Сценарий праздника «Веселые посиделки» в детском саду. Осенние посиделки на Покров

Описание работы: сценарий данного мероприятия «Весёлые посиделки» предназначен для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ и рекомендован к проведению с детьми старшего дошкольного возраста. Посвященный фольклорной тематике, он, вместе с соответствующими декорациями, костюмами и музыкальными номерами, потешными аттракционами, непременно вызовет у детей интерес к русскому народному творчеству.

Цель: Воспитывать любовь к народному творчеству.

Задачи:

· Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;

· Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;

· Дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр, хороводов;

· Доставить детям радость.

Взрослые:

· Ведущая

· Хозяйка

· Домовой Кузя

Дети:

· Колобок

· Медведь

· Машенька

Атрибуты :

· Четыре клубка пряжи

· Лисья рукавичка

· Корзинка с рыбой

· Платочек для игры, 8 платков для танца

· 2 ведра, коромысло, снежки

· 8 деревянных ложек

· Короб, пирожки

Анализ : На основе данного сценария был проведен фольклорный праздник с детьми подготовительной к школе группе детского сада «Колосок». Стоявшая изначально цель - воспитывать у детей любовь к народному творчеству была достигнута: дошкольники с интересом рассматривали использованные декорации, с удовольствием исполняли русские народные напевы и танцы, с неподдельным задором участвовали в играх фольклорного характера. Детям к изучению были представлены пословицы, поговорки, песни, которые, несомненно, послужили развитию эстетического восприятия народного творчества. Сюжет мероприятия, его действующие персонажи, пляски, песни вызвали у детей огромный интерес, о чем свидетельствовал высокий уровень их концентрации на происходящем на протяжении всего праздника.

Ход мероприятия

Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетёные кружева, деревянные, расписные и гончарные изделия, русские народные игрушки и т.д..

/ На середину зала выходит ведущая (воспитатель) /

Ведущая : На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод -

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить.

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

/ Под русскую народную мелодию «Коробейники» выходит Хозяйка и встречает гостей /

Хозяйка: Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.

/ Входят дети подготовительной группы /

Мальчик: Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.

/ Хозяйка рассаживает детей /

Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Мальчик : Гости - люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка : Редкий гость никогда не в тягость.

Девочка: Дома сидеть - ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

Хозяйка : Давно я Вас жду - поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Мальчик : Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба.

Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дедко Морозко, да бабка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.

/ Дети по очереди говорят пословицы /

1) Наша изба ровно тепла - на дворе метель, а у нас тепло!

2) Домом жить - не лукошко шить!

3) Домом жить - не развеся уши ходить!

4) Домом жить - обо всём не тужить!

5) Дом вести - не лапти плести.

6) Хозяюшка в дому, что оладушек в меду:

Она приберёт, она позовёт,

Она одна за всех отвечает!

Хозяйка: Молодцы, ребята. Вон сколько пословиц про мою избу знаете, и про меня не забыли.

Ведущая : Хозяюшка, а мы песню про твою избу знаем. Хочешь послушать?

Хозяйка: С удовольствием, я Вам даже подыграю.

/ Исполняется песня «Русская изба», музыка и слова З. Я. Роот /

Хозяйка:

Вот спасибо мои милые, песня и впрямь про мою избу.

Ну, хватит песни распевать, пора и за работу браться.

Есть у меня для Вас, красны девицы и добры молодцы, одно задание: все нитки мои кот Васька размотал (игрался), помогите мне их в клубочки смотать. Мальчики будут нитки держать, а девочки - сматывать. Как музыка зазвучит, надо ниточку в клубочек наматывать, а как прекратится - хватит Вас и ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование.

/ Проводится соревнование «Смотай нитку в клубок» /

Хозяйка : Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше, да тяжелее? (Хвалит детей)

Работать-то Вы - мастера, а плясать-то умеете».

Ведущая : Веселил нас много раз хороводный перепляс,

Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!

/ Исполняется хороводный перепляс «Полянка» (русская народная мелодия) /

Хозяйка: Ребята, как Вы думаете, почему в моей избе так тепло и уютно? (ответы детей)

Правильно! Весь день печка пыхтит - старается. Хлеб печёт, щи, да кашу варит.

Печь избу согревает, да освещает.

Хозяйка : Кто это из-за печи со мной разговаривает?

Хозяйка: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь, да снами поговоришь?

Хозяйка: Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами, да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это? А?

Хозяйка: Обижаться не надо - уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Ребята,

Хочется Вам увидеть настоящего Домового?

Дети: Да!!!

Хозяйка : Тогда давайте дружно позовём его все вместе: «Домовой, Домовой, приходи к нам Домой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да подружнее.

/ Хозяйка вместе с ребятами повторяет призыв несколько раз. Наконец, появляется Домовой».

Кузя: (неуверенно) Здра-а-асте, это Вы меня звали?

Хозяйка: Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи, садись к печке, здесь тебе будет уютнее.

Кузя: Спасибо. Добрая ты, видать, Хозяюшка. И меня в гости пригласила, и всех ребят

Научила, как это сделать. И сама какая красавица. Да какая мудрая - ты Хозяюшка чудная!

Хозяйка: Спасибо, спасибо. Захвалил ты меня, а про себя то нам расскажешь?

Кузя : Ну…так и быть - слушайте! (поёт)

Я хозяйственный такой -

Добрый Кузя Домовой.

Сказки сказывать могу,

Всем испечь по пирогу.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Чтобы в доме был покой,

Рад стараться Домовой,

Чтобы мир был и лады -

Охраняю от беды.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Хозяйка: Прекрасная песня. Так тебя Кузей зовут? Давайте поиграем с Кузей, порадуем его.

/ Проводится игра «Домовой». Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню:

Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай, да и нам заданье дай.

Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!

(Кузя в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Кузя.)/

Татьяна Родичева

Тема : Фольклорное развлечение «Русские посиделки »

Цель : Приобщать детей к традициям русского народа , совершенствуя их художественно – речевые способности посредством участия в совместных играх с другими детьми и родителями.

Ход развлечения:

Зал оформлен в виде избы, стол, на столе стоит самовар, разная утварь, стоит печь, лавки.

Ведущая :

На завалинках в светелке,

Иль на бревнышках каких

Собирались на посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как в горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом эти посиделки

Были праздником души.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить :

Скучно жить без посиделок ,

Их бы надо возродить!

Под рус нар мел. «Как у наших, у ворот» дети заходят в зал

Ведущая :

Здравствуйте, детушки малые, да люди добрые!

Собрались мы позабавиться, да потешиться. Поиграть, пошутить, посмеяться…

Здесь не погреб, не чулан

Не растет за ним тюльпан

Есть здесь светлая светлица-

Русская горница .

Есть и печка и труба

Это русская … .(Изба) Чтоб на посиделки

В русскую избу попасть

Надо ворота найти

Да под ними парами пройти…

Игра «Золотые ворота» (с родителями) под запись р. н. м. «К нам гости пришли» :

Ай, лю - ли, ай лю - ли.

Наши руки мы сплели,

Мы их подняли повыше –

Получилась красота.

Получились непростые –

Золотые ворота.

Кто пару найдет,

Тот в ворота пройдет!

Все рассаживаются на места

Ведущая :

Вот уж в избу мы вошли

Что ж тут видим?

Что нашли?

Горница здесь небольшая

Да красивая какая!

На убранство поглядите.

Да про всё мне расскажите!

Игра «Отгадай что есть в избе…» :

1. Она стоит в русской избе

От неё тепло везде

Вы поймете, о чём речь

Это русская… (печь) 2. Кашу варит всем дружок,

Круглобокий. (чугунок) .

3. В печку слазить очень рад,

А зовут его. (ухват) . 4. Стоит у стола длинная кошка

У нее четыре ножки.

Сидит на ней вся семья

Это (скамья)

5. У нее доска и палка-

Это бабушкина. (прялка) . 6. Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло

Держит ведра (коромысло) .

7. Встану я рано, пойду я к Ивану,

К долгому носу, к толстой голове.

Он висит, болтается,

Всяк ему поклоняется… (рукомойник)

Ведущая :

Осмотрели избу мы…

Эй, хозяева, где вы?

Под р. н. м. «Полянка» на середину зала выходит «семья»

Отец :

Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окошко глядеть!

Вам ли сегодня туманиться, грустить, да печалиться!

Мать :

Рады вас видеть у себя в гостях, в нашей горнице.

Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный!

По обычаю, по - старинному - посиделками называется .

Старший сын :

Пожалуйте, гости дорогие!

У нас для каждого найдется и местечко и словечко.

Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус.

Кому сказку, кому правду, кому песенку…

Старшая дочь :

Мы давно гостей уж поджидаем,

Без вас речей не начинаем

Для каждого найдется

Глоток водицы из колодца

Младший сын :

Гости на порог – хозяину радость. Милости просим.

Подарки есть на всякий вкус :

А по старинному русскому обычаю , дорогих гостей угощают хлебом-солью.

За хлебом да за солью всякая шутка хороша!

Младшая дочь :

Много танцев есть на свете

Мы их любим танцевать.

И на этих посиделках

Мы хотели бы сплясать!

Дети исполняют хоровод «Весна – красна идет» (авт. Т. Морозова)

Дети рассаживаются на места

Ведущая :

Ай- да, во славном посаде Тихвинском,

Да в саду – то «Россияночка» ,

На посиделки русские народные

Молодой князь со боярами пожаловал

Под р. н. м. «Из – под дуба…» выходит мальчик с костюме князя и два мальчика в костюмах бояр :

Князь :

Я Русич, и горжусь я этим,

Землёй своей родной горжусь,

Горжусь делами предков славных,

Тобой горжусь - родная Русь! Быть Русским - значит соблюдать

От предков данный нам завет :

По Совести и Правде жить,

За каждый шаг держать ответ.

Ведущая :

Верно князь слово молвит. Собрались мы позабавиться, да потешиться. Поиграть, пошутить, посмеяться. Но посиделки на Руси немыслимы были без ремесла.

1Мальчик в костюме боярина :

На Руси уж так идет,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец, и на дудочке игрец.

И блоху он подкует, дом добротный возведет,

Утварь всю по дому справит,

Чашей полной дом тот станет.

2 мальчик в костюме боярина :

Ох! Ребята, что за диво,

Как чудесно и красиво!

На телеге проезжали

И сундук вдруг потеряли.

Эй! Заглянем в сундучок,

И узнаем, что есть что…

Игра «Русский сундучок » (с родителями)

Под р. н. п. «Шел козел по лесу…» участники игры берут в сундуке «грамотки» с загадками, читают задание и находят необходимые предметы, разложенные на столе.

1. Чем больше я верчусь, тем больше я толстею. (Веретено)

2. Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. (Клубок ниток)

3. В полотняной стране по реке Простыне плывет пароход, то назад, то вперед,

А за ним такая гладь - ни морщинки не видать. (Рубель)

4. Сама не ест, а людей кормит. (Ложка) .

5. Говорит дорожка - два вышитых конца :

«Помойся хоть немножко, чернила смой с лица.

Иначе ты в полдня испачкаешь меня»(Рушник)

6. Привяжешь - пойдут, отвяжешь - останутся (Лапти)

7. Тело бело, Душа льняная, Маковка золотая. (Свеча)

8. Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)

9. Новая посудина, а вся в дырках. (Сито, решето)

10. Днем - обручем, ночью - змеей. (Пояс)

Все рассаживаются на места

Ведущая :

А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц.

Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучаешься.

Выходите, ладушки – красавицы. Покажите свое мастерство.

Как музыка начнет играть,

Надо ниточку в клубочек намотать.

А как закончит музыка играть,

Значит, хватит вам и ниточку мотать.

Понятно ли задание? Начинаем соревнование!

Игра : "Смотай клубочек"

Выходят девочки и под р. н. п. «Ах, вы сени» вместе с мамами начинают наматывать нити на клубки.

Ведущая :

А вы, добры молодцы, что призадумались? Призадумались, закручинились?

Вижу, вижу, что и вам поиграть захотелось.

И для вас у меня есть игра-забава, где силушку молодецкую надо показать.

Игра - эстафета «Растопи печку»

Мальчики и их родители встают в две колонны.

По команде под р. н. п. «Ах, ты береза» каждый ребенок берет палку – «Прутик» , а взрослый – кубик – «уголек» и несут к печке, возвращаясь, передают эстафету другому. Победит тот, кто быстрее перенесет все предметы.

Ведущая :

Долог день до вечера, коли делать нечего.

А как с работой управились,

Так и отдохнуть можно…

Расступись, честной народ, отдохни немножко,

К нам Потешница идет, поразвлечь немножко .

Под р. н. м. «Как под яблонькой» » выходит Девочка - Потешница :

Сидят в теремах-светлицах

Небылицы в лицах,

Щелкают орешка, да творят насмешки,

Ни короткие, ни длинные,

А такие, что в самый раз,

Как от меня до вас!

Исполняются шутливые диалоги :

1мальчик :

Ой, ребята, а я что видел!

1мальчик :

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из подворотни лают ворота!

1 девочка :

Лошадь ела кашу, а мужик овес.

Лошадь села в сани, а мужик повез.

2 мальчик :

Стучит-бренчит по улице, Фома едет на курице.

А Тимошка на кошке, по кривой дорожке!

2 девочка :

Катя-Катя, Катюха! Оседлала петуха.

Петух заржал, на забор забежал!

Девочка – Потешница :

Ну, ребята, вы загнули,

Чуть не до смерти пугнули,

Да и где же это видано?

Да и где же это слыхано?

Ведущая :

Делу – время, потехе – час.

Кто будет играть со мной сейчас?

Созывайте всех гостей,

Да вставайте в круг скорей.

Мы трудились долгие недели

Покатаемся теперь на карусели.

Дети приглашают родителей и катаются на карусели (р. н. м. «Карусель» )

Ведущая :

Рас два, три, четыре, пять,

Будем дружно мы играть.

Вы кружок не разбивайте,

Веничек передавайте.

Будем передавать веник.

На ком веник остановиться, тот и загадку отгадывает.

Игра "Веник"

Под р. н. п. «Барыня» все играющие передают веник из рук в руки.

Когда музыка останавливается тот, у кого веник в руках, отгадывает загадку.

Загадки :

1. Мы собрали хоровод.

Пригласили весь народ,

Дополняет наш кружок

Добрый русский наш ---Пастуший рожок

2. Деревянные пластинки, разноцветные картинки,

Стучат, звенят – плясать велят! ---Трещотки

3. Три струны, ее узнай-ка,

Заиграла --- Балалайка.

4. Без нее деревни скучно,

Вместе с ней поют частушки.

Пляшет Маша и Антошка

Под веселую --- Гармошку.

5. Если хочешь поиграть, нужно в руки ее взять

И подуть в нее слегка - будет музыка слышна. --- Дудка

6. Тук, тук, тук все услышали мы стук,

Потерпи немножко, заиграем --- Ложка!

Ведущая :

А то, что ложка на досуге веселушка, мы сейчас с вами всем докажем.

1 ребенок

Звонкие, резные

Ложки расписные.

От зари и до зари

Веселятся ложкари! 2 ребенок : При царе, да при Горохе

Озорные скоморохи

По дороге в балаган

Потеряли барабан,

Бубен в руки взяли,

Музыку сыграли!

3 ребенок :

Ложки, бубны – молодцы!

Еще лучше – бубенцы!

Бубенцов трель хороша

Эх, веселись, моя душа!

Игра на дет муз инструментах : оркестр детей и оркестр родителей

(В. Герчик «Песенка друзей» /исправленная/)

Все садятся на места

Ведущая :

Ой, да какие же вы молодцы, замечательно играете!

Ну, продолжаем наше веселье. (берет туесок со скороговорками) :

Кто-то пусть скороговорит,

Остальных прошу молчать.

Грамоту вы открывайте,

Скороговорочку читайте,

Да складно быстро повторяйте. Скороговорки :

1. Три сороки - тараторки тараторили на горке!

2. Мамаша Ромаше дала сыворотки из простокваши.

3. Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.

4. Несет Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

5. Пекарь Петр пек пирог.

6. Ткет ткач ткани на платки Тане.

Дети и родители по очереди повторяют скороговорки по три раза, соревнуясь.

Ведущая :

Ай, да молодцы! Славно, славно у вас получается.

Но одними играми да плясками сыт не будешь.

Славится наш народ радушием да угощением знатным.

Не зря в народе говориться : хлеб да каша – пища наша.

А ну – ка, хозяюшки, выходите, да каши чугунок нам скорей наварите.

Исполняется танец «Варись, варись, кашка» (сл. Н. кузьминых, муз. Е. Шанин)

Ведущая :

Мы и пели, и плясали,

Вместе весело играли.

Только князь вдруг к нам идет

Грамоту с собой несет Ребенок в костюме князя вручает грамоту

Ведущая :

Песни, пляски от души

Были очень хороши.

Я ж издал такой указ :

Чтоб порадовать всех нас

И запомнить посиделки ,

Изготовить всем поделки :

Нужно тот час взять матрешку

Расписать ее немножко!

Совместная творческая деятельность «Роспись матрешки»

(п. «Русские матрешки » )

Ведущая :

Издавна люди на Руси отличались гостеприимством. Гостей приветливо встречали, усаживали за широкий стол. Душистым чаем угощали, а чай из самовара наливали.

1 ребенок :

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит –

Всем пить чай велит. 2 ребенок : Ай, качи, качи, качи,

Глянь баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам осталися одни бараночки!

Ведущая :

А я для вас как – раз баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила.

Спасибо хозяин с хозяйкой за гостеприимство. За веселье знатное. За посиделки русские .

Приглашаем всех : и князя с боярами,

И семью дружную русскую ,

И людей тихвинских посадских,

И гостей чинов и званий разных

Милости просим к столу

Отведать душистого чая.

Под р. н. м. «Белолица – круглолица» дети и родители небольшими группами подходят к хозяину с хозяйкой, раскланиваются, уходят из зала

и проходят в группу для чаепития.


Осенние посиделки в гостях у домовенка Кузьки для смешанной группы детей 3-5 лет и их родителей

Праздник проходит в группе, украшенной в народном стиле под русскую избу. Дети и взрослые одеты в русские народные костюмы: папы и мальчики в косоворотки, мамы и дочки в сарафаны, кокошники, ленты. Все входят в группу, здороваются с воспитателем-хозяйкой, проходят на заранее обговоренные места. Каждый выбирает работу по душе: кто вяжет, кто вышивает, кто прядет, кто ложки вырезает, а кто-то игрушки расписывает. Дети сидят рядом с родителями, у них в руках тряпичные куклы, клубочки ниток, красочные книжки, свистульки-глинянки. Тихим фоном звучит в грамзаписи народная мелодия (на выбор музыкального руководителя).

Хозяйка: В старые времена, когда осенью уже собрали урожай, приходили все на праздники, на веселые посиделки. Вот и мы с вами сегодня и песенки споем, и попляшем, и работу свою завершим. Ой, а кто это шуршит за моей спиной?

Слышится кряхтение, сопение, появляется рядом с хозяйкой кукла — домовенок Кузька, боязливо всех оглядывает, ворчит (куклой управляет воспитатель).

Кузька : О, народу-то в избе, народу. Откуда только понашли-понаехали? А хозяйка-то все на стол выставила, все запасы выложила. А что зимой есть будем?

Хозяйка : Не будь таким жадным, Кузька!

Кузька : Я не жадный, я домовитый. Зима длинная, весна голодная. Кузенька до лета не дотянет, отощает и помрет. Вот наплачетесь-то!

Хозяйка : Не волнуйся ты так, до лета запасов хватит. Лучше пойди и с гостями поздоровайся.

Кузька : Боюся! Их вона как много, а я такой у вас один. Эй, вы, все там! Кузька я! Понятно? Домовые мы. Людям в хозяйстве помогаем, дом охраняем, кошек обучаем, хозяйку величаем.

Хозяйка : Неправильно ты здороваешься, Кузенька. И представляешься неправильно, не так надо.

Кузька : А как надо? Не знаю, не умею я.

Хозяйка: Давайте, ребята, научим Кузьку правильно здороваться и называть себя. Кто покажет? Машенька, вот молодец.

Маша : Здравствуйте, Кузьма Иванович. Меня зовут Маша Петрова. Мне 4 года. А вот моя мама Оля.

Мама Оля : Здравствуй, Кузенька! Меня зовут Ольга Михайловна.

Все взрослые и дети по очереди представляются и здороваются с домовенком.

Кузька: Ух ты, как здорово! Выходит, что я теперь вас всех знаю. Так уж и быть, оставайтесь. Слушайте мои сказки и загадки. У меня их много. Вот для совсем маленьких. Попробуйте отгадать.

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковка)

Сидит на грядке дед, во сто шуб одет, кто его раздевает — тот слезы проливает. (Лук)

Сто одежек и все без застежек. (Капуста)

Хозяйка: Вот какие молодцы, хоть и маленькие, а все загадки отгадали. А еще для тебя, Кузька, они песенку про эти овощи споют. Называется она «Огородная- хороводная».

Дети инсценируют песенку «Огородная-хороводная» (муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой).

Кузька: Замечательно, ребята. Мне очень понравилось. А я с помощью перчаток и разных овощей и фруктов умею сказки рассказывать.

Хозяйка : Да как же это, Кузенька?

Кузька : Доставай-ка, хозяйка, свои старые перчатки, а из этой корзинки — овощи. Вот смотрите: из морковки получится лисичка-сестричка, а из свеколки — серый волк. Лягушку мы сделаем из огурчика, а мышку — из редиски. Вот картофелина, как голова медведя. Зайчика я уже сделал из груши, ушки вырезал. Петушок — из яблочка и морковки. А вот и ширма, на которой терем-теремок нарисован. Занавес открывается, сказка начинается.

Взрослые показывают сказку «Теремок» (персонажи кукольного перчаточного театра). В конце сказки звучит в грамзаписи русская народная плясовая «Из-под дуба, из- под вяза». На пляску Кузька приглашает всех гостей, они пляшут, как умеют. Но тут в печке зашевелился Колооок (с этой игрушкой работает второй воспитатель).

Колобок : А про меня кто сказку расскажет?

Кузька : И вправду, хозяюшка, расскажи про Колобка сказку.

Xозяйка: А я не одна буду рассказывать, мне ребята помогут. Бабушка и дедушка у нас настоящие есть. Это Машина бабушка Мария Ивановна и Сашин дедушка Степан Васильевич. Поможете мне сказку рассказать? Тогда начинаем.

Сказку «Колобок» разыгрывают дети и взрослые. Хозяйка читает текст. Детям надевают шапочки персонажей, и они произносят реплики героев сказки.

Колобок: Лиса меня не съела, пожалела, хозяйке принесла в избушку.

Лиса: Потому что, пока Колобок катился, он в черствый сухарь превратился. А мне, Лисе Патрикеевне, свои зубки жалко. Лучше я пойду на ферму и поймаю себе гуся жирного.

Дети и взрослые показывают инсценировку песни «Лиса- плутовка» (немецкая народная мелодия).

Хозяйка: Что у тебя там, Кузька, в кузовочке?

Кузька: Для деточек красивые платочки.

Хозяйка: Мы платочки возьмем и опять плясать пойдем.

Дети танцуют с платочками под музыку «Ах ты, береза» (русская народная мелодия). На первую часть музыки с платочками ходят по избе, на вторую часть выполняют «пружинку», снова ходят под музыку и на вторую часть кружатся, прячутся за платочки. Проводится игра «Прятки с платочком.» (дети прячутся за платочек — воспитатель-хозяйка их ищет).

Хозяйка:

Где же наши малыши? Здесь не видно ни души!

Пойду погуляю, всех сейчас поймаю.

Я по комнате хожу а ребят не нахожу.

Где ж мои ребятки? Не играйте со мной в прятки!

Дети: Мы здесь!

Танец и игра повторяются еще раз.

Кузька: Какие молодцы! А что, хозяйка, самоварчик поспел? Может, чайку попьем?

Хозяйка: Милости просим, гости дорогие!

Чаепитие за столом.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: организация веселого непринужденного общения детей; создание условий для хорошего настроения и комфорта детей, в которых каждый ребенок может проявить инициативу, самостоятельность, творческую импровизацию.

Задачи:

Обучающая:

  • формировать представления детей о традициях и обычаях русской народной культуры, совершенствовать навыки во всех видах исполнительской, музыкально-познавательной и творческой деятельности.
  • продолжать знакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, частушки, песни), с русскими народными музыкальными инструментами. Закрепить собирательный образ осенних праздников, обрядовые действия.
  • учить размещать композицию на всем листе бумаги коллективно.

Развивающая:

  • развивать песенные, танцевальные музыкально-игровые способности детей, умение создавать выразительные образы героев.
  • обогащать словарный запас, совершенствовать навыки выразительности речи, дикции.
  • развивать эстетическое восприятие.
  • способствовать развитию коммуникативных качеств воображения и творческих способностей детей.

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к быту, традициям и обычаям наших предков, к устному народному творчеству, музыке, танцу, песне, чувство уважения к народной культуре.
  • обогатить словарный запас музыкальными терминами;
  • формировать умение определять музыкальные инструменты по звучанию; петь выразительно и согласованно, передавать в пении характер песни; выполнять музыкально-ритмические движения слаженно, в такт звучанию музыки;
  • развивать чувство ритма, музыкальные и творческие способности посредством игры на детских музыкальных инструментах;
  • воспитывать коммуникативные навыки, интерес к музыкальным инструментам и желание играть на них.
  • воспитывать интерес к родной природе.

Методические приемы: игровой, наглядный, практический, художественное слово. Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,познавательное развитие.

Оборудование и материал: мультимедийное оборудование, экран, видеоклипы с музыкальным материалом; слайды с фотографиями на тему «Осень»; ватман, сухие листочки, клей, кисточки; детские музыкальные инструменты: бубны, колокольчики, барабаны, дудочки, деревянные ложки, трещотки, аккордеон; платочки, сарафаны и косоворотки; оформление зала панно «Осень золотая».

Предварительная работа : экскурсия в парк для сбора осенних листьев и наблюдения в природе, цикл бесед на тему осени и приобщения детей к истокам русской народной культуры, знакомство с трудом на селе, связанным с уборкой урожая.
Знакомство с пословицами и поговорками о труде и мастерстве, чтение русских народных сказок.
Разучивание стихов, песен, частушек, танцев, хороводов.

Ход развлечения

Хозяйка:

Ой, вы, гости-господа
Долго ль ехали сюда?
По домам сидеть не худо,
А в светелке нашей чудо
Радостно мы все встречаем,
И Покров здесь отмечаем!
Собирайтесь, гости дорогие,
Старые да малые!
Весь люд честной
В наш дом большой,
С песнями да плясками,
С играми да сказками,
С русским квасом
Да с задорным переплясом.

Под музыку песни «Покров Богородицы» дети в русских народных костюмах заходят в зал и становятся в хоровод

1 ребенок:

Вот так чудо-чудеса…
Пожелтели все леса!
Время сказочных даров-
Будем праздновать Покров!

2 ребенок:

Осень землю покрывает
Пёстрым, праздничным ковром.
Так природа поздравляет
Нас с Великим Покровом!

3 ребенок:

Приметы осени во всем встречает взор:
Там тянется, блестя на солнце паутина;
Там скирд виднеется: а там, через забор,
Кистями красными повиснула калина.

Хоровод “На горе-то калина”. (Дети садятся на места)

Хозяйка: А теперь мы посидим, друг на друга поглядим. Вот и наступил месяц октябрь. В октябре лист с дерева облетает – кружится, недаром и зовут его – месяц - листопадник, месяц - предзимник. Расскажите, дети, какие приметы осени вы знаете?

Ребенок: Октябрь пришел – Покров принес.

Ребенок: Говорят, что с Покрова до обеда стоит осень, а после обеда – зима.

Ребенок:

Как на день Покров
Ткали множество ковров.
Первый травяной,
Лета жаркий зной.
А ковер второй –
Из листвы сухой.
Третий ковер – снег,
И он не навек.

Хозяйка: Есть еще такая примета: «Если дуб и береза к Покрову потеряют все листья, то год будет легкий, а если не все, то быть суровой зиме.

Ребенок:

Платочки шелковые –
Желтые, красно-бордовые,
Кто с платочком пляшет,
Да на балалаечке играет,
Тому скучно не бывает.

Русский народный танец под музыку песни Н.Кадышевой и ансамбля «Золотое кольцо» «Подари березка».

Хозяйка: Бабушка седа-бела,
Осенью, зимой мила,
А как лето наступает –
Про бабушку забывают! (Печка)

Хозяйка: К празднику Покрову крестьяне топили печи, пекли блины и «запечатывали углы» своей избы, угощали домового – хранителя дома и очага, чтобы он был сыт и спокоен, и из дома тепло не выдувалось.

Исполняется песня «Мы давно блинов не ели» .

Хозяйка: Затопили печь, побаловали домового, можно и на лавке посидеть, да в окошко поглядеть. С Покрова дня во всей России начинались регулярные девичьи посиделки. Люди собирались в избе, пели, плясали, да не забывали трудиться: шить, вязать и вышивать, да топориком махать.

Ребенок:

Посиделки, вечеринки,
Звезды в праздничной выси –
Это русские картинки
Нашей жизни на Руси.

Хозяйка:

Как говорят в народе: «Рукам работа – душе праздник»

1 ребенок: А еще говорили: «Кто привык трудиться, тому без дела не сидится».

2 ребенок: Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.

3 ребенок: Не бойся работы - пусть она тебя боится.

4 ребенок: Труд кормит, а лень портит.

5 ребенок: Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Хозяйка:

У кого там хмурый вид? –
Снова музыка звучит!
Эй, ребята, выходите,
Дружно песню заводите.

Песня «Пошла млада за водой».

1 ребенок:

Для Кадрили русской, старой
Надо лишь четыре пары.
Все хотим Кадриль плясать!
Как же быть? Сидеть, скучать?

2 ребенок:

Мы с тобой скучать не станем,
В круг веселый вместе встанем.
Мы кадриль по кругу спляшем,
Что умеем – все покажем!

Танец «Кадриль»

Хозяйка:

Подходи скорей сюда – будет представление.
На Покров – осенний праздник ждет нас всех веселие!

Инсценировка сказки «Репка»

Ведущая.

Дед и баба дружно жили
И вели свои дела –
Кур водили, хлеб растили,
Внучка радостью была.

Невеликое хозяйство,
Ну, а требует забот –
Жучка дворик охраняет,
Мурка мышек стережет.

Внучка.

Солнце жарко пригревает,
Распевать грачам не лень,
Огород дедусь копает,
Засевает целый день!

Внучка. Иду! Иду! (Убегает.)

Дед (качает головой).

Внучка снова у соседки,
Бабка стряпает в дому,
Сам посею нынче репку,
Не доверю никому!
(Поливает, поет.)

Ты расти, расти на диво
И соседям, и родне,
Наливайся так красива –
Будешь гостем на столе! (Уходит.)

Хозяйка.

Вот прошли весна и лето
Осень тихо настает,
По часам как будто репка
Все растет, растет, растет...
(Дед выходит, чешет в затылке, поражен.)

Ох, ты! Репка! Вот так диво!
Знать не зря я припевал –
Так огромна и красива,
До верхушки не достал!
(Поднимается на носочки, заглядывает вверх на листья репки.)

Как, однако, дотянуться?
Я стремянку принесу.
Ох! Упал! (Падает.) Должно споткнулся.
Лучше бабку позову.
Бабка! Бабка!

Бабка. Что ты, милый?

Дед . В огород иди пока!

Бабка . Вот так репка!

Нету силы,
Вместе тянем за бока!
(Тянут репку, поют.)

Дед и Бабка.

Тянем-тянем нашу репку,
То отпустим, то нажмем,
Ох! Засела очень крепко,
Лучше внучку позовем.
(Зовут) Внучка! Внучка! Помоги нам!
В огород иди пока!
Внучка. Вот так репка!

Дед и бабка.

Нету силы,
Вместе тянем за бока!
(Тянут, поют) Тянем-тянем нашу репку,
То отпустим, то нажмем,
Ох! Засела очень крепко.
Лучше Жучку позовем.
(Зовут.) Жучка! Жучка! Помоги нам!
В огород беги скорей!

Жучка . Гав! Гав! Гав! Гав!



То отпустим, то нажмем,
Ох! Засела очень крепко.
Кошку Мурку позовем.
(Зовут.) Мурка! Мурка! Помоги нам!
В огород беги скорей!

Мурка . Мяу! Мяу!

Нету силы. Ты своей не пожалей!
(Тянут, поют) Тянем-тянем нашу репку
То отпустим, то нажмем,
Ох! Засела очень крепко.
Что же? Мышку позовем?
(Зовут.) Мышка! Мышка! Помоги нам!
В огород беги скорей!

Мышка. Пи-пи-пи-и-и!

Ну, нету силы. Ты своей не пожалей
(Тянут, поют.) Тянем-тянем нашу репку
То отпустим, то нажмем!
Ох! (Все падают друг на друга.)
(Говорят друг другу.)
Сидела очень крепко,
Вот теперь мы отдохнем!
(Водят хоровод вокруг репки и поют.)
Ну и репка, что за диво!
В огороде подросла
И огромна, и красива,
И, наверное, вкусна!

Пусть приходит холод, вьюга,
Не страшны нам холода,
Помогали мы друг другу,
Будет на зиму еда!

Хозяйка:

Вытащили дружно репку,
Что в земле сидела крепко.
А сейчас мы отдохнем,
С Дедом все играть пойдем.

Проводится игра «Дедушка»

Выбирается «дедушка», он садится на стул в центре круга. Все играющие, ходят по кругу и поют:

Уж ты, дедушка седой,
Что сидишь ты под водой?
Выглянь на минуточку.
Посмотри хоть чуточку.
Мы пришли к тебе на час,
Ну-ка, тронь попробуй нас.

«Дедушка» встает с места и начинает ловить играющих, которые убегают на места.

Хозяйка:

Вот послушайте, ребятки,
Загадаю вам загадку.
И топчут ее, и режут ее, она не серчает, добром отвечает.
Конечно, же, земля, спасибо тебе милая, спасибо тебе кормилица, низкий тебе поклон.
Эй! Народ удалой!
Песню заводите
Хоровод ведите!

Русский народный хоровод «Земелюшка - чернозем»

Хозяйка:

Вот и пели и плясали,
А стихи мы не читали?
Расскажите, дети, просим,
Про красавицу, про Осень.

Стихи об осени

Ребенок:

Осень, осень, осень,
Тебя в гости просим
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождём
С перелётным журавлём.

Ребенок:

Ах, художница ты, Осень,
Научи так рисовать.
Я тогда в твоей работе
Тебе буду помогать.

Ребенок:

Тучка глупая не знала,
Что осень здесь настала:
Огневой, лесной наряд
Ливнем тушит час подряд!

Ребенок:

Ох, деревья пожелтели,
На ветру качаются.
Жалко, летние деньки
Быстро так кончаются.

Ребенок.

Осень ты волшебница,
Знатная кудесница.
О тебе скучали мы
В ожиданье красоты!

Ребенок:

Листопад, листопад
Лес осенний конопат!
Налетели конопушки –
Стали рыжими опушки!
Ветер мимо пролетал,
Ветер лесу прошептал:
«Ты не жалуйся врачу,
Конопатых я лечу.
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву!»

Хозяйка:

Ветер, ветер, ветерок,
Налетел и уволок
Все листочки с деревца,
Разбросал их на поля.
Мы тихонько подойдем,
Лист в корзину соберем,
Осени подарим мы
Наш ковер из листвы.

Проводится коллективная аппликация из природного материала «Осенний ковер».

Хозяйка:

Ходи, хоровод,
Весели честной народ,
На земле, ветрам открытой,
Завершаем праздник мы
В честь румяной, именитой
В звонкой песне не забытой
Нашей матушки-Земли!

Исполняется танец «Русская деревня».

Хозяйка:

Убран хлеб, и тише стало,
Жарко дышат закрома,
Поле спит, оно устало
Приближается зима.
Над селом дымки плывут,
Пироги в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Пирогами угощайтесь.

Дети и все гости приглашаются за столы на чай с пирогами.

Репертуар:

1. Русский народный танец «Кадриль».

2. Русский народный танец под музыку песни Н.Кадышевой и ансамбля «Золотое кольцо» «Подари березка».

3. Русский народный танец «Русская деревня».

4. Русская народная песня «Пошла млада за водой».

5. Песня «Мы давно блинов не ели».

6. Русская народная песня «На горе то калина».

7. Игра «Дедушка».

8. Хоровод « Земелюшка - чернозем».

Литература.

  1. И. Каплунова, И. Новоскольцева. Сборник «Как у наших у ворот».
  2. М.Ю. Картушина. «Русские народные праздники в детском саду». М., 2006.
  3. Е.О. Жмулина. Фольклорный праздник «Посиделки на Покров».
  4. А.С. Куприна, Т.А. Бударина. Знакомство детей с русским народным творчеством».
  5. М.В. Тихонова, Н.С. Смирнова «Красна изба…»

Цель : Воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе сибирского фольклора.

Задачи:

Познание:

· Воспитание любви к родному краю, знакомство детей с характерными особенностями сибирского фольклора;

Социализация:

· Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край;

Музыка:

· Развитие творческих способностей детей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности на основе разных жанров сибирского фольклора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник «Сибирские посиделки»

Цель : Воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе сибирского фольклора.

Задачи:

Познание:

  • Воспитание любви к родному краю, знакомство детей с характерными особенностями сибирского фольклора;

Социализация:

  • Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край;

Музыка:

  • Развитие творческих способностей детей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности на основе разных жанров сибирского фольклора.

Звучит веселая музыка. Вбегает скоморох.

Скоморох: Здравствуйте гости дорогие, званые! Расскажу вам сказочку простую, незатейливую! А вы слушайте, да запоминайте!

В некотором царстве,

Беловском государстве,

Стоит терем-теремок,

Детский садик «Огонек»!

Все добротно в нем, красиво,

Так уютно и так мило!

Ребятишек целый рой

Не хотят идти домой!

Девицы там службу служат,

Верой, правдой детям служат.

А еще и вяжут, шьют,

Словом – рукодельем занимаются!

Песни звонкие поют

И фольклором увлекаются!

Скоморох убегает. Гаснет свет. Звучит русская народная музыка. Входит хозяйка, зажигает свечу, готовится к встрече гостей (раскладывает рукоделье, поправляет свой костюм). Входит хозяин, садится на скамью и плетет корзину. Зажигается свет.

Хозяйка:

На завалинках, в светелках иль на бревнышках каких

Собирали посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели и водили хоровод.

А играли, как в Сибири! Ах, как игры хороши!

Словом эти посиделки были праздником души!

Звучит русская народная музыка. Входят 2 девочки

Хозяйка: Здравствуйте гости дорогие! Проходите, будьте как дома!

1девочка: Не беспокойся хозяюшка, мы дома не лежим, а в гостях не стоим!

Хозяйка усаживает девочек на скамью. Девочки берут рукоделие. Входят еще 3 девочки.

Хозяин: Проходите красавицы! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

2 девочка : Гости - люди подневольные, где посадят, там и сядут!

Хозяин провожает девочек на скамью, те достают рукоделие. Входят еще 3 девочки.

Хозяйка: Проходите гости дорогие! Гостю - почет, хозяину – честь.

3 девочка: Туда голуби летают, где их привечают.

Хозяин: Давно мы вас ждем – поджидаем, посиделок без вас не начинаем.

Хозяйка: Припасли мы для вас дел на всякий вкус: кому вязание, кому вышивание, кому сказку, кому правду, кому песни, кому пляски.

Все поют песню «На горе-то калина».

На горе-то калина,
Под горою малина.
Ну что ж, кому дело, калина!
Ну, кому какое дело, малина!

Там девицы гуляли,
Там красные гуляли.
Ну что ж, кому дело, гуляли!
Ну, кому какое дело, гуляли!

Калинушку ломали,
Калинушку ломали,
Ну что ж, кому дело, ломали!
Ну, кому какое дело, ломали!

Во пучочки вязали,
Во пучочки вязали.
Ну что ж, кому дело, вязали!
Ну, кому какое дело, вязали!

На дорожку бросали,
На дорожку бросали,
Ну что ж, кому дело, бросали!
Ну, кому какое дело, бросали!

Хозяйка:

Уж в Сибири так идет, что талантливый народ,

Сам себе и швец, и жнец, и на дудочке игрец.

И блоху он подкует, дом добротный возведет

Утварь всю по дому справит,

Чашей полной дом тот станет!

Хозяин: Сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься! Кто хочет показать свое умение?

Игра «Кто быстрее смотает клубок?»

После игры звучит русская народная музыка. Входят 4 мальчика.

1 мальчик:

Эй, девчата выходите, хороводы заводите!

2 . Ведь сибирский наш народ ловко пляшет и поет!

3. Парни здесь мастера, ловко правят все дела!

4 . Да и девушки под стать, им не станут уступать!

Хоровод « А мы просо сеяли»

Хозяйка:

Небылицы в лицах сидят в теремах – светлицах,

Щелкают орешки, да творят посмешки

Ни короткие, ни длинные

А такие, что в самый раз, как от меня до вас!

Гости переговариваются небылицами

1 .Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

2 .На заборе чепуха
Жарила варенье,
Куры съели петуха
В одно воскресенье.

3 .Ехала деревня мимо мужика,
А из-под собаки лают ворота:
«Караул, деревня, мужики горят!
Бабы сарафаном заливать хотят».

4. Тимошка в лукошке поехал по дорожке.
Собачка на лычке погумкивает,
Медведь на цепи порывается.
Агафон на печи обувается.

5. Агафонова жена при дороге жила,
Калачи пекла.
Уж как эти калачи
Во весь день горячи.

Мальчик:

Мы по улице гуляем, хороводы выбираем.

Где веселый народ – тут и будет хоровод

Хоровод «Тетера»

(перепляс)

На правой руке парня лежит правая рука девушки. Левой рукой он обхватывает её талию, она держится за эту руку своей левой рукой. На первую фразу «ох, я!» парень кружит девку под своей правой рукой. На словах «я тетёрку нашла», когда девка обернулась лицом к парню, он левую руку подаёт девке слева от себя, она левую руку - парню слева от себя.
Дальше всё время на протяжении припева меняются партнёрами, хватаясь то правой, то левой рукой.
Я у батюшки жила,
Я тетёрочку пасла.
Ох, я, я тетёрку пасла,
Ох я, на зелёном лугу,
Ох я, не поймала тетевину,
Ох я, только вырвала перину.
Ох я, уж я с этой тетевины
Ох я, уж я сделаю дуду,
Ох я, уж ты, дудка моя,
Ох я, веселушка моя
Ох я, весели-ка меня
Ох я, на чужой стороне
Ох я, у большой у семье.
Ох я, а семья - три сына,
Ох я, один коней пасёт,
Ох я, другой лапти плетёт,
Ох я, третий сидит на камушке,
Ох я, держит козу на вязушке,
Ох я!
На последней фразе «на чужой стороне» с новой партнёршей становятся в первую позицию и идут по кругу до припева.

Хозяйка:

Посмотрите-ка в окно

Скоморохов там полно!

В дудочки играют,

Народ созывают!

Звучит веселая музыка. Входит скоморох с медведем.

Скоморох : Здравствуйте народ честной! Зовут меня скоморох Тимошка - шуток полное лукошко!

А это мой дружок лохматый.

Ну-ка, мишка, топни лапой!

Я на балалайке буду играть,

А мой мишенька будет плясать!

Скоморох играет. Медведь пляшет. Все хлопают.

Скоморох:

Мишка, Мишка! Не ленись, добрым людям поклонись.

Продолжаем играть и друг друга забавлять.

Мишка, покажи, как малые дети плачут!

А как смеются? Как солдаты шагают?

Как мышки от кота убегают?

Как Дуняша пляшет и платочком машет?

А, теперь мишенька покажи, как девицы в лес по грибы да по ягоды ходят.

Медведь показывает.

Скоморох: Вижу себя вы узнали! А в такую игру вы играли?

Подвижная игра «У медведя во бору»

Скоморох: Славно мы повеселились, пора и честь знать. Пойдем мишенька дальше, по деревням, по городам. Себя показывать, да на людей смотреть!

Скоморох и медведь кланяются и уходят.

Хозяйка: Молодец, Михаил, добрым людям угодил! Доброго тебе пути, к нам ещё приходи!

Хозяин:

Как известно всем подружки-

Мастерицы петь частушки

И вы парни не зевайте

А девчатам помогайте!

СИБИРСКИЕ ЧАСТУШКИ «ЕЛОЧКИ – СОСЕНОЧКИ»

1. У елочки – сосеночки

Тоненькие веточки,

Мы сибирские девчонки,

Все мы как конфеточки

2. Девушки – белянушки,

Садитеся на санушки.

На моей каурушке,

Прокатимся по улушке.

3. Я хотела пофорсить,

Длину юбку поносить.

Мой Мишутка косолапый

Наступил на юбку лапой.

4. Как сибирские девчонки

Не умеют танцевать.

Все посидки, те же речи –

«Смолки дайте пожевать».

5. Хорошо гармонь играет,

Раздается тут и там.

Мы сибирские девчонки,

Хорошо живется нам.

6. Вот в Белово я живу

Песни про Сибирь пою

А приеду на Алтай,

Не забуду родной край.

7.Ах, седая ты тайга,

Чем к себе ты приковала?

Кедрами над кручею,

Да силою могучею.

Кто-то пусть скороговорит.

Остальных прошу молчать!

Девочка:

Ну что ж, говори свою скороговорку.

Нам ее повторить,

Что комара словить!

Бой скороговорок между гостями и хозяевами.

Хозяйка: Вижу я, что вам поиграть захотелось. Есть у меня для вас сибирские игры.

Хороводная игра «ЗАИНЬКА» (выбор с поклоном)

Хоровод водят, взявшись за руки и высоко подняв над головой, образуют «окошки», в которые пытается выскочить «заинька». В той стороне хоровода, куда устремляется «зайка», резко опускают руки, мешая ему.

Заинька серенький,
Заинька беленький,
Некуда зайке выскочить,
Некуда серому выпрыгнуть.
Есть города турецкие,
Есть замки немецкие.

Попытки обычно безуспешны, хоровод останавливается, все хлопают в ладоши:

Ну-ка, зайка, скоком-боком
Перед нашим хороводом,
Ну-ка, зайка, не ленись,
Кого любишь, поклонись.

Тот, кому кланяется «заинька», выходит в круг. Начинают сначала. Если же «зайка» выскочит в круг входят двое, кто выпустил.

Льдинки, ветер и мороз

Играющие встают парами лицом друг к другу. Хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят

Дзинь, дзинь...

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Мальчик:

Много танцев есть на свете

Мы их любим танцевать

И на этих посиделках

Мы б хотели вам сплясать!

Хоровод «Восьмера»

Эта фигура образуется из двух кругов, стоящих рядом. Круги движутся в различные стороны. В определенный момент ведущие одновременно разрывают круги, и участники через одного переходят из одного круга в другой, их общее движение образует рисунок, похожий на цифру «8». Круги как бы переливаются один в другой. Руки разрываются только в момент перехода из одного круга в другой. Количество участников или пар в каждом круге должно быть одинаковым. «Восьмерку» лучше всего исполнять простым или переменным шагом.

Хозяин: Играми, да плясками сыт не будешь! Славится наш сибирский народ гостеприимством, да угощением знатным!

Хозяйка:

Чай горячий – наша сила, украшение стола.

С чая лихо не бывает!» - так в народе говорят!

Чай - здоровье, всякий знает

Пей, хоть 5 часов подряд!

Хозяин: Мы вас к чаю приглашаем

И заданье назначаем

Угадайте-ка, гости дорогие

С чем мы чай вам наливаем!

Игра «Определи на вкус»

На подносе стоят заварочные чайники, в которых заварен травяной, ягодный чай.

Мальчик: Посидели, повеселились, пора и по домам!

Девочка: Спасибо хозяин и хозяюшка, за веселье и за угощенье!

Гости кланяются и уходят. Звучит русская колыбельная музыка. Хозяйка зажигает свечу. Гаснет свет.

Хозяйка: За окном вечер наступает,

На нас дрему напускает.

Хозяин: И то верно, посидели, повеселились, пора и на покой.

Хозяйка и хозяин дуют на свечу и уходят. Звучит веселая музыка. Входит скоморох.

Скоморох:

Вот и весь наш сказ! Мы порадовали вас?

Строго нас вы не судите,

И почаще на наш огонек заходите!

Скоморох кланяется и уходит.