п. 3 ст. 4.1 209-ФЗ):

  1. Наименование организации или Ф.И.О. ИП, адрес, ИНН.
  2. Дата внесения сведений в реестр.
  3. Присвоенная категория субъекта МСП.
  4. Коды по ОКВЭД.
  5. Информация о лицензиях предприятия, производимой продукции.
  6. Сведения об участии в закупках и заключенных контрактах и пр.

Информация из реестра является общедоступной и каждый месяц 10-го числа размещается на сайте ФНС РФ (п. 9 ст. 4.1 209-ФЗ).

Преимущества субъектов МСП

Какими же преимуществами обладают субъекты предпринимательства, соответствующие вышеописанным критериям МСП и внесенные в Единый реестр МСП? В основном они связаны с финансовой составляющей их деятельности и заключаются:

  1. В предоставлении налоговых льгот. В первую очередь речь идет о специальных налоговых режимах, таких как УСН, ЕНВД, патентная система и других, а также о налоговых каникулах (с 2015 по 2020 год ИП на патентной системе и УСН вправе в течение двух лет не платить налог). Кроме того, с 01.01.2016 по 31.12.2018 ряд предприятий МСП был освобожден от проведения налоговых проверок (ст. 26.1 закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
  2. Финансовой помощи со стороны государства в виде целевых субсидий и поддержки.
  3. Упрощенной бухгалтерской отчетности в соответствии с ч. 4 ст. 6 закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (право руководителя организации самостоятельно вести бухучет, упрощенная форма баланса и отчета и т. д.).
  4. Менее строгой кассовой дисциплине (см. указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У).
  5. Преимуществах в области аренды. Так, закон «Об особенностях отчуждения…» от 22.07.2008 № 159-ФЗ предусматривает преимущественное право для выкупа в собственность арендованного СМП государственного или муниципального имущества.
  6. Преференциях при участии в госзакупках и др.

Итак, в нашей статье мы рассмотрели, какие критерии в 2018 - 2019 году позволяют отнести организацию к субъектам малого и среднего предпринимательства и какими преимуществами и льготами они обладают. Система критериев достаточно сложна, а все соответствующие ей субъекты вносятся в Единый реестр МСП. Как стать малым/средним предприятием, рассказывается в статье

Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы

хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и

развиваться.

Малое предприятие - предприятие с незначительным количеством работников, небольшими объемами деятельности, большей частью рискованной (производственной, торговой, научной и т.п.) и производства, владелец которого несет полную ответственность за результаты хозяйствования, самостоятельно принимает управленческие решения с целью присвоения прибыли. В соответствии с новым законом к субъектам МП относятся внесенные в государственные реестры юридические лица, потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, зарегистрированные в качестве ИП, крестьянские и фермерские хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1. Для юридических лиц: суммарная доля участия в их уставном капитале в РФ, к субъектам РФ, общественных и религиозных организациях, благотворительных и иных органах не превышает 25%.

Доля принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимися субъектами МП не превышает 25%.

2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек, в том числе до 15 человек микропредприятия.

3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные правительством РФ.

Производными целями деятельности малых предприятий есть производство товаров и услуг высокого качества и низкой себестоимости, завоевание определенной ниши на рынке, удовлетворение потребительского спроса населения и др. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является:

Численность персонала;

Размер уставного капитала;

Величина активов;

Объем оборота (прибыли, дохода).

Малые предприятия могут быть разных форм собственности, прежде всего частной (трудовой и капиталистической) и коллективные. В России наибольшая доля малых предприятий в 1998 г. была коллективной (свыше 15 тыс.) и частной (основанной на собственной и чужой работе - свыше 6,3 тыс.) собственностью. В США почти 60% ферм ведут хозяйственную деятельность без найма рабочей силы. В России малые предприятия с частной формой собственности присвоили 24% балансовой прибыли, а коллективной - 75%, причем последние проявили высшую жизнеспособность (вследствие объединения капиталов, коллективного ведения предпринимательской деятельности и др.). В промышленности в 1998 г. малые коллективные предприятия изготовили почти 80% продукции, частные - 17, государственные - 2,5%.

Приведенное высшее определение характеризует лишь важнейшие признаки малого предпринимательства, его внутреннюю сущность. Полнее или комплексно такая сущность раскрывается в выполняемых им функциях, объединении положительных и отрицательных сторон.

Положительными чертами малых предприятий есть:

1) гибкость и мобильность в управлении и организации производства;

2) полное использование рабочей силы и оборудования, меньший уровень запасов (тогда как на крупных предприятиях остаются незагруженными в среднем 75% производственных мощностей);

3) рациональная организационная структура предприятия;

4) быстрая адаптация к конъюнктуре рынка, местных условий, запросов потребителей, оперативное обновление ассортиментов продукции;

5) возможность быстрого внедрения значительной доли новых идей, проектов и создание новых образцов продукции;

6) невысокие эксплуатационные расходы;

7) относительно небольшой капитал для создания таких предприятий;

8) возможность уменьшения расходов производства за счет узкой специализации, экономии на управленческих расходах и др.;

9) высокие шансы на успех;

10) значительная роль в создании новых рабочих мест;

11) большое значение в формировании среднего класса населения;

12) создание конкурентной среды как важной движущей силы экономического прогресса;

13) формирование предпринимательства как фактора социально-экономического прогресса.

Основными недостатками деятельности малых предприятий есть:

1) низшая производительность работы (в большинстве случаев) сравнительно с крупными предприятиями;

2) неспособность внедрять важные капиталоемкие достижения науки и техники в производство;

3) высокая интенсивность работы за счет более длительного рабочего дня, использование семейной работы;

4) экономия на условиях работы и технике безопасности;

5) ограниченная возможность повышать квалификационный уровень нанимаемых работников;

6) значительные трудности с финансированием, получением кредитов, недостаточность оборотных средств, задолженность и т.п.;

7) отсутствие профсоюзов, а итак тех прав в управлении производством, которые завоевали нанимаемые работники на крупных предприятиях;

8) ограниченность во внедрении прогресивнейших форм и методов организации производства;

9) формирование совокупностью малых предприятий вообще стихийного характера развития немонополизированного сектора экономики, лишь частично подчиненного действия закона планомерного развития (той мерой, которой эти предприятия втянутые в контрактные отношения с крупными компаниями и государством).

Даже простое сопоставление положительных и отрицательных сторон деятельности малых предприятий, которые являются противоречивыми в пределах единой системной сущности, свидетельствует о доминировании положительных черт, а потому является основанием для экономической целесообразности расширения масштабов такой деятельности.

Если сущность такого предпринимательства анализировать комплексно, со стороны выполняемых им функций (новаторской, организационной, хозяйственной, социальной), то роль малых предприятий неоднозначная. Так, роль их в реализации новаторской функции (т.е. содействии процесса продуцирования новых идей - технических, научных, организаторских, управленческих и т.п.) чрезвычайно важная (особенно новых научных и технических идей, создании проектов, осуществлении исследовательско-конструкторских разработок).

Тем не менее в процессе реализации организационной функции предпринимательства (внедрении новых форм и методов организации производства, новых форм заработной платы, рациональном объединении форм единичного разделения труда и др.) их роль незначительная.

Большое значение малых предприятий в процессе реализации хозяйственной функции предпринимательства (т.е. эффективном использовании большинства трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных ресурсов) и социальной функции (изготовлении товаров и услуг, необходимых обществу, в трудоустройстве значительной доли трудоспособного населения и т.п.). Но существеннее роль (даже сравнительно с крупными фирмами) играют малые предприятия в реализации личностной функции предпринимательства (т.е. самореализации собственной цели предпринимателя, получении им удовлетворение от своей деятельности).

Чтобы усилить положительные и ослабить отрицательные стороны деятельности предприятий, необходимая всесторонняя поддержка государством их деятельности.

Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП.

Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Этот малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъектуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.

Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.

Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.

Чтобы глубже и подробнее разобраться и понять необходимость малого бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого бизнеса.

Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно.

В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка малого бизнеса на государственном уровне.

В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.

Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства.

Суть налоговой политики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий.

Малые предприятия выполняют в капиталистической экономике разнообразные функции. Как правило, они специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, а крупные предприятия ведут сборку готовых изделий. Иногда малые предприятия осуществляют промежуточную сборку. Среднее время жизни малых предприятий где-то 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся.

Все малые довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течении недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. В основном это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и т.д. и т.п.

В развитых странах именно малому бизнесу уделяются внимание в государственном масштабе. Государство поддерживает малый бизнес как деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики.

Однако, с большим сожалением, приходится констатировать, что именно больше всего не повезло в ходе развернувшихся в России экономических преобразований малому бизнесу. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как и нет хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.

По закону, малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом.

Сложившаяся экономическая обстановка подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом.

Который вступил в силу 30 июня, увеличена доля участия иностранных юридических лиц, а также предприятий, не являющихся малыми и средними, в уставном капитале субъектов малого и среднего предпринимательства с 25 до 49 процентов. Этим же законом установлено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства (МСП) изменяется только в случае, если значения выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех (а не двух, как раньше) календарных лет.

Напомним, что критерии субъектов малого и среднего предпринимательства приведены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ (далее - Закон № 209-ФЗ). К таким субъектам относятся потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства, для которых выполняются следующие условия.

Первое условие - средняя численность работников

За предшествующий календарный год средняя численность работников организации или ИП не должна превышать пределы численности для каждой категории субъекта МСП:

  • от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
  • до ста человек включительно для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек).

Второе условие - выручка от реализации товаров (работ, услуг)

Выручка организации или ИП от реализации без учета НДС за прошлый календарный год не должна превышать 60 млн. рублей для микропредприятий, 400 млн. рублей для малых предприятий и 1 млрд. рублей для средних предприятий.

Предельные значения выручки утверждаются Правительством РФ. При этом прежняя редакция статьи 4 Закона № 209-ФЗ обязывала пересматривать такие значения каждые пять лет. Законом требование к такой периодичности исключено.

Важный момент: раньше, для того, чтобы организация или ИП получили либо утратили статус субъекта МСП, оба условия (показатели средней численности и выручки) должны выполняться либо не выполняться в течение двух календарных лет подряд. А по новым правилам, действующим с 30 июня, категория субъекта МСП будет меняться, только если значения выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех следующих друг за другом календарных лет. То есть, если, к примеру, выручка за 2013-2015 гг. будет превышать 400 млн. рублей, то организация перестанет признаваться субъектом малого предпринимательства только в 2016 году.

Третье условие (только для организаций) - доля участия в уставном капитале

До 30 июня к субъектам малого и среднего предпринимательства, в общем случае, относились организации, в уставном капитале которых:

  • суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций, общественных и религиозных организаций, а также благотворительных и иных фондов не превышала 25 процентов.
  • доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не превышала 25 процентов.

С 30 июня требования к размеру доли для некоторых организаций изменились. Теперь к субъектам малого и среднего предпринимательства, в общем случае, относятся организации, в уставном капитале которых:

  • доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных организаций в уставном капитале организации не превышает 25 процентов;
  • суммарная доля участия иностранных юридических лиц не превышает 49 процентов;
  • суммарная доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не превышает 49 процентов.

Напомним, что организации и предприниматели, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, могут существенно упросить свой бухгалтерский учет и отчетность. Кроме этого, для них действует упрощенный порядок кассовой дисциплины.